DataLife Engine > Осмотр места происшествия > Осмотр места происшествия по делам об авиационных катастрофах -2
Осмотр места происшествия по делам об авиационных катастрофах -22-06-2010, 22:16. Разместил: admin |
При осмотре противопожарной и противообледенителъной сис¬темы:
— обратить внимание на системы, обеспечивающие автоматичес¬кое срабатывание огнетушителей, характер их повреждений и сами огнетушители (разряжены, разрушены, смяты и т.д.); — зафиксировать положение кранов подачи топлива в двигатели (закрыты или открыты), состояние противопожарной системы (вклю¬чена, выключена); — установить, в каком виде находится противообледенительная система (включена, выключена), какие повреждения имеются в ней и ее управляющих агрегатах. Эти факты помогут определить: — включалась ли в аварийной обстановке противопожарная сис¬тема; — не произошло ли срабатывание огнетушителей от удара воздуш¬ного судна о землю или от воздействия огня; — где случилось срабатывание огнетушителей (пиропатронов) — в воздухе или на земле. Выкладка элементов воздушного судна: После определения местоположения, состояния и характера по¬вреждений обнаруженных обломков и частей и их фиксации для облег¬чения детального осмотра материальной части воздушного судна целе¬сообразно произвести выкладку конструкции воздушного судна из об¬ломков (панели крыла, хвостовое оперение, органы управления, про¬водка управления) по местам, которые они занимали в воздушном судне до разрушения. Цель выкладки — выявить недостающие детали, уточнить характер повреждений, связь между обломками или частями конструкции. Следователю желательно присутствовать при выкладке элементов воздушного судна, производимой комиссией по расследова¬нию авиапроисшествия, зафиксировав в протоколе сам факт выкладки, а при необходимости и ее результаты, и приложив к протоколу видео¬запись процесса выкладки и фотоснимки выложенной конструкции воздушного судна. В требуемых случаях следователь сам проводит вы¬кладку с участием специалистов либо экспертов (например, при прове¬дении взрыво-технической, пожарно-технической экспертизы). Наружны и ос мотр трупов В контакте с медицинской группой комиссии по расследованию авнапроисшествия необходимо установить и зафиксировать в прото¬коле: — расположение трупа относительно окружающих его предметов; — поза трупа и расположение его конечностей; — состояние поверхности, на которой находится труп; — пол и примерный (на вид) возраст; — особые приметы на телах погибших (родинки, родимые пятна, прижизненные ампутации, рубцы, зубные и иные протезы, уродства, татуировки и т.д.); — предметы одежды и обуви (вид, цвет, фасон, повреждения, метки и т.д.); — содержимое карманов одежды погибшего и его багажа (особенно предметы, имеющие индивидуальные признаки: документы, удостове¬ряющие личность, авиабилеты, багажные бирки, дарственные надписи, штампы, драгоценности, бумаги и т.п.); — наличие, вид и характер повреждений, имеющихся на трупе или его частях; — в какой части воздушного судна обнаружены трупы. Учитывая, что детальный осмотр трупов на месте происшествия затруднителен из-за наличия значительного числа людей и большого объема различных работ, целесообразно ограничиться фиксацией места обнаружения трупа, его позы, примерного возраста и пола, на¬ружной одежды, после чего, маркировав трупы (например, привязав бирки), провести более подробный их осмотр в морге. Необходимо также иметь в виду, что практически в каждом случае расследования данной категории дел возникают существенные трудности при уста¬новлении личности (опознании) погибших и выдаче их тел родствен¬никам. Поэтому крайне важно принимать исчерпывающие меры к со-хранности одежды или ее фрагментов, всего обнаруженного в одежде либо на трупах, учитывая, что эти предметы могут быть предъявлены родственникам для опознания, если опознать сам труп затруднительно либо невозможно. Осмотр некоторых специальных объектов Осмотр объектов управления воздушным движением К ним относятся командно-диспетчерские пункты (КДП), ближняя и дальняя приводные радиостанции с маркерами (БПРМ и ДПРМ), глиссадный и курсовой радиомаяки. Осмотр КДП проводится в случаях, когда авиационному происше¬ствию предшествовали нарушения связи диспетчера с бортами воздуш¬ных судов; при неисправностях светового оборудования аэродрома; при наличии данных о плохой работе радиолокаторов, приводных радио¬станций и радиомаяков; при расхождениях в показаниях членов экипа¬жа воздушного судна и диспетчеров по вопросам радиосвязи и др. Осмотру подлежат: — радиолокаторы, радиопеленгаторы, средства связи и аппаратная, где смонтирована аппаратура, обеспечивающая работу этого оборудо¬вания; — пульт, с которого включаются приводные радиостанции, глис¬садный и курсовой радиомаяки, световые сигналы аэродрома, а также аппаратура, обеспечивающая его работу; — журналы, где фиксируется состояние аппаратуры и оборудова¬ния КДП; — фоторегистратор с целью определения его исправности и выяс¬нения факта его включения перед происшествием, местонахождения фотопленки и наличия с нее фотоснимков. При необходимости пленка и снимки изымаются и приобщаются к делу в качестве вещественного доказательства. Осмотр объектов авиационно-технических баз (комплексов — АТБ, или AT К) В зависимости от обстоятельств авиационного происшествия сле¬дует осмотреть: — цеха АТБ с имеющимся там оборудованием, агрегатами, запчас¬тями, инструментом, а также документами (формуляры (паспорта); карты-наряды, где записывается перечень работ, которые должны были быть выполнены и фактически выполнялись при техническом обслу¬живании воздушных судов, и др.); — объекты, связанные с заправкой воздушных судов горюче-сма¬зочными материалами (ГСМ) — стационарные установки (если есть); специальные автомашины или другие заправочные средства; их забор¬ные, фильтрующие и раздаточные устройства; заливные горловины, фильтры и другие механизмы, а также документация по заправке воз¬душных судов ГСМ. Может потребоваться осмотр также и иных объектов аэродрома, в частности, объектов метеорологического обеспечения аэропорта с со¬ответствующей аппаратурой, регистрирующей фактическую погоду, и документами (авиационные прогностические карты погоды и различ¬ные журналы, где заносятся предупреждения об опасных для авиации явлениях погоды, метеорологическая информация). Особенности осмотра места происшествия в различных случаях В случае падения воздушного судна при взлете: Прежде всего необходимо: а) ознакомиться со схемой аэродрома и обратить внимание на со¬стояние взлетно-посадочной полосы (ВПП), рулежных дорожек (РД), по которым следовало воздушное судно к месту исполнительного стар¬та, и мест стоянки (МС) на соответствие их установленным схемам, наличие на них различных следов, в том числе оставленных пневмати-ками шасси; б) зафиксировать, если это возможно, ширину отпечатка пневмати¬ка каждого колеса и четкость следов, которые могут служить доказа¬тельством торможения или заноса колес воздушного судна; в) установить, нет ли на ВПП, РД и МС каких-либо частей воздуш¬ного судна, свидетельствующих о начале разрушения, исследовать их с участием специалистов, зафиксировать месторасположение и состоя- ; ние обнаруженных предметов; г) выяснить, нет ли на ВПП, РД и МС следов масла и топлива, которые могут указывать на неисправность систем подачи топлива и различных масляных трубопроводов, описать место обнаружения таких следов, отобрать пробы для последующего исследования с целью определения качества, а также сравнения с топливом, которым было ; заправлено воздушное судно; д) в зимнее время проверить, как очищены ВПП и РД от снега, не : оставлены ли сугробы, нет ли на них следов касания воздушного судна; е) обратить внимание на состояние светосигнального оборудова- : ния, его исправность, выявить повреждения, нанесенные воздушным судном световому оборудованию. ; В случае падения воздушного судна на трассе полета (с высоты эше¬лона): Кроме осмотра места падения в данной ситуации следует органи¬зовать осмотр местности по ходу полета с использованием вертолета^ а также путем прочесывания местности, так как обломки, элементы ; конструкции воздушного судна, трупы и их части, вещи, груз могут ; быть отнесены воздушным потоком (отброшены взрывной волной) в •! случае разрушения воздушного судна в воздухе на значительное рас- . стояние. '•• Если место происшествия представляет местность, поросшую лесом, то необходимо осматривать деревья и кустарники, на которых можно обнаружить следы падения, отдельные детали, обломки воздуш¬ного судна, а также части тел погибших, их одежду, вещи. В случае падения воздушного судна при посадке: — определить размеры посадочной площадки, состояние покрытия ВПП и грунта в месте фактического приземления воздушного судна; — отметить наличие на ВПП и вокруг нее посторонних предметов; — установив место первого касания воздушным судном земли, вы-. яснить длину пробега (пролета) его после этого, а также длину пробега после окончательного приземления; — если воздушное судно выкатилось за пределы ВПП и летного поля, то измерить, на какое расстояние, какие имелись препятствия на пути (строения, ямы, холмы, канавы, столбы, линии электропередач, транспортные средства и т.п.). Следы повреждений на этих препятст¬виях тщательно осмотреть, сфотографировать и зафиксировать в про¬токоле осмотра. При этом произвести измерение высоты, па которой имеются следы повреждений, для определения угла падения воздуш¬ного судна, а также направления его движения; — отразить месторасположение частей и элементов конструкции воздушного судна в случае его столкновения с препятствием и начала разрушения в воздухе; — осмотреть автоматику на диспетчерских пунктах аэродрома, а также на дальней и ближней приводных радиостанциях, так как без¬опасность посадки воздушного судна зависит от правильности функ¬ционирования этих объектов; — зафиксировать ширину отпечатка пневматика каждого колеса, на основании чего можно сделать вывод о значении вертикальной ско¬рости снижения воздушного судна в момент касания земли. В случае авиационного происшествия с вертолетом: Прежде всего следует определить разрушения, которые могли про¬изойти в воздухе, для чего изучить расположение агрегатов, узлов и их обломков на месте происшествия. Местоположение обнаруженных на месте происшествия частей, элементов конструкции отразить в протоколе, нанести на схематичес¬кий план места происшествия, установить и зафиксировать характер повреждений материальной части вертолета. Тщательно осмотреть несущий и рулевой (хвостовой) винты, яв¬ляющиеся основными источниками вибрации вертолета, которая при определенных условиях может приводить к разрушению различных элементов конструкции. При осмотре лопастей несущего винта нужно обращать внимание на следующие повреждения: — трещины, изломы на лонжероне, которые могут носить усталост-ный характер и располагаются чаще всего в месте какого-либо дефекта материала; — вспучивание обшивки, смятие замков или стыков отсеков, харак¬терные для разрушения лопастей от действия инерционных сил, как правило, в момент резкого включения трансмиссии; — значительные деформации, люфты в системе управления несу¬щим винтом, в автомате перекоса и других системах вертолета, которые могут указывать на флаттер — внезапное возникновение в полете резо¬нансных колебаний лопастей, возможное при определенном соотноше¬нии аэродинамических и инерционных сил и приводящее к значитель¬ным вымахам лопастей из конуса вращения и сильной тряске вертолета. Рулевой (хвостовой) винт вертолета повреждается в большинстве авиационных происшествий. Связано это с тем, что он расположен на длинной упругой балке и на него действуют значительные усилия почти при любом ударе. Тщательно осмотреть и зафиксировать состояние органов управле¬ния и характер повреждений автомата перекоса (состояние тяг). В случае столкновения воздушных судов: Отразить в протоколе царапины, задиры, вмятины, которые при дальнейшем исследовании помогут определить взаимное положение воздушных судов в момент столкновения, оценить действия экипажей и диспетчеров в период, предшествовавший столкновению, особенно в тех случаях, когда отсутствуют записи средств объективной регистра¬ции параметров полета (эти повреждения могут быть обнаружены на киле, стабилизаторе, крыльях, фюзеляже). При необходимости произвести пространственную выкладку эле¬ментов конструкции воздушных судов, так как нередко это единствен¬ный способ установления их взаимного положения в момент столкно¬вения. |