Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
Купить Фильтры, купить фильтры для очистки для воды в киеве. Купить Фильтры, купить фильтры для очистки для воды в киеве.
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Проблемы адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:55
Как считает В.Л. Васильев, изучение личности осужденного к момен¬ту его освобождения из ИТУ имеет большое значение для решения вопросов борьбы с рецидивной преступностью*. С ним нельзя не со¬гласиться. С этой проблемой тесно связана проблема адаптации осво¬божденного к условиям нормального существования в обычной соци¬альной среде на свободе. К сожалению, еще нередки случаи, когда лица, вышедшие из ИТУ, вновь совершают преступления. И здесь встает проблема доказательства исправления человека, которая не менее акту¬альна, чем проблема доказательства виновности.
_____________________________________________________________________________
*См.: Васильев В.Л. Юридическая психология. С. 452.

Обобщение опыта деятельности ИТУ убеждает в необходимости про¬ведения специальной работы по психологической подготовке осужден¬ных к жизни в новых условиях. Психологическая подготовка выступает начальным и завершающим звеном в процессе исправления и пере¬воспитания осужденных. Эта подготовка осужденных заключается в ак-тивизации их психики, настрое их чувств, привычек, психических состоя¬ний, в формировании установки вести себя подобающим образом в новых условиях. С помощью таких целенаправленных психических воздействий у осужденного складывается психологическая готовность жить в новых условиях, которая обеспечивает быстрое включение его в новую социаль¬ную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения.
Вызвана психологическая подготовка и тем, что человек, попадая в новые условия жизни и социальную среду, встречается со специфичес¬кими трудностями, к преодолению которых он не всегда готов. Для осужденных такая встреча часто бывает неожиданной и вызывает реак¬ции, неадекватные условиям ситуации и требованиям норм морали. Это часто усугубляется неправильным отношением окружающих к осужден¬ным, что ведет к чрезмерному возбуждению или торможению нервных процессов и к нервным срывам. Осужденный начинает неверно оцени¬вать свое поведение и поступки других людей и как следствие непра¬вильно действовать. Психологическая подготовка помогает преодолеть инертность человеческой психики, ускоряет ее перестройку в связи с изменением обстоятельств.
Следует прежде всего активизировать положительные качества лич¬ности в процессе психологической подготовки осужденных к жизни в новых условиях. Можно сделать это обращением к лучшим сторонам личности, напоминанием ее былых заслуг, активизацией позитивных установок, морально-политических и правовых чувств, выражением уве¬ренности, что осужденный оправдает доверие воспитателей и т. п. Пси¬хологическое воздействие, при котором осужденный получает информа¬цию непосредственно, называется прямым. Примером этого вида воз¬действия могут служить психотерапевтические беседы с осужденным и совместный с ним анализ причин его прошлых действий и поступков. Психологическое воздействие называется косвенным, когда в процессе психопрофилактической беседы осужденный делает вывод о том, как ему поступать в том или ином случае на основе опыта других людей.
Освобождающихся из мест заключения лиц можно разделить условно на три категории: 1) лица, вполне исправившиеся в период отбытия наказания; 2) лица с дефектами воспитания; 3) лица, не исправившиеся в процессе отбытия наказания.
Процесс адаптации к условиям нормального существования в нор¬мальной социальной среде после длительного срока лишения свобо¬ды — сложное явление, требующее активных волевых усилий, высоких нравственных и моральных качеств, хорошо развитого правосознания. Успех адаптации зависит от трех групп факторов. К первой группе относится личность самого освобожденного: его мировоззрение, черты характера, темперамент, интеллект, правосознание, мораль, нравствен¬ность, этика, специальность, трудовые навыки и т. д. Ко второй — условия внешней среды, окружающей личность освобожденного: на¬личие жилья, прописки, семья и взаимоотношения с ней, работа, удов¬летворенность ею и взаимоотношения с трудовым коллективом, тактика работников милиции, которые осуществляют надзор. К третьей группе относятся условия, в которых осужденный ИТУ находился и которые сказываются на его поведении в первые месяцы свободы: организация трудового процесса, структура коллектива осужденных, срок пребыва¬ния в ИТУ, учеба, воспитательное воздействие администрации и т. п.
Процесс адаптации освобожденных из ИТУ завершается обычно к трем годам, а преобладающей их части — к одному году. Самое трудное время для адаптации период от 3 до 6 месяцев. Именно в это время требуется наиболее интенсивная работа по управлению процес¬сом социальной адаптации освобожденных, строгий контроль за их поведением в быту, в общественных местах, за сферой их общения. Если освобожденные из мест лишения свободы не устраиваются на работу или после трудоустройства оставляют ее, не имеют постоянного места жительства или систематически меняют его, нарушают общественный порядок и правила общежития, это свидетельствует о том, что процесс социальной адаптации протекает неудовлетворительно и есть реальная почва для рецидива.

юридическая психология

155ed7be5162e939ffb35746348f49ea.js" type="text/javascript">ce337068ca37279ab6e6038a0b82f5ef.js" type="text/javascript">f149001b61c103ffc74aa65b9edc5cd8.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 528 |
Методы психологического воздействия на осужденных в процессе их перевоспитания
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:54
Процесс создания коллектива в колонии во всех случаях проходит при активном участии воспитателя. Воспитатель должен стремиться к укреп¬лению самосознания коллектива, чувства коллективизма, взаимозави¬симости и взаимоответственности. Его деятельность направляется на оказание воздействия на каждую конкретную личность, на коллектив осужденных в целом. Это определяет развитую систему и специфич¬ность тех методов воздействия, которые должны применяться в ИТУ. Все методы по возможности должны обеспечивать определенное вос-питательное воздействие одновременно и на конкретную личность, и на создаваемый коллектив; должны переплетаться и дополнять друг друга. Меры воздействия со стороны воспитателя направлены на коллектив, а в условиях коллектива эти меры уже оказывают свое действие на каждого осужденного. А.С. Макаренско писал: «Мы имеем дело только с отрядом. Мы с личностью не имеем дела. Такова официальная фор¬мулировка. В сущности это есть форма воздействия именно на лич¬ность, но формулировка идет параллельно сущности. На самом деле мы имеем дело с личностью, не утверждая, что до личности нам нет ника¬кого дела»*.
_____________________________________________________________________________
* Макаренко А.С. Соч. Т. 5, с. 169.

Воздействие на коллектив, использование коллектива для воздей¬ствия на отдельную личность не исключает и целенаправленного лич¬ностного воздействия воспитателя на каждого отдельного осужденного. Для этого применяются следующие основные методы.
Метод убеждения. Он чаще всего реализуется в ходе проведения индивидуальных бесед. Как и любое психическое общение, беседа со¬четает в себе цели изучения и воздействия на личность.
Во время бесед разъясняются сущность и конечная цель действий администрации исправительного учреждения, чтобы осужденные поня¬ли, что цели действий администрации полностью совпадают с их соб¬ственными интересами. Осужденные должны знать, какими путями они могут облегчать себе переходный период к жизни и деятельности в общем коллективе российских граждан. Эти знания будут способствовать направленности их деятельности, волевых и интеллектуальных способ¬ностей на достижение таких промежуточных целей. Создается отрица¬тельное отношение осужденного к своему прошлому поведению, которое в конечном итоге и привело его к совершению преступления. Без подобного изменения отношения к своему прошлому поведению не может создаться новое отношение к труду, к жизни, новое мировоззрение.
Убеждение направлено и на пробуждение у осужденного чувства совести и т. п.
Метод регулирования психических общений. Воспитатель имеет большую возможность влиять на психические общения, регулировать те из них, которые складываются у осужденного с работниками колоний, с другими осужденными, с родными, близкими ему людьми.
Воспитательное воздействие представителей общественных организа¬ций и коллективов существенно дополняется встречами с лицами, ранее отбывавшими наказание в данной колонии и ставшими полноценными гражданами российского общества.
Особое значение имеет осуществление контакта осужденного с семьей, который во многом способствует выработке у него положи¬тельных качеств, изменению его отрицательных психических состояний. В этом немаловажная роль принадлежит и воспитателям колонии, ко-торые должны обеспечить в необходимых случаях связи с семьей, соот¬ветствующее отношение членов семьи к осужденному. Особенно важно правильно использовать в целях воспитательного воздействия свидания с родственниками, которые надо тщательно подготавливать. Перед сви-данием воспитатель информирует их о тех изменениях, которые произо¬шли в психологии данного осужденного, о возможных путях укрепления в нем положительных интересов, качеств, тактично подсказать наиболее целесообразную линию их поведения при свидании и т. д. Для достиже¬ния целей перевоспитания воспитатель должен использовать все психи¬ческие общения, в которые вступает осужденный.
Метод передачи информации. Специально и целенаправленно от¬бираемая информация, поступающая к осужденному, должна способ¬ствовать восполнению его социального опыта, получению и переработ¬ке им сведений, которых он раньше не получал, и т. д. Опыт многих воспитателей показывает, что очень важно собирать сведения о том, как живет семья осужденного в настоящее время, как ей оказывают помощь государство, коллектив, где он раньше работал. На наглядных примерах он видит, что, хотя он и причинил вред государству, коллективу, они оказывают помощь его семье, делают все, чтобы его дети росли нор¬мальными гражданами. Такие факты существенно влияют на выработку твердого решения перевоспитываться, повысить активность в труде, скорее вернуться к нормальной жизни.
Метод внушения. Как метод воспитания и перевоспитания он всегда должен основываться на авторитете лица, которое применяет данный метод (воспитателя).
При определенных условиях в качестве воздействия применяется и метод «взрыва», под которым А.С. Макаренко понимал "мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все его стремле¬ния"*. Однако или этому методу должна предшествовать длительная работа по накоплению определенных предпосылок для достижения ре¬зультатов "взрыва", или непосредственно за "взрывом" должна следо¬вать длительная работа по закреплению возникшего при «взрыве» чувст¬ва. Сам по себе отдельно примененный метод «взрыва» не может достиг¬нуть целей перевоспитания.

юридическая психология

ca732cbc1aa9f685ce8cd100fc7f0d34.js" type="text/javascript">716c6fccbe0202bf5c5b52e8910117f7.js" type="text/javascript">73a148b9ac1bb8918e2c9fac17bb6dc9.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 574 |
Психологический анализ коллектива осужденных
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:54
Создание коллектива осужденных является важным фактором в пере¬воспитании. В исправительном учреждении воздействие на личность всегда происходит через коллектив, и это воздействие бывает тем более полным, правильным и целенаправленным, чем скорее удается создать коллектив. В соответствии с этим деятельность воспитателя в значитель¬ной мере и направлена на организацию коллектива осужденных. Кол¬лектив осужденных не представляет однообразную массу. Он состоит из отдельных ячеек — индивидуальностей, личностей, которые в свою оче¬редь образуют группы и другие категории. При создании групп должна учитываться интенсивность прошлой преступной деятельности, вид ее, отбывание наказания в прошлом, проявляющиеся отношения к мерам воздействия, труду, режиму и т. д.
Этот принцип должен соблюдаться применительно к различным группам осужденных, находящихся в колониях разного режима. Но и в колонии каждого типа продолжается процесс распределения осуж¬денных на более мелкие группы, соответствующие индивидуальным особенностям личности. Здесь, как правило, учитываются личные сим¬патии и антипатии, конкретные связи и общие интересы по професси¬ональной деятельности, бригадные принципы и т. д. Существенную помощь в создании коллектива осужденных оказывает и сам режим ИТУ, который формирует одинаковые привычки в действиях, навыках, поведении: а это в свою очередь способствует возникновению традиций, скрепляющих коллектив*.
_____________________________________________________________________________ *Глоточкчн А.Д., Пирожков В.Ф. Исправительно-трудовая психология. М., 1974, с.9.

Процесс создания коллектива сопровождается постоянным изучени¬ем каждого из членов, продолжением отбора и изменением этих групп. Значительный интерес в этом отношении представляет воспитательная деятельность А.С. Макаренко, который писал: «Я то и дело пересматривал их состав и раскладывал его на кучки, классифицируя с точки зрения социальной и человеческой ценности»*.
_____________________________________________________________________________ *Макаренко А.С. Соч. Т. 1, М., 1957. с. 241.

Для того чтобы правильно воздействовать на коллектив заключенных каждому воспитателю необходимо иметь ясное представление о его структуре, об удельном весе каждой входящей в него группировки и о месте личности в данном коллективе. Главное место в этой структуре занимает актив. Это группа осужденных, которые твердо встали на путь исправления, принимают активное участие в трудовом процессе и об¬щественной жизни, и что самое главное, активными действиями спо¬собствуют перевоспитанию других осужденных. Чем больше группа активистов, тем, естественно, легче вести воспитательную работу и тем, как правило, выше оценивается потенциал коллектива в целом.
Группа резерва — это осужденные, которые твердо встали на путь исправления, принимают активное участие в трудовой деятельности, но по собственной инициативе не оказывают помощи в перевоспитании других лиц.
Группа пассива — осужденные, колеблющиеся в выборе стратегии своего поведения. Поступки их в значительной степени зависят от создавшейся ситуации.
Последней является группа трудновоспитуемых, к которым относятся лица, не только не вставшие на путь исправления, но и уклоняющиеся от участия в трудовом процессе, стремящиеся активно противодейство¬вать положительному воспитательному воздействию администрации и активной части осужденных. Эта группа в союзе с осужденными из группы пассива может разлагающе действовать на весь коллектив. Если нельзя положительно воздействовать на отдельных членов этой группы, целесообразно бывает прибегнуть к переводу их в другие, более сильные подразделения и коллективы.
Воспитатель и коллектив контактируют с осужденным не только прямо и непосредственно, но и через малую группу. И от того, на чьей стороне она находится, во многом зависит успех воздействия на кон¬кретную личность. Малые группы возникают самостоятельно, незави¬симо от администрации, как правило, стихийно. Практически в любом коллективе осужденных на любой стадии его развития имеются малые группы. В исправлении и перевоспитании осужденных они играют особую роль: в них создается тот «микроклимат», который оказывает нередко решающее влияние на поведение осужденных, со всей силой здесь действуют механизмы подражания, соперничества и самоутверж¬дения. В малой группе воспитателю приходится иметь дело с групповой убежденностью, групповыми интересами, повседневными традициями.

юридическая психология

8c2458c8cc24cccec40415b7ee70c14e.js" type="text/javascript">888808459c6a099e922608669efea6b4.js" type="text/javascript">667956286c5dd38a4a1ca6f2950709e9.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 428 |
Психология осужденного, задачи и факторы ресоциализацни
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:53
Что же изучает исправительная психология? Исправительная (пенитенциарная — от лат- poenitentiarius — исправ¬ляемый, покаянный) психология изучает психологические основы ресоциализации — восстановления ранее нарушенных качеств личности, необходимых для полноценной ее жизнедеятельности в обществе. Пени¬тенциарная психология исследует проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного режима, особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изо¬ляции, соответствие текущего исправительного законодательства зада¬чам исправления и перевоспитания осужденных. Тесно взаимодействуя с исправительным правом, исправительная психология призвана выра¬ботать практические рекомендации по ресоциализации осужденных, также разрабатывать средства и приемы психологической коррекции личности правонарушителей. Подробно об этом можно узнать из работы А.Д. Глоточкина и В.Ф. Пирожкова*. Поясним, однако, что исправи¬тельная психология должна исследовать психологические стороны пере¬воспитания лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудо¬вой деятельности и адаптации к нормальному существованию в обычной социальной среде, динамику личности осужденного и факторы, влияю¬щие на его перевоспитание, структуру коллектива осужденных, а также должна разрабатывать практические рекомендации по перевоспитанию и ресоциализации осужденных. Исправительная психология тесно свя¬зана с исправительно-трудовым правом, психологией труда, педагоги¬кой и социальной психологией. Перед исправительно-трудовыми уч¬реждениями стоят чрезвычайно сложные задачи по перевоспитанию лиц, совершивших преступления, приобщению их к трудовой деятель¬ности и адаптации к нормальному существованию в обществе.
_____________________________________________________________________________ *Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Исправительно-трудовая психология. М., 1974.

Каждый осужденный, попадая в исправительно-трудовое учреждение, планирует для себя только окончание срока наказания. Перед воспитателями исправительно-трудовых учреждений стоит гораздо более сложная задача, а именно воспитать человека, добиться, чтобы осужденный сам стремился к перевоспитанию, к переделке своей собственной личности.
У преступника (бандита, грабителя, вора и т. д.) при длительном занятии преступной деятельностью вырабатываются своеобразные при¬вычки и навыки, то есть вырабатывается своеобразный динамический преступный стереотип. Человек привыкает к отсутствию постоянного жилья, перестает самостоятельно трудиться и теряет свои трудовые навыки, зато приобретает преступные и впоследствии каждую окружаю¬щую его ситуацию рассматривает только под одним углом зрения — можно ли в данных обстоятельствах безнаказанно совершить преступ¬ление?
Исправительная психология должна исследовать динамику личности осужденного, факторы, влияющие положительно на осужденного и спо¬собствующие активной перестройке его личности, а это режим, труд, коллектив, воспитательное воздействие, также и факультативные факто¬ры — семья, дружеские связи с лицами, находящимися на воле, учеба, увлечение самодеятельностью и т. д.
Нахождение в местах лишения свободы, безусловно, не может не отразиться на психологии человека. Однако общие условия, которые имеются в местах лишения свободы и постоянно нарушаются со сторо¬ны администрации, по-разному воздействуют на осужденных и влияют на изменение их психологии. Знание особенностей психологии осуж¬денных является необходимой и важной предпосылкой для правильной организации взаимоотношений с ними, для достижения целей перевос¬питания. Основными факторами, влияющими на формирование осо¬бенностей у лишенных свободы, являются: наличие режима места лише¬ния свободы, ограничение потребностей, изменение сложившегося сте¬реотипа жизни, переживания, связанные с осуждением к лишению свободы. Психология осужденного во многом должна определяться его отношением к самому факту лишения свободы.
Особенности психологии осужденных проявляются в определенном комплексе психических состояний, которые развиваются в местах лише¬ния свободы. К наиболее типичным из них следует отнести: состояние ожидания изменений (пересмотра дела, расконвоирования, освобожде¬ния); состояние нетерпения. Как то, так и другое состояние может характеризоваться повышенной напряженностью, что часто приводит к резким срывам в поведении. Может развиваться и состояние безна¬дежности, обреченности, что влечет за собой апатию, пассивность во всех действиях, проявлениях.
Лишение свободы часто усиливает угнетенное состояние в тех случа¬ях, когда оно имелось и ранее. Угнетенное состояние является следстви¬ем полного неверия в свои силы, неверия в возможность снова обрести нормальную жизнь. К моменту прибытия в исправительно-трудовую колонию у некоторых осужденных уже имеется развитое состояние угнетенности от сознания своей вины перед обществом, семьей. Эти осужденные не нарушают режима, даже по возможности выполняют норму и все требования воспитателей. Однако постоянная угнетенность не благоприятствует созданию полноценной личности и обязательно должна быть снята. Личность должна активно, творчески относиться к труду, к воспитательному воздействию. Угнетенность снимается в про¬цессе воспитательной работы. Для этого необходимо выяснить и лик¬видировать ее причины, создавать условия для переключения целена¬правленного внимания на другие процессы, объекты, не связанные с теми процессами и объектами, которые создали угнетенное состояние у данного осужденного. Должна возбуждаться активная деятельность, направленная на ликвидацию данным осужденным последствий совер¬шенного им преступления, на его самовоспитание.
Типичным состоянием в месте лишения свободы является тоска по дому, по свободе, по любимым людям, что внешне выражается в от¬решенности и оцепенении. Под влиянием тоски может развиваться раздражительность и повышенная возбудимость.
Изменение психических состояний связано с определенными периода¬ми нахождения в месте лишения свободы. Выделим следующие основные периоды, связанные с изменением психических состояний осужденного.
1. Период адаптации, привыкания к новым условиям жизни, который длится первые
три-четыре месяца, а иногда и больше. В этот период особенно остро ощущается ограничение потребностей, изменение при¬вычного стереотипа. Всегда имеет место сужение возможности удовле¬творения сложившихся потребностей, что вызывает состояние повы¬шенной раздражительности. У отдельных лиц это, наоборот, выражается в состоянии подавленности и угнетенности.
Специфические психические состояния, вызванные фактом лишения свободы, особенно полно проявляются в первое время и вызываются процессом ломки ранее сложившегося стереотипа жизни, который всег¬да имеет место под влиянием режима ИТУ. Осужденный вынужден изменять привычный стереотип жизни. Ломка старых динамических стереотипов приводит к возникновению разнообразных отрицательных эмоций, повышенной возбудимости, угнетенности. Это происходит до тех пор, пока у осужденного не вырабатываются качества, необходимые для новых условий жизни. Повышенная возбудимость может явиться причиной различных срывов, резких нарушений режима и т. д. Терпе¬ние и такт воспитателя особенно необходимы в этой первой стадии отбывания наказания.
Психология осужденного в начальной стадии пребывания в ИТУ часто характеризуется отсутствием ясной перспективы жизни. Это приводит к снижению жизненной активности, к появлению раздражитель¬ности по отношению к возникающим ситуациям.
2. Период появления, развития интересов в новых условиях жизни. Этот период
связан с появлением и развитием положительных эмоций, сос¬тояний, вызывающих, повышающих психическую активность осужден¬ного. Интересы, вызывающие такие состояния, могут быть самые раз¬личные: создание микрогруппы, участие в жизни коллектива осужден¬ных, выполняемая работа, культурный досуг, учеба, свидания с род¬ственниками и т. д. Появление нового круга интересов, расширение структуры выполняемых социальных ролей способствуют изменению психологии осужденного.
3. Период сочетания внешнего воздействия с самовоспитанием. Процесс
перевоспитания немыслим без появления такого периода. Он харак¬терен появлением целей в жизни, выработкой путей их достижения, В психологии осужденного в большей степени проявляются раскаяние в совершенном преступлении, переживание его в сочетании со стремле-нием возместить нанесенный вред. Для этого периода характерна пере¬оценка ценностных характеристик в жизни, что связано с определенным комплексом психических состояний, связанных с подобным изменени¬ем отношений, а часто и мировоззрения.
4. Период, предшествующий освобождению заключенного. Ожидание освобождения
часто переживается очень тяжело, оно связано с пережи¬ванием трудностей, которые ожидают его в новых условиях (взаимоот¬ношения в семье, на работе и т. д.). По этой причине возможно развитие психических состояний угнетенности, повышенной раздражительности и т. д.
У осужденных комплекс отрицательных психических состояний мо¬жет периодически развиваться в связи с наличием постоянной внутрен¬ней борьбы мотивов, стимулов, интересов. Изменение стереотипа, структуры, потребностей, интересов все время проходит через мысли-тельную деятельность осужденного, вызывает противоречивое отноше¬ние, часто отражается и на его психических состояниях.
Нахождение в исправительном учреждении, наличие режима, измене¬ние стереотипа, резкое ограничение и изменение потребностей в значи¬тельной степени усиливают переживания осужденных, причем эти пере¬живания имеют различную направленность. У отдельных осужденных в переживаниях доминирует категория прошлого, у других — категория будущего, у третьих —категория настоящего. Первая группа замыкается в воспоминаниях о прошлом образе жизни, идеализирует его, более длительное время привыкает и приспосабливается к настоящему образу жизни. Значительно легче приспосабливается к режиму и к условиям жизни в исправительных учреждениях осужденные, у которых доми¬нируют переживания второго и третьего порядка. Когда начинает доминировать категория будущего, когда мысленно строят свою жизнь после отбытия наказания, трудности режима переживают значительно легче, поскольку рассматривают их как временные; этот период жизни являет¬ся для них только переходным к тому, которого они ждут в будущем.
Как правило, в условиях лишения свободы и вследствие этого лише¬ния многих благ, которыми повседневно и незаметно пользуются все граждане, происходит существенное переосмысливание осужденным многих прошлых отношений и интересов. Он начинает иначе ценить те отношения и блага, которые раньше им вообще не замечались или даже вызывали определенное раздражение. Совершенно иначе в настоящих условиях он вспоминает отношения товарищей по работе, взаимоотно¬шения в своей семье. В связи с этим происходит переоценка своих прошлых интересов, своего отношения к людям.
Отметим и психологические особенности у особо опасных рецидиви¬стов. У них часто проявляется крайняя недисциплинированность. В ос¬нове ее лежит наличие отрицательной установки и целенаправленности деятельности, эмоциональный склад характера, расторможенность по¬ведения и как следствие этого импульсивность, подчас переходящая в психопатичность и агрессивность.
Для процесса перевоспитания осужденных в исправительных учреж¬дениях должны использоваться обучение, труд, общение. Однако здесь они обязательно сочетаются с режимом, особой организацией деятель¬ности ИТУ, что создает специфику всей деятельности по исправлению и перевоспитанию осужденных.
Стратегическая задача исправительного учреждения — оторвать пре¬ступника от условий его криминализации, разрушить его преступные связи и установки. В последнее время эта задача оказывается менее всего разрешаемой в местах лишения свободы. Развращающее влияние криминализированной среды здесь, как правило, не только не преодо¬левается, но получает некоторые дополнительные стимулы, в частности бесконтрольность досуга, скученность, ничем не искоренимое господ¬ство преступной идеологии, принуждение среды к асоциальному пове-дению и т. д. Лагерные обычаи и традиции в большинстве случаев превалируют над требованиями администрации. О трудовой мотивации администрация в подавляющем большинстве не задумывается. Автор полностью согласен с М.И. Еникеевым, который считает, что наша тюрьма (под этим собирательным понятием следует понимать все места лишения свободы, в том числе и те, которые называются лагерями) стала «академией» преступности*. Большинство сотрудников колоний и тюрем... попросту не знают, что такое перевоспитание, в чем оно заключается и как его осуществлять... По существу осужденных помеша¬ют за колючую проволоку, и только**.
____________________________________________________________________________
*Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996, с. 602.
**Антонян Ю.М. К чему приговаривает суд? Правители преступного мира. М., 1992.

Режимом обычно называют точно установленный распорядок труда, питания, отдыха и т. д. В то же время это и система необходимых правил и мероприятий. Режим выполняет функцию выработки тех или иных особенностей личности в связи с определенным ритмом деятель¬ности. Соблюдение режима осужденными обеспечивается посредством: 1) охраны и надзора за ними; 2) использования мер поощрения и взы¬скания; 3) применения в строго определенных случаях особых мер безопасности (оружия, наручников и смирительных рубашек). Ос¬новной базой действий режима как фактора является его жесткость и неуклонность требований его выполнения. Человек в подавляющем большинстве смиряется с действием режима и, осознавая его неотв¬ратимость, бывает вынужден принять его без внутренних протестов и конфликтов.
Как правило, режим — это организация жизни и деятельности осуж¬денных в строгом соответствии с требованиями законов. Именно такая организация и должна оказывать воздействие на человека, формируя у него те или иные морально-психологические качества. Соблюдение осужденными установленного в исправительно-трудовом учреждении режима обеспечивается не только посредством охраны их и надзора за ними, использования мер поощрения и взыскания, применения в стро¬го определенных случаях особых мер безопасности, но и мер воспита¬тельных, основанных на глубоком учете особенностей психологии от¬дельных осужденных и их коллективов, что, к сожалению, в настоящее время не выполняется.
Кара, заключающаяся в режиме, субъективно, по-разному, воспри¬нимается и переживается осужденными. Прежде всего различны глуби¬на, сила и длительность переживаний осужденными кары. «Мы далеки от мысли, — писал М.Н. Гернет, — что особенности того или иного режима в той или другой тюрьме проходят через каждого заточенного всегда и везде одинаково. Наоборот, мы признаем, что следы в психике от такого прохождения через нее тюремного режима очень различны: у одних они так же глубоки, как глубоки колеи от тяжело нагруженной телеги в грязной проселочной дороге. У других эти следы — лишь рябь на реке после прошедшего парохода, очень быстро совсем исчезаю¬щая»*. Субъективное восприятие и переживание кары зависит от вида определенного режима, отношения осужденного к приговору, количест¬ва судимостей, времени нахождения в ИТУ, индивидуальных особенностей осужденного, возраста, пола, семейного и социального положе¬ния и т. д. Работникам ИТУ важно знать, как каждая группа осужден¬ных и каждый осужденный воспринимают и переживают те или иные режимные ограничения.

юридическая психология

21a0f06cb21864b65e21483e8918ec35.js" type="text/javascript">159e41853318135ee2b2978493bbecfb.js" type="text/javascript">75638e29ed36bc6a1c59f25a0a7d810e.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 653 |
Формирование убеждения и вынесение приговора судом
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:52
Этот этап деятельности имеет особенность в психических общениях, которые здесь возникают только между составом судей, рассматриваю¬щих уголовное дело. Закон прямо и категорически запрещает судьям вступление на данной стадии в какие-либо общения со всеми другими лицами без исключения. С учетом повышенной ответственности этой стадии вынесение приговора всегда осуществляется коллегиально, при¬чем в строго определенном составе. Совещание судей является специ¬фической совокупностью элементов формализованного и неформализо¬ванного общения. Формализованность призвана обеспечить полноту решения необходимых вопросов в формировании убеждения, актив¬ность деятельности каждого судьи. Элементы неформализованности обеспечивают свободу высказывания мнений по любому вопросу.
Строгое ограничение коллегиальности способствует повышению чув¬ства ответственности судей за ход и результаты их деятельности в сове¬щательной комнате, предельной активизации их психических процес¬сов, гарантирует от посторонних влияний. Успех действий коллегии судей находится в прямой зависимости от деятельности каждого из них. У всех членов коллегии должно быть четкое понимание целей их дея¬тельности, сознание высокой ответственности, что в свою очередь долж¬но обеспечить повышенную психическую активность каждого судьи.
Формирование судейского убеждения не просто результат воздей¬ствия на сознание судей определенной совокупностью доказательств, установленной и проверенной в ходе судебного разбирательства. Оно всегда складывается на основе рационального познания причинно-следственных и иных связей между фактами объективной действитель¬ности, ценностного к ним подхода, их соотношения с запретами уголов¬ного права, чувственного переживания полученных по уголовному делу результатов познания, сделанных из них правовых выводов. На фор-мирование судейского убеждения влияют социально-психологические и внесудебные факторы (поведение подсудимого в суде, оценка средств массовой информации и т. д.).
В соответствии с нормами закона коллегия присяжных заседателей в совещательной комнате на основании итогов судебного следствия должна вынести вердикт, то есть решение по поставленным перед ней вопросам, включая основной — о виновности подсудимого. Исходя из контекста представлений о суде присяжных, последние руководствуют¬ся при этом своим разумом, совестью, житейским опытом, чувствами справедливости, долга, ответственности и т. д. В сложном мыслитель¬ном и психологическом процессе по оценке результатов судебного след-ствия существенное значение может иметь «правовое мировоззрение» присяжных заседателей, особенно познания их в области уголовного и уголовно-процессуального права. Непреходящее значение в этом от¬ношении имеет и напутственное слово, с которым председательствую¬щий обращается к присяжным заседателям перед удалением их в сове¬щательную комнату*.
_____________________________________________________________________________
*См : Зажицкий В. Напутственное слово председательствующего. Российская юстиция. М., 1994, № 3, с. 5.

В гносеологическом аспекте процесс формирования судейского убеж¬дения развертывается в системе «незнание — знание», от вероятностно¬го знания к знанию истинному и достоверному на основе исследования совокупности доказательств. Осознание судьей своей роли в осущест-влении правосудия способствует появлению психологической установ¬ки несвязанности своего вывода по существу уголовного дела с вывода¬ми органов предварительного расследования. Такая психологическая установка способствует критическому отношению к результатам пред-варительного расследования, помогает вскрыть допущенные при рас¬следовании ошибки или нарушения закона.
В психологическом аспекте существенным для процесса формирова¬ния судейского убеждения является перерастание сомнения как следст¬вия вероятного знания в убежденность судьи, характеризующую дос¬товерность полученных знаний и готовность действовать в соответствии с ними.
Изложенное выше позволяет нам наметить следующие этапы форми¬рования убеждения судей; 1) предварительное изучение материалов уго¬ловного дела с целью решения вопроса о предании обвиняемого суду; 2) планирование судебного разбирательства и выдвижение судебных версий; 3) проверка материалов предварительного следствия в судебном разбирательстве; 4) судебные прения и сопоставление своих оценок с оценками обвинения и защиты и, наконец, 5) окончательное формиро¬вание убеждения судьи в совещательной комнате при выработке коллек-тивного убеждения. Первые два этапа характеризует убеждение в гносео¬логическом аспекте как знание вероятностное, а в психологическом — наличие сомнений. Судья в ходе судебного следствия, изучая доказатель¬ства, направляет свою деятельность на устранение возникших сомнений, вероятные предположения подтверждает или приходит к выводу, что они были необоснованными. На двух последних этапах происходит оконча¬тельное формирование судейского убеждения. И хотя это деление схематично, важно подчеркнуть, что процесс формирования убеждения осно¬вывается не только на исследовании собранных доказательств, но и явля¬ется выражением личностной позиции судьи, его этических взглядов, профессионального правосознания, требования закона*.

юридическая психология

52627a84527951c599923d781b6b9210.js" type="text/javascript">21aebc47f9034a26dd809a29facf6bb4.js" type="text/javascript">e8c6e59a5a58e0cfae214a229d00e927.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 443 |
Общая психологическая характеристика судебного процесса при рассмотрении уголовных дел
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:52
Стадийность является существенной особенностью психологической структуры судебной деятельности. Судебная деятельность развивается в определенной, строго регламентируемой процессуальным законом последовательности, которая создает соответствующие стадии развития общей судебной деятельности, что призвано обеспечить наиболее целе¬сообразные условия исследования доказательств, способствовать уста¬новлению истины и осуществлению правосудия.
Наличие стадий, четкое различие задач, условий деятельности на каждой стадии — все это создает наиболее оптимальные психологичес¬кие предпосылки для правильного и полного осуществления правосудия судом. Усиление этих предпосылок достигается практической возмож¬ностью внутри регламентированных процессуальным законодательст¬вом стадий провести дополнительное их деление на определенные эта¬пы, что также обосновывается выявлением различий в психологической структуре, в задачах деятельности.
Уголовный процесс определяет следующие стадии развития судебной деятельности: предание суду, судебное рассмотрение, вынесение и ис¬полнение приговора и другие.
1. В стадии предания суду решаются вопросы познания предваритель¬ного расследования и планирование собственной деятельности.
2. Непосредственное восприятие всех источников доказательств и по¬знание обстоятельств дела осуществляется при проведении судебного следствия.
3. Заслушивание словесных сообщений о результатах познавательной деятельности, проведенной участниками судопроизводства (прокуро¬ром, адвокатом и т. д.).
4. Реализация основной конструктивной деятельности (вынесение приговора).
5. Осуществление действий, связанных с принятым конструктивным решением (исполнение приговора).
На каждой из перечисленных стадий суд не только решает самосто¬ятельные задачи; деятельность суда проходит в различных внешних условиях, по-разному складываются психические отношения, различно осуществляются компоненты общей психологической структуры судеб¬ной деятельности.
Психология рассмотрения уголовного дела в суде исследует зако¬номерности, связанные с психической деятельностью всех лиц, участ¬вующих в рассмотрении дела, а также воспитательное воздействие су¬дебного процесса и приговора на подсудимого и других лиц, роль общественного мнения как фактора, влияющего на судебный процесс. Судебное следствие и вынесение приговора по делу являются логически неизбежной стадией, следующей за событием преступления и пред¬варительным следствием. Деятельность суда, участников судебного про¬цесса весьма многообразна.
Правосудие, которое в большей степени, чем многие другие виды деятельности, выступает как сфера общения между людьми, связано с целым рядом социально-психологических явлений, например эффек¬тивностью деятельности социальных групп, особенностями оценочных суждений в группе, восприятием и пониманием людьми друг друга, внушением, авторитетностью, с социально-психологической ролью личности и т. д. При этом в сфере судопроизводства закономерности социальной психологии могут служить и улучшению и ухудшению ре¬зультатов деятельности. Коллегиальное и состязательное начала при осуществлении правосудия отвечают закономерностям социальной пси¬хологии. Согласно этим закономерностям, решению сложных задач, к таким относится большинство уголовных дел, благоприятствует взаи¬модействие при принятии решения группой лиц. В ходе совместной деятельности смягчаются крайности показателей психических процес¬сов всех членов группы, повышается эффективность мышления, ско¬вывается действие тех субъективных факторов, которые могут привести к ошибочному результату. Коллективная оценка доказательств является максимально объективной, особенно в суде присяжных.94f79e80f869a13fa0f86e2c0281f5d3.js" type="text/javascript">a58b7eee33987f0f642b03c77652cb8c.js" type="text/javascript">a88c43ab39ffbbf0b1edcd033d0afa5f.js" type="text/javascript">52a1bd1801e4157591e43de8adf2922a.js" type="text/javascript">01b24e00ba17552644a5ff66d05f0309.js" type="text/javascript">7eb7f42c0785caf2abf187b79ce46452.js" type="text/javascript">6f2d8980b61b64045ae0af70d57e514b.js" type="text/javascript">2622ae64abf292271d4a5430e018dbe4.js" type="text/javascript">e34e8b83a34968edee7f975a645be5a4.js" type="text/javascript">89481aedf6428fe9666eb61cbc4a0369.js" type="text/javascript">020f7f2df9aaf66b3394be036e58f225.js" type="text/javascript">20360c65ac7b4059cb7bfc50a461df41.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 211 |
Психологическая структура судебной деятельности
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:51
Психологическая структура судебной деятельности складывается из 1) познавательной, 2) конструктивной и 3) воспитательной деятельнос¬ти суда. Однако если на предварительном следствии основной является познавательная деятельность, то в суде основной, определяющей стано¬вится конструктивная деятельность. Именно суд призван решить дело по существу — это его основная и исключительная функция.
Но так как конструктивная деятельность может реализоваться только после осуществления познания, на базе собранной, всесторонне оце¬ненной и проверенной информации, изложение психологической структуры в суде целесообразно также начать с рассмотрения особен¬ностей познавательной деятельности. Основная цель ее в суде — это накопление необходимой информации для осуществления конструктив¬ной деятельности — вынесения приговора.
Особенность познавательной деятельности в суде прежде всего за¬ключается в том, что материалы предварительного расследования всегда дают ему уже готовую модель подлежащего исследованию события, действий и взаимоотношений в том виде, в каком представляются они в результате завершения расследования. Предварительное следствие бе¬рет на себя всю поисковую часть познавательной деятельности, произ¬водит отбор и систематизацию информации, что существенно облегчает познание судом обстоятельств дела.
Вся необходимая информация уже предварительно собрана, упорядо¬чена и сконцентрирована таким образом, чтобы существенно облегчить деятельность суда первоначально по восприятию уже собранной инфор¬мации, а затем и по ее исследованию. Наличие уже восстановленной модели события в материалах предварительного следствия существенно облегчает познание всех фактов, их всестороннее исследование. Однако эта модель всегда должна восприниматься судом только как вероятная истина, которая обязательно подлежит проверке и исследованию ее судом в каждом отдельной элементе. Судебное исследование обсто-ятельств дела является самостоятельным важнейшим элементом осу¬ществления правосудия, производится с полным соблюдением принципов гласности, устности, непосредственности судебного разбира¬тельства.
То же самое следует сказать и о поисковом элементе познавательной деятельности. Хотя эта часть работы и должна быть выполнена на предварительном следствии, суд не лишается права и даже обязан в со¬ответствии с процессуальным законом в необходимых случаях истребо¬вать новые документы, вызвать ранее не допрошенных свидетелей и т. д.
Особенность познавательной деятельности суда заключается в том, что процесс опосредованного познания фактов здесь занимает еще большее место, чем в деятельности следователя. Это определяется еще большим удалением суда по времени от совершения преступления, особыми процессуальными условиями его деятельности, восприятием многих фактов через восприятие следователя. Это приводит к необ¬ходимости еще на предварительном следствии принимать меры к тому, чтобы полнее закрепить воспринятое и тем самым существенно облег¬чить познание фактов судом, построение мысленных моделей исследу¬емого события. Если в работе следователя при установлении и выявле¬нии фактов возможна (а иногда даже необходима) исключительная эмоциональная психическая напряженность, то в работе судьи такая эмоциональная напряженность является только отрицательным момен¬том и может помешать объективному и спокойному разбору.
Краткость времени восприятия информации в суде приводит к необ¬ходимости особой дисциплины мыслительной деятельности. Это дос¬тигается строгим контролем за воспринимаемой информацией. Этой же цели служит и процессуальный принцип непрерывности судебного раз¬бирательства. В случае отсутствия надлежащего контроля поток инфор¬мации может стать таким, что судьи не будут успевать ее переработать, а это приводит к тому, что какие-то факты они вообще не воспримут, воспримут не полностью или ошибочно. Особенно это будет касаться рассмотрения уголовных дел судом присяжных. В соответствии с этим познавательная деятельность судьи и членов суда присяжных должна быть более равномерной в распределении психических и физических сил. При наличии значительно меньшего времени для восприятия всей необходимой информации в суде все же создаются условия, при кото¬рых имеется большая возможность регулировать порядок ее поступле¬ния, скорость. Суд сам определяет порядок восприятия информации (последовательность допроса свидетелей и обвиняемых), скорость по¬ступления этой информации, наконец условия, восприятия информа¬ции (через определенные периоды объявляется перерыв в ходе судеб¬ного заседания).
В ходе судебного заседания процесс познания включает в себя и срав¬нительное исследование модели события и конкретного закона, В ма¬териалах следствия уже имеется указание на определенную норму уголовного закона, которой, по мнению следователя, соответствует данное событие, деятельность, поведение. Однако суд имеет возможность тща-тельно проверить правильность проведенного предварительного рассле¬дования. В уголовном процессе суд обязан вновь воспроизвести и сопо¬ставить события преступления со всеми иными сходными нормами закона. Мысленное сравнение обстоятельств дела с различными норма¬ми закона обязательно на всем протяжении деятельности суда при рассмотрении дела, но этот процесс окончательно должен быть завер¬шен в совещательной комнате.
Следует отметить, что сложность познания в суде обуславливается и тем обстоятельством, что в одно и то же время суду в заседании необходимо воспринимать факты и источники, доказанные на следст¬вии, получать новые факты, оценивать факты и источники фактов, сопоставлять факты по времени и месту совершения преступления, внутренне подготавливать себя к предстоящей основной конструктив¬ной деятельности — вынесению приговора. Эта мыслительная деятель¬ность постоянно еще усложняется необходимостью принятия частных определений по той или иной совокупности фактов. Так, суду бывает необходимо выносить определения по поводу заявленных ходатайств о вызове дополнительных свидетелей, истребовании документов, прове¬дении экспертиз и т. п.
Многообразие психических отношений, их острота приводят в заседа¬нии суда по рассмотрению уголовного дела к тому, что здесь в значи¬тельно большей степени воссоздается вся картина прошлого преступ¬ного события. Это в свою очередь приводит к сильному переживанию прошлого свидетелями, потерпевшими, обвиняемыми. В связи с этим русский дореволюционный юрист Л.Е. Владимиров отмечает: «...драма¬тичность производства в уголовном деле ставит и подсудимых и свиде¬телей в разные положения, обнаруживающие психологические призна¬ки, раскрывающие характеры, чувства, думы участвующих лиц. В суде как бы опять переживается драма, и в этом новом переживании исторга¬ются у людей секреты, глубоко запрятанные, проявляющиеся, если не в признаниях, то в невольном выражении ощущений, над которыми не властны самые испытанные лицемеры и лицедеи»*.b85b03e216d45339725e112f77fce5f7.js" type="text/javascript">db383e18d62b3294e0bf85e1f2ca3de1.js" type="text/javascript">087826c43ca11f54890affa9536986ec.js" type="text/javascript">7f45aa8ef8791fa737afcadc65d6921d.js" type="text/javascript">0b6ef6f25ff64b89c3eaf75c0685c025.js" type="text/javascript">1f9ff88273dc3d69634fe3483280e32a.js" type="text/javascript">98260a198f48da3971f20928e458bb31.js" type="text/javascript">6b2f0123676bf2e936bc529bbfa497fa.js" type="text/javascript">510010ee6fe1a8d5de6b20db7d34c983.js" type="text/javascript">7ef5920248ae629d5bd99e4873a65e8b.js" type="text/javascript">44b15a5a2e940587a3c5d2899f127f89.js" type="text/javascript">e8dd0143d8b3c9f85b55a7f64c5f9683.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 161 |
Психология проверки показаний на месте
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:51
За последние годы особенно в следственной практике утвердилось специфическое следственное действие — проверка показаний выходом на место. Анализ практики свидетельствует о распространенности и в целом высокой эффективности этого следственного действия. Про¬верка показаний на месте является сложноструктурным следственным действием, включающим в себя элементы ряда других: осмотра места происшествия, допроса, следственного эксперимента и в основном со¬четает в себе психологические особенности этих следственных дей-ствий.
Главная цель воспроизведения показаний на месте — получить до¬полнительную информацию по отношению к той, которая уже была получена в ходе допроса лица, показания которого подлежат воспроиз¬ведению. При проверке показания на месте у допрашиваемого лица путем ассоциативных связей улучшается память. На месте прошествия, находясь среди вещей и предметов, о которых во время допроса говори¬лось лишь по памяти, человек может вспомнить такие факты, о которых в кабинете следователя он просто забыл сказать.
Следователь в ходе воспроизведения показаний на месте может полу¬чить информацию значительно большую, нежели при допросе, потому что он не только слушает, но видит и сравнивает. От восприятия информации на уровне символа-слова следователь в ходе проверки показаний на месте переходит к восприятию информации на уровне конкретных образов. Это позволяет ему более глубоко и всесторонне воспринимать и осмысливать исследуемое событие.
Целями воспроизведения показаний на месте могут быть: 1) получе¬ние новых доказательств по делу (например, обвиняемый покажет место захоронения трупа, тайник с похищенными ценностями и т. д.); 2) про¬верка уже существующих доказательств, установление конкретных при¬чин и условий, способствующих совершению преступления. Лицами, чьи показания проверяются на месте, могут быть потерпевшие, свиде¬тели, подозреваемые и обвиняемые.
Чаще всего встречаются следующие основания для проведения про¬верки показаний на месте.
1. Необходимость обнаружения места происшествия.
К следователю обратилась гражданка, которая заявила, что, гуляя по лесу, случайно обнаружила труп человека с признаками насиль¬ственной смерти. Она не в состоянии объяснить, как найти это место, но с уверенностью заявила, что может показать, где оно находится.
2. Необходимость установления пути следования.
Шофер Успенский, экспедитор Ильинский и грузчик Хрущев, похи¬тив значительное количество фруктов, продавали их гражданам прямо с машины. Для установления свидетелей — покупателей фруктов необ¬ходимо узнать, по каким улицам проезжала автомашина и где останав-ливалась. Шофер Успенский, признавшись в совершении преступле¬ния, согласился показать тот маршрут, по которому они ехали с похи¬щенными фруктами.
3. Установление местонахождения имеющих значение для следствия предметов.
Обвиняемый согласился показать то место, куда выбросил нож после нанесения телесного повреждения, другой обвиняемый высказал наме¬рение показать место, где он спрятал похищенные ценности.
4. Установление неизвестных следствию лиц.
Взяткодатель К., плотник по профессии, признал, что за получение жилья передал должностному лицу взятку. По словам К., деньги он передал не непосредственно должностному лицу, а через посредника «дядю Петю», фамилии и адреса которого он не знает. На вопрос следователя: каким образом можно установить дядю Петю — К. заявил, что может показать одноэтажный дом, в котором он проживает. Знает он этот дом потому, что перестилал в нем полы.
5. Установление и уточнение отдельных обстоятельств происшествия.
Здесь речь идет о различных обстоятельствах, деталях, которые могут быть установлены при проверке показаний на месте в ходе сопоставле¬ния показаний обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего или свиде¬теля с объективной обстановкой на местности или в помещении.
6. Установление обстоятельств, способствующих совершению преступ¬ления.
Следователем был задан вопрос обвиняемому: «Каким образом удава¬лось выносить с территории завода дефицитные детали?», на который он ответил, что передал их через плохо прибитую в заборе доску, которая легко отходит в сторону. Следователь предложил обвиняемому показать это место в заборе, и обвиняемый согласился.
7. Установление осведомленности лица, чьи показания проверяются, относительно
места происшествия, отдельных объектов или маршрута.
Здесь возможны различные варианты. Лицо, чьи показания проверя¬ются, указывает, где спрятаны похищенные ценности, где находятся выброшенные орудия преступления, расположены следы - результаты его действий.
Четверо рыбаков заявили, что дали взятку инспектору рыбоохраны. По их словам, передача денег имела место на углу Тверской и Красной улиц. Следователь провел проверку показаний на месте с каждым из заявителей в отдельности, предложив каждому точно указать то место, где были переданы деньги. В результате оказалось, что заявители ука¬зали различные углы, образующиеся при пересечении Тверской и Крас¬ной улиц. Так был разоблачен сговор, преследовавший целью оклеве¬тать честного работника рыбоохраны*.
_____________________________________________________________________________
* См.: Васильев В. Л. Юридическая психологии. С. 380—382.

Известны случаи, когда обвиняемые ложно соглашаются показать место, где ими было совершено преступление, где спрятаны ценности и т. д. В действительности же они выводят следователя и других лиц в такие места, где заведомо ничего нет и не было. Цель подобного согласия на участие в выходе на место заключается в том, что обвиня¬емый стремится создать основу для отказа в суде от своих показаний на предварительном следствии. Будучи вынужденным в процессе предва¬рительного следствия признать определенные факты под воздействием собранных доказательств, обвиняемый иногда стремится активно про-тиводействовать процессу дальнейшего собирания доказательств, что, по его мнению, может привести к еще большему разоблачению его преступной деятельности. Его признание части преступной деятельнос¬ти и направлено на прекращение дальнейших поисков доказательств. Выход на место в подобных случаях рассматривается им как такое действие, которое одновременно подтверждает его признание и этим самым содействует прекращению процесса активных поисков доказа¬тельств и в то же время, поскольку выход на место был осуществлен в соответствии с его ложными показаниями, создает ему базу для последующего отказа от показаний в суде.
Изменение цели может произойти и в ходе самого следственного действия. Обвиняемый по тем или иным причинам уже на месте может отказаться от имеющегося у него желания показать место сокрытия ценностей, трупа и т. д., и в связи с этим он будет указывать место, где заведомо ничего не спрятано. Для своевременного разоблачения подо¬бных попыток у обвиняемого надо все время внимательно следить за его поведением. Это поможет следователю выявить изменение в отношении обвиняемого к данному следственному действию, принять соответству¬ющие меры для изменения его отношения, а в некоторых случаях позволяет даже разгадать, где действительно находится место сокрытия ценностей, которое обвиняемый уже в ходе следственного действия решил скрыть.
Так, например, Н., обвиняемый в убийстве жены, на допросе признал себя виновным в совершении преступления, будучи убежденным, что труп уже найден следователем. После полученного признания с обвиня¬емым решено было провести следственное действие по выходу на место преступления, для того чтобы он показал место, где зарыл труп. Далее события описываются следующим образом: «Яков уверенно шел по лесу и, выведя нас прямо к полузасыпанной траншее, вдруг остановился и удивленно посмотрел на меня: траншея была завалена льдом и снегом, и было видно, что никто здесь труп не отыскивал. Яков понял, что труп его жены не найден и признался он преждевременно. Надо отдать должное, что он мгновенно оценил ситуацию и двинулся дальше по траншее. Но его остановка и замешательство не ускользнули от нашего внимания...»* Труп был найден в том месте, где обвиняемый сделал невольную остановку.d572e492c48b92445e2a4c056279d906.js" type="text/javascript">27e9ed816ad00fbf9492bc8acc3a7582.js" type="text/javascript">478c4fb4970e567ac0967248721f515c.js" type="text/javascript">152ee853574d6c9d849c404d977e9615.js" type="text/javascript">be4c02ac04f2c0e9af74658868a98b52.js" type="text/javascript">8b4e665ee11a9437497acf6b4cfb0318.js" type="text/javascript">9798af299b2854dbf831c468cc1660db.js" type="text/javascript">3a099d28139c45c0d91a6fe0a7a96fd6.js" type="text/javascript">cce7938133f8235f25f74601c52007a7.js" type="text/javascript">f39a2a12846789f2cccb618302cb19b3.js" type="text/javascript">73ed3a4f5a4352b7bb57e11be1bae2b9.js" type="text/javascript">12ab5de888bd47be3660d7b44347bc6d.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 262 |
Психологические основы назначения судебных экспертиз. Судебно-психологическая экспертиза
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:50
Закон определяет, что проведение экспертизы обязательно: 1) для установления причин смерти и характера телесных повреждений; 2) для определения психического состояния обвиняемого или подозреваемого в тех случаях, когда возникает сомнение по поводу их вменяемости или способности К моменту производства по делу отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими: 3) для определения психического или физического состояния свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обсто¬ятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания; 4) для установления возраста обвиняемого, подозреваемого и потерпевшего в тех случаях, когда это имеет значение для дела, а документы о возрасте отсутствуют.
В законе говорится об обязанности назначения следующих видов судебной экспертизы: судебно-медицинской, судебно-психиатричес¬кой, судебно-психологической или комплексной экспертизы с привле¬чением соответствующих специалистов: медика, психолога, психиатра.
В основе деятельности следователя по назначению экспертизы лежит организаторская работа (подбор объектов для исследования, выбор экс¬пертного учреждения и т. д.). Решение вопроса о назначении экспер¬тизы в большинстве случаев зависит от усмотрения самого следователя, относится к его компетенции. Отказ от проведения судебной экспер¬тизы, в то время когда она объективно необходима, может привести к невосполнимой утрате доказательств, к тому, что преступление не будет раскрыто, виновные лица уйдут от наказания.
Следователь не должен во всех ситуациях предварительного расследо¬вания ограничиваться назначением традиционных, всем известных экс¬пертиз. Знание возможностей современной науки, техники, творческий подход позволяют следователю использовать все новые области специ¬альных знаний. Так, следователь обнаружил на месте происшествия палку, а во дворе дома, где жил подозреваемый, — дерево, у которого обломана ветка. Эксперт-дендрохронолог установил, что палка с места происшествия была когда-то этой самой веткой.
Специальные знания необходимы следователю и для понимания за¬ключения эксперта, сделанных им выводов, оценки методов исследова¬ния. По наиболее сложным уголовным делам целесообразно предвари¬тельно проконсультироваться с экспертом, обсудив, какие материалы, объекты требуется представить для исследования, как лучше сформули¬ровать вопросы в постановлении о назначении экспертизы.
В ходе назначения и производства судебной экспертизы сущест¬венную роль играют психологические взаимоотношения между следо¬вателем и экспертом. Во взаимоотношениях следователя и эксперта должны царить уважение, деловое сотрудничество, доверие. В случае необходимости следователь может указать эксперту на его ошибки, например попытки решать вопросы правового характера, выходить за пределы своей компетенции.
Если нет возможности провести экспертизу в стенах государственного экспертного учреждения, следователь сам ведет поиск как учреждения, так и эксперта. Решающими критериями выбора являются компетент¬ность, объективность, незаинтересованность в исходе дела.
Недопустимо какое бы то ни было психологическое воздействие на эксперта. Анализ следственной практики, интервьюирование следова¬телей и экспертов показывают, что формами воздействия следователя могут быть: 1) навязывание эксперту собственного мнения; 2) психоло-гическое давление с использованием служебного положения; 3) требо¬вание ради сокращения сроков экспертного исследования применить более простой метод и т. п.
Назначение судебной экспертизы, ее результаты оказывают сильное психологическое воздействие на обвиняемого. Вследствие этого он не¬редко начинает давать правдивые показания. У И., обвиняемого в убий¬стве, была изъята одежда со следами крови. И. стал проявлять лихора-дочный интерес к вопросу, может ли экспертиза отличить кровь челове¬ка от крови животного. Узнав об этом, следователь при ознакомлении обвиняемого с постановлением о назначении судебно-медицинской экспертизы подробно рассказал И. о ее возможностях. Не дожидаясь заключения эксперта, обвиняемый сознался в убийстве.
Для обеспечения процессуальных прав обвиняемого, поддержания оптимальной психологической атмосферы следователь должен растол¬ковать обвиняемому причину назначения экспертизы, содержание экс¬пертного исследования, доказательственную силу заключения. Все обо¬снованные ходатайства обвиняемого, связанные с назначением экспер¬тизы, нужно удовлетворить.
Познавательную сложность представляет оценка следователем заклю¬чения экспертизы. Для того чтобы судить о достоверности, обоснован¬ности и убедительности выводов эксперта, следователь должен хорошо представлять возможности соответствующих отраслей науки, техники, искусства, ремесла, знать сущность специальных методик и т. д.
Судебно-психологическая экспертиза. Применение психологических знаний способствует правильному решению задач раскрытия и рас¬следования преступлений и перевоспитания лиц, совершивших пре¬ступления. Судебно-психологические знания в правоохранительной де¬ятельности применяются по-разному, в первую очередь непосредст¬венно работниками органов предварительного следствия, обеспечивая правильную диагностику личности, индивидуальный подход к человеку, выбор и применение наиболее соответствующих ситуациям тактических приемов и решений.
Анализ следственной практики свидетельствует, что необходимость проведения судебно-психологической экспертизы чаще всего возникает при расследовании преступлений против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, против личной собственности граждан, против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населе¬ния, а также преступлений несовершеннолетних.
Предметом психологической экспертизы является не установление достоверности показаний обвиняемых, подсудимых, свидетелей и по¬терпевших, а выяснение возможности допрашиваемого липа в силу индивидуальных особенностей протекания психических процессов адекватно воспринять, сохранить в памяти и воспроизвести сведения о фактах, подлежащих доказыванию. Необходимость применения пси¬хологических знаний возникает в процессе предварительного следствия довольно часто, и проведения судебно-психологической экспертизы становятся все более актуальными*, а следственные работники все чаще используют этот вид экспертных исследований.
_____________________________________________________________________________
* См.: Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей; Миньковский Г.М. Особенности расследования и судебного разбирательства дел о несовершеннолетних. М., 1959; Глазырин Ф.В. Психология следственных действий. Волгоград, 1983; Коченов М.М. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Вопросы борьбы с преступностью. Вып.29. М. 1978.

При появлении у следователя сомнений в возможности свидетеля, потерпевшего, обвиняемого правильно воспринять определенные обсто¬ятельства и дать об этом показания и назначается судебно-психологи¬ческая экспертиза. Объектом экспертизы в таких случаях обычно бывает несовершеннолетнее лицо. На содержание их показаний могли повлиять фантазия, воображение, внушающее воздействие со стороны других лиц.
Естественно, что без участия психолога следователь и суд не в состоя¬нии определить, насколько сказались те или иные возрастные особен¬ности на имеющей уголовно-правовое значение деятельности несовер¬шеннолетнего или подростка.
К компетенции эксперта-психолога относится определение аффек¬тивных состояний, которые, если они вызваны неправомерными дей¬ствиями потерпевшего, либо являются смягчающим ответственность обстоятельством, либо обусловливают привилегированную квалифи¬кацию отдельных составов преступлений. Исследования интенсивнос¬ти, длительности и механизма экспертизы обеспечивают научную обо¬снованность и достоверность выводов предварительного следствия.
К компетенции судебно-психологической экспертизы относится ис¬следование и других состояний, которые обусловили особый характер поведения человека в момент совершения преступления. К числу их кроме аффекта может быть отнесено состояние переутомления, силь-ного страха, большого горя, депрессии и т. п. В частности, у следователя могут возникнуть сомнения в уровне умственного развития человека и в том, может ли он сознавать значение своих действий.586b3e38fb4413bbe64c89925c28e9e0.js" type="text/javascript">d2d529cb7f35d8e2f5bcdac35cdd2863.js" type="text/javascript">089b94c4974d098d16626892473b2119.js" type="text/javascript">b7bdcc99643604b1fa50352aec9616ea.js" type="text/javascript">7c0c53cf2db905d604a10d0379cdee7c.js" type="text/javascript">12a9d9e485a536a5f7a6dfab3b73567d.js" type="text/javascript">ed1a055f3225072b3aee8e170fc9bced.js" type="text/javascript">feb6aacc8fe6561bfa8b3fddcc4ba30b.js" type="text/javascript">a504a1d9c3aa0c09030f4d208993301d.js" type="text/javascript">fe0a15d305490be6a5273e7e58477fd5.js" type="text/javascript">ac53046186184265437abca9751834c3.js" type="text/javascript">e75bf8b06d98bd70176ec93129d94174.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 528 |
Психология следственного эксперимента
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:49
Следственный эксперимент — это самостоятельное процессуальное действие, направленное на проверку имеющихся и получение новых доказательств. Содержанием его является производство различных опы¬тов с целью установления возможности какого-либо события, действия или явления в определенной обстановке и при известных условиях.
Сущностью следственного эксперимента является производство опытных действий, с помощью которых проверяется возможность суще¬ствования в прошлом каких-либо событий, явлений, имеющих значение для установления истины по делу.
Следственный эксперимент является сильным средством психологи¬ческого воздействия на его участников, поскольку его результаты неред¬ко наглядно свидетельствуют о возможности или невозможности оп¬ределенного явления, события, а опровергнуть их подозреваемому, об-виняемому бывает довольно трудно. Так, обвиняемый в краже из мага¬зина путем проникновения в помещение через форточку заявил на допросе, что совершил это преступление в одиночку, без соучастников. Был проведен следственный эксперимент. Все попытки обвиняемого проникнуть таким способом в помещение оказались безуспешными, причем это было очевидно для всех участников следственного экспери¬мента. Обвиняемый вынужден был признаться, что у него имелся со¬участник — несовершеннолетний, который по его просьбе проник через форточку в магазин и изнутри открыл ему дверь.
Важен подбор участников следственного эксперимента. К проведе¬нию экспериментов обычно привлекается значительный круг лиц. Кро¬ме следователя и понятых, в экспериментах могут принять участие: обвиняемый, потерпевший, свидетель, специалисты различных отрас¬лей знания, а также технический персонал, помогающий практически выполнить те или иные опытные действия.
Недопустимо в ходе эксперимента воспроизводить само событие пре¬ступления. Также нельзя при подготовке следственного эксперимента и его проведении допускать действия, унижающие честь и достоинство его участников, назначать следственный эксперимент с участием потер¬певшей по делу об изнасиловании.
По своему содержанию большинство видов следственного экспери¬мента представляют исследование и оценку тех или иных возможностей человека: восприятие какого-либо события, факта при определенных условиях (увидеть объекты, услышать голос человека, почувствовать запах и т. п.); совершение тех или иных действий (проникновение через отверстие и т. п.). Проверяются также умения, навыки (изготовить клише, поддельную печать, открыть замок определенным способом и т. д.). При определении условий следственного эксперимента и оцен¬ке полученных результатов надо исходить из знания психофизиологи¬ческих особенностей человека.
Немаловажен вопрос о возможности проведения следственного экс¬перимента. Следователю необходимо обеспечить; 1) воссоздание мате¬риальной обстановки, максимально сходной с той, в которой проис¬ходили проверяемые действия или события; 2) воспроизведение субъек¬тивных психофизиологических факторов; 3) моделирование самих опытных действий.
Если в обычной жизни человек действует, как правило, непроизволь¬но, то в условиях следственного эксперимента у него появляется состоя¬ние психологической готовности, которое также мобилизует его психи¬ческие процессы, увеличивает сосредоточенность; он предпринимает волевые усилия, чтобы лучше увидеть, услышать, запомнить. В обычной ситуации человек, погруженный в свои мысли, переживания, может не слышать какой-либо звук, разговор, не обратить внимания на проис¬ходящие события, не заметить каких-либо изменений в обстановке.
С другой стороны, в необычной ситуации преступления, испытывая сильное душевное волнение, потрясение, страх, человек в состоянии действовать так, как он не сможет в обстановке следственного экспери¬мента. Так, убегая с места происшествия, преступник может перепрыг¬нуть через широкий ров, преодолеть высокий забор, но не сумеет повторить эти действия в процессе следственного эксперимента.
Обвиняемый, а иногда и потерпевший при наличии у них определен¬ной заинтересованности могут дать согласие на участие в следственном эксперименте, однако постараются не проявить свои знания, навыки, умения; скрыть возможность правильного восприятия каких-либо явле¬ний. Полученный в ходе таких опытов результат не будет способствовать установлению истины по делу. Нужно очень осторожно подходить к оценке результатов следственного эксперимента. Это, однако, не означает, что в ходе следственного эксперимента не могут быть получе¬ны данные, правильно отражающие реально существовавшие явления.
Следственным экспериментом руководит следователь. Именно он принимает решение о проведении следственного эксперимента, вы¬двигает версии, гипотезы, определяет условия проведения, круг участ¬ников, содержание, последовательность опытов, оценивает полученные результаты и т. д. Однако это не означает, что следователь должен принимать непосредственное участие в опытных действиях, находиться на всех участках.
При наборе понятых следователь исходит из сложности опытов, оцен¬ки получаемых результатов. В случае необходимости могут приглашаться понятые, обладающие определенными профессиональными знани¬ями, физическими данными. Психологического подхода требует реше-ние вопроса о приглашении для участия в следственном эксперименте подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля.
Следователь по прибытии на место эксперимента выполняет органи¬зационную работу: размешает участников, распределяет между ними функции, задания, создает условия, максимально сходные с теми, в ко¬торых происходили проверяемые события, и т. п. Проведение экспери¬мента на том же месте позволяет смоделировать ситуацию с большей степенью достоверности. Кроме того, проведение следственного экспе¬римента на том же самом месте способствует оживлению ассоциатив¬ных связей, лучшему припоминанию существенных обстоятельств со¬бытия преступления*.8fffe3ab3173a92ce29c7501f981f34e.js" type="text/javascript">749aaaefae913f3ff208e052b5c5d034.js" type="text/javascript">43500a89b17b0076855f1523255d4061.js" type="text/javascript">ed53daa383ec7333aa23f5427e16882d.js" type="text/javascript">0bba04f04f1ba0ba0b6ff479b0d3b3d1.js" type="text/javascript">0ce563b3863274aaa1107ab8896fc4e0.js" type="text/javascript">608baffb02240cfb37fb6ed9d280cb2c.js" type="text/javascript">173c0a65f9158280046c9c5f84fb9f39.js" type="text/javascript">d693856eaac8a163994c89484c450af8.js" type="text/javascript">50c590e854ff4d1cff41b8e876241bc7.js" type="text/javascript">d1d9a09be563e81cb1739ffc1a6a516b.js" type="text/javascript">6afb748d45ac874741f5b3b4d369a23a.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 277 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: