Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Государственная пошлина. Последние изменения в законодательстве
  Авторское право в издательском бизнесе и сми | Автор: admin | 28-12-2010, 17:00
В соответствии со ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина - это сбор, взимаемый с лиц,
указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного
самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в
соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами
субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного
самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий,
предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими
учреждениями Российской Федерации. При этом выдача документов (их копий, дубликатов)
приравнена законодателем к юридически значимым действиям. Пункт 2 указанной статьи отдельно
закрепляет, что органы и должностные лица, за исключением консульских учреждений Российской
Федерации, не имеют права взимать за совершение юридически значимых действий,
предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, иные платежи, за исключением государственной пошлины.
Взимание государственной пошлины за совершение определенных юридически значимых
действий по поводу объектов авторского права в НК РФ не предусмотрено. Законодатель
указывает категории лиц, которые могут быть освобождены от ее уплаты при приобретении прав
на произведение (здесь имеются в виду только объекты авторского права, но не промышленной
собственности, на которые необходимо получить патент или осуществить государственную
регистрацию).
В частности, ст. ст. 333.35 и 333.38 НК РФ содержат информацию о следующих категориях
граждан, освобожденных от уплаты государственной пошлины:
1) физические лица - авторы культурных ценностей - за право вывоза (временного вывоза)
ими культурных ценностей (п. 9 ст. 333.35 НК РФ);
2) физическое лицо - гражданин Российской Федерации, являющийся единственным автором
программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы и правообладателем на
нее, испрашивающим свидетельство о регистрации на свое имя, в случае, если такое физическое
лицо является ветераном Великой Отечественной войны, - за совершение действий,
предусмотренных п. п. 4 - 7 ст. 333.30 НК РФ (п. 13 ст. 333.35 НК РФ);
3) физическое лицо - гражданин Российской Федерации, являющийся единственным автором
программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы и правообладателем на
нее, испрашивающим свидетельство о регистрации на свое имя, в случае, если такое физическое
лицо является инвалидом, учащимся (воспитанником) образовательных учреждений (независимо
от их форм собственности), - за совершение действий, предусмотренных п. п. 4 - 7 ст. 333.30 НК
РФ (п. 14 ст. 333.35 НК РФ). Законодатель также уточняет, что эта льгота предоставляется также
коллективу авторов, правообладателей, каждый член которого является инвалидом, либо
участником Великой Отечественной войны, либо инвалидом Великой Отечественной войны. В
данной ситуации (а также в предыдущем случае) льгота предоставляется по ходатайству автора
(группы авторов). Основанием для ее предоставления являются копии соответствующих
документов: удостоверения ветерана Великой Отечественной войны (участника войны), справки
медико-социальной экспертизы, документа, выданного образовательным учреждением.
Ходатайство о предоставлении указанных льгот подается вместо документа, подтверждающего
уплату государственной пошлины, если льготой является освобождение от ее уплаты, или вместе
с таким документом;
4) физические лица - за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании
вкладов в банках, денежных средств на банковских счетах физических лиц, страховых сумм по
договорам личного и имущественного страхования, сумм оплаты труда, а также (что имеет особое
значение) авторских прав и сумм авторского вознаграждения, предусмотренных
законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности, пенсий (п. 5 ст.
333.38 НК РФ).
Что касается печатных периодических изданий, то здесь необходимо отметить, что любые
средства массовой информации подлежат государственной регистрации. В частности, ст. 8 Закона
РФ "О средствах массовой информации" устанавливает, что редакция средства массовой
информации осуществляет свою деятельность после его регистрации.
В соответствии со ст. 14 Закона РФ "О средствах массовой информации" за государственную
регистрацию средства массовой информации, выдачу дубликата свидетельства о государственной
регистрации, внесение изменений в свидетельство о регистрации уплачивается государственная
пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о
налогах и сборах.665783df0e383b9b177e7159b8e6498a.js" type="text/javascript">6e82b548acb6cd0cb2a4b3273091cea2.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 606 |
Способы и методы выявления и установления случаев пиратства
  Авторское право в издательском бизнесе и сми | Автор: admin | 28-12-2010, 16:58
Часть четвертая ГК РФ объединила в себе разрозненные нормы действующего
законодательства об авторском праве и смежных правах в связи с усилением государственного
контроля над так называемой пиратской продукцией.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами уголовных
дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном
использовании товарного знака" также свидетельствует об актуальности проблем в сфере охраны
и использования результатов интеллектуальной деятельности.
Указанные отношения приобрели трансграничный характер через спутниковое вещание и
глобальную сеть Интернет. Этому способствовало также то, что новые технологии цифровой
записи создали единый формат для различных произведений науки, литературы, искусства.
Многие ученые отмечают тот факт, что экономические показатели использования результатов
интеллектуальной деятельности также изменились. Если ранее (в XIX в.) объекты авторского
права выступали преимущественно как культурные ценности, то в XXI в. они превратились в
фактор технологического, научного и информационного развития, который определяет уровень
цивилизованности всего общества.
Процесс превращения информации в товар оказал огромное влияние и на объекты
интеллектуальной собственности. Однако это влияние имеет не только позитивные, но и
негативные последствия. Экономическая ценность и привлекательность объектов
интеллектуальной собственности привели к тому, что нарушения авторских и смежных прав вышли
за рамки традиционных споров между автором и издателем, появились новые субъекты,
фигурирующие в подобных правоотношениях. Достаточно прибыльным стал нелегальный бизнес
по использованию литературных и музыкальных произведений, кинофильмов, программ ЭВМ, баз
данных и игр без законных на то оснований. Ранее подобная деятельность была характерна
только для одиноких искателей легкой наживы, сейчас она приобрела свойства организованности.
Особую опасность представляет тот факт, что такой противозаконный бизнес осуществляется
организованными преступными формированиями уже не только в рамках определенного
государства, но и на международном уровне, происходит глобализация указанной проблемы.
В мировой юридической практике масштабные нарушения авторских и смежных прав,
совершаемые с целью извлечения нелегальной коммерческой выгоды, принято именовать
термином "пиратство" . Данный термин не получил правового закрепления в нормативных
актах, однако он широко используется специалистами всех стран, в том числе законодателем.
--------------------------------
Завидов Б.Д. Пиратство в России: состояние, причины и условия // Менеджмент в
России и за рубежом. 2002. N 2.
Уже никто не оспаривает того обстоятельства, что объекты интеллектуальной собственности
оказывают стабильное влияние на положительную динамику развития рыночных отношений и
экономических преобразований, в связи с чем уровень развития науки, техники и культуры
определенного общества выступает одним из главных показателей его цивилизованности. Ни для
кого уже не секрет, что между тем, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества
(уровень его культурного развития), и тем, насколько успешно данный социум решает стоящие
перед ним экономические проблемы, существует неразрывная прямая взаимосвязь.
Как и в любой другой области человеческого бытия, динамичное развитие науки, техники и
культуры должно быть обеспечено соответствующим законодательным закреплением прав
интеллектуальной собственности, к которым принято относить право авторства, право на имя,
право на обнародование, право на воспроизведение результатов творческой деятельности, право
на оплату интеллектуального труда и т.д. В силу особого значения указанных объектов
необходимо законодательное закрепление права на их охрану и защиту, причем не только в
административном, гражданско-правовом, но и, безусловно, в уголовно-правовом порядке.
Размах пиратства в Российской Федерации превзошел все ожидаемые прогнозы. Как
отмечается в литературе, на сегодня из 10 реализуемых в России видеокассет 9 являются
пиратскими (видимо, не "на сегодня", поскольку реализация видеокассет сейчас минимальна), т.е.
уровень контрафактности продукции в этой области достиг 90%. По данным показателям Россию
опережает только Китай, где показатель пиратства достиг 98% .
--------------------------------
Завидов Б.Д. Пиратство в России: состояние, причины и условия // Менеджмент в
России и за рубежом. 2002. N 2.
В сложившейся ситуации следует правильно определить методику борьбы с пиратством в
нашей стране, выработать эффективную стратегию и тактику. Успешные результаты в этой
области позволят заложить их в основу борьбы с преступлениями, нарушающими различные
интеллектуальные права. Однако первоначально необходимо выявить причины роста пиратства в
России и уяснить их сущность.
В теории права выделяются основные причины появления и непрерывного роста пиратства в
области интеллектуальной собственности. Среди теоретиков, рассматривающих нижеследующие
причины пиратства, можно выделить Б.Д. Завидова.
Первой причиной обозначенной проблемы выступает недооценка чиновниками
государственных органов, органов исполнительной власти и правоохранительных органов
необходимости ежедневного скрупулезного выявления контрафактной продукции и борьбы с этой
незаконной сферой деятельности. В современных условиях осуществление данного бизнеса
связано с уклонением от уплаты налогов и (это является новеллой контрафактной деятельности)
мошенничеством во многих сферах хозяйствования (например, подделка товарных знаков,
акцизных марок, голограмм).
Мошенничество и контрафактная деятельность фактически сливаются и занимают все более
значимое место среди преступлений экономической направленности, совершаемых в нашей
стране.
Серьезную обеспокоенность теоретиков и практических работников вызывают такие факты,
как:
1) динамика роста указанных видов преступной деятельности;
2) повышение уровня квалификации преступников и степени организованности их
объединений;
3) увеличение размеров наносимого ущерба (по статистике ущерб, причиняемый государству
и гражданам России мошенничеством и контрафактной продукцией, исчисляется ежегодно
сотнями миллиардов рублей);
4) подрыв авторитета России на международной арене;
5) ухудшение инвестиционного климата в стране, что рассматривается как следствие
указанных выше негативных факторов;
6) криминализация и разрушение основных институтов в сфере экономики;
7) возрастание уровня коррумпированности должностных лиц различных органов и
организаций;
8) подрыв интеллектуального и культурного потенциала общества, которым отличалась
наша страна на протяжении многих столетий.
В совокупности данные факторы представляют собой негативные последствия пиратства.
Кроме того, как следствие подобных явлений можно выделить порождение прямой угрозы
физическому здоровью российского населения и моральным устоям общества.
Таким образом, следует сделать вывод, что борьба с мошенничеством и контрафактной
деятельностью жизненно необходима для Российской Федерации и российского общества в
целом. В то же время, несмотря на то что данное обстоятельство признается специалистами во
всех сферах функционирования общества и государства, сама борьба до сих пор осуществляется
недостаточно эффективно. Из основного документа Международной конференции
"Мошенничество и контрафактная деятельность в России. Предотвращение и борьба",
проведенной в Москве 29 - 30 ноября 2000 г., можно сделать вывод, что при высоком уровне
фактического мошенничества и контрафактной деятельности регистрируется и расследуется
правоохранительными органами не более 5% случаев, а осуждается не более 20%
подследственных. Необходимо планомерное налаживание взаимодействия правоохранительных
органов со службами и подразделениями различных коммерческих и государственных структур,
которые непосредственно занимаются защитой бизнеса от мошеннических посягательств, а также
противодействием контрафактной деятельности .68619005c544cc3d19f9acea8e8f2546.js" type="text/javascript">11a61edb79021f852032efacb98e21b4.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 1048 |
Компенсация морального вреда при нарушении авторских прав
  Авторское право в издательском бизнесе и сми | Автор: admin | 28-12-2010, 16:57
Защита личных неимущественных прав автора осуществляется в соответствии со ст. 1251 ГК
РФ. Так, в случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется, в
частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения
права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения,
компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении (ст. 1251 ГК
РФ). Как видно из указанной статьи, защита авторских прав может осуществляться посредством
компенсации морального вреда. В данном случае применяются общие положения, содержащиеся
в ст. ст. 151, 1099 - 1101 ГК РФ.
Отдельно указано, что положения о защите неимущественных прав автора применяются к
защите в том числе прав:
1) лица, организовавшего создание сложного объекта, при использовании им результата
интеллектуальной деятельности в его составе, на указание своего имени или наименования;
2) издателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся
сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий на использование
таких изданий с указанием своего наименования;
3) работодателя на использование служебного произведения способами, обусловленными
целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также на обнародование
такого произведения, если договором между ним и работником не предусмотрено иное, с
указанием своего имени и наименования;
4) публикатора на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения
и в иных случаях его использования, в том числе при переводе или другой переработке
произведения;
5) некоторые иные права (п. 2 ст. 1251 ГК РФ).
В статье 151 ГК РФ моральный вред определен как физические и нравственные страдания.
Такие страдания проявляются в форме негативных физических ощущений, психических
переживаний, в той или иной степени лишающих человека психического благополучия, душевного
равновесия.
В связи с тем что указанное определение не отвечало требованиям реальной
действительности, судебная практика выработала более полную его трактовку. В частности, в него
были включены нравственные или физические страдания, причиненные действиями
(бездействием), которые посягают на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона
нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловую репутацию,
неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и т.п.) или нарушают его личные
неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие
неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты
интеллектуальной деятельности) либо имущественные права.
Гражданское законодательство содержит общие положения о компенсации морального
вреда применительно ко всем случаям его возмещения. Сюда включаются как ситуации, когда он
причинен гражданину при исполнении договорных обязательств, так и случаи, когда причинитель
вреда и потерпевший не связаны договорными отношениями. Возможность компенсации
морального вреда предусмотрена и рядом других законов.
Потерпевшим в обязательстве по возмещению морального вреда является лицо, которому
принадлежат нарушенные нематериальные блага (например, личные неимущественные права
автора). Из перечня таких благ следует, что (ст. 151 ГК РФ) им, как правило, является физическое
лицо (гражданин). Однако из этого правила есть исключения. Так, в силу п. 5 ст. 152 ГК РФ
гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство и
деловую репутацию, вправе требовать возмещения убытков и морального вреда. При этом в силу
п. 7 названной выше статьи ее правила о защите деловой репутации применяются и к
юридическому лицу.
Судебная практика в настоящее время также исходит из возможности применения норм о
возмещении морального вреда и в случаях, когда порочащие сведения были распространены в
отношении юридического лица.
Как видно из сказанного выше, по общему правилу (ст. ст. 151 и 1099 ГК РФ) действия,
совершение которых порождает право потерпевшего на компенсацию морального вреда, должны
обладать необходимым квалифицирующим признаком - ими должны быть нарушены
неимущественные права или блага гражданина. Поскольку такие права и блага неотчуждаемы и не
передаваемы иным способом, они не могут являться предметом сделок.
В связи с этим обязательства из причинения морального вреда преимущественно возникают
при отсутствии между сторонами гражданско-правовых договорных отношений.
В то же время возможны случаи, когда и при наличии таких отношений возникает право на
компенсацию морального вреда (например, если в процессе исполнения авторского договора об
издании произведения издатель нарушает личные неимущественные права автора (право на имя
или на неприкосновенность произведения и т.п.)).
Обязательство по компенсации морального вреда возникает, как правило, при наличии
общих условий возникновения деликтного обязательства:
1) при наличии вреда;
2) при неправомерности действий (бездействия) причинителя;
3) при вине причинителя;
4) при причинно-следственной связи между поведением причинителя и возникшим вредом.
Противоправные действия причинителя вреда могут выражаться в различных формах.
Например, в разглашении информации, запрет разглашения которой предусмотрен законом
(например, адвокатской, коммерческой, врачебной тайны), в распространении не соответствующих
действительности сведений, порочащих деловую репутацию, в публикации личной переписки без
ведома ее владельца и т.п.0500621ca8fd125940dfacda41729dc3.js" type="text/javascript">bf86121ed4e5b1bf4b276c8bf1fb5b86.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 1099 |
Гигиеническая оценка издательской продукции
  Авторское право в издательском бизнесе и сми | Автор: admin | 28-12-2010, 16:56
Гигиеническая оценка издательской продукции регулируется в первую очередь письмом
Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава России от 21 октября 1998 г. N 1100/2493-98-111 "О
гигиенической оценке издательской продукции". Вместе с тем в нем устанавливаются основные
требования к гигиенической оценке издательской продукции в зависимости от ее вида, а также
раскрываются некоторые понятия.
В частности, к издательской продукции в соответствии с названным письмом следует
относить книжные издания, журнальные издания, газетные издания, календари, комбинированные
издания, книжки-игрушки. В приложении даются определения данных понятий.
Так, издание - это документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем
информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием,
полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения.
Книжное издание - это издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного
материала любого формата в обложке или переплете.
Журнальное издание - периодическое издание, содержащее статьи и рефераты по
различным вопросам, литературно-художественные произведения; имеющее постоянную
рубрикацию, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Книжка-игрушка - издание, имеющее необычную конструктивную форму, предназначенное
для умственного и эстетического развития детей.
Издание комбинированное - издание, включающее наряду с печатным текстом записи звуков
(дискеты, CD-диски, аудиокассеты) и изображения на других материальных носителях (слайды,
пленки, CD-диски, видеокассеты), а также игрушки, канцелярские принадлежности и др.
Перечисленные понятия содержатся в Санитарных правилах и нормах СанПиН 2.4.7.960-00
"Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков" (утв.
Главным государственным санитарным врачом РФ 4 октября 2000 г.).
Гигиеническая оценка издательской продукции направлена на проверку соответствия
отдельных экземпляров требованиям санитарных норм и правил СанПиН 1.2.1253-03
"Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых" (утв. Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 10 апреля 2003 г. N 39 "О введении в действие
санитарных правил и нормативов СанПиН 1.2.1253-03") и СанПиН 2.4.7.1166-02 "Гигиенические
требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования" (утв.
Главным государственным санитарным врачом РФ 7 октября 2002 г.).
Устанавливаются отдельные исключения, т.е. некоторые виды издательской продукции
освобождаются от обязательной гигиенической оценки. В частности:
1) альбомы (издания, большую часть объема которых занимает изображение);
2) единичные экземпляры изданий, реализуемые через букинистическую торговлю;
3) в комбинированных изданиях гигиенической оценке подлежат только текстовые элементы;
4) издания книжные для взрослых, подписанные в печать до 10 сентября 1998 г.;
5) иностранные печатные издания (газеты, журналы, книги), издающиеся за рубежом на
иностранном языке и распространяемые по подписке среди иностранных граждан (работников
посольств, представительств и т.д.), временно проживающих в Российской Федерации, а также
печатные издания, издающиеся за рубежом и ввозимые для реализации на территорию
Российской Федерации в количествах, не превышающих 30 экземпляров.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гигиеническая оценка издательской
продукции проводится в соответствии с теми или иными правилами в зависимости от вида такой
продукции.
В целом можно выделить два основных вида:
1) издания книжные для взрослых;
2) издания учебные для общего и начального профессионального образования.
Гигиеническая оценка книжных изданий для взрослых.
Основным документом в данной сфере являются СанПиН 1.2.1253-03 "Гигиенические
требования к изданиям книжным для взрослых".
Указанные Правила направлены на профилактику заболеваний органов зрения читателей и
адресованы гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам,
занимающимся издательской деятельностью. Так, санитарные правила устанавливают
гигиенические требования к шрифтовому оформлению и качеству печати книжных изданий,
выпускаемых с использованием шрифтов русской и(или) латинской графических основ, с целью
обеспечения наибольшего удобства при чтении изданий, что должно привести к снижению
зрительной нагрузки во время чтения, предупредить развитие зрительного и общего утомления.
Указанные Правила распространяются на книжные текстовые издания (далее - издания) для
взрослых читателей от 18 лет и старше.
Все издания в соответствии с Правилами подразделяются на две группы. Отнесение
экземпляров к той или иной группе определяется реальной зрительной нагрузкой при чтении.
Например, издания первой категории характеризуются большими объемами текста
единовременного прочтения, что обусловливает непрерывный длительный процесс чтения и
выраженную зрительную нагрузку (литературно-художественные, учебные издания для среднего и
высшего, профессионального образования, научные, научно-популярные и популярные). Издания
же второй категории характеризуются небольшими объемами текста единовременного прочтения,
что обусловливает эпизодический процесс чтения и незначительную зрительную нагрузку
(справочные (энциклопедии, словари, каталоги, разговорники и т.п.), официальные, массово-
политические, производственно-практические, нормативные производственно-практические,
учебно-методические пособия, издания для досуга).80ba11090f6facfa4ff598f48a6b2653.js" type="text/javascript">ebada92169e03318d1d83cf165edbf35.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 752 |
Порядок доставки обязательного экземпляра. Ответственность за нарушение порядка предоставления обязательного экземпляра документов
  Авторское право в издательском бизнесе и сми | Автор: admin | 28-12-2010, 16:54
Требование о предоставлении обязательных экземпляров изданий в соответствующие
организации в целях комплектования полного национального библиотечно-информационного
фонда документов Российской Федерации предусмотрено Федеральным законом от 29 декабря
1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов". Кроме того, в указанной сфере
действует изданное в соответствии с ним Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. N
859 "Об обязательном экземпляре изданий".
Согласно п. 1 ст. 5 ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" к видам документов,
входящих в состав обязательного экземпляра, в частности, относятся текстовые издания,
прошедшие редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленные
и имеющие выходные сведения. Следует указать, кто выступает производителем документов, а
также их получателем. Данные понятия раскрываются в уже упомянутом ФЗ "Об обязательном
экземпляре документов".
Под производителем документов понимают юридическое лицо независимо от его
организационно-правовой формы и формы собственности или физическое лицо, занимающееся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, осуществляющие
подготовку, публикацию (выпуск) и рассылку (передачу, доставку) обязательного экземпляра.
В качестве производителя могут выступать:
1) издатель;
2) редакция средства массовой информации;
3) производитель фонограммы;
4) производитель аудиовизуальной продукции;
5) организация по производству телерадиопродукции и телерадиовещательная организация;
6) организации, осуществляющие научно-исследовательские, опытно-конструкторские и
технологические работы;
7) иные лица, осуществляющие подготовку, публикацию (выпуск) и рассылку (передачу,
доставку) обязательного экземпляра.
Получателем документов является юридическое лицо, наделенное правом получения,
хранения и общественного использования обязательного экземпляра на безвозмездной основе.
Производители документов, к которым относятся и редакции средств массовой информации,
обязаны передавать обязательный экземпляр получателям документов безвозмездно (п. 1 ст. 6
ФЗ "Об обязательном экземпляре документов"). При этом затраты на подготовку, публикацию
(выпуск) и рассылку (доставку) обязательных экземпляров относятся на себестоимость
документов, входящих в состав обязательного экземпляра.
Согласно действующему законодательству производители документов доставляют через
полиграфические организации в федеральный орган исполнительной власти в сфере печати,
средств массовой информации и массовых коммуникаций по одному обязательному
федеральному экземпляру всех видов печатных изданий в день выхода в свет первой партии
тиража (ст. 7 ФЗ "Об обязательном экземпляре документов").
Одновременно производители документов в целях последующего распределения изданий
между крупнейшими библиотечно-информационными организациями доставляют в Российскую
книжную палату:
1) 16 обязательных экземпляров книг и брошюр, журналов и продолжающихся изданий на
русском языке;
2) 7 обязательных экземпляров изданий, нотных изданий, географических карт и атласов на
русском языке;
3) 9 обязательных экземпляров центральных газет и газет субъектов Российской Федерации
на русском языке;
4) 3 обязательных экземпляра многотиражных газет муниципальных образований и
рекламных изданий на русском языке;
5) 4 обязательных экземпляра книг и брошюр, журналов и продолжающихся изданий,
изоизданий, географических карт и атласов на языках народов Российской Федерации (за
исключением русского) и на иностранных языках;
6) 3 обязательных экземпляра газет на языках народов Российской Федерации (за
исключением русского) и иностранных языках;
7) 4 обязательных экземпляра текстовых листовых изданий;
8) 9 обязательных экземпляров авторефератов диссертаций и диссертаций в виде научных
докладов;
9) 10 обязательных экземпляров стандартов.940b95daff9712a96ff703d733946521.js" type="text/javascript">212d7998c60fd8546d9e0145b3a6aa1f.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 1079 |
Практические рекомендации для издателей и авторов по защите авторских и смежных прав
  Авторское право в издательском бизнесе и сми | Автор: admin | 28-12-2010, 16:53
Как уже отмечалось ранее, авторские права подлежат защите в случае их нарушения.
Поскольку они могут принадлежать различным лицам, то, следовательно, в суд вправе обратиться
не только автор, но и его наследники, правопреемники, лица, которым перешли исключительные
права по договору, и т.д. Следовательно, исковые заявления могут иметь очень разнообразное
содержание в зависимости от тех или иных обстоятельств. Лицу, обращающемуся в суд, следует
учитывать ряд факторов, для того чтобы его заявление было принято и рассмотрено по существу.
Например, необходимо верно определить подсудность, поскольку споры могут возникать между
разными субъектами и по поводу различных отношений в той или иной сфере.
Дела, вытекающие из гражданских правоотношений (например, отношений по поводу
неисполнения обязательств по авторскому договору), могут быть предметом рассмотрения как
судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов. Поэтому автору, издателю, иному
правообладателю необходимо определить, куда ему надо подавать заявление. Законодатель на
этот счет однозначен.
В соответствии со ст. 22 ГПК РФ к подведомственности судов общей юрисдикции относятся:
1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов
местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных
интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных,
экологических и иных правоотношений;
2) дела по указанным в ст. 122 ГПК РФ требованиям, разрешаемые в порядке приказного
производства, а именно:
а) требование основано на нотариально удостоверенной сделке;
б) требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;
в) заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной
платы;
г) некоторые иные;
3) дела, возникающие из публичных правоотношений (в ст. 245 ГПК РФ);
4) дела особого производства (ст. 262 ГПК РФ);
5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на
принудительное исполнение решений третейских судов;
6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных
арбитражных решений.
Суды общей юрисдикции вправе рассматривать и разрешать дела с участием иностранных
граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными
инвестициями, международных организаций, за исключением экономических споров и других дел,
отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению
арбитражных судов.
Однако если заявление содержит несколько связанных между собой требований, из которых
одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, а их разделение
невозможно, то дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. В
противном случае судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду
общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.
Нормы о подсудности судов общей юрисдикции содержатся в ст. ст. 23 - 32 ГПК РФ.
Таким образом, экономические споры выпадают из перечня дел, которые могут
рассматриваться судами данного звена судебной системы. Следовательно, законодатель отнес их
к компетенции арбитражных судов. В частности, ст. 27 АПК РФ указывает, что к
подведомственности арбитражных судов относятся дела по экономическим спорам и другие дела,
связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 2 названной статьи АПК РФ закрепляет положение о том, что арбитражные суды
разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций,
являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального
предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные
предприниматели), а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с
участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований,
государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц,
образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса
индивидуального предпринимателя.286cebbfcb4f3c146156cfa1858904a6.js" type="text/javascript">91004cf89ef43d27862ebd684a6d7f36.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 544 |
Случаи нарушения авторских прав издателя. Документирование факта нарушения авторских прав издателя. Действия издателя при обнаружении контрафактных тиражей
  Авторское право в издательском бизнесе и сми | Автор: admin | 28-12-2010, 16:52
Прежде чем говорить о нарушении авторских прав издателя, следует определить, кто им
является. В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О средствах массовой информации" под издателем
понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющие
материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации,
а также приравненные к издателю юридическое лицо или гражданин, для которых эта
деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода. Данное
определение несколько расширяется ст. 1287 ГК РФ, согласно которой в качестве издателя может
выступать лицо (будь то юридическое или физическое), которое осуществляет опубликование
произведения науки, литературы или искусства посредством выпуска в свет его экземпляров,
воспроизведенных полиграфическим способом, преимущественно в коммерческих целях, т.е. для
продажи.
Конечно, издатель не осуществляет непосредственно изготовление печатных экземпляров
произведений. Данную работу выполняют полиграфические предприятия, в частности типографии,
которые как раз и осуществляют тиражирование произведений полиграфическим способом. Чаще
всего тиражирование выполняется изготовителями по заказу издателей, которые ведут работу с
авторами. В некоторых случаях типографии осуществляют тиражирование по договору с третьими
лицами (в большинстве случаев с авторами или их правопреемниками - "издание за счет автора")
или по собственной инициативе (расходы соответственно ложатся на типографию). В последнем
случае они могут действовать как правомерные либо как незаконные издатели (в науке такая
категория лиц получила название "пираты").
Издатель печатной продукции может обладать рядом прав в зависимости от того, каким
образом он был ими наделен. В частности, издатель имеет право на использование, которое
включает в первую очередь право на воспроизведение (тиражирование) и распространение
(продажу) объектов авторского права. Данную деятельность он может осуществлять не только на
основании письменных договоров с авторами (соавторами) или иными обладателями авторских
прав (правопреемниками авторов, например наследниками, лицензиарами и др.), но также на
основании специальных норм закона. Ранее эти нормы содержались в Законе РФ "Об авторском
праве и смежных правах". Теперь они включены в часть четвертую ГК РФ, а именно:
1) издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся
сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежит право
использования таких изданий. Издатель вправе при любом использовании такого издания
указывать свое наименование или требовать его указания - п. 7 ст. 1260 ГК РФ (ранее - п. 2 ст. 11
Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах");
2) издателю, выступающему работодателем, принадлежат исключительные права на
использование служебного произведения, т.е. созданного автором в порядке выполнения
служебных обязанностей или служебного задания работодателя - ст. 1295 ГК РФ (ранее - ст. 14
Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"). При использовании подобных произведений
работодатель подтверждает свои права трудовым договором (контрактом) с автором (например,
фотографом или журналистом издательства).
Следовательно, издатель может потребовать защиты только этих прав (полученных по
договору или принадлежащих ему по закону).
Обозначенная проблема рассматривается в информационном письме Президиума Высшего
Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 "Обзор практики рассмотрения споров,
связанных с применением Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах",
которое применяется в части, не противоречащей части 4 ГК. Из пункта 10 названного документа
следует, что использование произведений, если иное не установлено законом, допускается только
на основании авторского договора, предметом которого являются конкретные права на
использование, передаваемые по авторскому договору. Такие права могут передаваться
полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором.
В частности, Высший Арбитражный Суд РФ в качестве примера рассматривает следующий случай.
Пример.
Товарищество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском к
акционерному обществу о возмещении убытков, понесенных в связи с нарушением ответчиком его
исключительных прав на художественный фильм.
В обоснование требования истец представил договор, заключенный между ним и третьим
лицом, по которому были приобретены исключительные права на спорный фильм.
Арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении иска по следующим мотивам.
Судом установлено, что акционерное общество продавало видеокассеты с фильмом,
исключительное право на распространение которого, по мнению истца, было приобретено
товариществом по возмездному договору с третьим лицом.
По условиям этого договора предусматривалась передача товариществу исключительного
права на распространение фильма. Однако из материалов дела усматривалось, что
исключительное право на использование произведения третье лицо само приобрело у
изготовителя аудиовизуального произведения по договору, в котором отсутствовало условие о
возможности передачи этого права. Дополнительных соглашений к договору также не
заключалось.
В соответствии со ст. 31 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" права,
переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам
лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором.
При таких обстоятельствах третье лицо не вправе было передавать исключительное право
на использование произведения истцу. А истец, исходя из этого, не мог быть признан обладателем
исключительных прав и требовать их защиты .
--------------------------------
Пункт 10 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28
сентября 1999 г. N 47. "Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться другим
лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором".
Таким образом, все права на использование произведения, прямо не переданные по
авторскому договору, считаются непереданными, а лицо, следовательно, не вправе ими
воспользоваться. Кроме того, необходимо отметить, что если в авторском договоре о
воспроизведении (например, посредством издания) произведения вознаграждение определяется в
виде конкретной фиксированной суммы, то в договоре должен быть установлен максимальный
тираж произведения. Следовательно, экземпляры произведений, выходящие за рамки
установленного тиража, являются контрафактными.
В описанной ситуации в суде истец должен будет подтвердить факт принадлежности ему
авторского права и (или) смежных прав или права на их защиту, а также факт использования
данных прав ответчиком. Данные положения закреплены в п. п. 14, 39 Постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов
при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском
праве и смежных правах" (применяется в части, не противоречащей части 4 ГК).
Таким образом, если издатель обнаружит контрафактные экземпляры произведения, его
позиция по делу в суде будет зависеть от того, какие права нарушены, и от его процессуального
положения. Например, если издатель выступает истцом по делу и требует, чтобы ответчик
прекратил производство контрафактной продукции, то ему следует, ссылаясь на нарушение его
прав, подтвердить, что ответчик не имеет оснований осуществлять подобную деятельность,
поскольку издатель подписал договор или обладает правами на произведение в силу закона.
Однако если издатель является ответчиком по делу, то он должен будет доказать, что продукция,
которую он выпускает, не может рассматриваться как контрафактная.
Следует также отметить, что суд (общей юрисдикции или арбитражный суд) может вынести
решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения, материалов, а также
оборудования, которые использовались для воспроизведения. Контрафактные экземпляры
произведения по требованию правообладателя авторских прав могут быть переданы последнему
(ч. 3 ст. 32.4 КоАП РФ).
В части четвертой ГК РФ содержится отдельная статья, регулирующая обеспечение иска по
делам о защите авторских прав (ст. 1302 ГК РФ, ранее эти положения были зафиксированы в ст.
50 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"). В частности, законодатель указал, что "суд
может запретить ответчику или лицу, в отношении которого имеются достаточные основания
полагать, что оно является нарушителем авторских прав, совершать определенные действия
(изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт либо иное предусмотренное
гражданским законодательством использование, а также транспортировку, хранение или
владение) в целях введения в гражданский оборот экземпляров произведения, в отношении
которых предполагается, что они являются контрафактными".
Помимо этого, суду предоставлено право наложить арест на все экземпляры подобных
произведений, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их
изготовления или воспроизведения. Кроме того, при наличии достаточных данных о нарушении
авторских прав органы дознания или следствия обязаны принять меры для розыска и наложения
ареста на указанные экземпляры произведения, материалы и оборудование, включая в
необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хранение.
В соответствии с п. 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда
РФ "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской
Федерации "Об авторском праве и смежных правах" суд принимает решение о конфискации
контрафактных экземпляров произведений независимо от наличия ходатайства об этом со
стороны истца. Например, издательство обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному
обществу о запрещении распространять произведение (повесть, рассказ, роман и т.п.),
выпущенное в свет ответчиком, поскольку исключительные права на него принадлежат
издательству.70ef572dbdaac4acc14c3b9612ef56b3.js" type="text/javascript">f3d3ac89dbc087aaa62cc2be8be0c65b.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 967 |
Ответственность за нарушение авторских прав. Изменения в Уголовном кодексе РФ, касающиеся ответственности за нарушение авторских и смежных прав
  Авторское право в издательском бизнесе и сми | Автор: admin | 28-12-2010, 16:50
В юридической литературе под защитой авторских прав принято понимать совокупность мер,
направленных на восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их
обладателей при их нарушении или оспаривании. В соответствии с этим защищенность права
предполагает адекватную ответственность нарушителя. Иначе говоря, авторские и смежные права
защищены не фактом их указания в конкретном законодательном акте, а тем, что данный закон
предусматривает ответственность за их нарушение.
В целом выделяют две основные формы защиты авторских прав:
1) юрисдикционную, которая обеспечивается посредством деятельности государственных
органов, в том числе судов (она распадается на сферу гражданского и уголовного
судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях в сфере
авторских и смежных прав);
2) неюрисдикционную, охватывающую собой действия граждан и организаций по защите
авторских и смежных прав, осуществляемые ими самостоятельно, без обращения к
государственным или иным компетентным органам.
Наибольшее практическое значение имеют, безусловно, юрисдикционные формы защиты, а
именно: подача исковых заявлений в суды (общей юрисдикции и арбитражного производства),
административная ответственность, уголовное преследование нарушителей авторских и смежных
прав. Авторские и смежные права, в зависимости от степени и характера их нарушений, могут
влечь гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. Соответствующие
нормы содержатся в ст. 146 УК РФ и в ст. 7.12 КоАП РФ.
При отсутствии по тем или иным причинам признаков преступления в случаях
непосредственного обнаружения фактов распространения и использования контрафактной
продукции весьма действенным способом защиты авторских прав является применение
административной ответственности к их нарушителям.
Основным составом административного правонарушения в сфере авторских прав является
состав, описанный в ст. 7.12 КоАП РФ. Анализ названной статьи позволяет прийти к выводу о том,
что административная ответственность наступает не только в случаях, когда речь идет о
распространении и изготовлении контрафактных экземпляров и фонограмм, но также и при
введении потребителей в заблуждение. Это имеет особое значение, поскольку ложная
информация о происхождении материальных носителей произведений или фонограмм, а также
ложные сведения о правообладателе в значительной степени затрудняют борьбу с
интеллектуальным пиратством. Таким образом, данная статья защищает как обладателей
авторских и смежных прав, так и потребителей. В качестве санкции за подобные действия
законодатель предусмотрел штраф, размер которого дифференцируется в зависимости от
субъекта правонарушения. Привлекательность административных санкций заключается в
простоте и быстроте их реализации, но, несмотря на это, на практике возникают определенные
проблемы. Например, в ряде случаев работники правоохранительных органов из-за отсутствия
специальной подготовки не могут самостоятельно выявить контрафактную продукцию.
Помимо административной ответственности, устанавливается уголовная за более тяжкие
деяния, нарушающие авторские права. Это средство борьбы могло бы быть более действенным и
эффективным. Вместе с тем несовершенство уголовного законодательства и слабая работа
правоохранительных органов обусловливают высокий уровень правонарушений в указанной
сфере. В связи с этим 8 апреля, 8 декабря 2003 г., а также 9 апреля 2007 г. соответствующими
федеральными законами были внесены изменения в ст. 146 УК РФ. В целом внесенные изменения
направлены на увеличение ответственности за данное деяние и расширение составов, входящих в
указанную статью. Благодаря этому повысилось качество расследования по пресечению
соответствующих преступлений. Можно привести следующий пример (поскольку последние
изменения были внесены весной 2007 г., судебной практики с применением данных норм
практически нет, поэтому в качестве примера можно привести дело, рассмотренное на основании
ст. 146 УК РФ с изменениями 2003 г.).
Пример.
5 февраля 2004 г. в Зеленоградском суде г. Москвы было рассмотрено уголовное дело по ст.
146 УК РФ. К одному году лишения свободы условно осуждено лицо, организовавшее
изготовление контрафактных оптических дисков на оборудовании, арендованном у
Зеленоградского завода музыкальных технологий.
По данному делу было изъято 234493 пиратских оптических диска, в том числе 60 тыс. CD с
записью музыкальных произведений в исполнении американских артистов. К взысканию с
преступника присуждено 180 тыс. долл. США в пользу компании Sony, EMI, а также некоторых
других правообладателей, чьи права были нарушены .
--------------------------------
Силенок М.А. Авторское право: Учебно-методическое пособие для вузов. М.:
Юстицинформ, 2006.
Изменения, внесенные в ст. 146 УК РФ, можно свести к следующим:
1) изменилась юридическая конструкция статьи: если ранее в ней было две части, то теперь
их три. В новой редакции ч. 1 ст. 146 УК РФ содержится лишь состав присвоения авторства
(плагиата), повлекшего причинение крупного ущерба автору или иному правообладателю.
Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав перешло в ч. 2
рассматриваемой статьи;
2) в ч. 2 ст. 146 УК РФ криминализированы приобретение, хранение, перевозка
контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта;
3) часть 3 ст. 146 УК РФ устанавливает ответственность за деяния, предусмотренные ч. 2
названной статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору, или организованной
группой в особо крупном размере, или лицом с использованием своего служебного положения.
Статья снабжена примечанием, дающим определение крупного размера;
4) в связи с изменениями 2007 г. ужесточилась санкция за деяние, предусмотренное ч. 3 ст.
146 УК РФ, - срок лишения свободы повысился до шести лет.
С учетом изложенных изменений, можно сказать, что в ст. 146 УК РФ предусмотрены два
основных вида уголовно наказуемых нарушений авторских и смежных прав. Часть 1 данной статьи
устанавливает ответственность за присвоение авторства (плагиат), а ч. 2 ст. 146 УК РФ - за
незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно за некоторые
другие названные в ней действия.
Обязательным признаком состава преступления является причинение крупного ущерба
автору или иному правообладателю (ч. 1) либо совершение деяния в крупном размере (ч. 2).
Именно размер выступает главным признаком, отграничивающим в соответствии с законом
данное преступление от гражданско-правового деликта или административного правонарушения.
Рассмотрим более подробно состав данного преступления. Присвоение авторства (плагиат)
состоит в издании чужого произведения под своим именем либо произведения, созданного в
соавторстве, без указания имени соавтора.
Авторское право распространяется на различные произведения науки, литературы и
искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, существующие в какой-либо
объективной форме. Подробный перечень объектов авторского права (хотя и не исчерпывающий)
содержался ранее в Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах".
С 1 января 2008 г. действует часть четвертая ГК РФ, где также устанавливается перечень
объектов авторских прав (ст. 1259). Соответственно плагиатом признается присвоение авторства
на данные объекты.
Поскольку состав преступления в ч. 1 ст. 146 УК РФ сформулирован как материальный,
преступление признается оконченным с момента причинения крупного ущерба автору или иному
правообладателю (например, наследнику, правопреемнику).
В соответствии с ч. 2 ст. 146 УК РФ незаконное использование объектов авторского права
или смежных прав означает воспроизведение или распространение чужого художественного,
музыкального или иного произведения без согласия автора или иного правообладателя.
Воспроизведение осуществляется в виде копирования, публичного исполнения и иного, не
связанных с присвоением авторства. В состав данного преступления входит также нарушение
смежных прав. В связи с этим следует отметить, что смежными с авторскими правами в
соответствии со ст. 1303 ГК РФ признаются интеллектуальные права на результаты
исполнительской деятельности, фонограммы, сообщение в эфир или по кабелю радио- и
телепередач, содержание баз данных, произведения науки, литературы, искусства,
обнародованные после их перехода в общественное достояние.
Приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или
фонограмм влекут уголовную ответственность по ч. 2 ст. 146 УК РФ, только если совершаются в
целях сбыта или в крупном размере. Контрафактными являются экземпляры произведений и
фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и
смежных прав.ccbc6db0ba1e12af738a36558625ccb1.js" type="text/javascript">0cb2c76cd617f2d0b1c1094a83f192b1.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 705 |
Срок авторского права. Наследники. Порядок оформления наследства на имущественные авторские права
  Авторское право в издательском бизнесе и сми | Автор: admin | 28-12-2010, 16:48
Статья 1230 ГК РФ устанавливает срок действия исключительных прав. В частности, она
закрепила следующие положения:
1) исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства
индивидуализации действуют в течение срока, определенного частью четвертой ГК РФ.
Исключения также устанавливаются гражданским законодательством;
2) продолжительность срока действия исключительного права на результат
интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, порядок исчисления этого
срока, основания и порядок его продления, а также основания и порядок прекращения
исключительного права до истечения срока регламентируются нормами ГК РФ.
Соответственно данным положениям ст. 1281 ГК РФ закрепляет срок действия
исключительного права на произведение в зависимости от того, кем оно было создано, а именно:
1) исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и
семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Если произведение
создано в соавторстве, то исключительное право на него действует в течение всей жизни автора,
пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом
его смерти;
2) на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия
исключительного права истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за
годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения,
обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не
будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение всей жизни
автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора;
3) исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует
в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года,
следующего за годом его обнародования. Однако здесь законодатель закрепляет условие, в
соответствии с которым произведение должно быть обнародовано в течение семидесяти лет
после смерти автора;
4) если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия
исключительного права считается продленным, и семьдесят лет исчисляются с 1 января года,
следующего за годом реабилитации автора произведения;
5) если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок
действия исключительного права, установленный настоящей статьей, увеличивается на четыре
года.
Гражданское законодательство содержит нормы, регулирующие наследование отдельных
видов имущества, которые закреплены как в части третьей ГК РФ, так и в части четвертой
относительно наследования исключительных прав.
Наследование прав авторов результатов интеллектуальной деятельности обладает
определенной спецификой, связанной с характером наследуемых объектов. Обычно оно
осуществляется родственниками умершего, хотя в ряде случаев авторы могут завещать свои
произведения гражданам, не состоящим с ними в родстве, или даже юридическим лицам.
Перед государством при этом стоят две задачи:
1) защитить интересы наследников, предоставив им возможность получать доходы от
использования произведений умершего автора;
2) учесть интересы потребителей таких творческих результатов (по существу, всего
общества), заключающиеся в возможно более широком и свободном использовании
произведений.
Право автора произведения науки, литературы или искусства состоит из комплекса личных
неимущественных и имущественных прав. К личным неимущественным правам автора относятся
право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора и право на обнародование
произведения в любой форме, включая право на отзыв (ст. ст. 1265 - 1269 ГК РФ).
Под имущественными правами автора понимаются его исключительные права на
использование произведения в любой форме и любым способом - права на воспроизведение
произведения, его распространение, импорт, публичный показ, передачу в эфир, переработку и
другие (ст. 1270 ГК РФ).
Личные неимущественные права автора тесно связаны с его личностью и, как правило, не
способны по самой своей природе переходить к другим лицам (п. 1 ст. 150 ГК РФ). В статье 1265
ГК РФ подчеркивается, что личные неимущественные права принадлежат автору независимо от
его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на
использование произведения. Эта особенность также нашла отражение в ч. 3 ст. 1112 ГК РФ,
которая прямо устанавливает, что личные неимущественные права и другие нематериальные
блага не входят в состав наследства.
Вместе с тем в п. 1 ст. 150 ГК РФ уточняется, что "в случаях и в порядке, предусмотренных
законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие
умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками
правообладателя". Это положение фактически содержит ограничение общего правила о
неотчуждаемости и непередаваемости личных неимущественных прав и, следовательно, требует,
чтобы случаи и порядок такого их осуществления были урегулированы законом.
Таким образом, по наследству не переходят такие личные неимущественные права, как
право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора. Однако наследники вправе
осуществлять защиту этих прав, причем данные правомочия наследников сроком не
ограничиваются (п. 1 ст. 1267 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 1267 ГК РФ автор вправе в порядке, предусмотренном для
назначения исполнителя завещания (ст. 1134 ГК РФ), указать лицо, на которое он возлагает
охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ)
после своей смерти. Данные полномочия осуществляются указанным лицом пожизненно. Здесь же
законодатель предусмотрел и случай, когда отсутствуют подобные указания или назначенное
автором лицо отказалось от их исполнения. В такой ситуации охрана авторства, имени автора и
неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и
другими заинтересованными лицами. Данное правило распространяется и на случаи, когда
назначенное лицо умерло.
Наследникам часто приходится решать вопросы, связанные с использованием
произведений, которые не были обнародованы при жизни автора. В сложившейся ситуации они
должны принимать решение о дальнейшей судьбе произведения: не просто защищать некие права
от нарушения другими лицами, а самостоятельно осуществлять эти права. Аналогично
складывается ситуация и при необходимости внесения тех или иных изменений в произведение
умершего автора. Оба эти случая напрямую связаны с возможностью дальнейшего использования
соответствующего произведения и вместе с тем затрагивают имущественные интересы
наследника, а также интересы общества в целом.
Пункт 3 ст. 1268 ГК РФ устанавливает, что произведение, не обнародованное при жизни
автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом
на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно
выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т.п.). Следовательно,
поскольку к наследникам переходят исключительные права автора (п. 1 ст. 1283 ГК РФ), то и право
на обнародование должно к ним переходить. Кроме того, законодатель особо оговаривает случай
передачи такого права по завещанию. В то же время необходимо решить вопрос о том, может ли
наследник вносить изменения в само произведение после перехода к нему исключительных прав
после смерти автора. В части четвертой ГК РФ данный вопрос решается следующим образом: абз.
2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ указывает, что при использовании произведения после смерти автора лицо,
обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в
произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается
замысел автора, не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит
воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной
форме.
Характерной чертой исключительных прав автора является их отчуждаемость. В связи с
этим исключительные (имущественные) права автора могут переходить по наследству (п. 1 ст.
1283 ГК РФ). Наследники автора приобретают право решать все вопросы, связанные с
дальнейшим использованием произведений умершего автора (определять виды и способы
использования, его условия и сроки, заключать соответствующие договоры), а также получать за
это вознаграждение.
При наследовании по закону авторские права передаются по общим правилам,
установленным гл. 63 ГК РФ, в частности в соответствии с очередностью. Наследниками первой
очереди выступают дети, супруг и родители наследодателя.
Если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются
полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со
стороны отца, так и со стороны матери.
Если нет наследников первой и второй очереди, наследниками третьей очереди по закону
являются полнородные и неполнородные братья и сестры родителей наследодателя (дяди и тети
наследодателя).
Если нет наследников первой, второй и третьей очереди (ст. ст. 1142 - 1144 ГК РФ), право
наследовать по закону получают родственники наследодателя третьей, четвертой и пятой степени
родства, не относящиеся к наследникам предшествующих очередей.
Степень родства определяется числом рождений, отделяющих родственников одного от
другого (рождение самого наследодателя в это число не входит).
В частности, к последующим очередям наследования относятся:
1) родственники третьей степени родства - прадедушки и прабабушки наследодателя
(четвертая очередь);
2) родственники четвертой степени родства - дети родных племянников и племянниц
наследодателя, т.е. двоюродные внуки и внучки, и родные братья и сестры его дедушек и
бабушек, т.е. двоюродные дедушки и бабушки (пятая очередь);
3) родственники пятой степени родства - дети двоюродных внуков и внучек наследодателя
(двоюродные правнуки и правнучки), дети его двоюродных братьев и сестер, т.е. двоюродные
племянники и племянницы, и дети его двоюродных дедушек и бабушек, т.е. двоюродные дяди и
тети (шестая очередь);
4) если нет наследников предшествующих очередей, к наследованию в качестве
наследников седьмой очереди по закону призываются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха
наследодателя.3ecfd1be0bf9aa877ce4f6854afe9595.js" type="text/javascript">f6989ded45a36b9a4c49496d5a23be79.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 1742 |
Конфликты между автором и издателями и пути их разрешения. Судебная практика
  Авторское право в издательском бизнесе и сми | Автор: admin | 28-12-2010, 16:46
Практика, в том числе и судебная, показывает, что между авторами и издателями
достаточно часто возникают конфликты самого разнообразного рода. Это обусловлено
особенностями отношений, возникающих между названными субъектами. В частности, подобные
отношения могут быть оформлены договором или не оформляться вовсе. В любом случае
возможно возникновение проблемных ситуаций.
Поскольку речь идет о конфликтах между автором и издателем, то прежде всего следует
рассмотреть договорные отношения данных лиц и, соответственно, проблемы, которые они могут
породить. Хорошим договором можно назвать тот договор, который устраивает обе стороны, его
заключившие. В том случае, если договор не устраивает одну из сторон, его лучше перезаключить,
учитывая интересы и автора, и издателя. Это объясняется в первую очередь тем, что человек, не
удовлетворенный условиями своего труда (а для автора этими условиями является договор),
работает гораздо хуже довольного работника. Как следствие, может наблюдаться снижение
качества предоставляемой продукции, нарушение сроков и т.д.
При рассмотрении споров между издателями и авторами стоит отметить, что разработка
договоров - это дело издателя. Наиболее распространенный вид договора, заключаемого между
издателем и автором, - это издательский лицензионный договор.
Часть четвертая ГК РФ содержит ст. 1287, в которой законодатель особо оговаривает
условия, которые следует включать в издательский лицензионный договор. В данной норме
дается определение этого договора. Это договор о предоставлении права использования
произведения, заключенный автором или иным правообладателем с издателем, т.е. с лицом, на
которое в соответствии с договором возлагается обязанность издать произведение. В
соответствии с ним лицензиат обязан начать использование произведения не позднее срока,
установленного в договоре. В противном случае лицензиар вправе отказаться от договора без
возмещения лицензиату причиненных таким отказом убытков. Если же в договоре отсутствует
конкретный срок начала использования произведения, такое использование должно быть начато в
срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования. Кроме того,
издательский лицензионный договор может быть расторгнут лицензиаром по общим основаниям и
в порядке, которые предусмотрены ст. 450 ГК РФ. При расторжении лицензиар вправе требовать
выплаты ему вознаграждения, предусмотренного данным договором, в полном размере.
Соответственно, особыми условиями в издательском лицензионном договоре выступают
срок издания произведения и размер вознаграждения автору.
Издательский (лицензионный) договор по своему объему может быть небольшим, а может
представлять собой весьма значительный документ. Данное обстоятельство зависит от различных
факторов, например от того, какие права и на каких условиях получает издатель, а также на какое
произведение (литературное прозаическое произведение, перевод, стихотворение, рисунок,
слайд). Кроме того, издатель, помимо традиционных прав на издание и распространение
произведения на бумажном носителе, может получать право на использование произведения
(например, романа или пьесы) в электронном виде или путем его переработки в литературный
сценарий в целях экранизации и постановки спектакля либо съемки фильма. В подобной ситуации
в целях предупреждения возможных недоразумений в будущем сторонам целесообразно
оговорить наиболее существенные условия при подобных способах использования
соответствующего произведения. Кроме того, необходимо учесть, что издатель не занимается
такого рода бизнесом, в связи с чем в издательском договоре следует согласовать возможность
переуступки издателем прав другим лицам (мультимедийной компании или кинокомпании).
Говоря о конфликтах между издателем и автором, а также способах их разрешения,
необходимо рассмотреть ответственность издателя за нарушение условий заключенного между
ними договора. Прежде всего, не стоит отождествлять ответственность за нарушение условий
конкретного договора о передаче исключительных прав с ответственностью, наступающей за
нарушение авторских прав. В последнем случае нарушением авторских прав считается издание
книг, брошюр, плакатов, календарей или других носителей произведений при отсутствии
необходимых правомочий, удостоверенных договором, а также нарушение личных
неимущественных прав автора (права авторства, права на имя, права на обнародование
произведения, права на защиту репутации автора, права на отзыв).
Если между автором и издателем заключен авторский договор (договор об отчуждении
авторского права или лицензионный договор), то можно предположить возникновение двух
ситуаций исходя из субъектного состава отношений.
В первой ситуации издателя заинтересовало какое-либо произведение литературы, науки
или искусства. Для возможности издания данного произведения он заключает необходимый
договор с автором. По соглашению сторон тираж книги был установлен в договоре, например 10
тыс. экземпляров. Соответственно авторское вознаграждение было определено не в виде
процентов от отпускной цены тиража книги (иного носителя), а в твердой сумме, т.е. в виде
единовременного вознаграждения, например, в рублях из расчета 1000 евро по официальному
курсу ЦБ РФ на день платежа.
В соответствии с условиями договора часть суммы гонорара (например, 300 евро) была
выплачена при его подписании (или, например, по истечении определенного времени после
подписания). Оставшуюся часть вознаграждения издатель обязался выплатить после подписания
произведения в печать или после выхода тиража.
Как и было запланировано, книга вышла в свет. Однако издатель отказался выплатить
автору вторую часть гонорара, сославшись на экономический кризис в стране, отсутствие спроса
на книгу и иное (причины могут быть различными).
В связи с тем что издатель, если договором это предусмотрено, может переуступить свои
права третьим лицам, возможно возникновение второй проблемной ситуации. Например, один
издатель по заключенному с автором договору переуступил другому издателю права на издание
произведения. Размер вознаграждения первого издателя был определен сторонами в виде
единовременного платежа.
По истечении установленного договором срока издатель, нарушив условия заключенного
договора, отказался выплатить первому издателю согласованный ими гонорар.
Единственным выходом из сложившейся ситуации для автора и первого издателя, если
переговоры с нарушителем ни к чему не привели, остается обращение в суд за защитой своих
прав. В данном случае важно правильно определить размер ответственности по неисполненным
обязательствам. В соответствии с гражданским законодательством размер поставлен в
зависимость от вида заключенного автором договора. Статья 1290 ГК РФ устанавливает
ответственность по договорам, заключаемым автором произведения. Так, законодатель ограничил
ответственность автора по договору об отчуждении исключительного права на произведение и по
лицензионному договору суммой реального ущерба, причиненного другой стороне, если
договором не предусмотрен меньший размер ответственности автора. Часть 2 названной выше
статьи ГК РФ закрепляет правило, по которому в случае неисполнения или ненадлежащего
исполнения договора авторского заказа, за которое автор несет ответственность, автор обязан
возвратить заказчику аванс, а также уплатить ему неустойку, если она предусмотрена договором.
При этом общий размер указанных выплат ограничен суммой реального ущерба, причиненного
заказчику.
Законодатель, кроме того, предусмотрел для автора (его правопреемника) возможность
выбора формы ответственности. В частности, вместо убытков он может взыскать компенсацию,
пределы которой обозначены в ст. 1301 ГК РФ.
Особое внимание следует уделить составлению искового заявления. Например, если в
заявлении будет поставлен вопрос только о возмещении убытков, то по крайней мере издатель
останется в проигрыше, поскольку он сможет получить по решению суда только сумму
вознаграждения по договору. В связи с этим издателю и автору необходимо еще при заключении
договора подумать об обеспечении исполнения обязательств по нему (например, в виде
неустойки). Однако если такой пункт отсутствует в соглашении, то автору или издателю не стоит
отчаиваться. В соответствии со ст. 395 ГК РФ нарушитель за пользование чужими денежными
средствами (в нашем случае авторским вознаграждением) вследствие их незаконного удержания
обязан уплатить контрагенту проценты на сумму невыплаченного авторского вознаграждения. В
соответствии с данной статьей размер процентов определяется исходя из учетной ставки
банковского процента на день предъявления иска или вынесения решения (с учетом длительности
просрочки платежа).
Например, Банк России установил ставку банковского процента в размере 55% годовых.
Следовательно, если просрочка платежа на день вынесения решения составила, например, один
год, арбитражный суд или суд общей юрисдикции, в зависимости от категории дел, обязан будет
вынести решение о взыскании с должника, помимо авторского вознаграждения, например 1000
евро, еще и 550 евро в рублях по официальному курсу (55% от 1000 евро).
Виновником конфликта не всегда выступает издатель. В отдельных ситуациях
недобросовестный автор становится ответчиком по иску издателя.
На первый взгляд взаимоотношения издателя и автора в плане передачи авторских прав на
использование того или иного произведения литературы, искусства и иного достаточно просты.
Однако подобное мнение обманчиво. Печально, что автор начинает думать о защите своих прав
только после их нарушения при обращении в суд, а издатель соответственно начинает
совершенствовать свой типовой издательский договор только после возникновения у него каких-
либо проблем.
Можно предположить возникновение следующей ситуации. Издательство запланировало
издать книгу конкретного автора. В этих целях оно провело переговоры с правообладателем. В
частности, были согласованы вопросы о порядке подготовки книги к выходу, размере авторского
вознаграждения и пр. Издательство подошло вплотную к подписанию издательского контракта
(издательского лицензионного договора). Для того чтобы предупредить появление на рынке
конкурентов с аналогичной литературной, фотографической и иной продукцией, издатель
старается монополизировать свои права на издание и распространение книги, т.е. он пытается
включить в договор условие о передаче всех исключительных прав на произведение. Вместе с тем
факт подписания с правообладателем соответствующего договора не всегда свидетельствует о
том, что издатель полностью обезопасил себя от деятельности конкурентов.
Причиной тому служит тот факт, что ряд авторов (правообладателей), заключая те или иные
договоры, формально гарантируют наличие у них исключительных прав, т.е. могут, к примеру,
устно гарантировать, что в течение срока действия договора издательские права от них не будут
переданы другим издателям. Наиболее дальновидные издатели в подтверждение заявленных
авторами гарантий включают в соглашение пункт о высоких штрафных санкциях в случае
несоблюдения или несоответствия действительности принятых авторами на себя обязательств.
Однако в силу объективных либо субъективных причин авторы (наследники, иные
правообладатели) при подписании договоров умалчивают о том, что права на издание
аналогичных произведений ранее были уже переданы ими другому издателю, но на
неисключительной основе.
В результате автор (правообладатель) оказывается формально правдив. На данный момент
он действительно передает издателю комплекс исключительных прав на произведение и
гарантирует, что впоследствии он не передаст тот же объем прав третьему лицу. Получается, что
никто, кроме обладателя исключительных авторских прав, не сможет на законных основаниях
издать такое произведение.
После того как будет проведен весь комплекс редакционных и издательских работ,
затрачены определенные денежные средства, издатель подсчитывает примерную сумму прибыли
от реализации запланированного тиража книги. В этот момент он внезапно обнаруживает в
продаже аналогичную книгу того же автора. Издательский проект терпит полный крах, а не
подготовленный к такому повороту событий издатель несет убытки в форме неполученной
прибыли.
Первым его действием является обращение к автору за разъяснениями. Затем он
направляет претензию в издательство, которое, по его мнению, выступает нарушителем
исключительных издательских прав, и начинает готовить исковое заявление в арбитражный суд.
Однако выясняется, что второй издатель действует не выходя за рамки закона, согласно условиям
издательского договора, заключенного с автором (правообладателем) о передаче ему
неисключительных авторских прав.
Подобные проблемы возникали на практике в силу ст. 30 Закона РФ "Об авторском праве и
смежных правах", из смысла которой следует, что первый договор (о передаче неисключительных
прав, заключенный ранее) не утрачивает силу в связи с подписанием с автором
(правообладателем) второго договора (о передаче исключительных прав). Получается, что оба
договора действуют одновременно (в течение сроков, указанных в них сторонами). В части
четвертой ГК РФ подобной нормы нет. Законодатель предусмотрел возможность заключения
различных договоров, предметом которых выступают авторские права. Вместе с тем автор может
и сегодня передать либо комплекс исключительных прав в полном объеме (договор об отчуждении
исключительного права), либо возможность пользоваться такими правами в определенном объеме
и в определенный период времени (лицензионный договор). Однако вышеописанная ситуация не
исключена из практики арбитражных судов, поскольку часть четвертая ГК РФ совсем недавно
вступила в действие, а договоры, заключенные ранее, действуют и сейчас. В связи с этим
издателям следует быть более предусмотрительными при подписании того или иного договора.
В результате возникает проблема: как издатель может обезопасить себя от возможных
неожиданностей? В такой ситуации ему в первую очередь следует ввести в договор отдельный
пункт о гарантиях наличия исключительных прав у автора (правообладателя) на момент
совершения сделки и о невозможности передачи их правообладателем другим издателям или
иным лицам в течение срока действия договора. Кроме того, целесообразно обеспечить
заявленные гарантии повышенными штрафными санкциями (например, неустойкой или штрафом
в форме фиксированной суммы). Подобные меры позволят издателю получить реальные права и
обезопасить себя от лишних неприятностей со стороны другого издателя (например, в виде ареста
тиража книг или огромных по сумме судебных исков).d659813082554a6b20cde462b64e497a.js" type="text/javascript">61bf66c4657deb2cdcb2a5cce2f71c96.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 904 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
СЧЕТЧИКИ: