Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах
 (голосов: 0)
  комментарий к НК | Автор: admin | 7-02-2011, 00:00

1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.


(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:


(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;


(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;


(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;


(пп. 3 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;


(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


5) формы и методы налогового контроля;


(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;


(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.


(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


3. Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.


4. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.


(п. 4 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


5. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом.


(п. 5 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


6. Указанные в настоящей статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте настоящего Кодекса "законодательство о налогах и сборах".


Комментарий к статье 1


1. Пункт 1 комментируемой статьи в самой общей форме определяет состав законодательства РФ о налогах и сборах. Оно включает:


а) прежде всего сам НК (как общую, так и специальную части НК);


б) принятые в соответствии с НК федеральные законы о налогах и сборах;


в) федеральные законы и иные нормативные правовые акты (например, инструкции ГНС, изданные по отдельным налогам), действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень актов, утративших силу (он дан в ст. 2 Закона N 147-ФЗ). Они продолжают действовать в части, не противоречащей части первой НК, однако указы подлежат приведению в соответствие с ней (ст. 7 Закона N 147-ФЗ);


г) изданные до введения в действие части первой НК указы Президента РФ и постановления Правительства РФ по вопросам, которые согласно НК могут регулироваться федеральными законами. И эти акты продолжают действовать впредь до принятия соответствующих федеральных законов (абз. 2 ст. 7 Закона N 147-ФЗ).


2. Анализ правил п. 2 ст. 1 позволяет сделать ряд весьма важных выводов:


а) НК, прежде всего, устанавливает систему "Н и С", взимаемых в федеральный бюджет, т.е. для этих "Н и С" НК является единственным актом непосредственного, прямого применения. Причем законодатель особо подчеркнул: НК устанавливает систему "Н и С", взимаемых в федеральный бюджет (но не во внебюджетные фонды);


б) НК устанавливает также общие принципы налогообложения не только в РФ в целом, но и в отношении региональных налогов и сборов (см. коммент. к ст. 14 НК), местных налогов и сборов (см. коммент. к ст. 15 НК). Некоторые принципы указаны в п. 2 ст. 1, но есть и другие, например: принцип приоритета норм международных договоров по вопросам налогообложения (ст. 7 НК); принцип презумпции невиновности налогоплательщика (п. 6 ст. 108 НК); принцип недопустимости нарушения единого экономического пространства РФ при налогообложении (п. 4 ст. 3 НК) и др., соблюдение которых обязательно при введении того или иного регионального или местного налога и (или) сбора;


в) НК устанавливает, в частности:


1) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ. При этом к налогам и сборам, взимаемым в РФ, относятся: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы (см. коммент. к ст. 12 - 16 НК);


2) основания возникновения (изменения, прекращения) "Н и С" (см. коммент. к ст. 44 НК) и порядок исполнения обязанностей по уплате "Н и С". В частности, в нормах НК подробно определяются: порядок исчисления налога (ст. 52 НК); правила надлежащего исполнения обязанности по уплате "Н и С" (ст. 45 НК); исполнение обязанности по уплате "Н и С" при ликвидации организации (ст. 49 НК) либо при реорганизации ЮЛ (ст. 50 НК); исполнение этой обязанности безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица (ст. 51 НК); порядок взыскания "Н и С" за счет имущества налогоплательщика (ст. 46, 47 НК);


3) принципы установления, введения в действие, прекращения действия ранее введенных "Н и С" субъектов РФ, а также местных "Н и С";


4) права и обязанности:


налогоплательщиков (см. коммент. к ст. 21 - 23 НК);


налоговых органов (см. коммент. к ст. 30 - 33 НК);


других участников отношений, регулируемых законодательством о "Н и С". К последним, в частности, относятся: налоговые агенты (см. коммент. к ст. 24 НК), таможенные органы (см. коммент. к ст. 34, 35 НК), госорганы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления (см. коммент. к ст. 9 НК), финансовые органы, иные уполномоченные органы (см. коммент. к ст. 9, 63 НК);


5) формы и методы налогового контроля. Основные формы налогового контроля:


налоговые проверки (в т.ч. и выездные) (ст. 87 - 89 НК);


получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц (ст. 82, 100, 119 НК);


проверка данных учета и отчетности (ст. 80, 81, 83, 84 НК);


осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) (ст. 92 НК).


К методам контроля относятся, в частности, анализ налоговых деклараций (ст. 80 НК), проведение встречных, повторных, выборочных, сплошных проверок;


6) ответственность за совершение налоговых правонарушений (ст. 106 НК). При этом НК определяет:


круг лиц, подлежащих ответственности за налоговое правонарушение (ст. 107 НК);


общие условия привлечения к ответственности за такие правонарушения (ст. 108, 109, 113, 115 НК);


обстоятельства, смягчающие и отягчающие либо исключающие ответственность (ст. 111, 112 НК);


налоговые санкции (ст. 114, 115 НК);


конкретные виды налоговых правонарушений и виды ответственности за них (ст. 116 - 129 НК);


7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц (ст. 137 - 139 НК). Учитывая многочисленные споры прошлых лет, законодатель установил, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает, по общему правилу, исполнения обжалуемого акта или действия (бездействия). См. коммент. к ст. 141 НК.


3. В п. 3 комментируемой статьи содержится очень важное для правильного применения норм НК правило: к отношениям по установлению, введению и взиманию сборов правила НК применяются лишь постольку, поскольку это прямо предусмотрено в самом НК (см., например, ст. 3, абз. 2 п. 1 ст. 5, ст. 13, 14, 17, 21 - 23, 58 - 60 НК и коммент. к ним).


4. Пункт 4 ст. 1 существенно отличается (в лучшую сторону) от правил абз. 2 ст. 1 Основ: во-первых, он исходит из того, что именно представительные (а не любые) органы власти субъектов РФ вправе принимать нормативные правовые акты о "Н и С"; во-вторых, законодательство субъектов РФ о "Н и (или) С" может регулировать вопросы по введению, отмене, взиманию "Н и С", а не сводится лишь к установлению дополнительных льгот (это вытекает из систематического анализа ст. 1, 12 НК); в-третьих, особо подчеркивается, что законодательство о "Н и С" субъектов РФ принимается в соответствии с самим НК (а не в целом с законодательством РФ).


5. Правилами п. 5 ст. 1 установлено, что только представительные органы местного самоуправления (Советы, городские (районные) собрания, управы и т.д.) вправе принимать нормативные акты в области "Н и С" и только в соответствии с нормами НК (см. также коммент. к ст. 12, 15, 16 НК).


6. Исключительное значение для правильного применения большинства норм НК имеют правила п. 6 ст. 1. Их анализ приводит к следующим выводам:


а) НК отличает понятие "законодательство РФ о налогах и сборах" от понятия "законодательство о налогах и сборах". Последнее включает также: 1) законодательство субъектов РФ о "Н и С", 2) нормативные акты представительных органов местного самоуправления о "Н и С";


б) если в той или иной статье применяется словосочетание "законодательство о налогах и сборах" (см., например, п. 6 ст. 3, п. 2 - 4 ст. 5, ст. 106 НК и др.), то имеется в виду весь комплекс нормативных правовых актов в области "Н и С", а не только те акты, которые принимаются на уровне РФ. См. также БВС РФ, 1998, N 2, с. 2; п. 1, 7 Постановления Пленумов N 41/9.

Коментариев: 0 | Просмотров: 103 |
Ключевые теги: федерального закона от 09 07 1999, нормативные правовые акты, взимаемых в федеральный бюджет, законодательство о налогах и сборах
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: