НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
В рамках данного вопроса необходимым представляется рассмотреть структуру
взаимоотношений между различными субъектами авторского права.
Среди таких субъектов, несомненно, следует выделять самого автора произведения, а также
тех лиц, с которыми взаимодействует автор в связи с созданием или использованием
произведения, в том числе и тех лиц, в отношении которых осуществляется переход
исключительного авторского права. В рамках издательской деятельности, учитывая специфику
данной сферы, среди таких лиц необходимо особо выделить издателя и заказчика.
Издатель является одним из субъектов, который в соответствии с законом и договором
принимает на себя обязанность издать произведение, начать и осуществлять его использование.
Издатель - важнейший субъект в рамках авторского права, так как именно он берется за
издательскую деятельность в отношении того или иного произведения, осуществляет его
публикацию, тиражирование. Как правило, издатель - это юридическое лицо (фирма, организация),
которое может быть разным по организационно-правовой форме. В современной России
издательская деятельность получает все более широкое распространение, постоянно
увеличивается число независимых коммерческих издательств, что обусловлено
увеличивающимися темпами экономического развития, рыночных отношений, для которых
характерными являются законы рынка, множественность субъектов, осуществляющих
хозяйственную деятельность, многообразие форм собственности. Реальные отношения,
складывающиеся между издательством и автором произведения, регулируются договором, т.е. на
условиях диспозитивности.
Гражданский кодекс РФ выделяет отдельный договор, который регулирует отношения
авторов и издательств - лицензионный издательский договор (ст. 1287 ГК РФ), основные
положения которого будут рассмотрены более подробным образом позднее. В целом данный
договор не всякий раз может точно регламентировать отдельные нюансы, аспекты в
правоотношениях, поэтому в случаях отсутствия в договоре некоторых положений отношения
между субъектами, заключившими его, регулируются посредством гражданского закона.
Заказчик является субъектом авторских правоотношений, который осуществляет заказ тому
или иному автору на создание произведения в соответствии с условиями, установленными в
договоре.
Заказчик требует от автора создания нового произведения или осуществления переработки
произведения (создания экранизации, перевода и т.д.) при условии, что автор отвечает ряду
требований, критериев, необходимых для заказчика. К примеру, автор должен располагать
определенным уровнем знаний в той или иной отрасли для написания произведения, иметь
определенное образование, навыки какой-либо деятельности, обладать возможностью изложить
материал в тех или иных стилистических аспектах речи и т.д. Отношения между автором и
заказчиком складываются на основании договора авторского заказа, положения о котором
содержатся соответственно в ст. ст. 1288, 1289, 1290 и 1291 ГК РФ.
Как и в случае с издательским лицензионным договором, договор авторского заказа
регулирует отношения субъектов на условиях диспозитивности, что, к слову, свойственно для всей
отрасли гражданских правоотношений. В ситуации, когда субъекты не могут найти консенсус в
соответствии с положениями договора или когда договором не урегулированы отдельные аспекты
отношений субъектов, в действие вступают законодательные нормы.
Любой договор, будь то издательский лицензионный договор или же договор авторского
заказа, составляется с учетом предписаний закона.
Стоит также подчеркнуть и тот факт, что издатель и заказчик могут представлять собой одно
и то же лицо, с которым автор вступает в правоотношения.
Еще одним субъектом, несомненно, играющим значительную роль в издательском деле,
является редакция. Однако редакция не имеет столь важного положения, касающегося
правоотношений с автором.
Главные функции редакции - редактирование, корректировка, проверка, выявление
неточностей, погрешностей в авторском произведении в целях адаптации его для широкой
публики. В законодательстве не существует четко выраженных норм права, которые бы
регламентировали деятельность редакции, но, исходя из самой сущности гражданского закона,
редакция не располагает широким перечнем прав при осуществлении своих функций.
Редактирование не должно каким-либо образом искажать первоначальный смысл произведения,
корректировать отдельные образы в произведении, существенным образом изменять стилистику
речи. Деятельность редакции, как правило, организуется на основе заключаемого с ней договора,
второй стороной которого в большинстве случаев выступает заказчик. Таким образом, редакция
выполняет сугубо технические функции, тем самым не касаясь самих правоотношений основных
субъектов (заказчика и автора, издателя и автора).
Другой субъект, также играющий немаловажную роль в издательском деле, - типография,
выполняющая функции по изготовлению экземпляров - тиражированию произведения.
Деятельность типографии основывается на заключенном договоре с издательством.
Теперь необходимым представляется более подробное, детальное рассмотрение отдельных
особенностей двух вышеупомянутых договоров (издательского лицензионного договора, договора
авторского заказа), что, помимо прочего, дает своеобразную возможность детальнее рассмотреть
природу отношений между автором, заказчиком и издателем.
Авторский договор, по мнению многих ученых, представляет собой волевой акт, основанный
на взаимном соглашении сторон, направленный на возникновение, изменение или прекращение
юридических отношений .
--------------------------------
Советское гражданское право. Ч. 1. Киев, 1977; Гавзе Ф.И. Обязательственное право.
Минск: БГУ, 1968; Ойгензихт В.А. Воля и волеизъявление. Душанбе, 1983.
Вообще в научной литературе существует большое количество мнений по поводу
классификации авторских договоров. К примеру, А.П. Сергеев полагает, что авторские договоры
прежде всего делятся на группы в зависимости от вида произведений, по поводу которых они
заключаются, и предлагает выделять, в частности, авторские договоры на создание и
использование литературных, музыкальных, аудиовизуальных, архитектурных и других
произведений .
--------------------------------
Сергеев А.П., Толстой Ю.К., Елисеев И.В. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ.
Часть третья / Под ред. А.П. Сергеева. М., 2001.
В современности гораздо более объективной видится классификация авторских договоров,
которая, как это ни парадоксально, была произведена еще в советское время. В частности, ГК
РСФСР 1964 г. проводил некоторое разграничение всех авторских договоров по критерию
готовности произведения. Другими словами, все договоры, будучи разделенными на договоры
заказа и договоры на готовое произведение, заключались в отношении либо уже созданных
произведений, либо произведений, создание которых планировалось в дальнейшем.
Данная классификация вполне применима и в рамках современного гражданского права.
Таким образом, к договорам на готовые произведения (т.е. договорам по поводу
использования готовых произведений) стоит относить договор об отчуждении исключительного
права на произведение, а также лицензионный договор о предоставлении права использования
произведения и все его разновидности, включая издательский лицензионный договор (ст. ст. 1286,
1287 ГК РФ).
В группу договоров заказа по аналогии с советской классификацией включается прямо
поименованный в законе договор авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ).
Говоря об издательском лицензионном договоре, необходимо отметить, что он является
одной из специфических разновидностей лицензионного договора о предоставлении права
использования произведения. Издательский лицензионный договор, ранее обозначенный в
законодательстве как издательский договор, толковался советскими юристами неоднозначно.
Сущность данного договора сводилась то к уступке права использования произведения, то к
переуступке, то к отчуждению от автора права использования. Впрочем, различия в терминологии
в данном случае трудно считать существенными.
Современное гражданское право в целом исключило всякую возможность для возникновения
научной полемики по поводу природы издательского договора, отнеся его к числу лицензионных
договоров.
По лицензионному договору одна сторона - автор или иной правообладатель произведения
(лицензиар) - предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право
использования этого произведения (ст. 1286 ГК РФ). Данное общее положение, отражающее
сущность договора, относится ко всем лицензионным договорам, в том числе и к издательскому
лицензионному договору. Однако сам по себе издательский лицензионный договор имеет
некоторые особые черты. В частности, сущность данного договора состоит в том, что автор
произведения передает свои права на использование произведения издателю, который обязуется
издать данное произведение (начать его использование). Иными словами, автор предоставляет
издательству такие полномочия, как воспроизведение произведения, распространение его
экземпляров, импорт и иное, а издательство, в свою очередь, реализует данные полномочия.
Итак, теперь необходимо коснуться основных элементов издательского лицензионного договора -
предмета договора, сторон, срока действия договора, формы, а также таких важных аспектов, как
содержание договора и ответственность по договору.
В науке существуют неоднозначные взгляды на предмет гражданско-правового договора, но
большинство исследователей склоняются к мнению, что предмет договора - то, в результате чего
складываются правоотношения. Исходя из такой общей трактовки, можно установить, что
предметом издательского лицензионного договора является само произведение, созданное
автором посредством его творческих усилий. Предполагается, что произведение - индивидуально
определенная вещь, объект авторского права, поэтому указание предмета в рамках договора
является весьма существенным условием. Статья 1235 ГК РФ закрепляет, что лицензионный
договор обязательно должен предусматривать предмет договора путем указания на результат
интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, право которых
представляется по договору, с указанием в соответствующих случаях номера и даты выдачи
документа, удостоверяющего исключительное право на такой результат или на такое средство.
