НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Согласно п. 3 ст. 1259 ГК РФ допускается существование произведений в устной форме (в
виде публичного произнесения, публичного исполнения и в иной подобной форме).
В связи с этим устные выступления, в том числе в форме ответов на записки и устные
вопросы из зала, относят к объектам авторского права. Однако следует учитывать, что такие
ответы не будут объектами авторского права в том случае, если содержат лишь сообщения,
"имеющие характер простой пресс-информации". Данное правило закреплено в п. 8 ст. 2 Бернской
конвенции по охране литературных и художественных произведений.
Кроме того, п. 6 ст. 1259 ГК РФ устанавливает, что к объектам авторского права не относятся
сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения
о новостях дня, программы телепередач, расписание движения транспортных средств и т.п.).
Сложно спорить с тем, что публичные ответы лица, занимающегося творческим трудом,
являются результатом творческой деятельности. Поскольку они носят отпечаток личности автора,
их следует отнести к литературным произведениям, выраженным в устной форме. Они
представляют собой не просто ответы на вопросы - в них выражено мнение выступающего лица,
обработанное его творческим воображением. В данной ситуации надо заметить, что, с одной
стороны, публичность, а с другой - творческий статус отвечающего заставляют его каждый раз
стремиться к оригинальности и афористичности ответов.
Например, слова писателя Б.Ш. Окуджавы, что "о качестве аудитории можно судить по
количеству записок" многие воспринимают как афоризм, т.е. литературное произведение,
следовательно, оно должно охраняться авторским правом в соответствии со ст. 1267 ГК РФ.
Однако пока устное произведение не зафиксировано на каком-либо материальном носителе,
его практическая защита составляет довольно сложную задачу. Вместе с тем вне зависимости от
возможных практических трудностей доказывания правовая охрана устных произведений
гарантируется государством и закрепляется в законе. Указанное обстоятельство можно
подтвердить тем, что, например, искажение устного произведения при цитировании может стать
предметом обращения в суд о защите личных неимущественных прав автора, если такое
искажение нанесло ущерб его чести и достоинству. Аналогично может послужить поводом к
обращению в суд и не санкционированное автором или его правопреемником опубликование
подобных устных произведений.
Устные ответы могут быть зафиксированы на магнитной ленте, благодаря чему они
становятся литературным произведением, выраженным уже не в устной форме, а в форме
фонограммы. При этом авторские права на соответствующие произведения сохраняются за их
автором. Законодатель не дает каких-либо оснований полагать, что изготовитель фонограммы
приобретает те или иные права на зафиксированное произведение.
Вместе с тем если в статье, книге или на фонограмме содержатся не только ответы
опрашиваемого, но и тексты некоторых вопросов, то данный случай в определенной степени
можно рассматривать как некий аналог интервью. По вопросу об авторском праве на интервью в
юридической науке сложилось единое мнение, которое можно охарактеризовать следующим
образом: авторские права на интервью принадлежат лицу, давшему интервью, и лицу,
проводившему интервью, как соавторам, если иное не предусмотрено соглашением между ними.
Использование интервью допускается лишь с согласия лица, давшего интервью. Данная проблема
становилась предметом дискуссий на различных конференциях .
--------------------------------
Проблемы интеллектуальной собственности в Гражданском кодексе России:
Материалы международной научно-теоретической конференции. Труды по интеллектуальной
собственности. Том I. М.: ИМПЭ, 1999. С. 69.
Таким образом, можно сказать, что под признаки охраняемого авторским правом
произведения попадают и интервью, несмотря на то что они прямо не указаны в перечне
охраняемых произведений.
Интервью - это один из жанров журналистики. Оно является особым видом произведений,
созданных в соавторстве. Авторские права в такой ситуации принадлежат как лицу, давшему
интервью, так и лицу, проводившему его. Их рассматривают в качестве соавторов, если договором
между этими лицами не предусмотрено иное.
Творческое начало присутствует в работе и журналиста, и интервьюируемого. Так,
журналист подбирает и формулирует вопросы, а отвечающий определяет содержание и форму
ответов. В результате совместными усилиями создается особый вид произведения, который
включает две логически выстроенные неразрывные части. Однако, как отмечалось выше,
использование интервью в той или иной форме возможно лишь с согласия лица, давшего
интервью.
В то же время, несмотря на кажущуюся простоту, вопрос об авторстве на интервью
представляет определенную сложность и не предполагает однозначного ответа. Это связано с
тем, что журналист делает свой творческий вклад, который состоит прежде всего в подборе,
последовательности и формулировке вопросов. В ряде случаев журналист не только спрашивает,
но и сам констатирует, комментирует те или иные факты, задавая тон всему интервью в целом и
направляя опрашиваемого на развитие одной определенной мысли или ее оспаривание. Кроме
того, часто в круг задач журналиста входит необходимость придания ответам собеседника
надлежащей литературной формы, освобождение их от ненужного балласта и иное, в связи с этим
творческое участие журналиста в создании интервью бесспорно. В то же время интервьюируемый
может ограничиваться лишь пассивными ответами на вопросы, которые ставит ему интервьюер, и
не играть в интервью необходимой активной роли. Соответственно, его вклад не может носить
творческого характера, следовательно, не может выступать основанием для претензий на
авторство. В данном случае интервьюируемый вправе требовать только защиты его ответов от
искажения при опубликовании.
Помимо этого, он может рассчитывать на единовременное вознаграждение за интервью,
если это было предусмотрено соглашением сторон предварительно. В иной ситуации, когда
интервьюируемый внес творческий вклад в создание интервью, выраженный, например, в
совместной с журналистом работе над композицией интервью, в оригинальной формулировке
ответов, имеются все основания для признания его соавтором данного литературного
произведения. В соответствии со сложившейся практикой подобное соавторство, как правило,
оформляется подписью журналиста и визой интервьюируемого.
Оригинальная форма, тщательно продуманная композиция и индивидуальный стиль
интервью - основные условия предоставления охраны таким произведениям по авторскому праву.
Теория и практика гражданского права не только России, но и зарубежных стран все
большее внимание уделяют проблематике авторского права. В частности, в законодательстве
Украины произошли определенные изменения в указанной сфере, которые были вызваны, во-
первых, принятием нового Гражданского кодекса Украины, а, во-вторых, изменениями и
дополнениями, внесенными в Закон Украины "Об авторском праве и смежных правах".
Что касается прав авторов на интервью, то ст. 13 Закона Украины "Об авторском праве и
смежных правах" была дополнена ч. 3, согласно которой соавторством также признается право на
интервью.
Соавторами в данном случае выступают, с одной стороны, лицо, которое дает интервью
(отвечает на поставленные вопросы), с другой - лицо, которое берет интервью (готовит и задает
вопросы). Аналогично с российским законодательством закрепляется правило, по которому
опубликование записи интервью допускается лишь по согласию лица, которое дало интервью.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что интервью - это предназначенный
для опубликования в печати, передачи по радио, телевидению разговор журналиста с
политическим, общественным, любым другим деятелем или человеком, информированным по
вопросам, поставленным интервьюером (под данное понятие подпадает и пресс-конференция).
Таким образом, интервью можно рассматривать и как встречу, в результате которой
писатель, репортер или комментатор получают от собеседника необходимую ему информацию,
которая в последующем поступает в печать и доводится до всеобщего сведения.
Подпункт 4 п. 1 ст. 1274 ГК РФ устанавливает случай свободного использования
произведения. В частности, допускается без согласия автора или иного правообладателя и без
выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого
используется, и источника заимствования воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по
кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных
произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких
произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках.
В данной ситуации предметом регулирования выступают публично произнесенные
политические речи, обращения, доклады и иные аналогичные произведения. Под категорию
аналогичных произведений подпадает и интервью политических деятелей, приветственные
обращения к конференциям, съездам и др. Согласно ст. 1274 ГК РФ они могут быть свободно
воспроизведены в прессе, переданы в эфир, сообщены по кабелю, но только при соблюдении
условия, что данное воспроизведение будет осуществляться в объеме, оправданном
информационной целью. Как правило, в таких случаях используются отдельные отрывки, но не
стоит исключать и возможность использования произведения полностью.
Интервьюируемый также обладает (как соавтор) определенным кругом прав, закрепленных
гражданским законодательством. Нет необходимости повторять основные личные
неимущественные и имущественные права автора (ст. ст. 1265 - 1270 ГК РФ). Однако следует
оговорить некоторые моменты, связанные с реализацией отдельных правомочий. Например,
интервьюируемый может по своему желанию запретить печатать некоторые его ответы или
конкретные высказывания, может внести соответствующую корректировку в материал. Так, нельзя
считать цензурой требование должностного лица, являющегося автором статьи или давшего
интервью журналисту, о согласовании с ним итогового текста материала.
Кроме того, требование закона о получении предварительного согласия интервьюируемого
на публикацию интервью не пустой звук.
В случае несоблюдения данной нормы лицо вправе обратиться в суд за защитой своих
нарушенных прав.
Пример.
Известная актриса Марлен Дитрих предъявила иск к газете в связи с публикацией интервью
актрисы, в котором она рассказывала о своем жизненном пути. На самом деле актриса не давала
интервью и не разрешала публикацию сведений о своей жизни. Несмотря на то что содержащиеся
в публикации сведения соответствовали действительности и в основном были уже известны
публике, парижский суд счел публикацию недозволенным вмешательством в частную жизнь и
вынес решение в пользу истицы, взыскав с ответчика 1,2 млн. франков. Причиной такого высокого
взыскания послужило то, что актриса одновременно с компенсацией морального вреда
потребовала возмещения упущенной выгоды, поскольку, по ее утверждению, она сама собиралась
опубликовать собственные мемуары, а в результате неправомерных действий ответчика
вынуждена была отказаться от этого намерения .
--------------------------------
Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда: анализ и комментарий
законодательства и судебной практики. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2004.
Таким образом, можно сделать вывод, что интервью является объектом авторского права и
охраняется наравне с остальными произведениями гражданским законодательством. В его
создании участвуют два лица (в отдельных случаях возможно и большее количество людей,
например пресс-конференция), следовательно, они рассматриваются в качестве соавторов.
Особенности самого интервью как произведения определяют и специфику защиты прав
интервьюера и интервьюируемого, что играет значительную роль в правоприменительной
деятельности.
виде публичного произнесения, публичного исполнения и в иной подобной форме).
В связи с этим устные выступления, в том числе в форме ответов на записки и устные
вопросы из зала, относят к объектам авторского права. Однако следует учитывать, что такие
ответы не будут объектами авторского права в том случае, если содержат лишь сообщения,
"имеющие характер простой пресс-информации". Данное правило закреплено в п. 8 ст. 2 Бернской
конвенции по охране литературных и художественных произведений.
Кроме того, п. 6 ст. 1259 ГК РФ устанавливает, что к объектам авторского права не относятся
сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения
о новостях дня, программы телепередач, расписание движения транспортных средств и т.п.).
Сложно спорить с тем, что публичные ответы лица, занимающегося творческим трудом,
являются результатом творческой деятельности. Поскольку они носят отпечаток личности автора,
их следует отнести к литературным произведениям, выраженным в устной форме. Они
представляют собой не просто ответы на вопросы - в них выражено мнение выступающего лица,
обработанное его творческим воображением. В данной ситуации надо заметить, что, с одной
стороны, публичность, а с другой - творческий статус отвечающего заставляют его каждый раз
стремиться к оригинальности и афористичности ответов.
Например, слова писателя Б.Ш. Окуджавы, что "о качестве аудитории можно судить по
количеству записок" многие воспринимают как афоризм, т.е. литературное произведение,
следовательно, оно должно охраняться авторским правом в соответствии со ст. 1267 ГК РФ.
Однако пока устное произведение не зафиксировано на каком-либо материальном носителе,
его практическая защита составляет довольно сложную задачу. Вместе с тем вне зависимости от
возможных практических трудностей доказывания правовая охрана устных произведений
гарантируется государством и закрепляется в законе. Указанное обстоятельство можно
подтвердить тем, что, например, искажение устного произведения при цитировании может стать
предметом обращения в суд о защите личных неимущественных прав автора, если такое
искажение нанесло ущерб его чести и достоинству. Аналогично может послужить поводом к
обращению в суд и не санкционированное автором или его правопреемником опубликование
подобных устных произведений.
Устные ответы могут быть зафиксированы на магнитной ленте, благодаря чему они
становятся литературным произведением, выраженным уже не в устной форме, а в форме
фонограммы. При этом авторские права на соответствующие произведения сохраняются за их
автором. Законодатель не дает каких-либо оснований полагать, что изготовитель фонограммы
приобретает те или иные права на зафиксированное произведение.
Вместе с тем если в статье, книге или на фонограмме содержатся не только ответы
опрашиваемого, но и тексты некоторых вопросов, то данный случай в определенной степени
можно рассматривать как некий аналог интервью. По вопросу об авторском праве на интервью в
юридической науке сложилось единое мнение, которое можно охарактеризовать следующим
образом: авторские права на интервью принадлежат лицу, давшему интервью, и лицу,
проводившему интервью, как соавторам, если иное не предусмотрено соглашением между ними.
Использование интервью допускается лишь с согласия лица, давшего интервью. Данная проблема
становилась предметом дискуссий на различных конференциях .
--------------------------------
Проблемы интеллектуальной собственности в Гражданском кодексе России:
Материалы международной научно-теоретической конференции. Труды по интеллектуальной
собственности. Том I. М.: ИМПЭ, 1999. С. 69.
Таким образом, можно сказать, что под признаки охраняемого авторским правом
произведения попадают и интервью, несмотря на то что они прямо не указаны в перечне
охраняемых произведений.
Интервью - это один из жанров журналистики. Оно является особым видом произведений,
созданных в соавторстве. Авторские права в такой ситуации принадлежат как лицу, давшему
интервью, так и лицу, проводившему его. Их рассматривают в качестве соавторов, если договором
между этими лицами не предусмотрено иное.
Творческое начало присутствует в работе и журналиста, и интервьюируемого. Так,
журналист подбирает и формулирует вопросы, а отвечающий определяет содержание и форму
ответов. В результате совместными усилиями создается особый вид произведения, который
включает две логически выстроенные неразрывные части. Однако, как отмечалось выше,
использование интервью в той или иной форме возможно лишь с согласия лица, давшего
интервью.
В то же время, несмотря на кажущуюся простоту, вопрос об авторстве на интервью
представляет определенную сложность и не предполагает однозначного ответа. Это связано с
тем, что журналист делает свой творческий вклад, который состоит прежде всего в подборе,
последовательности и формулировке вопросов. В ряде случаев журналист не только спрашивает,
но и сам констатирует, комментирует те или иные факты, задавая тон всему интервью в целом и
направляя опрашиваемого на развитие одной определенной мысли или ее оспаривание. Кроме
того, часто в круг задач журналиста входит необходимость придания ответам собеседника
надлежащей литературной формы, освобождение их от ненужного балласта и иное, в связи с этим
творческое участие журналиста в создании интервью бесспорно. В то же время интервьюируемый
может ограничиваться лишь пассивными ответами на вопросы, которые ставит ему интервьюер, и
не играть в интервью необходимой активной роли. Соответственно, его вклад не может носить
творческого характера, следовательно, не может выступать основанием для претензий на
авторство. В данном случае интервьюируемый вправе требовать только защиты его ответов от
искажения при опубликовании.
Помимо этого, он может рассчитывать на единовременное вознаграждение за интервью,
если это было предусмотрено соглашением сторон предварительно. В иной ситуации, когда
интервьюируемый внес творческий вклад в создание интервью, выраженный, например, в
совместной с журналистом работе над композицией интервью, в оригинальной формулировке
ответов, имеются все основания для признания его соавтором данного литературного
произведения. В соответствии со сложившейся практикой подобное соавторство, как правило,
оформляется подписью журналиста и визой интервьюируемого.
Оригинальная форма, тщательно продуманная композиция и индивидуальный стиль
интервью - основные условия предоставления охраны таким произведениям по авторскому праву.
Теория и практика гражданского права не только России, но и зарубежных стран все
большее внимание уделяют проблематике авторского права. В частности, в законодательстве
Украины произошли определенные изменения в указанной сфере, которые были вызваны, во-
первых, принятием нового Гражданского кодекса Украины, а, во-вторых, изменениями и
дополнениями, внесенными в Закон Украины "Об авторском праве и смежных правах".
Что касается прав авторов на интервью, то ст. 13 Закона Украины "Об авторском праве и
смежных правах" была дополнена ч. 3, согласно которой соавторством также признается право на
интервью.
Соавторами в данном случае выступают, с одной стороны, лицо, которое дает интервью
(отвечает на поставленные вопросы), с другой - лицо, которое берет интервью (готовит и задает
вопросы). Аналогично с российским законодательством закрепляется правило, по которому
опубликование записи интервью допускается лишь по согласию лица, которое дало интервью.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что интервью - это предназначенный
для опубликования в печати, передачи по радио, телевидению разговор журналиста с
политическим, общественным, любым другим деятелем или человеком, информированным по
вопросам, поставленным интервьюером (под данное понятие подпадает и пресс-конференция).
Таким образом, интервью можно рассматривать и как встречу, в результате которой
писатель, репортер или комментатор получают от собеседника необходимую ему информацию,
которая в последующем поступает в печать и доводится до всеобщего сведения.
Подпункт 4 п. 1 ст. 1274 ГК РФ устанавливает случай свободного использования
произведения. В частности, допускается без согласия автора или иного правообладателя и без
выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого
используется, и источника заимствования воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по
кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных
произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких
произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках.
В данной ситуации предметом регулирования выступают публично произнесенные
политические речи, обращения, доклады и иные аналогичные произведения. Под категорию
аналогичных произведений подпадает и интервью политических деятелей, приветственные
обращения к конференциям, съездам и др. Согласно ст. 1274 ГК РФ они могут быть свободно
воспроизведены в прессе, переданы в эфир, сообщены по кабелю, но только при соблюдении
условия, что данное воспроизведение будет осуществляться в объеме, оправданном
информационной целью. Как правило, в таких случаях используются отдельные отрывки, но не
стоит исключать и возможность использования произведения полностью.
Интервьюируемый также обладает (как соавтор) определенным кругом прав, закрепленных
гражданским законодательством. Нет необходимости повторять основные личные
неимущественные и имущественные права автора (ст. ст. 1265 - 1270 ГК РФ). Однако следует
оговорить некоторые моменты, связанные с реализацией отдельных правомочий. Например,
интервьюируемый может по своему желанию запретить печатать некоторые его ответы или
конкретные высказывания, может внести соответствующую корректировку в материал. Так, нельзя
считать цензурой требование должностного лица, являющегося автором статьи или давшего
интервью журналисту, о согласовании с ним итогового текста материала.
Кроме того, требование закона о получении предварительного согласия интервьюируемого
на публикацию интервью не пустой звук.
В случае несоблюдения данной нормы лицо вправе обратиться в суд за защитой своих
нарушенных прав.
Пример.
Известная актриса Марлен Дитрих предъявила иск к газете в связи с публикацией интервью
актрисы, в котором она рассказывала о своем жизненном пути. На самом деле актриса не давала
интервью и не разрешала публикацию сведений о своей жизни. Несмотря на то что содержащиеся
в публикации сведения соответствовали действительности и в основном были уже известны
публике, парижский суд счел публикацию недозволенным вмешательством в частную жизнь и
вынес решение в пользу истицы, взыскав с ответчика 1,2 млн. франков. Причиной такого высокого
взыскания послужило то, что актриса одновременно с компенсацией морального вреда
потребовала возмещения упущенной выгоды, поскольку, по ее утверждению, она сама собиралась
опубликовать собственные мемуары, а в результате неправомерных действий ответчика
вынуждена была отказаться от этого намерения .
--------------------------------
Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда: анализ и комментарий
законодательства и судебной практики. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2004.
Таким образом, можно сделать вывод, что интервью является объектом авторского права и
охраняется наравне с остальными произведениями гражданским законодательством. В его
создании участвуют два лица (в отдельных случаях возможно и большее количество людей,
например пресс-конференция), следовательно, они рассматриваются в качестве соавторов.
Особенности самого интервью как произведения определяют и специфику защиты прав
интервьюера и интервьюируемого, что играет значительную роль в правоприменительной
деятельности.
Коментариев: 0 | Просмотров: 9 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
- Условия свободного использования произведений авторского права
- Субъекты авторского права
- Понятие и виды прав автора
- Понятие, функции и источники авторского права
- Срок действия исключительного права на произведение
-
Напечатать Комментарии (0)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
ДРУЗЬЯ САЙТА:
Библиотека документов юриста
СЧЕТЧИКИ: