DataLife Engine > Муниципальное право > Обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления

Обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления


31-05-2010, 05:05. Разместил: admin

Обращения граждан в органы местного самоуправления дают возможность населению участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления, в выработке проектов их решений, в контроле за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.
Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления закреплено в Конституции РФ (ст. 33).
Порядок работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления урегулирован действующим Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»1. Некоторые субъекты Федерации издали свои законы по этому вопросу, которые редко выходят за рамки названного Указа.
В Указе выделены три вида обращений: предложения, заявления, жалобы.
Предложения – это мнения людей о том, что можно и целесообразно сделать для улучшения жизни людей (например, внести поправку в устав муниципального образования, скорректировать график рейсов муниципального транспорта с учетом потребностей населения). Заявления, как правило, содержат просьбы о реализации субъективных прав (о постановке на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий и т.п.). Предложения и заявления подаются гражданами в те органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации или тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса. Жалобы обычно содержат сведения о нарушении прав конкретных лиц. Они подаются в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены орган местного самоуправления, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, действия которых обжалуются.
Обращения граждан могут быть сделаны как в письменной, так и в устной форме. Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать, помимо изложенного существа предложения, заявления либо жалобы, данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит. Устное обращение граждане адресуют непосредственно должностным лицам местного самоуправления, которые обязаны проводить личный прием граждан. Прием проводится в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы, в удобное для них время, в необходимых случаях – в вечерние часы, по месту жительства граждан.
В соответствии с п. 2 ст. 26 Закона об общих принципах организации местного самоуправления органы и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца. Названный выше Указ конкретизирует это положение Закона, определяя, что заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, должны рассматриваться безотлагательно (не позднее 15 дней). В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо провести специальную проверку, истребовать дополнительные материалы либо принять другие меры, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены руководителем или заместителем руководителя органа местного самоуправления, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.
Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение. В силу специфики предложения как одной из форм обращений ясно, что дополнительное изучение, как правило, необходимо.
Органы и должностные лица местного самоуправления, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в предложениях, заявлениях, жалобах, обязаны направлять их не позднее пятидневного срока по принадлежности, извещая об этом заявителей, а при личном приеме – разъяснять, куда им следует обратиться.
Решение, принятое по жалобе и заявлению, может быть обжаловано в вышестоящий орган (должностному лицу) в порядке подчиненности либо в суд в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»1 от 27 апреля 1993 г. Надзор за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан в органах местного самоуправления возложен на органы прокуратуры.
Федеральным законом, законами субъектов Федерации в соответствии с п. 3 ст. 26 Закона об общих принципах организации местного самоуправления может быть установлена административная ответственность за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления и к их должностным лицам, хотя в КоАП не предусмотрена такая ответственность. Некоторые субъекты Федерации самостоятельно устанавливают административную ответственность за данные правонарушения. Например, в соответствии с Законом Ставропольского края «Об административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением местного самоуправления в Ставропольском крае» нарушение должностными лицами органов местного самоуправления установленного порядка ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления влечет наложение штрафа в размере от 1 до 5 МРОТ.