- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
Следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным ко¬дексом РФ (п. 41 ст. 5 УПК РФ).
Полномочия следователя представляют собой систему его процессуальных прав и обязанностей, необходимых и достаточных для разрешения сообщений о преступлениях, установления наличия или отсутствия обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, и соответственно обеспечения надлежащих условий для рассмотрения и разрешения судом уголовного дела по суще¬ству, освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего преступление небольшой или средней тяжести, либо реабилитации невиновного.
Полномочия следователя общим образом определяются в ст. 38 УПК РФ и конкретизируются в уголовно-процессуальном законодательстве применительно к стадиям возбуждения уголовного де¬ла и предварительного расследования, производству конкретных следственных и иных процессу¬альных действий и принятию решений по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Отдельные процессуальные полномочия следователя установлены в иных федеральных законах, а организационные полномочиях— в нормативных актах Генеральной прокуратуры РФ, Мини¬стерства внутренних дел РФ и Федеральной службы безопасности РФ по вопросам организации предварительного следствия, а также в нормативных правовых актах, изданных Генеральной про¬куратурой РФ, Министерством внутренних дел РФ и Федеральной службой безопасности РФ со¬вместно с руководителями других министерств, комитетов и служб.
Анализ содержания уголовно-процессуальных норм, в которых закреплены процессуальные права и обязанности следователя, дает основание для следующей классификации его процессуаль¬ных полномочий: полномочия по рассмотрению и разрешению сообщений о преступлениях; пол¬номочия по установлению обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу; полномочия по осуществлению уголовного преследования подозреваемых и обвиняемых в совер¬шении преступления; полномочия по охране прав и свобод лиц, привлекаемых к участию в произ¬водстве по уголовному делу; полномочия давать поручения органам дознания.
1. Полномочия по рассмотрению и разрешению сообщений о преступлениях. Этот вид полно¬мочий установлен в п. 1 ч. 2 ст. 38 и в ст. 146-148 УПК РФ. Полномочия пп 9эпсм/эт^ужл-й-разреше-»»» "-"^s-w-iwrfh KJ притупления, как правило, могут быть реализованы в пределах подследственности уголовных дел, установленной в ст. 151 УПК РФ. Вместе с тем в случаях, когда немедленная передача сообщения по подследственности может повлечь негативные последствия (например, заинтересован¬ные лица, воспользовавшись тем, что никто не проводит проверку заявления (сообщения) о преступ¬лении, предпринимают меры к уничтожению следов преступления или фальсификации доказательств и т.п.), следователь обязан проверить сообщение о преступлении и при наличии к тому оснований возбудить уголовное дело, произвести неотложные следственные действия, а затем выполнить требо¬вание ч. 5 ст. 152 УПК РФ о передаче уголовного дела по подследственности. Подробнее о порядке возбуждения уголовного дела см. главу 2 настоящего руководства.
Следователи специализированных прокуратур реализуют полномочия по возбуждению уголов¬ных дел с учетом положений, закрепленных в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 9.09.2002 № 54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур».
В частности, следователи военных прокуратур возбуждают уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами граж¬данского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формиро¬ваний и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными пра¬вовыми актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения.
Следователи закрытых территориальных образований г. Межгорье и комплекса «Байконур» возбуждают уголовные дела о преступлениях, совершенных в пределах этих административно-территориальных образований, кроме уголовных дел о преступлениях, совершенных военнослу¬жащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооружен¬ных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в со¬ответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Полномочия следователей территориальных органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте разграничены Указанием Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел и
" Министерства путей сообщения РФ от 3.04.1995 г. № 19/23-1/1609-103 «О порядке реагирования на тсязнаки преступления и рассмотрения заявлений и сообщений о хищении грузов». В названном Указании установлен перечень документов, которые должны быть направлены органам предвари¬тельного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о хищении грузов.
Аналогичным образом установлен перечень документов, которые подлежат направлению в ор¬ганы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовных дел о нару¬шении санитарного законодательства и законодательства о промышленной безопасности (см.: Письмо Генеральной прокуратуры в Комитет санэпиднадзора России «О надлежащем оформлении и направлении в органы прокуратуры материалов по фактам санитарных правонарушений» от 23.07.1992 г. № 7-10д-92), об экологических преступлениях (см.: Письмо Генеральной прокуратуры ?Ф «О надлежащем оформлении и направлении материалов в органы прокуратуры по фактам уго¬ловно-наказуемых нарушений природоохранного законодательства» от 23.07.1992 г. №7-10д-92 | направлено в Минэкологии России) и др.
2. Полномочия по установлению обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уго¬
ловному делу. Данный вид полномочий реализуется путем доказывания, т.е. путем собирания, про¬
верки и оценки доказательств (ст. 85 УПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 86 УПК РФ следователь осуществляет собирание доказательств путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ. В реальной действительности основным способом собирания дока¬зательств является производство следственных действий, поскольку в действующем УПК РФ не предусмотрено выполнение иных процессуальных действий, в ходе которых могли бы быть полу¬чены сведения, отвечающие требованиям, закрепленным в ч. I ст. 74 УПК РФ. Исключением мож¬но считать направление запроса о правовой помощи зарубежным правоохранительным органам в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК РФ.
Одним из способов собирания доказательств является получение следователем письменных до¬кументов и предметов, представляемых для приобщения к уголовному делу в качестве доказа¬тельств подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчи¬ком и их представителями (ч. 2 ст. 86 УПК РФ). В УПК РФ не установлен порядок получения указанных документов и предметов.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следственные действия могут быть произведены по поруче¬нию следователя органами дознания. Вели при этом были выполнены требования относительно формы поручения и компетенции органов дознания на производство следственных действий, полу¬ченные сведения являются доказательствами при условии, что они отвечают требованиям относи-мости, допустимости и достоверности.
3. Полномочия по осуществлению уголовного преследования. Наличие таких полномочий
обусловлено тем, что согласно ч. 1 ст. 21 УПК РФ следователь обязан осуществлять от имени госу-
дарства уголовное преследование по делам публичного и частно-публичного обвинения.
К полномочиям следователя как субъекта уголовного преследования относятся: возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица (подробнее см. главу 2 настоящего руководства); задержание лица в качестве подозреваемого (подробнее см. §1 главы 4 настоящего руководства); привлечение лица в качестве обвиняемого (подробнее см. главу 5 настоящего руководства); розыск скрывшегося подозреваемого или обвиняемого (подробнее см. §1 главы 6 настоящего руково¬дства); применение к обвиняемому меры пресечения (подробнее см. §2 главы 4 настоящего руко¬водства); составление обвинительного заключения и направление уголовного дела прокурору для передачи по подсудности (подробнее см. §3 главы б настоящего руководства).
4. Полномочия по охране прав и свобод лиц, привлекаемых к участию в производстве по уго¬
ловному делу. Наличие указанных полномочий вытекает из положений, закрепленных в ст. 11 УПК
РФ, согласно которой следователь, во-первых, обязан разъяснить подозреваемому, обвиняемому,
потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголов¬
ного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеепечить возможность осуще¬
ствления этих прав (ч. 1), во-вторых, принять меры безопасности в отношении потерпевшего, сви¬
детеля и иных участников уголовного судопроизводства, а также их близких родственников,
родственников или близких лиц при наличии достаточных данных о том, что указанным лицам уг¬
рожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо
иными противоправными деяниями (ч. 3).
Указанные полномочия следователя конкретизируются применительно к отдельным процессу¬альным правам участников уголовного судопроизводства, установленным в ст. 42, 44, 46, 47, 48, 53 и 54 УПК РФ.
При этом следует иметь в виду, что закон специально выделяет полномочия следователя по обеспечению подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 16 УПК РФ).
5. Полномочия следователя давать поручения органу дознания. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения 1шсьм^яЙШеп8ру^нйяаоппровёд.ёнйи"опёратйвно-розыскных мероприятий, производстве отдель¬ных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Поручение — это письменное предложение следователя органу дознания выполнить определен¬ные процессуальные действия или оперативно-розыскные мероприятия. В поручении указывается: орган дознания, которому дается поручение; краткое изложение сущности дела, по которому дается поручение; уголовно-процессуальная норма, дающая следователю основание для дачи поручения; следственные и розыскные действия, которые необходимо выполнить; от кого исходит поручение.
В поручении может содержаться указание в виде разъяснении, как выполнить поручение. Иначе говоря, указание — это сообщение следователем органу дознания тактических условий выполнения поручения. Например, следователь дает указание: сообщить свидетелю перед допросом, что преступ¬ник арестован и не следует опасаться мести, или огласить свидетелю показания потерпевшего и т.п.
Право следователя давать органам дознания поручения о производстве следственных действий имеет определенные границы. Следует иметь в виду, что следователь вправе дать поручения лишь тогда, когда в силу объективных причин он не может лично произвести требуемые следственные действия. В любом случае следователь не вправе поручать органу дознания принятие решений, ко¬торые требуют оценки совокупности доказательств, имеющихся в уголовном деле, а также выпол¬нения определенных действий. Иначе говоря, следователь не вправе поручить органу дознания вы¬полнение таких действий, как предъявление обвинения и допрос обвиняемого, избрание меры пресечения, признание лица потерпевшим, гражданским истцом, привлечение в качестве граждан¬ского ответчика, назначение экспертиз и других действий.
Следователь также не вправе поручать органу дознания производство таких следственных дей¬ствий, которые имеют наиболее важное значение по данному уголовному делу или требуют особо умелого и квалифицированного исполнения (например, осмотр места происшествия при убийстве, авиакатастрофах, предъявление для опознания, следственный эксперимент и др.).
Поручения следует направлять начальнику органа дознания, поскольку он знает, кому из его подчиненных можно поручить выполнение требуемых действий с учетом его профессионального мастерства и выполняемого в данный момент объема работ.
Поручения могут быть направлены конкретным сотрудникам органа дознания в тех случаях, ко¬гда, они включены в состав следственно-оперативной группы. Копии поручений приобщаются к уголовному делу вместе с протоколами соответствующих следственных действий, произведенных сотрудниками органов дознания по поручению следователя. В противном случае результаты произ¬веденных следственных действий могут быть признаны не имеющими юридической силы.
Следователь вправе поивлечь к участию и следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе (ч. 7 ст. 164 УПК РФ),
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст, 38 УПК РФ следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных дей¬ствий, за исключением случаев, когда в соответствии с Кодексом требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора.
Закон содержит исчерпывающий перечень случаев, когда необходимо получение судебного ре¬шения и (или) санкции прокурора на принятие следователем решений или выполнение уголовно-процессуальных действий.
Следователь процессуально независим при принятии решений о направлении уголовного дела, а также при определении очередности и тактики производства следственных действий.
Процессуальная независимость следователя заключается в том, что никто, кроме действующих
в пределах предоставленных им полномочий прокурора и начальника следственного отдела, не мо-
ж*г noTp.5oi.an, мотерпшщ, на основе которых следователь вынес постановление об отказе в воз¬
буждении уголовного дела, уголовные дела для проверки состояния расследования, изучения и да¬
чи по ним указаний, определения квалификации преступления или иным способом вмешиваться в
процессуальную деятельность следователя. .
Одним из средств обеспечения процессуальной независимости следователя является законода¬тельное ограничение полномочий прокурора и.начальника следственного отдела по осуществлению процессуального руководства предварительным следствием (см. ч. 3 ст. 38, ч. 4 ст. 39 УПК РФ и др.).
Ряд полномочий следователя носит властный характер. В частности, следователь вправе требо¬вать от граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также должностных лиц выполнения или невыполнения определенных действий (например, не покидать без разрешения следователя ме¬сто постоянного или временного проживания, предоставлять необходимые предметы и документы, принимать участие в производстве следственных действий в качестве понятых, переводчиков, спе¬циалистов и т. п.). Разумеется, требования следователя должны быть правомерными.
Установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способство¬вавшие совершению преступления, следователь вправе внести соответствующим организации или должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведом¬лением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения (ч. 2 ст. 158 УПК РФ).
Следователь обязан принимать надлежащие меры по реабилитации лица, которое было под¬вергнуто незаконному или необоснованному уголовному преследованию. При этом причиненный гражданину вред возмещается государством в полном объеме независимо от вины следователя или иных должностных лиц уголовного судопроизводства.
Не позднее одного месяца со дня поступления требования о возмещении имущественного вреда следователь определяет его размер и выносит постановление о производстве выплат в возмещение этого вреда. Указанные выплаты производятся с учетом уровня инфляции (ч. 4 ст. 135 УПК РФ).
Если сведения о задержании реабилитированного, заключении его под стражу, временном от¬странении его от должности, применении к нему принудительных мер медицинского характера, осуждении реабилитированного и иных примененных к нему незаконных действиях были опубли¬кованы в печати, распространены по радио, телевидению или в иных средствах массовой информа¬ции, то по требованию реабилитированного, а в случае его смерти — его родственников или пись¬менному указанию следователя соответствующие средства массовой информации обязаны в течение 30 суток сделать сообщение о реабилитации (ч. 3 ст. 136 УПК РФ).
По требованию реабилитированного, а в случае его смерти — его родственников следователь обязан в срок не позднее 14 суток направить письменные сообщения о принятых решениях, оправь дывающих гражданина, по месту его работы, учебы или месту жительства (ч. 4 ст. 136 УПК РФ).
Другие новости по теме:
- ПОЛНОМОЧИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ
- Дознаватель
- Правовое положение и процессуальная самостоятельность следователя
- Следователь
- Начальник органа дознания
- ПОРУЧЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ О ПРОИЗВОДСТВЕ ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ (ОПЕРА ...
- Полномочия прокурора
- ПРАВОМЕРНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
- Понятие следственных действий
- Начальник следственного отдела
-
Напечатать Комментарии (0)
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
Библиотека документов юриста