Что же касается сторон рассматриваемого договора, то здесь закон закрепляет две стороны:
лицензиар (автор, передающий право) и лицензиат (издательство, получающее право на
использование произведения). Обязательным условием законности договора является то, что он
содержит указания на стороны, сведения о них.
Срок в данном договоре представляется в двух взаимосвязанных аспектах:
1) срок начала использования произведения лицензиатом;
2) срок самого договора, т.е. период времени, в течение которого данный договор действует.
Срок действия договора устанавливается индивидуально в каждом конкретном случае,
достигается согласием сторон. Статья 1235 ГК РФ, закрепляющая общие положения о
лицензионном договоре, указывает на то, что срок, на который заключается лицензионный
договор, не может превышать срок действия исключительного права на результат
интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. Если же срок действия
договора вообще не определен, действует законодательно закрепленное правило, по которому
данный договор считается заключенным на пять лет (п. 4 ст. 1235 ГК РФ).
Издательский лицензионный договор имеет свою специфику, которая, в частности,
отражается и в том, что в рамках данного договора важным является указание срока не просто
действия договора, но и срока начала использования.
Статья 1287 ГК РФ устанавливает, что в случае отсутствия в договоре конкретного срока
начала использования произведения такое использование должно быть начато в срок, обычный
для данного вида произведений и способа их использования. Данная формулировка является
крайне неоднозначной, ведь законодательство не дает точных определений того, что же следует
понимать под обычным сроком для данного вида произведений и способа их использования. Срок
исполнения договора, как и срок начала использования произведения (срок издания), не являются
существенным условием договора.
Форма издательского лицензионного договора письменная, однако закон не указывает в
точности определенной формы договора, оставляя данное право за сторонами. Стороны же по
своему собственному желанию могут использовать более подходящую для них форму, при том
единственном условии, что она будет письменной и положения данного договора не будут
противоречить законодательным нормам. Несоблюдение письменной формы влечет за собой
недействительность лицензионного договора.
Содержание договора - права и обязанности сторон. Права и обязанности сторон по
издательскому лицензионному договору в целом устанавливаются в ст. ст. 1235, 1286 и 1287 ГК
РФ. Права и обязанности сторон по издательскому лицензионному договору устанавливаются в
большинстве своем в рамках ст. 1235 ГК РФ, содержащей общие положения по поводу
лицензионных договоров, поэтому перечислить и охарактеризовать их все не представляется
столь необходимым. Гораздо важнее рассмотреть набор прав и обязанностей сторон,
непосредственно характерных для издательского лицензионного договора и приведенных в ст.
1287 ГК РФ.
В соответствии с данным типом лицензионного договора у лицензиара возникает
обязанность осуществить передачу права использования произведения лицензиату, т.е.
издательству. Издательство же обязуется издать данное произведение в установленный в
договоре срок. В случае несоблюдения данного срока у автора возникает право осуществить отказ
от договора, но при этом не возникает обязанности для возмещения убытков. Более того,
несоблюдение издательством срока начала использования произведения является предпосылкой
возникновения у автора права требования авторского вознаграждения в размере,
предусмотренном договором. Соответственно у лицензиата в данном случае возникает
обязанность выплатить лицензиару такое вознаграждение.
Исходя из прав и обязанностей сторон, которые характерны для издательского
лицензионного договора и отличают его от других лицензионных договоров, необходимо
заключить, что одним из существенных условий функционирования данного договора является
именно срок начала использования произведения лицензиатом. Права и обязанности сторон могут
указываться конкретно в договоре между сторонами, что в значительной степени упрощает их
взаимодействие друг с другом. Но, несмотря на это, договор не должен содержать права и
обязанности сторон, так как они закреплены в законе.
Что же касается ответственности по издательскому лицензионному договору, то нормы
права относительно нее устанавливаются в общих положениях о лицензионном договоре.
Помимо всего прочего, издательский лицензионный договор должен оговаривать ряд
определенных условий, куда непременно следует включить условия о конкретных способах
использования произведения, условия уплаты вознаграждения, размер данного вознаграждения,
порядок его уплаты и др.
Весьма важным является указание территории, в рамках которой может осуществляться
деятельность по использованию произведения, однако без указания конкретной территории
лицензиат приобретает право использовать произведения в пределах всей Российской Федерации
(п. 3 ст. 1235 ГК РФ).
Гражданский кодекс РФ, подобно советскому гражданскому законодательству, закрепляет
положения о договоре авторского заказа, тем самым, как уже говорилось выше, фактически
возвращая к жизни советскую систему классификации авторских договоров.
По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны
(заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на
материальном носителе или в иной форме (п. 1 ст. 1288 ГК РФ).
Многие ученые отмечают, что данный договор по своей гражданско-правовой природе
крайне близок договору подряда.
Отличительной особенностью договора авторского заказа является то, что он может
содержать и обязательство автора по передаче своих имущественных прав - прав на
использование произведения в форме отчуждения исключительного права или в форме
предоставления права использования произведения.
Если договор авторского заказа заключен с условием о предоставлении заказчику права
использования произведения в установленных договором пределах или предусматривает
отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано
автором, к такому договору соответственно применяются правила ГК РФ о данных договорах
(договор об отчуждении исключительного права, договор о предоставлении права использования
произведения).
Предметом договора авторского заказа выступает литературное, научное или иное
произведение, которое автор обязуется создать посредством своих творческих усилий и передать
заказчику. Указание конкретного предмета договора является существенным условием договора,
так как именно таким путем устанавливается, какое именно произведение автор обязуется
создать.
Стороны данного договора - заказчик и автор. Указание сторон в рамках договора авторского
заказа также является необходимым.
Срок требует своего непосредственного отражения в положениях договора авторского
заказа, тем самым являясь существенным элементом данного договора. Под сроком исполнения
договора следует понимать тот период времени, в который автор обязуется предоставить
заказчику выполненное им произведение. Договор, который не предусматривает и не позволяет
определить срок его исполнения, не считается заключенным (ст. 1289 ГК РФ).
Однако срок в рамках договора авторского заказа имеет свои специфические особенности. В
частности, возможно применение специального льготного срока. Льготный срок, в свою очередь,
является сроком, возникающим у автора при особой необходимости на создание произведения в
тех случаях, когда основной срок исполнения договора авторского заказа уже наступил, но по
каким-то уважительным причинам автор не смог завершить произведение. Законодательство
регламентирует продолжительность льготного срока в одну четвертую часть срока,
установленного для исполнения договора, если соглашением сторон не предусмотрен более
длительный льготный срок.
Форма договора авторского заказа письменная, хотя данное положение в законе прямо не
указывается.
Права и обязанности сторон в рамках договора авторского заказа имеют свои особенности,
отраженные в ст. 1288 ГК РФ. Главной обязанностью автора является создание и предоставление
заказчику произведения в срок, указанный в договоре, включая также и льготный срок. Автор также
приобретает своеобразное, специфическое только для данного договора право на льготный срок.
По истечении льготного срока, предоставленного автору, заказчик приобретает право в
одностороннем порядке отказаться от договора авторского заказа. Помимо этого, заказчик также
вправе отказаться от договора авторского заказа непосредственно по окончании срока,
установленного договором для его исполнения, если договор к этому времени не исполнен, а из
его условий явно вытекает, что при нарушении срока исполнения договора заказчик утрачивает
интерес к договору. Поскольку рассматриваемый договор по общему правилу, содержащемуся в
законе, является возмездным, автор в результате выполнения своей работы приобретает право на
получение вознаграждения, а заказчик, следовательно, приобретает обязанность уплатить такое
вознаграждение.
В случаях, когда договор авторского заказа предусматривает отчуждение исключительного
авторского права на вновь созданное произведение или предоставление заказчику права
использования этого произведения в установленных договором пределах, стороны также
приобретают права и обязанности, предусмотренные соответствующими договорами (договором
об отчуждении исключительного права, договором о предоставлении права использования
произведения).
Основные правила, касающиеся ответственности по договору авторского заказа, содержатся
в ст. 1290 ГК РФ. Наиболее важным относительно ответственности по данному договору является
следующее законодательное положение: в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения
договора авторского заказа, за которое автор несет ответственность, автор обязан возвратить
заказчику аванс, а также уплатить ему неустойку, если она предусмотрена договором. При этом
общий размер указанных выплат ограничен суммой реального ущерба, причиненного заказчику
(ст. 1290 ГК РФ).
Неисполнение автором заказа в данном случае предполагает, что автор не создал
произведение ни в оговоренный договором срок, ни в дополнительный (льготный) срок.
Ненадлежащее исполнение договора предполагает, в свою очередь, что автор создал
произведение, не отвечающее определенным требованиям заказчика относительно стиля речи,
структуры произведения, жанра и др.
взаимоотношений между различными субъектами авторского права.
Среди таких субъектов, несомненно, следует выделять самого автора произведения, а также
тех лиц, с которыми взаимодействует автор в связи с созданием или использованием
произведения, в том числе и тех лиц, в отношении которых осуществляется переход
исключительного авторского права. В рамках издательской деятельности, учитывая специфику
данной сферы, среди таких лиц необходимо особо выделить издателя и заказчика.
Издатель является одним из субъектов, который в соответствии с законом и договором
принимает на себя обязанность издать произведение, начать и осуществлять его использование.
Издатель - важнейший субъект в рамках авторского права, так как именно он берется за
издательскую деятельность в отношении того или иного произведения, осуществляет его
публикацию, тиражирование. Как правило, издатель - это юридическое лицо (фирма, организация),
которое может быть разным по организационно-правовой форме. В современной России
издательская деятельность получает все более широкое распространение, постоянно
увеличивается число независимых коммерческих издательств, что обусловлено
увеличивающимися темпами экономического развития, рыночных отношений, для которых
характерными являются законы рынка, множественность субъектов, осуществляющих
хозяйственную деятельность, многообразие форм собственности. Реальные отношения,
складывающиеся между издательством и автором произведения, регулируются договором, т.е. на
условиях диспозитивности.
Гражданский кодекс РФ выделяет отдельный договор, который регулирует отношения
авторов и издательств - лицензионный издательский договор (ст. 1287 ГК РФ), основные
положения которого будут рассмотрены более подробным образом позднее. В целом данный
договор не всякий раз может точно регламентировать отдельные нюансы, аспекты в
правоотношениях, поэтому в случаях отсутствия в договоре некоторых положений отношения
между субъектами, заключившими его, регулируются посредством гражданского закона.
Заказчик является субъектом авторских правоотношений, который осуществляет заказ тому
или иному автору на создание произведения в соответствии с условиями, установленными в
договоре.
Заказчик требует от автора создания нового произведения или осуществления переработки
произведения (создания экранизации, перевода и т.д.) при условии, что автор отвечает ряду
требований, критериев, необходимых для заказчика. К примеру, автор должен располагать
определенным уровнем знаний в той или иной отрасли для написания произведения, иметь
определенное образование, навыки какой-либо деятельности, обладать возможностью изложить
материал в тех или иных стилистических аспектах речи и т.д. Отношения между автором и
заказчиком складываются на основании договора авторского заказа, положения о котором
содержатся соответственно в ст. ст. 1288, 1289, 1290 и 1291 ГК РФ.
Как и в случае с издательским лицензионным договором, договор авторского заказа
регулирует отношения субъектов на условиях диспозитивности, что, к слову, свойственно для всей
отрасли гражданских правоотношений. В ситуации, когда субъекты не могут найти консенсус в
соответствии с положениями договора или когда договором не урегулированы отдельные аспекты
отношений субъектов, в действие вступают законодательные нормы.
Любой договор, будь то издательский лицензионный договор или же договор авторского
заказа, составляется с учетом предписаний закона.
Стоит также подчеркнуть и тот факт, что издатель и заказчик могут представлять собой одно
и то же лицо, с которым автор вступает в правоотношения.
Еще одним субъектом, несомненно, играющим значительную роль в издательском деле,
является редакция. Однако редакция не имеет столь важного положения, касающегося
правоотношений с автором.
Главные функции редакции - редактирование, корректировка, проверка, выявление
неточностей, погрешностей в авторском произведении в целях адаптации его для широкой
публики. В законодательстве не существует четко выраженных норм права, которые бы
регламентировали деятельность редакции, но, исходя из самой сущности гражданского закона,
редакция не располагает широким перечнем прав при осуществлении своих функций.
Редактирование не должно каким-либо образом искажать первоначальный смысл произведения,
корректировать отдельные образы в произведении, существенным образом изменять стилистику
речи. Деятельность редакции, как правило, организуется на основе заключаемого с ней договора,
второй стороной которого в большинстве случаев выступает заказчик. Таким образом, редакция
выполняет сугубо технические функции, тем самым не касаясь самих правоотношений основных
субъектов (заказчика и автора, издателя и автора).
Другой субъект, также играющий немаловажную роль в издательском деле, - типография,
выполняющая функции по изготовлению экземпляров - тиражированию произведения.
Деятельность типографии основывается на заключенном договоре с издательством.
Теперь необходимым представляется более подробное, детальное рассмотрение отдельных
особенностей двух вышеупомянутых договоров (издательского лицензионного договора, договора
авторского заказа), что, помимо прочего, дает своеобразную возможность детальнее рассмотреть
природу отношений между автором, заказчиком и издателем.
Авторский договор, по мнению многих ученых, представляет собой волевой акт, основанный
на взаимном соглашении сторон, направленный на возникновение, изменение или прекращение
юридических отношений .
--------------------------------
Советское гражданское право. Ч. 1. Киев, 1977; Гавзе Ф.И. Обязательственное право.
Минск: БГУ, 1968; Ойгензихт В.А. Воля и волеизъявление. Душанбе, 1983.
Вообще в научной литературе существует большое количество мнений по поводу
классификации авторских договоров. К примеру, А.П. Сергеев полагает, что авторские договоры
прежде всего делятся на группы в зависимости от вида произведений, по поводу которых они
заключаются, и предлагает выделять, в частности, авторские договоры на создание и
использование литературных, музыкальных, аудиовизуальных, архитектурных и других
произведений .
--------------------------------
Сергеев А.П., Толстой Ю.К., Елисеев И.В. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ.
Часть третья / Под ред. А.П. Сергеева. М., 2001.
В современности гораздо более объективной видится классификация авторских договоров,
которая, как это ни парадоксально, была произведена еще в советское время. В частности, ГК
РСФСР 1964 г. проводил некоторое разграничение всех авторских договоров по критерию
готовности произведения. Другими словами, все договоры, будучи разделенными на договоры
заказа и договоры на готовое произведение, заключались в отношении либо уже созданных
произведений, либо произведений, создание которых планировалось в дальнейшем.
Данная классификация вполне применима и в рамках современного гражданского права.
Таким образом, к договорам на готовые произведения (т.е. договорам по поводу
использования готовых произведений) стоит относить договор об отчуждении исключительного
права на произведение, а также лицензионный договор о предоставлении права использования
произведения и все его разновидности, включая издательский лицензионный договор (ст. ст. 1286,
1287 ГК РФ).
В группу договоров заказа по аналогии с советской классификацией включается прямо
поименованный в законе договор авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ).
Говоря об издательском лицензионном договоре, необходимо отметить, что он является
одной из специфических разновидностей лицензионного договора о предоставлении права
использования произведения. Издательский лицензионный договор, ранее обозначенный в
законодательстве как издательский договор, толковался советскими юристами неоднозначно.
Сущность данного договора сводилась то к уступке права использования произведения, то к
переуступке, то к отчуждению от автора права использования. Впрочем, различия в терминологии
в данном случае трудно считать существенными.
Современное гражданское право в целом исключило всякую возможность для возникновения
научной полемики по поводу природы издательского договора, отнеся его к числу лицензионных
договоров.
По лицензионному договору одна сторона - автор или иной правообладатель произведения
(лицензиар) - предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право
использования этого произведения (ст. 1286 ГК РФ). Данное общее положение, отражающее
сущность договора, относится ко всем лицензионным договорам, в том числе и к издательскому
лицензионному договору. Однако сам по себе издательский лицензионный договор имеет
некоторые особые черты. В частности, сущность данного договора состоит в том, что автор
произведения передает свои права на использование произведения издателю, который обязуется
издать данное произведение (начать его использование). Иными словами, автор предоставляет
издательству такие полномочия, как воспроизведение произведения, распространение его
экземпляров, импорт и иное, а издательство, в свою очередь, реализует данные полномочия.
Итак, теперь необходимо коснуться основных элементов издательского лицензионного договора -
предмета договора, сторон, срока действия договора, формы, а также таких важных аспектов, как
содержание договора и ответственность по договору.
В науке существуют неоднозначные взгляды на предмет гражданско-правового договора, но
большинство исследователей склоняются к мнению, что предмет договора - то, в результате чего
складываются правоотношения. Исходя из такой общей трактовки, можно установить, что
предметом издательского лицензионного договора является само произведение, созданное
автором посредством его творческих усилий. Предполагается, что произведение - индивидуально
определенная вещь, объект авторского права, поэтому указание предмета в рамках договора
является весьма существенным условием. Статья 1235 ГК РФ закрепляет, что лицензионный
договор обязательно должен предусматривать предмет договора путем указания на результат
интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, право которых
представляется по договору, с указанием в соответствующих случаях номера и даты выдачи
документа, удостоверяющего исключительное право на такой результат или на такое средство.
Что же касается сторон рассматриваемого договора, то здесь закон закрепляет две стороны:
лицензиар (автор, передающий право) и лицензиат (издательство, получающее право на
использование произведения). Обязательным условием законности договора является то, что он
содержит указания на стороны, сведения о них.
Срок в данном договоре представляется в двух взаимосвязанных аспектах:
1) срок начала использования произведения лицензиатом;
2) срок самого договора, т.е. период времени, в течение которого данный договор действует.
Срок действия договора устанавливается индивидуально в каждом конкретном случае,
достигается согласием сторон. Статья 1235 ГК РФ, закрепляющая общие положения о
лицензионном договоре, указывает на то, что срок, на который заключается лицензионный
договор, не может превышать срок действия исключительного права на результат
интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. Если же срок действия
договора вообще не определен, действует законодательно закрепленное правило, по которому
данный договор считается заключенным на пять лет (п. 4 ст. 1235 ГК РФ).
Издательский лицензионный договор имеет свою специфику, которая, в частности,
отражается и в том, что в рамках данного договора важным является указание срока не просто
действия договора, но и срока начала использования.
Статья 1287 ГК РФ устанавливает, что в случае отсутствия в договоре конкретного срока
начала использования произведения такое использование должно быть начато в срок, обычный
для данного вида произведений и способа их использования. Данная формулировка является
крайне неоднозначной, ведь законодательство не дает точных определений того, что же следует
понимать под обычным сроком для данного вида произведений и способа их использования. Срок
исполнения договора, как и срок начала использования произведения (срок издания), не являются
существенным условием договора.
Форма издательского лицензионного договора письменная, однако закон не указывает в
точности определенной формы договора, оставляя данное право за сторонами. Стороны же по
своему собственному желанию могут использовать более подходящую для них форму, при том
единственном условии, что она будет письменной и положения данного договора не будут
противоречить законодательным нормам. Несоблюдение письменной формы влечет за собой
недействительность лицензионного договора.
Содержание договора - права и обязанности сторон. Права и обязанности сторон по
издательскому лицензионному договору в целом устанавливаются в ст. ст. 1235, 1286 и 1287 ГК
РФ. Права и обязанности сторон по издательскому лицензионному договору устанавливаются в
большинстве своем в рамках ст. 1235 ГК РФ, содержащей общие положения по поводу
лицензионных договоров, поэтому перечислить и охарактеризовать их все не представляется
столь необходимым. Гораздо важнее рассмотреть набор прав и обязанностей сторон,
непосредственно характерных для издательского лицензионного договора и приведенных в ст.
1287 ГК РФ.
В соответствии с данным типом лицензионного договора у лицензиара возникает
обязанность осуществить передачу права использования произведения лицензиату, т.е.
издательству. Издательство же обязуется издать данное произведение в установленный в
договоре срок. В случае несоблюдения данного срока у автора возникает право осуществить отказ
от договора, но при этом не возникает обязанности для возмещения убытков. Более того,
несоблюдение издательством срока начала использования произведения является предпосылкой
возникновения у автора права требования авторского вознаграждения в размере,
предусмотренном договором. Соответственно у лицензиата в данном случае возникает
обязанность выплатить лицензиару такое вознаграждение.
Исходя из прав и обязанностей сторон, которые характерны для издательского
лицензионного договора и отличают его от других лицензионных договоров, необходимо
заключить, что одним из существенных условий функционирования данного договора является
именно срок начала использования произведения лицензиатом. Права и обязанности сторон могут
указываться конкретно в договоре между сторонами, что в значительной степени упрощает их
взаимодействие друг с другом. Но, несмотря на это, договор не должен содержать права и
обязанности сторон, так как они закреплены в законе.
Что же касается ответственности по издательскому лицензионному договору, то нормы
права относительно нее устанавливаются в общих положениях о лицензионном договоре.
Помимо всего прочего, издательский лицензионный договор должен оговаривать ряд
определенных условий, куда непременно следует включить условия о конкретных способах
использования произведения, условия уплаты вознаграждения, размер данного вознаграждения,
порядок его уплаты и др.
Весьма важным является указание территории, в рамках которой может осуществляться
деятельность по использованию произведения, однако без указания конкретной территории
лицензиат приобретает право использовать произведения в пределах всей Российской Федерации
(п. 3 ст. 1235 ГК РФ).
Гражданский кодекс РФ, подобно советскому гражданскому законодательству, закрепляет
положения о договоре авторского заказа, тем самым, как уже говорилось выше, фактически
возвращая к жизни советскую систему классификации авторских договоров.
По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны
(заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на
материальном носителе или в иной форме (п. 1 ст. 1288 ГК РФ).
Многие ученые отмечают, что данный договор по своей гражданско-правовой природе
крайне близок договору подряда.
Отличительной особенностью договора авторского заказа является то, что он может
содержать и обязательство автора по передаче своих имущественных прав - прав на
использование произведения в форме отчуждения исключительного права или в форме
предоставления права использования произведения.
Если договор авторского заказа заключен с условием о предоставлении заказчику права
использования произведения в установленных договором пределах или предусматривает
отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано
автором, к такому договору соответственно применяются правила ГК РФ о данных договорах
(договор об отчуждении исключительного права, договор о предоставлении права использования
произведения).
Предметом договора авторского заказа выступает литературное, научное или иное
произведение, которое автор обязуется создать посредством своих творческих усилий и передать
заказчику. Указание конкретного предмета договора является существенным условием договора,
так как именно таким путем устанавливается, какое именно произведение автор обязуется
создать.
Стороны данного договора - заказчик и автор. Указание сторон в рамках договора авторского
заказа также является необходимым.
Срок требует своего непосредственного отражения в положениях договора авторского
заказа, тем самым являясь существенным элементом данного договора. Под сроком исполнения
договора следует понимать тот период времени, в который автор обязуется предоставить
заказчику выполненное им произведение. Договор, который не предусматривает и не позволяет
определить срок его исполнения, не считается заключенным (ст. 1289 ГК РФ).
Однако срок в рамках договора авторского заказа имеет свои специфические особенности. В
частности, возможно применение специального льготного срока. Льготный срок, в свою очередь,
является сроком, возникающим у автора при особой необходимости на создание произведения в
тех случаях, когда основной срок исполнения договора авторского заказа уже наступил, но по
каким-то уважительным причинам автор не смог завершить произведение. Законодательство
регламентирует продолжительность льготного срока в одну четвертую часть срока,
установленного для исполнения договора, если соглашением сторон не предусмотрен более
длительный льготный срок.
Форма договора авторского заказа письменная, хотя данное положение в законе прямо не
указывается.
Права и обязанности сторон в рамках договора авторского заказа имеют свои особенности,
отраженные в ст. 1288 ГК РФ. Главной обязанностью автора является создание и предоставление
заказчику произведения в срок, указанный в договоре, включая также и льготный срок. Автор также
приобретает своеобразное, специфическое только для данного договора право на льготный срок.
По истечении льготного срока, предоставленного автору, заказчик приобретает право в
одностороннем порядке отказаться от договора авторского заказа. Помимо этого, заказчик также
вправе отказаться от договора авторского заказа непосредственно по окончании срока,
установленного договором для его исполнения, если договор к этому времени не исполнен, а из
его условий явно вытекает, что при нарушении срока исполнения договора заказчик утрачивает
интерес к договору. Поскольку рассматриваемый договор по общему правилу, содержащемуся в
законе, является возмездным, автор в результате выполнения своей работы приобретает право на
получение вознаграждения, а заказчик, следовательно, приобретает обязанность уплатить такое
вознаграждение.
В случаях, когда договор авторского заказа предусматривает отчуждение исключительного
авторского права на вновь созданное произведение или предоставление заказчику права
использования этого произведения в установленных договором пределах, стороны также
приобретают права и обязанности, предусмотренные соответствующими договорами (договором
об отчуждении исключительного права, договором о предоставлении права использования
произведения).
Основные правила, касающиеся ответственности по договору авторского заказа, содержатся
в ст. 1290 ГК РФ. Наиболее важным относительно ответственности по данному договору является
следующее законодательное положение: в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения
договора авторского заказа, за которое автор несет ответственность, автор обязан возвратить
заказчику аванс, а также уплатить ему неустойку, если она предусмотрена договором. При этом
общий размер указанных выплат ограничен суммой реального ущерба, причиненного заказчику
(ст. 1290 ГК РФ).
Неисполнение автором заказа в данном случае предполагает, что автор не создал
произведение ни в оговоренный договором срок, ни в дополнительный (льготный) срок.
Ненадлежащее исполнение договора предполагает, в свою очередь, что автор создал
произведение, не отвечающее определенным требованиям заказчика относительно стиля речи,
структуры произведения, жанра и др.
Коментариев: 0 | Просмотров: 6 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
- Авторский договор
- Авторские договоры
- Виды издательского договора
- Договоры в авторском праве
- Уступка прав и лицензирование. Общие принципы
-
Напечатать Комментарии (0)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
ДРУЗЬЯ САЙТА:
Библиотека документов юриста
СЧЕТЧИКИ: