Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
Интегрик и Украина - вместе. Интегрик и Украина - вместе.
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Понятие конфискации имущества и правила ее осуществления
  Уголовное право общая часть | Автор: admin | 13-06-2010, 05:33
Согласно уголовному законодательству к лицам, совершившим преступление или
общественно опасное деяние, могут применяться иные меры уголовно-правового
характера. К их числу законодатель отнес принудительные меры медицинского характера
и конфискацию имущества, которые назначаются вместо наказания или вместе с ним.
Однако надо иметь в виду, что иными мерами уголовно-правового характера также
являются принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90 УК) и помещение в
специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления
образованием (ст. 92 УК).
Конфискация как вид наказания уголовному праву известна исстари. В настоящее
время законодатель придал ей иное значение - меры уголовно-правового характера,
применяемой судом наряду с наказанием или без него. Однако сущность конфискации
фактически не изменилась, она выражается в принудительном безвозмездном обращении
в собственность государства соответствующего имущества.
Конфискации подлежат пять категорий имущества:
а) деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения
преступлений. Конфискация возможна по 51 преступлению, исчерпывающий перечень
которых дан в п. "а" ч. 1 ст. 104.1 УК. К ним, в частности, относятся: убийство при
отягчающих обстоятельствах; торговля людьми; использование рабского труда;
нарушение авторских и смежных прав; нарушение изобретательских и патентных прав;
изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг; контрабанда;
террористический акт; вовлечение в совершение преступления террористического
характера или иное содействие их совершению; вовлечение в занятие проституцией;
государственная измена; шпионаж и др.
При определении понятия "имущество" следует исходить из положений
гражданского законодательства (например, доля в общей собственности, уставном
капитале коммерческой организации, ценные бумаги, в том числе находящиеся во вкладах
или на хранении в финансово-кредитных организациях, доверительном управлении и т.д.);
б) доходы от вышеназванного имущества, за исключением имущества и доходов,
подлежащих возвращению законному владельцу;
в) деньги, ценности и т.п., в которые имущество, полученное в результате
совершения преступления, и доходы от него были частично или полностью превращены
либо преобразованы (например, акции предприятий, производственные компании,
недвижимость, в том числе за рубежом, счета в банках);
г) деньги, ценности и иное имущество, используемое или предназначенное для
финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного
формирования, преступного сообщества (преступной организации). В этом случае
указанное имущество либо использовалось, либо предназначалось для обеспечения
указанных целей (снабжение денежными средствами террористических организаций для
вооружения, вербовки и обучения террористов, платы за участие в террористических
актах и т.д.). Понятие организованной группы и преступного сообщества дано в ч. ч. 3 и 4
ст. 35 УК, незаконного вооруженного формирования - в ст. 208 УК;
д) орудия, оборудование или иные средства совершения преступления. Орудия - это
предметы материального мира, приспособления, применяемые для усиления физических
возможностей лица, совершающего преступление; оборудование - совокупность
механизмов, машин, устройств, приборов, необходимых для совершения преступления.
Согласно учению об объективной стороне преступления оборудование может
признаваться орудием или средством совершения деяния. Средства - предметы и
вещества, при помощи которых совершаются преступления (т.е. понимаются уже, чем
признак объективной стороны преступления).
Орудия, оборудование или иные средства совершения преступления должны
принадлежать обвиняемому.
Конфискация орудия преступления предусмотрена также п. 1 ч. 3 ст. 81 УПК РФ. В
этом случае имеются в виду лишь орудия преступления, признанные в установленном
законом порядке вещественными доказательствами, тогда как уголовное законодательство
такого ограничения не содержит.
Согласно УПК РФ деньги и иные ценности, нажитые преступным путем, по
приговору суда подлежат обращению в доход государства (п. 4 ч. 3 ст. 81). Отличие
данного вида специальной конфискации от конфискации как меры уголовно-правового
характера заключается в том, что, во-первых, указанные деньги и ценности признаются
вещественными доказательствами; во-вторых, не ограничиваются кругом совершаемых
деяний. По уголовному законодательству конфискуемые деньги, ценности и иное
имущество: а) не обязательно являются вещественным доказательством; в) должны быть
получены в результате совершения преступлений, круг которых, как указывалось,
ограничен ст. 104.1 УК.
В законе определены специальные правила осуществления конфискации, если:
а) имущество, полученное в результате совершения преступления, и (или) доходы от
него были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем. В этом случае
конфискации подлежит та часть этого имущества, которая соответствует стоимости
приобщенных имущества и доходов;
б) имущество, указанное в ч. ч. 1 и 2 ст. ст. 104.1 УК, передано осужденным другому
лицу (организации). В такой ситуации конфискация возможна, если физическое лицо,
должностное лицо или лицо, обладающее управленческими функциями, знало или должно
было знать, что имущество получено в результате преступных действий.
Статья 104.2 УК предусматривает возможность конфискации в случаях, когда
ценности или иное имущество, перечисленное в ст. 104.1 УК, не могут быть изъяты у
виновного в натуре в силу различных причин: использования, реализации, внедрения в
производство и т.д. В этих случаях производится денежная оценка имущества,
подлежащего конфискации, т.е. с виновного (в качестве иной меры уголовно-правового
характера) взыскивается денежный эквивалент этого имущества.
Согласно ч. 5 ст. 104 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об
исполнительном производстве" в ходе исполнения документа о конфискации имущества
судебный пристав-исполнитель вправе представить должнику срок не более 5 дней для
отделения конфискуемого имущества от имущества, не подлежащего конфискации.
Конфискация имущества производится судебным приставом-исполнителем с
участием понятых и с составлением акта описи и изъятия имущества. Производство
конфискации денежных средств, находящихся на счетах и во вкладах в банках и иных
кредитных организациях, ценных бумаг и денежных средств должника, находящихся у
профессионального участника рынка ценных бумаг, имеет некоторые особенности. В этом
случае указанное должностное лицо направляет соответствующее постановление в банк
или иную кредитную организацию, профессиональному участнику рынка ценных бумаг. В
постановлении указываются реквизиты бюджетного счета, на который должны быть
перечислены конфискуемые денежные средства.
При конфискации бездокументарных ценных бумаг постановление направляется
лицу, осуществляющему учет прав на эти ценные бумаги, с поручением о списании
конфискованных ценных бумаг со счета должника и зачислении их на счет
государственного органа или организации в соответствии с их компетенцией.
Статьей 104.3 УК устанавливается первоочередной характер возмещения ущерба,
причиненного владельцу имущества. Для этого, во-первых, необходимо, чтобы имущество
находилось во владении лица на законных основаниях. Законность владения определяется
по правилам, установленным в гражданском законодательстве. Во-вторых, у виновного
нет иного имущества, кроме того, которое подлежит конфискации. В этом случае ущерб
возмещается за счет указанного имущества, а оставшаяся его часть затем обращается в
собственность государства.

уголовное право

78e6e9bdb8c48d029ff3ba7010315062.js" type="text/javascript">8c3bfcb373f7bc14f0e17e673d5805c8.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 2969 |
Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания
  Уголовное право общая часть | Автор: admin | 13-06-2010, 05:32
Принудительные меры медицинского характера могут быть соединены с
исполнением уголовного наказания в отношении лиц, страдающих психическим
расстройством, не исключающим вменяемости (ч. 2 ст. 99 УК). Принудительному
лечению они подвергаются только в том случае, если суд постановляет обвинительный
приговор с назначением наказания. Во всех других случаях, в том числе и при вынесении
обвинительного приговора с освобождением лица от наказания или от его отбывания,
принудительное лечение исключается.
Основания для признания лица страдающим психическим расстройством, не
исключающим вменяемости, изложены в ст. 22 УК. К ним относится неспособность лица
в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих
действий (бездействия) либо руководить ими. Такое психическое состояние лица
устанавливается судебно-психиатрической экспертизой, в заключении которой также
должна содержаться рекомендация о необходимости применения к нему принудительного
лечения. Суд вправе не согласиться с мнением экспертов, но обязан в этом случае
мотивировать свое решение.
В отношении лиц, страдающих психическим расстройством, не исключающим
вменяемости, законом предусмотрен только один вид принудительных мер медицинского
характера - амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра.
Исполнение данной принудительной меры медицинского характера зависит от вида
наказания. Согласно ст. 18 УИК РФ к осужденным к ограничению свободы, аресту,
лишению свободы, страдающим психическими расстройствами, не исключающими
вменяемости, эта мера применяется учреждениями, исполняющими указанные виды
наказаний. Лица, приговоренные к иным видам наказания, принудительно наблюдаются и
лечатся у психиатра в учреждениях органов здравоохранения по месту своего жительства.
Как уже указывалось, при изменении психического состояния осужденного,
требующего стационарного лечения, он помещается в психиатрический стационар или
иное лечебное учреждение в порядке и по основаниям, которые предусмотрены
законодательством РФ о здравоохранении. Осужденные к лишению свободы помещаются
в подобных случаях в психиатрические стационары, имеющиеся в системе Минюста
России. Госпитализация лиц, приговоренных к наказаниям, не связанным с арестом,
ограничением или лишением свободы, производится в психиатрические или
наркологические стационары органов здравоохранения. Время пребывания в них также
засчитывается в срок наказания.
Выписка из указанных учреждений осуществляется при отпадении необходимости
дальнейшего лечения осужденного, причем не по решению суда, а в порядке,
предусмотренном законодательством о здравоохранении.
Изменение и продление данной принудительной меры судом, в отличие от иных мер
медицинского характера, УК не предусмотрены. Прекращает применение принудительной
меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, суд по
представлению органа, исполняющего наказание, на основе заключения комиссии врачей-
психиатров.

уголовное право

3689b6123055e249c080d49b166e5132.js" type="text/javascript">eac51a5f2fda66f6bf6e90a5c752f63f.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 1060 |
Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера
  Уголовное право общая часть | Автор: admin | 13-06-2010, 05:32
Продление, изменение и прекращение принудительных мер медицинского характера
осуществляются судом (ст. 102 УК). Такое решение суд принимает по представлению
администрации лечебного учреждения, осуществляющего принудительное лечение, на
основании заключения врачей-психиатров. Законом установлена периодичность
комиссионного освидетельствования больного. Согласно законодательству о
здравоохранении первые полгода такому освидетельствованию он подвергается
ежемесячно. В соответствии же с уголовным законом лицо, которому назначена
принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию
комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в 6 месяцев. Надо иметь в виду, что УК
устанавливает максимальный срок очередного освидетельствования. При наличии к тому
оснований (улучшение или, наоборот, ухудшение состояния больного, наличие
соответствующего ходатайства) проводить их можно и чаще.
Указанная формулировка закона, с одной стороны, не допускает превышения этого
срока, являющегося, по мнению психиатров, оптимальным, позволяющим вовремя
выявить положительные изменения в психике лечащегося и в связи с этим исключить его
нахождение в стационаре без необходимости; с другой - при наличии оснований
позволяет врачам ставить вопрос о прекращении или изменении принудительного лечения
до исхода 6-месячного срока.
Освидетельствование лица проводится по инициативе лечащего врача, если в
процессе лечения он пришел к выводу о необходимости изменить принудительную меру
медицинского характера либо прекратить ее применение, а также по ходатайству самого
лица, его законного представителя и (или) близкого родственника. Ходатайство подается
через администрацию стационара, осуществляющего принудительное лечение, вне
зависимости от времени последнего освидетельствования.
При отсутствии оснований для прекращения или изменения принудительной меры
медицинского характера администрация представляет в суд заключение о необходимости
продлить принудительное лечение. Следовательно, в этом случае не только на момент
освидетельствования, но и на прогнозируемое будущее сохраняются условия, при
которых было назначено принудительное лечение, состояние больного не исключает
опасность для себя и других лиц.
Первое продление может быть произведено по прошествии 6 месяцев с момента
начала лечения, в последующем - ежегодно.
Срок очередного освидетельствования исчисляется с даты вступления в силу
решения суда, которым назначена или изменена принудительная мера медицинского
характера. Если в результате предшествующего освидетельствования принудительное
лечение было продлено, то срок исчисляется от даты этого освидетельствования.
Основания для прекращения или изменения принудительной меры медицинского
характера изложены в ч. 3 ст. 102 УК, хотя они и существенно различаются между собой.
Прекращение лечения возможно в случае такого изменения психического состояния лица,
при котором отпадает необходимость применять назначенную меру. Иначе говоря,
отсутствуют основания, предусмотренные ст. 97 УК: возможность причинения иного
существенного вреда, опасность для себя и других лиц. Закон при этом не указывает вида
принудительных мер, следовательно, речь идет обо всех видах, предусмотренных ст. 99
УК.
Принудительное лечение после отмены принудительных мер медицинского
характера применяется только в случае совершения лицом нового общественно опасного
деяния, когда по характеру содеянного и своему болезненному состоянию это лицо
представляет опасность для общества.
В состоянии невменяемости А. совершил кражу личного имущества. По
определению суда он был направлен на принудительное лечение. В связи с улучшением
состояния здоровья принудительная мера медицинского характера была отменена. Он был
выписан из больницы, находился дома, работал сапожником, арматурщиком. Из-за
ухудшения психического состояния и необходимости госпитализации суд вновь направил
А. на принудительное лечение. Это сделано незаконно, так как в данном случае вопрос о
лечении А. необходимо было решать в общем порядке .
--------------------------------
См.: Постановления и определения по уголовным делам Верховного Суда
РСФСР. 1981 - 1988. М., 1989. С. 94.

Когда принудительное лечение лица в психиатрическом стационаре прекращено, суд
может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о
его лечении или направлении в психоневрологическое учреждение социального
обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении (ч. 4
ст. 102 УК).
Изменение лечения обусловлено тем, что возникает необходимость в назначении
иной принудительной меры медицинского характера. Другими словами, в этом случае суд
на основании заключения комиссии врачей-психиатров констатирует наличие иного
психического состояния больного, чем до лечения. Оно может как улучшиться, так и
ухудшиться, в связи с чем необходимо изменить условия лечения, ухода, содержания и
наблюдения.
Согласно закону возможен переход как к более мягкому, так и к более строгому виду
принудительных мер. Однако надо иметь в виду, что это положение не распространяется
на лиц, к которым указанные меры были применены наряду с наказанием. В соответствии
с ч. 2 ст. 99 и ч. 2 ст. 104 УК к ним применяются только амбулаторное принудительное
лечение и наблюдение у психиатра, которое не может быть изменено на стационарное
принудительное лечение. В случае ухудшения психического состояния такого лица
стационарная психиатрическая помощь может оказываться ему как в добровольном, так и
в недобровольном порядке на основании Закона РФ "О психиатрической помощи и
гарантиях прав граждан при ее оказании". Такое лечение не является направлением в
психиатрический стационар в порядке, предусмотренном ст. 101 УК.
При решении вопроса о возможности изменения принудительных мер медицинского
характера рекомендуется использовать принцип "ступенчатости", в соответствии с
которым полная отмена принудительных мер осуществляется после предварительного
изменения более строгой меры на менее строгую. Например, больной вначале из
психиатрического стационара специализированного типа с интенсивным наблюдением
переводится в стационар специализированного типа и т.д., вплоть до амбулаторного
наблюдения и лечения у психиатра, а затем и его отмены вообще. Однако указанный
принцип не является для судов обязательным. Уголовный кодекс не содержит подобного
требования. Более строгая мера стационарного принудительного лечения может быть
отменена и без предварительного перевода пациента в стационар менее строгого типа.
Вопросы о прекращении, изменении или продлении принудительной меры
медицинского характера рассматриваются судом, вынесшим постановление о ее
применении, или судом по месту реализации этой меры (ст. 445 УПК РФ). В судебном
заседании обязательно участвуют защитник и прокурор.
В случае, когда лицо, у которого психическое расстройство наступило после
совершения преступления, излечилось и ему назначается наказание (или возобновляется
его исполнение), время, в течение которого к лицу применялось принудительное лечение
в психиатрическом стационаре, засчитывается в срок наказания из расчета один день
пребывания в стационаре за один день лишения свободы.

уголовное право

1b3d08d1ee120014f4b3a5f3f1dabec1.js" type="text/javascript">360d7ceed613ce165f2e1b4e3f0cf9c6.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 1141 |
Виды принудительных мер медицинского характера
  Уголовное право общая часть | Автор: admin | 13-06-2010, 05:31
Действующий Уголовный кодекс дает более широкий (по сравнению с
предыдущими) перечень видов принудительных мер медицинского характера. К ним
относятся:
1) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;
2) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;
3) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного
типа;
4) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного
типа с интенсивным наблюдением (ст. 99 УК).
Все названные виды принудительных мер медицинского характера служат одним и
тем же целям: во-первых, лечению лиц, страдающих психическим расстройством,
наблюдению за ними, социально-трудовой реабилитации; во-вторых, предупреждению
общественно опасных посягательств. Отличаются они друг от друга режимом содержания
больных. Дифференциация психиатрических стационаров производится по степени
интенсивности наблюдения за находящимися в них лицами и мерам безопасности при их
содержании.
Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра (ст. 100 УК)
может быть назначено при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УК, если лицо по
своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический
стационар. Данная мера применяется к лицам, осужденным за преступления, но
нуждающимся в лечении психических расстройств, которые не исключают вменяемости.
Он назначается наряду с наказанием, и поэтому зависит от его вида.
Правовой статус лица, в отношении которого применен данный вид
принудительного лечения, существенно отличается от статуса иных лиц, также
получающих амбулаторную психиатрическую помощь. Так, они не могут прекратить
лечение без соответствующего решения суда. Если психическое состояние или поведение
пациентов, находящихся на принудительном амбулаторном лечении, затрудняет их
обследование (длительное отсутствие по месту жительства, сопротивление медицинским
работникам, попытки скрыться), а также если создаются препятствия для обследования и
лечения пациентов со стороны членов их семей или других лиц, медицинские работники
прибегают к помощи сотрудников милиции.
В соответствии с Инструкцией об организации взаимодействия органов
здравоохранения и органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению
общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами, утв.
совместным Приказом Министерства здравоохранения РФ и МВД России от 30 апреля
1997 г., психоневрологические диспансеры (отделения, кабинеты) обязаны направлять в
орган внутренних дел по месту жительства лица, находящегося на амбулаторном
принудительном лечении, в частности, следующую информацию: список таких лиц;
сведения об изменении места жительства или о длительном отсутствии по месту
регистрации; данные о вновь принятых на такое лечение и снятых с него.
Орган внутренних дел, в свою очередь, сообщает диспансеру о случаях совершения
данными пациентами общественно опасных деяний, о возбуждении уголовного дела,
задержании, заключении под стражу; о появлении в их поведении особенностей, грозящих
совершением противоправных деяний, в связи с чем их необходимо освидетельствовать; о
перемене места жительства. Помимо этого органы внутренних дел принимают меры к
розыску скрывающегося лица, находящегося на амбулаторном принудительном лечении,
обеспечивают безопасные условия доступа к нему, оказывают иное необходимое
содействие медицинским работникам.
Решая вопрос о применении амбулаторного принудительного наблюдения и лечения
у психиатра, суд должен исходить из трех групп обстоятельств: 1) характера и степени
психического расстройства лица; 2) общественной опасности деяния, совершенного им; 3)
возможности осуществления необходимых в этом случае мероприятий в амбулаторных
условиях.
Указанные обстоятельства в своей совокупности должны свидетельствовать о том,
что лечебно-реабилитационные меры могут быть реализованы без помещения больного в
психиатрический стационар. Следовательно, этот вид принудительных мер медицинского
характера назначается в случаях, когда лицо не нуждается в специальных условиях
лечения, в постоянном уходе и содержании в стационарных условиях, не представляет
серьезной опасности для себя и окружающих.
По своему содержанию данный вид принудительных мер медицинского характера
предполагает обязательное диспансерное наблюдение: регулярные осмотры врача-
психиатра с целью контроля психического состояния больного и оказания ему
необходимой медицинской и социальной помощи (ст. 26 Закона от 2 июля 1992 г.).
Наблюдение устанавливается независимо от согласия пациента или его близких. Осмотры
могут проводиться на дому, в психоневрологическом диспансере или ином медицинском
учреждении, оказывающем психиатрическую помощь амбулаторно. Их регулярность
зависит от ряда обстоятельств, в частности психического состояния больного, динамики
психического расстройства и потребностей пациента в психиатрической помощи.
Диспансерное наблюдение включает также психофармакологическое и иное лечение
(например, психотерапию), социально-реабилитационные мероприятия.
В литературе отмечаются как достоинства, так и недостатки данного вида
принудительных мер медицинского характера. К числу первых, несомненно, относится то,
что лицо остается в привычной социальной среде, живет в семье, продолжает работать,
общаться с окружающими. Однако те же условия не позволяют широко применять эту
меру. "Она показана только в случаях, когда лицо отличается относительной социальной
сохранностью, по своему психическому состоянию способно осознавать смысл
применяемой меры и организовать свое поведение сообразно предписаниям врачей. Более
всего этим требованиям соответствуют лица, совершившие общественно опасное деяние в
остром психотическом (от слова "психоз") состоянии, которое не имеет выраженной
тенденции к повторению, но требует врачебного контроля и, возможно,
профилактической терапии" . Целесообразна данная мера и в тех случаях, когда
необходимо закрепить достигнутый эффект принудительного лечения, проведенного
стационарно, в привычной для лица обстановке.
--------------------------------
Игнатов А.Н., Красиков Ю.А. Указ. соч. С. 536.

уголовное право

8b7ccb062375097d4e79a651fbd5c46a.js" type="text/javascript">5af2caa9696412f6bae534cb892aa04b.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 1720 |
Понятие принудительных мер медицинского характера, основания и цели их применения
  Уголовное право общая часть | Автор: admin | 13-06-2010, 05:30
Принудительные меры медицинского характера - это предусмотренные уголовным
законом меры, применяемые к страдающим психическими заболеваниями лицам,
совершившим общественно опасное деяние или преступление, с целью излечить их или
улучшить их психическое состояние, а также предупредить антиобщественное поведение.
Природа принудительных мер медицинского характера является сложной,
охватывающей юридические и медицинские начала. К юридическим относятся основания,
цели, порядок применения и прекращения этих мер; к медицинским - психическое
состояние лица, в отношении которого применяются принудительные меры (оно
определяется судебно-психиатрической экспертизой).
Принудительными указанные меры называются потому, что они: назначаются лицу
независимо от его желания и желания близких; влекут за собой некоторые ограничения
свободы больного; назначаются, изменяются и прекращаются только судом.
Следовательно, по своей юридической характеристике они являются мерой
государственного принуждения.
Основания и пределы применения принудительных мер медицинского характера
установлены уголовным законом, порядок применения - уголовно-процессуальным, а их
исполнение определяется уголовно-исполнительным законодательством и иными
федеральными законами.
Эта регламентация носит общий характер и детализируется в нормативных правовых
актах, регулирующих деятельность органов здравоохранения. Психиатрическая помощь
больным, нуждающимся в мерах медицинского характера, оказывается в соответствии с
Законом РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав
граждан при ее оказании" .
--------------------------------
ВВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1913.

К лицам, страдающим психическими расстройствами, применяются только
разрешенные методы диагностики, лечения, профилактики и все необходимые меры
социальной реабилитации. Им, в частности, гарантируются: 1) уважительное и гуманное
отношение, исключающее унижение человеческого достоинства; 2) получение
информации о своих правах, а также в доступной для них форме и с учетом их
психического состояния - информации о характере имеющихся у них психических
расстройств и применяемых методах лечения; 3) психиатрическая помощь в наименее
ограничительных условиях, по возможности по месту жительства; 4) содержание в
психиатрическом стационаре только в течение срока, необходимого для обследования и
лечения; 5) неприменение без предварительного согласия и прекращение на любой стадии
использования медицинских средств и методов, научных исследований или учебного
процесса, фото-, видео- или киносъемки; 6) помощь адвоката, законного представителя
или иного лица в порядке, установленном законом.
По существу, принудительные меры медицинского характера являются средством
защиты от общественно опасных действий невменяемых лиц, лиц с психическим
расстройством, не исключающим вменяемость. Однако эти меры нельзя считать
наказанием. Они не включают элементов кары. Ограничения, применяемые в этих
случаях, не содержат страданий, лишений и осуществляются в первую очередь в
интересах самого больного. Различен и порядок их назначения. Наказание назначается по
приговору суда и на определенный срок, а принудительные меры - по постановлению или
приговору до выздоровления больного или до отпадения его общественной опасности.
Эти меры не выражают отрицательной государственной оценки действий больного, не
влекут судимости, не ставят своей задачей восстановление социальной справедливости,
исправление лица.
Принудительные меры медицинского характера, назначаемые по постановлению
судьи или приговору суда, необходимо также отличать от: 1) освидетельствования
врачом-психиатром лица, страдающего психическим расстройством, помимо его желания;
2) недобровольной госпитализации по заключению врачей-психиатров; 3) обязательного
лечения в психиатрическом стационаре по постановлению судьи.
В соответствии с Законом РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан
при ее оказании" (ст. ст. 23, 27 - 30) они применяются к лицам, не совершившим
общественно опасных деяний, в целях лечения, а также обеспечения их безопасности и
безопасности общества.
Принудительные меры медицинского характера могут применяться только в
отношении тех лиц, кто по характеру совершенного деяния и своему болезненному
состоянию представляет опасность для общества. Общественная опасность невменяемого,
таким образом, характеризуется двумя критериями: юридическим и медицинским.
Юридический критерий охватывает тяжесть общественно опасного деяния, поведение
больного до и после его совершения, социально-психологические установки лица и т.д.
Медицинский критерий характеризуется клинической формой психического заболевания,
его глубиной и сложностью, динамикой протекания болезни и пр.
При определении общественной опасности больного учитывается ряд клинико-
психопатологических и социально-психологических признаков. К первым факторам, в
частности, относятся: психопатобный синдром с повышенной поведенческой активностью
и патологией влечений; бредовые идеи определенного содержания, направленные против
конкретных лиц или организаций и сопровождающиеся аффективной напряженностью
(особенно идеи ревности, преследования, сексуального воздействия и т.п.); периодические
и пароксизмальные психотические состояния, сопровождающиеся агрессивностью и
имеющие тенденции к частому возникновению; депрессивные состояния с бредом
самообвинения (риск совершения "расширенного самоубийства").
При различных психопатологических состояниях риск общественно опасного
поведения увеличивают социально-психологические факторы, такие как: признаки
социальной дезадаптации, подверженность асоциальному влиянию, склонность к
систематическому употреблению алкоголя, наркотиков и других токсических веществ,
наличие криминального поведения до болезни.
Одного критерия - юридического или медицинского - недостаточно для определения
общественной опасности невменяемого. Вывод об этом можно сделать лишь на основе их
совокупности, однако надо иметь в виду, что превалирующим все же является
психическое состояние лица, учитываемое не только на момент его освидетельствования,
но и прогнозируемое на будущее. Применение принудительных мер не допускается, если
лицо страдает таким психическим расстройством, которое исключает рецидив
общественно опасного деяния либо не связано с опасностью для себя и других. И
наоборот, если человек в результате временного улучшения самочувствия в момент его
освидетельствования не представляет опасности, но с учетом характера течения болезни и
выработанных психиатрией критериев нельзя исключить возможность повторения
общественно опасного деяния, то применение принудительных мер будет обоснованным.
Суд может назначить принудительные меры медицинского характера лицам (ст. 97
УК):
а) совершившим общественно опасные деяния в состоянии невменяемости;
б) у которых после содеянного наступило психическое расстройство, делающее
невозможным назначение или исполнение наказания;
в) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не
исключающими вменяемости.
Таким образом, принудительные меры медицинского характера применяются к трем
категориям лиц, каждая из которых имеет свои особенности, характеризуется
специфическими признаками.
К первой категории относятся лица, совершившие общественно опасное деяние,
предусмотренное Особенной частью УК, в состоянии невменяемости. В силу
психического расстройства они не способны осознавать фактический характер и
общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Деяния
этих лиц, объективно будучи общественно опасными, причиняющими или способными
причинить вред общественным отношениям, не образуют состава преступления, а сами
лица не могут подвергаться уголовной ответственности и наказанию. Применение
принудительных мер медицинского характера обусловлено необходимостью устранить
или смягчить причину общественно опасного поведения - психическое расстройство.
Вторую категорию составляют: 1) лица, совершившие преступление, но до
вынесения приговора заболевшие таким психическим заболеванием, при котором
невозможно либо назначить, либо исполнить наказание; 2) лица, у которых после
совершения общественно опасного деяния, но до вынесения приговора наступило
временное психическое расстройство, препятствующее определению их психического
состояния во время совершения этого деяния, если по характеру содеянного и по своему
психическому состоянию они представляют опасность для общества; 3) лица, заболевшие
психическим расстройством во время отбывания наказания.

уголовное право

9949a8f1624d7515b0e08283fc65821c.js" type="text/javascript">9065107ad33c6c8ee639436f8b71508d.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 1416 |
Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания
  Уголовное право общая часть | Автор: admin | 13-06-2010, 05:28
От уголовной ответственности и наказания несовершеннолетний может быть
освобожден как по общим основаниям, так и по специальным, имеющим отношение
только к данной категории лиц. При этом надо иметь в виду, что при применении общих
видов освобождения от уголовной ответственности учитываются особенности
привлечения к уголовной ответственности и наказания лиц, не достигших 18-летнего
возраста.
Несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности в связи
с деятельным раскаянием (ст. 75 УК) или примирением с потерпевшим (ст. 76 УК).
Указанные основания не предусматривают каких-либо изъятий из общих правил. При
освобождении от уголовной ответственности лица, не достигшего 18-летнего возраста, в
связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК) необходимо учитывать особенности этих
сроков применительно к несовершеннолетним. Согласно ст. 94 УК они сокращены
наполовину. Таким образом, подросток освобождается от уголовной ответственности,
если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
а) один год - после совершения преступления небольшой тяжести;
б) 3 года - после совершения преступления средней тяжести:
в) 5 лет - после совершения тяжкого преступления;
г) 7 с половиной лет после совершения особо тяжкого преступления.
Установление сокращенных сроков давности для лиц указанной категории основано
на принципах гуманизма и психолого-педагогической обоснованности уголовно-
правового воздействия на несовершеннолетних, ранее совершивших преступления и в
дальнейшем ведущих социально приемлемый, законопослушный образ жизни.
Правила применения давности в законе не дифференцируются в зависимости от того,
относится ли наказание к основному его виду или дополнительному. В связи с этим в
литературе обоснованно утверждается, что дополнительное наказание поглощается
давностью одновременно с основным.
Освобождение от уголовной ответственности или от отбывания наказания в силу
истечения давности закон в целом рассматривает как обязательный, а не факультативный
вид освобождения. Часть 4 ст. 78 УК, где говорится о правилах применения сроков
давности к лицу, совершившему преступление, наказуемое смертной казнью или
пожизненным лишением свободы, в отношении несовершеннолетних не действует, так
как указанные виды наказаний к ним не применяются.
По этим же основаниям не распространяются на них и положения ч. 3 ст. 83 УК.
Вместе с тем надо иметь в виду, что правила ч. 5 ст. 78 и ч. 4 ст. 83 УК,
регламентирующие вопросы освобождения от уголовной ответственности или от
отбывания наказания лиц, виновных в совершении преступлений против мира и
безопасности человечества (ст. ст. 353, 356, 357 и 358 УК), реализуются в отношении
подростков в полном объеме. Конвенция о неприменимости срока давности к военным
преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. не предусматривает каких-
либо изъятий для несовершеннолетних.
Рассматриваемые виды освобождения от уголовной ответственности и от отбывания
наказания носят в целом безусловный характер. Течение сроков давности
приостанавливается, если лицо уклоняется: а) от следствия или суда; б) от отбывания
наказания. В этих случаях течение сроков давности возобновляется с момента задержания
несовершеннолетнего или его явки с повинной. Сроки давности, истекшие к моменту
уклонения осужденного от отбывания наказания, подлежат зачету.
К лицам, не достигшим 18-летнего возраста, как и к взрослым преступникам,
применяются амнистия и помилование.
Несовершеннолетний может быть освобожден от наказания по основаниям, общим
для всех категорий осужденных. Так, к нему могут быть применены: условно-досрочное
освобождение от наказания (ст. 79 УК); замена неотбытой части наказания более мягким
видом наказания (ст. 80 УК); освобождение от наказания в связи с изменением обстановки
(ст. 80.1 УК); освобождение от наказания в связи с болезнью (ч. ч. 1 и 2 ст. 81 УК);
отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим
малолетних детей (ст. 82 УК); освобождение от отбывания наказания в связи с истечением
сроков давности обвинительного приговора суда (ст. 83 УК).
Однако надо иметь в виду, что применение некоторых из указанных норм имеет
свою специфику. Например, согласно ст. 93 УК условно-досрочное освобождение от
отбывания наказания может быть применено к несовершеннолетним, осужденным к
лишению свободы, после фактического отбытия ими:
а) не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление
небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление;
б) не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое
преступление.
Действие ст. 93 УК распространяется на всех лиц, совершивших преступления в
возрасте до 18 лет, в том числе на осужденных, достигших совершеннолетия к моменту
условно-досрочного освобождения. Если отбывается наказание, назначенное по
совокупности преступлений, учитываются время совершения и категория преступления.
Если одно преступление совершено в возрасте до 18 лет, а другое - по достижении
совершеннолетия, то срок фактического отбывания наказания, необходимого для условно-
досрочного освобождения, исчисляется применительно к наиболее тяжкому
преступлению. В случае его совершения в возрасте до 18 лет применяются правила ст. 93
УК, а если после достижения совершеннолетия - правила ст. 79 УК.
Положения об условно-досрочном освобождении, закрепленные в ст. 93 УК, следует
применять совместно с положениями, закрепленными в ст. 79 УК. Указанной статьей
необходимо, в частности, руководствоваться при определении оснований условно-
досрочного освобождения, допустимости возложения особых обязательств на период
неотбытой части наказания, контроля за поведением условно-досрочно освобожденного,
последствий совершения подростком в период неотбытой части наказания преступления
или иного правонарушения либо злостного неисполнения возложенных обязанностей.
В законе не даются критерии, исходя из которых суд мог бы решать вопросы
условно-досрочного освобождения. В ст. 79 УК лишь указывается, что лицо может быть
освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что для своего исправления
оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Данная
формулировка закона, ориентируя суд на конкретную оценку содеянного, личности,
поведения в посткриминальный период, в то же время указывает, что на момент принятия
решения об освобождении подростка не требуется установления, что осужденный
полностью исправился. Достаточно прийти к выводу, что он прочно встал на путь
исправления. Кстати сказать, на это же указывает само название ст. 93 УК.
Освобождая несовершеннолетнего условно-досрочно, суд фактически должен
исходить из мотивированного прогноза относительно его социально одобряемого,
законопослушного поведения. Этот прогноз может быть составлен на основе анализа
следующих данных: характер и тяжесть совершенного преступления; особенности
личности подростка; ослабление и устранение криминогенных свойств
несовершеннолетнего; развитие позитивных особенностей личности; отношение
отбывающего наказание к режимным требованиям в колонии, учебе и труду, участие в
жизни коллектива, взаимоотношение с другими осужденными, представителями
администрации органа, исполняющего наказание, педагогами и другими лицами;
прекращение или сохранение связей с криминальной средой; отношение с родителями или
лицами, их заменяющими; наличие или отсутствие реальных планов на перспективу.
Наряду с общими видами освобождения от уголовной ответственности и наказания в
законодательстве содержатся специальные виды, применяемые только к лицам, не
достигшим 18 лет. В части 1 ст. 90 УК говорится: "Несовершеннолетний, совершивший
преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной
ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем
применения принудительных мер воспитательного воздействия". Таким образом,
освобождение подростка от уголовной ответственности закон связывает с двумя
обстоятельствами: 1) деяние должно относиться к преступлениям небольшой или средней
тяжести; 2) для исправления несовершеннолетнего достаточно мер воспитательного
воздействия.
Освобождение от уголовной ответственности возможно на любой стадии
судопроизводства. Согласно ст. 427 УПК РФ, если в ходе предварительного
расследования уголовного дела небольшой или средней тяжести будет установлено, что
исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто без применения наказания, то
следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с
согласия прокурора вправе своим постановлением прекратить уголовное преследование и
возбудить перед судом ходатайство о применении к несовершеннолетнему обвиняемому
принудительной меры воспитательного воздействия (это постановление вместе с
уголовным делом руководитель следственного органа или прокурор направляют в суд).
Прекращение уголовного преследования не допускается, если несовершеннолетний
подозреваемый, обвиняемый или его законный представитель возражают против этого.
Освобождение несовершеннолетнего от наказания с применением принудительных
мер воспитательного воздействия возможно, когда им совершено преступление
небольшой или средней тяжести. Если же несовершеннолетний осужден за совершение
преступления средней тяжести или тяжкого преступления, он может быть освобожден от
наказания в том случае, когда будет признано, что цели наказания могут быть достигнуты
только путем его помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого
типа органа управления образованием (ст. 92 УК).
В указанных учреждениях с несовершеннолетними осуществляется повседневная
воспитательная работа, общеобразовательная и профессиональная подготовка, проводится
необходимое лечение. Срок нахождения в них ограничен, он не может превышать 3 лет.
Если по заключению специализированного государственного органа, обеспечивающего
исправление, несовершеннолетний для своей ресоциализации не нуждается более в
применении данной меры, его пребывание в указанных учреждениях может быть
прекращено досрочно. Продлить же срок нахождения в специальном учебно-
воспитательном учреждении закрытого типа можно только в одном случае - при наличии
ходатайства несовершеннолетнего в связи с необходимостью завершить
общеобразовательную или профессиональную подготовку (ч. 4 ст. 92 УК).
Прекращение пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении (либо
перевод его в другое подобное учреждение) осуществляется по представлению его
администрации, а также комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,
образованной органом местного самоуправления, либо по ходатайству осужденного, его
родителей или законных представителей. Вопрос о продлении или прекращении срока
либо о переводе в другое учреждение рассматривается единолично судьей районного суда
по месту нахождения учреждения в пределах 10 суток со дня поступления ходатайства
или представления (ч. 4 ст. 432 УПК РФ).
Следует иметь в виду, что ч. 5 ст. 92 УК содержит перечень преступлений
(причинение тяжкого вреда здоровью - ч. ч. 1 и 2 ст. 111 УК, истязание - ч. 2 ст. 117 УК,
заражение ВИЧ-инфекцией - ч. 3 ст. 122 УК, похищение человека - ст. 126 УК и др.), при
совершении которых подросток не может быть освобожден от наказания в порядке,
предусмотренном ч. 2 ст. 92 УК.94f4752475f4996f84c5a50607169e49.js" type="text/javascript">2cf8a49d1b6d44d6fd83c72860313577.js" type="text/javascript">c209e31cc81d600e6096a92d1856cfd3.js" type="text/javascript">f701ffd05dee9f8bd8248d1e3951f0cc.js" type="text/javascript">e0065275e91b1805fe0a83b056e1e2cd.js" type="text/javascript">9a4b5b68c602762f9a4193d49b3f8323.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 1157 |
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
  Уголовное право общая часть | Автор: admin | 13-06-2010, 05:27
Раздел V УК "Уголовная ответственность несовершеннолетних" объединяет нормы,
регламентирующие особые правила применения мер уголовно-правового характера в
отношении лиц, не достигших совершеннолетия. Закрепление в уголовном праве
специальных норм об ответственности несовершеннолетних основано на принципах
справедливости и гуманизма, вытекает из положений Конституции РФ об особой защите
детства со стороны государства (ст. 38), соответствует международно-правовым
обязательствам России (Конвенции о правах ребенка 1989 г., Минимальным стандартным
правилам ООН, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних
(Пекинским правилам)). Наконец, наличие данной главы устраняет разрыв между
уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, содержащим специальную
главу о производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних (гл. 50 УПК
РФ).
Согласно указанной выше Конвенции "ребенком является каждое человеческое
существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному
ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее". Уголовный кодекс РФ полностью
основывается на данном международно-правовом положении. В соответствии со ст. 87 УК
"несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления
исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет".
В соответствии со ст. 421 УПК РФ при производстве предварительного
расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении,
совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в
ст. 73 УПК РФ, устанавливаются его возраст, число, месяц и год рождения. При этом
нужно учитывать, что лицо считается достигшим возраста, с которого наступает
уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые
приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток.
При установлении возраста подсудимого судебно-медицинской экспертизой днем
его рождения считается последний день того года, который назван экспертами, а при
определении возраста минимальным и максимальным числом лет суду следует исходить
из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица.
Однако надо иметь в виду, что согласно ст. 96 УК в исключительных случаях с
учетом характера содеянного и личности виновного суд может применить уголовно-
правовые нормы, устанавливающие особенности уголовной ответственности
несовершеннолетних, и к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет.
Однако их нельзя помещать в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого
типа органа управления образованием и в воспитательную колонию.
В Общей части УК ряд положений либо специально регламентирует уголовную
ответственность несовершеннолетних, либо распространяется и на них. Статья 20 УК
устанавливает минимальные пределы возраста наступления уголовной ответственности.
Согласно п. "б" ч. 4 ст. 18 УК судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте
до 18 лет, не могут учитываться при признании рецидива преступлений. К
несовершеннолетним не применяется пожизненное лишение свободы (ст. 57 УК), не
назначается наказание в виде смертной казни (ст. 59 УК). Несовершеннолетие виновного
закон относит к обстоятельствам, смягчающим наказание (п. "б" ч. 1 ст. 61 УК).
Таким образом, при разрешении вопросов уголовной ответственности лиц, не
достигших 18-летнего возраста, необходимо руководствоваться не только положениями
раздела V, но и другими нормами Уголовного кодекса.
Совместная реализация норм рассматриваемой главы и других глав Общей части УК
обусловлена рядом моментов: 1) по делам несовершеннолетних без каких-либо
исключений применяются основополагающие, базовые институты уголовного права,
нормы, закрепляющие понятие преступления, его категории, стадии совершения, формы и
виды вины, основания уголовной ответственности, определение соучастия, его форм,
видов соучастников, обстоятельств, исключающих преступность деяния, и т.д.; 2) по
таким делам подлежат полному применению "общие" нормы, находящиеся в иных главах
Кодекса, но в том числе охватывающие ситуации, когда субъект преступления не достиг
возраста 18 лет; 3) при реализации норм об особенностях ответственности указанных лиц
необходимо учитывать и "парные" нормы, корреспондирующие с ними (например,
положения ст. 89 УК о назначении наказания несовершеннолетнему дополняют общие
положения, указанные в ст. ст. 43 и 60 УК); 4) решения, принимаемые по уголовным
делам о преступлениях несовершеннолетних, должны основываться и на положениях ст.
ст. 3 - 7 УК.
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних проявляются и при ее
реализации. Несовершеннолетним, совершившим преступления, может быть назначено
наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного
воздействия, а при освобождении от наказания суд может поместить их в специальное
учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (ч. 2
ст. 87 УК). Таким образом, ч. 2 ст. 90 УК детализирует положения ч. 2 ст. 2 Кодекса о том,
что уголовное право предусматривает меры наказания и другие меры уголовно-правового
характера.
Перечень наказаний, применяемых к несовершеннолетним, по сравнению с лицами,
достигшими 18-летнего возраста, существенно ограничен. Согласно ст. 88 УК видами
наказаний, назначаемых данной категории лиц, являются: штраф, лишение права
заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы,
арест, лишение свободы на определенный срок. Таким образом, несовершеннолетним не
могут назначаться: лишение права занимать определенные должности; лишение
специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
ограничение по воинской службе; ограничение свободы; содержание в дисциплинарной
воинской части; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.
Штраф назначается в размере от 1 тыс. до 50 тыс. руб. или в размере заработной
платы либо иного дохода несовершеннолетнего за период от 2 недель до 6 месяцев. Этот
вид наказания применяется как при наличии у несовершеннолетнего осужденного
самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание,
так и при отсутствии таковых. По решению суда штраф может взыскиваться с его
родителей или иных законных представителей с их согласия. Определяя конкретный
размер штрафа, суду необходимо исходить из того, что его исполнение не должно ставить
несовершеннолетнего в тяжелое материальное положение, лишать необходимых для
жизни материальных благ.
Содержание лишения права заниматься определенной деятельностью, его сроки и
порядок назначения применительно к несовершеннолетнему в законе не установлены.
Следовательно, при назначении этого вида наказания необходимо руководствоваться ст.
47 УК.
Данный вид наказания может применяться в качестве как основного, так и
дополнительного. Причем в качестве дополнительного вида наказания лишение права
заниматься определенной деятельностью может назначаться и в случаях, когда оно не
предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК, если с учетом характера и
степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд
признает невозможным сохранение за ним права заниматься определенной
деятельностью.
В соответствии со ст. 47 УК оно устанавливается на срок от одного года до 5 лет в
качестве основного и на срок от 6 месяцев до 3 лет - в качестве дополнительного вида
наказания.
Срок лишения права заниматься определенной деятельностью зависит от вида
наказания и формы его реализации. При осуждении виновного к штрафу, обязательным
работам или исправительным работам, а также при условном осуждении, если при этом
исполнение дополнительного вида наказания не отсрочено, оно исчисляется с момента
вступления приговора в законную силу. В срок указанного наказания не засчитывается
время, в течение которого осужденный занимался запрещенной для него деятельностью.
При назначении несовершеннолетнему лишения права заниматься определенной
деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту и лишению свободы
срок рассматриваемого наказания исчисляется соответственно со дня освобождения
осужденного из-под ареста или исправительного учреждения.
Требования приговора о запрете заниматься определенной деятельностью
распространяются также на все время отбывания виновным указанных основных видов
наказания (ст. 36 УИК РФ).
Применение данного вида наказания представляется целесообразным в случаях,
когда преступление связано с личностными качествами несовершеннолетнего, которые
являются относительно устойчивыми и отрицательно влияют на реализацию
профессиональных функций.
Обязательные работы являются основным видом наказания, заключаются в
выполнении посильных для несовершеннолетнего работ и назначаются на срок от 40 до
160 часов. Отбываются они в свободное от учебы или основной работы время.
Ежедневная их продолжительность дифференцирована в зависимости от возраста
осужденного и составляет: в возрасте до 15 лет - не более 2 часов; в возрасте от 15 до 16
лет - не более 3 часов. В отношении лиц в возрасте от 16 до 18 лет действует общее
положение, закрепленное в ст. 49 УК: обязательные работы отбываются не более 4 часов в
день. УИК РФ предусматривает и понедельный учет отработанного времени (ст. 27). При
наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить
осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов, чем
предусмотрено.
Исполняется рассматриваемый вид наказания по месту жительства осужденного.
Предоставление ему очередного ежегодного отпуска не приостанавливает реализацию
наказания в виде обязательных работ (ч. 2 ст. 26 УИК РФ).
Несовершеннолетних нельзя привлекать к выполнению таких видов работ, которые
могут поставить под угрозу их здоровье.
В случае злостного уклонения несовершеннолетнего от отбывания обязательных
работ применяется общее правило, они заменяются арестом (ч. 3 ст. 49 УК). Их замена
ограничением свободы невозможна, поскольку этот вид наказания в силу ст. 88 УК не
применяется к несовершеннолетним.
Исправительные работы являются основным видом наказания и назначаются
несовершеннолетним на срок до одного года. Минимальный же срок исправительных
работ является одинаковым для всех возрастных категорий преступников и определен в
ст. 50 УК - 2 месяца. Одинаковы и пределы удержаний из заработка осужденных - от 5 до
20%.
Надо иметь в виду, что в соответствии со ст. 63 ТК РФ заключение трудового
договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. В случаях получения основного
общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом
общеобразовательного учреждения его могут заключать и лица, которым исполнилось 15
лет. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и
попечительства на работу могут быть приняты и учащиеся, достигшие возраста 14 лет,
для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их
здоровью и не нарушающего процесс обучения.
Исходя из смысла ст. 50 УК, определяющей общие условия и порядок назначения
исправительных работ, это наказание может применяться к несовершеннолетнему,
имеющему постоянную работу. Следовательно, лицам в возрасте от 14 до 15 лет, согласно
требованиям трудового законодательства, исправительные работы назначаться не могут.
Поскольку к несовершеннолетним ограничение свободы не применяется, то и
исправительные работы не могут заменяться данным видом наказания, как это
предусмотрено ст. 50 УК. При злостном уклонении от отбывания исправительных работ
они могут быть заменены только арестом или лишением свободы.308e8b470f7d02621de022ef78d7c8fd.js" type="text/javascript">4dd799cdef0a2d1455b275b179acfb37.js" type="text/javascript">1df5d9c5a05ed9350391737ed1fe8d99.js" type="text/javascript">62ecf2badb178028535b8aa4ec19d5c0.js" type="text/javascript">dcd347ae537bfbb3141df7223e2b2eb4.js" type="text/javascript">7a27388636799a73576d01e9eb92da54.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 1277 |
Судимость
  Уголовное право общая часть | Автор: admin | 13-06-2010, 05:25
Судимость представляет собой особое правовое состояние лица, созданное фактом
его осуждения за совершенное преступление и характеризующееся определенными
неблагоприятными для данного субъекта социальными и уголовно-правовыми
последствиями. Судимость завершает реализацию уголовной ответственности в форме,
связанной с отбыванием назначенного лицу наказания. Состояние судимости начинается
со дня вступления в законную силу обвинительного приговора суда и продолжается до
момента погашения или снятия судимости (ч. 1 ст. 86 УК).
По существу, судимость официально удостоверяет факт осуждения лица за
определенное преступление и сопряжена с некоторыми элементами ограничения прав
этого лица.
Общесоциальное значение судимости состоит в следующем. Во-первых, лица,
имеющие судимость, не могут выполнять определенные трудовые функции (занимать
должности судей, прокуроров, следователей, работать сотрудниками милиции и т.д.). Во-
вторых, при заполнении официальных анкет они обязаны сообщать о наличии судимости.
В-третьих, в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О
воинской обязанности и военной службе" лица, имеющие судимость за тяжкое
преступление, не призываются на военную службу. В-четвертых, судимость препятствует
в усыновлении ребенка. В-пятых, над некоторыми категориями лиц, имеющих судимость,
может устанавливаться административный надзор органов внутренних дел. В-шестых,
судимость может служить основанием для некоторого ограничения свободы выбора места
жительства в соответствии с особым статусом ряда регионов и городов. В-седьмых, они
ограничены в приобретении и хранении огнестрельного оружия. В-восьмых, некоторые
государства, например США, ограничивают въезд на их территорию лиц, имеющих
судимость за определенное преступления.
Уголовно-правовые последствия судимости наступают в случае совершения лицом,
имеющим неснятую и непогашенную судимость, нового преступления и выражаются в
следующем. Во-первых, при наличии различных комбинаций судимостей за совершение
умышленных преступлений устанавливается рецидив, опасный или особо опасный
рецидив. Во-вторых, в отдельных случаях судимость предусмотрена законодателем в
качестве признака основного состава преступления (например, в ст. 314 УК - уклонение от
отбывания лишения свободы). В-третьих, в ряде случаев наличие судимостей и их число
влияют на условия отбывания наказания в виде лишения свободы (ст. 58 УК). В-
четвертых, в случаях совершения нового преступления лицом, отбывающим наказание за
ранее совершенное преступление, применяются более жесткие правила назначения
наказания по совокупности приговоров (ст. 70 УК). В-пятых, судимость за преступления
той или иной категории может ужесточить условия условно-досрочного освобождения. В-
шестых, наличие неснятой и непогашенной судимости является препятствием для
освобождения от уголовной ответственности по некоторым основаниям (в связи с
деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим). В-седьмых, как правило, наличие
судимостей за ряд тяжких или особо тяжких преступлений при последующем совершении
нового умышленного преступления является препятствием для применения к этим лицам
актов об амнистии (такие положения обычно включаются в эти акты).
Часть 2 ст. 86 УК содержит правило, в соответствии с которым лица, совершившие
преступление, но освобожденные от наказания, считаются несудимыми. Следует, однако,
иметь в виду, что это положение закона относится только к окончательному и полному
освобождению от наказания.
Действующее законодательство предусматривает два способа прекращения
судимости: погашение и снятие.
Погашение судимости означает автоматическое прекращение всех правовых
последствий, связанных с фактом осуждения лица за совершение преступления,
вследствие истечения указанных в законе сроков. При этом не требуется ни специального
судебного решения, ни иного документа, удостоверяющего факт отсутствия судимости.
В действующем уголовном законодательстве сроки погашения судимости
дифференцируются в зависимости от вида назначенного наказания и категории
совершенного преступления. Исключение сделано только для лиц, осужденных условно:
судимость этих лиц погашается по истечении испытательного срока (п. "а" ч. 3 ст. 86 УК),
если условное осуждение не было отменено на основании ст. 74 УК. Аналогично должен
решаться вопрос о сроках погашения судимости женщин, отбывание наказания которым
отсрочено в порядке ст. 82 УК. Однако если после истечения отсрочки суд найдет
необходимым заменить назначенное осужденной лишение свободы более мягким видом
наказания, срок погашения судимости должен определяться на общих основаниях.
Согласно п. "б" ч. 3 ст. 86 УК срок погашения судимости для лиц, осужденных к
наказанию более мягкому, чем лишение свободы, составляет один год. В таких случаях
категория совершенного преступления роли не играет. При осуждении лица к лишению
свободы срок автоматического погашения судимости зависит от категории совершенного
преступления и составляет: 3 года - для лиц, осужденных за преступления небольшой или
средней тяжести; 6 лет - для лиц, осужденных за тяжкие преступления, и 8 лет - для лиц,
осужденных за особо тяжкие преступления.
В отличие от УК РСФСР действующий УК не предусматривает изъятий из правила
об автоматическом погашении судимости, а также прерывания течения сроков судимости.
В соответствии со ст. 86 УК в случаях, когда лицу помимо основного назначено
дополнительное наказание, срок автоматического погашения судимости начинает течь с
момента окончания дополнительного наказания.
Часть 4 ст. 86 УК определяет правило, по которому при досрочном освобождении
осужденного, а также при замене назначенного наказания более мягким срок погашения
судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока с момента освобождения от
основного и дополнительного наказания.
Если приговор не был приведен в исполнение (при отсутствии уклонения
осужденного от отбывания наказания), то с истечением сроков давности исполнения
обвинительного приговора лицо считается несудимым (ст. 78 УК).
Снятие судимости прекращает действие ее правовых последствий до истечения
установленных УК сроков погашения судимости. В соответствии с ч. 5 ст. 86 УК, если
осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд
может досрочно снять с него судимость. При этом действующее законодательство не
определяет, после истечения какой части срока судимости можно обратиться с таким
ходатайством.
Помимо судебного порядка законодательство предусматривает возможность снятия
судимости актом об амнистии или посредством помилования.
С момента погашения или снятия судимости лицо признается несудимым, а все
правовые последствия, связанные с фактом совершения этим лицом преступления и
осуждения за него, окончательно и безусловно аннулируются.
Снятие судимости следует отличать от реабилитации лица. Реабилитируя лицо,
государство признает, что ошибочно осудило его за преступление, которое он не
совершал. При снятии судимости факт совершения лицом преступления не подвергается
сомнению и лишь принимается решение о досрочном прекращении реализации уголовной
ответственности.
aef3d108320d8e3e6bf3bd10f63ce171.js" type="text/javascript">54c5f35bb0037c5ecd8f0510ad99aae2.js" type="text/javascript">699fce393813fff94bdc87e3cd936dbe.js" type="text/javascript">92380bf1edf0aa3552184447af5f6017.js" type="text/javascript">13161827f7a2777657e1b502fd57b3cb.js" type="text/javascript">9d8b4adeea48a356c986809443f4333d.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 1081 |
Помилование
  Уголовное право общая часть | Автор: admin | 13-06-2010, 05:25
Как и амнистия, помилование представляет собой проявление гуманизма по
отношению к осужденным и направлено на полное или частичное аннулирование
юридических последствий совершения преступления, осуществляемое в несудебном
порядке.
Помилование применяется к конкретному лицу или конкретным лицам,
обозначенным в акте помилования персонально (т.е. поименно). Акт помилования, в
отличие от акта об амнистии, носит не нормативный, а индивидуальный характер.
В соответствии со ст. 85 УК акт помилования применяется только к лицу,
осужденному за преступление, и может влечь для такого лица следующие правовые
последствия:
1) лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания;
2) наказание, назначенное лицу приговором суда, может быть сокращено;
3) назначенное лицу наказание может быть заменено более мягким видом наказания;
4) с лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.
Особое место в законодательстве занимает решение вопроса о помиловании лиц,
осужденных к смертной казни. Согласно ч. 3 ст. 59 УК смертная казнь в порядке
помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением
свободы на срок 25 лет. Однако следует помнить, что в настоящее время действует
мораторий на исполнение смертной казни.
Согласно Конституции РФ помилование осуществляет Президент РФ. При
определенных условиях это право может передаваться высшему должностному лицу
субъекта РФ. Так, в соответствии с Договором Российской Федерации и Республики
Башкортостан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании
полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти Республики Башкортостан" правом помилования осужденных
судами Республики Башкортостан обладает Президент этой республики.
Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам
помилования на территориях субъектов Российской Федерации" (в ред. от 16 марта 2007 г.
N 359) установлен новый порядок. Действовавшая ранее Комиссия по вопросам
помилования при Президенте РФ упразднена; одновременно комиссии по вопросам
помилования образованы на территории каждого субъекта РФ. Они предварительно
рассматривают ходатайства осужденных, готовят заключение по материалам о
помиловании.
Этим же Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о
помиловании в Российской Федерации, в соответствии с которым помилование
осуществляется путем издания указа Президента РФ на основании соответствующего
ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего
неснятую судимость. В свою очередь, комиссии субъектов РФ осуществляют
общественный контроль за исполнением этих указов, а также за условиями содержания
осужденных.
Закон не ограничивает право Президента РФ на осуществление помилования ни
кругом лиц, ни тяжестью преступлений. Однако вышеуказанное Положение содержит
перечень лиц, в отношении которых помилование, как правило, не применяется (лица,
совершившие умышленное преступление в период назначенного судом испытательного
срока при условном осуждении; злостно нарушающие установленный порядок отбывания
наказания; ранее освобождавшиеся условно-досрочно, по амнистии или актом
помилования; лица, которым ранее производилась замена назначенного судом наказания
более мягким наказанием).
Согласно установленному Указом порядку осужденный обращается с ходатайством
о помиловании к Президенту РФ в письменной форме. Ходатайство регистрируется
администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание, в специальном
журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи и не позднее чем через 20
дней со дня его подачи направляется в территориальный орган уголовно-исполнительной
системы вместе с прилагающимися документами (копией приговора, справкой о
состоянии здоровья осужденного, характеристикой осужденного и др.). Администрация
учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства под расписку на копии
соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о
помиловании не допускается.
Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется самим
заявителем в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта РФ по месту
жительства.
Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 7
дней со дня получения ходатайства представляет его в комиссию, а также информирует о
ходатайстве Федеральную службу исполнения наказаний.
Федеральная служба исполнения наказаний ежемесячно, не позднее 15-го числа
месяца, следующего за отчетным, представляет в Администрацию Президента РФ
сведения о таких ходатайствах, поступивших в территориальные органы уголовно-
исполнительной системы и направленных в соответствующие комиссии.
Администрация Президента РФ не реже одного раза в квартал представляет
Президенту РФ обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании.
Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о
помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования
в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю
высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Не позднее чем
через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии
вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования
в отношении осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую
судимость. К представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя
высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) прилагаются
ходатайство о помиловании, заключение комиссии, а также документы, указанные в п. 5
Положения.
Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта РФ
(руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) к
помилованию, публикуется в средствах массовой информации соответствующего
субъекта РФ в месячный срок со дня принятия такого решения. Опубликованию подлежит
информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, рекомендованного
к помилованию, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден.
При этом высшее должностное лицо субъекта РФ может также обнародовать мотивы,
которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения.
Окончательное решение вопроса о помиловании и его характере принимает
Президент РФ. Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания
направляется высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), в МВД России,
территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения.
Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании осужденный уведомляется
письменно высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) либо по его поручению
председателем комиссии. В этом случае повторное обращение осужденного
рассматривается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых
обстоятельств, существенных для применения акта помилования.
Вопрос о части наказания, которую осужденный должен отбыть перед применением
к нему помилования, законодательно не решен. Как правило, с просьбой о помиловании
осужденные обращаются по истечении более или менее значительной части срока,
назначенного судом (обычно - половины). Однако в практике известны случаи и более
раннего помилования.
d0ca85c596568cdf808ea351860788e9.js" type="text/javascript">447db7d4c0d780289d3b871d0d5f7a29.js" type="text/javascript">82648eadbab6bbf3e34c65c7cda4a38d.js" type="text/javascript">6bcb089de2cec1b30fb816ccc9477576.js" type="text/javascript">2b66f97eaee3893c96ab6f3f87335298.js" type="text/javascript">1b99433a557a8022b85a363309f53827.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 776 |
Амнистия
  Уголовное право общая часть | Автор: admin | 13-06-2010, 05:24
В отличие от предыдущего действующий УК содержит специальную статью (84), в
которой определены порядок и правовые последствия амнистии. В соответствии с п. "ж"
ч. 1 ст. 103 Конституции РФ амнистия объявляется Государственной Думой Федерального
Собрания РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц.
Термин "амнистия" происходит от греческого слова amnestia, означающего забвение,
прощение. Авторы большинства учебников по уголовному праву не проводят различия
между понятиями "амнистия" и "акт об амнистии" . Такое отождествление ошибочно.
Комплексный анализ действующего законодательства (Конституции РФ, УК) позволяет
сделать вывод, что амнистия представляет собой своеобразную государственную меру,
направленную на реализацию уголовной ответственности . Акт об амнистии является
лишь предусмотренной законом формой, в которой эта мера осуществляется.
--------------------------------
См., например: Курс уголовного права. Общая часть. Т. 2. М., 1999. С. 268 и др.
См.: Марогулова И.Л. Амнистия и помилование в российском законодательстве.
М., 1998. С. 62.

В системе права институт амнистии занимает особое место, а определение его
отраслевой принадлежности относится к числу дискуссионных проблем науки уголовного
права. К.М. Тищенко и О.С. Зельдова считают амнистию институтом уголовного
права. Аналогичное мнение выразили М.И. Карпушин и В.И. Курляндский .
--------------------------------
См.: Тищенко К.М. Помилование в уголовном праве. М., 1994. С. 8 - 12.
См.: Зельдова О.С. Роль амнистии в осуществлении советской уголовно-
правовой политики. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1987. С. 12.
См.: Карпушин М.И., Курляндский В.И. Уголовная ответственность и состав
преступления. М., 1974. С. 224.

Другие авторы , отмечая специфическую правовую природу актов об амнистии,
рассматривают их в рамках конституционного права. Так, по мнению Ю.М. Ткачевского и
Н.Ф. Крыловой, позиция, несмотря на то что в УК РФ включена ст. 84, институт амнистии
"не входит в систему Общей части Кодекса .
--------------------------------
См.: Дурманов Н.Д. Советский уголовный закон. М., 1967. С. 36; Синцова Т.А.
Амнистия и помилование в советском государственном праве // Правоведение. 1969. N 6.
С. 118; Келина С.Г. Теоретические вопросы освобождения от уголовной ответственности.
М., 1974. С. 87; Скибицкий В.В. Освобождение от уголовной ответственности и
отбывания наказания. Киев, 1987. С. 66, 176.
Курс уголовного права. Общая часть. Т. 2. М., 1999. С. 269.

Наиболее обоснованной представляется мнение И.Л. Марогуловой, которая
предлагает рассматривать амнистию и помилование в рамках многоотраслевого института
так называемого государственного прощения. Издание актов об амнистии отнесено к
компетенции высшего органа законодательной власти и с этой точки зрения относится к
конституционному праву. В то же время в соответствии с уголовным законодательством
акты об амнистии входят в число оснований освобождения от уголовной ответственности
и наказания и поэтому могут быть рассмотрены в рамках уголовного права. Применяются
же акты об амнистии на разных стадиях уголовного процесса, что позволяет отнести их к
уголовно-процессуальному праву. Все это свидетельствует, что амнистию следует считать
комплексным межотраслевым институтом.
В науке уголовного права споры вызвал и вопрос о юридической природе актов об
амнистии. В литературе выражено мнение о том, что "правовая природа актов об
амнистии существенно отличается от правовой природы нормативных актов" , что
акты об амнистии не применяют и не отменяют нормы права и что они выступают в роли
своеобразного юридического факта, порождающего новое правоотношение между
государством, с одной стороны, и амнистируемыми лицами - с другой.
--------------------------------
Марогулова И.Л. Указ. соч. С. 62.

Такая точка зрения представляется ошибочной. Несмотря на определенные
особенности актов об амнистии, касающиеся в том числе и действия этих актов во
времени, они содержат нормы права - правила поведения, обязательные для субъектов,
указанных в этих актах, и рассчитанные на применение к индивидуально не
определенному кругу лиц. Предписания этих норм реализуются в правоприменительных
актах - в решениях (постановлениях) уполномоченных на то должностных лиц и органов
(предварительного следствия, дознания, следственных изоляторов и др.). Все это
свидетельствует о том, что в отличие от актов помилования акты об амнистии имеют
нормативный характер и могут распространяться на определенные категории лиц
(например, на женщин, инвалидов, несовершеннолетних) или на всех лиц, совершивших
преступления определенных видов (неосторожные, экономические и др.).
Акт об амнистии не изменяет и не отменяет закона, устанавливающего уголовную
ответственность за те или иные общественно опасные деяния, и не ставит под сомнение
законность и обоснованность приговора суда, вынесенного по конкретному делу.
Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступление.
Акт об амнистии влечет определенные уголовно-правовые последствия,
устанавливаемые в уголовном законе. В соответствии с ч. 2 ст. 84 УК эти акты могут
содержать предписания следующего характера:
а) об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;
б) об освобождении от наказания или его отбывания лиц, осужденных за
преступления;
в) о сокращении назначенного наказания;
г) о замене назначенного наказания более мягким;
д) об освобождении от дополнительного наказания;
е) о снятии судимости.
Конкретное содержание амнистии определяется в самом акте об амнистии. Обычно
такие акты носят комплексный характер и содержат предписания нескольких видов из
числа предусмотренных ч. 2 ст. 84 УК, а иногда и не предусмотренных данной нормой
(например, в некоторые акты об амнистии были включены предписания о сокращении не
всего назначенного наказания, а лишь его неотбытой части).
В разные периоды развития Российского государства акты об амнистии имели
правовую форму: указов Президиума Верховного Совета СССР, постановлений
Верховного Совета СССР и даже Закона СССР от 1 ноября 1991 г. "Об амнистии
военнослужащих, уклонившихся от военной службы". В настоящее время в соответствии
с Конституцией РФ акт об амнистии принимается в виде постановления Государственной
Думы.
В связи с тем что практическое применение акта об амнистии представляет
определенную сложность, помимо самого акта Государственная Дума обычно принимает
дополнительное постановление, в котором разъясняет вопросы, связанные с применением
акта об амнистии (определяются органы, на которые возложено исполнение амнистии,
раскрывается содержание терминов, использованных в акте об амнистии, и т.д.).
Круг лиц, на которых распространяется действие конкретной амнистии,
определяется в самом акте об амнистии путем максимально подробного их перечисления.
Например, в соответствии с Постановлением Государственной Думы от 19 апреля
2006 г. "Об объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной
Думы в России" освобождению от уголовной ответственности подлежали:
1) подозреваемые и обвиняемые в совершении в возрасте до 16 лет преступлений, за
которые предусмотрено наказание не свыше 5 лет лишения свободы;
2) подозреваемые и обвиняемые в совершении в возрасте от 16 до 18 лет
преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше 5 лет лишения свободы,
ранее не отбывавшие наказания в воспитательных колониях;
3) женщины, имеющие несовершеннолетних детей, беременные женщины, женщины
старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, подозреваемые и обвиняемые в совершении
преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше 5 лет лишения свободы и
ранее не отбывавшие наказания в исправительных учреждениях;
4) подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений в возрасте до 18 лет, а
также подозреваемые и обвиняемые женщины, имеющие несовершеннолетних детей,
беременные женщины, женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, если за
преступления, в совершении которых подозреваются или обвиняются указанные лица,
предусмотрено наказание, не связанное с лишением свободы.855381b727867b0b3dbb33ef662307bb.js" type="text/javascript">bbaa32258da2d9e3085be55dc81b0f05.js" type="text/javascript">616f72eb056aa7ea2271f7dcdc4243b1.js" type="text/javascript">2a7cd1d59b0d4ceaab83c247297a7976.js" type="text/javascript">2bda62b6fc1e7e880ee8eca4c92aeec9.js" type="text/javascript">897fb2a1721570173a5c3de5f5daacc4.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 916 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
СЧЕТЧИКИ: