Предмет курса — это те положения (правовые институты), ко-
торые изучаются данной дисциплиной. Исходя из содержания реко-
мендованной Советом по правоведению УМО университетов РФ
Программе дисциплины «Правоохранительные органы», составными
частями, предмета дисциплины «Правоохранительные органы» яв-
ляются:
1) понятие, признаки, задачи и цели правоохранительной дея-
тельности;
2) функции (направления) правоохранительной деятельности;
3) понятие, признаки и виды правоохранительных органов;
законодательные и иные правовые акты о правоохранительных
органах;
4) понятие и основные признаки судебной власти;
5) общая характеристика суда как органа судебной власти;
понятие и структура судебной системы Российской Федера-
ции;
6) понятие и общая характеристика звеньев судебной системы
и судебных инстанций;
7) понятие, признаки и принципы правосудия;
8) понятие и виды судов общей юрисдикции, их основные за-
дачи и полномочия;
9) порядок формирования, состав, структура и компетенция:
— Верховного Суда РФ,
— Верховных судов республик, краевых, областных, город-
ских (в городах Москва, Санкт-Петербург) судов, судов автономной
области и автономных округов,
— районных судов,
— военных судов,
— мировых судей;
10) правовой статус суда;
11) система, виды, задачи и компетенция арбитражных судов;
12) полномочия и порядок образования:
— Высшего Арбитражного Суда РФ,
23 В литературе приводятся и иные классификации правоохранительных органов (См., к
примеру: Рыжак Н.И., Кваша Ю.Ф. Правоохранительные органы: понятие, основные черты и
классификация // Васильев В.П., Васильев Н.Н., Кваша Ю.Ф., Кваша Л.Ф., Козлов В.А., Рыжак
Н.И., Сурков К.В. Правоохранительные органы Российской Федерации. Под общей редакцией
Ю.Ф. Кваши. Часть первая: Учебное пособие.- М.: ЧеРо-Контур, 2000. С. 14-16; и другие рабо-
ты).
— федеральных арбитражных судов округов (арбитражных
кассационных судов),
— арбитражных апелляционных судов,
— арбитражных судов субъектов Российской Федерации;
13) иные арбитражные органы (Международный коммерче-
ский арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торго-
во-промышленной палате Российской Федерации, Третейские суды
для разрешения экономических споров);
14) понятие, структура, полномочия и принципы деятельности
Конституционного суда РФ;
15) численный состав Конституционного суда РФ, требования,
предъявляемые к кандидатам на должность судьи Конституционного
суда РФ, срок полномочий, порядок прекращения или приостанов-
ления полномочий судьи Конституционного суда РФ;
16) компетенция судебных составов Конституционного суда
РФ, осуществляющих правосудие;
17) Председатель Конституционного суда РФ, заместитель
Председателя Конституционного Суда РФ, судья-секретарь Консти-
туционного Суда РФ;
18) решения Конституционного Суда РФ, их виды, порядок
принятия и юридическое значение;
19) понятие, состав, порядок образования, полномочия Кон-
ституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации;
20) статус судей;
21) требования, предъявляемые к кандидатам в судьи;
22) порядок образования и полномочия органов судейского
сообщества;
23) квалификационная аттестация судей и присвоение класс-
ных чинов;
24) статус присяжных и арбитражных заседателей, права и
обязанности, порядок наделения их полномочиями;
25) государственная защита судей, присяжных и арбитражных
заседателей;
26) организационное обеспечение деятельности судов;
27) Судебный департамент при Верховном суде РФ, система
его органов и учреждений, организация и полномочия;
28) администраторы судов, их функции;
29) задачи, функции и структура Министерства юстиции РФ;
30) территориальные органы юстиции;
31) нотариат;
32) органы прокуратуры Российской Федерации и прокурор-
ский надзор;
33) акты реагирования прокурора на нарушения закона;
34) система органов прокуратуры и их организация;
35) Генеральная прокуратура РФ: структура и полномочия;
36) прокуратуры субъектов Российской Федерации и прирав-
ненные к ним военные и специализированные прокуратуры;
37) полномочия, порядок назначения на должность прокуро-
ров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним проку-
роров;
38) организация работы прокуратуры района (города);
39) порядок назначения на должность и полномочия прокуро-
ра района (города);
40) прокуратура на железнодорожном, водном и воздушном
транспорте;
41) функции, задачи и компетенция военной прокуратуры;
42) требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на
должность прокуроров и следователей;
43) общая характеристика деятельности по выявлению и рас-
следованию преступлений, изобличению лиц, виновных в их совер-
шении:
— оперативно-розыскной,
— дознания,
— предварительного следствия;
44) круг органов, уполномоченных осуществлять оперативно-
розыскную деятельность; пределы их полномочий;
45) взаимодействие органов предварительного расследования
по раскрытию и расследованию преступлений;
46) понятие и виды органов дознания;
47) понятие и виды органов предварительного следствия;
48) правовое положение и процессуальная самостоятельность
следователя;
49) система следственных подразделений ОВД, ФСБ, прокура-
туры и органов по контролю за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ;
50) начальник следственного отдела;
51) юридическая помощь и защита по уголовным делам в Рос-
сийской федерации;
52) понятие и направления деятельности адвокатуры;
53) адвокатская палата: порядок образования, органы само-
управления адвокатской палатой, их компетенция;
54) президент адвокатской палаты, порядок избрания, полно-
мочия;
55) адвокатские образования первого звена;
56) права и обязанности адвоката, порядок и условия присвое-
ния статуса адвоката;
57) Федеральная палата адвокатов РФ;
58) оказание юридических услуг организациями и лицами, не
входящими в состав адвокатуры и др.
Без знаний об указанных правовых институтах трудно усвоить
материал, касающийся деятельности правоохранительных органов, а
значит изучить такие дисциплины как уголовный, гражданский, ар-
битражный процесс. Курс «Правоохранительные органы» как бы
подготавливает студентов усвоению соответствующего материала.
Как и у любой другой правовой дисциплины учения, состав-
ляющие содержание дисциплины «Правоохранительные органы»,
базируются на положениях конституционного права. Именно в
Конституции РФ закреплены основополагающие правила организа-
ции и функционирования органов судебной власти, а также прокура-
туры в Российской Федерации. Изучаемые в рамках курса «Право-
охранительные органы» принципы правосудия, такие как осуществ-
ление правосудия только судом, независимость судей и подчинение
их только закону, открытое разбирательство дел во всех судах
(принцип гласности), презумпция невиновности, национальный язык
судопроизводства, осуществление правосудия на началах равенства
всех перед законом и судом, принцип законности и некоторые дру-
гие, также своей правовой основой прежде всего имеют нормы кон-
ституционного права (ст. ст. 19, 49, 118, 120-122, 128 Конституции
РФ).
Конституцией РФ закреплено верховенство Конституции РФ и
федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч.
2 ст. 4 Конституции РФ). Поэтому система и структура правоохра-
нительных органов России организована так, чтобы деятельность та-
ковых не могла нарушить провозглашенные Конституцией РФ права
и свободы человека и гражданина (ст. ст. 18, 19, 21, 23, 24, 26, 32,
45-48, 50, 51, 55, 60, 62, 64 Конституции РФ).
Дисциплина «Правоохранительные органы» тесно связана с
такими дисциплинами как гражданское процессуальное, уголов-
но-процессуальное, арбитражное процессуальное, гражданское,
семейное, трудовое, административное право, а также иными
правовыми учебными курсами.
Правосудие осуществляется в рамках гражданского, уголовно-
го, арбитражного и конституционного процесса. Именно поэтому
регулирующие данные виды деятельности отрасли права во многом
схожи. Все принципы правосудия (независимость судей и подчине-
ние их только закону, гласность, национальный язык судопроизвод-
ства, принцип законности, и др.) в одинаковой мере касаются граж-
данского, уголовного и арбитражного судопроизводства. Однако у
форм реализации принципов в каждой из отраслей процессуального
права имеются свои отличия, которые в определенной степени ха-
рактеризуют само понятие правосудия.
Осуществляемое в обычных формах правосудие — это дея-
тельность суда (мирового судьи и арбитражного суда) по рассмотре-
нию уголовных и гражданских дел в первой, апелляционной, касса-
ционной инстанциях, а также в порядке надзора и по вновь открыв-
шимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоя-
тельств), направленная на установление виновности подсудимых,
применение к ним мер наказания либо на оправдание невиновных, а
по гражданским делам на разрешение дела по существу. Уяснить
данное, изучаемое в рамках курса «Правоохранительные органы»
понятие невозможно не разобравшись с такими гражданско-
процессуальными, уголовно-процессуальными и арбитражно-
процессуальными институтами как рассмотрение дел в первой,
апелляционной, кассационной инстанциях, а также в порядке надзо-
ра и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь
открывшихся обстоятельств).
Суды, как правоохранительные органы, осуществляют граж-
данско-процессуальную, уголовно-процессуальную и арбитражно-
процессуальную деятельности. В свою очередь ими разрешаются
дела на основе норм материального (уголовного, гражданского, се-
мейного, трудового, административного) права, которые препода-
ются в рамках учебного процесса по соответствующим дисципли-
нам.
Суды, органы дознания и предварительного следствия, пра-
вовой статус которых изучается в рамках дисциплины «Правоохра-
нительные органы», наделяются таковым только в связи и во время
осуществления уголовного, а для судов и гражданского, арбитраж-
ного или конституционного процесса. Поэтому понятие и правовое
положение суда, органа дознания и следователя тесно связано с
правовыми институтами, изучаемыми дисциплинами Уголовный
процесс, Гражданский процесс, Арбитражный процесс и Конститу-
ционное право. Так, к примеру, суд становится субъектом граждан-
ского процесса, а значит, наделяется соответствующим комплексом
прав при поступлении к нему должным образом оформленного за-
явления, где содержатся сведения о подсудном судам общей юрис-
дикции некриминальном нарушении норм той или иной отрасли
материального (обычно гражданского, семейного или трудового)
права. Более того, перечень лиц, по заявлениям которых суд вправе
приступить к рассмотрению гражданского дела (ч. 1 ст. 4 ГПК),
можно очертить лишь с учетом положений гражданско-правового
института дееспособности малолетних и несовершеннолетних (ст.
ст. 26, 28 ГК).
Ряд институтов курса «Правоохранительные органы» в даль-
нейшем более подробно и обстоятельно разбираются при изучении
дисциплины Уголовный процесс. Помимо уже названных: понятия
и принципов правосудия, общей характеристики судебных инстан-
ций и статуса суда, органа дознания, а также следователя, к тако-
вым следует также отнести:
— институт процессуальной самостоятельности следователя,
— процессуальный статус начальника следственного отдела;
— процессуальные права адвоката, выступающего защитни-
ком или представителем в уголовном процессе;
— общую характеристику видов осуществляемой органами
дознания деятельности,
— средства прокурорского надзора за исполнением законов
органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность,
дознание и предварительное следствие;
— характеристику таких направлений деятельности прокура-
туры как уголовное преследование, участие в рассмотрении дел су-
дами и принесение представлений на противоречащие закону ре-
шения, приговоры, определения, постановления судов.
В рамках курса «Правоохранительные органы» изучается
система, структура и компетенция Министерства юстиции РФ и его
территориальных органов, система органов осуществляющих пра-
восудие, прокурорский надзор и иных правоохранительных орга-
нов. Именно поэтому данный курс тесно связан с административ-
ным правом, которым определяется система и структура органов
государственного управления, понятие и принципы этого вида дея-
тельности.
Правоохранительные органы уполномочены на применение
мер административного воздействия. Административная же юрис-
дикция — часть предмета дисциплины административного права.
Соответственно для административного права важно чтобы студен-
ты имели представление о тех органах, которым предоставлено
право привлечения лиц к административной ответственности. Те же
виды деятельности, о которых говорится в курсе «Правоохрани-
тельные органы», как об одном из элементов компетенции прокура-
туры и суда, затем более подробно будут изучены в рамках дисцип-
лины административного права.
Дисциплина Правоохранительные органы в определенной сте-
пени связана с положениями, изучаемыми международным пра-
вом. Этот вывод позволяет сделать редакция ч. 4 ст. 15 Конституции
РФ. Здесь содержится правило, что в случае если международным
договором Российской Федерации установлены иные правила, чем
предусмотренные законом, то применяются правила международно-
го договора.