Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Статья 6. Несоответствие нормативных правовых актов о налогах и сборах настоящему Кодексу
 (голосов: 0)
  комментарий к НК | Автор: admin | 7-02-2011, 00:00

1. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт:


1) издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;


2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные настоящим Кодексом;


(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


3) изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;


(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные настоящим Кодексом;


(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные настоящим Кодексом;


(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


6) разрешает или допускает действия, запрещенные настоящим Кодексом;


7) изменяет установленные настоящим Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;


(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в настоящем Кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в настоящем Кодексе;


9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса.


2. Нормативные правовые акты о налогах и сборах, указанные в пункте 1 настоящей статьи, признаются не соответствующими настоящему Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.


3. Признание нормативного правового акта не соответствующим настоящему Кодексу осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Правительство Российской Федерации, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.


(п. 3 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


4. Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.


(п. 4 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


Комментарий к статье 6


1. Комментируя правила п. 1 ст. 6, следует прежде всего обратить внимание на то, что к нормативным правовым актам о "Н и С" (упомянутым в ст. 6) относятся законодательство о "Н и С", указанное в ст. 1 НК, и нормативные правовые акты, указанные в п. 1 ст. 4 НК.


2. Анализ правил п. 1 ст. 6 позволяет сделать ряд важных выводов. Лишь такой нормативный правовой акт о "Н и С" признается не соответствующим НК, который:


а) издан органом, не имеющим согласно ст. 1, 4 НК право издавать подобного рода акты. Дело в том, что НК исчерпывающим образом указал круг органов, наделенных указанным правом, а именно:


Федеральное Собрание РФ - принимает Федеральный закон по "Н и С";


законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ - принимают в соответствии с НК законы (иные правовые акты) по региональным "Н и С" (п. 4 ст. 1, п. 3 ст. 12, ст. 14 НК);


представительные органы местного самоуправления - принимают акты о местных налогах в пределах, установленных НК (п. 3 ст. 1, п. 4 ст. 12, ст. 15 НК);


федеральные органы исполнительной власти (например, МНС РФ, ГТК РФ и др.), аналогичные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления издают нормативные правовые акты по "Н и С" только в случаях, предусмотренных законодательством о "Н и С" (см. коммент. к ст. 1 НК), и лишь по вопросам, которые не могут изменять или дополнять законодательство о "Н и С" (см. коммент. к ст. 4 НК). См. также коммент. к ст. 9, 12 - 15, 31, 34, 69 НК.


Указанный акт признается также не соответствующим НК, если он издан с нарушением установленного порядка;


б) отменяет или ограничивает:


права плательщиков "Н и С" (ст. 19 НК), налоговых агентов (ст. 24 НК), представителей налоговых агентов и плательщиков (ст. 26 - 29 НК);


полномочия налоговых органов, таможенных органов. Отмена прав (указанная в подп. 2 п. 1 ст. 6) означает ликвидацию тех или иных прав, предусмотренных НК. Ограничение (упомянутое в подп. 2 п. 1 ст. 6) означает частичную отмену этих прав, ущемление их в пользу других участников налоговых отношений;


в) изменяет определенное НК содержание обязанностей участников налоговых отношений, иных лиц, указанных в НК.


Обязанности этих субъектов четко определены ст. 23, п. 3 ст. 24, ст. 26 - 29, 32, 34, 34.1 НК (см. коммент. к ним);


г) запрещает действия плательщиков "Н и С", налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК. Последний в различных своих нормах разрешает, в частности, действия плательщиков "Н и С", направленные на:


получение от налоговых органов бесплатной информации по вопросам "Н и С";


письменных разъяснений;


получение отсрочки, рассрочки, налогового кредита;


зачет или возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) "Н и С";


обжалование решений налоговых и таможенных органов;


реализацию иных своих прав (см. коммент. к ст. 21, 22, 84, 100, 108, 137 - 142 НК);


д) запрещает действия налоговых органов (таможенных органов, ОВФ, их должностных лиц), разрешенные или предписанные НК. К числу разрешенных действий относятся, в частности: истребование документов, связанных с исчислением и уплатой "Н и С"; проведение выездных и камеральных проверок; изъятие по акту документов в ходе проведения проверок; осуществление осмотра и обследования любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов помещений и т.д.


Примерами действий налоговых органов, осуществление которых предписано НК, могут служить: приостановление операций по счетам налогоплательщиков и налоговых агентов в банке; арест имущества; возврат излишне взысканного налога, сбора, пени; учет налогоплательщиков; обращение с иском о взыскании налоговой санкции и т.д. См. коммент. к ст. 31, 52, 76, 77, 79, 83, 87 - 89, 92 - 94, 104 НК;


е) разрешает или допускает действия, запрещенные НК. Например, НК прямо запрещает:


придание обратной силы актам законодательства о "Н и С", ухудшающим положение плательщиков "Н и С" (п. 2 ст. 5 НК);


установление дискриминационного характера "Н и С" (п. 2 ст. 3 НК);


установление "Н и С", препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3 НК);


изменение сроков уплаты "Н и С" в случаях, указанных в ст. 62 НК (см. коммент. к ст. 3, 5, 12, 102, 113 НК);


ж) изменяет установленные НК:


основания действий участников налоговых отношений (иных лиц, указанных в подп. 7 п. 1 ст. 6). Например, основаниями таких действий, как взыскание налога, сбора, пени налоговыми органами, являются неуплата или неполная уплата "Н и С" (см. коммент. к ст. 46 НК);


условия осуществления таких действий. Например, в ст. 64 НК изложены условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате "Н и С" (см. коммент. к ней);


последовательность таких действий. Например, в ст. 100, 104 - 105 НК установлена последовательность действий в ходе производства по делу о налоговом правонарушении;


порядок осуществления упомянутых действий. Так, в ст. 84 НК установлен порядок постановки на учет, снятия с учета налогоплательщиков;


з) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК. Эти институты, понятия и термины указаны в ст. 11 НК (см. коммент. к ней);


и) иным образом противоречит:


общим началам НК (например, если акт законодательства о "Н и С" предусматривает презумпцию виновности, чем нарушается п. 6 ст. 108 НК, то такой акт не соответствует НК);


буквальному смыслу конкретных положений НК (например, в п. 1 ст. 8 НК дается легальное определение налога. Любое иное определение будет означать, что такой акт не соответствует НК).


3. Для признания нормативного правового акта о "Н и С" не соответствующим НК достаточно наличие хотя бы одного из обстоятельств, упомянутых в п. 1 ст. 6. Но если суд установит наличие нескольких обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 6, то он, принимая решение о несоответствии акта НК, должен указать каждое из этих обстоятельств (на это прямо ориентирует Постановление Пленума N 5).


4. В п. 3 ст. 6 установлено, что:


а) по общему правилу нормативный правовой акт признается не соответствующим НК лишь в судебном порядке (см. коммент. к ст. 22, 137, 138, 142 НК);


б) только в случаях, предусмотренных в НК, допускается иной порядок обжалования (см., например, ст. 138 НК);


в) указанный акт может быть отменен (изменен) Правительством РФ (иным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшим этот акт, равно как и их вышестоящими органами) лишь до начала процедуры судебного рассмотрения вопроса об отмене (изменении) акта.


Пункт 4 ст. 6 распространил изложенные выше правила и на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания "Н и С", подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Коментариев: 0 | Просмотров: 80 |
Ключевые теги: федерального закона от 09 07 1999, кодексом в ред федерального закона, кодексом в ред федерального закона от 09 07 1999, настоящим кодексом в ред федерального, настоящим кодексом в ред федерального закона, настоящим кодексом в ред федерального закона от 09 07
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: