Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Статья 4. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов о налогах и сборах
 (голосов: 0)
  комментарий к НК | Автор: admin | 7-02-2011, 00:00

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Государственный таможенный комитет Российской Федерации при издании указанных актов руководствуется также таможенным законодательством Российской Федерации.


(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


2. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Министерство финансов Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.


(п. 2 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


Комментарий к статье 4


1. Комментируемая статья устанавливает пределы (рамки) для нормотворческой деятельности Минфина РФ, МНС РФ, ГТК РФ, других органов исполнительной власти и ОВФ в области налогообложения. К сожалению, в период с 1991 по 1998 г. указанные органы приняли огромное количество актов по "Н и С", которые достаточно часто не только противоречили друг другу, но и "подправляли" закон, а то и вовсе не соответствовали его положениям. Учитывая это, законодатель в ст. 4 четко установил, что органы исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам "Н и С" только в случаях, прямо предусмотренных законодательством. См. также п. 7 Постановления Пленумов N 41/9. При этом следует обратить внимание на ряд моментов:


а) в систему федеральных органов исполнительной власти входят не только Правительство РФ, федеральные министерства (например, МНС РФ, Минфин РФ, МВД РФ и т.д.), но и федеральные службы (например, ФСБ, ФСНП и др.), государственные комитеты (например, ГТК РФ), другие ведомства (различные департаменты, комиссии и т.д.);


б) органы исполнительной власти субъектов РФ - это различные подразделения администрации (правительства, мэрии и т.д.) субъектов РФ. Они по-разному называются (департаменты, управления, министерства, отделы и т.д.) в зависимости от того, как решается этот вопрос в конституциях (уставах) конкретных субъектов РФ. Сюда же входят губернаторы, мэры, правительства и т.д. субъектов РФ;


в) к исполнительным органам местного самоуправления относятся администрации городов, поселков, сельских населенных пунктов, а также их подразделения (отделы, управы, исполкомы, управления, департаменты и т.д.);


г) не любые акты органов, упомянутые в ст. 4, относятся к нормативным правовым. В частности, федеральные органы исполнительной власти принимают их в виде постановлений, распоряжений, правил, инструкций и положений. Указания, письма, разъяснения не являются нормативными правовыми актами (см. Правила от 13.08.97) и не могут регулировать отношения в сфере "Н и С". Правовые последствия для налогоплательщиков порождают лишь те нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (кроме постановлений Правительства РФ), которые прошли государственную регистрацию в Минюсте РФ.


В соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" эти акты публикуются в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации", "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти".


2. Помимо перечисленного в п. 1 настоящего комментария, нормативные правовые акты органов исполнительной власти должны отвечать еще двум обязательным условиям ст. 4:


а) они не должны дополнять законодательство о "Н и С", т.е. вводить новые правила налогообложения, возлагать на плательщиков дополнительные обязанности (не предусмотренные в законодательстве о "Н и С"), вводить новые запреты на действия плательщиков и налоговых органов, отменять права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством о "Н и С", и т.д.;


б) они не могут изменять законодательство о "Н и С", т.е. устанавливать иные, чем в НК, основания, порядок, условия налогообложения, изменять понятия и термины, определенные в ст. 11 НК, разрешать или допускать действия, запрещенные НК, и др. (см. коммент. к ст. 6 НК).


3. Новая редакция ст. 4 предоставила право МНС РФ, ГТК РФ, Минфину РФ и органам внебюджетных фондов издавать: приказы, инструкции, иные нормативные правовые акты, методические указания. Эти акты:


а) обязательны только для подразделений указанных органов (например, территориальных ГНИ), но не для плательщиков "Н и С";


б) хотя и связаны с налогообложением, но не относятся к законодательству о "Н и С" (см. также коммент. к ст. 1, 2, 5 НК).


О некоторых полномочиях ГТК РФ, Минфина РФ, МНС РФ издавать правовые акты в области "Н и С" см. коммент. к ст. 31, 54, 63, 80, 84 НК.

Коментариев: 0 | Просмотров: 202 |
Ключевые теги: органов исполнительной власти, нормативные правовые акты, органы исполнительной власти, федеральных органов исполнительной
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: