Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
 (голосов: 0)
  комментарий к НК | Автор: admin | 7-02-2011, 00:00

1. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.


Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.


Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.


(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


2. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.


(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


3. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.


(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


4. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.


(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


5. Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.


(п. 5 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


Комментарий к статье 5


1. Анализ правил п. 1 ст. 5 позволяет сделать ряд важных выводов:


1) по общему правилу акты законодательства о налогах вступают в силу:


а) не ранее (т.е. позже вступить в силу могут, например - НК вступил в силу лишь с 01.01.99 - почти через полгода после опубликования) чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. При этом нужно иметь в виду, что официальным опубликованием федеральных законов считается публикация их в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".


Принципиально значимо для правильного определения дня первой публикации федерального закона Постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.96 N 17-П. В нем сказано, что официальным опубликованием закона считается первая публикация (т.е. реальное обнародование) его полного текста, а не дата подписания в печать указанных выше изданий;


б) не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом под "налоговым периодом" понимается календарный год или иной период времени (например, квартал, полугодие) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма, подлежащая уплате (см. коммент. к ст. 53 - 55 НК);


2) по общему правилу акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (см. об этом выше). Пункт 1 ст. 5 четко разграничивает процедуры вступления в силу законодательства о налогах и законодательства о сборах.


2. Специальные правила вступления в силу актов законодательства о "Н и С" изложены в абз. 3 п. 1 ст. 5:


а) для федеральных законов, вносящих изменения в текст самого НК. Но при этом имеются в виду изменения, касающиеся установления новых "Н и С". Дело в том, что обязанность по уплате "Н и С" возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК или иным актом законодательства о "Н и С", а "Н и С" считаются установленными с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих их уплату (см. коммент. к ст. 44 НК);


б) для законодательства о "Н и С" субъектов РФ, а также актов представительных органов местного самоуправления по "Н и С" (см. коммент. к ст. 12 НК). При этом нужно обратить внимание на важный момент: ст. 5 не говорит о том, что имеются в виду только акты, которые устанавливают новые "Н и С". Речь идет о любых актах законодательства субъектов РФ и нормативных правовых актах органов местного самоуправления, вносящих изменения в местные и региональные "Н и С";


в) акты законодательства о "Н и С", указанные в абз. 3 п. 1 ст. 5, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия в установленном порядке. Например, акт, принятый 3 сентября 2000 г., может вступить в силу с 1 января 2001 г. (или позднее, например, с 1 апреля 2001 г. и т.д.).


3. Правила п. 2 ст. 5 устанавливают, что акты законодательства о "Н и С" не имеют обратной силы (т.е. не могут регулировать отношения, возникшие и имевшие место до их издания и вступления в силу), если они:


а) устанавливают новые "Н и (или) С". Иначе говоря, не имеет обратной силы, например, закон, устанавливающий новые объекты налогообложения, налоговую базу, ставку, период, порядок исчисления и уплаты налога (см. коммент. к ст. 17 НК);


б) повышают налоговые ставки (см. коммент. к ст. 53 НК);


в) устанавливают новые или отягчают ранее действовавшие виды ответственности за нарушение законодательства о "Н и С" (см. коммент. к ст. 116 - 129.1 НК);


г) устанавливают новые обязанности плательщиков и иных участников налоговых отношений (например, налоговых агентов, налоговых органов, таможенных органов и др., круг их определен в ст. 9 НК, см. коммент. к ней). Обязанности плательщиков указаны в ст. 23 НК, обязанности иных участников в ст. 24 - 37 НК.


4. В п. 3 (равно как и в п. 2) ст. 5 установлено императивное (т.е. обязательное для всех участников налоговых отношений) правило: имеют обратную силу (в других актах о "Н и С" это правило отменять нельзя) акты законодательства о "Н и С", если они:


устраняют ответственность за налоговые правонарушения. При этом правонарушитель, не привлеченный к ответственности к моменту вступления в силу такого акта, освобождается от нее, а дела о правонарушениях, не оконченные производством к моменту вступления в силу такого акта, подлежат прекращению (см. коммент. к ст. 101 - 105 НК);


смягчают меру ответственности. Смягчение ответственности может выражаться в уменьшении размера налоговой санкции (см. о порядке ее применения коммент. к ст. 114 НК);


устанавливают дополнительные гарантии защиты прав плательщиков "Н и С" и их представителей. Дополнительными считаются такие гарантии, которые до этого прямо не были предусмотрены в нормах ни самого НК (например, в ст. 21, 22, 32, 33, 108, 109, 111, 112 - 115 НК), ни других актов законодательства о "Н и С".


5. В п. 4 ст. 5 содержатся диспозитивные правила о том, что могут иметь обратную силу акты законодательства о "Н и С" (если в них это прямо предусмотрено):


отменяющие "Н и (или) С". С момента вступления в силу такого акта прекращается обязанность по уплате "Н и С" (см. п. 1 ст. 44 НК и коммент. к ней);


снижающие размеры ставок "Н и С". Следует обратить внимание, что в ряде случаев такие ставки могут устанавливаться и Правительством РФ (см. коммент. к ст. 53 НК) в порядке и пределах, определяемых НК. В этих случаях под действие правил ст. 5 подпадают и подобного рода акты Правительства РФ. О налоговых ставках по региональным и местным "Н и С" см. коммент. к ст. 53 НК;


устраняющие обязанности плательщиков, а также налоговых агентов, их представителей. Круг этих обязанностей указан в ст. 23 - 29 НК (см. коммент. к ним), а также в актах законодательства, посвященных отдельным видам "Н и С";


иным образом улучшает положение плательщиков, налоговых агентов, их представителей (например, допускает возможность применять рассрочки или отсрочки в уплате конкретного "Н и С", чего ранее действовавшее законодательство не предусматривало, вводит новые или расширяет сферу ранее установленных льгот).


Следует учесть, что правила абз. 3 п. 1 ст. 5 вступают в силу с 1 января 2000 г. (Федеральный закон от 30.03.99 N 51-ФЗ). Кроме того, правила ст. 5 распространяются на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания "Н и С", подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Коментариев: 0 | Просмотров: 123 |
Ключевые теги: акты законодательства о налогах, законодательства о налогах и сборах, вступают в силу не ранее, месяца со дня их официального опубликования, одного месяца со дня их официального, одного месяца со дня их официального опубликования
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: