Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Понятие и признаки предпринимательской деятельности
  Предпринимательское право | Автор: admin | 27-11-2010, 15:05

Предпринимательское право

представляет собой юридическую дисциплину, предусмотренную государственным образовательным стандартом. Оно изучается студентами на старших курсах после изучения таких базовых дисциплин, как административное право, финансовое право, гражданское право.
Легальное начало для современного российского предпринимательства было положено в 1991 г. со вступлением в силу Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., содержит критерии, по которым необходимо осуществлять правовое регулирование экономической, в том числе предпринимательской, деятельности. В частности, ст. 34 Конституции РФ закрепляет: каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

(предпринимательское право)


Наше законодательство содержит легальное определение предпринимательской деятельности. Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Исходя из этого определения, основными признаками предпринимательской деятельности выступают систематичность, самостоятельность, рисковый характер, направленность на систематическое получение прибыли.
Признак систематичности относится сразу к двум компонентам понятия предпринимательской деятельности. Во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться постоянно и систематически, во-вторых, систематическим должно быть получение прибыли. Признак систематичности означает также, что данная деятельность осуществляется в течение определенного, скорее всего длительного, или даже не определенного времени с известной повторяемостью выполняемых действий.
Самостоятельность предпринимательской деятельности означает свободу в выборе направлений и методов работы, независимое принятие решений, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственное осуществление прав, гарантию их соблюдения, судебную защиту. Предприниматель действует по своей воле и в своем интересе, он свободен в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, в установлении на его основе своих прав и обязанностей. Самостоятельность предпринимателей выражается также в личном риске и личной имущественной ответственности. Ответственность предпринимателя является повышенной, на него возлагаются неблагоприятные последствия, возникшие не только по его вине, но и в иных случаях; только непреодолимая сила или форс-мажор служит основанием освобождения его от ответственности (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

предпринимательское право

Коментариев: 0 | Просмотров: 2111 |
История становления предпринимательского права. Концепции регулирования предпринимательских отношений
  Предпринимательское право | Автор: admin | 27-11-2010, 15:05
Концепция хозяйственного (предпринимательского) права не нова, она появилась еще в начале ХХ в. за рубежом. Затем данная концепция была воспринята советскими учеными-юристами. К примеру, А. Гойбарх полагал, что гражданское право - всегда и везде есть частное право, существующее как противоположность праву публичному. Если граница между публичным и частным правом исчезает, то перестает существовать и гражданское право; ему на смену приходит право хозяйственное.
П.И. Стучка понимал гражданское право как форму организации общественных отношений - отношений производства и обмена. Именно он создал в 20-е гг. ХХ в. "теорию двухсекторного права": административно-хозяйственного права для социалистических организаций и гражданского права для частных лиц. Однако, по мнению большинства ученых-цивилистов того времени, данная теория была ошибочной, поскольку приводила к противопоставлению интересов социалистического хозяйства интересам отдельной личности в социалистическом обществе.
К началу 30-х гг. ХХ в. сформировалась концепция единого хозяйственного права, и гражданское право на некоторое время было упразднено и как наука, и как учебная дисциплина. Появление хозяйственного права связывали со смешанным характером советской экономики и индустриализацией гражданского права. Объективными предпосылками возникновения советского хозяйственного права (как отрасли и науки) явилось укрепление социалистического сектора экономики и плановых начал в народном хозяйстве страны. Правоведы, исследовавшие проблемы в области хозяйственного права, стремились создать некий компромисс публичного и частного права, приспособленный к новым экономическим условиям.
В 50-е гг. ХХ в. дискуссия о концепции хозяйственного права возобновилась. Хозяйственное законодательство стали рассматривать как комплексное образование, выступающее внешним проявлением, формой сложного взаимодействия норм различных отраслей социалистического права в регулировании разных сторон хозяйственной деятельности. Именно такая трактовка хозяйственного законодательства господствовала тогда в теории права, а хозяйственное право понималось как определенная совокупность норм и институтов различных отраслей советского социалистического права, функционально взаимодействующих в регулировании хозяйственной деятельности. Во время новой кодификации советского законодательства высказывались предложения принять Хозяйственный кодекс.
В 90-е гг. ХХ в. в России начался переход от плановой экономики к рыночной, от одной экономической системы к другой. Поэтому прежняя концепция потребовала изменений. Основоположником новой школы предпринимательского (хозяйственного) права считается профессор В.С. Мартемьянов. Существуют даже предложения о принятии Предпринимательского кодекса.
На сегодняшний день практически в каждой отрасли отечественного права содержатся нормы, так или иначе связанные с экономической политикой государства. Однако подавляющее большинство норм, определяющих эту политику, сосредоточено в двух отраслях российского права - административном и гражданском. Административное право регулирует управленческие отношения на началах власти и подчинения, поэтому принято говорить, что такие отношения строятся "по вертикали". Гражданское право регулирует имущественные отношения на началах равенства, поэтому принято считать, что эти отношения строятся "по горизонтали".
"Горизонтальные" отношения равноправных субъектов в сфере товарно-денежного оборота традиционно регулируются гражданским правом, а "вертикальные" отношения предпринимателей с органами государственной власти - административным правом. Следовательно, каждая из этих отраслей права регулирует хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, но регулирует ее лишь в определенной области и при помощи определенного метода. Нужно ли впредь сохранять такое распределение юридических норм или целесообразнее объединить их в новую (может быть, комплексную) отрасль права? Тем более, что нынешнее законодательство о предпринимательстве включает в себя и значительную часть законов разной отраслевой принадлежности.
Дискуссия о разграничении отраслей права традиционна не только для современной юриспруденции, но и для науки советского периода. Выделение отраслей права возможно по различным основаниям, но наиболее часто они выделяются исходя из двух критериев: предмета правового регулирования и метода (юридического режима) правового регулирования.
Под предметом понимается круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью права. Естественно, он должен иметь определенные особенности, быть относительно самостоятельным и объединять более или менее однородные отношения. Под методом (юридическим режимом) правового регулирования понимается совокупность приемов и способов юридического воздействия на общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли права, в целях достижения необходимого результата.
В предмет предпринимательского права следует включить две основные группы правоотношений. Первая - это отношения, связанные с организацией предпринимательской деятельности. Они основываются на конституционном праве граждан заниматься предпринимательской деятельностью (ст. 34 Конституции РФ), а также на развитии этого права в нормах ГК РФ. Речь идет о содержании правоспособности граждан, включающей право заниматься предпринимательской и любой другой не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах (ст. 18 ГК РФ). Кроме того, в ГК РФ устанавливается необходимость государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 23, 51 ГК РФ), а также регламентируется целый комплекс организационно-имущественных отношений. Конечно, все эти отношения взаимосвязаны предметным единством и являются предпринимательскими. Но по своему юридическому режиму, методу правового регулирования, если исходить из традиционных в правовой науке взглядов, - это разноотраслевые отношения.
Во вторую группу входят отношения, непосредственно связанные с самой предпринимательской деятельностью, с главной целью предпринимательства - систематическим получением прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Здесь приоритет имеет гражданско-правовое регулирование предпринимательских отношений. Взаимоотношения между предпринимателями как товаропроизводителями - юридически равными субъектами товарно-денежных отношений - иначе как гражданско-правовыми (частноправовыми) методами в рыночной экономике регулироваться не могут. Хотя и здесь можно наблюдать ряд случаев государственного (публично-правового) вмешательства в частноправовые отношения, например государственное регулирование цен на услуги естественных монополистов.
Итак, гражданское право охватывает только часть, хотя и существенную, отношений в области предпринимательской деятельности. Не менее значительная их часть регулируется публично-правовыми методами. Это отношения по государственному регулированию предпринимательства. Можно сказать, что специфика предпринимательского права, правовогорегулирования предпринимательской деятельности, а также предпринимательского законодательства - в сочетании, взаимодействии частноправовых и публично-правовых интересов, частноправовых и публично-правовых средств, частноправовых и публично-правовых отношений. Примерами тому служит правовое регулирование эмиссии ценных бумаг, закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд на основании заключенного государственного контракта, специальная (ограниченная) правоспособность некоторых коммерческих организаций (банков, страховщиков).
На сегодняшний день в отечественной правовой науке представлены, в основном, две концепции правового регулирования предпринимательской деятельности.

предпринимательское право

Коментариев: 0 | Просмотров: 4003 |
Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
  Предпринимательское право | Автор: admin | 27-11-2010, 15:05
Традиционно участниками (субъектами) предпринимательской деятельности считают торговые общества и отдельных торговцев (коммерсантов). Разделение участников торговли на виды возможно по двум основаниям: юридическому и функциональному. Последнее, к сожалению, четких законодательных критериев не имеет. С точки зрения функциональных различий участников предпринимательской деятельности можно разделить на производителей, посредников и потребителей. С юридической точки зрения различаются индивидуальные предприниматели, юридические лица и публично-правовые образования.
Индивидуальный предприниматель (купец, торговец) - самый древний из всех субъектов предпринимательской деятельности. Он обладает особым правовым статусом, который расположен на стыке правомочий обычных граждан и коммерческих организаций. В отношении предпринимателя, как и любого гражданина, действуют правила об ограничении и лишении дееспособности, признании безвестно отсутствующим или умершим. Его имущество переходит по наследству, в том числе вовлеченное в предпринимательскую деятельность.
В то же время к деятельности индивидуального предпринимателя применяются положения законодательства о коммерческих организациях. Формальным условием для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности является государственная регистрация. Однако гражданин, не прошедший государственную регистрацию, не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что он не является предпринимателем (п. 4 ст. 23 ГК РФ). Это требование не согласуется со ст. 171 УК РФ "Незаконное предпринимательство", согласно которой предпринимательская деятельность без государственной регистрации, сопряженная с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере, может повлечь наказание в виде лишения свободы. Причем "крупным" считается доход в размере более 250 тыс. руб., а "особо крупным" - более 1 млн. руб. Таким образом, с позиции гражданского законодательства суд вправе применять правила об осуществлении предпринимательской деятельности к сделкам гражданина, даже если последний не прошел государственную регистрацию в качестве <индивидуального предпринимателя. Но с точки зрения уголовного законодательства такие сделки образуют состав уголовного преступления.
Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется в течение 5 рабочих дней налоговыми органами по месту жительства предпринимателя, представляющего для этого заявление и копию своего паспорта. В некоторых случаях требуются также свидетельство о рождении, согласие родителей несовершеннолетнего гражданина, документ, подтверждающий адрес проживания. За регистрацию вносится государственная пошлина в размере 400 руб.
Граждане, планирующие заняться бизнесом, нередко задаются вопросом о том, что выгоднее: зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем или создать юридическое лицо, выступив при этом его единственным учредителем? В смысле налогообложения разницы может и не быть, поскольку и предприниматель, и, например, хозяйственное общество с небольшими доходами от реализации и численностью работников могут воспользоваться упрощенной системой налогообложения. Гражданин не может создать юридическое лицо, оставшись при этом собственником переданного ему имущества. Единственное изъятие - учреждение, но такая форма юридического лица изначально не предназначена для ведения коммерческой деятельности, поскольку учреждение создается для достижения социально-культурных целей (ст. 120 ГК РФ). По ранее действовавшему законодательству граждане могли создавать коммерческие организации, сохраняя за собой право собственности на имущество, переданное организации. Такая форма бизнеса называлась индивидуальным (частным) семейным предприятием. Индивидуальное предприятие (подобно казенным заводам в настоящее время) обладало правом оперативного управления на свое имущество. Но сейчас подобная структура в Гражданском кодексе РФ не предусмотрена (напомним, что организационно-правовые формы коммерческих организаций перечислены в Кодексе исчерпывающим образом).
Среди организационно-правовых форм коммерческих организаций для индивидуального бизнеса приемлемы только хозяйственные общества. Хозяйственные товарищества не могут иметь одного учредителя, так как это договорные объединения. В производственных кооперативах должно быть как минимум пять членов. Создание хозяйственного общества более предпочтительно с точки зрения ответственности за результаты предпринимательской деятельности. Учредитель общества с ограниченной ответственностью или акционер АО отвечают за результаты деятельности общества только в пределах своего вклада в уставный капитал. Учитывая, что нижний предел уставного капитала этих обществ составляет всего 100 МРОТ, предпринимательский риск можно считать минимизированным.

предпринимательское право

Коментариев: 0 | Просмотров: 2084 |
Предпринимательская деятельность обособленных подразделений юридических лиц
  Предпринимательское право | Автор: admin | 27-11-2010, 15:05
Юридическое лицо может испытывать потребность в постоянном или регулярном совершении каких-либо действий за пределами места своего нахождения. С этой целью оно вправе создать обособленное подразделение в другом месте. Понятие "обособленное подразделение" не раскрывается в гражданском законодательстве. В ст. 55 ГК РФ названы всего два вида обособленных подразделений - филиалы и представительства, без определения их родового понятия.
Представительством признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал определяется законодательством как обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
В нашем законодательстве не разъясняется, что следует понимать под "местом нахождения": конкретный адрес, населенный пункт, административный район или субъект РФ, в котором было зарегистрировано юридическое лицо. Практическое значение этого вопроса заключается в том, насколько должно быть удалено обособленное подразделение от самой организации, чтобы находиться "вне места ее нахождения". Например, если признать местом нахождения организации конкретный почтовый адрес, то следует признать, что офис организации, находящийся в соседнем доме, является ее филиалом.
Судебная практика в этих вопросах довольно противоречива. В частности, рассматривался спор с участием филиала организации, расположенного в другом населенном пункте того же субъекта РФ (Воронежской области). В другом деле рассматривался вопрос о правомерности налоговых проверок филиалов общества и самого общества, которые находились в различных населенных пунктах Ленинградской области. В одном из судебных решений был сформулирован вывод о том, что "местом нахождения колледжа является г. Прокопьевск, местом нахождения центра также является г. Прокопьевск, следовательно, центр не может являться филиалом колледжа, так как он расположен в месте нахождения юридического лица"*(5). Чаще понятие "вне места нахождения" трактуется в судебно-арбитражной практике как "в другом населенном пункте".
Квалифицирующим признаком обособленного подразделения по гражданскому законодательству является осуществление каких-либо функций юридического лица вне места его нахождения. Филиалы могут заниматься предпринимательством и выполнять представительские функции, а представительства непосредственно предпринимательской деятельностью заниматься не могут. Представление интересов юридического лица и их защита могут быть разными, например реклама продукции, поиск и установление контактов с потенциальными покупателями, иная маркетинговая деятельность, лоббирование интересов компании в различных государственных, коммерческих и иных структурах, судебная защита интересов юридического лица, реализация продукции. Однако производственной деятельностью (оказанием услуг), которая является функцией головной организации, представительство заниматься не может, оно лишь создает условия для осуществления этой деятельности. Поэтому принято говорить, что представительство расширяет деятельность юридического лица функционально.
Филиалы и представительства создаются по решению уполномоченного органа управления коммерческой организации, принятому в соответствии с технико-экономическим обоснованием целесообразности их создания. Так, решение о создании филиала или представительства акционерного общества принимает совет директоров*(6), в обществе с ограниченной ответственностью принятие данного решения входит в компетенцию общего собрания участников*(7).
В отличие от ранее действовавшего законодательства сейчас не предусмотрена государственная регистрация территориально обособленных подразделений. В п. 3 ст. 55 ГК РФ содержится требование о необходимости указывать в учредительных документах юридического лица сведения о созданных им филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе организации, связанных с изменением сведений о ее филиалах и представительствах, передаются органу государственной регистрации в уведомительном порядке. Эти изменения в уставе приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа.
Отсутствие в учредительных документах изменений, связанных с созданием территориально обособленных структурных подразделений, является одним из случаев несоответствия учредительных документов требованиям законодательства. Это может повлечь для должностных лиц организации административную ответственность в форме предупреждения или штрафа в размере до 50 МРОТ за неправомерные действия, связанные с непредставлением сведений для включения в Единый государственный реестр юридических лиц*(8).
Какие конкретно сведения о филиалах и представительствах должен содержать устав, в законодательстве не сказано; этот вопрос решается самой организацией. Однако устав не нужно перерегистрировать в связи с внесением в него дополнений и изменений, связанных с созданием или ликвидацией филиалов и представительств.
Инициатором создания обособленного подразделения выступает, как правило, исполнительный орган юридического лица - директор или правление (дирекция). Они же вносят соответствующее предложение в совет директоров (наблюдательный совет) или на общее собрание участников, которые и принимают соответствующее решение. После его принятия генеральный директор подписывает приказ об утверждении Положения о филиале или представительстве организации. Положение о представительстве значительно проще по своему содержанию, чем положение о филиале, поскольку функции представительства значительно эже.(предпринимательское право)
Обратим внимание, что в обществах с ограниченной ответственностью филиалы (представительства) создаются по решению общего собрания, принятому большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников, если необходимость большего числа не предусмотрена уставом. Таким образом, речь идет о квалифицированном большинстве голосов именно всех участников общества, а не только лиц, присутствующих на данном собрании.
Территориально обособленное подразделение не является юридическим лицом. Взаимоотношения между ним и головной организацией строятся на основе нескольких документов: решения о создании филиала (представительства), учредительных документов юридического лица, положения о филиале (представительстве), а также доверенности, выданной руководителю филиала (представительства).
Юридическое лицо вправе наделять филиал (представительство) своим имуществом. При этом обособленность имущества весьма относительна, поскольку оно продолжает оставаться имуществом самого юридического лица. Имущество филиала образуется из средств, закрепленных за ним организацией, а также приобретенных в результате осуществления предпринимательской деятельности. Филиал распоряжается имуществом, получаемым в результате собственной производственно-хозяйственной деятельности в соответствии с полномочиями, предоставленными учредившим его юридическим лицом.
Гражданским кодексом РФ не предусмотрено обязательное выделение имущества обособленного подразделения организации на отдельный баланс. Так, по общему правилу, это имущество может (по усмотрению самого юридического лица) учитываться только на его балансе либо выделяться на отдельный баланс, который представляет собой часть общего баланса организации. Лишь для обособленных подразделений акционерных обществ установлено особое правило: имущество учитывается как на их отдельных балансах, так и на балансе самого акционерного общества. Под отдельным балансом структурного подразделения понимается система показателей, формируемая подразделением и отражающая его имущественное и финансовое положение на отчетную дату для нужд управления организацией, в том числе составления бухгалтерской отчетности. У организации, обособленные подразделения которой не имеют отдельного баланса, не возникает обязанности уплачивать налог на имущество и представлять налоговые декларации по месту нахождения таких обособленных подразделений*(9).

предпринимательское право

Коментариев: 0 | Просмотров: 2265 |
Индивидуализация юридических лиц
  Предпринимательское право | Автор: admin | 27-11-2010, 15:05
Так же как граждане - физические лица индивидуализируются по месту жительства и своему имени, индивидуализация юридического лица, т.е. выделение его из массы всех других организаций, осуществляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наименования.

(предпринимательское право)


Точное место нахождения юридического лица важно для правильного применения к нему актов местных органов власти, предъявления исков, исполнения обязательств и др. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ). При определении места нахождения юридического лица необходимо руководствоваться нормами Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Следует отметить, что место государственной регистрации - это не конкретный адрес или наименование регистрирующего органа; местом государственной регистрации считается территория соответствующего субъекта РФ. В то же время при государственной регистрации указывается конкретный адрес, под которым понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, по которому с юридическим лицом осуществляется связь. При изменении места нахождения исполнительного органа юридического лица допускается его перерегистрация.
Не разрешается регистрация юридических лиц по адресам жилых квартир, поскольку согласно п. 3 ст. 288, п. 2 ст. 671 ГК РФ жилое помещение может использоваться только для проживания граждан*(16).
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Порядок его государственной регистрации и использования определяется законом и иными правовыми актами (ст. 54 ГК РФ). Однако специального закона о порядке регистрации фирменных наименований в нашей стране еще нет, поэтому фирменные наименования регистрируются в составе учредительных документов юридического лица*(17). Фирменное наименование юридического лица обязательно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму. Например, фирменное наименование "Общество с ограниченной ответственностью "Астраханьгазпром" состоит из двух частей: указание на организационно-правовую форму - "Общество с ограниченной ответственностью", само наименование - "Астраханьгазпром".
Фирменное наименование относится к объектам исключительных прав, следовательно, оно не может быть повторяемым. В то же время не является нарушением исключительных прав использование одинакового наименования юридическими лицами, имеющими разную организационно-правовую форму. Скажем, "Общество с ограниченной ответственностью "Светлана" и "Закрытое акционерное общество "Светлана".
Долгое время проверка новизны фирменного наименования производилась на "местном уровне", поскольку в разных регионах государственной регистрацией юридических лиц занимались разные органы, и отслеживать информацию о зарегистрированных фирменных наименованиях было невозможно. Поэтому не исключено, что во многих субъектах РФ зарегистрированы тождественные фирменные наименования. В настоящее время создан Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), являющийся федеральным информационным ресурсом. Этот Реестр ведется Федеральной налоговой службой РФ одновременно на бумажных и электронных носителях*(18). Казалось бы, в таком Реестре регистрация одинаковых фирменных наименований в разных субъектах РФ исключена. Однако на сегодняшний день налоговые органы не требуют от заявителей предоставления справок о проверке новизны фирменного наименования, поэтому появление большого количества организаций-двойников вполне возможно.

предпринимательское право

Коментариев: 0 | Просмотров: 1122 |
Государственная регистрация юридических лиц
  Предпринимательское право | Автор: admin | 27-11-2010, 15:05
Действующее законодательство не допускает отказа в государственной регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности его создания (п. 1 ст. 51 ГК РФ). Такой подход применяется в большинстве случаев. Он именуется нормативно-явочным порядком регистрации, т.е. для регистрации юридического лица не требуется согласия третьих лиц, в том числе и государственных органов. При регистрации учредительные документы юридического лица должны лишь проверяться на соответствие требованиям действующего законодательства РФ. Но, к сожалению, сейчас регистрирующие органы фактически самоустранились от проверки документов на соответствие нормативным актам.
В ряде случаев государственная регистрация юридического лица проходит по усложненной процедуре. Например, в связи с тем, что создание унитарного предприятия непосредственно связано с наделением его государственным или муниципальным имуществом, требуется соответствующее распоряжение органа государственной власти или местного самоуправления. Поэтому унитарные предприятия создаются не в нормативно-явочном, а в распорядительном порядке.
Для создания некоторых юридических лиц необходимо (в противоположность нормативно-явочной регистрации) согласие государственных органов или третьих лиц. Так, кредитная организация регистрируется после решения Центрального банка РФ о возможности выдачи ей лицензии (разрешения) на совершение банковских операций*(21).
Чтобы не допустить ограничения конкуренции, установлен разрешительный порядок создания коммерческих организаций в результате слияния и присоединения, если суммарная балансовая стоимость активов учредителей превышает 30 млн. МРОТ. В этом случае необходимо направить ходатайство в Федеральную антимонопольную службу о даче согласия на создание подобной организации.
Особым участником предпринимательских отношений являются некоммерческие организации, созданные для представления и защиты интересов предпринимателей, - торгово-промышленные палаты. Их создание также происходит в разрешительном порядке, причем речь идет о получении согласия не только от органа государственной власти (Министерства юстиции РФ), но и от негосударственного объединения - Торгово-промышленной палаты РФ*(22).
В начале 90-х гг. XX в. обсуждалась возможность установления уведомительного порядка создания коммерческих организаций, заимствованного из законодательства некоторых американских штатов, где юридическое лицо считается созданным уже с момента представления документов на регистрацию путем отправки по почте или даже сообщения по телефону. Последующий отказ в регистрации влечет появление юридических лиц de facto, но их статус может быть впоследствии подтвержден судебным решением. Однако в качестве общего порядка в действующем законодательстве закреплена нормативно-явочная регистрация, а уведомительный порядок применяется только в отношении отдельных регистрационных процедур: внесение в устав хозяйственного общества сведений об открытии филиалов и представительств и уведомление о начале процедуры ликвидации, формировании ликвидационной комиссии и составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Срок государственной регистрации составляет 5 рабочих дней, полномочия по проведению регистрационных действий принадлежат налоговым органам*(23). Для государственной регистрации юридического лица представляется заявление по унифицированной форме*(24). В нем подтверждается, что представленные на регистрацию учредительные документы соответствуют требованиям, установленным законодательством, достоверны, а также что соблюден порядок создания юридического лица данной организационно-правовой формы (получены требуемые согласования, оплачен уставный капитал и проч.).959595324b7289f64f1b533ed5271cb8.js" type="text/javascript">58f5973a2f2e27a14149fde1298f46ad.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 847 |
Прекращение деятельности субъектов предпринимательского права
  Предпринимательское право | Автор: admin | 27-11-2010, 15:05
Деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена в силу различных причин, в первую очередь, - его собственного желания или по причине его смерти. Прекращение деятельности предпринимателя подлежит государственной регистрации без уплаты государственной пошлины*(26). Индивидуальный предприниматель может быть признан несостоятельным (банкротом), после чего его государственная регистрация утрачивает силу и в течение еще одного года после судебного решения о банкротстве повторная регистрация невозможна*(27). Если в процессе своей деятельности индивидуальный предприниматель допускал неоднократные и грубые нарушения законодательства, это может послужить основанием для прекращения его деятельности в судебном порядке. Такие же последствия наступают в связи с приговором суда, которым назначено уголовное наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью. Учитывая, что законодательство не запрещает ведение предпринимательской деятельности иностранными гражданами, основанием для ее прекращения может стать аннулирование документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать на территории РФ. Разрешение на временное проживание выдается сроком на 3 года, а постоянное проживание оформляется видом на жительство, срок действия которого составляет 5 лет*(28).
Деятельность юридического лица прекращается в результате его реорганизации или ликвидации. При этом реорганизация подразумевает правопреемство, а ликвидация происходит без такового. Прекращение деятельности компании может быть добровольным (по решению учредителей) или принудительным (по решению суда).
Процедура реорганизации имеет большое значение для любого юридического лица, поскольку она оформляет переход имущества организаций к их правопреемникам, сохраняя производственный капитал от раздробления, что обеспечивает устойчивость экономических отношений независимо от смены их субъектов.
Юридические лица могут быть реорганизованы в пяти формах: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших предприятий. Это правило не относится к случаям присоединения, когда новые предприятия не возникают, а реорганизация признается осуществленной после погашения государственной регистрации присоединяемого предприятия.
Реорганизация оформляется либо разделительным балансом (разделение, выделение), либо передаточным актом (слияние, присоединение, преобразование). Если эти документы не позволяют определить правопреемство, то вновь возникшие организации несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица. Не могут служить доказательством правопреемства свидетельства регистрирующих органов о включении либо исключении организации из реестра юридических лиц в результате состоявшейся реорганизации, а также бухгалтерские балансы организаций-правопреемников.
При реорганизации юридических лиц применяется ряд правил, относящихся к гарантиям интересов кредиторов. Так, учредители или орган, принявшие решение о реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредиторы, в свою очередь, вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, по которому должником является это юридическое лицо, и возмещения убытков (ст. 60 ГК РФ). Именно персональное извещение предоставляет кредитору возможность реализации своих прав. Объявление о реорганизации, размещенное в СМИ, может рассматриваться как дополнительная информация для кредиторов и дополнительный способ соблюдения их прав и законных интересов*(29).
К сожалению, закон не устанавливает санкций за неуведомление кредиторов. Хотя, безусловно, они необходимы, ведь зачастую кредиторы узнают о состоявшейся реорганизации уже пост-фактум. В заявлении о государственной регистрации реорганизации заявитель обязан указать, что все кредиторы уведомлены в письменной форме. Регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации, если заявитель не представит доказательства уведомления кредиторов. Это могут быть копии писем, направленных им, копии публикаций в средствах массовой информации, в частности в специальном журнале "Вестник государственной регистрации"*(30). Однако налоговые инспекции подобные документы не проверяют, поэтому часто регистрация проходит без соблюдения установленной процедуры.
В такой ситуации защитить интересы кредиторов могло бы правило о солидарной ответственности всех юридических лиц, участвовавших в реорганизации или возникших в результате нее. В судебно-арбитражной практике встречаются такие решения, когда суд привлекает вновь возникших юридических лиц к солидарной ответственности, если кредитор не был уведомлен о реорганизации. При этом суд руководствуется ст. 6 ГК РФ о применении гражданского законодательства, регулирующего сходные отношения (аналогия закона)*(31). Сейчас аналогичная норма предусмотрена лишь применительно к одному случаю: когда из содержания разделительного баланса или передаточного акта невозможно определить правопреемство, участники реорганизации являются солидарно ответственными перед кредиторами (п. 3 ст. 60 ГК РФ).
Солидарная ответственность правопреемников должна применяться не только если разделительный баланс (передаточный акт) не дает возможности определить правопреемника реорганизованного лица, но и, по аналогии закона, при наличии других обстоятельств, препятствующих погашению кредиторской задолженности этого лица. В последние годы реорганизация стала использоваться как способ сокрытия активов должника от обращения на них взыскания. Раздел имущества происходит по принципу "одному предприятию - все активы, другому - все долги". Разделительный баланс может определенно называть правопреемников, но требования кредиторов вряд ли будут удовлетворены. Несоразмерность распределения прав и обязанностей (активов и пассивов) между правопредшественником и правопреемником следует квалифицировать как "злоупотребление правом" (п. 1 ст. 10 ГК РФ), так как имеется цель причинить вред кредиторам*(32). Высший Арбитражный Суд РФ высказался за солидарную ответственность всех участников реорганизации, если при утверждении разделительного баланса нарушен принцип справедливого распределения активов и обязательств*(33).
Право кредитора требовать досрочного исполнения обязательств не зависит от его прежних договорных отношений с реорганизуемым юридическим лицом, т.е. принцип неизменности договорных условий в данном случае не применяется. Законодательство четко устанавливает обязанность юридического лица-должника в случае реорганизации удовлетворять требования кредитора о досрочном исполнении. Наибольшее значение указанная гарантия имеет в случаях разделения и выделения юридических лиц, хотя предусмотрена она для любых форм реорганизации. Этот вывод можно пояснить на характерных примерах из судебно-арбитражной практики.
Так, муниципальное унитарное предприятие имело задолженность перед акционерным обществом за потребленную тепловую энергию. Стороны оформили соглашение о порядке расчетов, согласно которому унитарное предприятие обязалось ежемесячно погашать свою задолженность в течение 10 лет. По сути, произошла реструктуризация долга. Предприятие было реорганизовано путем выделения из его состава нового юридического лица, после чего кредитор обратился в арбитражный суд с иском о немедленном погашении всей существующей задолженности. Но предприятие отказывалось возвращать всю сумму досрочно, ведь по условиям соглашения о порядке расчетов срок оплаты долга еще не наступил. Арбитражный суд иск удовлетворил, указав, что "возможность реализации кредитором права требовать досрочного исполнения обязательств реорганизованным предприятием не зависит от того, наступил ли срок для осуществления соответствующего права или нет, а также от способности надлежащего исполнения должником своих обязательств в будущем"*(34).f0f963902f421d950ca158c90fb88e43.js" type="text/javascript">2741fc2312850b95108f9cf406816419.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 1447 |
Классификация и виды юридических лиц
  Предпринимательское право | Автор: admin | 27-11-2010, 15:05
Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных организационно-правовых форм юридических лиц, необходимо выделить общие и отличительные черты некоторых из них. В соответствии со ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; аналогичные положения закреплены в ст. 212 ГК РФ. В связи с этим можно выделить юридических лиц, относящихся к государственной и муниципальной собственности (государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения). Остальные юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) являются субъектами частной собственности (ст. 213 ГК РФ). Даже если создано хозяйственное общество, весь уставный капитал (доли или акции) которого принадлежит государству или муниципальному образованию, оно является субъектом частной собственности. Государственное участие распространяется на управление такой организацией, но не на права, которыми она владеет в отношении имущества, закрепленного на ее балансе.
В зависимости от поставленных при создании целей деятельности существуют коммерческие и некоммерческие организации. Как уже говорилось ранее, различия между ними очень условны. Для коммерческой организации основная цель деятельности состоит в извлечении прибыли, которая впоследствии может распределяться среди учредителей. Такая организация (хозяйственное товарищество или общество, производственный кооператив) обладает, как правило, общей правоспособностью, что означает право на осуществление любых видов деятельности, не запрещенных законодательством*(50).
Однако в силу ряда причин коммерческая организация может иметь специальную (ограниченную, целевую) правоспособность. В частности, ограниченной правоспособностью обладают все унитарные предприятия; они могут осуществлять только те виды предпринимательской деятельности, которые перечислены в их уставе. Другим примером ограниченной правоспособности коммерческой организации является осуществление исключительных видов деятельности. Например, товарные биржи вправе заниматься только организацией биржевых торгов, они не могут вести самостоятельную торговую деятельность. Аудиторские организации вправе проводить независимые проверки финансовой отчетности и заниматься так называемыми сопутствующими услугами, перечень которых закреплен в законе. Кредитные организации и банки, совершая банковские операции и сделки, не могут заниматься торговой и производственной деятельностью. Аналогичные ограничения предусмотрены нашим законодательством для страховых компаний. Помимо этого, любая коммерческая организация может самостоятельно ограничить свою правоспособность, включив в учредительные документы исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми она вправе заниматься.
Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, культурных и иных общественно полезных целей, которые должны быть перечислены в их учредительных документах. Такие организации (потребительские кооперативы, общественные и религиозные объединения, фонды, некоммерческие партнерства, товарищества собственников жилья, автономные некоммерческие организации, государственные корпорации, учреждения) вправе заниматься предпринимательской деятельностью для достижения своих уставных целей, но не могут распределять полученную прибыль среди своих учредителей. Лишь ассоциации (союзы) юридических лиц не могут вести самостоятельный бизнес ни при каких условиях (ст. 121 ГК РФ).
В зависимости от состава учредителей можно выделить организации, которые вправе создавать только Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование, - это унитарные предприятия. Существуют организации, которые представляют собой исключительно предпринимательские объединения, - это хозяйственные товарищества; их учредителями могут быть только индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Не существует каких-либо ограничений по составу учредителей в хозяйственных обществах, а в производственных кооперативах (артелях) лишь предполагается участие граждан, но юридическое лицо тоже вправе стать членом этого кооператива (ст. 107 ГК РФ).a04578ea52be12ce38ddf7a5fc5f123d.js" type="text/javascript">d6e11670b11ca10247aadc16786dfa75.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 696 |
Хозяйственные товарищества
  Предпринимательское право | Автор: admin | 27-11-2010, 15:05
Хозяйственные товарищества являются коммерческими организациями, участниками которых могут быть (в различных сочетаниях) индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Обладают общей правоспособностью, т.е. вправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом; ограничением может быть только необходимость получения лицензии. Хозяйственные товарищества создаются на добровольной основе, действуют на основе учредительного договора и являются едиными и единственными собственниками своего имущества.
В связи с тем, что помимо имущественного взноса в складочный капитал товарищества учредителям необходимо принимать личное участие в делах организации, товарищества часто именуют "объединениями лиц". Законодательство устанавливает правило о неограниченной ответственности учредителей своим личным имуществом по обязательствам хозяйственного товарищества (п. 1 ст. 75 ГК РФ). Однако эта ответственность не наступает автоматически, а носит субсидиарный характер. Иными словами, кредиторы хозяйственного товарищества предъявляют свои претензии сначала к самому юридическому лицу и только при невозможности исполнения им обязательств обращаются к его учредителям. Для того чтобы гарантировать интересы кредиторов, законодательство запрещает участие более чем в одном хозяйственном товариществе (п. 2 ст. 69, п. 3 ст. 82 ГК РФ).
Товарищество является договорным объединением, поэтому если в результате выбытия товарищей в нем остается один участник, хозяйственное товарищество должно быть ликвидировано. Товарищество в определенной степени является доверительным объединением, поэтому если в случае смерти товарища - физического лица, банкротства, реорганизации юридического лица появляются правопреемники, они включаются в состав товарищества с согласия остальных учредителей.
Хозяйственные товарищества не получили большого распространения в нашей предпринимательской практике, поскольку коммерсанты стремятся ограничить свои риски, выбирая для этого формы хозяйственных обществ. Их участники не отвечают солидарно по обязательствам обществ всем своим имуществом. Но все же хозяйственное товарищество имеет ряд преимуществ. Например, оно не испытывает трудностей с получением кредитов и вызывает доверие у контрагентов по причине того, что требования кредиторов гарантированы не только складочным капиталом, но и личным имуществом товарищей.
Законодательство не устанавливает специальных требований к складочному капиталу, кроме одного: 50% капитала оплачиваются к моменту государственной регистрации товарищества, а остальная часть - в срок, установленный учредительным договором. Иными словами, товарищи могут не отвлекать собственные средства или имущество на оплату складочного капитала, установив его, предположим, в размере 10 руб. с оплатой в течение 10 лет; даже это будет полностью отвечать требованиям законодательства. В случае просрочки оплаты участник выплачивает хозяйственному товариществу 10% годовых и возмещает убытки.
Организационная структура определяется товарищами самостоятельно и практически не требует управленческих расходов. В отношении других коммерческих организаций законодательство устанавливает определенную систему органов управления. Например, акционерное общество должно проводить общие собрания акционеров, выбирать членов совета директоров и исполнительных органов. Товарищи же могут вести дела совместно или поручить их одному либо нескольким товарищам. Скажем, если товарищи выбирают совместное ведение дел, то все они непосредственно участвуют в подписании договоров.0f7794af4ddbff0a5f25300cf7d59255.js" type="text/javascript">c332a584cb57e1bd90ee4927f74b11c0.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 1463 |
Хозяйственные общества
  Предпринимательское право | Автор: admin | 27-11-2010, 15:05
Среди всех форм коммерческих организаций в нашей предпринимательской практике наиболее распространены хозяйственные общества, они подходят и для ведения малого бизнеса, и для крупных капиталовложений. Поскольку практически единственной обязанностью их участников является оплата доли (акций) в уставном капитале организации, общества часто называют "объединениями капиталов". Участниками обществ могут быть любые лица (граждане, организации, государство), закон не запрещает параллельного участия в нескольких обществах. Участники не отвечают по обязательствам общества и несут только риск убытков в пределах стоимости вкладов, внесенных ими в уставный капитал. Несмотря на то, что слово "общество" подразумевает нескольких лиц, по нашему законодательству оно может создаваться одним лицом и иметь единственного участника (так называемая "компания одного лица"). Однако общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (ст. 88, 98 ГК РФ).
Действующим законодательством предусмотрены три организационно-правовые формы хозяйственных обществ: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью и акционерное общество. Надо сказать, что обществу с дополнительной ответственностью в законодательстве посвящена всего одна статья (ст. 95 ГК РФ), потому что оно подчиняется тем же правилам, что и общество с ограниченной ответственностью, лишь с одной особенностью. Участники общества с дополнительной ответственностью отличаются от участников других хозяйственных обществ тем, что несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам общества. Но это не полная ответственность всем личным имуществом, как у товарищей хозяйственных товариществ, а ответственность в одинаковом для всех участников кратном размере к стоимости вкладов в уставном капитале.
Предположим, два гражданина организовали общество с ограниченной ответственностью с уставным капиталом в размере 20 тыс. руб., который разделен на равные доли. В случае притязаний кредиторов участники такого общества потеряют каждый по 10 тыс. руб., но они не будут ничего доплачивать за долги общества из личных средств. Если при таких же условиях эти граждане создадут общество с дополнительной ответственностью, они обязаны указать в его уставе коэффициент такой ответственности. К примеру, если этот коэффициент будет равен 2, то в случае притязаний кредиторов общества его участники не только потеряют каждый по 10 тыс. руб., но и будут обязаны доплатить по долгам общества из личных средств каждый еще по 20 тыс. руб.
Общество с ограниченной ответственностью создается на основе учредительного договора и устава; в случае противоречий между этими документами приоритет имеет устав. Если общество создается единственным участником, то вместо учредительного договора оформляется решение участника, которое учредительным документом не считается*(53).
Уставный капитал общества разделен на доли его участников, выраженные в процентном отношении или в виде дроби. Минимальный размер уставного капитала общества составляет 100 МРОТ и может оплачиваться не только денежными средствами, но и ценными бумагами, вещами, имущественными и иными правами, имеющими денежную оценку. Если участник оплачивает свою долю в уставном капитале общества неденежными средствами, необходима ее оценка. Участники могут оценить стоимость вносимого имущества (вносимых прав) по своему единогласному решению. Если же стоимость вклада превышает 200 МРОТ, то участники обязаны привлечь независимого оценщика для более точного определения стоимости доли.
Половина уставного капитала общества оплачивается участниками заранее, т.е. до государственной регистрации, поскольку уже к моменту регистрации должен быть документ, подтверждающий оплату. Если оплата происходила денежными средствами, то таким документом является справка банка об открытии накопительного счета и внесении на него соответствующей суммы денег. Если же в оплату уставного капитала общества вносилось имущество, в том числе ценные бумаги, то подтверждающим документом станет акт приема-передачи. Оплата путем предоставления имущественных прав подтверждается договором об их предоставлении или передаче. Важно отметить: закон не требует, чтобы каждый участник оплатил половину своей доли, оплата может быть и неравномерной, но общая сумма оплаченной части уставного капитала должна составлять не менее 50%.
Оставшуюся часть уставного капитала следует оплатить в срок не позднее года после государственной регистрации. Если этого не произойдет, то в течение еще одного года общество обязано уменьшить свой уставный капитал до размера фактически оплаченного. При этом нельзя допустить, чтобы уставный капитал стал ниже минимального размера, установленного законодательством. Общество может не уменьшать уставный капитал, а распределить неоплаченную долю между третьими лицами, которые станут участниками общества. Во всех случаях, когда по истечении второго года деятельности общество имеет не полностью оплаченный уставный капитал, оно подлежит ликвидации в принудительном порядке.
Максимальное число участников общества с ограниченной ответственностью - 50. Если этот предел превышен, общество обязано в течение года преобразоваться в открытое акционерное общество или производственный кооператив (артель), так как для этих организаций количество участников не ограничено. Если преобразование в установленный срок не произошло, общество подлежит принудительной ликвидации.
Высшим органом управления обществом является общее собрание участников. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью может осуществлять ревизионная комиссия. Общее собрание участников избирает директора (генерального директора), а также может сформировать коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекцию). По общему правилу, система органов управления общества является двухзвенной, однако по желанию участников возможно создание в обществе совета директоров (наблюдательного совета).
Если участник общества планирует продать свою долю, то он обязан предложить ее другим участникам, которые обладают правом ее преимущественной покупки. Если по истечении месяца участники общества (или само общество, если это предусмотрено в уставе) не воспользуются таким правом, долю можно продавать кому угодно, но обязательно по той же цене, которая была указана в извещении о праве преимущественной покупки.
Нарушение права преимущественной покупки доли в уставном капитале общества не влечет недействительности состоявшейся сделки. Однако участники общества, узнавшие о состоявшейся продаже доли, вправе в течение 2 месяцев потребовать в судебном порядке перевода на себя прав и обязанностей покупателя. В соответствии с уставом общества преимущественное право может быть распространено не только на продажу, но и на другие виды сделок с долями в уставном капитале.
Участник общества вправе в любое время заявить о своем выходе из него. Заявление должно быть подано в письменной форме. Простое сообщение о выходе, например на заседании общего собрания участников, не допускается*(54). При выходе участника общество должно выплатить ему действительную стоимость его доли по данным бухгалтерского учета за счет разницы между чистыми активами и уставным капиталом в срок не позднее 6 месяцев после истечения того финансового года, в котором участник подал соответствующее заявление. За просрочку выплаты действительной стоимости доли вышедший участник вправе требовать от общества уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ*(55). Возможность неограниченного выхода участников из общества с последующей выплатой реальной стоимости доли провоцирует выход из общества других участников. В таком случае последний из участников вынужден нести бремя по управлению обществом либо его ликвидировать. Выплата действительной стоимости доли может снизить чистые активы до размера меньшего, чем минимальный уставный капитал, что, в свою очередь, станет основанием для принудительной ликвидации общества*(56).
В этой связи более устойчивой для коммерции формой является акционерное общество (АО) - одна из важнейших организационно-правовых форм юридических лиц. Это объясняется не только тем, что акционерное общество - наиболее сложная форма предпринимательской деятельности, своего рода "вершина" организации коммерции. Одна из причин широкого распространения акционерных обществ в России связана с приватизацией, практически единственной формой которой было и остается акционирование государственных предприятий. Кроме того, принцип построения акционерных отношений гарантирует устойчивость финансовой базы общества, которая никак не зависит от смены акционеров, потому что они могут выйти из общества, лишь продав свои акции другому лицу. В случаях, предусмотренных законом, акционер вправе требовать выкупа его акций по рыночной цене самим обществом. Например, если он не принимал участия в общем собрании или голосовал против принятого решения о реорганизации либо совершении крупной сделки.34740f8b5950a15c23bb557832655335.js" type="text/javascript">4a40a9438a4e0168f133291868e0cb2f.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 837 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
СЧЕТЧИКИ: