Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Особенности возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц
 (голосов: 0)
  Для следователя | Автор: admin | 12-05-2010, 21:07

В соответствии со ст. 448 УПК РФ в особом порядке принимается решение о возбуждении уго¬ловного дела s отношении: 1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, 2) Генерального прокурора Российской Федерации, 3) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, 4) судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Рос¬сийской Федерации, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города феде¬рального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитраж¬ного суда, окружного (флотского) военного суда, 5) иных судей, 6) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации, 7) уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, 8) Президента Российской Феде¬рации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации, 9) депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, 10) следователя, адвоката, 11) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления, 12) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.
Кроме того, некоторыми особенностями отличается порядок рассмотрения и разрешения заяв¬лений (сообщений) о преступлениях, совершенных иностранными гражданами и в отношении ино¬странных граждан. Знание следователями таких особенностей становится все более актуальным, поскольку количество преступлений, совершенных иностранными гражданами, как свидетельству¬ет статистика, год от года увеличивается.
Сообщение о преступлении, совершенном иностранным гражданином или в отношении иностранно¬го гражданина, подлежит рассмотрению и разрешению в порядке, установленном ст. 144 УПК РФ,
В то же время рассмотрение сообщения о преступлении в данном случае осуществляется с уче¬том целого ряда факторов. К ним относятся, в частности: знание иностранным гражданином языка, на котором ведется уголовное судопроизводство в данной местности; основания пребывания ино¬странного гражданина на территории РФ; наличие или отсутствие права на дипломатическую не¬прикосновенность у иностранного гражданина и др.
Особенности получения заявления (сообщения) о преступлении, совершенном иностранным гражданином или в отношении иностранного гражданина. В соответствии с ч. 1 ст. 141 УПК РФ заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде. Дальнейшая регла¬ментация процедуры получения заявлений о преступлениях дифференцируется в зависимости от вида заявления — устного или письменного.
К письменному заявлению в уголовно-процессуальном законе предъявляется единственное тре¬бование — оно должно быть подписано заявителем (ч. 2 ст. 141 УПК РФ). Порядок приема, регист¬рации и дальнейшего движения письменных заявлений в органах, уполномоченных принимать ре¬шения по сообщениям о преступлениях, регламентируется ведомственными нормативными актами [см.: Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел сообще¬ний и иной информации о правонарушениях (утверждена Приказом МВД России от 13 марта 2003 г. № 158) // Российская газета, 2003 г., 12 апреля, № 7; Инструкция о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах Федеральной службы безопасности (утвержде¬на Приказом ФСБ РФ от 4.12.2000г. №613, в редакции Приказа ФСБ РФ от 14.08.2001 №432)// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. № 3; №36; Рос¬сийская газета, 2001, 3 февраля, № 24; 5 сентября , № 172.
Более подробно в ст. 141 УПК РФ урегулирована процедура получения устных заявлений, кото¬рая включает в себя предупреждение заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос (ч. 6) и составление протокола принятия устного заявления о преступлении (ч. 3) либо зане¬сение заявления в протокол следственного действия (ч. 4).
Установленный в УПК РФ и ведомственных нормативных правовых актах порядок приема, ре¬гистрации, учета и разрешения сообщений о преступлениях распространяется на все сообщения о преступлениях, в том числе совершенных иностранными гражданами или в отношении иностран¬ных граждан. Вместе с тем получение таких сообщений имеет некоторые особенности.
На этапе получения сообщения о преступлении от заявителя очень важно получить максимум сведений об обстоятельствах совершенного или предполагаемого преступления, о предполагаемом
." действительном преступнике. Это позволяет принять законное и обоснованное решение о воз-*дении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела, а в конечном итоге созда-п предпосылки быстрого и полного раскрытия преступления.
Если иностранный гражданин обратился с устным заявлением, то согласно ч. 3 ст. 141 УПК РФ . едователь обязан составить протокол о принятии устного заявления о преступлении. Структура и : удержание протокола о принятии устного заявления о преступлении установлены Приложением 2 ж ст. 476 УПК РФ.
Составляя протокол о принятии устного заявления о преступлении, необходимо тщательно вы¬яснить и зафиксировать анкетные данные заявителя (фамилия, имя и отчество; дата и место рожде--:яя; гражданство (подданство); место жительства, место работы или учебы и т.д.), а также сведения : документе, удостоверяющем личность заявителя (вид документа, его регистрационный номер, гае, когда и кем выдан и данные об имеющихся в нем отметках).
Следует иметь в виду, что перечисленные сведения в последующем могут потребоваться для оставления различного рода запросов в отношении данного гражданина (о месте его пребывания нли жительства и т.п.).
Если у иностранного гражданина нет при себе документов (находятся по месту проживания, уте-эяны, по утверждению данного гражданина, и т.п.), необходимо принять меры к установлению его личности иными способами, доступными в сложившейся ситуации: выехать вместе с ним к месту проживания, где, по его утверждению, находятся документы; предоставить ему возможность связать¬ся по телефону с лицами, которые могут доставить документы, удостоверяющие его личность, и т.д.
Не следует безоговорочно доверять сведениям о личности иностранного гражданина, получен¬ным по телефону из учреждения, где работает или учится данный гражданин. В такой ситуации нет уверенности в достоверности полученной информации, а следовательно, целесообразно пригласить представителя учреждения (фирмы, учебного заведения) для непосредственного удостоверения личности иностранного гражданина.
Если заявителем является иностранный гражданин, не владеющий языком, на котором ведется уголовное судопроизводство, то это существенно затрудняет либо вовсе исключает адекватное вос¬приятие сообщаемой им информации об обстоятельствах совершенного или предполагаемого пре¬ступления. Таким образом, одной из особенностей получения сообщения о преступлении в данном случае является обеспечение участия переводчика с момента получения сообщения (заявления). В связи с этим желательно, чтобы в дежурной части органов внутренних дел, на территории обслу¬живания которых более или менее часто совершаются преступления иностранными гражданами или в отношении иностранных граждан, были сведения о лицах, которые могут быть приглашены для участия в качестве переводчиков с момента обращения с заявлениями о преступлениях, совер¬шенных в отношении иностранных граждан, не владеющих или плохо владеющих языком, на кото¬ром в данной местности ведется уголовное судопроизводство.
Вопрос об участии переводчика в ходе получения и проверки сообщения о преступлении в ряде слу-чаев приобретает проблемный характер, поскольку действующее уголовно-процессуальное законода-тельство (ст. 169 УПК РФ) предоставляет следователю право привлечь переводчика лишь к участию в следственных действиях, не разъясняя при этом, какие именно действия считаются следственными.
Вывод о том, какие именно действия являются следственными, можно сделать путем логиче¬ского толкования понятия неотложных следственных действий.
В соответствии с п. 19 ст. 5 УПК РФ неотложными следственными действиями являются «дей¬ствия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому произ¬водство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов престу¬пления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования». Если из приведенной дефиниции исключить признак, указывающий на неотложный характер действий, то оказывается, что следственные действия — это действия, производимые, во-первых, лишь после возбуждения уголовного дела и, во-вторых, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств. Такими признаками в полном объеме обладают: ос¬мотр, освидетельствование, следственный эксперимент, обыск, выемка, наложение ареста на поч-тово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров, допрос, очная ставка, опознание, проверка показаний на месте, производство судебной экспертизы.
Получение сообщения о преступлении не является следственным действием в том значении, ко¬торое ему придается в УПК РФ, а следовательно, на него не распространяются положения ст. 169 УПК РФ. Этот вывод находит свое подтверждение также в том, что в ст. 141 УПК РФ, где установ¬лен порядок получения устного заявления о преступлении, не предусмотрено участие в выполне¬нии данного процессуального действия иных лиц, кроме заявителя и должностного лица, прини-
мающего заявление. Кроме того, в структуре протокола принятия устного заявления о преступле¬нии (Приложение 2 к ст. 476 УПК РФ) нет графы, где могло бы быть зафиксировано участие пере¬водчика при составлении данного протокола.
Таким образом, нормы УПК РФ, регламентирующие порядок получения заяачений (сообщений) о преступлениях, не соответствуют Закону РСФСР от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции ФЗ от 24 июля 1998 г.). В ч. 3 ст. 18 этого закона закреплено правило, согласно которому «лица, участвующие в деле и не владеющие языком, на котором ведутся судопроизводство и делопроизводство в судах, а также делопроизводство в правоохранительных ор¬ганах, вправе выступать и давать объяснения на родном языке или на любом свободно избранном ими языке общения, а также пользоваться услугами переводчика» [СЗ РФ, 1998, №31, ст. 3804].
Отсюда следует, что иностранный гражданин, не владеющий языком, на котором ведется уго¬ловное судопроизводство, вправе воспользоваться услугами переводчика независимо от стадии уголовного судопроизводства в каждом случае сообщения им органу дознания, дознавателю, сле¬дователю, прокурору и суду юридически значимой информации.
Несовершенство уголовно-процессуального закона (а в данном случае именно УПК РФ страдает таким недостатком) не может быть препятствием для участия переводчика в момент принятия как устного, так и письменного заявления о преступлении от гражданина, не владеющего языком, на котором ведется уголовное судопроизводство.
Отсюда следует, что в случае обращения иностранного гражданина с заявлением о преступле¬нии необходимо прежде всего выяснить, в какой мере заявитель владеет языком, на котором ведет¬ся уголовное судопроизводство.
Не владеющим языком, на котором ведется уголовное судопроизводство, следует считать ино¬странного гражданина, который не понимает или плохо понимает обычную разговорную речь, а также не умеет свободно изъясняться на данном языке либо испытывает затруднения в понимании тех или иных терминов или обстоятельств, связанных с производством процессуальных действий. [См.: Сборник постановлений Пленума и определений Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР 1974-1979 гг./ Под ред. А.К. Орлова. М.: Юрид. лит., 1981, с. 278.]
Если у следователя или иного должностного лица органа уголовной юстиции нет уверенности в том, что заявитель владеет языком, на котором ведется уголовное судопроизводство, то они обяза¬ны решить вопрос об участии переводчика с момента получения устного заявления о преступлении и составления об этом протокола. С этой целью заявителю необходимо задать вопрос о том, считает ли он необходимым участие переводчика при принятии заявления о преступлении и производстве в последующем процессуальных действий с участием заявителя. Ответ заявителя следует записать в протокол принятия устного заявления о преступлении и предложить заявителю удостоверить своей подписью правильность произведенной записи. Кроме того, целесообразно предложить заявителю собственноручно записать на отдельном листе бумаги несколько предложений на языке, на кото¬ром ведется уголовное судопроизводство, и удостоверить этот факт своей подписью. Полученную указанным способом запись следует приобщить к материалам проверки для подтверждения того, что иностранный гражданин владеет языком, на котором ведется уголовное судопроизводство. Вы¬полнение этих действий может предотвратить нередко предпринимаемые на последующих стадиях уголовного судопроизводства попытки иностранных граждан отказаться от сообщенных им сведе¬ний и поставить под сомнение законность и обоснованность возбуждения уголовных дел.
В том случае, если следователю поручено рассмотрение письменного заявления о преступлении, составленного на языке, на котором не ведется уголовное судопроизводство в данной местности, не¬обходимость в участии переводчика возникает с момента изучения полученного заявления. В даль¬нейшем переводчик должен участвовать на всех этапах рассмотрения сообщения о преступлении.
Участие переводчика на данном этапе рассмотрения сообщения о преступлении обеспечивает уточнение и дополнение содержащейся в сообщении о преступлении информации об обстоятельст¬вах совершенного или предполагаемого преступления, о предполагаемом или действительном пре¬ступнике. В конечном итоге это создает предпосылки принятия законного и обоснованного реше¬ния о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.
Поскольку в УПК РФ не предусмотрена возможность участия переводчика на этапе получения и проверки сообщения о преступлении, постольку не урегулирована и процедура привлечения пе¬реводчика для перевода заявления, сделанного (исполненного письменно) иностранным граждани¬ном на его родном языке или на ином языке, которым он владеет. Тем самым создаются ничем не оправданные сложности в ходе рассмотрения и разрешения таких сообщений.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 59 УПК РФ о назначении конкретного лица переводчи¬ком следователь выносит постановление. Таким образом, решения следователя о привлечении лица в качестве переводчика, выраженные в иной форме (письмо, требование и пр.) не имеют для данно-
~.ща обязательного характера. Вместе с тем постановлением является лишь «решение прокуро-3L следователя и дознавателя, вынесенное при производстве предварительного расследования, за мялючением обвинительного заключения и обвинительного акта» (п. 25 ст. 5 УПК РФ). Букваль-шх толкование приведенной дефиниции дает основание утверждать, что решения следователя в г-здии возбуждения уголовного дела не могут быть облечены в форму постановления. Соответст-JCHHO в форму постановления не может быть облечено и решение о назначении конкретного лица -греводчиком для участия в получении и проверке сообщения о преступлении.
На наш взгляд, закрепленное в п. 25 ст. 5 УПК РФ определение постановления как процессу-•лъного акта, вынесенного при производстве предварительного расследования, не соответствует геальной действительности и подлежит расширительному толкованию. К такому выводу приводят бедующие обстоятельства.
Во-первых, уголовно-процессуальный закон предусматривает вынесение постановлений не голысо в стадии предварительного расследования, но и в стадии возбуждения уголовного дела. Так, согласно ч. 4 ст. 146 УПК РФ прокурор, в случае несогласия с постановлением следователя о воз¬рождении уголовного дела, выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уго^ .тавного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки.' При отсутствии осно-мний для возбуждения уголовного дела прокурор, следователь или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 148 УПК РФ).
Во-вторых, действующий УПК РФ (ч. 4 ст. 146) допускает до возбуждения уголовного дела производство таких следственных действий, как осмотр места происшествия, освидетельствование и назначение судебных экспертиз. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 179 и ч. I ст. 195 УПК РФ процессуальным основанием производства освидетельствования и экспертизы является постанов¬ление следователя.
В-третьих, к участию в производстве осмотра места происшествия и освидетельствования сле¬дователь в случае необходимости может привлечь переводчика. Решение следователя о назначении переводчика, согласно ч. 2 ст. 59 УПК РФ, излагается в постановлении, структура и содержание ко¬торого установлены Приложением 60 к ст. 476 УПК РФ.
Таким образом, вынесение следователем в стадии возбуждения уголовного дела постановления о назначении конкретного лица переводчиком не противоречит УПК РФ, и такое постановление со¬гласно ч. 4 ст. 21 УПК РФ является обязательным для лица, назначенного переводчиком.
Вместе с тем эффективность участия переводчика в момент получения сообщения о преступле¬нии существенно снижается из-за того, что по смыслу действующего уголовно-процессуального за¬конодательства следователь не вправе предупреждать переводчика об ответственности за заведомо ложный перевод, если он участвует в производстве процессуальных действий, не являющихся следственными. Это обусловлено тем, что в ч. 2 ст. 169 УПК РФ установлена обязанность следова¬теля разъяснить переводчику права и ответственность, предусмотренные ст. 59 УПК РФ, лишь пе¬ред началом следственного действия1. Получение сообщения о преступлении, как уже было отмече¬но, не может считаться следственным действием в том значении, которое ему придается в уголовно-процессуальном законе.
Такое положение далеко не безупречно с точки зрения выполнения уголовным судопроизводст¬вом своего назначения: защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, и защиты личности от необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. От точного перевода информации, содержащейся в сообщении о преступлении, в значи¬тельной степени зависит своевременность, законность и обоснованность возбуждения уголовного дела, а это, в свою очередь, является предпосылкой для быстрого и полного установления обстоя¬тельств совершенного преступления и лица (лиц), его совершившего (совершивших).
Согласно ч: 1 ст. 59 УПК РФ переводчиком может быть назначено лицо, свободно владеющее языком, знание которого необходимо для перевода. В связи с этим в следственной практике неред¬ко возникает вопрос об участии консульских должностных лиц, владеющих языком, на котором ве¬дется уголовное судопроизводство, в качестве переводчиков при производстве следственных и иных процессуальных действиях в отношении граждан представляемых ими государств.
Представляется, что консульские должностные лица могут принимать участие в качестве пере¬водчиков только в тех процессуальных действиях, производимых с участием граждан представляе¬мых ими государств, которые не являются следственными. Это объясняется тем, что в соответствии со ст. 59 УПК РФ следователь обязан предупредить переводчика об уголовной ответственности за заведомо ложный перевод и разглашение данных предварительного расследования и отобрать под¬писку (Приложения 26, 50 к ст. 476 УПК РФ). Выполнение указанных действий является средством обеспечения достоверности и сохранения в тайне сведений, получаемых в ходе следственных дей-
ствий. Однако консульское должностное лицо не может быть привлечено к уголовной ответствен¬ности за заведомо неправильный перевод и разглашение данных предварительного расследования, поскольку в' соответствии с нормами международного права это лицо пользуется иммунитетом от уголовкой юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершаемых им при вы-полнении консульских функций.
Второй особенностью получения сообщения о преступлении, совершенном иностранным граж-данином или в отношении иностранного гражданина, является безотлагательное и точное установ-ление личности заявителя и гражданина, на которого в сообщении указывается как на лицо, совер-шившее преступление, а также оснований их пребывания на территории РФ. Следует также выяснить, кто из иностранных граждан мог быть очевидцем преступления либо располагает ин-формацией о совершенном или предполагаемом преступлении, установить их личности и основа-ния их пребывания на территории РФ.
Установить личность иностранного гражданина и основания его пребывания на территории РФ необходимо прежде всего для решения вопроса о применении норм международного права при производстве процессуальных действий с его участием.
При установлении личности иностранного гражданина следователь должен руководствоваться Федеральным законом РФ № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных гра-ждан в Российской Федерации». Согласно ч. 1 ст. 10 данного закона «документами, удостоверяю¬щими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранно¬го гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостове-ряющего личность иностранного гражданина».
Паспорта иностранным гражданам выдаются органами власти государств, гражданами (поддан-ными) которых они являются, и подразделяются на дипломатические, служебные (официальные) и общегражданские (национальные).
Дипломатические паспорта выдаются главам и членам правительств, дипломатам, консулам и детям перечисленных лиц, едущим с ними за границу, а также дипломатическим курьерам. Кроме того, дипломатические паспорта могут быть выданы иностранным гражданам, не являющимся ди-пломатическими представителями и членами их семей. В частности, в ст. 10 Соглашения о сотруд-ничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внут-ренних дел Республики Польша от 20 ноября 1992 г. закреплено положение, согласно которому Договаривающиеся Стороны могут обмениваться представителями. Если данное положение приво-дится в действие, то указанные лица включаются в дипломатические списки посольств соответст-вующих государств, и им выдаются дипломатические паспорта. [Ст. 2 Протокола об обмене пред-ставителями между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Польша от 21 февраля 1995 г.]
Наличие дипломатического паспорта свидетельствует о том, что его владелец пользуется лич¬ной неприкосновенностью, иммунитетом от уголовной юрисдикции РФ и в отношении данного гражданина действует правило о производстве процессуальных действий по просьбе данного граж-данина или с его согласия, которое испрашивается через МИД РФ. Однако в каждом конкретном случае это обстоятельство требует дополнительного уточнения в протокольном отделе МИД РФ, так как иногда дипломатические паспорта могут быть у иностранных граждан, которые по должно-сти и цели пребывания в РФ не пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции.
В соответствии с установленным в РФ порядком «федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, производит регистрацию и перерегистрацию:
1) глав дипломатических представительств и глав консульских учреждений иностранных госу¬
дарств в Российской Федерации, сотрудников дипломатических представительств и работников
консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, а также членов семей
и гостей указанных лиц, если члены семей или гости проживают в резиденциях названных лиц ли¬
бо на территориях таких представительств или учреждений;
2) въехавших в Российскую Федерацию с рабочим визитом и имеющих дипломатические или
служебные паспорта должностных лиц министерств иностранных дел иностранных государств и
членов семей указанных лиц;
3) въехавших в Российскую Федерацию с рабочим визитом и пользующихся в соответствии с
международным договором Российской Федерации дипломатическими привилегиями и иммуните¬
тами должностных лиц международных организаций, должностных лиц представительств указан¬
ных организаций в Российской Федерации, должностных лиц международных организаций, кото¬
рые имеют штаб-квартиры в Российской Федерации, а также членов семей и гостей указанных лиц,
члены семей или гости проживают в резиденциях названных лиц либо на территориях таких -ггдставительств.
Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, выдает иностранным гражданам, указанным в п. 1 настоящей статьи, дипломатические, служебные или гнсульские карты. Порядок использования таких карт устанавливается Правительством Россий¬ской Федерации» [ст. 22 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федера-_ии» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ].
Иностранные граждане, обладающие правом личной неприкосновенности и иммунитетом от -оловной юрисдикции, в удостоверение своей личности обязаны предъявить дипломатическую карточку, выдаваемую Департаментом государственного протокола МИД РФ. Вместе с тем дейст¬вительными являются дипломатические и служебные карточки, выданные Протокольным отделом МИД СССР, если не истек указанный в них срок действия.
Дипломатические карточки выдаются членам дипломатического персонала на основании на--нональных дипломатических паспортов, подтверждающих дипломатический статус владельца, а -акже членам их семей: супруге и незамужней дочери, достигшей совершеннолетия.
Сотрудникам административно-технического и обслуживающего персонала иностранных дипло¬матических представительств, а также проживающим вместе с ними членам их семей (супруге и не¬замужней дочери, достигшей совершеннолетия) выдаются служебные карточки. Если между РФ и го-; .дарством, гражданами которого являются перечисленные лица, имеется специальное соглашение о гаспространении на данных лиц иммунитета дипломатического персонала, в служебных карточках ставится штамп, подтверждающий наличие у владельца карточки дипломатического иммунитета.
Персоналу консульских представительств в зависимости от объема предоставленного иммуни¬тета выдаются Департаментом государственного протокола МИД РФ дипломатические карточки пн служебные удостоверения со специальным штампом или без него.
Документы, удостоверяющие личность и подтверждающие личную неприкосновенность, а так¬же наличие иммунитетов от уголовной юрисдикции РФ, вьщаются представителям международных ?рганизаций. Так, например, в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Организа¬ции Объединённых Наций, Объединённые Нации выдают своим должностным лицам пропуска Объединённых Наций, которые признаются и принимаются властями членов Организации (в том числе и властями РФ) как законные документы для совершения поездок. Генеральный Секретарь, томощники Генерального Секретаря и Директора, едущие с пропусками Объединённых Наций, пользуются теми же иммунитетами, которые предоставляются дипломатическим представителям ст. 7 разд. 24 и 27 Конвенции о специальных миссиях от 16 декабря 1969 г.].
В Соглашении между Правительством РФ и Европейским Банком реконструкции и развития о Постоянном представительстве Европейского Банка реконструкции и развития от 29 марта 1993 г. закреплено положение, согласно которому Банк и Постоянное представительство сообщают Прави¬тельству РФ фамилии тех должностных лиц и сотрудников Банка, а также других лиц, к которым применяются положения настоящей статьи, с тем, чтобы Правительство РФ могло предоставить та¬ким лицам иммунитеты в соответствии с настоящим Соглашением. В частности, Постоянное пред¬ставительство сообщает Министерству иностранных дел РФ фамилии и служебные данные долж¬ностных лиц и сотрудников Постоянного представительства, а также даты их прибытия и окончательного отъезда или прекращения их деятельности в Постоянном представительстве. В со¬ответствии с существующей в РФ практикой Правительство РФ выдает всем лицам, пользующимся иммунитетами, указанными в настоящем Соглашении, специальные удостоверения личности, кото¬рые удостоверяют личность предъявителя властям РФ и подтверждают, что предъявитель пользу¬ется иммунитетами, указанными в настоящем Соглашении [ст. 14 разд. 40 и 41 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Европейским Банком реконструкции и развития о Посто¬янном представительстве Европейского Банка реконструкции и развития от 29 марта 1993 г.].
Аналогичные положения закреплены также в соглашениях между Правительством РФ и Меж¬дународной финансовой корпорацией [разд. 5 и 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международной финансовой корпорацией о постоянном представительстве Между¬народной финансовой корпорации в Российской Федерации от 24 сентября 1997 г.], между Прави¬тельством РФ и Объединенным институтом ядерных исследований [ст. 23 Соглашения между Пра¬вительством Российской Федерации и Объединенным институтом ядерных исследований о местопребывании и об условиях деятельности Объединенного института ядерных исследований в Российской Федерации от 23 сентября 1995 г.] и др.
В соглашении между Правительством РФ и Евразийской патентной организацией указано лишь то, что «Организация уведомляет Министерство иностранных дел Российской Федерации:
а) об именах, должностях и званиях представителей государств, а также об их прибытии и от-бытии из Российской Федерации;
б) об именах, должностях и званиях всех должностных лиц Организации и экспертов, указан¬
ных в части второй статьи 14 настоящего Соглашения, их прибытии и окончательном отбытии из
Российской Федерации, а также о любом изменении их статуса;
в) об именах, прибытии и окончательном отбытии из Российской Федерации членов семей,
проживающих вместе с лицами, указанными в пункте «б» настоящей статьи.
Когда это возможно, уведомление о прибытии и окончательном отбытии делается заблаговре-менно» [ст. 19 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Евразийской патент-ной организацией о штаб-квартире Евразийской патентной организации от 4 октября 1996 г.].
В соглашении между Правительством РФ и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев закреплено положение, согласно которому: «1.УВКБ сообщает Правительству фамилии должностных лиц УВКБ, экспертов в командировках по делам УВКБ и других лиц, оказывающих ус¬луги от имени УВКБ, и об изменении статуса таких лиц. 2. Должностным лицам УВКБ, экспертам в командировках по делам УВКБ и другим лицам, оказывающим услуги от имени УВКБ, выдается спе-циальное удостоверение личности, в котором указывается их статус по настоящему Соглашению».
Поскольку в приведенных положениях нет упоминаний об обязанности Правительства РФ вы-дать перечисленным лицам документы, удостоверяющие их личности, постольку есть основания полагать, что такими документами их обеспечивает соответственно Евразийская патентная органи-зация и Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев.
Более определенно вопрос о документах, удостоверяющих личность, решен в Соглашении меж¬ду Правительством РФ и Межгосударственным экономическим комитетом Экономического союза, в котором закреплено следующее положение: «На территории страны пребывания и при исполне¬нии служебных обязанностей во время нахождения на территории других государств-участников представители государств и должностные лица Комитета пользуются служебными удостоверения-ми Комитета. Указанные в части первой настоящей статьи удостоверения признаются органами го-сударств-участников в качестве документов, удостоверяющих статус этих лиц, а также подтвер¬ждающих права этих лиц на привилегии и иммунитеты, установленные настоящим Соглашением» [ст. 7. Соглашения о правовом статусе представителей государств и должностных лиц Межгосудар-ственного экономического комитета Экономического союза от 28 марта 1998 г.]. „. Положением о Штабе по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ предусмотрена выдача личному составу Штаба удостоверений с указанием фамилии, имени, отче^ ства, даты и места рождения, гражданства, звания и должности, занимаемой в Штабе, с тем, чтобы при предъявлении этого удостоверения органы принимающего государства соблюдали статус предъявителя [п. 25.1 Положения о Штабе по координации военного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств. Утверждено решением Совета глав прави-тельств-участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 г.].
Если у следователя возникают сомнения относительно наличия и объема иммунитета иностран¬ных граждан от уголовной юрисдикции РФ, следует обратиться в Департамент государственного протокола МИД РФ.
К иным документам, удостоверяющим личность иностранного гражданина, относятся документы, удостоверяющие личность членов экипажей иностранных судов, прибывающих в порты Российской Федерации. В соответствии с договорами (соглашениями) о морском (торговом) судоходстве, заклю-ченными Правительством РФ (СССР) с правительствами других государств, такими документами яв-ляются: Мореходная книжка [ст. 7 Договора между Правительством Союза Советских Социалистиче-ских Республик и Правительством Итальянской Республики о морском торговом судоходстве от 26 октября 1972 г.], Удостоверение британского моряка [ст. 12 Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии о Торговом судоходстве от 3 апреля 1968 г.], Профессиональная морская книжка [ст. 10 Морского со-глашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Французской Республики от 20 апреля 1967 г.; ст. 10 Соглашения между Правительством Союза Со-ветских Социалистических Республик и Правительством Алжирской Народной Демократической Республики о морском судоходстве от 18 апреля 1973 г.], Удостоверение моряка [ст. 9 Морского со-глашения между Союзом Советских Социалистических Республик и Бельгийско-Люксембургским Экономическим Союзом от 17 ноября 1972 г.], Греческая книжка моряка и Греческий паспорт [п. 1 ст. 9 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Греческой Рес-публики о торговом судоходстве от 6 декабря 2001 г.]; Книжка моряка [ст. 9 Соглашения между Пра-вительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудни-
честве в области морского судоходства от 27 мая 1994 г.; ст. 9 Соглашения между Правительством -:ссийской Федерации и Правительством Латвийской Республики о торговом судоходстве от 12 февраля 1995 г.; ст. 9 Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Исполнительным Советом Республики Заир о морском судоходстве от 10 декабря 1976 г.], Паспорт моряка [ст. 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Прави¬тельством Республики Болгарии о морском торговом судоходстве от 19 мая 1995 г.], Пакистанское -. :-стоянное удостоверение личности (a Pakistani Continuons Discharqe Certificate) [ст. 9 Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Исламской Республики Пакистан о торговом судоходстве от 18 октября 1979 г.}, «Мореходная книжка» или -Морское профессиональное удостоверение» [ст. 6 Соглашения между Правительством Союза Со¬ветских Социалистических Республик и Правительством Испании о морском судоходстве от 30 мая 1983 г.], Паспорт или удостоверение личности моряка, соответствующие Конвенции МОТ №108 1858 г. [ст. 9 Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Королевства Дании о морском судоходстве от 17 октября 1973 г.; ст. 10 Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Королев¬ства Норвегии о судоходстве от 18 марта 1974 г.], Марокканская книжка моряка (Livret maritime) [ст. 9 Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Прави¬тельством Королевства Марокко о морском судоходстве от 10 октября 1971г.}, «Нидерландская книжка о найме» [ст. 9 Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Рес¬публик и Правительством Королевства Нидерландов о торговом судоходстве от 28 мая 1969 г.], «Пас¬порт моряка» ЛАР [ст. 7 Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Ливийской Арабской Республики о морском судоходстве от 9 декабря 1976 г.], Удостоверение личности моряка Мексиканских Соединенных Штатов [ст. XIII Соглашения о морском судоходстве между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Пра¬вительством Мексиканских Соединенных Штатов от 7 июля 1978 года], Португальская «Мореходная книжка» [ст. 8 Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Португальской Республики о морском судоходстве от 20 декабря 1974 г.], Финлянд¬ский паспорт моряка или Финляндский заграничный паспорт [п. 1 ст. 7 Соглашения между Прави¬тельством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Финляндской Респуб¬лики о морском судоходстве от 3 апреля 1974 г.], Паспорт или Шведская мореходная книжка [ст. 9 Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительст¬вом Швеции о морском судоходстве от 5 апреля 1973 г.], Иракский общегражданский паспорт или Иракское удостоверение личности моряка [ст. 8 Соглашения о морском судоходстве между Союзом Советских Социалистических Республик и Иракской Республикой от 25 апреля 1974 г.].
Наличие паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, как правило, не даёт права иностранному гражданину на въезд в Россию, поскольку «иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федера¬цией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Феде¬рации» (ст. 24 ФЗ РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федера¬цию» от 18 июля 1996 г. № 114-ФЗ).
Вта — это специальная письменная и (или) штемпельная отметка, проставляемая в паспорте иностранного гражданина или ином документе, удостоверяющем его личность. Виза предоставляет иностранному гражданину право на въезд в Россию (въездная виза), на выезд из России (выездная виза) или проезд через территорию РФ (транзитная виза).
Виза выдается иностранному гражданину на определенный срок дипломатическим или консуль¬ским представительством Российской Федерации в соответствующем государстве. В некоторых случа¬ях штамп-виза в паспорте не проставляется, а на руки иностранному гражданину выдают специальный документ — визу на въезд и выезд. Такая виза имеет определенные реквизиты: фотография владельца с печатью органа, выдавшего визу; фамилия, имя, отчество гражданина, год его рождения; в какой пункт следует и цель приезда; срок, в течение которого действует виза; отметки о проезде в пунктах пропуска через границу; о регистрации в гостиницах; номер паспорта, к которому выдана виза.
Из общего правила, согласно которому иностранные граждане приобретают право на пребыва¬ние в РФ только после получения визы, в международно-правовых документах, признаваемых Рос¬сийской Федерацией, содержится ряд исключений.
Соглашениями между Правительством РФ и правительствами некоторых государств преду¬смотрен безвизовый въезд на территорию РФ, выезд из РФ и пребывание на территории РФ ино¬странных граждан— владельцев дипломатических, служебных (официальных) или специальных
паспортов. При этом установлены различные сроки безвизового пребывания указанных граждан на территории РФ: от 30 дней до 90 дней (трех месяцев).
В некоторых соглашениях безвизовый порядок въезда на территорию РФ, выезда из РФ и пре¬бывания на территории РФ распространяется и на иностранных граждан — владельцев общеграж¬данских (национальных) паспортов. В частности, Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба об условиях взаимных поездок граждан обоих го¬сударств от 3 декабря 1993 г. установлено, что «граждане одной Стороны могут въезжать, выезжать и пребывать на территории другой Стороны сроком до 30 суток без виз, по действительным нацио¬нальным паспортам...».
В соответствии с приложением 9 к Чикагской конвенции о международной гражданской авиа¬ции от 7 декабря 1944 года (с изменениями и дополнениями от 27 мая 1947 г., 14 июня 1954 г., 15 сентября 1962 г., 21 июня 1961 г., 12 марта 1971 г., 7 июня 1971 г., 16 октября 1974 г., 6 октября 1980 г.) безвизовый режим поездок распространяется также на членов экипажей самолетов зару¬бежных авиакомпаний, совершающих регулярные рейсы в Российскую Федерацию. Такое правило специально оговорено в некоторых соглашениях между Правительством Российской Федерации и правительствами других государств о взаимных поездках граждан. Так, например, в п. 6 ст. 5 Со¬глашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии о взаимных поездках граждан от 26 авгуета 2002 г. закреплено правило, согласно которому безвизовый режим поездок распространяется на членов экипажей самолетов румынских авиакомпаний, совершающих регулярные рейсы в Российскую Федерацию согласно приложению 9 к Чикагской конвенции о ме¬ждународной гражданской авиации (1944 г.). В п. 1 ст. 6 Соглашения между Правительством Рос¬сийской Федерации и Правительством Туркменистана о взаимных поездках граждан от 17 июля 1999 г. установлен безвизовый порядок пересечения границ обоих государств для следующих лиц:
- членов экипажей воздушных судов гражданской авиации — по действительным национальным
. паспортам и при наличии записи в генеральной декларации (полетном задании);
-* членов экипажей морских и речных судов;
- работников поездных, рефрижераторных и локомотивных бригад железных дорог — по дейст¬
вительным национальном паспортам и при наличии проездных маршрутных листов;
- сотрудников межправительственной фельдъегерской связи — по действительным националь¬
ным паспортам и удостоверениям сотрудников межправительственной фельдъегерской связи;
- лиц, совершающих поездки для оказания помощи при ликвидации последствий стихийных бед¬
ствий, катастроф и эпидемий.
Безвизовый режим может распространяться также:
- на пассажиров воздушного транспорта, совершающих транзитные полеты через территорию
Российской Федерации, при условии, что у них имеются документы на право въезда в страну
назначения, а также подтвержденные авиабилеты на рейс самолета, вылетающего из того же аэ¬
ропорта в течение 24 часов с момента прибытия. Данная категория лиц не может покидать тер¬
риторию аэропорта, за исключением случаев, когда у них имеется специальное разрешение на
это соответствующих пограничных властей;
- на туристов, совершающих круизные поездки на морских пассажирских судах, при краткосроч¬
ных сходах на берег до 48 часов без выезда в другие города Российской Федерации при усло¬
вии, что они проживают на борту судна.
Необходимость безотлагательного установления указанных сведений в отношении иностранно¬го гражданина диктуется следующим обстоятельством. Может оказаться так, что срок пребывания иностранного гражданина на территории РФ истекает, и если он покинет территорию РФ, то ис¬ключается его дальнейшее участие в рассмотрении и разрешении сообщения о преступлении. С учетом этого установленный в ч. 1 ст. 144 УПК РФ трехсуточный срок рассмотрения и разрешения сообщения о преступлении должен быть сведен к минимуму с тем, чтобы в период пребывания на территории РФ иностранного гражданина с его участием были выполнены все процессуальные действия, необходимые и возможные в сложившейся ситуации. Особую актуальность сокращение срока рассмотрения сообщения о преступлении приобретает в том случае, если в нем содержатся сведения о совершении преступления иностранным гражданином. Если иностранный гражданин покинет территорию РФ до принятия решения о возбуждении уголовного дела, то в последующем его привлечение к уголовной ответственности либо осложнится, либо окажется невозможным.
В правоприменительной практике встречаются затруднения, связанные с установлением лично¬сти иностранных граждан, в частности потерпевших китайской и корейской национальности, ан¬кетные данные которых указываются в паспортах в виде иероглифов, и их перевод на русский язык бывает неточен и затруднителен. Это еще раз подчеркивает актуальность участия переводчика на этапе получения сообщения о преступлении, совершенном иностранным гражданином или в отно¬шении иностранного гражданина. В этом случае целесообразно изготавливать копии документов, удостоверяющих личность, и приобщать их к материалам уголовного дела.
Особенности проверки сообщения о преступлении, совершенном иностранным гражданином -» 6 отношении иностранного гражданина. В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ проверка заяв¬ления (сообщения) о преступлении, совершенном иностранным гражданином или в отношении иностранного гражданина, проводится на общих основаниях. Вместе с тем проверка такого рода за-оления (сообщения) в ряде случаев имеет особенности, обусловленные основаниями пребывания «остранных граждан на территории РФ, а также тем, что ряд иностранных граждан имеют право -г дипломатическую и иную неприкосновенность.
Основания пребывания иностранных граждан на территории РФ могут бьпь фактором, обу¬словливающим необходимость проверки заявлений (сообщений) о преступлениях, совершен¬ны! иностранными гражданами или в отношении иностранных граждан, в минимальные сро¬ки. Это относится к ситуациям, когда потерпевшие, подозреваемые и свидетели, являющиеся иностранными гражданами, должны покинуть территорию РФ в связи с истечением срока въездной визы, наличием у них транзитной визы или убытием иностранного судна, находящегося в порту ?Ф, и т.д. Между тем в зависимости от характера совершенного преступления для установления его збстоятельств необходимо проведение неотложных следственных действий с целью обнаружения и закрепления следов преступления, а также применение мер процессуального принуждения в виде задержания подозреваемого, наложения ареста на имущество и т.д.
Промедление с принятием решения о возбуждении уголовного дела в таких ситуациях приводит «г тому, что установление обстоятельств совершенного преступления либо осложняется, либо вовсе оказывается невозможным. К тому же, как было отмечено выше, осложняется или вовсе оказывает¬ся невозможным привлечение виновного к уголовной ответственности.
Следовательно, проверка заявления (сообщения) о преступлении, совершенном иностранным фажданином или в отношении иностранного гражданина, должна быть проведена в кратчайшие сроки, и при наличии к тому оснований должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела. Это позволит в ходе последующего предварительного расследования получить максимум ин¬формации, относящейся к совершенному преступлению, принять решение о задержании подозре¬ваемого и выполнить иные необходимые процессуальные действия с участием иностранных граж¬дан, прежде чем они покинут территорию РФ.
Наличие права на дипломатическую или иную неприкосновенность у иностранных граждан яв¬ляется фактором, детерминирующим особенности производства процессуальных действий с их участием, в том числе и процессуальных действий, производимых в связи с проверкой заявления (сообщения) о преступлении.
Согласно ч. 2 ст. 3 УПК РФ «процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом, в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство ино¬странных дел Российской Федерации».
Процессуальными действиями в УПК РФ признается «следственное, судебное или иное дейст¬вие, предусмотренное настоящим Кодексом» (п. 32 ст. 5 УПК РФ). -
Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ «при проверке сообщения о преступлении орган дознания* дозна¬ватель, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов».
В процессуальной литературе высказано мнение о том, что с целью проверки сообщения о пре¬ступлении могут производиться также иные процессуальные действия, к числу которых относятся требования, поручения, запросы (ст. 21 УПК РФ). Однако ссылка на ст. 21 УПК РФ в данном слу¬чае представляется неубедительной, поскольку в ч. 3 данной статьи закреплено правило, согласно которому «требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавате¬ля, предъявленные в пределах их полномочий, установленных настоящим Кодексом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами». В гл. 19 УПК РФ, регламентирующей порядок возбуждения уголовного дела, нет указания на полномочия прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя направлять на ста¬дии возбуждения уголовного дела кому бы то ни было требования, поручения и запросы.
Более того, в УПК РФ нет указания на получение объяснений от граждан как способ проверки сообщения о преступлении.
С целью проверки заявления (сообщения) о преступлении могут быть произведены такие след¬ственные действия, как осмотр места происшествия, освидетельствование и назначение судебной экспертизы. К такому умозаключению приводит логическое толкование ч. 4 ст. 146 УПК РФ, уста¬навливающей порядок возбуждения уголовного дела публичного обвинения.
В названной уголовно-процессуальной норме закреплено следующее положение: «Постановле¬ние следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется про¬курору. К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случае
производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установ¬лению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение су¬дебной экспертизы), соответствующие протоколы и постановления...». Таким образом, по смыслу приведенного положения осмотр места происшествия, освидетельствование и назначение эксперти¬зы могут производиться в рамках проверки сообщения о преступлении. Соответственно к поста¬новлению о возбуждении уголовного дела прилагаются: протокол осмотра места происшествия; постановление о производстве освидетельствования и протокол данного следственного действия; постановление о назначении судебной экспертизы и заключение эксперта (экспертов), если экспер¬тиза была проведена в отведенный уголовно-процессуальным законом срок рассмотрения сообще¬ния о преступлении (ч. 1 и 3 ст. 144 УПК РФ).
К порядку принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уго¬ловного дела о преступлении, совершенном иностранным гражданином или в отношении иностран¬ного гражданина, а также к содержанию постановления, в которых излагается принятое решение, уго¬ловно-процессуальный закон не предъявляет никаких дополнительных требований. Однако следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 42 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. «в случае ареста или предварительного заключения какого-либо работника консульского персонала или возбуждения против него уголовного дела государство пребывания незамедлительно уведомляет об этом главу консульского учреждения. Если последний сам подвергается таким мерам, государство пребывания уведомляет об этом представляемое государство через дипломатические каналы».
Приведенное положение конкретизировано в некоторых консульских конвенциях путем закреп¬ления следующих предписаний, адресованных учреждениям юстиции:
- поставить в известность главу консульского учреждения или дипломатического представительст¬
ва о намерении возбудить уголовное дело против консульского должностного лица; при этом уве¬
домление по возможности осуществляется до начала дела с тем, чтобы глава консульского учреж¬
дения или другое консульское должностное лицо присутствовали при разбирательстве, а если
глава консульского учреждения или другое консульское должностное лицо не присутствовшга,
соответствующий орган государства пребывания обязан предоставить полную информацию по
данному вопросу» [п. 2 ст. 21 Меморандума о взаимопонимании относительно учреждения кон¬
сульских представительств Российской Федерации и Соединенного Королевства Великобритании
и Северной Ирландии на территории каждого государства от 30 января 1992 г.];
- в случае ареста или предварительного заключения какого-либо работника консульского персо¬
нала или возбуждения против него уголовного дела государство пребывания незамедлительно
уведомит об этом главу консульского учреждения; если последний сам подвергается таким ме¬
рам, государство пребывания уведомляет об этом представляемое государство через диплома¬
тические каналы [п. 4 ст. 18 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Йемен:
ской Республикой от 25 апреля 2001 года; п. 4 ст. 18 Консульской конвенции между Российской
Федерацией и Республикой Корея от 18 марта 1992 г.];
- уведомить дипломатическое представительство государства, назначившего консула, о возбуж¬
дении уголовного дела против консула или против должностного лица консульской службы
[п. 3 ст. 7 Консульского Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и
Австрийской Республикой и Протокол к Консульскому Договору между Союзом Советских Со¬
циалистических Республик и Австрийской Республикой от 28 февраля 1959г.], -
В связи с этим следует иметь в виду, что дипломатическое представительство или глава дипло¬
матического представительства уведомляются о возбуждении уголовного дела против консула или
против должностного лица консульской службы через Министерство иностранных дел РФ.
В следственной практике нередко возникает вопрос о целесообразности возбуждения уголовно¬го дела в случае обнаружения признаков преступления, совершенного иностранным гражданином, который пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции РФ. Поскольку уголовное преследо¬вание такого лица исключается, постольку в процессуальной литературе рекомендуется принимать в данном случае решение об отказе в возбуждении уголовного дела. При этом материально-правовым основанием решения об отказе в возбуждении уголовного дела является наличие имму¬нитета от уголовной юрисдикции РФ, а процессуальным —- отсутствие согласия аккредитующего государства на привлечение к уголовной ответственности лица, пользующегося иммунитетом.
Действительно, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., двухсторонние консульские конвенции, уставы международных орга-низаций и соглашения между Правительством РФ и конкретными международными (межгосударст-венными) организациями закрепили положения о том, что аккредитующие государства и международ¬ные (межгосударственные) организации вправе отказаться от дипломатического и иного иммунитета, предоставленного соответствующим должностным лицам и членам их семей. 


Коментариев: 0 | Просмотров: 42 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
Добавление комментария
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]
{bbcode}
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]{wysiwyg}



ukrstroy.biz
СКАЧАТЬ:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ:
Rambler's Top100