Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Реклама как объект авторского права
 (голосов: 0)
  Авторское право в издательском бизнесе и сми | Автор: admin | 28-12-2010, 16:43
В связи с рассмотрением вопросов, связанных с авторским правом, закономерен вопрос:
является ли сама реклама объектом авторского права, будет ли она охраняться нормами
авторского права? Анализ норм авторского права позволяет сделать вывод о следующем: в статье
1259 ГК РФ реклама в качестве объекта авторского права не упоминается. В п. 6 ст. 1259 ГК РФ,
посвященном неохраняемым объектам, реклама также не указана.
Однако следует помнить, что перечень охраняемых авторским правом объектов является
открытым. Пункт 1 ст. 1259 ГК РФ содержит положение о том, что, помимо перечисленных в
данной статье объектов, правовой охране подлежат и "другие произведения", к которым
справедливо можно отнести и рекламу.
Конечно, рекламные материалы будут охраняться независимо от их достоинств и
назначения, способа выражения. Одинаковой правовой охраной будут пользоваться как
высокохудожественные рекламные материалы, так и те, которые не дотягивают до этого уровня.
Следует отметить, что не всякая реклама будет объектом авторского права, а только та,
которая обладает всеми признаками, которыми с точки зрения закона должно обладать авторское
произведение.
В этом отношении к рекламе предъявляются следующие требования:
1) рекламное произведение должно обладать творческим характером. Оно должно быть
оригинальным и неповторимым;
2) реклама должна быть выражена в какой-либо объективной форме (письменной, в форме
изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме или др.).
Объективная форма позволяет другим лицам, кроме самого автора, ознакомиться с
произведением. Устные рекламные произведения будут охраняться авторским правом только с
момента их обнародования, если они не записаны на магнитный, цифровой или иной носитель.
Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав на рекламный материал не
требуется соблюдения каких-либо формальностей (регистрации, депонирования и т.п.).
Именно поэтому рекламисты, создав оригинальные рекламные материалы, вправе
защищать их от незаконного использования, в том числе конкурирующими рекламными фирмами.
Подобное копирование рекламного произведения (полностью или отдельных элементов)
встречается довольно часто. Чаще всего имитируются элементы видеороликов и билбордов. Как
справедливо отмечает А. Воронов, у каждого ролика и билборда есть сюжет, а его незаконное
копирование юридически доказать еще сложнее, чем свои права на товарный знак и оформление
упаковки. Поэтому использование чужих сюжетов - всегда высший пилотаж, такое даже назвать
паразитированием язык не поворачивается .
--------------------------------
Воронов А. Золотые копии // Коммерсантъ-Деньги // www.out-door.ru.
Пример нарушения.
Во время чемпионата мира по хоккею в Санкт-Петербурге цены на размещение рекламы
выросли втрое, и администрация города была вынуждена закрыть 300 опустевших щитов
хоккейной рекламой. Фирма "Алеко" сделала 30 плакатов, повторив элементы дизайна и цветовую
гамму социальных билбордов, фактически подключив последние к своей рекламной кампании, и
совершенно бесплатно.
Еще более изобретательно, используя прием "продолжение послания", спародировали
рекламисты выборные плакаты Валентины Матвиенко: мрачные носители с лозунгом "Наш город
устал" и изображением утомленного донельзя атланта. Сразу после выборов в Петербурге
появились билборды пельменей "Дарья" с идентичным атлантом, первой частью слогана "Наш
город...", написанной тем же монументальным шрифтом, и продолжением красным курсивом
"...отдохнул. Сыт и доволен".
Компании "Алеко" и "Дарья", спародировав социальную рекламу, не нанесли ущерб
конкретному производителю. Подобные действия, несмотря на сверхэффективность за счет
использования чужого информационного ресурса, практически не наказуемы юридически .
--------------------------------
Воронов А. Золотые копии // Коммерсантъ-Деньги // www.out-door.ru.
В настоящее время среди самых распространенных объектов рекламы, которые признаются
объектами авторского права, выделяют:
1) слоган. Это запоминающееся короткое предложение или словосочетание, несущее в себе
основную рекламную информацию. Он, как правило, используется либо с целью продвижения
какого-либо товара и услуги (сбытовый слоган), либо с целью повышения имиджа самой компании
(имиджевый слоган);
2) билборды, которые представляют собой щиты рекламного характера 3 x 6, 3 x 12 м.
Обычно они устанавливаются на самых оживленных участках улиц. Первые рекламные щиты
появились около 100 лет назад в Америке;
3) рекламные афиши, которые представляют разновидность печатной рекламы,
расклеиваются на улицах и содержат анонс какого-либо события, которое должно наступить;
4) радио- и видеоролики рекламного характера.
Иногда при создании рекламного материала возникает закономерный вопрос: кому
принадлежат авторские права на рекламу, если данное произведение было создано по
служебному заданию? Известно, что, с одной стороны, автором произведения является только
физическое лицо, творческим трудом которого было создано это произведение. Но, с другой
стороны, рекламные материалы создаются для рекламного агентства, в котором работает такой
автор. Организация выплачивает ему заработную плату именно за то, что автор создает для него
рекламные произведения.
В Гражданском кодексе РФ служебным произведениям посвящена специальная статья.
Согласно п. 1 ст. 1295 ГК РФ авторские права на произведение, созданное в пределах
установленных для работника (автора) трудовых обязанностей, принадлежат автору. Однако
исключительное право на рекламные материалы, созданные в рамках служебного задания, будет
принадлежать работодателю, если трудовым или иным договором между ними не установлено
иное.
Автор рекламы имеет право на получение от работодателя вознаграждения. Порядок и
условия его выплаты должны определяться сторонами в договоре. В случае если работодатель и
работник не пришли к соглашению по поводу вознаграждения, они могут обратиться в суд. В
случае расторжения трудового договора с работником работодатель все равно сохраняет право на
использование изготовленного рекламного материала. И только если работодатель в течение трех
лет не использует рекламные материалы и не предоставляет это право другому лицу, автор
рекламных материалов может приобрести исключительное право на служебное произведение.
Коментариев: 0 | Просмотров: 8 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
Добавление комментария
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]
{bbcode}
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]{wysiwyg}



ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: