DataLife Engine > Юридическая психология > Психологический анализ коллектива осужденных

Психологический анализ коллектива осужденных


19-05-2010, 02:54. Разместил: admin

Создание коллектива осужденных является важным фактором в пере¬воспитании. В исправительном учреждении воздействие на личность всегда происходит через коллектив, и это воздействие бывает тем более полным, правильным и целенаправленным, чем скорее удается создать коллектив. В соответствии с этим деятельность воспитателя в значитель¬ной мере и направлена на организацию коллектива осужденных. Кол¬лектив осужденных не представляет однообразную массу. Он состоит из отдельных ячеек — индивидуальностей, личностей, которые в свою оче¬редь образуют группы и другие категории. При создании групп должна учитываться интенсивность прошлой преступной деятельности, вид ее, отбывание наказания в прошлом, проявляющиеся отношения к мерам воздействия, труду, режиму и т. д.
Этот принцип должен соблюдаться применительно к различным группам осужденных, находящихся в колониях разного режима. Но и в колонии каждого типа продолжается процесс распределения осуж¬денных на более мелкие группы, соответствующие индивидуальным особенностям личности. Здесь, как правило, учитываются личные сим¬патии и антипатии, конкретные связи и общие интересы по професси¬ональной деятельности, бригадные принципы и т. д. Существенную помощь в создании коллектива осужденных оказывает и сам режим ИТУ, который формирует одинаковые привычки в действиях, навыках, поведении: а это в свою очередь способствует возникновению традиций, скрепляющих коллектив*.
_____________________________________________________________________________ *Глоточкчн А.Д., Пирожков В.Ф. Исправительно-трудовая психология. М., 1974, с.9.

Процесс создания коллектива сопровождается постоянным изучени¬ем каждого из членов, продолжением отбора и изменением этих групп. Значительный интерес в этом отношении представляет воспитательная деятельность А.С. Макаренко, который писал: «Я то и дело пересматривал их состав и раскладывал его на кучки, классифицируя с точки зрения социальной и человеческой ценности»*.
_____________________________________________________________________________ *Макаренко А.С. Соч. Т. 1, М., 1957. с. 241.

Для того чтобы правильно воздействовать на коллектив заключенных каждому воспитателю необходимо иметь ясное представление о его структуре, об удельном весе каждой входящей в него группировки и о месте личности в данном коллективе. Главное место в этой структуре занимает актив. Это группа осужденных, которые твердо встали на путь исправления, принимают активное участие в трудовом процессе и об¬щественной жизни, и что самое главное, активными действиями спо¬собствуют перевоспитанию других осужденных. Чем больше группа активистов, тем, естественно, легче вести воспитательную работу и тем, как правило, выше оценивается потенциал коллектива в целом.
Группа резерва — это осужденные, которые твердо встали на путь исправления, принимают активное участие в трудовой деятельности, но по собственной инициативе не оказывают помощи в перевоспитании других лиц.
Группа пассива — осужденные, колеблющиеся в выборе стратегии своего поведения. Поступки их в значительной степени зависят от создавшейся ситуации.
Последней является группа трудновоспитуемых, к которым относятся лица, не только не вставшие на путь исправления, но и уклоняющиеся от участия в трудовом процессе, стремящиеся активно противодейство¬вать положительному воспитательному воздействию администрации и активной части осужденных. Эта группа в союзе с осужденными из группы пассива может разлагающе действовать на весь коллектив. Если нельзя положительно воздействовать на отдельных членов этой группы, целесообразно бывает прибегнуть к переводу их в другие, более сильные подразделения и коллективы.
Воспитатель и коллектив контактируют с осужденным не только прямо и непосредственно, но и через малую группу. И от того, на чьей стороне она находится, во многом зависит успех воздействия на кон¬кретную личность. Малые группы возникают самостоятельно, незави¬симо от администрации, как правило, стихийно. Практически в любом коллективе осужденных на любой стадии его развития имеются малые группы. В исправлении и перевоспитании осужденных они играют особую роль: в них создается тот «микроклимат», который оказывает нередко решающее влияние на поведение осужденных, со всей силой здесь действуют механизмы подражания, соперничества и самоутверж¬дения. В малой группе воспитателю приходится иметь дело с групповой убежденностью, групповыми интересами, повседневными традициями.
Между воспитателем и осужденным, как и между коллективом и лич¬ностью осужденного, всегда стоит малая группа. Возникнув, она про¬ходит свой путь развития, внутри группы создается определенная структура, выражающаяся в установлении иерархии отношений членов группы. Любой член каждой из этих групп выполняет обязанности в соответствии с отведенной ему ролью. В такой группе всегда имеется лидер, вожак, вторые, третьи и т. д. В малой группе с положительной направленностью обычно складываются товарищеские, дружеские от¬ношения, проявляются взаимные симпатии. В процессе организации и становления отрицательно направленной малой группы часто воз¬никает нездоровое соперничество, а порой и борьба между отдельными лидерами. Побеждает тот, кто сумеет подчинить себе остальных осуж¬денных. Захватив лидерство, вожак перестает сам лично творить суд и расправу. Всю черную работу он поручает другим осужденным, остав¬ляя за собой функцию организатора. Ни о какой истинной дружбе между членами отрицательно направленной малой группы не может быть и речи.
Формы проявления конфликтов в ИТУ чрезвычайно многообразны: от скрытых состояний неудовлетворенности, которые могут быть очень длительными, до открытых столкновений интересов, до групповых аф¬фективных действий.
Каждый конфликт в своем развитии проходит ряд стадий: 1) начало, характеризующееся возникновением отрицательных чувств, столкнове¬нием интересов, противоречивостью мнений, вкусов; 2) формирование конфликтных отношений; 3) открытое столкновение конфликтных сто-рон; 4) разрешение возникших противоречий. Все это важно знать для профилактики, предупреждения и разрешения конфликтов. Правильное разрешение конфликтов всех индивидов, особенно психопрофилактика, имеет важное значение для исправления и перевоспитания осужденных.
Гуманизация исправительно-трудовой системы, очевидно, будет осу¬ществляться через разработку и внедрение более мягких мер наказания, сокращение сроков наказания, введение альтернативных лишению сво¬боды мер по отношению к лицам, совершившим преступление. Все это потребует более серьезных и всесторонних психологических исследо¬ваний по разработке и внедрению широкого спектра психолого-педа¬гогических методов воздействия на личность, группу, коллектив осуж¬денных. Перспективным является исправление правонарушителя через исповедь, покаяние, примирение с потерпевшим, что создает предпо¬сылки для подлинной перестройки личности, ее ресоциализации и со¬здания перспективы для социальной адаптации.
В ряде ИТУ достигаются заметные успехи в ресоциализирующей деятельности, особенно там, где администрация и персонал приобща¬ются к опыту и теоретическому наследию известных педагогов и психологов, где образуется сплоченный коллектив квалифицированных со-трудников, формируются механизмы социально адаптированной груп¬повой интеграции в среде заключенных, создаются перспективы лич¬ностного самоутверждения, определяются перспективы исправления, сопровождающиеся получением определенных льгот, создается пер¬спектива будущего.