DataLife Engine > Горное право > Ликвидация горного предприятия

Ликвидация горного предприятия


3-01-2011, 12:38. Разместил: admin

Ликвидация горного предприятия представляет собой совокупность
технических и организационно-правовых мер в отношении горного
предприятия как имущественного комплекса в целом или его части,
предусматривающая полное и окончательное прекращение работ, свя-
занных с добычей полезных ископаемых, с последующим обязатель-
ным осуществлением мероприятий, исключающих доступ в подзем-
ные горные выработки и обеспечивающих безопасность населения,
охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений.
Ликвидация горного предприятия или его части допускается толь-
ко после полной отработки балансовых запасов полезных ископае-
мых, в том числе извлекаемых запасов нефти и газа, при отсутствии
перспектив их прироста, невозможности повторной разработки мес-
торождения и вовлечения в добычу забалансовых запасов и при усло-
вии списания в установленном порядке запасов, утративших промыш-
ленное значение, а также в случае возникновения угрозы затопления
или разрушения горных выработок, предотвращение которых техни-
чески невозможно или экономически нецелесообразно.
При ликвидации должен быть рассмотрен и решен вопрос о воз-
можности использования горных выработок и буровых скважин для
иных народнохозяйственных целей.
Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные соору-
жения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат лик-
видации по истечении срока действия лицензии или при досрочном
прекращении пользования недрами.
До завершения процесса ликвидации пользователь недр несет от-
ветственность, возложенную на него законодательством.
При ликвидации предприятия по добыче полезных ископаемых или
его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей
полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная доку-
ментация пополняется на момент завершения работ и сдается в уста-
новленном порядке на хранение.
Ликвидация предприятия по добыче полезных ископаемых или
подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископае-
мых, считается завершенной после подписания акта о ликвидации
органами, предоставившими лицензию, и органом государственного
горного надзора.
В силу особенностей разработки месторождений полезных ископа-
емых на конечной стадии этого процесса текущая рентабельность их
разработки постепенно снижается и при достижении определенного
предела определяет момент окончания работ. По существу, средств на
ликвидацию и консервацию за счет текущей выручки получить оказы-
вается неоткуда. Должны быть созданы определенные резервы, анало-
гичные амортизационным или резервным фондам. Эта проблема осо-
бенно остро встала при подготовке соглашений об освоении нефтя-
ных и газовых месторождений на шельфе о. Сахалин на условиях
раздела продукции. Проблема была решена путем создания так назы-
ваемых ликвидационных фондов. Однако до сих пор такие фонды в
соответствии с законодательством о недрах могут создаваться только
применительно к конкретным СРП. Проблема эта в целом значитель-
но шире и является типичной для любых месторождений. Однако до
сих пор даже не ставится на законодательном уровне вопрос о ее
решении в масштабах всех добывающих отраслей.
В некоторых случаях расходы на ликвидацию несет государство.
Это происходит, если пользование недрами прекращено в случаях
возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей,
работающих или проживающих в зоне вредного влияния работ, свя-
занных с пользованием недрами (при отсутствии вины предприятия),
и возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, воен-
ные действия и др.).
При полной или частичной ликвидации предприятия либо подзем-
ного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть
приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здо-
ровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и
сооружений, а- при консервации — также сохранность месторожде-
ния, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.
Ликвидация горного предприятия или его части осуществляется по
специальным проектам, утвержденным в установленном порядке.
Неиспользуемые искусственные острова, установки и сооружения на
континентальном шельфе РФ должны быть убраны их создателями в
сроки, оговоренные в разрешении на их создание.
При принятии решения о ликвидации объекта, связанного с добы-
чей полезных ископаемых, организацией учитываются полнота отра-
ботки балансовых запасов полезных ископаемых по действующему
проекту, в том числе извлекаемых запасов нефти и газа, экономичес-
кие последствия от утраты промышленного значения запасов полез-
ных ископаемых, перспективы их прироста, возможность и целесооб-
разность повторной разработки месторождения и вовлечения в добы-
чу забалансовых запасов. Решение о ликвидации объекта, связанного
с добычей полезных ископаемых, с числящимися на его учете запаса-
ми полезных ископаемых согласовывается с органами Госгортехнадзо-
ра России. Ликвидация горных выработок объекта, связанного с до-
бычей полезных ископаемых, производится после полного списания в
установленном порядке запасов полезных ископаемых.
Пользование участком недр может быть связано с нарушением
поверхностного слоя почвы. Учитывая это, законодательством о земле
и законодательством о недрах при ликвидации или консервации гор-
ного предприятия предусмотрено обязательное требование рекульти-
вации земель.
Рекультивации в части, связанной с недропользованием, подлежат
земли, нарушенные при:
— разработке месторождений полезных ископаемых открытым или
подземным способом, а также добыче торфа;
— прокладке трубопроводов;
— проведении геологоразведочных, проектно-изыскательских, стро-
ительных и иных работ, связанных с нарушением почвенного слоя;
— складировании и захоронении промышленных отходов;
— строительстве, эксплуатации и консервации подземных объек-
тов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен,
канализационные сооружения и т.п.).
Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное
для последующего использования, а также порядок снятия, хранения
и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавлива-
ются органами, предоставляющими земельные участки в пользование
и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушени-
ем почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получив-
ших положительное заключение государственной экологической экс-
пертизы.
Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе дей-
ствующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных,
водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стан-
дартов с учетом региональных природно-климатических условий и
местоположения нарушенного участка.
Выдача разрешений на добычу общераспространенных полезных
ископаемых или торфа для собственных нужд и проведение других
внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного
покрова, осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствую-
щими органами исполнительной власти субъектов РФ.
Перечень общераспространенных полезных ископаемых (песок,
гравий, глина, кварцит, доломит, мергель, известняк, ракушечник,
сланцы, магматические, вулканические, метаморфические породы и
др.) применительно к отдельным регионам определяется МПР совме-
стно с органами исполнительной власти субъектов РФ.
Контроль за качеством и своевременностью выполнения работ по
рекультивации нарушенных земель и восстановлению их плодородия,
снятием, хранением и использованием плодородного слоя почвы осу-
ществляется:
— органами МПР и другими специально уполномоченными орга-
нами в соответствии с их компетенцией, определяемой положениями
об их деятельности;
— соответствующими службами организаций, проводящих работы
с нарушением почвенного покрова или осуществляющих авторский
надзор за реализацией проектов рекультивации;
— внештатными общественными инспекторами по использованию
и охране земель.
В целях оценки, предупреждения и своевременного устранения
негативного влияния нарушенных и рекультивированных земель на
состояние окружающей среды специально уполномоченными органа-
ми и заинтересованными организациями в пределах их компетенции
осуществляется наблюдение (мониторинг) за экологической обстанов-
кой в местах разработок месторождений полезных ископаемых, скла-
дирования и захоронения отходов, проведения других работ, связан-
ных с нарушением почвенного покрова, а также на рекультивирован-
ных территориях и прилегающих к ним участках.
Возмещение вреда, причиненного проведением работ, связанных с
нарушением почвенного покрова, невыполнением или некачествен-
ным выполнением рекультивации земель, производится добровольно
либо по решению суда или арбитражного суда по искам потерпевшего
или органов МПР.
Контрольные вопросы
1. Характеристика этапов системы пользования недрами.
2. Содержание понятий «рациональное использование» и «охрана недр».
3. Требования по рациональному использованию и охране недр.
4. Требования безопасного ведения горных работ.
5. Статус и функции аварийно-спасательной службы.
6. Консервация горного предприятия.
7. Ликвидация горного предприятия.