Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ
  Французское административное право | Автор: admin | 24-11-2010, 13:48
Проблему исполнения не следует сбрасывать со счетов; отдельные судебные решения так и остаются неисполненными либо исполняются плохо и с опозданием. Не следует, однако, вдаваться в преувеличения; к сожалению, статистика не ведется, но случаи некачественного исполнения довольно редки.
Трудность коренится в том, что можно назвать парадоксом административной юстиции.
Обычно сила на стороне судьи. Когда судья по гражданским делам рассматривает дело о разводе или спор между домовладельцем и квартиросъемщиками, то впоследствии полиция может обязать исполнить вынесенное им судебное решение, например в том, что касается обеспечения интересов детей или выселения квартиросъемщика. Точно так же, когда судья по уголовному делу приговаривает гражданина к тюремному заключению, полиция обязана выполнить его решение, и она при этом поддерживает занятую судьей позицию.
В случае с административной юстицией все обстоит иначе: полиция здесь находится не на стороне суда, а на стороне исполнительной власти. Судья не располагает какой-либо публичной силой, аналогичной той, которая была создана несколько лет назад в Организации Объединенных Наций и которая известна под названием «голубых касок». Нет средств, чтобы судья мог физически, с использованием силы, заставить органы управления выполнять их решения. Наоборот, органы управления располагают такой силой. Например, чтобы выселить гражданина из жилища, можно прибегнуть к помощи полиции; а что делать, если надо выселить полицию из помещения, которое она незаконно занимает? Трудности становятся почти непреодолимыми, когда инициатива отказа от исполнения судебного решения исходит непосредственно от правительства, что иногда и случается; кому может прийти в голову мысль о том, что следует направить армейские или полицейские подразделения, чтобы заставить правительство выполнить решение органов правосудия?
Эти трудности происходят порой еще и оттого, что исполнение решений судьи по административным делам создает серьезные проблемы для аппарата управления. Если решение влечет за собой обязанность государства возместить ущерб, достигающий нескольких миллиардов франков, а этих миллиардов в бюджете не найдется, то это может создать серьезные затруднения; если это небольшая коммуна, насчитывающая две сотни жителей, которая обязана по решению выплатить ущерб в размере одного миллиона франков, ей тоже будет трудно собрать такую сумму. В итоге исполнение решения может оказаться невозможным.
В случае отмены актов по поводу превышения власти также могут возникнуть трудности с исполнением судебного решения, например в случае оспаривания правомерности регламентов или положений о конкурсе.
Неисполнение может приобретать несколько форм: полной бездеятельности; срыва исполнения ввиду принятия новых административных мер, подрывающих авторитет судебного решения; интерпелляции в парламент с ходатайством об узаконении принятых управленческих акций.
Реформаторские веяния нашли отзвук в образовании отчетно-исследовательской комиссии в 1963 году. Это орган Государственного совета, который может оказать поддержку заявителям, участникам судебного разбирательства в их усилиях по приведению в исполнение принятых решений. Такое посредничество, которое было усилено в 1950 году возможностью применения к аппарату управления штрафных пени, дало ощутимый эффект. В случае упорных отказов или неоправданных задержек комиссия может раскритиковать поведение ответственных административных органов в ежегодном отчете, который в последние годы публикуется в печати.fa62a8e808d763d22516a5cee9c5f9fc.js" type="text/javascript">8ba947edf06cdb83c28ccd1ae6e0bd42.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 763 |
ОТСРОЧКИ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ
  Французское административное право | Автор: admin | 24-11-2010, 13:47
Очевидно, что эффективность решений значительно снижается, когда они принимаются с опозданием.
Проблема медлительности правосудия стала важной проблемой, которая существовала во все времена. К ней, в частности, обратилась и литература, о чем можно судить по книге «Сутяжники». Проволочки и промедления особенно пагубны в управленческой деятельности, поскольку она касается зачастую весьма важных вопросов, своевременное решение которых имеет актуальное значение и в отношении которых запоздалая отмена подчас связана с непоправимыми последствиями.
Это можно показать на трех примерах. Так, в 1953 году. Государственный совет отменил незадолго до окончания войны в Индокитае введенное в 1946 году запрещение организованных выступлений против продолжения этой войны.
Государственный совет был долгое время занят также рассмотрением дела, касавшегося смещенного с должности государственного служащего в тот момент, когда в стране, где он родился, стране, добившейся независимости, он стал министром и высокопоставленным деятелем. Правительственный комиссар имел основания сказать по этому поводу, что история порой совершается быстрее, чем продвигается судебная тяжба.
Вполне понятно, наконец, что отмена решения о высылке для иностранца, провозглашенная через несколько лет после того, как он уже был выслан, не имеет большого смысла.
Какова в настоящее время ситуация в этом отношении в административных судах? Она довольно пестра. В судах низшей инстанции дела рассматривают в разумные сроки, то есть в течение года или менее; справиться с делом в более короткие сроки почти невозможно, так как при всех условиях необходимо обеспечивать и качество правосудия. В судах более высокого уровня, в частности в Парижском административном суде, процессы носят более затяжной характер.
В том, что касается Государственного совета, сроки рассмотрения дел были сокращены после реформы 1953 года. В среднем дела там рассматриваются от двух до трех лет; в более короткие сроки рассматриваются дела по жалобам на превышение власти, в более длительные сроки рассматриваются дела о восстановлении нарушенных прав, которые, впрочем, и не требуют особой спешки. Особенно долго рассматриваются дела, поступившие во вторую инстанцию по апелляционным жалобам, поскольку они уже побывали на рассмотрении в течение какого-то времени в административном суде. В настоящее время промедление в рассмотрении дел усугубляется увеличением числа обжалованных судебных решений.
Можно внести в сложившиеся неудобства, связанные с медлительностью процедур, две поправки, одна из которых относится к фактической стороне движения дел, а другая—к соблюдению правовых формальностей.
По фактической номенклатуре суд вправе устанавливать для поступивших к производству дел определенный порядок очередности по мере срочности их решения. Некоторые дела требуют большей оперативности, нежели другие. Так, сюда относятся дела в отношении строений, грозящих разрушением; нет необходимости дожидаться того, когда строение обрушится, чтобы принять решение об эвакуации. Дела о результатах проведения выборов должны рассматриваться в очень сжатые сроки, чтобы незаконно избранные не оставались долго на выборных местах.46c340bf452be8a0e4051e7ab49a4361.js" type="text/javascript">0cb65e96b142d7253fb9dafb217a7080.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 1113 |
РЕАЛИЗАЦИЯ ЖЕСТКО ЛИМИТИРОВАННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
  Французское административное право | Автор: admin | 24-11-2010, 13:46
Юрисдикционный контроль имеет большее значение в сфере реализации точно очерченных полномочий. В этом случае судья стремится дать правовую оценку фактов и не ограничивается проверкой их точности с материальной точки зрения. Суд внимательно изучает, не было ли упущения по службе или, например, когда дело касается законов об амнистии, то насколько честно и порядочно они применялись соответствующим должностным лицом; те же требования предъявляются и к управленческим решениям по установлению фактов участия в движении Сопротивления во время войны.
Существуют только две категории вопросов, где суд не проводит подобной проверки правовой обоснованности.
Во-первых, в отношении некоторых сфер деятельности полиции, относящихся к тому, что называют иногда «высшей полицейской сферой», и к тому, что можно также назвать в некоторых случаях «обыденной полицейской сферой». Например, когда принимаются меры, направленные на выдворение из страны иностранцев, исходя из соображений политического характера, судья не вдается в рассмотрение вопроса, представляет ли иностранец общественную опасность и законно ли он выдворен из страны на том или ином основании.
Во-вторых, судья не проверяет фактическую обоснованность, если она носит сугубо технический характер. Приведем в качестве примера такой характерный случай: определение токсичности лосьона для мытья волос; Государственный совет не признает за собой полномочий по установлению того, является данный шампунь опасным
или нет. В том, что касается укрупнения сельских земельных участков, например, такой же подход наблюдается в отношении определения плодородия земли и т. п.
Но именно судья чаще всего самостоятельно устанавливает различия между жестко лимитированными полномочиями и сферой свободного усмотрения. Кроме того, в сфере свободного усмотрения судья берет на себя определение соотношения между законностью и целесообразностью, с тем чтобы обеспечить, как это принято, должное равновесие между этими двумя необходимыми требованиями. Он постоянно совершенствует свои контрольные полномочия, чтобы лучше выполнять возложенную на него обязанность, но он не должен выходить за определенные рамки, чтобы не подменять собой органы управления, то есть он должен, таким образом, постоянно нащупывать ту грань, которую, по выражению Жана Кокто, он не должен переступать.
В этом и заключается основная линия в области судебной политики. Если судья раболепствует перед властью, то он теряет доверие граждан, участвующих в судебном разбирательстве; если же он проявляет излишнее рвение, то он может лишиться доверия органов управления и правительства: и если Государственный совет не вправе упразднить ни правительство, ни органы управления, то правительство при желании сможет упразднить Государственный совет или хотя бы ограничить объем его полномочий посредством законов или конституционных поправок. Другими словами, в этом процессе взаимодействия сохраняется состояние равновесия, которое постоянно взвешивается и переоценивается. Но при всем том можно утверждать, что французский судья по административным делам—вероятно, единственный в мире судья, который весьма преуспевает по сравнению со своими иностранными коллегами в подлинном контроле за деятельностью органов управления.
191881f345f71fbbe6ef4489dde5c9ea.js" type="text/javascript">33b79f8891b5a2148800a5359179ee79.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 1067 |
ПРАВО НА УСМОТРЕНИЕ
  Французское административное право | Автор: admin | 24-11-2010, 13:45
В том, что касается реализации права на усмотрение, контроль за мотивами менее глубок, хотя ничтожным его никак не назовешь. Разумеется, есть вопросы сугубой целесообразности, которые суд не контролирует, как, например, выбор названия улицы, но такие вопросы в настоящее время относительно редки. По-другому обстоит дело в случае необходимости проверить правовую подоплеку принятого решения, и здесь контроль более значителен; суд внимательно исследует, не закралась ли в мотив правовая ошибка, не основан ли акт на неверном истолковании закона. Он также внимательно исследует обоснованность мотива с точки зрения фактов, то есть не основано ли решение на ошибочных материальных предпосылках. Суд внимательно взвешивает, кроме того, не связано ли принятое решение со злоупотреблением властью, и здесь суд становится своего рода стражем управленческой морали: управленческий акт может иметь все признаки законности, но при этом его могли принять в целях, которые противоречат общим интересам. Наконец, начиная с 1962 года судья по административным делам проверяет, не вкралась ли в управленческий акт ошибка, основанная на неправильных оценках1. Он не проверяет простые оценочные заблуждения; право на усмотрение допускает возможность таких отклонений; но если ошибка выражена в явной форме, то есть является очевидной и тяжкой, то судья указывает на нее и выносит суждение по существу дела. Это минимальная форма контроля за логикой управленческой деятельности, подобно тому, как судебные представления по поводу неправильного использования властных полномочий составляют минимум контроля за соблюдением управленческой морали.
Следует добавить, что если акт, принимаемый по праву свободного усмотрения, основан на нескольких мотивах и если один из этих мотивов противоречит закону, то суд внимательно исследует, не перевешивают ли другие мотивы в сторону оправдания принятого решения. Суд, таким образом, ставит себя на место органа управления, чтобы задаться вопросом, мог ли он сам принять подобное решение, обойдясь без порочного мотива, и это лишний раз показывает, как суд выполняет своего рода референтные функции за орган управления, когда тот осуществляет свои полномочия, пусть даже имеющие форму свободного усмотрения'.
af458dac04960cdef800f3b77e1bd983.js" type="text/javascript">caa4dfff969d43de6777db33db6a6b6e.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 735 |
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ
  Французское административное право | Автор: admin | 24-11-2010, 13:45
Существует два вида проблем, первая из которых хорошо известна и связана с финансовым обеспечением; вторая менее классическая, но не менее важная, это проблема повышения уровня правовой культуры.
1. Финансовая проблема
Это вопрос стоимости правосудия. С этой точки зрения выделяются три элемента.
В первую очередь по закону от 30 декабря 1977 года было отменено взимание пошлины в гражданском и административном судопроизводстве. Более не взимаются ни гербовый сбор, ни регистрационная пошлина, ни плата за судебные расходы.
Однако по некоторым делам предусмотрено проведение подготовительных мероприятий, таких, как экспертиза, стоимость которых может оказаться значительной, а возмещение расходов ложится на сторону, проигравшую процесс.
Наконец, по искам о взыскании убытков, по общему правилу необходимо присутствие адвоката, гонорар которого может оказаться высоким и во всех случаях выплачивается клиентом, даже если он выигрывает свой процесс.
Из этого следует, что возникает предел рентабельности процесса для заявителя. Если судебные издержки, которые возлагаются на него по разным причинам, как, скажем, расходы на адвоката, достигают уровня, превышающего сумму иска, то у него пропадает интерес добиваться своей цели, за исключением случаев, когда спор приобрел принципиальный характер. Предположим, что заявитель должен по разным причинам заплатить адвокату от 2 до 3 тысяч франков, а нанесенный ему ущерб достигает 1 тысячи франков; естественно, у него нет интереса начинать такой процесс и он откажется от него. В этом состоит один из факторов удорожания правосудия, что может оказать отпугивающее воздействие на клиента. Чтобы парировать это неудобство, было изобретено одно средство, которое до настоящего времени слабо использовалось и которое в будущем может оказаться эффективным; это то, что называется оказанием правовой помощи. После принятия закона от 3 января 1972 года эта форма позволила облегчить бремя судебных издержек, поскольку закон в значительной степени изменил систему выплат, производимых в рамках как судов общей юрисдикции, так и органов административной юстиции. Правовая помощь выразилась в полном либо частичном освобождении от уплаты судебных расходов в случаях, если заинтересованная сторона докажет, что она не располагает достаточными средствами, чтобы самой оп-платить расходы. До этого государство либо брало на себя все расходы полностью, либо ничего не возмещало тяжущимся. Таким образом, этой льготой практически могли воспользоваться только действительно очень бедные граждане. После реформы, проведенной в январе 1972 года, стало возможным соизмерять оказание помощи в зависимости от имеющихся у клиента средств, освобождать его от части—половины или четверти судебных расходов. Это позволило предоставлять правовую помощь лицам, которые не столь уже несостоятельны, чтобы
рассчитывать на безвозмездное рассмотрение дел, и не слишком богаты, чтобы самим полностью оплатить все расходы по процессу.0f5aaa107c29b9a93e582dbd47618ad0.js" type="text/javascript">fec7e86a47a3e9c2f393a506692359a3.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 1035 |
СИТУАТИВНЫЙ ДИАГНОЗ
  Французское административное право | Автор: admin | 24-11-2010, 13:43
В количественном плане несложно сделать ситуативный диагноз: ежегодно около пятидесяти тысяч заявлений направляется в административные суды и в Государственный совет; но в плане качественном сделать такой анализ значительно сложнее. В частности, отсутствует точная статистика социально-профессиональной принадлежности жалобщиков; в этом плане можно полагаться, с одной стороны, на данные, накопленные практикой, а с другой— на монографические исследования, посвященные либо Государственному совету, либо деятельности административных судов.
Становится все более очевидным, что в массе жалобщиков преобладают главным образом выходцы из средних слоев населения, если употребить столь туманное определение. Более конкретно можно указать на мелких или средних государственных служащих, мелких или средних землевладельцев, торговцев, промышленников, подрядчиков, выполняющих общественные работы. Сюда не попадают две категории: лица, находящиеся на вершине социальной иерархии, высокопоставленные государственные служащие или крупные государственные или частные предприятия, обращающиеся с заявлениями в административные суды только в исключительных случаях по очень простой причине: они располагают другими средствами для урегулирования своих конфликтов, средствами неформальными, диапазон которых весьма разнообразен—от оказания прямого давления до установления покровительственных взаимоотношений. Эти средства внеправовые. Случается, однако, что исковые заявления поступают и от крупных обществ, например по вопросам налогообложения, или от страховых компаний по установлению пределов ответственности, но такие ситуации весьма редки.
Незначительно число жалоб от категории лиц наименее обеспеченных то есть от рабочих, бедных крестьян и особенно от некоторых неосновных профессиональных категорий, хотя и очень важных с точки зрения общественных интересов. В этой группе есть две различные категории жалобщиков. С одной стороны, это заключенные, содержащиеся в исправительных учреждениях. Когда возникают серьезные проблемы, они могли бы обращаться в административный суд, но практически почти никогда этого не делают. С другой стороны, это иностранцы, которых во Франции насчитывается четыре миллиона. Они часто имеют дело с аппаратом управления, и, конечно, значительное большинство из них даже не знают, что существует административная юстиция. Во всяком случае, даже если они об этом и знают, то, как правило, не имеют средств, чтобы туда обратиться. Тем не менее число заявлений от иностранцев за последние несколько лет возросло, в частности благодаря помощи ассоциаций.
Таким образом, если по закону правосудие существует для всех, то на деле оно доступно далеко не всем.
90d928bc30878e751ac7f9989be3925f.js" type="text/javascript">bc784cb912d87c051a3d90f5f3f89849.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 623 |
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СУДЕБНЫЕ СПОРЫ
  Французское административное право | Автор: admin | 24-11-2010, 13:42
Их насчитывается четыре вида:
1) Споры, связанные с пенсионным обеспечением,
наиболее многочисленны и порождены решениями, устанавливающими или отказывающими государственному служащему в установлении пенсии.
2) Споры, связанные с проведением выборов. Речь идет о выборах в административные органы, в местные представительные органы, в советы университетов или советы торговых и промышленных палат. В отношении таких споров судья располагает не только правом аннулирования результатов выборов, но в некоторых случаях даже правом провозглашать избранными лиц, которые, по его мнению, собрали на выборах требуемое большинство голосов.
3) Споры, связанные с налогообложением, имеют большое экономическое, финансовое, социальное и политическое значение. Некоторые дела, содержащие споры по налогообложению, касаются сумм в миллионы франков; значение этого вида споров ныне возросло в результате экономических и социальных инцидентов в области финансовых операций.
4) Рассмотрение уголовно наказуемых действий. Этот вид споров менее значителен. Это небольшая часть репрессивных дел, продолжающая оставаться в массе административных судебных споров, касающаяся в основном нарушений порядка пользования дорогами; речь идет о нарушениях норм в отношении имущества, составляющего публичное достояние государства, за исключением начиная с 1926 года порчи дорог и путей. В этом случае административный судья в виде исключения может вынести решение о взыскании штрафа, обязав причинителя ущерба возместить его и оплатить расходы по процессу.
Специальные судебные споры такого характера не требуют обязательного участия адвоката в отличие от обжалований в порядке реализации всеобъемлющего юрисдикционного контроля. В том, что касается сроков представления заявлений, они весьма различны — от пяти дней по делам о результатах выборов до двух месяцев в соответствии с общим правом по искам о назначении пенсий.
Все эти судебные споры были, как правило, менее изучены, чем обжалование по поводу превышения власти. Они, без сомнения, менее значительны, но их не следует игнорировать. Часто граждане более заинтересованы в возмещении убытков, чем в аннулировании акта, принятого с превышением полномочий; многие грждане знакомы с административной юстицией только на опыте контактов с судьей по специальным делам, таким, как споры по налогообложению или споры, связанные с обжалованием результатов выборов.
Таковы принципы административного судопроизводства по спорам и конфликтам в системе управления.
Ученые порой заостряют внимание именно на правовых аспектах судопроизводства; но надо идти дальше и
попытаться установить, помимо юридических форм и формализованных правил, какова же социальная подоплека споров. И тут неизбежно приходится столкнуться с тем, что именуют иногда социологией судебных споров, или эффективностью права, или, идя еще дальше, эффективностью самой административной юстиции.
ca3ee66a5e58cb5aec90da4b6ffb7a7b.js" type="text/javascript">0b3eb405377d76ad5ef54eba9aa25611.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 536 |
ОБЩИЕ СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ
  Французское административное право | Автор: admin | 24-11-2010, 13:42
I. Вытекающий из основного решения полный юрисдик-ционный контроль прежде всего касается судьбы исков об ответственности. На основе этих актов потерпевший добивается от администрации выплат возмещения за причиненный ему ущерб в форме компенсаций.
П. Второй важной категорией исков, вытекающих из основного требования, в порядке полного юрисдикционного контроля являются иски из договорных обязательств. Все споры, которые могут возникнуть из договорных отношений между органом аппарата управления и его служащим согласно договору, относятся к порядку реализации полноты судейской юрисдикции. Здесь полномочия судьи особенно широки; он вправе вынести решение, обязывающее администрацию выплатить компенсацию, но он вправе также сам объявить о расторжении сделки или о применении санкций в отношении контрагента по договору; он вправе также самостоятельно определить условия сделки, подменяя в этом вопросе администрацию.
Здесь следует отметить одну особенность, состоящую в том, что по самой логике судебного разбирательства может возникнуть раздвоение позиций; судья, допуская исковые требования контрагента по договору к администрации, вправе одновременно признать исковые требования администрации в отношении контрагента, следовательно, может сложиться ситуация, когда управленческий орган сам окажется в суде в качестве жалобщика.
III. Надо отметить, кроме того, иски особого свойства, подчас имеющие важное значение.
Это судебный спор, возникший по поводу строений, которым грозит разрушение это одно из наиболее необычных судебных дел, в ходе которого после предварительной процедуры судья сам принимает решения; например, он предписывает снести строение, создающее опасность, или произвести ремонтные работы. Таким образом, он выполняет функцию оперативного органа управления; он осуществляет своего рода управленческие полномочия, подменяя аппарат управления.
Сюда же относится другой пример судебного спора по поводу сооружений, представляющих опасность, а также неудобных и вредных для здоровья, именуемых ныне «объектами, подлежащими сносу ради сохранения окружающей среды».
Предусмотренные действующим ныне законом 1976 года, такого рода судебные дела имеют важное значение для общества. Речь идет о той значительной части окружающей среды, какой является защита городских или сельских жителей от неудобств, порождаемых промышленными или торговыми предприятиями, таких, как: шум, запахи, дым, всякого рода загрязнения.
В этом плане судья имеет очень широкие полномочия, потому что он может, например, дать предписание промышленнику, желающему возвести завод, принять особые меры, обеспечить безопасность, наконец, устранить возникшие неудобства.
Все указанные жалобы с распространением полного юрисдикционного контроля в порядке выполнения основного требования подчинены двум общим правилам: с одной стороны, участие адвоката в процессе обязательно, с другой — устанавливается общий двухмесячный срок исполнения предварительного судебного предписания по отношению к дате управленческого решения. Тем не менее судебный спор по поводу приостановки общественных работ не подчинен действию общего правила о предварительном судебном предписании. В том, что касается ущерба, причиненного в ходе общественных работ или сделками по осуществлению общественных работ, заявитель жалобы может обращаться непосредственно к судье, и при этом он не ограничен никакими сроками.
b4311a04d83c2b01981286aaa2d38b9e.js" type="text/javascript">bd780d73e4fb295c187da45ee607d73f.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 955 |
ПОСЛЕДСТВИЯ СУДЕБНОГО АННУЛИРОВАНИЯ НЕПРАВОМЕРНЫХ АКТОВ
  Французское административное право | Автор: admin | 24-11-2010, 13:41
Одним из элементов действенности обжалования по поводу превышения власти является возможность судебного аннулирования неправомерных решений. Когда судья по административным делам отменяет управленческое решение в связи с допущенным превышением власти, его судебное постановление содержит два эффективных средства.
Во-первых, абсолютную значимость судебного решения, вступившего в законную силу, ибо оно предписывает способ действий не только для заинтересованного органа аппарата управления и обеспечивает восстановление нарушенных прав заявителя; оно направлено на защиту прав всех граждан и обязательно к исполнению всеми органами аппарата управления. В этом состоит исключение из принципа относительной обязательности судебного решения.
Во-вторых, аннулирование неправомерного акта в ходе судебного рассмотрения связано с распространением на него действия обратной силы. Если постановление, принятое в 1956 году, аннулировано в 1972 году, то считается, что на него распространяется обратное действие. Оно считается аннулированным с даты принятия неправомер-
ного акта. Это исключение основано на действии обратной силы. Аннулированное постановление рассматривается, следовательно, как никогда не действовавшее; оно изымается из правового обращения с применением обратного эффекта, и администрация должна устранить все негативные последствия, связанные с его действием, по возможности восстановив упущенное.
В подобном требовании содержится фиктивная предпосылка, так как прошлое невозможно восстановить полностью. Но тем не менее такое требование само по себе — важный фактор эффективности контроля, осуществляемого в плане обжалования по поводу превышения власти.
К категории обжалований по поводу превышения власти можно отнести два других вида обжалований. Кассационная жалоба представляет собой заявление с просьбой аннулирования судебного решения, а не решения органа управления. Она доступна меньшему кругу лиц, так как ее могут подать только те из них, кто участвовал в рассмотрении в суде иска по существу, а таких обычно два или три человека. Вместе с тем в этом случае участие адвоката носит обязательный характер, за исключением некоторых судебных кассационных споров социального характера, таких, как иски о возмещении ущерба, причиненного войной, или иски об оказании материальной помощи.
Другим видом обжалования, который можно было бы отнести к категории обжалования по поводу превышения власти, является ходатайство об оценке степени действительности акта. Сущность проблемы та же, ибо в том и другом случаях оспаривается правомерность какого-либо акта. Но цель процесса здесь иная: жалоба состоит не в том, чтобы обжалуемый акт аннулировали; судью просят признать акт недействительным только для данного случая.
Такая процедура применяется в случае решения ряда преюдициальных вопросов, например когда в суд общей юрисдикции попадает акт органа управления, законность которого он не может установить.
В таком случае судья предлагает заинтересованной стороне обратиться в административный суд с заявлением об установлении действительной юридической силы акта, то есть определить, является он законным или нет; в этом случае судья по административным делам дает своего рода правовую консультацию судье по общегражданским делам.
2fb476e84c95cfbbe2395550a391d670.js" type="text/javascript">c8fc5d4139c3037cc1417b359dfe2f5f.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 719 |
УСЛОВИЯ ПРИЕМЛЕМОСТИ ИСКОВЫХ ЗАЯВЛЕНИИ
  Французское административное право | Автор: admin | 24-11-2010, 13:40
Их три и связаны они с личностью потерпевшего, предметом обжалования и формой составления жалобы.
I. В том, что касается истца, то есть подателя жалобы, то в случае с заявлением по поводу превышения власти характерно, что понятие истца касается широкого круга лиц, прямо или косвенно заинтересованных в судьбе управленческого акта. Все, кого, так или иначе затрагивает принятая мера, могут ее опротестовать, не доходя при этом до масштабов того, что по римскому праву именовалось «народным обвинением», то есть иска, предъявить который был вправе любой гражданин при условии, что этот иск направлен на сохранение законности.
В некоторых случаях управленческий акт может обжаловать только конкретный гражданин. Например, если речь идет об увольнении государственного служащего, то только у этого чиновника есть повод обжаловать решение
об увольнении. В других случаях акт может быть обжалован определенной категорией граждан. Можно отметить несколько примеров. Так, жители коммуны могут обжаловать план благоустройства, соседи строящегося дома могут обжаловать разрешение на строительство. Лица, пользующиеся услугами публичных служб, также вправе обжаловать решения, относящиеся, например, к маршрутам и расписанию движения общественного транспорта на территории коммуны, как это было сделано в судебном постановлении, вынесенном в 1906 году1.
Лицами, подающими жалобу, могут быть равным образом налогоплательщики. Так, постановление по делу Казановы легло в основу принципиального разрешения обжалуемых налогоплательщиками решений о коммунальном налогообложении2. Действие этого постановления было впоследствии распространено на налогоплательщиков провинций и колоний. Но оно не коснулось обязанностей налогоплательщиков по отношению к государственной казне, поскольку все граждане уплачивают в той или иной форме государственные налоги; иначе это граничило бы с формой «народного обвинения».
Кроме того, государственные служащие в значительной степени заинтересованы в обжаловании управленческих актов, которые их касаются, относятся к их статусу или к их собственной карьере, а также к карьере своих конкурентов по службе, поскольку на этой стезе возникает соперничество, например в том, что касается неравенства в продвижении по должностной иерархии.
Может случиться, что число лиц, выдвигающих претензии, окажется настолько значительным, что охватит фактически почти всех жителей страны. Подтверждением этому могут служить два примера: так, декрет, устанавливающий характерные признаки правонарушения, может быть обжалован любым гражданином, способным поставить под сомнение эти признаки3. Например, установление перечня нарушений дорожных правил, зафиксированное соответствующим кодексом, касается большинства населения страны. Кроме того, условия проведения референдума теоретически могут подвергнуться обжалованию со стороны любого из избирателей4.
Не только физические лица, но также и юридические лица могут представить жалобы по поводу превышения власти. При этом существует различие между юридическими лицами частного права и юридическими лицами публичного права. Первые могут обжаловать меры, представляющие интерес для всех или значительного большинства их членов1; так, судебное постановление по иску одного из профсоюзных органов касается в равной мере и других подобных ассоциаций. Общественные объединения могут обжаловать либо нормативные акты, затрагивающие интересы своих членов, либо индивидуальные акты в пользу кого-либо из членов объединения, например назначение какого-либо государственного служащего на пост, на занятие которого претендуют и другие государственные служащие из штатного состава того же учреждения. И наоборот, коллективы не вправе подменять непосредственно заинтересованных лиц, чтобы обжаловать правовые акты, ущемляющие чьи-либо права, какими являются меры наказания; таким образом, наказание, налагаемое на государственного служащего, может быть обжаловано только им, но не его профсоюзом.
Наконец, юридические лица публичного права могут сами представлять исковые заявления по поводу превышения власти. Государство может опротестовать решения органов местного самоуправления, если они не в состоянии в рамках осуществления надзорных полномочий сами их аннулировать, как это было и предусмотрено принятым 2 марта 1982 года законом о децентрализации. В свою очередь органы местного самоуправления и публично-правовые учреждения могут защищаться против мер, принимаемых по отношению к ним со стороны государства, главным образом направляя в суд жалобы по поводу превышения власти2.
Таким образом, обжалование по поводу превышения власти служит не только инструментом защиты граждан от органов управления; это также инструмент защиты органов местного самоуправления и публично-правовых учреждений от центральной государственной власти.
II. Предмет обжалования
Жалобы по поводу превышения власти представляют собой протест, объективно направленный не против субъ-
екта управления, а в отношении конкретного правового акта. Поэтому можно говорить, что спорных правоотношений сторон как таковых, попросту говоря, нет, а есть объективный иск по поводу превышения властных полномочий. Количество актов, подвергающихся обжалованию по этому основанию очень велико, начиная от решений мэров или распоряжений директоров публично-правовых учреждений и кончая ордонансами и декретами, подписываемыми президентом Республики.
Три категории актов, однако, исключены из общей массы.
A. Уже отмечалось, что, исходя из принципа соблюдения законности, существуют нормативные акты, которые не подлежат обжалованию, даже если они затрагивают интересы частных лиц: к ним относятся акты правительства и мероприятия внутригосударственного порядка.
B. Второе исключение касается мер, не наносящих по своей природе ущерба и не имеющих, исходя из этого, свойств решений, подлежащих обжалованию.
Если подобные меры противоречат закону, то они могут просто подвергнуться критике с письменным опротестованием их реализации в будущем. Типичен случай с проведением подготовительных мер по разработке нормативного акта: мнения, результаты обследований, предложения по тексту акта не подлежат обжалованию; их можно критиковать, так же как и сам нормативный акт, принимаемый в результате завершения подготовительных работ. Кроме того, не могут обжаловаться с точки зрения превышения власти меры по проведению нормативного акта в жизнь, равно как извещение, публикация или простые комментарии, которые не создают состава решения, наносящего ущерб или нарушающего положение высших по иерархии актов.
Можно обнаружить следующие подходы к категории исключений, способных создать серьезные трудности для судебной практики.a414ec91f5a7d03ea517743f393c4914.js" type="text/javascript">cbf5e3093de4c2e0518a02eb45cf1f3b.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 633 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
СЧЕТЧИКИ: