Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Требования по рациональному использованию и охране недр
 (голосов: 0)
  Горное право | Автор: admin | Вчера, 12:24
Государство, как собственник недр, вправе и всегда устанавливает
те или иные требования, которые обязан соблюдать недропользова-
тель. При этом особое внимание следует обращать не столько на пе-
речень самих требований, которые могут быть представлены в самом
различном виде, а на ту роль, на ту значимость, которую им придает
государство и как оно определяет эту роль в законе. Это могут быть
и простая декларация, и очень жесткое требование, нарушение кото-
рых грозит потерей права пользования недрами.
Требования, которые устанавливает законодательство при произ-
водстве горных работ, подразделяются на три группы, определяющие:
— порядок использования недр,
— безопасность производства горных работ;
— охрану окружающей среды.
Требования, которые предъявляет государство к пользователю недр,
достаточно многообразны, разнохарактерны. Часть из них получила
название «охрана недр». Под охраной недр в [19] понималось приме-
нение горнопромышленниками:
— технических методов и способов горных работ и соответствия
с геологическим строением месторождений, их особенностями и ха-
рактером залегания пород и ископаемых;
— правил, касающихся технической правильности и технической
целесообразности горных работ, в целях достижения наиболее полно-
го использования месторождений ископаемых;
— правил, касающихся съемки подземных и надземных горных
выработок, составления маркшейдерских планов, проверки этих пла-
нов путем контрольной съемки выработок, а также производства три-
ангуляционных работ.
В последующих законодательных актах определение понятия «ох-
рана недр» не встречалось. В [20] было введено два раздела: один —
порядок и требование к разработке месторождений, второй — охрана
недр. Закон содержал утверждение о том, что «все недра в СССР
подлежат охране» (ст. 33), а также перечень требований в области
охраны недр. В случае нарушения этих требований органы государ-
ственной власти могли ограничить, приостановить или запретить
пользование недрами.
Анализ требований, содержащихся в указанных выше разделах,
показал, что деление их на две группы весьма условно и неоднознач-
но. В результате пришли к выводу о нецелесообразности искусствен-
ного деления требований на две группы и объединили их, определив
общим термином «рациональное использование и охрана недр».
Таким образом, под термином «рациональное использование и
охрана недр» подразумевается единое, предусмотренное законодатель-
ством о недрах понятие, определяющее систему технических, эконо-
мических и организационно-правовых мероприятий, обеспечивающих
эффективное, полное, комплексное использование недр.
Важно отметить, что требованиям рационального использования и
охраны недр современный законодатель [46] также придает очень
большое значение. В случае их нарушения «право пользование недра-
ми может быть ограничено, приостановлено или прекращено специ-
ально на то уполномоченными государственными органами в соответ-
ствии с законодательством» (ст. 23).
Основными требованиями по рациональному использованию и
охране недр являются [46]:
— соблюдение установленного законодательством порядка предо-
ставления недр в пользование и недопущение самовольного пользова-
ния недрами;
— обеспечение полноты геологического изучения, рационального
комплексного использования и охраны недр;
— проведение государственной экспертизы и государственный учет
запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых-
в целях, не связанных с добычей;
— обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов ос-
новных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и
попутных компонентов;
— достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов
основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и
попутных компонентов при разработке месторождений;
— охрана месторождений полезных ископаемых от затопления,
обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полез-
ных ископаемых и промышленную ценность месторождений или ос-
ложняющих их разработку;
— предотвращение загрязнения недр при проведении работ, свя-
занных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении
нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных
веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;
— соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации
предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооруже-
ний, не связанных с их добычей;
— предупреждение самовольной застройки площади залегания
полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка исполь-
зования этих площадей в иных целях;
— предотвращение накопления промышленных и бытовых отхо-
дов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод,
используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.
Пользователи недр, осуществляющие первичную переработку по-
лучаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обеспечить [46]:
— строгое соблюдение технологических схем переработки мине-
рального сырья, обеспечивающих рациональное комплексное извле-
чение содержащихся в нем полезных компонентов; учет и контроль
распределения полезных компонентов на различных стадиях перера-
ботки и степени их извлечения из минерального сырья;
— дальнейшее изучение технологических свойств и состава мине-
рального сырья, проведение опытных технологических испытаний с
целью совершенствования технологий переработки минерального
сырья;
— наиболее полное использование продуктов и отходов перера-
ботки (шламов, пылей, сточных вод и др.); складирование, учет и
сохранение временно не используемых продуктов и отходов произ-
водства, содержащих полезные компоненты.
Перечень и формулировка указанных основных требований в зако-
нодательных актах, регулирующих специфические отношения недро-
пользования, а также освоение тех или иных видов полезных иско-
паемых или использование недр для строительства конкретных под-
земных сооружений, не связанных с добычей, могут и должны дета-
лизироваться, дополняться и уточняться.
В случае нарушения установленных требований право пользова-
ния недрами может быть ограничено, приостановлено или прекраще-
но специально на то уполномоченными государственными органами в
соответствии с законодательством.
Государственный контроль за рациональным использованием и
охраной недр осуществляется органами государственного геологичес-
кого контроля и органами государственного горнотехнического надзо-
ра во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными
органами.
Следует отметить, что в действующем законодательстве о недрах
[46], а также в административном [110] и уголовном законодательстве
[58] встречаются различные термины: «рациональное использование
и охрана недр», «рациональное комплексное использование и охрана
недр», «правила охраны недр», «правила охраны и использования недр»
и др. По сути дела, речь во всех случаях идет, очевидно, об одном и
том же — рациональном использовании и охране недр.
Коментариев: 0 | Просмотров: 3 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
Добавление комментария
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]
{bbcode}
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]{wysiwyg}



ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: