Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Обмен информацией по вопросам расследования преступлений
  Руководство по расследованию преступлений | Автор: admin | 1-06-2010, 19:42
Нормы, регламентирующие обмен информацией, содержат многие международные договоры о правовой помощи. Например, ст. 15 Минской конвенции предусматривает предоставление информации по правовым вопросам, в частности, сведений о действующем или действовавшем внутреннем законодательстве и о практике его применения, в том числе следственными аппаратами. В Европейской конвенции о взаимной правовой помощи имеется специальный раздел, посвященный обмену информацией. В двусторонних договорах о правовой помощи обмену информацией тоже уделяется большое внимание. В них говорится, к примеру, о предоставлении органами юстиции информации о законодательстве, сообщении друг другу сведений о вступивших в законную силу приговорах к лишению свободы, сведений о судимости лиц, если эти лица привлекаются к уголовной ответственности на территории запрашивающей Договаривающейся Стороны (см. ст. 15 Договора между Российской Федерацией и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 21 июля 1992 г., Договор между СССР и Республикой Куба о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 28 ноября 1984 г. и др.).
Вместе с тем, сотрудничество правоохранительных органов в борьбе с преступностью требует не только обмена сведениями о законодательстве и состоявшихся решениях, но и надлежащего информационного обеспечения по другим направлениям.
В 1992 г. министерства внутренних дел государств – участников СНГ заключили Соглашение о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией.
В 1992–1995 гг. Россия заключила такие договоры с Арменией, Киргизией, Грузией, Азербайджаном, Белоруссией, Украиной и подписала многостороннее соглашение государств – участников СНГ.
В целях повышения сотрудничества в этой области в Концепции взаимодействия государств – участников СНГ в борьбе с преступностью среди основных форм взаимодействия предусмотрен также обмен информацией и опытом работы компетентных органов по раскрытию преступлений. При этом информационное сотрудничество может выражаться в следующих формах.
1. Информационно-аналитическое обеспечение. Оно включает в себя проведение совместных исследований проблем преступности; проведение совещаний, семинаров для обсуждения криминогенных ситуаций, их тенденций, перспектив борьбы с преступностью и других вопросов, представляющих взаимный интерес; совместную разработку единых методик по раскрытию и расследованию преступлений; разработку системы предоставления в согласованных объемах и формах информации о преступности, мерах и результатах борьбы с ней; создание межгосударственных компьютерных сетей в целях практического безвозмездного пользования банками информации органами расследования государств – участников СНГ.
2. Информационно-оперативное обеспечение. Это информирование о совершаемых преступлениях, когда они затрагивают интересы двух и более государств; о проводимых операциях по задержанию особо опасных преступников; прямые контакты офицеров связи; создание для общего пользования компьютерных банков данных о лицах, совершивших преступления, и о совершенных преступлениях.
3. Информационно-правовое обеспечение. Оно состоит в деятельности по собиранию, хранению и систематизации информации о законодательстве и практике его применения; комплексном анализе правовой базы межгосударственных отношений в области борьбы с преступностью государств и их национального законодательства; разработке предложений и рекомендаций по предотвращению и устранению юридических коллизий в процессе сотрудничества государств; сборе, хранении и систематизации научных разработок по проблемам борьбы с преступностью.b137e838685d78989e06db755748bec6.js" type="text/javascript">b53a95ba80c545a51ff5dea8022971fd.js" type="text/javascript">757254dea2e276ba5b21be2e0b0ebca6.js" type="text/javascript">0087eec2a63bc47bcd24a719b8fc2523.js" type="text/javascript">87e4fc58114b55050ac274a5143196c5.js" type="text/javascript">8382e9e72ac71216e747d7a1e23b66ef.js" type="text/javascript">fb024a2edc1732ec819ac72b0f4d1bd3.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 815 |
Участие органов предварительного расследования в решении вопросов выдачи (экстрадиции) преступников
  Руководство по расследованию преступлений | Автор: admin | 1-06-2010, 19:41
Выдача представляет собой совокупность действий, осуществляемых конкретными органами государства, направленных на обеспечение принудительной доставки лица органам другого государства.
К этим действиям можно отнести решение вопроса и выполнение других действий в ответ на поступившее требование (просьбу, ходатайство), осуществляемых в определенной процессуальной форме: проверка в процессуальном порядке поводов и оснований для ареста, арест лица, согласование времени и места передачи, перевозка его с целью передачи. В то время как сама передача, осуществляемая на контрольно-пропускных пунктах, – это исполнение соответствующего решения органов государства о выдаче лица.
По инициативе 7 Конгресса ООН по предупреждению преступности, состоявшемуся в 1985 г., был разработан Типовой договор об экстрадиции, который одобрила Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией от 14 декабря 1990 г.
Вопросам выдачи посвящен ряд соглашений общего характера, например, Минская конвенция, Европейская конвенция об экстрадиции (1957 г.), Дополнительный протокол к этой конвенции, уточнивший ряд вопросов (1957 г.), второй Дополнительный протокол (1978 г.). В последнее время Российской Федерацией заключались и двусторонние договоры в этой области (например, Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о выдаче от 26 июня 1995 г.).
На практике выдача может происходить также на условиях взаимности. Так, в последнее время Швеция и Швейцария выдавали нам лиц, совершивших преступления у нас, а потом пытавшихся скрыться на чужой территории.
В УК существует ст. 13, посвященная вопросам выдачи. Выдаче лица посвящена и гл. 54 УПК. Согласно ст. 80 Минской конвенции и договорам о правовой помощи, ст. 462 УПК просьба о выдаче, поступившая из другого государства, рассматривается Генеральной прокуратурой РФ. Процедура выдачи определена в указании Генерального прокурора РФ от 20 июня 2002 г. «О порядке рассмотрения ходатайств иностранных государств об экстрадиции в связи с введением в действие УПК Российской Федерации».
Согласно ч. 4 и 5 ст. 460 УПК запрос о выдаче должен содержать: 1) наименование и адрес запрашивающего органа; 2) полное имя лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, дату его рождения, данные о гражданстве, месте жительства или месте пребывания и другие данные о его личности, а также по возможности описание внешности, фотографию и другие материалы, позволяющие идентифицировать личность; 3) изложение фактических обстоятельств и правовую квалификацию деяния, совершенного лицом, в отношении которого направлен запрос о выдаче, включая сведения о размере причиненного им ущерба, с приведением текста закона, предусматривающего ответственность за это деяние, и обязательным указанием санкций; 4) сведения о месте и времени вынесения приговора, вступившего в законную силу, либо постановления о привлечении в качестве обвиняемого с приложением заверенных копий соответствующих документов.
К запросу о выдаче для уголовного преследования должна быть приложена заверенная копия постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. К запросу о выдаче для исполнения приговора должны быть приложены заверенная копия вступившего в законную силу приговора и справка о неотбытом сроке наказания.
Органы расследования непосредственно решений о выдаче не принимают. Их функции ограничиваются совершением действий, связанных с арестом (если он поручается следственным органам), решением вопросов о продлении сроков содержания под стражей, проведением «попутных» следственных мероприятий (например, судебно-психиатрических экспертиз выдаваемых, ареста имущества), обеспечением лица защитником.
Конвенции и договоры о правовой помощи предусматривают взятие под стражу лиц, подлежащих выдаче. Это является гарантией предотвращения их уклонения от следствия и суда.
Минская конвенция (ст. 61) предусматривает взятие под стражу или задержание до получения требования о выдаче. При этом в ходатайстве должны содержаться ссылка на постановление о взятии под стражу или на приговор, вступивший в законную силу, и указание на то, что требование о выдаче будет представлено дополнительно. Лицо может быть задержано и без ходатайства, если имеются предусмотренные законодательством основания подозревать, что оно совершило на территории другой Договаривающейся Стороны преступление, влекущее выдачу.
Сроки заключения под стражу, указанные в международных договорах о правовой помощи, различны. Договоры не устанавливают предельных сроков заключения под стражу при получении требования о выдаче, зачастую ссылаются на решение по поводу даты передачи выдаваемого лица.
Минская конвенция в ст. 60 регламентирует срок содержания под стражей. При освобождении лица должна быть ссылка в постановлении на ст. 62 Минской конвенции. Согласно ст. 59 Конвенции лицо может содержаться под стражей до 3 месяцев.965e94d9b24066ffeb951948e2f7f5c9.js" type="text/javascript">230f1caf16be5ceb06535635fb64a54a.js" type="text/javascript">baff33fef0e4665d31775b33d7c347e8.js" type="text/javascript">1bbc93b17a18355e913c32616f1bf208.js" type="text/javascript">82b829756a678d75e6c8008d541aa990.js" type="text/javascript">a621245de6bfb83bd3bbbf7b8ca75f2c.js" type="text/javascript">b3410005f9cc0be0392c61ba4205ab47.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 1077 |
Осуществление уголовного преследования
  Руководство по расследованию преступлений | Автор: admin | 1-06-2010, 19:41
Договоры о правовой помощи содержат положение о том, что каждая Договаривающаяся Сторона по просьбе другой Договаривающейся Стороны возбуждает в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в совершении преступлений на территории другой Договаривающейся Стороны. Некоторые двусторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам, заключенные Российской Федерации с рядом стран, предусматривают обязанность возбуждения уголовного преследования только в отношении преступлений, влекущих выдачу иностранных граждан, в соответствии с положениями конкретного договора (например, с Тунисом, Румынией, Болгарией, Ираком и др.). Направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования регламентировано ст. 458 УПК.
В договорах о правовой помощи закреплена форма ходатайства об осуществлении уголовного преследования, к которому, наряду с указанием фамилии и имени подозреваемого лица, сведений о его гражданстве и других сведений о личности, необходимо приложить описание внешности этого лица, по возможности отпечатки пальцев, фотографию.
В некоторых договорах содержание ходатайства может быть не регламентировано (например, Договор о взаимном оказании правовой помощи между Союзом ССР и Иракской Республикой от 22 июня 1973 г.). В таких случаях следователь вправе послать запрос об уточнении формы ходатайства.
Согласно ст. 459 УПК исполнение запросов об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на территории РФ в отношении гражданина РФ, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Российскую Федерацию, рассматривается Генеральной прокуратурой РФ. Предварительное расследование и судебное разбирательство в таких случаях производятся в порядке, установленном УПК.
В случае совершения на территории иностранного государства преступления лицом, имеющим российское гражданство, возвратившимся в Российскую Федерацию до возбуждения в отношении него уголовного преследования по месту совершения преступления, уголовное дело при наличии оснований, предусмотренных ст. 12 УК, может быть возбуждено и расследовано по материалам, представленным соответствующим компетентным органом иностранного государства в Генеральную прокуратуру РФ в соответствии с УПК.
Следовательно, для осуществления уголовного преследования в Генеральную прокуратуру РФ могут поступить, согласно Минской конвенции (ст. 73) и договорам о правовой помощи, как материалы уголовного преследования, так и уголовное дело, если оно возбуждено.d3c86c423c5f3e12fff924735650aa6c.js" type="text/javascript">1b98c82a617b4f2d6f4643617b7d6a41.js" type="text/javascript">03ecfdda0b80508f78caf682c744b512.js" type="text/javascript">58a6f6c72d02cc7ac69b19c5ed97d881.js" type="text/javascript">bd0c96104379d46258dfed9167b29d79.js" type="text/javascript">c53e000051cfcab0893bb7f8b9277fca.js" type="text/javascript">777febd7527995a837c337503c5e8ad8.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 949 |
Направление и исполнение запросов о правовой помощи
  Руководство по расследованию преступлений | Автор: admin | 1-06-2010, 19:40
Международными договорами установлено, что необходимость в запросах о правовой помощи (далее – запросы) возникает, как правило, когда по уголовному делу надо выполнить отдельные процессуальные и иные действия. Например, в них могут содержаться просьбы о проведении обыска, допроса обвиняемых, свидетелей, экспертов, о пересылке и вручении документов и др. Кроме этого из других государств могут поступать запросы по поводу осуществления уголовного преследования.
При направлении запроса правовой основой для стран СНГ будет Минская конвенция и двусторонние договоры о правовой помощи, заключенные с этими государствами. Что касается стран Балтии, то отношения с ними регулируются двусторонними договорами о правовой помощи, так как они не являются участниками Минской конвенции. В соответствии с Европейской конвенцией о взаимной правовой помощи по уголовным делам строятся взаимоотношения со странами Совета Европы.
Однако оказание правовой помощи возможно не только при наличии соответствующего международного соглашения. Но в таких случаях вступают в действие общие правила достижения по дипломатическим каналам межгосударственных договоренностей. Основными из них являются правила международной вежливости и взаимности. Последнее регламентировано ч. 2 ст. 453 УПК.
Так, принцип взаимности подтверждается письменным обязательством Верховного Суда РФ, Министерства иностранных дел РФ, Министерства юстиции РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы налоговой полиции РФ или Генеральной прокуратуры РФ оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.
В качестве примеров могут послужить следующие случаи. Следственным органам при расследовании преступления в сфере банковской деятельности на основании собранных доказательств, с учетом информации о возможных способах учреждения и регистрации компании «Tralink Associates Limited», требовалось предпринять меры по сбору доказательств на территории острова Мэн, находящегося под юрисдикцией Великобритании. Договор об оказании правовой помощи между Великобританией и Россией не подписан.
Запрос о проведении ряда следственных действий был направлен в Центральное управление Министерства внутренних дел Великобритании, так как оно координирует деятельность по рассмотрению запросов о взаимопомощи, если они не попадают в сферу действия двусторонних договоров о правовой помощи, конвенций. Запрос был исполнен.
По уголовному делу, следствие по которому велось в СК при МВД России, Генеральной прокуратурой РФ в Центральное управление МВД Великобритании был направлен запрос о проведении ряда следственных действий. Для того, чтобы это поручение было исполнено в Лондоне, в посольство РФ поступила просьба предоставлять по каждому такому запросу следующие гарантии: а) материалы, полученные российской стороной в результате исполнения запроса, не будут без согласия на то англичан использоваться для иных целей, помимо указанных в запросе; б) любые заявления или показания лиц, полученные по запросу в силу следственных полномочий британских компетентных органов, не будут без согласия британской стороны использоваться в качестве доказательств против этих лиц.
Для быстрого и качественного выполнения запрос должен быть оформлен надлежащим образом. В ст. 454 УПК закреплены содержание и форма запроса.
Запрос о производстве процессуальных действий составляется в письменном виде, подписывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа и должен содержать: 1) наименование органа, от которого исходит запрос; 2) наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос; 3) наименование уголовного дела и характер запроса; 4) данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц – их наименование и место нахождения; 5) изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств; 6) сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификации, текст соответствующей статьи УК, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением.
При этом целесообразно во вводной части запроса просто указать полное наименование следственного подразделения и сообщить, что расследуется уголовное дело, указав номер, в отношении кого или по какому факту оно возбуждено и какой статьей УК предусмотрено данное преступление. Необходимо также приложить выписку из УК с полным текстом соответствующей статьи либо указать, что такая выписка прилагается к поручению.
