Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЗАПАСА
  Земельное право | Автор: admin | 1-01-2011, 02:50
Понятие и общая характеристика правового режима земель запаса. В отличие от земель сельскохозяйственного назначения, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, земель лесного и водного фондов есть земли, основное целевое назначение которых еще не определено. Такими землями являются земли запаса, которые земельное законодательство выделяет в качестве отдельной категории земель.
Согласно ст. 96 ЗК землями запаса являются все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду. Причина того, почему эти земли не используются на указанных основаниях, заключается в отсутствии их основного целевого назначения. Это один из критериев определения земель данной категории.
К землям запаса ЗК относит также земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено в соответствии со ст. 39—44 ЗК. Поскольку ст. 39, 40, 42 и 44 ЗК ныне признаны недействующими, то в категорию земель запаса могут быть переведены лишь земельные участки, ранее находившиеся в аренде (ст. 41) и использовавшиеся в качестве служебного земельного надела, в связи с прекращением права пользования им (ст. 43), а также земельные участки, права на которые прекращены по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
В состав земель запаса могут быть также включены при определенных условиях иные земельные участки в соответствии с Положением о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 555 (в ред. от 27 декабря 1994 г.)*. Так, земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, сохраняются за собственниками земли, землевладельцами, землепользователями либо переводятся в земельный запас.
* САПП РФ. 1992. № 8. Ст. 505; СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 190.

Земли запаса находятся в государственной или муниципальной собственности. Эти земли могут использоваться согласно ст. 45 ЗК для геодезических, геологосъемочных, поисковых, кадастровых, землеустроительных и других исследований и изысканий. Такие работы проводятся на всех землях независимо от их целевого назначения, в установленном порядке, в том числе и на землях запаса.
К землям запаса относятся также земли, включенные в специальный фонд земель, фонд перераспределения земель и целевой земельный фонд. Основным признаком правового режима земель этих фондов является то, что конкретное целевое назначение земельных участков, входящих в их состав, так же не установлено. Земельные участки из состава этих фондов могут быть предоставлены для сельскохозяйственного использования, жилищного строительства, размещения поселений и т.д.
Регулирование использования земель запаса и специального фонда земель. Земли запаса находятся в ведении сельских, поселковых, городских, районных местных администраций. Эти органы наделены действующим законодательством полномочиями по предоставлению земельных участков из состава земель запаса для использования их в соответствующих целях.
Так, ст. 60 ЗК предусматривает, что гражданам, не являющимся членами колхозов, работниками сельскохозяйственных предприятий, земельные участки для организации крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляются из земель запаса либо из специального фонда земель. Земельные участки для коллективного и индивидуального огородничества, сенокошения и выпаса скота предоставляются местными администрациями из земель запаса в аренду (ст. 68 ЗК).
В случае недостатка у них земель для выделения их в качестве служебных земельных наделов организации ходатайствуют перед местными администрациями о дополнительном предоставлении земельных участков для этих целей (ст. 85 ЗК). Служебные земельные наделы могут быть выделены из состава земель запаса.
Регулирование использования земель фонда перераспределения. В соответствии с п. 5 Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»* в фонды перераспределения земель включаются участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий.
* ВВС РСФСР. 1992. № 1. Ст. 53.

Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»* (ст. 14) предусматривает, что орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления или органом исполнительной власти субъекта РФ, в ведении которых находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставления земельных участков.
* СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1801.

Местная администрации вправе организовать продажу земель фонда перераспределения по конкурсу, передачу в аренду с правом последующего выкупа. При проведении конкурсов и передаче в аренду преимущественные права покупки предоставляются гражданам, ранее использовавшим земельные участки на правах аренды, членам трудовых коллективов, выходящим из колхоза или совхоза с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства, а также другим работникам этих хозяйств. Оставшиеся нераспределенными земли передаются или продаются по нормативной цене, а при наличии нескольких претендентов — на аукционах гражданам и юридическим лицам (п. 5 Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»).
Согласно п. 7 Указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» (в ред. от 25 января 1999 г.)* руководителям и специалистам сельскохозяйственных органов, специалистам сельскохозяйственного профиля органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ, а также руководителям и специалистам, проработавшим в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных организациях не менее пяти лет, разрешено получать земельные участки в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и использования в иных целях в соответствии с законодательством РФ за счет свободных земельных паев хозяйств и фонда перераспределения земель на условиях, предусмотренных для бесплатной передачи земельных участков или земельных долей гражданам — сельским товаропроизводителям.
* СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1026; 1999. № 5. Ст. 651.

земельное право

Коментариев: 0 | Просмотров: 917 |
Ответственность за нарушения водного законодательства
  Земельное право | Автор: admin | 1-01-2011, 02:50
Статья 130 ВК предусматривает меры административной и уголовной ответственности за нарушение водного законодательства, не конкретизируя их. Лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Административная ответственность. Основной мерой административной ответственности является штраф. Штрафы за административные правонарушения налагаются должностными лицами Минприроды РФ в пределах их компетенции, установленной законодательством РФ, на должностных лиц и граждан. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от обязанности устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба.
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях предусматривает следующие составы административных проступков.
Нарушение права государственной собственности на воды согласно ст. 47 КоАП представляет собой самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование, переуступка права водопользования, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на воды.
Статья 57 КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение правил охраны водных ресурсов. Состав административного правонарушения в этих случаях выражается в загрязнении и засорении вод, нарушении водоохранного режима на водосборах, вызывающее их загрязнение, водную эрозию почв и другие вредные явления. Кроме того, к этому же составу административного правонарушения относится ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие.
Забор воды с нарушением планов водопользования, самовольные гидротехнические работы, бесхозяйственное использование воды (добытой или отведенной из водных объектов), нарушение правил ведения первичного учета количества забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них вод и определения качества сбрасываемых вод ст. 59 КоАП рассматривает как нарушение правил водопользования.
Административным проступком считается повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации согласно ст. 60 КоАП.
Уголовная ответственность. Уголовный кодекс РФ устанавливает ответственность за загрязнение вод (ст. 250) и за загрязнение морской среды (ст. 252).
Так, в соответствии со ст. 250 УК загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния причинили существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
Эти же деяния, причинившие вред здоровью человека или повлекшие массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Такие деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
Эта статья УК РФ устанавливает простой и квалифицированные составы преступления, именуемого «загрязнение вод». Составы преступления определяются в зависимости от обстоятельств совершения уголовного правонарушения и наступивших вредных последствий.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 250 УК РФ, охватывает действия или бездействие, выражающиеся в нарушении требований водного законодательства об охране водных объектов. Поверхностные, подземные воды, источники питьевого водоснабжения — предмет данного преступного посягательства.
Последствиями этого уголовного правонарушения являются причинение существенного вреда животному или растительному миру, которое может выразиться в виде заболеваний или гибели водных животных и растений, рыбным запасам и т.д., а также существенного вреда лесному либо сельскому хозяйству.
Квалифицирующими признаками являются наступление последствий: причинение вреда здоровью человека, массовая гибель животных или причинение по неосторожности смерти человеку. К числу этих же признаков относится совершение деяния в зоне экологического бедствия, или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, или на территории заповедника или заказника.

земельное право

Коментариев: 0 | Просмотров: 893 |
Платность водопользования
  Земельное право | Автор: admin | 1-01-2011, 02:49
Общая характеристика платности водопользования. Статья 121 ВК РФ закрепляет систему экономического регулирования, применение которой призвано обеспечить рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов. Важнейший принцип экономического регулирования в этой сфере — платность водопользования. Платность водопользования — основа, на которой базируется экономическое регулирование использования, восстановления и охраны водных объектов.
Элементами системы экономического стимулирования в данной сфере являются платежи, связанные с пользованием водными объектами, финансирование восстановления и охраны водных объектов и экономическое стимулирование рационального использования, восстановления и охраны водных объектов.
По общему правилу, предусмотренному в ст. 122 ВК, пользование водными объектами платное. Исключение составляют случаи, предусмотренные ВК РФ. Так, плата за пользование водными объектами не взимается со специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда — Министерства природных ресурсов РФ и подведомственных ему организаций (управлений эксплуатации водохранилищ и водохозяйственных систем, дирекций строящихся водохранилищ и водохозяйственных систем, организаций, ведущих государственный мониторинг водных объектов).
ВК РФ (ст. 123) предусматривает два вида платежей, связанных с пользованием водными объектами: плата за пользование водными объектами, которая называется водным налогом, и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.
Плательщиками указанных видов платежей являются граждане и юридические лица, имеющие лицензию на водопользование. Платежи выплачиваются в виде регулярных взносов. Порядок установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, и ее предельные размеры определяются законодательством Российской Федерации. Дифференцированные размеры платы, связанной с пользованием водными объектами, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Льготы по платежам, связанным с пользованием водньми объектами, устанавливаются федеральным законом. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться льготы по платежам, связанным с пользованием водными объектами и направляемым в бюджеты субъектов Федерации.
Особым видом платежей ст. 126 В К РФ признает сбор за выдачу лицензий на водопользование. Сбор взимается специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. Размер сбора за выдачу лицензий на водопользование определяется исходя из расходов на экспертизу заявок на пользование водными объектами, организационных и иных расходов, связанных с выдачей лицензий, и утверждается органами исполнительной власти субъектов Федерации по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда.
Например, 11 ноября 1997 г. было принято постановление Правительства г. Москвы № 796 «О порядке предоставления в пользование поверхностных водных объектов, выдачи лицензии и заключения договоров водопользования на территории города Москвы» (с изм. от 8 февраля 2000 г.)*. Постановлением установлено, что лицензии на водопользование выдаются на платной основе. Сбор за выдачу лицензии на пользование поверхностными водными объектами г. Москвы взимается в размере, компенсирующем реальные затраты на подготовку, рассмотрение, оформление лицензий, но не более 100 минимальных размеров оплаты труда. Исчисление размера сборов за выдачу лицензий на водопользование возложено на орган лицензирования — Московско-Окское бассейновое водохозяйственное управление. В случае отказа в выдаче лицензии, лицензионный сбор возврату не подлежит. За продление и перерегистрацию лицензии плата взимается как за выдачу лицензий. Лицензионный сбор перечисляется на спецсчет Московско-Окского бассейнового водохозяйственного управления.
* Вестник мэрии Москвы. 2000. № 5.

Водный налог. Порядок взимания платы за пользование водными объектами (водный налог) регулируется ВК РФ и Федеральным законом от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (с изм. и доп. от 30 марта 1999 г.)*.
* СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2067; 1999. № 14. Ст. 1652.

Плательщиками платы за пользование водными объектами являются организации и предприниматели, пользующиеся водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, что подлежит лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Плата за пользование водными объектами в целях забора (добычи) воды из подземных источников взимается в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.
Объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств в целях:
осуществления забора воды из водных объектов;
удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;
использования акватории водных объектов для лесосплава без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения строительных и иных работ; сброса сточных вод в водные объекты.
Не признается объектом платы пользование водными объектами в целях:
забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
забора воды сельскохозяйственными предприятиями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан. Указанная норма действует до 1 января 2003 г.;
забора воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования;
проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства, а также в некоторых иных случаях.
Платежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как объем воды, забранной из водного объекта;
объем продукции (работ, услуг), произведенной при использовании водным объектом без забора воды; площадь акватории используемых водных объектов; объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.
Статья 4 Закона от 6 мая 1998 г. устанавливает минимальные и максимальные ставки платы, размер которых зависит от вида водопользования. Ставки устанавливаются, например, в зависимости от объема забираемой воды; объема выработанной электроэнергии (в киловатт-часах); объема сплавляемой древесины (в кубических метрах) и т.д. Минимальные и максимальные ставки платы по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам устанавливаются Правительством РФ. Так, постановлением Правительства РФ от 22 июля 1998 г. № 818 «Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам» утверждены соответствующие минимальные и максимальные ставки водного налога*.
* СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3784.

земельное право

Коментариев: 0 | Просмотров: 985 |
Правовая охрана водных объектов
  Земельное право | Автор: admin | 1-01-2011, 02:48
Правовая охрана вод от загрязнения, засорения и истощения. Основные направления обеспечения охраны вод обусловлены двумя факторами. Во-первых, на состояние водных объектов непосредственно влияет их эксплуатация, т.е. различные виды водопользования. Во-вторых, необходимость охраны водных объектов возникает из-за хозяйственной эксплуатации других объектов природы: земель, недр и лесов. Негативное влияние на состояние вод оказывает вырубка лесов, прежде всего в прибрежных районах рек, озер, морей, водохранилищ. Крайне неблагоприятное воздействие имеет добыча полезных ископаемых, особенно открытым способом: понижается уровень грунтовых вод, большие объемы сточных вод сбрасываются в водные объекты. В связи с этим решение проблемы охраны вод связано с необходимостью четкой регламентации процессов водопользования и эксплуатации сопредельных природных ресурсов путем установления разного рода ограничений.
Основные неблагоприятные последствия антропогенного влияния на состояние вод выражаются в загрязнении, засорении и истощении водных объектов. Загрязнение водных объектов представляет собой сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов. Засорение водных объектов — сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов. Истощение вод — устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод (ст. 1 ВК).
Общие требования к охране водных объектов, касающиееся предотвращения загрязнения, засорения и истощения вод, установлены ВК, Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»* и некоторыми другими законодательными и нормативными правовыми актами.
* СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.

Органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ принимают совместимые с принципом устойчивого развития меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, а также по ликвидации последствий указанных явлений. При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Использоваться водные объекты должны с минимально возможными негативными для них последствиями (ст. 94 ВК).
Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты (ст. 109 ВК). Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты устанавливаются законодательством РФ об охране окружающей природной среды и водным законодательством РФ.
Содержание нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты определяется на основании следующих принципов:
предельно допустимая величина антропогенной нагрузки, длительное воздействие которой не приведет к изменению экосистемы водного объекта;
предельно допустимая масса вредных веществ, которая может поступить в водный объект и на его водосборную площадь.
Предусмотрены два вида таких нормативов. Нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты устанавливаются исходя из условия недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах и сточных водах устанавливаются исходя из условия целевого использования водного объекта. Порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты устанавливается Правительством РФ.
19 декабря 1996 г. было принято постановление Правительства РФ № 1504 «О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты»*. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты разрабатываются и утверждаются по бассейну водного объекта или его участку в целях поддержания поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям.
* СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 165.

Для разработки таких нормативов применяются Методические указания по разработке нормативов предельно допустимых вредных воздействий на поверхностные водные объекты, утвержденные Минприроды РФ, Госкомэкологии РФ 26 февраля 1999 г., и Методические указания по разработке нормативов предельно допустимых вредных воздействий на подземные водные объекты и предельно допустимых сбросов вредных веществ в подземные водные объекты, утвержденные Минприроды РФ 29 декабря 1998 г.
Определение понятия «нормирование качества воды» закреплено в Правилах охраны поверхностных вод, утвержденных Госкомприроды СССР от 21 февраля 1991 г. Нормирование качества воды состоит в установлении для воды водного объекта совокупности допустимых значений показателей ее состава и свойств, в пределах которых надежно обеспечиваются здоровье населения, благоприятные условия водопользования и экологическое благополучие водного объекта.
Правила установливают нормы качества воды водоемов и водотоков для хозяйственно-питьевого, коммунально-бытового и рыбохозяйственного водопользования. Например, Правила признают рыбохозяйственным водопользованием использование водных объектов для обитания, размножения и миграции рыб и других водных организмов.
Рыбохозяйственные водные объекты или их участки могут относиться к одной из трех категорий:
к высшей категории относятся места расположения нерестилищ, массового нагула и зимовальных ям особо ценных и ценных видов рыб и других промысловых водных организмов, а также охранные зоны хозяйств любого типа для искусственного разведения и выращивания рыб, других водных животных и растений;
к первой категории относятся водные объекты, используемые для сохранения и воспроизводства ценных видов рыб, обладающих высокой чувствительностью к содержанию кислорода;
ко второй категории относятся водные объекты, используемые для других рыбохозяйственных целей. Соответственно указанной градации водных объектов устанавливаются нормы качества воды.
Нормы качества воды водных объектов включают:
общие требования, предъявляемые к составу и свойствам воды водотоков и водоемов для различных видов водопользования;
перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) нормированных веществ в воде водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд населения;
перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) нормированных веществ в воде водных объектов, используемых в рыбохозяйственных целях.
Водный объект или его участок считается загрязненным, если в местах водопользования не соблюдаются нормы качества воды в водном объекте. В случае одновременного использования водного объекта или его участка для различных нужд населения и народного хозяйства к составу и свойствам воды предъявляются наиболее жесткие нормы из числа установленных.

земельное право

Коментариев: 0 | Просмотров: 1713 |
Государственное управление в области использования и охраны вод -1
  Земельное право | Автор: admin | 1-01-2011, 02:47
Понятие и содержание государственного управления в области использования и охраны вод. Особенности содержания государственного управления в области использования и охраны вод обусловлены спецификой вод как объекта природы. Отличительной чертой государственного управления в этой области является принцип бассейнового управления использованием и охраной вод.
Благоприятное состояние водного объекта зависит от того, как осуществляется хозяйственная деятельность, используются природные ресурсы на его водосборной площади, т.е. в бассейне водного объекта. Водосборная площадь — территория, сток с которой формирует водный объект. Это обстоятельство обусловливает не только содержание государственного управления, функций управления в области использования и охраны вод, но и систему государственных органов и их компетенцию.
Государственное управление в рассматриваемой области основано на закрепленных в законе принципах (ст. 69 ВК).
К их числу относятся:
устойчивое развитие (сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей природной среды);
сочетание рационального использования и охраны всего бассейна водного объекта и его части в границах территорий отдельных субъектов РФ (сочетание бассейнового и административно-территориального принципов);
разграничение функций управления в области использования и охраны водных объектов и функций их хозяйственного использования.
Функциями государственного управления в области использования и охраны вод являются:
планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);
ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра и государственного учета поверхностных и подземных вод;
проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов;
государственный контроль за использованием и охраной водных объектов и соблюдением режима использования территорий их водоохранных зон;
лицензирование в области использования и охраны водных объектов;
подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов.
Планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования. Эта функция управления осуществляется на основе водохозяйственных балансов. Водохозяйственные балансы представляют собой расчетные материалы, сопоставляющие потребность в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами. Они предназначены для оценки наличия и степени использования водных ресурсов по бассейнам водных объектов и соответствующим территориям субъектов РФ и используются для планирования и принятия решений по вопросам использования и охраны водных объектов.
Составляются водохозяйственные балансы специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. Сведения, содержащиеся в водных балансах, имеют большое практическое значение, поэтому данные по водным балансам большинства основных озер и водохранилищ страны публикуются в бюллетенях оперативных водных балансов, которые составляются ежемесячно по 50 водоемам. Кроме того, в изданиях Государственного водного кадастра ежегодно публикуются данные по водным балансам 70 водоемов.
На основании водохозяйственных балансов устанавливаются лимиты водопользования. Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) представляют собой предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок.
Лимиты водопользования субъектам РФ на основании водохозяйственных балансов и заявленных ими потребностей в водных ресурсах по поверхностным водным объектам устанавливаются Минприроды РФ по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, а по подземным водным объектам — и с государственным органом управления использованием и охраной недр.
По водным объектам, находящимся в собственности субъектов РФ, лимиты водопользования устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению Минприроды РФ, осуществляющего свои полномочия на территории соответствующего субъекта РФ.
Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) могут пересматриваться в связи с изменением состояния водных объектов. Изменение лимитов требует внесения в надлежащем порядке изменений в лицензию на водопользование. Порядок пересмотра лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) устанавливается Правительством РФ.
Важнейшей составной частью планирования использования и охраны водных ресурсов являются схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов. Эти схемы содержат систематизированные материалы исследований и проектных разработок о состоянии водных ресурсов и перспективном использовании и охране водных объектов.
Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов разрабатываются в целях определения водохозяйственных и иных мероприятий для удовлетворения перспективных потребностей общества в водных ресурсах, обеспечения рационального использования и охраны водных объектов, а также для предотвращения и ликвидации вредного воздействия вод. Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов разрабатываются органами Минприроды России.
Порядок разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов утвержден постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 1097*. Установлено, что федеральные, в том числе бассейновые, схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов разрабатываются Министерством природных ресурсов РФ с участием ряда заинтересованных министерств и ведомств и органов исполнительной власти субъектов РФ на долгосрочный период. Затем они утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ.
* СЗ РФ. 1996. № 39. Ст. 4564.

земельное право

Коментариев: 0 | Просмотров: 995 |
Государственное управление в области использования и охраны вод -2
  Земельное право | Автор: admin | 1-01-2011, 02:47
Органы государственного контроля за использованием и охраной водных объектов Минприроды РФ совместно с органами государственного геологического контроля этого Министерства и органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ ведут государственный контроль за изучением, использованием и охраной подземных водных объектов, а совместно с органами Федерального горного и промышленного надзора России — водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы.
Взаимодействие указанных органов при организации и проведении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов при необходимости регулируется соглашением между Министерством природных ресурсов РФ и соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Государственные инспектора по контролю за использованием и охраной водных объектов при государственном контроле за использованием и охраной водных объектов имеют право:
посещать без предварительного уведомления при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, являющиеся водопользователями и водопотребителями, а также при необходимости военные, оборонные и другие специальные объекты с учетом режима их посещения;
давать обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных в ходе проверок нарушений режима пользования водными объектами и контролировать их исполнение в установленные сроки;
составлять по результатам проверок заключения (акты) с обязательным ознакомлением с ними водопользователей и водопотребителей;
осматривать в установленном порядке и при необходимости задерживать суда (в том числе иностранные) и другие плавучие средства, допустившие незаконный сброс загрязняющих веществ или не принявшие необходимых мер по предотвращению загрязнения водных объектов;
предъявлять организациям (в том числе режимным) независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности и физическим лицам требования по проведению соответствующих мероприятий по улучшению состояния, использования и охраны водных объектов и по организации контроля за сточными водами и их влиянием на водные объекты;
рассматривать в пределах компетенции дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания на лиц, виновных в нарушении водного законодательства РФ, в порядке, установленном законодательством, а также выполнять иные полномочия.
Решения органов государственного контроля за использованием и охраной водных объектов Минприроды РФ обязательны для исполнения всеми водопользователями. Решения этих органов могут быть обжалованы в суде или арбитражном суде в порядке, установленном законодательством.
Лицензирование в области использования и охраны вод. Порядок лицензирования регулируется ст. 48—53 и 83 ВК, а также постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. № 383 «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии»*.
* СЗ РФ. 1997. № 14. Ст. 1636.

Правила устанавливают, что получение лицензии не требуется для следующих видов водопользования:
общее водопользование;
использование водных объектов для плавания на маломерных судах;
разовые посадки (взлеты) воздушных судов;
водопользование для пожарных нужд;
пользование обособленными водными объектами;
забор воды из одиночных скважин и колодцев с применением бытовых насосов собственниками и пользователями земельных участков при использовании первого от поверхности водоносного горизонта, если такой водоносный горизонт не используется и не может быть использован для централизованного питьевого водоснабжения. Границы территорий, в пределах которых собственникам и пользователям земельных участков разрешается такое водопользование, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Минприроды РФ.
Для получения решения о предоставлении водного объекта в особое пользование юридическое лицо — заявитель представляет в территориальный орган Минприроды РФ, в зоне деятельности которого расположен водный объект, заявление с необходимым обоснованием, указанием местоположения объекта, цели, основных условий и срока водопользования.
Правила предусматривают порядок рассмотрения заявлений о предоставлении водных объектов для некоторых видов водопользования. Так, заявление о предоставлении водного объекта (его части) в особое пользование для добычи полезных ископаемых рассматривается, как правило, после приведения в пригодное для хозяйственного использования состояние ранее предоставленных для этих целей водных объектов, на которых добыча полезных ископаемых прекращена.
Заявление о предоставлении в особое пользование дополнительного водного объекта рассматривается после проверки правильности использования ранее предоставленного водного объекта (его части). По результатам рассмотрения заявления и согласования условий особого пользования водным объектом территориальный орган Минприроды РФ подготавливает соответствующее предложение, сообщает о нем заявителю и направляет документы соответственно в Минприроду РФ или органы исполнительной власти субъектов РФ. Минприроды РФ рассматривает подготовленное предложение, организует при необходимости дополнительную экспертизу и вносит проект соответствующего решения в Правительство РФ.
В лицензии должны содержаться сведения об установленных лимитах водопользования. В связи с изменением водохозяйственной обстановки, экологического и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов лимиты водопользования могут пересматриваться. В этом случае соответствующие изменения вносятся и в лицензию.
Лицензия на водопользование является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование водным объектом или его частью в течение установленного срока на определенных условиях. Лицензирование водопользования осуществляется Минприроды РФ или его территориальными органами.
Лицензии на водопользование выдаются на платной основе. Размер сбора за выдачу лицензий на водопользование определяется исходя из расходов на экспертизу представленных заявителями документов и материалов на получение лицензий, организационных и иных расходов, связанных с выдачей лицензий, и утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению соответствующих органов лицензирования. Сбор за выдачу лицензий на водопользование взимается органами лицензирования.
В круг обязанностей органа лицензирования входят:
организация рассмотрения и проведения экспертизы представленных заявителем материалов с оценкой их полноты и достоверности, соответствия условий осуществления намечаемой деятельности установленным требованиям;
выполнение расчета характеристик водопользования для установления лимитов водопотребления и водоотведения;
определение условий действия лицензии на водопользование;
обеспечение согласования условий водопользования со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.
По общему правилу, решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии на водопользование принимается органом лицензирования в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Орган лицензирования в недельный срок со дня принятия решения о выдаче лицензии на водопользование осуществляет ее оформление, регистрацию и выдачу водопользователю. Лицензия на водопользование выдается после представления заявителем документа, подтверждающего уплату сбора за выдачу лицензии.
Порядок государственной регистрации лицензии регулируется Указаниями по государственной регистрации лицензии и договоров на пользование поверхностными водными объектами и хранению лицензионных документов, утвержденными приказом Минприроды РФ от 18 февраля 1998 г. № 48.ada6d02ce51d30224e0a0c88f1e445ae.js" type="text/javascript">187552be38fd0a822427655882e60dff.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 534 |
Право водопользования и его виды -1
  Земельное право | Автор: admin | 1-01-2011, 02:46
Понятие права водопользования. В основу понятия «право водопользования» заложено понятие «водопользование». Согласно ст. 1 ВК использование водных объектов представляет собой получение различными способами пользы от водных объектов для удовлетворения материальных и иных потребностей граждан и юридических лиц. Пользование водными объектами (водопользование) — юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов. В качестве примеров водопользования можно привести разнообразные случаи: забор воды из озера, реки, купание, судоходство, сплав древесины, рыболовство и т.д.
Водное законодательство признает в качестве водопользования не .все случаи использования воды. Законодательство различает понятия «вода» и «воды». «Вода» — химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состояниях. «Воды» — вся вода, находящаяся в водных объектах, т.е. в естественном природном состоянии на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах. В отличие от понятия «воды», понятие «вода» представляет собой изъятое из природной среды вещество, не находящееся в водном объекте. Вода может находиться в резервуаре, каких-либо иных емкостях, водопроводных трубах, разлита в бутылки и т.п.
Общественные отношения по поводу использования воды — предмет регулирования гражданского законодательства. Статья 5 ВК прямо предусматривает, что отношения, связанные с использованием воды, изъятой из водных объектов, регламентируются гражданским и иным законодательством РФ. Что же касается отношений по поводу «вод», находящихся в природной среде, в водных объектах, то такие отношения регулируются водным законодательством и рассматриваются в качестве водопользования.
Существует и иное ограничение. Статья 5 ВК устанавливает, что отношения по поводу воды, находящейся в окружающей среде и не сосредоточенной в водных объектах, не относятся к предмету регулирования водного законодательства РФ. Речь идет о воде в составе атмосферного воздуха в виде паров или ледяных кристаллов, являющейся составной частью почв, растительных или животных организмов и т.п. Эта вода не может быть обособлена, индивидуализирована и в силу этого быть объектом права водопользования.
Право водопользования является институтом водного права и одновременно может рассматриваться в качестве субъективного права, принадлежащего конкретному водопользователю.
Титулы права водопользования. ВК предусматривает следующие титулы права водопользования. Так, лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие права на водные объекты: право долгосрочного пользования, краткосрочного пользования; ограниченного пользования (водный сервитут) и аренда. Аренда водных объектов устанавливается федеральным законом об аренде водных объектов.
Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов. Право краткосрочного пользования водным объектом устанавливается на срок до трех лет, право долгосрочного пользования — от трех до 25 лет. Оно может быть продлено по инициативе водопользователя в установленном порядке.
Право ограниченного пользования водным объектом выступает в формах публичного и частного водных сервитутов. Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный водный сервитут). В то же время в силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Частные водные сервитута могут устанавливаться и на основании судебного решения. Общие положения о сервитутах, предусмотренные гражданским законодательством, применяются к водным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям ВК.
Существуют следующие виды водных сервитутов. Так, публичные и частные водные сервитуты могут устанавливаться в целях: забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств; водопоя и прогона скота; использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств.
Дополнительно к указанным водным сервитутам водным законодательством РФ могут быть установлены иные водные сервитуты. Для осуществления водных сервитутов не требуется получение лицензии на водопользование.
Что касается прав на обособленные водные объекты, то они определяются гражданским, земельным законодательством РФ и ВК.
Объекты права водопользования. Объект права водопользования — водный объект или его часть. Водный объект представляет собой не только сосредоточение воды на поверхности суши в формах рельефа либо в недрах, но и земли, на которой эта вода сосредоточена. Таким образом, в случае использования водного объекта право пользования им распространяется не только на воды, но и на землю, на которой она находится. В случае предоставления в пользование водного объекта одновременно в пользование предоставляются его дно и берега. Если в пользование предоставляются дно и берега поверхностных водных объектов, то право пользования ими дает право на использование этих вод.
ВК содержит детальную характеристику видов водных объектов, которые предоставляются в пользование. В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на поверхностные водные объекты; внутренние морские воды; территориальное море Российской Федерации; подземные водные объекты. Определения видов водных объектов, за исключением подземных, были уже приведены нами ранее. Понятие «подземные водные объекты» закреплено в ст. 17 ВК. Подземные водные объекты — сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима.
К подземным водным объектам относятся:
водоносный горизонт — воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи;
бассейн подземных вод — совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах;
месторождение подземных вод — часть водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод;
естественный выход подземных вод — выход подземных вод на суше или под водой.
Кроме этого, ВК подразделяет водные объекты на внутренние воды и трансграничные (пограничные) водные объекты. Все водные объекты на территории РФ, за исключением территориального моря Российской Федерации, являются внутренними водами. Поверхностные и подземные водные объекты, которые обозначают, пересекают границу между двумя или более иностранными государствами или по которым пролегает Государственная граница РФ, являются трансграничными (пограничными) водными объектами.
Наряду с указанной классификацией выделяются также водные объекты общего и особого пользования. Водные объекты общего пользования — водные объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. На водных объектах общего пользования осуществляется общее водопользование в порядке, установленном водным законодательством. Использование водных объектов общего пользования ограничивается, если это прямо предусмотрено законодательством РФ.
Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, а также обособленные водные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, если в водоохранных, экологических или иных интересах законодательством РФ не предусмотрено иное. Обособленные водные объекты, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, в установленном порядке могут использоваться как водные объекты общего пользования только при условиях регистрации данного ограничения права собственности на обособленные водные объекты в Едином государственном реестре и выплаты вознаграждения собственнику. Водные объекты, которыми может пользоваться ограниченный круг лиц, признаются водными объектами, не состоящими в общем пользовании.
Водные объекты особого пользования — водные объекты, которыми пользуется ограниченный круг лиц. Водные объекты предоставляются в особое пользование в порядке, установленном водным законодательством. Предоставление водных объектов в особое пользование исключает их из числа водных объектов общего пользования. На водных объектах особого пользования бечевник и общее водопользование могут устанавливаться при соблюдении определенных условий.
ВК устанавливает особые правила оборотоспособности водных объектов. Оборот водных объектов осуществляется в соответствии с требованиями ВК. В гражданском праве под оборотоспособностью понимается возможность свободного распоряжения объектами гражданских прав посредством их передачи другим лицам, т.е. возможность отчуждения объекта по договору купли-продажи, мены либо дарения или перехода от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства, при наследовании или реорганизации юридического лица.
Согласно ст. 129 ГК (п. 3) земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Исходя из принципа приоритета регулирования вопросов оборотоспособности природных ресурсов в земельном, водном, лесном законодательстве, согласно ст. 22 ВК оборот водных объектов осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства.
Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются. Обособленные водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и земельным законодательством РФ.
Своеобразным исключением из указанного выше запрета на отчуждение водных объектов является возможность перехода титула права пользования водным объектом. Такой переход водное законодательство допускает только на основании распорядительной лицензии, которая выдается специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. Порядок выдачи распорядительной лицензии определен в ст. 52 ВК.f931af96908e3928dc2a2d9951e02a30.js" type="text/javascript">29b98a6d63ec7dbed7b45b4061f98961.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 1049 |
Право водопользования и его виды -2
  Земельное право | Автор: admin | 1-01-2011, 02:46
В водном законодательстве урегулированы вопросы соотношения лицензии и договора на водопользование. Аннулирование лицензии на водопользование является основанием для расторжения договора пользования водным объектом. Договор считается расторгнутым с момента уведомления сторон, заключивших его, об аннулировании лицензии на водопользование. Соответственно прекращение прав пользования водными объектами возможно путем расторжения договора пользования водным объектом. Расторжение договора служит основанием для рассмотрения вопроса об аннулировании лицензии на водопользование.
Права пользования водными объектами, предоставленными в особое пользование, прекращаются на основании решения Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ. Решение Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ о прекращении особого пользования водным объектом является основанием для аннулирования лицензии на водопользование и расторжения договора пользования водным объектом.
Виды права водопользования. Основной является классификация видов права водопользования в зависимости от характера целевого использования водных объектов.
В соответствии со ст. 85 ВК водные объекты могут использоваться для следующих целей:
питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение;
здравоохранение;
промышленность и энергетика;
сельское хозяйство;
лесное хозяйство;
гидроэнергетика;
рекреация;
транспорт;
строительство;
пожарная безопасность;
рыбное хозяйство;
охотничье хозяйство;
лесосплав;
добыча полезных ископаемых, торфа и сапропеля;
для иных целей.
Использование водных объектов возможно с изъятием (забор воды) либо без изъятия (сброс, использование в качестве водных путей и др.) водных ресурсов.
Водный кодекс закрепляет важный принцип правового регулирования водопользования — принцип комплексного использования водных объектов. Выражением этого принципа является правило о том, что водные объекты или их части могут предоставляться в пользование для удовлетворения одной или нескольких целей, одному или нескольким водопользователям.
Право водопользования для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В целях обеспечения жизни и здоровья людей ст. 133 В К предусматривает принцип приоритета использования водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Так, использование подземных водных объектов, пригодных для питьевого водоснабжения, для иных целей не допускается, за некоторыми исключениями. На территории, где отсутствуют поверхностные водные объекты, которые могут быть использованы для хозяйственных и других целей, и имеются достаточные запасы подземных вод, пригодных для питьевого водоснабжения, органы исполнительной власти субъектов РФ по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда и с государственным органом управления использованием и охраной недр могут в исключительных случаях разрешать использование этих вод для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением.
Для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты. Пригодность поверхностных и подземных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения определяется государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора.
Водный объект может быть отнесен к источникам питьевого водоснабжения, что должно осуществляться с учетом его надежности и возможности организации зон и округов санитарной охраны в порядке, предусмотренном Правительством РФ.
Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 10 апреля 1995 г. № 7 утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.4.027-95 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения». Зоны санитарной охраны устанавливаются на всех водопроводах независимо от их ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основная цель установления и соблюдения режима в этих зонах — санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
На территории зоны санитарной охраны выделяются три пояса: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок расположения всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Режим охраны в первом поясе должен обеспечить защиту места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Определение границ зон санитарной охраны и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий зависят от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения.
Решение о возможности организации зоны санитарной охраны должно приниматься на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения должны быть показаны на схеме планировочных ограничений.
Обязанность выполнения санитарных мероприятий возлагается в пределах первого пояса зоны санитарной охраны на органы коммунального хозяйства или владельцев водопроводов за счет средств, предусмотренных на их строительство и эксплуатацию. В пределах второго и третьего поясов зоны санитарной охраны такие мероприятия выполняют владельцы объектов, оказывающих или могущих оказать отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории зоны санитарной охраны осуществляется органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Государственный экологический контроль за выполнением водоохранных мероприятий в пределах второго и третьего поясов этой зоны проводится специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.
Для обеспечения населения водой, пригодной для питьевого водоснабжения, на случай возникновения чрезвычайных ситуаций осуществляется резервирование источников питьевого водоснабжения на базе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов. Для этих источников устанавливается специальный режим охраны и контроля за их состоянием в соответствии с водным законодательством РФ и законодательством РФ об охране окружающей природной среды (ст. 134 ВК).0508354bb7eab3e9c60e80e2102ab24b.js" type="text/javascript">50b624db2e3e1930e29e2ad7c5cac6ff.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 1152 |
Понятие и характеристика правового режима земель водного фонда
  Земельное право | Автор: admin | 1-01-2011, 02:45
Понятие и виды земель водного фонда. Определение земель водного фонда содержится в ст. 95 ЗК РСФСР. К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов.
Основное целевое назначение земель водного фонда заключается в использовании их для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных и общественных потребностей.
Исходя из указанного выше определения, земли водного фонда подразделяются на два вида: водопокрытые земли и земли, предназначенные для обслуживания юридических лиц и граждан — водопользователей и прилегающие к водным объектам.
Водопокрытыми считаются земли, которые покрыты водой постоянно либо большую часть года, т.е. поверхностными водами, за исключением тундровой и лесотундрововой зон, и соответственно они являются частью водного объекта. Понятие «водный объект» дано в ст. 1 ВК РФ. Это — сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Понятие водного объекта уточнено в ст. 7 ВК: поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект.
Поверхностные водные объекты представляют собой постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод, дна и берегов.
Такие водные объекты имеют многофункциональное значение и могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей одновременно.
Поверхностные водные объекты подразделяются на поверхностные водотоки и водохранилища на них; поверхностные водоемы; ледники и снежники (ст. 9 ВК). Поверхностные водотоки — поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии непрерывного движения. К поверхностным водотокам относятся реки и водохранилища на них, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов. Поверхностными водоемами являются поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена. К поверхностным водоемам относятся озера, водохранилища, болота и пруды.
Ледниками водное законодательсво признает движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности. Снежники — неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части.
Кроме того, к числу водопокрытых земель относятся земли, занятые внутренними морскими водами и территориальным морем Российской Федерации. К внутренним морским водам относятся морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря РФ. К территориальному морю Российской Федерации относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с нормами международного права и законодательством РФ.
Землями, прилегающими к водным объектам и предназначенными для обслуживания юридических лиц и граждан — водопользователей, являются земли, занятые гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, и земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов. Эти земли не относятся к категории водопокрытых земель.
Понятие земель, выделенных под полосы отвода по берегам водоемов, раскрыто в ст. 20 ВК: полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник), предназначенная для общего пользования. Каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств. Ширина бечевника не может превышать 20 м.
Общая характеристика правового режима земель водного фонда. В связи с тем что основным целевым назначением земель водного фонда является обслуживание деятельности, непосредственно связанной с использованием и охраной вод, содержание правового режима этих земель подчинено правовому режиму вод.
Статья 7 ВК, как говорилось выше, рассматривает как единый водный объект поверхностные воды и земли, покрытые ими, а также сопряженные с ними дно и берега водного объекта. Кроме того, согласно ст. 32 ВК предметом права собственности на водные объекты выступает водный объект в целом. Это обстоятельство определяет характер права собственности на земли водного фонда.
Право собственности на земли водного фонда подчинено праву собственности на водный объект: земли водного фонда принадлежат тому, кому принадлежит водный объект. ВК закрепляет право государственной (федеральной, субъектов РФ), муниципальной и частной собственности на водные объекты. Поэтому соответственно и земли водного фонда могут находиться либо в публичной, либо частной собственности.
Особенность права собственности на земли рассматриваемой категории земель — правило, закрепленное в ст. 34 ВК, согласно которому обычно изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект.
Воды, как и земля, лес, недра, животный мир, являются природным ресурсом, имеющим огромную экономическую ценность. В отличие от иных природных ресурсов вода абсолютно необходима для существования человека. Несмотря на то, что воды являются восполняемым и повторно используемым природным ресурсом, повсеместно в России нет достаточного количества воды, чтобы закон позволял каждому пользователю потреблять необходимое ему количество воды по его усмотрению. В силу этих обстоятельств содержание норм водного права не конструируется путем регламентации преимущественно отношений собственности на водные объекты аналогично тому, как земельное право регулирует право собственности на землю. В водном праве закрепляется механизм реализации права использовать водные объекты, т.е. права водопользования. Поэтому водное законодательство преимущественно регулирует отношения водопользования, а не собственности, неотъемлемым элементом которого является право владения.87208fa58d9903d36cf91d99f7186250.js" type="text/javascript">84d3c14d831f7fbd9a65d1b7479640bd.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 1069 |
Ответственность за нарушения лесного законодательства
  Земельное право | Автор: admin | 1-01-2011, 02:44
Понятие лесонарушения. Статья 110 ЛК предусматривает меры административной и уголовной ответственности за нарушение лесного законодательства. Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст. 111 ЛК граждане и юридические лица обязаны возместить ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством РФ.
Основанием привлечения к ответственности служит состав правонарушения, который представляет собой противоправное поведение (действие или бездействие), результатом которого является наступление вредного результата, наличие причинной связи между действием (бездействием) и наступившим вредом, а также наличие вины правонарушителя. Такое правонарушение называется лесонарушением. Лесонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие), наносящее ущерб лесному хозяйству или нарушающее установленный порядок лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.
Административная ответственность. Административная ответственность за нарушения лесного законодательства предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях РСФСР. Основная мера ответственности — штраф.
КоАП РСФСР предусматривает несколько видов составов административных проступков:
нарушение права государственной собственности на леса, выразившееся в самовольной переуступке права лесопользования, а также совершении других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на леса (ст. 48);
незаконное использование участков земель лесного фонда для раскорчевки, возведения построек, переработки древесины, устройства складов и т.п. без надлежащего разрешения на использование этих участков (ст. 61);
нарушение порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины и заготовки живицы (ст. 62);
незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных культур, сеянцев либо саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняка естественного происхождения и самосева на площадях, предназначенных под лесовосстановление (ст. 63);
уничтожение или повреждение подроста в лесах (ст. 64);
осуществление лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете (ст. 65);
нарушение правил и инструкций по восстановлению, улучшению состояния и породного состава лесов, повышению их продуктивности, а также по использованию ресурсов спелой древесины (ст. 66);
повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях лесного фонда (ст. 67);
самовольное сенокошение и пастьба скота в лесах и на землях лесного фонда, не покрытых лесом, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и т.п. на участках, где это запрещено или допускается только по лесным билетам (ст. 68);
сбор дикорастущих плодов, орехов, ягод и т.п. с нарушением установленных сроков их сбора (ст. 69);
ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, транспортных путей, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими вредное воздействие на состояние и воспроизводство лесов (ст. 70);
повреждение леса сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бытовыми выбросами, отходами и отбросами, влекущее его усыхание или заболевание (ст. 71);
засорение лесов бытовыми отходами и отбросами (ст. 72);
уничтожение или повреждение лесоосушительных канав, дренажных систем и дорог на землях лесного фонда (ст. 73);
уничтожение и повреждение ограничительных знаков в лесах (ст. 74);
уничтожение полезной для леса фауны (муравьев, насекомоядных птиц и т.п.) (ст. 75);
нарушение требований пожарной безопасности в лесах;
уничтожение или повреждение леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем, а также нарушение требований пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение лесного пожара либо распространение его на значительной площади (ст. 76).
Штрафы за административные правонарушения налагаются должностными лицами Минприроды и его территориальных органов в пределах установленных законодательством РФ полномочий указанных должностных лиц.
Уголовная ответственность. Уголовная ответственность за нарушения лесного законодательства предусмотрена УК РФ. Согласно ст. 260 УК РФ незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере, — наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
Незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах всех групп, а также насаждений, не входящих в лесной фонд, если эти деяния совершены неоднократно; лицом с использованием своего служебного положения; в крупном размере, — наказываются по ст. 260 УК штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех лет или без такового.d4fcdd852df0217af4f3d363908a073b.js" type="text/javascript">ecb5cb33e9aa8efd2fd6f400bc8be8ef.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 1328 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
СЧЕТЧИКИ: