DataLife Engine > Горное право > Акциз на минеральное сырье
Акциз на минеральное сырье3-01-2011, 13:18. Разместил: admin |
Эффективность освоения месторождений полезных ископаемых и, в частности, прибыль, которая может быть получена при добыче и реализации добытой продукции, в основном определяются их горно- геологическими и экономико-географическими характеристиками. Диапазон влияния этих факторов чрезвычайно широк. Часто они от- личаются на несколько порядков. В ряде случаев они приводят к тому, что освоение месторождений становится неэффективным, в других — позволяют получить прибыль, значительно превышающую нормаль- ные значения. Налоговая система в принципе призвана существенно уменьшить влияние рассматриваемых факторов на эффективность освоения каж- дого отдельного месторождения, т.е. учесть так называемую рентную составляющую. При сложных условиях освоения и низкой продук- тивности месторождений это случается за счет введения налоговых льгот, при благоприятных условиях освоения и высокой продуктивно- сти месторождений — путем введения специальных налоговых ме- роприятий, обеспечивающих изъятие в пользу государства сверхпри- были. Налоговые льготы могут выражаться в различной форме, в частности, в полном или частичном освобождении от ряда налогов и платежей, в предоставлении налогового кредита и др. Налоговый прессинг осуществляется обычно либо путем взимания налогов и платежей по максимальным установленным ставкам, либо, если эта мера оказывается недостаточно действенной, введением спе- циального налога на сверхприбыль. Так, например, налог на сверх- прибыль был введен в ряде нефтедобывающих стран в начале 80-х годов, когда произошло труднообъяснимое, резкое повышение миро- вых цен на нефть (практически удвоение). Введение такого налога было связано не с природными особенностями, а с конъюнктурными факторами. Российское налоговое законодательство пошло по пути установления единых ставок налога по компаниям, а не по месторож- дениям. Изъятие сверхприбыли, обусловленной объективными геолого-эко- номическими факторами, присущими конкретным месторождениям, в форме так называемого акциза известно только в российском налого- вом законодательстве. Обычно термин «акциз» применяется для наименования налога, обеспечивающего изъятие сверхприбыли с продукции, цены на кото- рую монопольно устанавливаются государством таким образом, что их уровень многократно превышает себестоимость производства (та- бак, водка и т.п.). В недропользовании при переходе на свободные цены и при нор- мативном фиксировании ставки акциза этот вид налога по существу следует трактовать как налог на сверхприбыль, получение которой обусловлено исключительно природно-экономическими факторами. В действующем НК РФ использован и применяется принцип уста- новления акциза по организациям. Установлен он только на природ- ный газ. Объектом налогообложения в НК РФ признаются, применительно к минеральному сырью, следующие операции: — реализация природного газа за пределы территории РФ; — реализация и (или) передача, в том числе на безвозмездной основе, природного газа на территории РФ газораспределительными организациям либо непосредственно (минуя газораспределительные организации) конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья; — передача природного газа для использования на собственные нужды; — передача природного газа на промышленную переработку на давальческой основе и (или) в структуре организации для изготовле- ния других видов продукции; — передача природного газа в качестве вклада в уставный капи- тал, вклада по договору простого товарищества (договору о совмест- ной деятельности), паевых взносов в паевые фонды кооперативов. В целях исчисления акциза передача прав собственности на подак- цизное минеральное сырье одним лицом другому лицу на безвозмезд- ной основе, а также использование их при натуральной оплате при- знается реализацией подакцизных товаров. Операции, перечисленные выше, признаются объектом налогооб- ложения в случае, если подакцизный вид минерального сырья добыт (выработан) на территории РФ, ее континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне. НК РФ освобождает от налогообложения следующие операции: — закачка природного газа в пласт для поддержания пластового давления; — закачка природного газа в подземные хранилища; — направление природного газа на подготовку теплоносителей для нагнетания в нефтяные пласты и других методов повышения нефте- газоотдачи, а также для газлифтной добычи нефти; — использование природного газа на собственные технологичес- кие нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пре- делах нормативов, обусловленных технологиями подготовки транс- портировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правитель- ством РФ; — реализация отбензиненного сухого и нефтяного (попутного) газа после обработки или переработки; — реализация на территории РФ природного газа для личного потребления физическими лицами, а также для потребления жилищ- но-строительными кооперативами, кондоминиумами и иными подоб- ными потребителями; — передача и (или) реализация природного газа для производства (в том числе на давальческой основе) сжатого газа в случае его реа- лизации по государственным регулируемым ценам. Перечисленные выше операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) только при ведении отдельного учета затрат по производству и реализации (передаче) подакцизного минерального сырья указанным потребителям. Налоговая база при реализации (передаче) природного газа на внутреннем рынке определяется как стоимость реализованного (про- данного) транспортируемого природного газа, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже установленных при государственном регулировании, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок, за вычетом налога на добавленную стоимость. При оплате услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям сто- имость этих услуг и сумма тарифов не включаются в налоговую базу. При реализации природного газа за пределы территории РФ нало- говая база определяется как стоимость реализованного природного газа за вычетом налога на добавленную стоимость при реализации природного газа в государства — участники СНГ, таможенных плате- жей расходов на транспортировку природного газа за пределами тер- ритории РФ. При определении налоговой базы стоимость подакцизного мине- рального сырья налогоплательщика в иностранной валюте пересчи- тывается в валюту РФ по курсу, действующему на дату его реализации. Не включается в налоговую базу полученные налогоплательщиком средства, не связанные с реализацией подакцизного минерального сырья. Налогообложение подакцизного минерального сырья, осуществля- ется по единым на территории РФ налоговым ставками: — природный газ, реализуемый на территории РФ, — 15 процен- тов; — природный газ, реализуемый в государства — участники СНГ, — 15 процентов; — природный газ, реализуемый за пределы территории РФ (за исключением государств — участников СНГ), — 30 процентов. |