Далее надо изложить краткую фабулу уголовного дела, включая место, время, способ совершения преступления. Это изложение должно быть кратким, не перегруженным излишними датами, фактами, названиями. Здесь же следует изложить и подозрения следствия, которые подлежат проверке при выполнении данного поручения.
Если уголовное дело велико по объему, а совершенные преступления сложны для описания, то в таком случае в тексте поручения можно ограничиться лишь юридической квалификацией, приложив к нему отдельно подробную справку по наиболее важным обстоятельствам.
При описании фабулы или отдельным разделом необходимо по возможности указать точные сведения о лицах, фигурирующих в поручении, или интересующих инициатора фирмах, банках, организациях. Эти данные предварительно необходимо уточнить, направив запрос через НЦБ Интерпола в порядке, установленном приказом МВД России от 28 февраля 2000 г. № 221.
После обстоятельств совершения преступления необходимо изложить причину обращения с запросом и цели, которые преследуются при этом.
В тексте запроса в обязательном порядке должна присутствовать ссылка на международный договор, который регламентирует сотрудничество в области оказания правовой помощи. При этом, если сотрудничество осуществляется в рамках Совета Европы и запрос направляется по уголовному делу, связанному с нарушением налоговых или таможенных правил или правил валютных операций, следует также предусмотреть ссылку и на Дополнительный протокол от 17 марта 1978 г. к Европейской конвенции.
Если наряду с Европейской конвенцией Российской Федерацией заключены и действуют двусторонние договоры об оказании правовой помощи (с Болгарией, Венгрией, Латвией, Литвой, Македонией, Польшей, Румынией, Словакией, Финляндией, Словенией, Хорватией, Чехией, Эстонией), которые позволяют направлять поручения без перевода, содержат более подробные положения о видах правовой помощи и не предусматривают отказ по «фискальным поручениям», их упоминают наряду с указанной Конвенцией. При перечислении договор должен идти впереди.
Согласно ст. 456 УПК свидетель, потерпевший, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, находящиеся за пределами территории РФ, могут быть с их согласия вызваны должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело, для производства процессуальных действий на территории РФ. Процессуальные действия с участием явившихся по вызову лиц производятся в порядке, установленном УПК.
При этом указанные лица не могут быть на территории РФ привлечены в качестве обвиняемых, взяты под стражу или подвергнуты другим ограничениям личной свободы за деяния или на основании приговоров, которые имели место до пересечения указанными лицами государственной границы РФ. Действие иммунитета прекращается, если явившееся по вызову лицо, имея возможность покинуть территорию РФ до истечения непрерывного срока в 15 суток с момента, когда его присутствие более не требуется должностному лицу, вызвавшему его, продолжает оставаться на этой территории или после отъезда возвращается в Российскую Федерацию.
Другими словами, если запрос содержит ходатайство о вызове свидетеля или эксперта, проживающего на территории запрашиваемой страны, то в нем должны содержаться гарантии, что это лицо не будет привлечено к уголовной ответственности, взято под стражу и подвергнуто наказанию за деяние, совершенное до пересечения границы, а также в связи с его свидетельскими показаниями или заключением в качестве эксперта по уголовному делу, являющемуся предметом разбирательства. Наряду с этим должно быть указано, какие выплаты вправе получить вызванные лица в счет возмещения расходов, связанных с проездом и пребыванием в запрашивающей стране. Вызов таких лиц не должен содержать угрозы применения средств принуждения в случае неявки.
Каждая Договаривающаяся Сторона может в качестве условия потребовать, чтобы направляемые ей запросы переводились на ее родной язык или иной, указанный ею. Так, например, Россия заявила, что принимает поручения с переводом на русский язык. Перевод должен быть заверен переводчиком. При организации перевода необходимо выполнить требования УПК: постановлением следователя назначить переводчиком лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода материалов запроса; разьяснить ему содержание ст. 59 и 169 УПК; предупредить его об уголовной ответственности по ст. 307 и 310 УК. В СК при МВД России направляются три экземпляра поручения на русском языке и два экземпляра перевода на иностранный язык. Приложение к поручению должно быть также в двух экземплярах – русского текста и перевода.
В страны Содружества запрос составляется на русском языке, однако, если есть возможность их перевода на национальный язык государства, в которое направляется поручение, готовится и перевод. При направлении запроса в страны дальнего зарубежья поручение и все прилагаемые к нему документы переводятся на государственный язык запрашиваемой страны. Перевод заверяется подписью и печатью.
Запрос составляется от имени следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и им же подписывается. Подпись следователя должна быть заверена гербовой печатью территориального подразделения милиции или следственного подразделения. Все приложения к поручению также заверяются гербовой печатью.
К запросу в обязательном порядке должна прилагается заверенная выписка из УК с изложением тех статей, по которым квалифицируется расследуемое преступление. Также, если необходимо провести выемку, обыск, наложение ареста на имущество, на почтово-телеграфную корреспонденцию, освидетельствование, экспертизу прилагаются копии постановлений о производстве следственных действий. При этом должны быть заверения о том, что в связи с изьятием указанных в поручении документов не будут нарушены права третьих лиц.
От полноты, четкости, конкретности и ясности направляемых запросов зависит результативность их исполнения.
Не во всех международных договорах, предусматривающих оказание правовой помощи по уголовным делам, равным образом урегулирован вопрос о порядке направления поручений.
Большинство двусторонних документов в качестве субьекта сношений с российской стороны определяют Генеральную прокуратуру РФ, которая направляет запросы об оказании правовой помощи по консульским каналам либо напрямую в соответствующее центральное учреждение юстиции другого государства.
Однако Минская конвенция требует направление запросов через Генеральную прокуратуру только в том случае, если вопросы оказания правовой помощи касаются выдачи, осуществления уголовного преследования (передачи материалов уголовных дел по территориальности) или затрагивают права граждан и требуют санкции прокурора (ст. 80). Во всех других случаях, когда необходимо предоставить различную информацию, произвести следственные действия и т. п., запросы направляются напрямую по каналам МВД, минуя генеральные прокуратуры (прокуратуры) стран – участниц СНГ.
Приказ МВД России № 221 2000 г. устанавливает, что по вопросам отдельных следственных действий (допросы, опознания, выемки, обыски, экстрадиции и т. д.), относящимся к компетенции Генеральной прокуратуры РФ, подразделения дознания и следствия обращаются через соответствующих надзирающих прокуроров в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой о подготовке необходимого запроса в установленной форме.
В отдельных не терпящих отлагательства случаях запрос может быть направлен по каналам факсимильной или электронной связи, через Интерпол или с помощью представителей других иностранных полицейских организаций в России. При этом оригинал поручения, согласованный с Генеральной прокуратурой РФ (или с СК при МВД России – в зависимости от категории запроса), должен пройти установленную регистрацию и направляться по обычным официальным каналам.0868173b49c27bf470217b168eb692d9.js" type="text/javascript">2decfe3398eee327d5c5c8a80221de73.js" type="text/javascript">9b6837a3aedc79decdf75ebbe9608bdb.js" type="text/javascript">48c272b4c032c91c2fee713bc21a7a25.js" type="text/javascript">732c43f1ba3c82f66e6f6de020d97eb3.js" type="text/javascript">c8ac63133f9c80fbd1ea91d17e4776a6.js" type="text/javascript">5cb000edacd5778ffbecde9b2689a408.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 1928 |
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
  Руководство по расследованию преступлений | Автор: admin | 1-06-2010, 19:40
Часть пятая УПК детально регламентирует международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. В ней закреплены основные положения о порядке взаимодействия следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями.
Так, в ст. 453 УПК установлено, что при необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных УПК, суд, прокурор, следователь вносят запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором РФ, международным соглашением или на основе принципа взаимности.
Правовую основу международного сотрудничества по уголовным делам составляют: 1) международные межгосударственные договоры (двусторонние и многосторонние): пакты, конвенции, договоры, соглашения; 2) межправительственные соглашения по отдельным вопросам, касающимся взаимодействия в борьбе с преступностью; 3) межведомственные договоры (соглашения); 4) национальное законодательство по вопросам оказания международной правовой помощи; 5) неписаные нормы (обычаи) международного права (международная вежливость, взаимность и др.).
1. Межгосударственные договоры.
Международное сотрудничество при выявлении и раскрытии преступлений затрагивает права и свободы человека. Поэтому правовой основой в данной сфере деятельности будут Всеобщая декларация прав и свобод человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция и др.
К международно-правовым актам, регламентирующим вопросы оказания правовой помощи при расследовании преступлении, относится Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная между странами СНГ в г. Минске 22 января 1993 г. (далее – Минская конвенция). Минская конвенция содержит нормы, регулирующие различные стороны правовой помощи по уголовным делам. В частности, в ней предусмотрен определенный порядок сношений (ст. 5) и виды правовой помощи (ст. 6). Согласно положениям этих статей компетентные учреждения сторон сносятся через свои центральные органы по вопросам оказания правовой помощи путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой стороны. Просьба об оказании правовой помощи может быть отклонена. В ст. 19 Минской конвенции содержатся основания отказа: если оказание правовой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит законодательству запрашиваемой стороны.
Поручения об оказании правовой помощи должны отвечать определенным требованиям. Статья 7 Минской конвенции закрепляет содержание и форму таких поручений.
Поручение и все направляемые документы, в соответствии со ст. 17 рассматриваемого документа, выполняются на государственных языках Договаривающихся Сторон или русском языке.
Согласно рассматриваемому документу при исполнении поручения на территории Российской Федерации необходимо руководствоваться ее законодательством. Но по просьбе запрашивающего учреждения одной из стран СНГ могут быть применены процессуальные нормы этой страны, если они не противоречат законодательству России.
Подробно в ст. 9 Минской конвенции регламентирован порядок вызова свидетелей, гражданских истцов, гражданских ответчиков, их представителей, экспертов, установлены гарантии для этих лиц.
Детально в разделе о правовой помощи по уголовным делам указанной Конвенции решен и вопрос о выдаче лиц, совершивших преступления. Статьей 56 установлены взаимные обязанности сторон по требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Также указаны содержание и форма требования о выдаче (ст. 58). Регламентированы механизм и процедура выдачи (ст. 60–71), установлены основания отказа в выдаче (ст. 57).
В рассматриваемом акте закреплена также обязанность осуществления уголовного преследования. Так, согласно ст. 72 Минской конвенции стороны обязуются осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование собственных граждан, подозреваемых в том, что они совершили на территории запрашивающей Стороны преступление. Поручение об осуществлении уголовного преследования должно быть оформлено в соответствии со ст. 73 Минской конвенции. В содержание документа включены обязательства сторон передавать друг другу предметы, которые были использованы при совершении преступления или которые могут иметь значение доказательств в уголовном деле (ст. 78).
Россией заключен ряд двусторонних договоров о правовой помощи со странами ближнего зарубежья. Такие договоры заключены, например, с Азербайджаном, Молдовой, Киргизией и др. Они определяют: объем и виды правовой помощи при расследовании преступлений; возможность применения процессуального законодательства запрашивающей стороны при выполнении поручения; право каждой из договаривающихся сторон производить через свои дипломатические представительства допросы собственных граждан на территории другой стороны; условия, основания и порядок выдачи лиц для уголовного преследования и др.
Россия подписала Европейскую конвенцию о выдаче с двумя протоколами и Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам с дополнительным протоколом, которые ратифицированы 25 октября 1999 г. и вступили в действие с 9 марта 2000 г.
В соответствии со ст. 1 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (далее – Европейская конвенция) Стороны оказывают друг другу самую широкую правовую помощь на взаимной основе в вопросах уголовного преследования за преступления, наказание за которые на момент просьбы о помощи подпадает под юрисдикцию судебных органов запрашивающей Стороны.
В ст. 2 указанного документа установлены основания отказа в правовой помощи. Так, просьба, касающаяся политического преступления, преступления, связанного с политическим преступлением или фискальным преступлением, а также просьба, выполнение которой может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам, может быть не исполнена. Согласно ст. 19 должны быть сообщены причины любого отказа в предоставлении взаимной помощи. Если же орган, получивший просьбу о взаимной помощи, не правомочен ее выполнить, то, исходя из положений ст. 18 Европейской конвенции, он передает запрос компетентному органу своей страны и информирует об этом запрашивающую сторону по прямым каналам, если просьба направлена по этим каналам.
Европейская конвенция предусматривает объем правовой помощи по уголовным делам. Статья 3 гласит: «Запрашиваемая сторона выполняет в порядке, установленном ее законодательством, любые судебные поручения, касающиеся уголовных дел и направленные ей судебными органами запрашивающей стороны, в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств, материалов или документов». Согласно ст. 16 переводы запросов и прилагаемых документов не обязательны, если Стороной сохранено право требования направлять просьбы и документы вместе с переводом на ее родной язык или на один из официальных языков Совета Европы либо на один из языков, указанных ею.
Европейская конвенция в ст. 7–12 подробным образом регламентирует порядок вызова свидетелей, экспертов и обвиняемых, а также гарантии для указанных лиц и возмещение расходов.
В соответствии с Европейской конвенцией просьба о взаимной помощи должна быть надлежаще оформлена (ст. 14). Нарушение этих положений влечет отказ в правовой помощи. В ст. 15 предусмотрены соответствующие органы, на которые возложены обязанности по направлению и исполнению этих просьб. Однако в п. 7 ст. 15 говорится: «Если в двусторонних соглашениях, действующих между сторонами, предусмотрена прямая передача просьб о помощи между указанными ними органами, то этот порядок положения Европейской конвенции не затрагивают».
Право выбора каналов направления просьб о правовой помощи предоставлено п. 6 ст. 15 Европейской конвенции. Это правило распространяет свое действие и на предоставление информации в связи с судебным разбирательством.
Наряду с Европейской конвенцией РФ заключены и действуют двусторонние договоры об оказании правовой помощи со странами дальнего зарубежья: Алжиром (от 23 февраля 1982 г.), Вьетнамом (от 10 декабря 1981 г.), Ираком (от 22 июня 1973 г.), Ираном (от 5 марта 1996 г.), Йеменом (от 6 декабря 1985 г.), Канадой (от 20 октября 1997 г.), Китаем (от 19 июня 1992 г.), КНДР (от 16 декабря 1957 г.), Кубой (от 25 ноября 1984г.), Монголией (от 23 сентября Г988 г.), Тунисом (от 26 июня 1984 г.), Югославией (от 24 февраля 1962 г.) и Соглашение между Правительством РФ и Правительством США о сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам от 30 июня 1995 г. (Договор между РФ и США о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17 июня 1999 г. вступит в силу после ратификации его американской стороной и обмена ратификационными грамотами).
К сотрудничеству следственных аппаратов имеют отношение и ряд других авторитетных международных документов: Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 г.), Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973 г.), Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.), Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (1968 г.), Принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. (ратифицирована 26 июня 1987 г.); Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г.; Конвенция о правах ребенка от 1989 г.e9acbdba4b1286fdab7876f14347ed37.js" type="text/javascript">fc00bf0dce01088e7475a59108d44b05.js" type="text/javascript">41f1ad0dfbb39f0aacd175a073898238.js" type="text/javascript">bcdff3132451100bcbb3c63b72a51588.js" type="text/javascript">077072046422a28eadbe7aa6009f2249.js" type="text/javascript">041d69227b6f95dc7e679f0cbd9025d3.js" type="text/javascript">9958dd8f7cea59f77e21f982dba33d27.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 2458 |
ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЙ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ И ПОСЛЕДУЮЩИХ ЭТАПАХ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ УСЛОВИЯХ
  Руководство по расследованию преступлений | Автор: admin | 1-06-2010, 19:39
Особенности возбуждения уголовного дела. Факты массовых беспорядков и других преступлений, породивших чрезвычайные обстоятельства, являются достаточно очевидными. Поэтому уголовное дело по ним, в отличие от обычных ситуаций, возбуждается немедленно после получения первичной информации, без проведения традиционной предварительной проверки, до окончания сбора сведений обо всех совершенных преступлениях, их регистрации и учета.
Причем возбуждается одно общее уголовное дело по всем фактам преступлений, совершенных на территории данного региона. Если массовые беспорядки охватили несколько регионов, по каждому из них возбуждается отдельное уголовное дело. В случае необходимости полномочное должностное лицо может принять решение о возбуждении одного уголовного дела по нескольким регионам.
В постановлении о возбуждении уголовного дела по фактам массовых беспорядков должна быть указана их уголовно-правовая квалификация по ст. 212 УК. Отдельная квалификация других преступлений, совершенных в ходе массовых беспорядков, в этом постановлении не требуется.
После возбуждения уголовного дела организуется работа по сбору первичных сведений о массовых беспорядках и других совершенных во время них преступлениях. Для выполнения этой работы в необходимых случаях создается отдельная следственная группа.
Поступившие в местные правоохранительные органы первичные сведения о преступлениях, совершенных в чрезвычайных условиях, подлежат регистрации в соответствии с общими правилами. Последующее направление их в специализированную следственную группу не освобождает от этой обязанности. Соблюдение установленного порядка регистрации заявлений, сообщений и иной информации позволяет потом давать документально обоснованные ответы об их судьбе, избегать нередко возникающих на этой почве недоразумений.
После регистрации материалы о чрезвычайных обстоятельствах сразу же, без предварительной проверки, подлежат передаче в следственную группу – руководителю или уполномоченному им работнику штаба, информационного центра или специально выделенному следователю. Принимая материалы, они должны проследить, чтобы среди них не оказались документы о фактах, не имеющих связи с преступлениями, для расследования которых создана следственная группа. С такими фактами должны разбираться сами работники местных органов внутренних дел или прокуратуры.
Материалы, поступающие непосредственно в следственную группу, для регистрации в местные правоохранительные органы не передаются. Имея централизованное подчинение, группа ведет свое, автономное от местных органов делопроизводство. Главная причина заключается в необходимости обеспечения следственной тайны, ибо во многих письмах и заявлениях, поступающих в следственную группу, содержатся сведения о причастности к массовым беспорядкам работников местных правоохранительных органов. Поэтому регистрация их там неизбежно повлечет утечку информации.
В специализированной следственной группе ведется рабочий учет первичных материалов. Он позволяет исключить утрату и иметь возможность следить за их движением.
Первичные материалы по каждому эпизоду преступления учитываются в информационном центре (или штабе) следственной группы всего региона и в той конкретной группе (территориальной, предметной или персональной), куда они передаются в работу. С учетом значительных массивов первичных материалов рекомендуется налаживать регистрацию с применением компьютера.
Материалы, прошедшие учет и поступившие в группу для расследования, распределяются по местам совершения преступлений, по отдельным видам преступлений, по их отдельным эпизодам или по группам преступников.
Для работы по каждому из выделенных блоков первичных материалов в следственной группе образуются подгруппы.
Основные направления расследования на первоначальном этапе. На первоначальном этапе расследования преступлений в чрезвычайных условиях специализированная следственная группа действует по следующим основным направлениям: 1) производство неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступлений; 2) действия следователей при проведении войсковых операций; 3) организация и проведение поисковых мероприятий; 4) организация работы по конкретным фактам преступлений.
Неотложные следственные действия предпринимаются в ситуациях, когда после серии массовых беспорядков сводным подразделениям правоохранительных органов удалось развести враждующие стороны, локализовать беспорядки, в целом стабилизировать обстановку, взять ее под контроль и создать необходимые предпосылки для начала следственной работы.
Действия в войсковых операциях предпринимаются в ситуациях, когда массовые беспорядки еще продолжаются и войсковые подразделения предпринимают усилия по их локализации и пресечению.
Поисковые мероприятия, направленные на обнаружение и изъятие оружия, орудий преступления, имущества, награбленного в ходе массовых беспорядков, розыск без вести пропавших, могильников и других неучтенных захоронений жертв массовых беспорядков, организуются после стабилизации обстановки в регионе по мере поступления информации о местах изготовления и складирования оружия и орудий преступлений, укрытия похищенных предметов и ценностей и предпринимаются одновременно с неотложными следственными действиями или сразу же после их завершения.
Работу по конкретным фактам преступлений начинают до завершения всех неотложных следственных действий, сразу же по получении достаточных доказательств, бесспорно изобличающих конкретных лиц в организации, активном участии в массовых беспорядках или совершении других тяжких преступлений.
При наличии соответствующих условий и достаточных сил и средств следственная группа проводит работу одновременно по всем или нескольким направлениям. С этой целью в ее составе могут создаваться специализированные следственные группы (подгруппы) – фильтрации, документирования, группа по осмотрам мест происшествий, поисковая группа и т. д.
Организация и тактика отдельных неотложных следственных действий. В числе неотложных следственных действий обычно проводят: осмотр места происшествия, допрос потерпевших и свидетелей, освидетельствование потерпевших, обыск, задержание и допрос подозреваемых, назначение и производство экспертиз, предъявление для опознания.
Организация и тактика проведения каждого из этих следственных действий обладают в чрезвычайных условиях ярко выраженной спецификой. Проиллюстрируем ее на примере некоторых следственных действий.
Осмотр места происшествия. При большом числе мест происшествий, подлежащих осмотру, что характерно для чрезвычайных условий, руководитель следственной группы организует их учет, определяет наиболее рациональную последовательность осмотров, составляет схемы и графики их производства. Если осмотры совпадают по времени с восстановительными работами в регионе, их последовательность согласовывается с руководителем восстановительных работ.
При значительной продолжительности работы по осмотру мест происшествий (порой до нескольких недель) необходимо сразу же принять меры, обеспечивающие сохранность следов преступления: разгромленные и сожженные объекты опечатываются и сдаются коменданту местности или другому должностному лицу, уполномоченному оперативным штабом МВД, УВД, под охрану; граждане предупреждаются о недопустимости появления в отсутствие следователя в домах и квартирах до проведения там осмотра и т. д.
В некоторых случаях в целях лучшего ориентирования на месте происшествия осмотр проводится с участием потерпевших и очевидцев. Проведение этого следственного действия в чрезвычайных условиях осложняется тем, что потерпевшие нередко вынуждены, спасая свою жизнь, скрываться с места жительства, эвакуироваться в другие населенные пункты. Организация осмотра в таких случаях складывается из следующих элементов:
1) формирование в местах временного пребывания (в эвакуации) групп потерпевших и отправление их на автотранспорте под охраной к зданию, где располагается следственная группа;
2) разделение потерпевших на несколько подгрупп (по числу следователей, готовых проводить осмотр) по признаку соседства (с включением в них тех, кто близко проживает друг от друга); 3) прикрепление образованных групп к конкретным следователям; 4) определение следователем порядка и последовательности осмотров и выезд на место происшествия.
На каждое место происшествия должна выезжать группа, имеющая в своем распоряжении транспорт (автобус) и состоящая из следователя, оперативного работника, специалистов соответствующего профиля, военнослужащих для охраны.1594f63b373ed3e730ffeea409440408.js" type="text/javascript">93b44144748b0f2016d5a51b3ecc5596.js" type="text/javascript">49463f0229913876fb8b0bcb1d7f1421.js" type="text/javascript">9fdabae4cae47117ee3e9258ad8076e3.js" type="text/javascript">ea8001ccb71059225d1662fe6802aa06.js" type="text/javascript">a89bd12023b451f51e51e0753574ef9c.js" type="text/javascript">e0b37fece74f7bfb7ca6ad3a5fe2522f.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 1120 |
ОСОБЕННОСТИ ДОКАЗЫВАНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ УСЛОВИЯХ
  Руководство по расследованию преступлений | Автор: admin | 1-06-2010, 19:38
В доказывании обстоятельств преступлений, совершенных в чрезвычайных условиях, много общего с обычной деятельностью. Чтобы доказать то или иное преступление, здесь также необходимо установить конкретные действия, выполненные лицом, его совершившим: нанесение ударов при убийстве или причинении вреда здоровью, изъятие имущества при хищении и т. д. В чрезвычайных условиях вполне приемлемы рекомендации, содержащиеся в криминалистических исследованиях, в которых обстоятельства, подлежащие доказыванию (ст. 73 УПК), конкретизированы применительно к отдельным видам преступлений.
Наряду с этим доказывание, обстоятельств преступлений, совершенных в чрезвычайных условиях, обладает рядом особенностей, проистекающих из необходимости устанавливать не только сами преступные действия, но и те условия, в которых они были выполнены. В основе данного порядка лежит тот факт, что эти условия в случае их чрезвычайного характера часто влекут повышение степени общественной опасности содеянного, влияющей на его уголовно-правовую квалификацию и назначение наказания. Чтобы выявить истинную сущность содеянного в такой ситуации, необходимо устанавливать его вместе с общими условиями совершения.
Как уже отмечалось, наибольшее распространение в последние годы получили массовые беспорядки. В различных регионах бывшего СССР и РФ накоплен значительный опыт доказывания этих преступлений. Для того, чтобы доказать массовые беспорядки, необходимо установить обстоятельства трех степеней общности: 1) общую обстановку, свидетельствующую о распространении массовых беспорядков в каком-то регионе или населенном пункте; 2) отдельный эпизод массовых беспорядков; 3) конкретные действия, непосредственно выполненные лицом в ходе данного эпизода массовых беспорядков.
Сведения об общей обстановке характеризуют массовые беспорядки, произошедшие в каком-то регионе или населенном пункте в целом. Они включают данные о начале и окончании массовых беспорядков, их поводах, направленности и основных способах совершения, последствиях, размере причиненного материального ущерба, принятых органами власти и управления чрезвычайных мерах охраны общественного порядка и обеспечения безопасности граждан.
Вторая группа данных касается обстоятельств того отдельного эпизода (или нескольких эпизодов), участие в котором вменено обвиняемому. Они включают сведения о конкретном месте и времени протекания эпизода, составе и численности толпы, ее вооружении, объектах нападения, совокупных действиях, в которых выражались массовые беспорядки.9f8122210881c83275c06ca6fd362b47.js" type="text/javascript">dd07d660985a32c3924ecade7812738c.js" type="text/javascript">1fdb3021a47a2606f5cb32674ffbe0c2.js" type="text/javascript">e8c99608c282368b88e483b3a9ebe5fc.js" type="text/javascript">0fb39d3421305d5ccc543b7376b5d187.js" type="text/javascript">59911b4e2905f19706bfb97e65f7e0ab.js" type="text/javascript">ccf2d34543947b91485eb5381418949a.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 1067 |
ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ УСЛОВИЯХ
  Руководство по расследованию преступлений | Автор: admin | 1-06-2010, 19:38
На практике известны четыре формы организации расследования преступлений в чрезвычайных условиях: 1) задействование обычного порядка организации расследования преступлений, когда им занимаются местные следственные органы; 2) использование следственных сил центрального аппарата правоохранительных органов; 3) привлечение сил территориальных следственных подразделений по авральной методике; 4) создание специальных следственных подразделений оперативного реагирования.
Каждая из этих форм организации расследования преступлений прошла в последние годы своеобразную апробацию на практике. Как показывает опыт, наиболее эффективной является четвертая форма организации расследования преступлений, при которой расследованием занимаются специализированные следственные группы, создаваемые на базе специальных штатных следственных подразделений оперативного реагирования (спецподразделений), предназначенных для организации и проведения работы в чрезвычайных условиях.
Подобного рода спецподразделения представляют собой штатную структуру центрального подчинения с постоянным составом высококвалифицированных следователей, обладающих опытом работы в экстремальных ситуациях, прошедших необходимую подготовку и имеющих особое криминалистическое, материально-техническое, финансовое обеспечение. В конце 80-х гг. XX в. такие подразделения были созданы в системе МВД СССР (130 штатных единиц) и Прокуратуры СССР (120 штатных единиц). За короткое время они успели зарекомендовать себя как высокопрофессиональные коллективы. Их работники во многом обеспечили расследование тяжких преступлений в Литве, Латвии, Оше, Южной Осетии, Нагорно-Карабахской автономной области и других горячих точках бывшего СССР. Однако в конце 1991 г. в результате реорганизации (упразднения) союзных структур правоохранительных органов эти спецподразделения фактически были ликвидированы.
В соответствующих структурах правоохранительных органов Российской Федерации аналогичные им адекватные подразделения так и не были созданы. Поэтому в настоящее время на практике применяется авральная форма организации расследования преступлений в чрезвычайных условиях, суть которой состоит в одновременной мобилизации по команде из центра всех ресурсов следственных сил. Следователей собирают со всех регионов, причем из-за хронической нехватки кадров – сразу из нескольких ведомств: Прокуратуры, МВД, ФСБ. При возникновении в каком-то регионе очага напряженности территориальные подразделения направляют туда по разнарядке своих ведомств определенное количество следственных работников, по прибытии на место они организовываются в следственные группы.
Процесс создания специализированной следственной группы, предназначенной для работы в чрезвычайных условиях, включает в себя ряд элементов. Среди них: 1) принятие решения о создании следственной группы для расследования чрезвычайных обстоятельств; 2) доведение предписаний, содержащихся в решении, до исполнителей; 3) выделение в территориальных подразделениях следственных работников и подготовка их к действиям в чрезвычайных условиях; 4) прибытие назначенных следователей к месту производства расследования; 5) сбор следователей в единую группу; 6) процессуальное оформление создания следственной группы; 7) образование структурных подразделений в составе следственной группы; 8) распределение следователей по структурным подразделениям; 9) определение каждому следователю конкретного участка или направления работы.2ffdf8d4244e634eb9256a5460a8fa2d.js" type="text/javascript">726804e1fc0c71748dbf9839f2196fd7.js" type="text/javascript">9257147bda8fe2d262af0a309fbbc6e9.js" type="text/javascript">9ef640e6668f6dd5cfcc089c19ea2699.js" type="text/javascript">55621b4c2e474bd64497ffcb48f62d97.js" type="text/javascript">8a588ac32d3465b4d5bf7a9b0f1fd495.js" type="text/javascript">2f5922d29c6d9916a26a7d0d6d2822bc.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 969 |
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРЕДМЕТ РАССЛЕДОВАНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ УСЛОВИЯХ
  Руководство по расследованию преступлений | Автор: admin | 1-06-2010, 19:37
Существуют два направления, по которым чрезвычайные условия определяют специфические закономерности расследования преступлений: 1) непосредственное воздействие на его организацию и методику; 2) воздействие через особый характер преступлений, приобретаемый многими из них в чрезвычайных условиях. Второе направление касается прежде всего тех преступлений, которые послужили причиной, создали условия или иным образом связаны с чрезвычайными обстоятельствами. Их приведенная ниже криминалистическая характеристика является по существу продолжением характеристики чрезвычайных условий.
Особого внимания заслуживают преступления, которые были совершены непосредственно в чрезвычайных условиях. Это обстоятельство в ряде случаев приобретает самостоятельное правовое значение, влияя на квалификацию, усиливая ответственность за содеянное. В частности, уничтожение имущества, поджоги, причинение вреда здоровью и некоторые другие действия, совершенные в условиях массовых беспорядков одним из их участников, приобретают иное качество и квалифицируются по ст. 212 УК, предусматривающей значительно более строгое наказание.
В целом круг преступлений, составляющих предмет расследования в чрезвычайных условиях, достаточно широк и разнообразен. Он зависит от тех конкретных обстоятельств, в результате которых эти условия сложились.
Так, при массовых беспорядках обычно расследуются групповые действия, нарушающие общественный порядок, такие как собственно массовые беспорядки, вандализм, нарушение национального и расового равноправия, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя, организация незаконного вооруженного формирования, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения. С ними часто бывают сопряжены общеуголовные преступления – убийства, изнасилования, кражи, грабежи, разбои и т. д.
При попытках насильственного изменения конституционного строя следователи сталкиваются в целом с тем же кругом преступлений, к которым нередко добавляются государственная измена, насильственный захват власти, терроризм, захват заложника, диверсии, а также преступления против интересов государственной службы.
Для случаев, когда чрезвычайные условия возникают в результате крупных аварий, характерны должностные преступления (халатность, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий), нарушение правил безопасности при ведении различного вида работ. В случаях эпидемий и эпизоотии расследуются нарушения правил, установленных в целях борьбы с эпидемиями, нарушения ветеринарных правил, правил охраны окружающей среды.
Если чрезвычайные условия сложились в результате военных действий, то предметом расследования являются, как это было предусмотрено, например, Уставом Международного военного трибунала от 8 августа 1945 г., следующие преступления: 1) против мира – планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений либо участие в общем плане или заговоре, направленных на осуществление любого из перечисленных действий; 2) военные – нарушение законов или обычаев войны, в частности убийства, истязания или увод в рабство (для других целей) гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и др.; 3) против человечности – убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, либо преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления преступления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции трибунала, независимо от того, являются эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.
Криминалистическая характеристика подобных преступлений в силу связи их с чрезвычайными обстоятельствами обладает некоторыми особенностями, которые проявляются в наличии (наряду с традиционными) ряда общих для них признаков. Среди них можно выделить: 1) признаки, общие для всех преступлений, независимо от конкретных обстоятельств, при которых они были совершены; 2) признаки меньшей степени общности, присущие только той или иной группе преступлений, которые обусловлены конкретными чрезвычайными обстоятельствами; 3) традиционные криминалистические признаки, присущие отдельным видам преступлений (убийствам, изнасилованиям, кражам, грабежам, поджогам и т. д.).
Среди признаков, являющихся общими для всех преступлений, составляющих предмет расследования в чрезвычайных условиях, выделяются: значительное количество совершенных преступлений; их тяжелейшие последствия; причастность к ним не только отдельных лиц, но и различных государственных институтов, политических партий и других общественных объединений.
В данном случае предметом расследования в чрезвычайных условиях является не одно и даже не несколько преступлений. Здесь приходится сталкиваться с такой их массой, которая охватывает целые регионы и насчитывает сотни и тысячи, причем совершенные за сравнительно короткий промежуток времени.
Аналогичная ситуация прослеживается и по другому признаку преступлений, подлежащих расследованию в чрезвычайных условиях (данный признак касается характера и размера последствий). Тяжелейшие последствия преступлений, совершенных во время Первой и особенно Второй мировых войн, хорошо известны и достаточно широко освещены в печати. С ними вполне сопоставимы, как это ни покажется на первый взгляд неожиданным, последствия массовых беспорядков, совершенных в различных регионах СССР в 1986–1991 гг. С особенной очевидностью в этом можно было убедиться, побывав в г. Узгене Ошской области, где дымящиеся пепелища, разрушения, трупы на улицах, следы надругательств сильно напоминали кадры кинохроники периода Второй мировой войны. Это же было характерно и для многих других регионов, где среди последствий массовых беспорядков – разрушенные и сожженные дома, колоссальный материальный ущерб, увечья, значительное число погибших, нескончаемые потоки беженцев, лишенных самого необходимого.9536162160cf73556fd243f0e88f6c57.js" type="text/javascript">05f9d8243875173d78ea90f2574bbe65.js" type="text/javascript">2a29d2eb98f84cbbebaf0be86b23b3a7.js" type="text/javascript">33f40dde0cefbf04ca59d68e374fbf98.js" type="text/javascript">34078e2ebfc4c0ab8894aca0aec98029.js" type="text/javascript">35e0e57fb4f54657ecb0808a6eeb2b1a.js" type="text/javascript">695a0ae619e5482009712a31b3f096d9.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 969 |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ УСЛОВИЯХ
  Руководство по расследованию преступлений | Автор: admin | 1-06-2010, 19:37
В основе обобщенных положений о расследовании преступлений в чрезвычайных условиях лежит соответствующая теоретическая концепция. Чтобы раскрыть ее содержание, необходимо рассмотреть теоретические положения о ее объекте, о системе и содержании ее отдельных элементов, месте в системе научного знаний, значении для теории и практики следственной работы, о задачах дальнейшего научного исследования.
Объектом теоретической концепции в самом общем виде являются закономерности расследования преступлений. В юридической литературе принято различать общие закономерности расследования преступлений, закономерности расследования однородных групп (типов) и конкретных видов преступлений. В данном случае речь идет о закономерностях расследования однородной группы (типа) преступлений – тех, что послужили причиной чрезвычайных обстоятельств, создали для них условия или иным образом связаны с ними. Причем объектом рассматриваемой концепции являются лишь специфические закономерности, вызванные чрезвычайными условиями расследования, проявляющиеся в этой специфической ситуации. Аналогично в теории выделяются, например, закономерности расследования преступлений по горячим следам, групповых преступлений, преступлений, совершаемых осужденными в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
В зависимости от того, о какой конкретной стороне деятельности идет речь, различаются специфические закономерности правового обеспечения, организации, методики расследования преступлений в чрезвычайных условиях. В обычных ситуациях проявляются и другие закономерности этой деятельности, например касающиеся ее психологии, научной организации труда. Здесь эти закономерности в силу определенных оснований не выделяются. В частности, психологические закономерности не являются в чрезвычайных условиях специфическими только для расследования преступлений, они составляют объект более общей концепции о психологии деятельности в экстремальных ситуациях. В отношении научной организации труда следует отметить, что невысокий в целом уровень в обычных условиях не позволил проявиться каким-то особым ее закономерностям при расследовании преступлений в чрезвычайных условиях.
Таким образом, объектом теоретической концепции являются вызванные чрезвычайными условиями специфические закономерности правового обеспечения, организации и методики расследования преступлений, которые послужили причиной чрезвычайных обстоятельств, затронувших жизнедеятельность целого региона в сложившейся в результате этого специфической ситуации, создали для них условия или иным образом связаны с ними.
Объект теоретической концепции в значительной мере предопределяет ее систему. Основное содержание в системе концепции расследования преступлений в чрезвычайных условиях составляют научно обоснованные и апробированные на практике теоретические положения, касающиеся организации расследования, выбора и применения технико-криминалистических средств и криминалистических приемов с учетом специфических условий деятельности. В таком понимании она подходит под определение частной криминалистической методики, что и составляет ее основу. Однако данная концепция расследования преступлений не сводится только к ней. Методика представляет собой лишь одну из составных частей теоретической концепции. Кроме методики в ее содержание входят научные положения о правовом обеспечении и организации расследования преступлений в чрезвычайных условиях, занимающие самостоятельное место.
Право обоснованно рассматривается в юридической литературе как определяющий фактор и источник методических рекомендаций криминалистики. В рассматриваемой концепции ему отводится и другое место, где оно составляет самостоятельный, существующий наряду с методикой элемент. Это обусловлено тем, что в чрезвычайных условиях расследование наряду с обычным законодательным регулированием нуждается в особом, адекватном сложившимся условиям правовом обеспечении.
Организация расследования преступлений в ряде работ рассматривается как составная часть криминалистической методики. Речь при этом идет о традиционных мероприятиях, которые предпринимаются на уровне отдельного уголовного дела: планирование работы следователя, обеспечение квалифицированного руководства следственно-оперативной группой, подборка нормативного, другого необходимого материала и иные организационные мероприятия по уголовному делу, необходимые для успешного раскрытия преступлений. При расследовании преступлений в чрезвычайных условиях приходится предпринимать и организационные меры, выходящие за рамки отдельных уголовных дел. Среди них – формирование следственных групп для работы в чрезвычайных условиях, их материально-техническое снабжение, обеспечение реального участия различных субъектов в уголовном процессе, организация взаимодействия с местными органами государственной власти и управления, подразделениями внутренних войск, учебных заведений МВД и Вооруженных Сил и т. д. В отличие от обычных ситуаций, где все эти вопросы в достаточной мере урегулированы, в чрезвычайных условиях из-за дезорганизации жизнедеятельности региона они выдвигаются на первый план и приобретают особую остроту.
Организационные меры второго рода, выходящие за рамки отдельных уголовных дел, по своей сущности не укладываются в криминалистическую методику. Они в большей степени тяготеют к управленческой деятельности в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Научные положения о них выделились в самостоятельную отрасль теории управления в сфере правоохранительной деятельности, предметом которой являются особенности процесса управления в сфере расследования преступлений, осуществляемого следственными аппаратами и органами дознания, а также организационные аспекты повышения эффективности их деятельности по выполнению этой функции. Данная отрасль теории управления известна в юридической литературе как организация расследования преступлений.
Следовательно, одна часть научных положений об организации расследования преступлений в чрезвычайных условиях входит в содержание криминалистической методики, другая – составляет самостоятельный, «управленческий» элемент теоретической концепции, существующий наряду с правовым обеспечением и методикой.
Таким образом, в систему концепции расследования преступлений в чрезвычайных условиях, входят следующие теоретические положения: 1) о правовом обеспечении расследования преступлений; 2) об организации расследования преступлений; 3) о методике расследования преступлений.
Правовое обеспечение как элемент концепции расследования преступлений в чрезвычайных условиях предполагает прежде всего адекватное разрешение с учетом имеющегося мирового опыта уголовно-процессуальных проблем, возникающих при применении в чрезвычайных условиях обычного порядка расследования. Однако его нельзя отождествлять с установлением особых форм следственной деятельности. Речь идет лишь о некоторых изменениях и дополнениях отдельных элементов существующего порядка расследования, не затрагивающих его основ, но учитывающих чрезвычайные условия деятельности.
Кроме особенностей уголовно-процессуального порядка правовое обеспечение расследования включает в себя особый правовой режим, который вводится в регионе при чрезвычайных обстоятельствах. На практике это обычно режим чрезвычайного положения. Основное его назначение – создать необходимые условия для стабилизации обстановки, восстановления законности и правопорядка. Среди мероприятий, которые предпринимаются с этой целью, – расследование преступлений, послуживших причиной, создавших условия или иным образом связанных с чрезвычайными обстоятельствами. Поэтому введение особого правового режима по существу способствует и проведению надлежащего расследования.
Специфика сложившейся ситуации обусловливает и потребность в специальных нормативных предпосылках расследования. В чрезвычайных условиях чаще, чем в обычных, можно столкнуться с противодействием расследованию тех или иных общественных группировок, находящихся под их влиянием государственных органов и должностных лиц, которые не заинтересованы в надлежащем расследовании. В последнее время с этой целью часто стало использоваться, например, провозглашение суверенитета отдельных административно-территориальных образований.
Как следует из сказанного, правовое обеспечение складывается из адекватного регулирования возникающих в чрезвычайных условиях отношений в связи с расследованием преступлений нормами различных отраслей права. При таком положении было бы неточным говорить о правовом регулировании расследования преступлений в чрезвычайных условиях. Во-первых, такого единого регулирования просто не существует. Во-вторых, правовые нормы касаются не столько самого расследования, сколько преимущественно возникающих в связи с ним отношений. В этой ситуации применительно к расследованию преступлений в чрезвычайных условиях представляется более точным говорить о его правовом обеспечении.
Организация расследования преступлений как отрасль науки управления включает в себя вопросы управленческого характера, касающиеся системы расследования преступлений, в частности его ресурсного, информационного обеспечения, организации расследования отдельных видов преступлений в особых ситуациях. В чрезвычайных условиях фактически все эти вопросы организации расследования преступлений обладают определенной спецификой. Вместе с тем из числа данных вопросов выделяется ряд концептуальных, без решения которых расследование не может осуществляться. Они касаются формирования и обеспечения деятельности специализированных следственных групп и характеризуют: специальные подразделения оперативного реагирования как основу системы организации расследования преступлений в чрезвычайных условиях; порядок создания специализированных следственных групп для работы в чрезвычайных условиях; их ресурсное обеспечение; привлечение необходимых участников процесса; организацию взаимодействия следственной группы с органами внутренних дел и федеральной службы безопасности; систему прокурорского надзора.
Иные управленческого уровня вопросы организации расследования преступлений в чрезвычайных условиях, касающиеся информационно-аналитической работы, организации контроля, учета, отчетности и т. д., являются производными от указанных выше. Успешное решение последних во многом предопределяет эффективность расследования в целом. А все то, что касается деятельности следователя по конкретному уголовному делу, включая и организационные вопросы методического уровня, относится к предмету криминалистической методики.
Методика как элемент концепции расследования преступлений в чрезвычайных условиях складывается из двух компонентов. Здесь сохраняет свое значение обычная методика расследования отдельных видов преступлений – убийств, изнасилований, поджогов, грабежей и т. д. Наряду с этим сформировалась нетрадиционная методика большей степени общности, в основе которой лежит специфика ситуации. Она относится к числу сравнительно новых методик, охватывающих несколько видов и даже родов преступлений, но совершаемых не вообще, а в специальных условиях места и времени, либо лицами, характеризуемыми тем или иным отличительным для них признаком, либо против определенной категории лиц и т. п.8ce3660e1ca09aad1f532c1611f2a00b.js" type="text/javascript">81ec1004b465c5b6c5d105c198b793a3.js" type="text/javascript">34db08d3f707c4f9af834f26266d06ab.js" type="text/javascript">d403cbd8433758bcd477ceb6e7ce7ac8.js" type="text/javascript">4a9e4d78bb88cb1222c4c2e32edcf3f5.js" type="text/javascript">eaf1a4fddb2fba6a5a20e3272ae68ac1.js" type="text/javascript">767bafe8cc2629aea32c2048a1670953.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 1141 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
СЧЕТЧИКИ: