DataLife Engine > Горное право > Административная ответственность

Административная ответственность


Вчера, 13:47. Разместил: admin

Законодательство об административных правонарушениях состоит
из Кодекса РФ об административных правонарушениях [ПО] (да-
лее — Кодекс) и принимаемых в соответствии с ним законов субъек-
тов РФ об административных правонарушениях.
Административным правонарушением признается противоправное,
виновное действие (бездействие) физического или юридического лица,
за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административ-
ных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении админи-
стративного правонарушения, если будет установлено, что у него име-
лась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение кото-
рых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена администра-
тивная ответственность, но данным лицом не были приняты все зави-
сящие от него меры по их соблюдению.
Назначение административного наказания юридическому лицу не
освобождает от административной ответственности за данное право-
нарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к
административной или уголовной ответственности физического лица
не освобождает от административной ответственности за данное пра-
вонарушение юридическое лицо.
Административное правонарушение признается совершенным
умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный
характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные по-
следствия и желало наступления таких последствий или сознательно
их допускало, либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по
неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возмож-
ность наступления вредных последствий своего действия (бездействия),
но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на
предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности
наступления таких последствий, хотя должно было и могло их пред-
видеть.
Анализ показывает, что правонарушения в сфере недропользова-
ния, за которые предусмотрена административная ответственность,
по своему характеру таковы, что совершаться они могут практически
всегда умышленно.
В соответствии с Кодексом за совершение административных пра-
вонарушений могут устанавливаться и применяться следующие адми-
нистративные наказания:
1. Предупреждение.
2. Административный штраф.
3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета админи-
стративного правонарушения.
4. Конфискация орудия совершения или предмета административ-
ного правонарушения.
5. Лишение специального права, предоставленного физическому
лицу.
6. Административный арест.
7. Административное выдворение за пределы РФ иностранного
гражданина или лица без гражданства.
8. Дисквалификация.
Ответственность за правонарушения, связанные с пользованием
недрами, Кодекс установил:
— в области охраны собственности (гл. 7 КоАП);
— в области охраны окружающей природной среды и природо-
пользования (гл. 8 КоАП).
В области охраны собственности Кодексом предусмотрена ответ-
ственность за следующие правонарушения, связанные с пользованием
недрами:
— пользование недрами без разрешения (лицензии), либо с нару-
шением условий, предусмотренных разрешением (лицензией);
— застройка площадей залегания полезных ископаемых без специ-
ального разрешения, а также необеспечение требований к сохране-
нию зданий и сооружений при пользовании недрами;
— самовольная переуступка права пользования недрами, а равно
самовольный обмен участка недр;
— самовольное подключение к нефтепроводам, нефтегазопрово-
дам и газопроводам, а равно самовольное (безучастное) использова-
ние нефти, газа или нефтепродуктов.
В области охраны окружающей природной среды и природополь-
зования Кодексом предусмотрена ответственность за следующие пра-
вонарушения, связанные с пользованием недрами:
1. Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ре-
сурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных
ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидро-
минеральных ресурсов в состояние, не пригодное для разработки.
2. Нарушение требований по рациональному использованию недр,
включая:
— выборочную (внепроектную) отработку месторождений полез-
ных ископаемых, приводящую к необоснованным потерям запасов
полезных ископаемых, разубоживанию полезных ископаемых, и рав-
но иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнорма-
тивным потерям при добыче полезных ископаемых при переработке
минерального сырья;
— невыполнение требований по проведению маркшейдерских ра-
бот, приведению ликвидируемых или консервируемых горных выра-
боток и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность
населения и окружающей природной среды, либо требования по со-
хранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок
и буровых скважин во время их консервации.
3. Нарушение правил и требований проведения работ по геологи-
ческому изучению недр, могущее привести или приведшее к недосто-
верной оценке разведанных запасов полезных ископаемых либо усло-
вий для строительства и эксплуатации предприятий по добыче полез-
ных ископаемых, а также подземных сооружений, не связанных с
добычей полезных ископаемых, а равно утрата геологической доку-
ментации, дубликатов проб полезных ископаемых и керна, которые
необходимы при дальнейшем геологическом изучении недр и разра-
ботке месторождений.
4. Нарушение порядка отвода земельных участков, а равно порядка
предоставления в пользование лесов в водоохранных зонах и при-
брежных полосах водных объектов.
5. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей
по приведению земель в состояние, пригодное для использования по
целевому назначению или по их рекультивации после завершения раз-
работки месторождений полезных ископаемых, включая общераспро-
страненные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, ле-
созаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуще-
ствляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей.
6. Сокрытие, умышленное: искажение или несвоевременное сооб-
щение полной и достоверной информации о состоянии окружающей
природной среды и природных ресурсов, источниках загрязнения окру-
жающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного
воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы,
о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии
земель, водных объектов и других объектов окружающей природной
среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет нало-
жение административного штрафа на граждан в размере от пяти до
десяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц —
от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на юриди-
ческих лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
7. Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспро-
страненных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объек-
тах, осуществление молевого сплава леса либо нарушение установ-
ленного порядка, очистки водных объектов от затонувшей древесины
и наносов.
8. Нарушение установленного режима или иных правил охраны и
использования окружающей природной среды и природных ресурсов
на территориях государственных (природных) заповедников, нацио-
нальных парков, природных парков, государственных природных за-
казников, а также на территориях, на которых находятся памятники
природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в
их охранных зонах (округах) влечет наложение административного
штрафа на граждан с конфискацией орудий совершения администра-
тивного правонарушения и продукции незаконного природопользова-
ния или без таковой:
— на должностных лиц — с конфискацией орудий совершения
административного правонарушения и продукции незаконного приро-
допользования или без таковой;
— на юридических лиц — с конфискацией орудий совершения
административного правонарушения и продукции незаконного приро-
допользования или без таковой.
Отдельно выделены статьи, устанавливающие ответственность за
природоресурсное правонарушение в экваториальных зонах:
1. Нарушение правил (стандартов, норм) безопасного проведения
поиска, разведки или разработки минеральных (неживых) ресурсов,
буровых работ либо условий лицензии на водопользование, на регио-
нальное геологическое изучение, поиск, разведку или разработку, а
также правил (стандартов, норм) использования или охраны мине-
ральных (неживых) ресурсов внутренних морских вод, территориаль-
ного моря, континентального шельфа и (или) исключительной эконо-
мической зоны РФ.
2. Самовольная прокладка или вывод на территорию РФ подвод-
ных кабелей, трубопроводов или туннелей, а равно нарушение правил
их прокладки, вывода на территорию РФ или эксплуатации во внут-
ренних морских водах, в территориальном море, на континентальном
шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ.
3. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных
исследований, предусмотренных разрешением, во внутренних морс-
ких водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и
(или) в исключительной экономической зоне РФ.
4. Самовольное изменение программы морских научных исследо-
ваний во внутренних морских водах, в территориальном море, на
континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической
зоне РФ.
5. Самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и
иных плавучих средств, искусственных островов, установок и соору-
жений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в
территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исклю-
чительной экономической зоне.
6. Погрузка, выгрузка или перегрузка на континентальном шельфе
и (или) в исключительной экономической зоне добытых минеральных
ресурсов без разрешения, если такое разрешение обязательно.
7. Нарушение норм и правил безопасности при проектировании,
строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремон-
те, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидро-
технического сооружения.