Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Интервью как объект авторского права
 (голосов: 0)
  Авторское право в издательском бизнесе и сми | Автор: admin | 28-12-2010, 16:38
Согласно п. 3 ст. 1259 ГК РФ допускается существование произведений в устной форме (в
виде публичного произнесения, публичного исполнения и в иной подобной форме).
В связи с этим устные выступления, в том числе в форме ответов на записки и устные
вопросы из зала, относят к объектам авторского права. Однако следует учитывать, что такие
ответы не будут объектами авторского права в том случае, если содержат лишь сообщения,
"имеющие характер простой пресс-информации". Данное правило закреплено в п. 8 ст. 2 Бернской
конвенции по охране литературных и художественных произведений.
Кроме того, п. 6 ст. 1259 ГК РФ устанавливает, что к объектам авторского права не относятся
сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения
о новостях дня, программы телепередач, расписание движения транспортных средств и т.п.).
Сложно спорить с тем, что публичные ответы лица, занимающегося творческим трудом,
являются результатом творческой деятельности. Поскольку они носят отпечаток личности автора,
их следует отнести к литературным произведениям, выраженным в устной форме. Они
представляют собой не просто ответы на вопросы - в них выражено мнение выступающего лица,
обработанное его творческим воображением. В данной ситуации надо заметить, что, с одной
стороны, публичность, а с другой - творческий статус отвечающего заставляют его каждый раз
стремиться к оригинальности и афористичности ответов.
Например, слова писателя Б.Ш. Окуджавы, что "о качестве аудитории можно судить по
количеству записок" многие воспринимают как афоризм, т.е. литературное произведение,
следовательно, оно должно охраняться авторским правом в соответствии со ст. 1267 ГК РФ.
Однако пока устное произведение не зафиксировано на каком-либо материальном носителе,
его практическая защита составляет довольно сложную задачу. Вместе с тем вне зависимости от
возможных практических трудностей доказывания правовая охрана устных произведений
гарантируется государством и закрепляется в законе. Указанное обстоятельство можно
подтвердить тем, что, например, искажение устного произведения при цитировании может стать
предметом обращения в суд о защите личных неимущественных прав автора, если такое
искажение нанесло ущерб его чести и достоинству. Аналогично может послужить поводом к
обращению в суд и не санкционированное автором или его правопреемником опубликование
подобных устных произведений.
Устные ответы могут быть зафиксированы на магнитной ленте, благодаря чему они
становятся литературным произведением, выраженным уже не в устной форме, а в форме
фонограммы. При этом авторские права на соответствующие произведения сохраняются за их
автором. Законодатель не дает каких-либо оснований полагать, что изготовитель фонограммы
приобретает те или иные права на зафиксированное произведение.
Вместе с тем если в статье, книге или на фонограмме содержатся не только ответы
опрашиваемого, но и тексты некоторых вопросов, то данный случай в определенной степени
можно рассматривать как некий аналог интервью. По вопросу об авторском праве на интервью в
юридической науке сложилось единое мнение, которое можно охарактеризовать следующим
образом: авторские права на интервью принадлежат лицу, давшему интервью, и лицу,
проводившему интервью, как соавторам, если иное не предусмотрено соглашением между ними.
Использование интервью допускается лишь с согласия лица, давшего интервью. Данная проблема
становилась предметом дискуссий на различных конференциях .
--------------------------------
Проблемы интеллектуальной собственности в Гражданском кодексе России:
Материалы международной научно-теоретической конференции. Труды по интеллектуальной
собственности. Том I. М.: ИМПЭ, 1999. С. 69.
Таким образом, можно сказать, что под признаки охраняемого авторским правом
произведения попадают и интервью, несмотря на то что они прямо не указаны в перечне
охраняемых произведений.
Интервью - это один из жанров журналистики. Оно является особым видом произведений,
созданных в соавторстве. Авторские права в такой ситуации принадлежат как лицу, давшему
интервью, так и лицу, проводившему его. Их рассматривают в качестве соавторов, если договором
между этими лицами не предусмотрено иное.
Творческое начало присутствует в работе и журналиста, и интервьюируемого. Так,
журналист подбирает и формулирует вопросы, а отвечающий определяет содержание и форму
ответов. В результате совместными усилиями создается особый вид произведения, который
включает две логически выстроенные неразрывные части. Однако, как отмечалось выше,
использование интервью в той или иной форме возможно лишь с согласия лица, давшего
интервью.
В то же время, несмотря на кажущуюся простоту, вопрос об авторстве на интервью
представляет определенную сложность и не предполагает однозначного ответа. Это связано с
тем, что журналист делает свой творческий вклад, который состоит прежде всего в подборе,
последовательности и формулировке вопросов. В ряде случаев журналист не только спрашивает,
но и сам констатирует, комментирует те или иные факты, задавая тон всему интервью в целом и
направляя опрашиваемого на развитие одной определенной мысли или ее оспаривание. Кроме
того, часто в круг задач журналиста входит необходимость придания ответам собеседника
надлежащей литературной формы, освобождение их от ненужного балласта и иное, в связи с этим
творческое участие журналиста в создании интервью бесспорно. В то же время интервьюируемый
может ограничиваться лишь пассивными ответами на вопросы, которые ставит ему интервьюер, и
не играть в интервью необходимой активной роли. Соответственно, его вклад не может носить
творческого характера, следовательно, не может выступать основанием для претензий на
авторство. В данном случае интервьюируемый вправе требовать только защиты его ответов от
искажения при опубликовании.
Помимо этого, он может рассчитывать на единовременное вознаграждение за интервью,
если это было предусмотрено соглашением сторон предварительно. В иной ситуации, когда
интервьюируемый внес творческий вклад в создание интервью, выраженный, например, в
совместной с журналистом работе над композицией интервью, в оригинальной формулировке
ответов, имеются все основания для признания его соавтором данного литературного
произведения. В соответствии со сложившейся практикой подобное соавторство, как правило,
оформляется подписью журналиста и визой интервьюируемого.
Оригинальная форма, тщательно продуманная композиция и индивидуальный стиль
интервью - основные условия предоставления охраны таким произведениям по авторскому праву.
Теория и практика гражданского права не только России, но и зарубежных стран все
большее внимание уделяют проблематике авторского права. В частности, в законодательстве
Украины произошли определенные изменения в указанной сфере, которые были вызваны, во-
первых, принятием нового Гражданского кодекса Украины, а, во-вторых, изменениями и
дополнениями, внесенными в Закон Украины "Об авторском праве и смежных правах".
Что касается прав авторов на интервью, то ст. 13 Закона Украины "Об авторском праве и
смежных правах" была дополнена ч. 3, согласно которой соавторством также признается право на
интервью.
Соавторами в данном случае выступают, с одной стороны, лицо, которое дает интервью
(отвечает на поставленные вопросы), с другой - лицо, которое берет интервью (готовит и задает
вопросы). Аналогично с российским законодательством закрепляется правило, по которому
опубликование записи интервью допускается лишь по согласию лица, которое дало интервью.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что интервью - это предназначенный
для опубликования в печати, передачи по радио, телевидению разговор журналиста с
политическим, общественным, любым другим деятелем или человеком, информированным по
вопросам, поставленным интервьюером (под данное понятие подпадает и пресс-конференция).
Таким образом, интервью можно рассматривать и как встречу, в результате которой
писатель, репортер или комментатор получают от собеседника необходимую ему информацию,
которая в последующем поступает в печать и доводится до всеобщего сведения.
Подпункт 4 п. 1 ст. 1274 ГК РФ устанавливает случай свободного использования
произведения. В частности, допускается без согласия автора или иного правообладателя и без
выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого
используется, и источника заимствования воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по
кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных
произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких
произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках.
В данной ситуации предметом регулирования выступают публично произнесенные
политические речи, обращения, доклады и иные аналогичные произведения. Под категорию
аналогичных произведений подпадает и интервью политических деятелей, приветственные
обращения к конференциям, съездам и др. Согласно ст. 1274 ГК РФ они могут быть свободно
воспроизведены в прессе, переданы в эфир, сообщены по кабелю, но только при соблюдении
условия, что данное воспроизведение будет осуществляться в объеме, оправданном
информационной целью. Как правило, в таких случаях используются отдельные отрывки, но не
стоит исключать и возможность использования произведения полностью.
Интервьюируемый также обладает (как соавтор) определенным кругом прав, закрепленных
гражданским законодательством. Нет необходимости повторять основные личные
неимущественные и имущественные права автора (ст. ст. 1265 - 1270 ГК РФ). Однако следует
оговорить некоторые моменты, связанные с реализацией отдельных правомочий. Например,
интервьюируемый может по своему желанию запретить печатать некоторые его ответы или
конкретные высказывания, может внести соответствующую корректировку в материал. Так, нельзя
считать цензурой требование должностного лица, являющегося автором статьи или давшего
интервью журналисту, о согласовании с ним итогового текста материала.
Кроме того, требование закона о получении предварительного согласия интервьюируемого
на публикацию интервью не пустой звук.
В случае несоблюдения данной нормы лицо вправе обратиться в суд за защитой своих
нарушенных прав.
Пример.
Известная актриса Марлен Дитрих предъявила иск к газете в связи с публикацией интервью
актрисы, в котором она рассказывала о своем жизненном пути. На самом деле актриса не давала
интервью и не разрешала публикацию сведений о своей жизни. Несмотря на то что содержащиеся
в публикации сведения соответствовали действительности и в основном были уже известны
публике, парижский суд счел публикацию недозволенным вмешательством в частную жизнь и
вынес решение в пользу истицы, взыскав с ответчика 1,2 млн. франков. Причиной такого высокого
взыскания послужило то, что актриса одновременно с компенсацией морального вреда
потребовала возмещения упущенной выгоды, поскольку, по ее утверждению, она сама собиралась
опубликовать собственные мемуары, а в результате неправомерных действий ответчика
вынуждена была отказаться от этого намерения .
--------------------------------
Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда: анализ и комментарий
законодательства и судебной практики. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2004.
Таким образом, можно сделать вывод, что интервью является объектом авторского права и
охраняется наравне с остальными произведениями гражданским законодательством. В его
создании участвуют два лица (в отдельных случаях возможно и большее количество людей,
например пресс-конференция), следовательно, они рассматриваются в качестве соавторов.
Особенности самого интервью как произведения определяют и специфику защиты прав
интервьюера и интервьюируемого, что играет значительную роль в правоприменительной
деятельности.
Коментариев: 0 | Просмотров: 9 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
Добавление комментария
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]
{bbcode}
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]{wysiwyg}



ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: