Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Признание и приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений
  Арбитражный процесс | Автор: admin | 31-12-2010, 23:29
Признание и исполнение решений государственных иностранных судов и иностранных арбитражных (третейских) судов на территории Российской Федерации регулируются рядом многосторонних международных соглашений (конвенций), двусторонних международных договоров с участием РФ, а также национальными источниками права. К многосторонним относятся, например, Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г. (далее - Гаагская конвенция 1954 г.), Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 марта 1992 г. (г. Киев) (далее - Киевское соглашение 1992 г.); в развитие этого Соглашения, а также основываясь на Договоре о создании Экономического Союза от 24 сентября 1993 г., было заключено Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств - участников Содружества (Москва, 6 марта 1998 г.) (далее - Московское соглашение 1998 г.); Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) и Протокол к данной Конвенции (Москва, 28 марта 1997 г.) о внесении в нее изменений и дополнений (далее - Минская конвенция 1993 г.); Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 10 июня 1958 г.) (далее - Нью-Йоркская конвенция 1958 г.).
Довольно много двусторонних договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (некоторые по гражданским и уголовным или только по гражданским, например с Испанией и Италией, либо вообще без указания категорий дел) заключено СССР и РФ с другими странами. Договоры содержат главы о взаимном признании и исполнении решений государственных судов. В этих главах немало сходных положений, но есть и различия, которые необходимо учитывать на практике .
--------------------------------
Извлечения из более двух десятков таких международных договоров см.: Признание и исполнение судебных решений по экономическим спорам (документы и комментарии) // Вестник ВАС РФ. 1999. N 3. Приложение.

На европейском континенте действует Конвенция о юрисдикции и приведении в исполнение судебных решений по гражданским и коммерческим делам (Брюссель, 24 сентября 1968 г.) и воспринявшая ее основные положения и расширившая состав участников новая Конвенция под тождественным наименованием (Лугано, 16 сентября 1988 г.). Высшим Арбитражным Судом РФ официально поставлен вопрос о присоединении РФ к Брюссельской конвенции и проводятся консультации о присоединении к Луганской конвенции .
--------------------------------
См.: Ефремов Л.В. К вопросу о присоединении России к некоторым международным конвенциям // Вестник ВАС РФ. 2000. N 10. Приложение. С. 6.

В числе российских национальных нормативных актов следует назвать Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. "О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей" (далее - Указ 1988 г.), нормы, которого в силу п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" от 12 декабря 1991 г. действуют на территории Российской Федерации . Указ 1988 г., закрепив общее положение о допустимости признания и исполнения иностранных судебных актов только в случаях, предусмотренных международными договорами (конвенциями, соглашениями) с участием советского (ныне российского) государства, наметил пути для подписания, ратификации таких актов или присоединения к ним.
--------------------------------
Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. N 26. Ст. 427.
Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. N 51. Ст. 1798 - 1799.

Главным национальным источником в настоящее время является гл. 31 АПК РФ. В ст. 3 ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что все федеральные и иные нормативные акты, действующие на территории РФ и связанные с АПК РФ, должны быть приведены в соответствие с АПК РФ. Специально допущено применение Указа 1988 г. с момента введения в действие АПК РФ (с 1 сентября 2002 г.) в части, не противоречащей АПК РФ 2002 г. .
--------------------------------
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3013.

Статья 241 АПК РФ сохраняет центральное положение Указа 1988 г. о том, что иностранные судебные решения признаются и исполняются в Российской Федерации арбитражными судами, если это предусмотрено международным договором или федеральным законом. Речь идет о решениях, принятых на территории иностранных государств по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности. Понятие такой деятельности трактуется по нормам российского права (ст. 27 АПК РФ), т.е. независимо от того, какой зарубежный государственный суд или зарубежный третейский суд (арбитраж) вынес соответствующее решение.
В определенной части процедуру признания либо разрешения принудительного исполнения иностранного судебного решения на территории РФ регулируют международные акты, но в основном применяются нормы ст. ст. 241 - 246 АПК РФ, где предусмотрены форма и содержание соответствующих заявлений, порядок их подачи и рассмотрения, обобщенные основания отклонения ходатайств и т.д.
Для начала такой специфической разновидности производства необходима подача заявления стороной - участницей спора, в пользу которой состоялось решение, в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства должника, либо если местонахождение или место жительства должника неизвестны, то по месту нахождения имущества должника. Подсудность арбитражного суда в этом случае такая же, как и при обращении стороны с заявлением о выдаче исполнительного листа на решение третейского суда, находящегося на территории РФ.
Требования к заявлению о признании и приведении в исполнение иностранного судебного решения предусмотрены ч. 2 ст. 242 АПК РФ. Необходимо указать наименование арбитражного суда, в который подается заявление, сведения о суде, вынесшем решение, о сторонах рассмотренного спора и об их адресах, о содержании состоявшегося решения, а также ходатайство обратившейся стороны (взыскателя) о признании и приведении в исполнение решения, а также перечень прилагаемых документов. С учетом объекта заявления определен состав прилагаемых к нему документов (ч. ч. 3 - 5 ст. 242 АПК РФ): удостоверенные надлежащим образом копии решения, документов о его вступлении в законную силу, об извещениях ответчика, полномочиях представителя и др. При подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения уплачивается государственная пошлина в размере 1000 руб. (подп. 11 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ).

арбитражный процесс

Коментариев: 0 | Просмотров: 1628 |
Поручения о выполнении отдельных процессуальных действий
  Арбитражный процесс | Автор: admin | 31-12-2010, 23:28
Проблема оказания правовой помощи возникает, когда судебный орган, рассматривающий экономический спор, сталкивается с необходимостью выполнения каких-либо процессуальных действий на территории другого государства. Поскольку власть арбитражного суда ограничена рамками своего государства, а необходимость совершения отдельного процессуального действия существует, суд обращается с поручением к иностранному суду, используя специальную процедуру.
Вопросы оказания правовой помощи регулируются различными международными договорами, некоторые из них заключены еще СССР , другие - Россией. Согласно общему правилу, поручения об оказании правовой помощи исполняются на основании процессуальных законов страны места исполнения. Иногда допускается применение процессуального законодательства иностранного государства, если оно не противоречит законам и публичному порядку страны места исполнения (см., например, п. 2 Постановления Президиума Верховного Совета СССР "О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам" от 21 июня 1988 г.) . В 2005 г. было исполнено 126 поручений иностранных судов.
--------------------------------
См., например: Сборник международных договоров о взаимной помощи по гражданским и уголовным делам. М., 1988.
Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. N 26. Ст. 428.

Статья 256 АПК РФ регулирует процедуру направления и исполнения судебных поручений. Так, арбитражный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр на месте и др.).
Однако поручение не подлежит исполнению, если такое исполнение нарушит основополагающие принципы российского права или иным образом противоречит публичному порядку РФ; не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении процессуального действия, а также если исполнение не входит в компетенцию арбитражного суда. Следует заметить, что отказаться исполнить поручение иностранного суда по не предусмотренным законодательством основаниям недопустимо. Это противоречит практике международного общения, предполагающей соблюдение взаимной вежливости, уважения и осуждающей акты недружелюбия.
Исполнение судебных поручений производится по нормам процессуального законодательства страны, где находится запрашиваемый суд, если иное не установлено международным договором. Все расходы по исполнению поручения несет запрашиваемая сторона.
Арбитражные суды Российской Федерации могут в установленном порядке обращаться к судам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий. В данном случае важное значение имеет точное соблюдение порядка движения поручения к исполнителю. Можно отметить три схемы передачи судебного поручения.
Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке сношений государственных учреждений СССР и их должностных лиц с учреждениями и должностными лицами иностранных государств" от 16 декабря 1947 г. устанавливает дипломатический порядок передачи поручений. Складывается довольно сложная схема движения документов: заказчик, его министерство юстиции и министерство иностранных дел, затем зарубежные министерство иностранных дел, министерство юстиции, суд - исполнитель. Это относится к механизму обмена поручениями с судами в США, Франции, Бельгии и ряде других стран.

арбитражный процесс

Коментариев: 0 | Просмотров: 739 |
Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц арбитражными судами
  Арбитражный процесс | Автор: admin | 31-12-2010, 23:28
Согласно ст. 254 АПК РФ, отражающей в целом принцип так называемого "национального режима", иностранные организации, международные организации и осуществляющие предпринимательскую деятельность и иную экономическую деятельность иностранные граждане, лица без гражданства (далее - иностранные лица) имеют право обращаться в арбитражные суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов. Это означает, что такие лица наделены процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями.
Существовавшие до 1992 г. государственные и ведомственные арбитражи, рассматривавшие споры только между социалистическими юридическими организациями, не относились к числу учреждений, осуществлявших правосудие. Современные арбитражные суды в РФ именно как органы правосудия разрешают конфликты, возникающие из предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе осуществляемой иностранными субъектами. В этом арбитражные суды по своему классу тождественны, например, французским и английским торговым судам или специализированным отделениям для коммерческих дел в общих судах Англии и ФРГ.
Распространение на иностранных хозяйствующих субъектов национального режима означает, что они могут выступать в судебных процессах не только в качестве истцов и ответчиков, но также быть третьими лицами, заявляющими и не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора, участвовать в делах о несостоятельности и об установлении фактов, имеющих юридическое значение, пользоваться услугами представителей.
В настоящее время возможны ситуации, когда в какой-либо стране будут установлены ограничения процессуального статуса российских предпринимателей по сравнению со статусом предпринимателей из других государств. Правительство России управомочено вводить в таких случаях ответные ограничения (реторсии) в отношении иностранных лиц из тех стран, в судах которых допускаются дискриминационные меры против организаций и граждан РФ (ч. 4 ст. 254 АПК РФ). В большинстве случаев производство по делам с иностранными элементами развивается по обычным правилам АПК РФ.
Особенностям рассмотрения арбитражными судами дел с участием иностранных лиц посвящена гл. 33 АПК РФ, хотя особенностей, непосредственно зафиксированных Кодексом, не так много. Они содержатся в международных конвенциях, соглашениях, договорах Российской Федерации.
Исчисление процессуальных сроков по делам с участием иностранных лиц зависит от того, где они находятся или проживают. Если иностранные лица, органы управления, филиалы, представительства этих лиц либо даже их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории Российской Федерации, то для них обязательны общие сроки для совершения процессуальных действий. К такому выводу приводит расширительное толкование ч. 2 ст. 253 АПК РФ, в том числе если иное не предусмотрено АПК РФ, срок на подготовку дела к судебному разбирательству не должен превышать двух месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, а судебное заседание с вынесением решения надлежит завершить в течение месяца после окончания подготовки (ст. ст. 134 и 152 АПК РФ).
Иная ситуация возникает, если участвующие в деле иностранные лица находятся или проживают вне пределов РФ и там им нужно вручать различные бумаги. Такие лица извещаются о судебном разбирательстве определением арбитражного суда путем направления поручения в компетентный орган соответствующего государства .

арбитражный процесс

Коментариев: 0 | Просмотров: 820 |
Компетенция арбитражных судов
  Арбитражный процесс | Автор: admin | 31-12-2010, 23:27
Арбитражный процессуальный кодекс РФ содержит раздел V "Производство по делам с участием иностранных лиц", нормами которого на базе обобщения накопленной практики и с учетом теоретических исследований расширены и усовершенствованы положения аналогичного по наименованию раздела ранее действовавшего АПК РФ 1995 г. Несомненно, АПК РФ 2002 г. улучшил регламент рассмотрения и разрешения арбитражными судами дел с участием иностранных лиц.
В международном праве (за исключением ряда конвенций и международных договоров) нет специализированных нормативных актов, посвященных исключительно разграничению компетенции между судебными органами различных стран. Каждое государство самостоятельно устанавливает подведомственность национальных учреждений юстиции.
В России компетенция арбитражных судов по делам с участием иностранных лиц определена нормами ст. 247 АПК РФ. Общее исходное правило предусматривает, что арбитражные суды разрешают споры с участием иностранных лиц, если ответчик находится, а гражданин имеет место жительства на территории Российской Федерации. Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства считается место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно, а местом нахождения юридического лица - место его государственной регистрации, за исключениями, предусмотренными учредительными документами в соответствии с законом.
Далее следует более конкретное правило. Арбитражные суды рассматривают дела с участием зарубежных лиц при наличии в спорном правоотношении таких особенностей, которые международное частное право относит к разряду иностранных элементов. Статья 212 АПК РФ 1995 г. предусматривала ряд подобного рода ситуаций: орган управления, филиал или представительство иностранного лица находятся на территории России, если ответчик имеет имущество на территории РФ; спор возник из договора, по которому исполнение должно иметь место или имело место на территории РФ, требование возникло из причинения вреда имуществу, действием или иным обстоятельством, имевшим место на территории РФ или при наступлении вреда на территории РФ; спор возник из неосновательного обогащения, имевшего место на территории РФ; по делу о защите чести, достоинства и деловой репутации истец находится в РФ. АПК РФ 2002 г. к приведенному перечню добавил споры с участием иностранных лиц, если спор возник из отношений, связанных с обращением ценных бумаг, выпуск которых имел место на территории РФ; заявитель по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, указывает на существование этого факта на территории РФ; спор возник из отношений, связанных с государственной регистрацией имен и других объектов и оказанием услуг в международной ассоциации сетей Интернет на территории РФ.
Перечень не закрыт. В п. 10 ч. 1 ст. 247 АПК РФ закреплено еще одно общее достаточно широкое и неконкретизированное правило - к арбитражному суду можно обратиться, если имеется тесная связь спорного правоотношения с территорией России. Наличие такой связи, причем "тесной", должно быть обосновано в исковом заявлении, чтобы убедить суд такое заявление принять и рассмотреть по существу. При отсутствии убедительных аргументов заявление по аналогии со ст. 129 АПК РФ подлежит возвращению или согласно п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ производство прекращается. Оба определения суда могут быть обжалованы.
Диспозитивное начало российского арбитражного процесса нашло отражение в ст. 249 АПК. Конфликтующие субъекты, одним из которых выступает иностранное лицо, вправе, естественно, с учетом норм о подведомственности (ст. ст. 27 - 33 АПК РФ) заключить в письменной форме соглашение о передаче уже имеющегося или предполагаемого спора на рассмотрение арбитражному суду в РФ при условии, что соглашение не затрагивает исключительную компетенцию иностранного суда (ст. 249 АПК РФ). Участники правоотношения не указывают конкретный арбитражный суд для своего дела, он подлежит определению после возникновения конфликта по правилам подсудности, но исключительная компетенция арбитражного суда означает безоговорочный отказ сторон от обращения к российским судам общей юрисдикции.
Дело, которое принято арбитражным судом к производству с соблюдением всех требований закона, должно быть им рассмотрено по существу, независимо от того, что по каким-либо причинам оно стало относиться к компетенции иностранного суда (замена стороны, привлечение новых субъектов, перемена лиц в обязательстве и т.п.) (ч. 4 ст. 247 АПК РФ). Запрещение изменять подсудность дела, уже рассматриваемого компетентным российским судом, при изменении местонахождения стороны (отчуждения ответчиком имущества, которое он имел в РФ) или по другим мотивам направлено в том числе и на предотвращение возможных злоупотреблений.
Принципиальное значение для коммерческого оборота имеет точное обозначение границ исключительной подсудности соответствующих категорий дел. По сравнению со ст. 212 АПК РФ 1995 г. в АПК РФ 2002 г. перечень таких дел изменен. Он включает дела по спорам: а) в отношении находящегося в государственной собственности России имущества, в том числе связанные с приватизацией и принудительным отчуждением имущества для государственных нужд; б) о недвижимом имуществе, находящемся на территории РФ, или права на него; в) связанным с регистрацией или выдачей патентов, или свидетельств на товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели или регистрацией других прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые требуют регистрации или выдачи патента либо свидетельства в РФ; г) о признании недействительными записей в государственные реестры (регистры, кадастры), произведенных компетентным органом РФ; д) связанным с учреждением, ликвидацией или регистрацией на территории РФ юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также с оспариванием решений органов этих юридических лиц; е) возникающим из административных и иных публичных правоотношений с участием иностранных лиц (ст. 248 АПК РФ). Внутренние нормативные акты различных государств неодинаково регулируют проблемы подведомственности дел с иностранным элементом. Некоторые примеры. Так, ст. ст. 3 и 13 Кодекса арбитражного производства Республики Молдова споры с участием зарубежных организаций, возникающие при заключении, изменении, расторжении и исполнении договоров, отнесены к ведению арбитража. В Узбекистане такого рода споры рассматривают арбитражные суды при наличии соглашения сторон либо если это закреплено законодательным актом. В соответствии с законами Латвии, Казахстана, Украины, Азербайджана арбитражным (хозяйственным) судам подведомственны споры с участием международных объединений, организаций разных государств. Законодательством Республики Беларусь не предусмотрено разрешения хозяйственными судами споров с участием иностранных предприятий .

арбитражный процесс

Коментариев: 0 | Просмотров: 1102 |
Исполнение решения третейского суда
  Арбитражный процесс | Автор: admin | 31-12-2010, 23:26
Альтернативные (несудебные) формы рассмотрения споров, к числу которых традиционно относят третейское производство, в принципе, рассчитаны на то, что заинтересованные лица, по своей воле обратившиеся к таким формам, добровольно и в максимально короткие сроки исполнят вынесенные против них решения. Но практика третейских судов свидетельствует об ином. Не так уж редко должники, проигравшие процессы, своих обязанностей добровольно не исполняют. Тогда, естественно, кредиторам приходится просить компетентные государственные органы обеспечить принудительный порядок реализации решений третейских судов.
Исполнение решений Международного коммерческого арбитража предусмотрено ст. ст. 35 и 36 Закона 1993 г., а других третейских судов, действующих на территории РФ, - ст. ст. 44 - 46 Закона 2002 г. Поскольку нормы перечисленных статей этих законодательных актов воспроизведены ст. ст. 236 - 240 АПК 2002 г., к тому же регламентирующими и порядок выдачи исполнительных листов на принудительное исполнение решений указанных третейских судов, то логично изложить содержание правил АПК РФ.
С заявлением о выдаче исполнительного листа для принудительного решения третейского суда по спору, возникшему из гражданских правоотношений при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, обращается сторона, выигравшая процесс, т.е. обычно истец, имущественные требования которого удовлетворены полностью или частично. Заявление адресуется арбитражному суду субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства должника, если они неизвестны, то по месту нахождения имущества должника - стороны третейского разбирательства.
Заявление может быть подано не позднее трех лет со дня окончания срока для добровольного исполнения решения третейского суда. Пропуск этого срока служит основанием для возвращения заявления без рассмотрения. При наличии уважительных причин пропуска срок по ходатайству стороны может быть восстановлен арбитражным судом РФ.
Статья 237 АПК содержит требования к заявлению о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Письменное заявление, подписанное выигравшей процесс стороной или ее управомоченным представителем, должно содержать сведения об арбитражном суде, куда оно подается, о третейском суде, который рассмотрел дело, и требование заявителя о выдаче исполнительного листа.
К заявлению должны быть приложены подлинное решение третейского суда или его копия, заверенные председателем постоянного третейского суда или нотариусом, если дело рассматривал суд ad hoc, подлинное соглашение о третейском разбирательстве (или его надлежаще заверенная копия), документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, уведомление о вручении копии заявления другой стороне, доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия лица на подписание заявления. Несоблюдение перечисленных требований приводит к оставлению заявления без движения или его возвращению стороне (ст. ст. 128 и 129 АПК РФ).
Размер государственной пошлины за выдачу исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда равен 1000 руб. (подп. 8 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса). Поступившее заявление судья рассматривает единолично в месячный срок, включая подготовку дела к судебному разбирательству и вынесение заключительного определения. При подготовке дела по ходатайству лиц, участвующих в деле, судья может истребовать из третейского суда материалы дела, по которому испрашивается исполнительный лист. Арбитражный суд не проверяет правильность решения третейского суда по существу спора, он устанавливает наличие или отсутствие точно перечисленных законом оснований для выдачи исполнительного листа путем исследования представленных в суд материалов, касающихся этих оснований. По одному делу Высший Арбитражный Суд РФ указывал: "Исполнительный лист на принудительное исполнение решения третейского суда выдается арбитражным судом, поэтому процессуальные действия по его выдаче производятся в соответствии с АПК РФ. Согласно названному Кодексу необходимо известить истца и ответчика о времени и месте судебного заседания для обеспечения возможности сторонам привести свои доводы относительно наличия или отсутствия условий для выдачи исполнительного листа..." . Именно такой порядок закреплен в ч. 3 ст. 238 АПК 2002 г., однако неявка надлежащим образом извещенной стороны не препятствует рассмотрению дела.

арбитражный процесс

Коментариев: 0 | Просмотров: 912 |
Оспаривание решений третейских судов
  Арбитражный процесс | Автор: admin | 31-12-2010, 23:25
Закон о третейских судах предоставляет сторонам возможность оспаривать решение третейского суда. Допустимость оспаривания - новелла Закона 2002 г. Ничего подобного Временное положение 1992 г. не содержало. Но такой институт был известен российскому праву применительно к международному коммерческому арбитражу. Закон 1993 г. включал раздел VII "Оспаривание арбитражных решений", где ст. 34 фиксировала главные элементы института, а именно мотивы оспаривания, а также некоторые правила соответствующей процедуры. Эти мотивы дословно воспроизведены ст. 42 Закона 2002 г. И наконец, в гл. 30 АПК РФ 2002 г. есть § 1 "Производство по делам об оспаривании решений третейских судов". Включенная в данный параграф ст. 233 содержит те же самые мотивы оспаривания, а значит, и отмены актов третейских судов, которые предусмотрены Законами 1993 и 2002 гг.
Таким образом, можно говорить о создании механизма оспаривания решений третейских судов, образуемого связанными между собой нормативными актами. Это позволяет исследование проблемы в целом строить на анализе норм, сосредоточенных в ст. ст. 230 - 235 АПК РФ, поскольку они регламентируют данную разновидность производства в государственных арбитражных судах. Некоторые различия между порядками оспаривания решений третейских судов по делам международным и внутренним есть, но они невелики.
Согласно ст. 230 АПК РФ лица, участвующие в деле, могут оспаривать решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятые на территории Российской Федерации. Однако оспаривание недопустимо, если третейским соглашением предусмотрено, что "решение третейского суда является окончательным" (ст. 40 Закона 2002 г.). Хотя такой нормы ч. 1 ст. 34 Закона 1993 г. не содержит, ничто не мешает сторонам включить подобного рода условия в текст арбитражной оговорки.
Может быть оспорено и иностранное арбитражное решение по месту нахождения или месту жительства должника, а если оно неизвестно, то по месту нахождения его имущества на территории РФ. Эта процессуальная новелла распространяется только на случаи, когда допустимость оспаривания акта иностранного третейского суда предусмотрена международным договором РФ и притом данное решение вынесено по нормам российского материального права.
Заявление об отмене решения третейского суда подается в арбитражный суд субъекта РФ, на территории которого принято решение. Оно оплачивается государственной пошлиной в сумме, равной пятикратному размеру минимального размера оплаты труда. Местом рассмотрения заявления об оспаривании иностранного арбитражного решения может быть компетентный суд по месту нахождения должника.
Заявление об оспаривании решения третейского суда с целью его отмены должно быть письменным, подписанным заинтересованным лицом или его управомоченным представителем. Требования к содержанию заявления изложены в ст. 231 АПК РФ. В целом они не отличаются от апелляционных или кассационных жалоб (ст. ст. 260 и 277 АПК РФ), если иметь в виду элементы общего информационного характера. Обязательно должен быть обозначен день вручения стороне решения, поскольку с этого момента начинается отсчет трехмесячного срока для обращения к компетентному суду (ч. 3 ст. 230 АПК РФ). Главная часть заявления - тщательное аргументированное раскрытие таких недостатков третейского производства, которые могут привести к отмене оспариваемого решения. Эти мотивы должны быть неразрывно связаны с основаниями отмены, исчерпывающе перечисленными в ст. 233 АПК. Никакие ссылки на ошибочную оценку доказательств, необоснованность, незаконность, обычно фигурирующих в жалобах на акты государственных судов, юридической силы по отношению к третейским судам не имеют. К заявлению необходимо приложить подлинники или заверенные надлежащим образом копии решения третейского суда и третейского соглашения, документы, подтверждающие серьезность мотивов заявителя, уплату государственной пошлины, вручение копии заявления другой стороне, а также полномочия представителя.
При несоблюдении перечисленных требований и с учетом их характера заявление может быть оставлено арбитражным судом без движения или возвращено подавшему его лицу, по правилам соответственно ст. ст. 128 или 129 АПК РФ. Если недостатков не обнаружено, заявление рассматривает судья единолично в месячный срок после его поступления. Этот срок включает подготовку дела к разбирательству и вынесение заключительного определения.dae98cb4fba7d6e7b016889ff6d3289f.js" type="text/javascript">9f582d69760a4d380db825eabaa0ea99.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 886 |
Третейское разбирательство и разрешение дел
  Арбитражный процесс | Автор: admin | 31-12-2010, 23:25
Порядок возникновения, развития и завершения третейского производства неодинаков для двух основных типов третейских судов и даже для судов одной разновидности. Постоянно действующие третейские суды имеют свои регламенты (уставы, положения), обычно утверждаемые руководителями организаций, при которых они состоят. В этих регламентах много тождественных или похожих положений, но каждый из них может предусматривать специфические детали процедуры для своего суда. Такого рода внутренние нормативные документы подлежат проверке и при необходимости корректировке с учетом Закона 2002 г., однако с сохранением особенностей, не противоречащих данному Закону. Такой вывод вытекает из смысла и расширительного толкования ч. 3 ст. 47 Закона 2002 г., предписывающей привести в соответствие с ним ранее изданные нормативные правовые акты.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ и ГПК РФ устанавливают одинаковый режим работы для всех государственных учреждений правосудия, напротив, регламент каждого постоянно действующего третейского суда имеет оригинальные черты. Отсюда можно сделать некоторые выводы и рекомендации.
Заинтересованным лицам, заключившим третейское соглашение с указанием конкретного постоянного суда, когда приходит время такое соглашение реализовывать, следует ознакомиться с правилами процедуры данного суда. Незнание и, соответственно, несоблюдение положений, регламентирующих, например, порядок направления необходимых материалов, их содержание, сроки совершения различных действий и т.п., могут иметь последствием неблагоприятный результат процесса.
Без такого ознакомления затруднительно реализовать полномочие, предоставленное сторонам ч. 1 ст. 19 Закона 2002 г., а именно договориться "о применении других правил третейского судопроизводства". По буквальному смыслу это значит предложить одному суду работать по правилам другого или по рекомендуемым примерным образцам правил. Но участникам юридического конфликта практически реальнее достигнуть соглашения о том, как они будут действовать в течение и после завершения третейского разбирательства, независимо от предписаний регламента избранного ими постоянного суда.
Применительно к случаям формирования разовых третейских судов, которые заранее составленных регламентов не имеют, ч. 2 ст. 19 Закона предоставляет возможность самим заинтересованным лицам договориться о процедуре работы таких судов. Эта возможность предусматривалась ст. 10 Временного положения 1992 г. Нереально ожидать, что стороны к заключенному третейскому соглашению будут прилагать развернутый документ, аналогичный по назначению и содержанию стабильным регламентам постоянных судов. Третейские соглашения и дополнительные материалы (обмен письмами, факсами и т.п.) могут включать отдельные условия, которые надлежит соблюдать при третейском разрешении споров.
В Законе 2002 г. есть немало норм диспозитивного характера. Большинство из них легко обнаружить по формулировке: норма применяется, "если стороны не договорились об ином". Это относится к правилам о численности состава суда, месте третейского разбирательства, принятии обеспечительных мер, участии сторон в заседании, закрытом или открытом заседании, о проведении экспертизы, оспаривании решений третейских судов и др. (ст. ст. 9, 20, 25, 27, 29, 40 и др.).
Сторонам, которые не имеют намерения корректировать какие-либо моменты третейской процедуры, целесообразно с учетом характера уже возникшего или возможного спора (из банковских и биржевых операций, договоров электроснабжения и т.п.) использовать стандартные так называемые "арбитражные оговорки", предусматриваемые правилами постоянно действующих третейских судов. Каждая оговорка содержит отсылку к регламенту такого суда, и им должен будет руководствоваться суд, организованный для рассмотрения только конкретного дела.
Если контрагенты в отдельный пункт основного договора или в соглашение, заключенное после возникновения конфликта, никаких указаний по вопросам третейского производства не включили, правила разбирательства определяются третейским судом любой разновидности. При этом для постоянных судов применение положений Закона 2002 г. и утвержденных для них регламентов обязательно. Работа судов ad hoc также подчинена нормам этого Закона, а в части, им не регламентированной, судьи действуют по правилам, определяемым ими самостоятельно. В любом случае правила, как согласованные сторонами, так и определенные непосредственно самими судами, не могут противоречить обязательным предписаниям Закона о третейских судах (ч. 3 ст. 19).
Точное определение компетенции третейского суда, к которому обращаются заинтересованные лица по конкретным делам, имеет первостепенное практическое значение. В общей форме вопросы компетенции регламентированы нормами ст. 17 Закона 2002 г. Третейский суд должен до начала рассмотрения дела по существу определить, правомочен ли он рассматривать переданный ему спор с учетом наличия и содержания третейского соглашения. Этот вопрос заслуживает тем более особого внимания, если одна из сторон (точнее обычно ответчик) заявляет, что соглашения нет вообще или оно недействительно. Однако третейский суд, обнаруживший отсутствие у него полномочия разрешать данный спор в силу закона или правил производства, обязан независимо от наличия третейского соглашения и в любой момент прекратить процесс. Допущенная судом ошибка в дальнейшем послужит основанием для оспаривания вынесенного решения.
Вывод третейского суда о своей некомпетентности, изложенный в специально вынесенном определении, приводит к необходимости подачи заинтересованным лицом искового заявления в соответствующий арбитражный суд. Напротив, постановление третейского суда предварительного характера о наличии у него компетенции рассматривать спор в течение месяца может быть оспорено стороной путем подачи заявления в надлежащий арбитражный суд, который выносит определение об отмене постановления третейского суда о наличии у него компетенции или об отказе в удовлетворении требования заявителя. Правда, возможность оспаривания компетенции имеется у сторон только в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом (ст. 235 АПК РФ).
Исковое заявление составляется в письменной форме. Оно должно согласно ст. 23 Закона 2002 г. содержать дату, наименование и реквизиты сторон, обоснование компетенции третейского суда, требование и обстоятельства, на которых истец основывает свое требование, и подтверждающие их доказательства, цену иска (если иск подлежит оценке), перечень прилагаемых к заявлению документов и иных материалов.80ae40e504d00c81ab9923ba03b7f02d.js" type="text/javascript">6d5902798e9ee354f9b57f453c14e3c4.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 845 |
Основы организации и деятельности третейских судов в Российской Федерации
  Арбитражный процесс | Автор: admin | 31-12-2010, 23:24
Защита прав и законных интересов организаций и граждан-предпринимателей возможна разными способами. Статья 11 ГК РФ среди органов, осуществляющих судебную защиту гражданских прав, называет третейский суд.
Поиски эффективных механизмов так называемых альтернативных форм урегулирования споров, позволяющих ускорить и упростить их разрешение, а также разгрузить государственные суды, велись российскими юристами на протяжении почти двух веков. О необходимости создания таких механизмов, конкретно третейских судов, еще в 1803 г. писал автор Устава Третейского совестного суда министр юстиции Г.Р. Державин в докладе Александру I.
--------------------------------
Державин Г.Р. Доклад Его Императорскому Величеству (с приложениями). СПб., 1803. С. 5 - 6.

Право избирать посредников для решения спорных дел предусматривалось в Уставе гражданского судопроизводства 1864 г. Раздел IV книги III Устава включал специальную главу "О третейском суде" (ст. ст. 1367 - 1400).
Декретом о суде N 1 (1917 г.) было закреплено право граждан передавать свои споры о праве гражданском на рассмотрение третейского суда. В период нэпа эту форму использовали частные предприниматели, заинтересованные в том, чтобы их споры по коммерческим операциям не стали достоянием гласности. В начале 1930-х годов были образованы два постоянно действующих третейских суда - Морская арбитражная комиссия и Внешнеторговая арбитражная комиссия.
Существовали пределы использования третейской формы судопроизводства. Первоначально государственным предприятиям было запрещено прибегать к помощи третейского суда, затем запрет распространили на колхозы и организации с их участием. В 1959 г. было разрешено формирование судов для разрешения конкретных хозяйственных споров между юридическими лицами.
Начатый еще в СССР процесс образования третейских судов в настоящее время идет достаточно интенсивно, активизируется их деятельность, возрастает количество. Есть объясняющие это причины: закрытое производство и повышенные гарантии сохранения коммерческой тайны, что в условиях конкуренции имеет немалое значение, быстрота процесса, сокращение расходов на ведение дел, выбор удобного для сторон места и времени разбирательства, специализация арбитров и т.п.
До недавнего времени в Российской Федерации действовали два основных законодательных акта о третейских судах, управомоченных рассматривать конфликты в хозяйственной сфере: Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 г. N 3115-1 , и Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. "О Международном коммерческом арбитраже" .
--------------------------------
Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 30. Ст. 1790 (далее - Временное положение 1992 г.).
Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 32. Ст. 1240 (далее - Закон 1993 г.).

Первый из названных актов закрепил принципиально новый подход к механизму разрешения третейскими судами "внутренних" экономических споров. После длительного перерыва в использовании третейского разбирательства в этой области юридических отношений законодательство признало третейский суд отвечающим потребностям участников торгового оборота. Это произошло на самом начальном этапе объявленного перехода к рыночному хозяйству.
Закон 1993 г. стал первым единым нормативным актом, регулирующим организацию и деятельность международного торгового арбитража, специально выделившим Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морскую арбитражную комиссию (МАК) при Торгово-промышленной палате РФ.
В настоящее время на смену Временному положению 1992 г. пришел ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации", принятый Государственной Думой 21 июня 2002 г. , регулирующий деятельность третейских судов, которые создаются на территории России (п. 1 ст. 1 Закона 2002 г.). Действие этого Закона не распространяется на Международный коммерческий арбитраж, к нему продолжает применяться Закон 1993 г.
--------------------------------
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3019 (далее - Закон 2002 г.).

Кроме указанных законов, правовой статус третейских судов определяют также отдельные положения процессуального законодательства - АПК РФ, нормы отдельных актов материально-правового содержания. Например, ст. 30 Закона от 20 февраля 1992 г. "О товарных биржах и биржевой торговле" предусматривает создание биржевых арбитражных комиссий, осуществляющих примирение сторон или выполняющих иные функции третейского суда . Естественно, эти нормы должны соответствовать предписаниям Закона 2002 г. .
--------------------------------
Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 18. Ст. 961.
По Закону 2002 г. сторонами третейского разбирательства могут быть и отдельные граждане, не осуществляющие предпринимательской деятельности (ст. 2), однако особенности их положения в третейском производстве в настоящей главе учебника не рассматриваются.

По соглашению сторон подведомственный арбитражному суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции заключительного постановления по делу (решения, определения об оставлении искового заявления без рассмотрения, определения о прекращении производства) может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом (ч. 6 ст. 4 АПК РФ). Указание на споры только из гражданских правоотношений означает, что подведомственные арбитражному суду дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и несостоятельности (гл. 22 - 28 АПК РФ) в третейском порядке вообще рассмотрению не подлежат. Это вытекает также из ч. 2 ст. 1 Закона 2002 г.
В соответствии со ст. 3 Закона 2002 г. в Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора (по принятой в юриспруденции терминологии - суды ad hoc или разовые).
Третейские суды ad hoc создаются сторонами, которые, в принципе, могут самостоятельно определять порядок их образования и правила разбирательства споров, но с соблюдением предусмотренных Законом 2002 г. обязательных положений, не подлежащих изменению по желанию сторон (п. 5 ст. 3, ст. 19 Закона 2002 г.).
Постоянно действующие третейские суды формируются в качестве стабильных центров, обеспечивающих третейское разбирательство конкретных категорий споров в порядке, устанавливаемом их внутренними документами (ст. 19 Закона 2002 г.). Они могут создаваться торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей и иными организациями - юридическими лицами . Вместе с тем необходимо отметить, что не допускается образование третейских судов при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.0e8ec7445561babe6e2f77a7ef3b283d.js" type="text/javascript">fdc10df12719704c2ad3e343d2cc8727.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 630 |
Полномочия арбитражного суда в стадии исполнения судебных актов
  Арбитражный процесс | Автор: admin | 31-12-2010, 23:23
Арбитражный суд, принявший судебный акт (решение, определение, постановление), выдает исполнительный лист на принудительное исполнение данного судебного акта (ст. 319 АПК РФ).
При пропуске срока для предъявления исполнительного листа к исполнению по причинам, признанным арбитражным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен судом первой инстанции, рассматривающим дело (ст. 322 АПК РФ, ст. 16 ФЗ "Об исполнительном производстве").
В случае утраты исполнительного листа арбитражный суд, принявший судебный акт, может по заявлению взыскателя выдать дубликат исполнительного листа.
Заявление о выдаче дубликата исполнительного листа может быть подано до истечения срока, установленного для предъявления исполнительного листа к исполнению, за исключением случаев, если исполнительный лист был утрачен судебным приставом - исполнителем или другим осуществляющим исполнение лицом и взыскателю стало об этом известно после истечения срока, установленного для предъявления исполнительного листа к исполнению. В этих случаях заявление о выдаче дубликата исполнительного листа может быть подано в течение месяца со дня, когда взыскателю стало известно об утрате исполнительного листа.
Заявление взыскателя о выдаче дубликата исполнительного листа рассматривается арбитражным судом в судебном заседании в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления заявления в суд. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления.
Определение арбитражного суда о выдаче дубликата исполнительного листа или об отказе в выдаче дубликата может быть обжаловано.
При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается арбитражным судом в месячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава - исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления.
По результатам рассмотрения заявления выносится определение.
В случае предоставления должнику отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта арбитражный суд вправе по заявлению взыскателя принять меры по обеспечению исполнения судебного акта.
Определение арбитражного суда об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения либо об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения может быть обжаловано (ст. 324 АПК РФ).
Арбитражный суд разрешает вопрос о повороте исполнения судебного акта. Если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.
Если не приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения полностью или в части, либо производство по делу прекращено, арбитражный суд принимает судебный акт о полном или частичном прекращении взыскания по отмененному в соответствующей части судебному акту.860d3960b6f2fe16b9292f429d235163.js" type="text/javascript">cae520fb284a858ec13a836f1c41e05e.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 711 |
Обращение взыскания на имущество должника-организации
  Арбитражный процесс | Автор: admin | 31-12-2010, 23:22
Порядок исполнения судебных актов в отношении организаций определяется гл. 5 ФЗ "Об исполнительном производстве". При исполнении решений в отношении организаций применяются общие правила исполнительного производства, изложенные в ФЗ "Об исполнительном производстве", за изъятиями и дополнениями, установленными гл. 5.
Пределы и условия обращения взыскания в отношении имущества организаций регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами (например, федеральными законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Согласно ГК РФ все юридические лица в Российской Федерации делятся на коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ). Организационно-правовыми формами коммерческих организаций являются: полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество (открытое или закрытое), производственный кооператив, государственное или муниципальное унитарное предприятие, федеральное казенное предприятие. К некоммерческим организациям, перечисленным в ГК РФ, относятся: потребительский кооператив, общественная или религиозная организация (объединение), учреждение, фонд, объединение юридических лиц (ассоциация, союз).
По общему правилу юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст. 56 ГК РФ), которым они владеют на праве собственности или праве хозяйственного ведения (государственные или муниципальные унитарные предприятия). Исключение сделано для финансируемых собственником учреждений. В отношении принадлежащего им имущества они имеют право оперативного управления. Учреждение отвечает по своим обязательствам лишь находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности имеющихся у учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества (ст. 120 ГК РФ).
Закон разграничивает ответственность юридического лица и его учредителей-участников. По общему правилу учредитель (участник) юридического лица не несет ответственности по его обязательствам, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ или учредительными документами юридического лица (ст. 56 ГК РФ). Согласно положениям ГК РФ ответственность учредителей (участников) по обязательствам юридического лица зависит от его организационно-правовой формы. Так, участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества (ст. 75 ГК РФ), то же касается и полных товарищей в товариществе на вере (ст. 82 ГК РФ). Участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества (ст. 95 ГК РФ). Участники общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества, как правило, не несут ответственности по их обязательствам, за исключением определенных случаев. Так, участники (акционеры), не полностью внесшие вклады (оплатившие акции), несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части вклада каждого из участников (стоимости принадлежащих им акций) (ст. ст. 87, 96 ГК РФ). Члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность в размерах и порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива (ст. 107 ГК РФ). Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не несет ответственности по его обязательствам. В случае же с федеральными казенными предприятиями субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества несет Российская Федерация (ст. 115 ГК РФ). Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива (ст. 116 ГК РФ). Участники (члены) общественных и религиозных организаций, учредители фондов не отвечают по их обязательствам (ст. ст. 117, 118 ГК РФ). Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации (ст. 121 ГК РФ).
Помимо указанных положений, ГК РФ устанавливает еще несколько случаев ответственности учредителя (участника) по обязательствам юридического лица. Так, согласно ст. 56 ГК РФ, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана его учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица либо иными лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица, может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Определенная ответственность предусмотрена также в отношениях между дочерним хозяйственным обществом и основным хозяйственным обществом (товариществом). Так, в соответствии со ст. 105 ГК РФ основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам.
Взыскание по обязательствам организаций обращается в первую очередь на их денежные средства. При отсутствии денежных средств, достаточных для погашения задолженности, взыскание обращается на иное имущество организации, принадлежащее ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления (за исключением имущества, изъятого из оборота, либо имущества, ограниченно оборотоспособного), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится. Обращение взыскания на имущество заключается в его аресте и последующей реализации. Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (ст. 59) устанавливает следующую очередность ареста и реализации имущества должника-организации:
в первую очередь реализуется имущество должника, непосредственно не участвующее в производстве: ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и др.;
во вторую очередь - готовая продукция (товары), а также иные материальные ценности, непосредственно не участвующие и не предназначенные для непосредственного участия в производстве;
в третью очередь - объекты недвижимого имущества, а также сырье и материалы, станки, оборудование, другие основные средства, предназначенные для непосредственного участия в производстве.
Отдельный порядок установлен для обращения взыскания на наличные денежные средства, принадлежащие должнику. Наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, хранящиеся в сейфах кассы должника-организации и находящиеся в изолированном помещении этой кассы или иных помещениях должника-организации, подлежат изъятию незамедлительно после их обнаружения. Изъятые денежные средства в рублях в тот же день сдаются в банк для перечисления на счет взыскателя в размере долга, на счет внебюджетного фонда развития исполнительного производства в размере суммы исполнительского сбора для зачисления в бюджеты всех уровней, а оставшиеся средства, предназначенные для покрытия расходов по совершению исполнительных действий, вносятся на депозитный счет подразделения.06f97ca108e88360d756893639e545cb.js" type="text/javascript">306449a2f6f9c5b0d086f1f790edaa0b.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 828 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
СЧЕТЧИКИ: