Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Условия допуска ценных бумаг к фондовой торговле
  Предпринимательское право | Автор: admin | 27-11-2010, 15:05
На фондовой бирже могут обращаться только ценные бумаги, обладающие так называемой биржевой оборотоспособностью, поэтому далеко не все бумаги, перечисленные в ст. 143 ГК РФ, считаются "фондовыми ценностями". Во-первых, по своей юридической природе не могут обращаться на бирже товарораспорядительные ценные бумаги (коносаменты, варранты), а также ценные бумаги, выполняющие расчетные и платежные функции (чеки, векселя, банковские сберегательные книжки на предъявителя, сберегательные и депозитные сертификаты).
На фондовой бирже совершаются сделки только с эмиссионными ценными бумагами (акциями и облигациями), которые:
закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав владельца;
размещаются выпусками или сериями;
имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения.
Новый вид эмиссионной ценной бумаги, которая может обращаться на фондовой бирже, - опцион эмитента. Опцион является именной ценной бумагой, закрепляющей право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и (или) по наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента по цене, определенной в опционе. Опционы размещаются только после полной оплаты уставного капитала акционерного общества. Количество акций, которые можно приобрести по опциону, не должно превышать 5% акций данной категории, размещенных к моменту государственной регистрации опциона.
Торговаться на фондовой бирже могут ценные бумаги, полностью оплаченные эмитентом, поскольку совершение любых сделок с ценными бумагами запрещается до их полной оплаты*(203). Эмиссионные ценные бумаги должны также проходить процедуру государственной регистрации*(204). Регистрация эмиссии ценных бумаг может состоять из двух этапов - это регистрация проспекта эмиссии, если происходит размещение ценных бумаг среди неопределенного круга лиц или заранее известного круга лиц, число которых превышает 500 (например, осуществляется открытая подписка), и регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
Совершение профессиональным участником рынка ценных бумаг сделок с ценными бумагами, отчет об итогах выпуска которых не зарегистрирован, является административным правонарушением (ст. 15.18 КоАП РФ).
Помимо полной оплаты и государственной регистрации эмиссии ценных бумаг важным условием их допуска к фондовой торговле является прохождение процедуры листинга. Листинг (от англ. "list" - список) - это внутренняя процедура биржи, в соответствии с которой ценные бумаги допускаются к котировке, т.е. включаются в котировальный лист. Обратная процедура именуется "делистинг" - исключение из котировального листа.
Условиями включения ценных бумаг в котировальные листы фондовой биржи могут быть: предоставление эмитентами информации о том, что они следуют положениям Кодекса корпоративного поведения*(205); рыночная стоимость всех ценных бумаг эмитента; срок его деятельности; количество акционеров; стоимость чистых активов и проч.*(206).
Коментариев: 0 | Просмотров: 21 |
Правовые основы деятельности валютной биржи
  Предпринимательское право | Автор: admin | 27-11-2010, 15:05
Валютные биржи формируют централизованный валютный рынок. В России валютные биржи играют довольно активную роль, поскольку на них осуществляются операции по купле-продаже свободно конвертируемой валюты и валютным котировкам. В зарубежных странах, в частности во Франции и Германии, на валютных биржах происходят только расчетные операции.
На сегодняшний день в России функционируют несколько валютных бирж и все они являются межбанковскими (например, Московская межбанковская валютная биржа, Уральская региональная валютная биржа, Санкт-Петербургская межбанковская валютная биржа). На их долю приходится основной валютный оборот. На утренней единой торговой сессии (ETC) всех отечественных валютных бирж происходит котировка в основном рубль/доллар. Дневные торги проводятся на валютных биржах раздельно. И на утренней, и на дневной сессиях все операции с валютой производятся в системе электронных лотовых торгов (СЭЛТ). В основу определения официального курса рубля Центральный банк РФ кладет прямую биржевую котировку рубль/доллар.
Валюта в биржевом обороте представляет собой средства на счетах в банках и иных кредитных организациях в денежных единицах РФ, иностранных государств, групп государств и в международных денежных и расчетных единицах. Выделять валютные ценности как отдельную категорию объектов биржевой торговли не принято, поскольку общие принципы совершения биржевых сделок с валютой или ценными бумагами не зависят от их государственной принадлежности. Одной из целей создания собственно валютных бирж является институциализация определенной части межбанковской торговли валютными средствами на счетах. Существуют биржевые ценности, для которых процедура допуска со стороны биржи не устанавливается, - это иностранная валюта.
Статус валютных бирж определяется, в первую очередь, Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и Положением ЦБ РФ от 16 июня 1999 г. N 77-П "О порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж".
Валютные биржи - это созданные в соответствии с законодательством РФ юридические лица, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком РФ. К иностранной валюте относятся денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки. Помимо этого, иностранной валютой следует считать средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Коментариев: 0 | Просмотров: 30 |
Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности
  Предпринимательское право | Автор: admin | 27-11-2010, 15:05
Исторической родиной аудита считается Англия, где в 1844 г. была принята серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний были обязаны не реже одного раза в год приглашать специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами. В России наиболее известными аудиторскими фирмами являются "Прайсвотерхаускуперс", "Эрнст энд Янг", "Современные бизнес-технологии", "Что делать консалт", "Юникон МС", "Росэкспертиза", "Развитие бизнес систем", "ФБК" и ряд других.
Система регулирования аудиторской деятельности включает в себя акты нескольких уровней. В первую очередь, к ним относятся Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696. На сегодняшний день утверждены 23 таких стандарта, среди которых "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности", "Документирование аудита", "Планирование аудита", "Существенность в аудите", "Аудиторские доказательства", "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности", "Особенности первой проверки аудируемого лица", "Внутренний контроль качества".
До принятия Закона об аудиторской деятельности были изданы Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, которые действуют в части, не противоречащей ему. Сейчас действуют 16 подобных стандартов (Стандарт о характеристике сопутствующих аудиту услуг от 18 марта 1999 г., Стандарт об использовании работы другой аудиторской организации от 27 апреля 1999 г. и др.).
Помимо этого, применяются также различные рекомендательные акты, изданные профессиональными объединениями аудиторов (в частности, Аудиторской палатой России). Характерным примером рекомендательного акта является Кодекс этики аудиторов России, принятый Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 28 августа 2003 г., который был разработан с учетом рекомендаций Кодекса этики международной федерации бухгалтеров.
Аудиторская деятельность является разновидностью предпринимательства и состоит в независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Надо сказать, что в современной юридической литературе существует точка зрения, что аудит не может считаться предпринимательской деятельностью, поскольку целью проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности не является извлечение прибыли. Аудит не заменяет государственного контроля. К проведению аудиторской деятельности применяются нормы гл. 39 ГК РФ "Возмездное оказание услуг".
Аудиторскую деятельность могут осуществлять физические лица, имеющие квалификационный аттестат аудитора, и аудиторские организации. Индивидуальными аудиторами считаются работники аудиторской организации, в том числе и те, кто осуществляет деятельность на основании гражданско-правового договора, а также индивидуальные предприниматели. Аудиторскими организациями могут быть коммерческие организации любой организационной формы, за исключением открытых акционерных обществ. 50% кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на ее территории. Если руководителем аудиторской фирмы является иностранный гражданин, такие требования предъявляются к 75% ее кадрового состава*(209). В штате аудиторской организации должно быть не менее 5 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты.
Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности проводится в форме квалификационного экзамена. Аттестаты выдаются без ограничения срока действия, но аудиторы обязаны ежегодно проходить обучение по программам повышения квалификации. К основным требованиям на получение аттестата аудитора относятся высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, а также наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее 3 лет*(210).
Квалификационные аттестаты разделяются на несколько типов: аттестаты в области общего аудита, аттестаты в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, аттестаты в области аудита страховых компаний и обществ взаимного страхования (аудит страховщиков), аттестаты в области аудита кредитных организаций, банковских групп, банковских холдингов (банковский аудит).
Помимо аттестации законом предусмотрены другие формы контроля за аудиторской деятельностью. В частности, Минфин России ведет государственные реестры аттестованных аудиторов, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров*(211). Минфин России также аккредитует профессиональные аудиторские объединения на 3-летний срок. Аккредитация проводится при наличии в составе такого объединения не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) 100 аудиторских фирм, а также Кодекса профессиональной этики и Правил (стандартов) аудиторской деятельности.
При Минфине России создан Совет по аудиторской деятельности, который на 51% формируется по представлению профессиональных аудиторских объединений. Остальные члены Совета могут выдвигаться вузами, научными организациями, органами власти. К основным функциям Совета можно отнести утверждение экзаменационных билетов для получения квалификационных аттестатов аудиторов, разработку федеральных стандартов аудиторской деятельности.
Коментариев: 0 | Просмотров: 35 |
Обязательный и инициативный аудит
  Предпринимательское право | Автор: admin | 27-11-2010, 15:05
Обязательный аудит представляет собой ежегодную аудиторскую проверку, которая проводится только аудиторскими организациями. Индивидуальные аудиторы не вправе проводить обязательный аудит*(212). Аудиторская организация обязана страховать риск своей ответственности за нарушение договора об оказании аудиторских услуг (ст. 932 ГК РФ).
Обязательному аудиту, в первую очередь, подлежат хозяйствующие субъекты, которые должны публиковать свою бухгалтерскую отчетность, т.е. открытые акционерные общества, кредитные и страховые организации, биржи и проч. Результаты ежегодной аудиторской проверки кредитные организации обязаны направлять в Центральный банк РФ. В самом Центральном банке РФ проводится и внешний, и внутренний аудит. Причем для проведения внутреннего аудита в нем создана Служба главного аудитора, непосредственно подчиняющегося Председателю Банка России*(213).
Ежегодную аудиторскую проверку проходят также бюро кредитных историй. Эти юридические лица осуществляют новый для нашей предпринимательской практики вид деятельности, а именно: услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй (информации, которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств займа и кредита), а также предоставлению кредитных отчетов*(214).
Негосударственные пенсионные фонды обязаны проводить независимую аудиторскую проверку по итогам финансового года; при этом заключение независимого аудитора считается неотъемлемой частью годового отчета о деятельности фонда. Реорганизация фонда также проводится с учетом заключения аудитора*(215).
Аудиторские проверки государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда медицинского страхования РФ) проводят аудиторские организации, отобранные на конкурсной основе*(216).
Обязательный аудит проходят и обычные некоммерческие фонды, но только при условии, что источником формирования их средств являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также организации, в уставном капитале которых доля государственного участия составляет более 25%, выбирают аудитора на основе открытого конкурса, который проводится не реже одного раза в 3 года соответствующим хозяйственным обществом или унитарным предприятием*(217).
Организации и индивидуальные предприниматели независимо от вида осуществляемой ими деятельности обязаны проводить ежегодные аудиторские проверки, если объем их годовой выручки превышает 500 тыс. МРОТ или сумма активов баланса на конец года превышает 200 тыс. МРОТ.
Обязательный аудит проходят не только юридические лица, но и финансово-промышленные группы (объединения юридических лиц). Годовой отчет о деятельности группы составляется по результатам проверки независимым аудитором. Аудиторская проверка оплачивается за счет центральной компании финансово-промышленной группы*(218).
К сожалению, в действующем законодательстве нет специальной нормы об ответственности за уклонение всех перечисленных субъектов от проведения обязательных аудиторских проверок. Однако можно сделать вывод, что должностные лица этих организаций подлежат административной ответственности за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ). Такой вывод объясняется тем, что аудиторское заключение - неотъемлемая часть бухгалтерской отчетности в случаях, когда проведение аудита является для организации обязательным*(219).
Российское законодательство содержит нормы об обязательном проведении аудиторской проверки, которую, однако, нельзя назвать разновидностью обязательного аудита. Так, согласно ст. 561 ГК РФ до подписания договора продажи предприятия стороны должны рассмотреть заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия.
Коментариев: 0 | Просмотров: 25 |
Понятие конкуренции и монополии
  Предпринимательское право | Автор: admin | 27-11-2010, 15:05
В широком смысле "конкуренция" - это соревнование между различными лицами в достижении одной и той же цели. В предпринимательской деятельности конкуренция означает состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В Гражданском кодексе РФ термин "конкуренция" используется всего два раза. В ст. 10 говорится о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции. В ст. 1033 предусматривается отказ пользователя по договору коммерческой концессии от получения аналогичных прав у конкурентов правообладателя.
Юридическое содержание конкуренции характеризуется рядом признаков. Во-первых, в большинстве случаев она является естественным регулятором цен на рынке, во-вторых, она становится предпосылкой для реализации прав потребителей, в третьих, она является правомерной деятельностью хозяйствующих субъектов на рынке, целью которой является получение наиболее выгодных условий производства и сбыта товаров законными средствами.
Антиподом конкуренции выступает монополия. Легального определения монополии в нашем законодательстве нет, в буквальном смысле этот термин означает "продаю один". Монополией принято называть, прежде всего, исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке, при котором он сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара. Разновидность монополии - особое поведение господствующего на рынке субъекта и использование им доминирующего положения в своих интересах. Монополией, безусловно, считается исключительное право на определенную деятельность, которое государство предоставляет одному или нескольким субъектам.
В американской практике выделяют такие разновидности, как "чистые" монополии, контролирующие весь рынок, "ведущие фирмы", контролирующие более половины рынка, "сильные" олигополии, т.е. несколько фирм, контролирующих более половины рынка определенного товара.
С экономических позиций можно выделить несколько типов монополии. Когда предприятие впервые предложит потребителям совершенно новую продукцию, оно станет временной монополией. Некоторые виды деятельности традиционно осуществляются только государством в лице его органов и предприятий. Например, в России существует государственная монополия на эмиссию наличных денег, экспорт необработанных алмазов. Особое состояние товарного рынка, когда именно в силу отсутствия конкуренции потребители могут приобретать услуги по более низким ценам, называют естественной монополией.
Коментариев: 0 | Просмотров: 30 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: