Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Взаимодействие следователя с работниками уголовного розыска, специалистами-криминалистами, сотрудниками других служб
  Криминалистика тактика организация | Автор: admin | 6-06-2010, 01:16
Одним из решающих факторов, определяющих успешное выполнения задач по раскрытию преступлений, является взаимодействие следователей оперативных и других служб, которое регулируется ведомственными нормативными актами.
Известно, что следственные, оперативные экспертно-криминалистические подразделения обладают специфическими, только им присущими средствами и методами раскрытия преступлений, поэтому чрезвычайно важно, чтобы эти возможности были использованы не разрозненно, а в комплексе. Одним из существенных признаков взаимодействия выступает согласованность, а также четкое разграничение прав и обязанностей между участниками такой совместной деятельности. Каждый из них, действуя в пределах своей компетенции, используя свои средства и методы, в конечном итоге стремится к достижению единой цели – быстрому и полному раскрытию преступлений и изобличению виновных.
Под взаимодействием понимается основанная на законе и ведомственных подзаконных актах согласованная деятельность следователя с органами дознания, направленная на выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда путем наиболее эффективного сочетания методов и средств, присущих этим органам, при сохранении тайны следствия и источников получения негласной информации.
Учитывая, что кроме органов внутренних дел борьбу с преступностью осуществляют органы прокуратуры и суда, а взаимодействие органов внутренних дел с этими государственными органами - необходимое условие повышения эффективности борьбы с преступностью, поэтому следует различать внутреннее взаимодействие, осуществляемое в рамках системы органов внутренних дел, и внешнее взаимодействие, осуществляемое органами внутренних дел с другими государственными органами.
Внутреннее взаимодействие - это совместная согласованная деятельность отдельных работников, служб, подразделений и органов внутренних дел по достижению общей цели средствами и возможностями, которыми каждый из них располагает в пределах своей компетенции.
Взаимодействие может осуществляться между сотрудниками одного и того же органа внутренних дел, между службами внутри этого органа, между разными органами внутренних дел различных уровней и порядка подчиненности.
Правовую основу взаимодействия составляют:
-Конституция Российской Федерации
-уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации
-федеральный закон « Об оперативно-розыскной деятельности»
-международные договоры Российской Федерации по вопросам взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью
-инструкция по организации взаимодействия подразделений и служб ОВД в расследовании и раскрытии преступлений, объявленной Приказом МВД № 334 - 96 г., ведомственные и межведомственные нормативные акты
Основные задачи взаимодействия:
-обеспечение неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при совершении преступлений
-всестороннее и объективное расследование, своевременное изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, а также розыск скрывшихся преступников
-осуществление мероприятий, направленных на возмещение материального ущерба, причиненного гражданам и организациям вне зависимости от форм собственности преступными действиями виновных лиц.
К основным принципам взаимодействия относятся:
-соблюдение законности, конституционных прав и свобод граждан
-персональная ответственность следователя, руководителей оперативных подразделений и начальников милиции общественной безопасности за проведение и результаты следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий
-самостоятельность следователя в принятии решений, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством
-самостоятельность сотрудников оперативных подразделений в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности в рамках действующего законодательства
-согласованность планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий
-непрерывность взаимодействия в организаторской деятельности, расследовании и раскрытии преступлений до принятия решения по уголовному делу.
Правильно организованное взаимодействие с сотрудниками криминальной милиции при возбуждении уголовных дел по материалам об обнаружении признаков преступления позволяет сосредоточить внимание работников дознания на проведение оперативно-розыскных мероприятий по задержанию и разоблачению преступника. Это в равной степени важно, как в тех случаях, когда преступник становится известным в момент обнаружения преступления, так и тогда, когда лицо, виновное в его совершении, устанавливается не сразу.
Организационное обеспечение немедленного реагирования на заявления и сообщения о преступлениях и оперативное управление силами и средствами, задействованными в работе по раскрытию преступлений по горячим следам, возлагаются на дежурные части органов внутренних дел. Дежурный по органу внутренних дел - принимает меры с привлечением групп немедленного реагирования, нарядов патрульно-постовой и дорожно-патрульной службы к пресечению преступления, обеспечению охраны места происшествия, перекрытию возможных путей отхода лиц, совершивших преступление, блокированию мест их укрытия и задержанию, установлению очевидцев; незамедлительно организует выезд на место происшествия следственно-оперативной группы, в том числе участкового инспектора, обеспечив их средствами связи, криминалистической техникой и транспортом для доставки к месту происшествия и обратно; в случае необходимости обеспечивает участие в осмотре места происшествия специалистов в области судебной медицины, баллистики, взрыво- и пожаро-техники и других, а также привлечение дополнительных сил и средств для раскрытия преступления по « горячим следам «.
Для реагирования на информацию о совершенном преступлении при дежурных частях создаются следственно-оперативные группы, которые находятся при дежурной части.
Взаимодействие следователя с оперативными сотрудниками, специалистами-криминалистами и сотрудниками других служб в раскрытии преступлений начинается с момента осмотра места происшествия. Следователь осуществляет руководство следственно-оперативной группой, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов, направленную на установление очевидцев, пострадавших и лиц, совершивших преступление, обнаружение, фиксацию и изъятие следов преступления, формирование доказательственной базы. В большинстве случаев на место происшествия первыми прибывают группа быстрого реагирования, наряды патрульно-постовой службы, участковые инспектора, сотрудники ГИБДД, Государственного пожарного надзора.
Сотрудники органов дознания обязаны оказывать следователю содействие при производстве осмотра и по его поручению вести необходимые оперативно-розыскные мероприятия по обнаружению и задержанию преступника. Следователь при осмотре места происшествия направляет свои усилия на то, чтобы обнаружить и закрепить следы преступления, но иногда возникает необходимость обследовать и прилегающую к месту происшествия местность. Обследование местности, прилегающей к месту происшествия, производится с целью:
-отыскания следов преступника, его жертвы, транспортных средств и т.д.
-обнаружения преступника, соучастников преступления и свидетелей
-обнаружения спрятанных, потерянных и брошенных преступником, потерпевшим или свидетелем предметов
Если в процессе осмотра места происшествия следователь обнаруживает следы передвижения преступника или использованных им транспортных средств, то организуется преследование преступника. Сотрудники криминальной милиции в определенной последовательности проводят и другие оперативно-розыскные мероприятия, направленные на задержание преступника в местах возможного его появления, проводят заградительные мероприятия, препятствующие выезду преступника из конкретного района, в действие вводится план « Перехват «.
Специалист-криминалист оказывает содействие следователю в обнаружении, фиксации, изъятии, упаковке и сохранении следов и иных вещественных доказательств, отборе сравнительных и контрольных образцов, а также другую помощь, требующую специальных познаний. Содействует полному и правильному отражению в протоколе осмотра полученной криминалистической информации, а также данных о применении криминалистических средств и методов. По указанию следователя осуществляет предварительное исследование следов и иных вещественных доказательств на месте происшествия для получения розыскной информации о лицах, совершивших преступление, и других фактах, подлежащих установлению.
Организация работы других служб на месте происшествия четко регламентирована Приказом МВД России № 334 от 20 июня 1996 г., объявившего инструкцию по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений и нет необходимости излагать содержание их действий.
При возвращении и результатам осмотра места происшествия и другим данным следователь
-принимает решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении
-незамедлительно рассматривает полученные материалы и изъятые вещественные доказательства, производит осмотр изъятых следов, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, назначает криминалистические и другие экспертизы
-дает поручения сотрудникам криминальной милиции и милиции общественной безопасности о производстве оперативно-розыскных и поисковых мероприятий
Оперуполномоченный проверяет по оперативно-справочным и криминалистическим учетам данные, полученные в процессе проведения первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, осуществляет постановку на учет похищенных номерных вещей и в соответствии с требованиями Приказа МВД России № 004 - 96 г. не позднее 10 дней со дня возбуждения уголовного дела, если тяжкое или особо тяжкое преступление осталось нераскрытым заводится оперативно-поисковое дело. Дальнейшее взаимодействие следователя и оперуполномоченных связано с проведением последующих (дальнейших) следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Конечно, в деятельности сотрудников, специализирующихся на раскрытии преступлений прошлых лет, возникает немало проблем. При расследовании таких уголовных дел, сбор доказательств затруднен тем, что многие из них бывают, утрачены безвозвратно.
Много внимания сотрудникам приходится уделять вопросам возмещения причиненного преступниками материального ущерба, контроля за организацией деятельности ГОРОВД по раскрытию преступлений прошлых лет. Успех в решении этих и других проблем во многом зависит от инициативы сотрудников имеющих большой практический опыт, хорошую теоретическую подготовку, склонных к анализу, глубоко осознающих свою ответственность за порученное дело и не считающихся с личным временем.
Коментариев: 0 | Просмотров: 179 |
Общие вопросы организации работы по раскрытию и расследованию преступлений.
  Криминалистика тактика организация | Автор: admin | 6-06-2010, 01:14
Раскрытие преступлений – важнейшая составная часть деятельности органов внутренних дел в борьбе с преступностью, имеющая целью защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств, а также предотвращение преступлений.
Раскрытие преступлений представляет собой осуществление органами дознания и предварительного следствия в пределах установленной компетенции оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по обнаружению признаков преступлений, установлению всех обстоятельств его совершения, а также выявлению лиц, его совершивших, и принятие к ним мер, предусмотренных законом.
Раскрытие преступлений заключается главным образом в обнаружении признаков преступления и лиц, его совершивших. Раскрытие преступлений требует умелого применения сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности и подчинено задачам предварительного расследования. Оперативно-розыскные данные используются для последующего получения на их основе судебных доказательств, организации и проведения следственных действий.
Являясь, частью процесса расследования по уголовному делу и оперативно-розыскной деятельности, раскрытие преступления обеспечивает успех всей работы по собиранию, исследованию и оценке доказательств, – как на первоначальном этапе расследования, так и в последующем.
Своевременное обнаружение признаков преступлений создает условия для реализации принципа неотвратимости за совершение преступлений и снижение латентной преступности.
Обнаружение лиц, совершивших неочевидные преступления. Успешное решение названной задачи обеспечивается оперативностью реагирования на заявления и сообщения о правонарушениях, тесном взаимодействием сотрудников криминальной милиции и следователей, качественным проведением оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий на месте происшествия, максимально полным использованием сил и средств всех служб и подразделений органа внутренних дел, участвующих в раскрытии преступлений, осуществлением глубокого анализа исходной информации для построения следственных и розыскных версий и определении комплекса мер по их проверке, активным использованием для установления причастности к преступлению лиц оперативно-розыскных и криминалистических учетов, широким применением научно-технических средств.
Обеспечение условий успешного осуществления предварительного следствия по уголовным делам. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством такая важнейшая составная часть раскрытия преступлений, как установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию, а также создание условий, обеспечивающих применения уголовного наказания либо других предусмотренных законом мер, осуществляется в рамках уголовного процесса в ходе расследования.
Раскрытие преступлений должно осуществляться наступательно, активно и целеустремленно вплоть до установления и изобличения лиц, участвующих в преступлении, и выявлении всех эпизодов их преступной деятельности. В этой связи важнейшими задачами служб, подразделений и органа внутренних дел в целом являются:
- обеспечение своевременного и действенного реагирования на заявления и сообщения о преступлениях, повышение эффективности первоначальных и последующих следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, максимальное использование тактических приемов и методов обнаружения фактов преступлений и лиц, их совершивших
Сведения о преступлениях поступают в органы внутренних дел в виде письменных и устных заявлений граждан, сообщений предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.
Заявления и сообщения о преступлении, поступающие по почте, рассматриваются руководством отдела внутренних дел, регистрируются в книге учета преступлений и органами дознания осуществляется проверка в порядке ст. 109 УПК РСФСР.
Сообщения о преступлениях могут быть сделаны при явке с повинной, в таком случае составляется протокол, в котором подробно излагается суть заявления. При этом выясняется, не было ли преступление ранее зарегистрировано или оно осталось латентным, не ведется ли по данному факту проверка или предварительное следствие. Протокол явки с повинной регистрируется в книге учета преступлений.
Обще известно, что значительное количество преступлений совершается тайно: преступники заранее готовятся к их совершению, предварительно продумывая безопасные, по их мнению, способы совершения преступлений и сокрытия их следов. Как правило, это наиболее опасные и наиболее трудно раскрываемые преступления. На раскрытие и расследование таких преступлений и направлены усилия сотрудников криминальной милиции.
Для этого необходимы активные и целенаправленные действия по получению информации сотрудников криминальной милиции, при несении службы сотрудниками службы общественной безопасности, проведении инспекторами Госпож надзора проверок соблюдения правил противопожарной безопасности, осуществлении сотрудниками исправительных учреждений, следственных изоляторов, изоляторов временного содержания режимных, охранных мероприятий. Если в результате этих действий обнаружены признаки совершенного или подготавливаемого преступления, то орган дознания направляет материалы в следственное подразделение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
- обеспечение непрерывной, активной и целеустремленной работы по раскрытию преступлений на основе согласованных планов следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
- обеспечение комплексного использования в раскрытии преступлений розыскных возможностей всех служб и подразделений органов внутренних дел на основе централизованного управления силами и средствами, четкого взаимодействия сотрудников криминальной милиции и следствия со всеми службами, подразделениями и отдельными работниками.
- активное применение в раскрытии преступлений содействия граждан, других сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности службы криминальной милиции ( уголовного розыска, БЭП, оперативных аппаратов ИУ ), организация планомерного обмена оперативной информацией и совместных действий по проверке лиц, обоснованно подозреваемых в совершении преступлений.
- повышение профессионального мастерства сотрудников органов внутренних дел, участвующих в раскрытии преступлений, внедрение в их практическую деятельность передовых форм и методов работы.
Быстрое и полное раскрытие и расследование преступлений достигается с помощью организационных мер, обеспечивающих своевременный ввод в действие сил и эффективное использование средств и методов оперативно-розыскной деятельности.
Коментариев: 0 | Просмотров: 157 |
Тактика задержания -1
  Криминалистика тактика организация | Автор: admin | 6-06-2010, 00:39
Задержание в криминалистическом смысле - это неотложное следственное действие, заключающееся в непосредственном физическом захвате лица, причастного к совершению преступления, подавлении его возможного сопротивления, фиксации факта избавления от уличающих его предметов, предварительном досмотре или личном обыске, осмотре места сброса и изъятых объектов, и последующем его доставлении в ОВД.
Указанное действие следует отличать от уголовно-процессуальной меры принуждения - задержания подозреваемого, сущность которого заключается в кратковременном (не более 48 часов) лишении свободы лица в изолятор временного содержания (ИВС), а также от административного задержания суть которого состоит в доставлении лица, совершившего административное правонарушение в ОВД на срок не более 3-х часов.
Правовую основу задержания составляют ст. 32 Основ уголовного судопроизводства СССР и ст. 122 УПК РСФСР, Законы РФ “О милиции” и “Об оперативно-розыскной деятельности”, а также Инструкция по планированию действий МВД при чрезвычайных обстоятельствах, объявленная приказом МВД РФ №20 от 12 . 01. 96 г.
В силу того, что при задержании (захвате) нередко наряду с комплексом оперативно-розыскных мероприятий (наблюдением, проверочной закупкой и др.) одномоментно и согласованно с ними, под общим руководством проводятся и следственные действия (личный обыск, обыск в помещении, осмотр места происшествия и изъятых предметов, освидетельствование и др.), нап¬равленные на решение единой конкретной задачи, учеными-кориминалистами введено понятие оперативно-тактической операции.
В настоящее время все чаще приходится сталкиваться с преступниками, хорошо оснащенными средствами как нападения (различные виды холодного и огнестрельного оружия), так и защиты. Анализ практический деятельности ОВД по задержанию преступников показывает, что в ходе их допускается немало ошибок и тактических просчетов, нередко приводящих к гибели и ранениям сотрудников и граждан. Основные из них - низкий уровень специаль¬ной подготовки, пренебрежение тщательной подготовкой к операции.
В криминалистике различают следующие виды задержаний:
в помещениях (по месту работы, учебы, в квартире, в доме , в отдельном строении)
на открытой местности (на улице, во дворе, на спортивных площадках, в лесу, в горах и т.д.;
в иных общественных местах (в зрелищных предприятиях, ресторанах, магазинах, банках, ночных клубах, на дискотеках, вокзале, в поезде, в самолете, на речных и морских судах, в ином общественном транспорте, в автомашине);
по числу задер¬живаемых - одиночное и групповое;
по времегни группового задержания - одновременное и неодновременное;
по ситуации и времени задержания - без подготовки, с предварительной подготовкой.
по вооруженности задерживаемых - вооруженное (сопряженное с захватом заложников) и невооруженное;
по способу задержания - блокирование и захват, засада - сахват, преследование - захват;
Каждое задержание имеет свои особенности, сообразно этому и тактические приемы задержания должны быть разнообразными. Четкое представление о различных ситуациях задержаний позволяет конкретнее определить тактику их проведения, правильно распределить силы и средства наряда, групп захвата. Именно поэтому необходимо четко знать основные элементы, из которых складывается подготовка к задержанию, ими являются:
1. планирование задержания;
2. изучение личности задерживаемого;
3. ознакомление с местом задержания;
4. разработка плана задержания;
5. выбор времени задержания;
6. формирование группы задержания, ее экипировка, вооружение и инструктаж;
Планирование задержания. При наличии времени и возможности в иных случаях возможно предварительное планирование операции по задержанию лиц, причастных к совершению преступления. Под процессом планирования понимается: анализ оперативной или следственной ситуации и всей совокупности информации; определение оснований, целей и мотивов задержания; принятие решения о задержании; разработка программы (алгоритма) действий; определение круга участников; определение последовательности действий участников; определение времени и места проведения задержания; подбор и подготовка технических средств; разработка мер безопасности; доведение решения до участников задержания и их инструктаж.
Изучение личности. Сведения о задерживаемых следует собирать в условиях строгой конспирации, чтобы не насторожить ни их самих, ни иных лиц, заинтересованных в противодействии (сообщников, род¬ственников). Весьма важно выяснить их судимости, физические, психологические, психические и другие качества, склонность к оказанию со¬противления, а также данные об их друзьях, знакомых, членах семьи, соседя¬ми, сослуживцами и о взаимоотношениях с ними. Сбор сведений о задерживаемых может осуществляться путем: визуального наблюдения за их действиями, за местами их укрытия (с использованием биноклей, приборов ночного видения и т.п.); прослушивания их телефонных и иных переговоров (осуществляемого оперативно-техническими службами); зашифрованных опросов должностных лиц, родственников, знакомых и других граждан; использования оперативно-розыскных и криминалистических учетов; а также привлечения негласных сотрудников. Эти сведения позволят правильно построить тактику задержания, нейтрализовать сопротивление, предотвратить попытку к бегству.
Выбор времени и момента задержания. Время задержания избирается с таким расчетом, чтобы обеспечить внезапность захвата преступника, по возможности с поличным, прео¬долеть его сопротивление, предотвратить утрату изобличающих подо¬зреваемого предметов. Задерживать следует в условиях, максимально невыгодных для преступ¬ника и, напротив, наиболее благоприятных для задерживающих. Так, например, в общественных местах, выбира¬ется момент, когда задерживаемый естественно воспринимает сближе-ние с ним группы людей (к примеру, на остановках транспорта, на рынке, на вокзале).
Коментариев: 0 | Просмотров: 89 |
Тактика задержания -2
  Криминалистика тактика организация | Автор: admin | 6-06-2010, 00:38
Дать какие-то общие, строго определенные, пригодные на все случаи жизни рекомендации по выбору места и тактических приемов задержания нет надобности. Так как исходя из конкретных условий, задержание целесообразно проводить в одном случае при выходе подозреваемых из намеченного ими пункта, в другом - в пути следования, в третьем - при подходе к объекту преступления.
В практике нередки случаи задержания вооруженного преступника без подготовки. Такое задержание приходится осуществлять гласно небольшими силами в присутствии находящихся поблизости граждан. Следует помнить, что лицо, незаконно носящее огнестрельное оружие (а также нож, гранату, взрывное устройство и т.д.) потенциально готово применить его при малейшей попытке задержать его. И только быстрота и внезапность задержания не дадут преступнику сделать это. Важными в этом случае будут играть тактика сближения с ним и выбор момента захвата его рук (особенно правой). Для его задержания по возможности выбирается немноголюдное место, удаленное от проходных дворов и остановок общественного транспорта. Огнестрельное оружие на его поражение может быть применено в момент обнажения им оружия в целях самообороны (защиты третьих лиц при наличии угрозы смерти или тяжелого ранения), когда обстоятельства делают очевидными бесполезность и нежелательность ожидания. Разумеется, оружие группы захвата должно быть заранее приведено в боевое положение.
Задержание вооруженной преступной группы. Учитывая реальность криминальной ситуации в России, когда от рук преступников ежегодно погибает свыше 200 сотрудников (раненных свыше 400), а в арсенале преступных группировок числится более 50 тысяч единиц огнестрельного оружия, операция по задержанию должна проводиться специальными подразделениями СОБР, ОМОН, имеющими двух-трех кратное преимущество, превосходящее ОПГ по вооружению (в т.ч. снайпера), различные специальные средства (приборы ночного видения, альпинистское снаряжение, средство “ключ”, газовые и светошумовые гранаты), надлежаще экипированными средствами индивидуальной защиты (бронежилетами 2-го класса, титановыми шлемами “Кираса” и др.). В зависимости от количества задерживаемых операции подразделяются на одиночные и групповые и в соответствии с требованиями приказа МВД РФ № 20 - 96 г. вводятся в действие оперативные планы “ Сирена “, “ Набат “, “ Перехват “ и др.
Тактика группы захвата должна отличаться особой четкостью, быстротой и решительностью. Если речь идет о задержании группы в помещении, то целесообразно придерживаться таких рекомендаций: а) не стоять перед штурмом в проекции дверей; б) первый из группы захвата отстраняет и прижимает к стене кори¬дора открывшего дверь, остальные члены группы бегом рассредоточиваются по 2—3 человека во все комнаты и на кухню, не давая находящимся там лицам никакой возможности достать и привести в боевое положение оружие, прижимают их к стене (к полу) и приказывают поднять руки вверх (положить на стену, за спину), а ноги раздвинуть шире плеч; в) немедленно должно быть пресечено всякое сопротивление со стороны задерживаемых и произведен их досмотр на предмет наличия оружия, при этом нелишне применить наручники, защелкнув на их руках за спиной.
Если члены ОПГ находятся в автомашинах, то при задержании группы преследования и захвата должны быть обеспечены техникой, превосходящей ее по мощности, а также слаженно взаимодействовать с сотрудниками ГИБДД, предусмотрев возможность использования средства “еж” или блокирования дорог грузовым транспортом. В целях конспирации групп захвата возможна имитация ею ведения дорожно-ремонтных работ, перевозки стройматериалов и др.
Задержание скрывшихся преступников является более сложным, чем задержание подозреваемых в подготовке к преступлению и покушении на него. Как мы уже отмечали, что лица, не совершившие преступления, но готовящиеся к нему, редко при их задержании оказывают сопротивление. Преступники же, совершившие особо опасные преступление, как правило, оказывают при их задержании сопротивление, в том числе вооруженное.
Успешное задержание скрывшихся преступников обеспечивается своевременным выездом следственно-оперативных групп на места происшествия и правильной организацией розыскной работы по горячим следам.
Эффективность принимаемых мер зависит от полноты и правильной оценки собранных сведений о преступниках. Орган внутренних дел на территории которого ожидается появление преступников, принимает меры к обеспечению наблюдением маршрутов возможного их перемещения.
В одних случаях выставляются посты, в обязанность которых вменяется проверка лиц, схожих по приметам со скрывшимися преступниками, в других - устанавливаются скрытые засады, в третьих - навстречу преступникам высылаются оперативные группы.
Важным условием, способствующим задержанию преступника, является определение возможных мест его нахождения или укрытия. Эти местами могут быть железнодорожные станции и вокзалы, магазины, скупочные пункты, рынки, квартиры скупщиков краденого, уголовно-преступного элемента, женщины легкого поведения и т.д.
Непосредственное задержание преступников как по горячим следам, так и спустя значительное время после совершения преступления приходится осуществлять в различных ситуациях.
Рассмотрим некоторые особенности задержания скрывшихся преступников в квартирах, общественных местах и на улицах , в лесу и т.д.
Задержание в помещении. При подготовке к задержанию в помещениях изучаются подходы, выходы, входы, этажность, расположение комнат, окон, дверей, под¬собных помещений, мест общего пользования и режим работы.
Коментариев: 0 | Просмотров: 128 |
Тактика назначения судебных экспертиз
  Криминалистика тактика организация | Автор: admin | 6-06-2010, 00:37
В ходе расследования, а также судебного разбирательства, нередко воз¬никает необходимость в разрешении вопросов, требующих наличие специаль¬ных познаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла. Для разрешения подобных вопросов уголовно-процессуальный закон (ст.78 УПК РСФСР) предусматривает назначение экспертиз, которые проводят лица, обладающие специальными познаниями.
Сущность судебной экспертизы состоит в исследовании по заданию сле¬дователя, органа дознания или суда специалистом-экспертом предоставленных в его распоряжение материальных объектов с целью установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела. При этом су¬дебной экспертизой исследуются не правовые, юридические вопросы, а лишь те, которые выходят за пределы профессиональных знаний и практической деятельности следователя и суда.
Предмет экспертизы определяется объектом исследования и вопросами, сформулированными в постановлении следователя (суда). Объектами эксперт¬ного исследования могут быть документы, вещественные доказательства, следы и их копии, образцы приобщенные к уголовному делу.
Судебные экспертизы делятся на роды, виды и подвиды. Род составляют те экспертизы, которые объединены предметом, методами исследования и от¬раслью соответствующей науки криминалистические, судебно-медицинские, судебно-биологические, судебные инженерно-технические, агротехнические, искусствоведческие и др.
Каждый род экспертизы подразделяется на виды, отличающиеся друг от друга специфичностью решаемых задач, предметов исследования и применяе¬мых методов исследования (например - криминалистические экспертизы: тра¬сологические, баллистические, почерковедческие и др.). Структура вида вклю¬чает несколько подвидов, которые различаются группой характерных задач и специфическим комплексом методов: трасологические - следы рук, обуви, ору¬дий взлома.
По объему исследования экспертизы делятся на основные и дополни-тельные. Дополнительная экспертиза назначается в тех случаях, когда после экспертного исследования возникают новые вопросы, связанные с исследова-нием того же объекта, которые ранее не ставились перед экспертом. Дополни¬тельная экспертиза в большинстве случаев поручается тому же эксперту, уже знакомому с обстоятельствами дела. Однако может быть назначен и другой эксперт.
По последовательности проведения экспертизы подразделяются на пер-воначальные и повторные. Повторной называется экспертиза, производимая по тем же объектам и решающая те же вопросы, что и первичная экспертиза, за¬ключение которой признано не обоснованным, вызывает сомнения или при проведении которой были допущены нарушения процессуальных норм. По-вторная экспертиза поручается другому эксперту.
По численности и составу исполнителей судебные экспертизы подразде¬ляются на единоличные, комиссионные и комплексные.
Комиссионная экспертиза проводится группой специалистов в области од¬ной отрасли знаний (специализации). Комплексная экспертиза назначается в случаях, например, большого количества исследуемого материала, сложности методов исследования. Такая экспертиза целесообразна, когда эксперты при¬держиваются различных точек зрения по тому или иному вопросу науки и их участия в совместном исследовании будет также всесторонним и объективным. Если эксперты приходят к одному общему выводу, то заключение подписыва¬ется всеми. Если же между ними возникают разногласия, то каждый из них дает свое заключение.
Комплексной является экспертиза, в которой эксперты, специализирую-щиеся в разных классах или родах судебных экспертиз, заняты совместным ис¬следованием одних и тех же вопросов и формированием общего вывода. Из¬вестны в то же время несколько форм комплексной экспертизы: экспертизы проводимые одним экспертом, имеющим знания в нескольких смежных облас¬тях знаний; экспертизы, проводимые несколькими экспертами, каждый из ко¬торых обладает знаниями, относящимися к двум смежным наукам.
Выводы, сделанные каждым экспертом самостоятельно, без участия спе¬циалистов в иных областях знаний подписываются им единолично. Выводы по общим вопросам подписываются всеми участвовавшими в производстве экс¬пертизы. При этом в акте отмечается, в чем конкретно выразилась роль каж¬дого из экспертов.
По месту проведения судебных экспертиз они подразделяются на прово¬димые в экспертном учреждении и вне экспертного учреждения.
Судебные экспертизы проводятся в экспертных учреждениях Министер¬ства внутренних дел, юстиции и здравоохранения. Каждая система имеет свою структуру. Так, систему экспертных учреждений МВД России возглавляет Экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ), контролирующий и направляю¬щий деятельность экспертно-криминалистических отделов (ЭКО) управления внутренних дел областей.
В общем, виде структура экспертно-криминалистического центра МВД РФ выглядит следующим образом.
В РОВД имеются: эксперт, группа экспертов или криминалистическое экспертное отделения.
В ГУВД имеются: Межрайонный криминалистический отдел, в который входит: отделение дактилоскопических экспертиз и криминалистических уче¬тов (группа дактилоскопических экспертиз, группа баллистических экспертиз, группа исследования документов); Межрайонный экспертно-криминалистиче¬ский отдел специальных исследования (Отдел экспертиз материалов, веществ и изделий). Отделение биологических и медико-криминалистических экспертиз, Отделение автотехнических экспертиз.
В УВД (МВД) области, края, республики, имеются, Экспертно-кримина¬листическое управление со следующей внутренней структурой:
Отдел криминалистических экспертиз и исследований (Отделение балли¬стических, дактилоскопических, трасологических экспертиз; Отделение экс¬пертиз документов, денежных знаков и ценных бумаг).
Отдел биологических, медико-криминалистических и технических экс-пертиз (Отделение технических экспертиз): взрыво-технических, программно-технических (ЭВМ), пожаро-технических, фоноскопических, автотехнических, Биологических, медико-криминалистических экспертиз, Межрайонный экспертно-криминалистический отдел (Отделение пищевых, Отделение поч¬воведческих, Отделение одорологических, Отделение токсикологических, От¬деление бухгалтерских, Отделение ботанических экспертиз).
Межрайонный отдел специальных экспертиз и исследований (Отделение экспертиз наркотических и сильнодействующих средств, Отделение экспертиз материалов, веществ и изделий).
Отдел технико-криминалистического обеспечения расследования пре-ступлений (Отделение аудиовидеозаписи, Отделение фотокомпозиционных портретов, Отделение ядерно-физической техники).
В МВД РФ имеется: экспертно-криминалистический центр, в состав которого входят:
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Обобщение практики, внедрение передового опыта, обучение, технико-криминалистического обеспечения подразделений.
1. ОТДЕЛ ТРАСОЛОГИИ, БАЛЛИСТИКИ, ДАКТИЛОСКОПИИ.
Централизованная пуле-гильзотека (пуль, гильз, патронов с нераскрытых преступлений). Исследование следов рук, ног, обуви, одежды, орудий взлома и инструментов, транспортных средств, замков, пломб, механизмов, огнестрель¬ного и холодного оружия, боеприпасов.
2. ОТДЕЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ И ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЕГ.
Централизованные картотеки поддельных денег, валюты, документов и ценных бумаг, изготовленных полиграфическим способом, ксерокопирова-нием, рисованием. Исследование письма. Технико-криминалистическое иссле¬дование документов.
3. ОТДЕЛ ИДЕНТИФИКАЦИИ НЕОПОЗНАННЫХ ТРУПОВ.
Восстановление внешнего облика человека по черепу. Установление пола, возраста, расы, зубов, врожденных и приобретенных изменений и инди¬видуальных особенностей.
4.ОТДЕЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОТО, ФОНО, ВИДЕО ДОКУМЕНТОВ.
Идентификация человека по фонограммам устной речи. Идентификация аппаратуры. Подлинность и фальсификация аудио-видео записей. Расшиф¬ровка некачественных зашумленных фонограмм. Установление лица по при¬знакам внешнего облика человека. Изготовление субъективных портретов по¬дозреваемых лиц.
5. ОТДЕЛ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Проведение атомного спектрального анализа, молекулярного спектраль¬ного анализа, газожидкостной хромотографии и массспектроскопии, химиче¬ских методов анализа и тонкослойной хромотографии, ядерно-физических ме¬тодов анализа исследования. Наркотиков, психотропных, сильнодействующих, неизвестных веществ и ГМС с мест пожара, исследование лакокрасочных по¬крытий, полимеров, клея, резины, металлизации, перебитых знаков (номеров).
7.Отдел исследований по делам о взрывах, пожарах и ДТП.
Проведение взрыво-, пожаро-, авто-технических экспертиз, проведение технологических, металловедческих экспертиз: установление марки металлов (драгоценных), технологии изготовления, инструментов, АИП "Сейф" и Учет поддельных металлических монет.
7. ОТДЕЛ БИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Исследование крови, спермы, слюны, пота, волос, текстильных волокон, Генно-идентификационная экспертиза по крови и сперме, одорологическая экспертиза запаха человека.
8. ОТДЕЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ, ПОЧВЕННО-БОТАНИЧЕСКИХ И МИНЕРАЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ.
Исследование почвы, драгоценных камней, древесины, растений, уни-кальных почвоведческие, минералогические, ботанические.
Коментариев: 0 | Просмотров: 197 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: