Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Уголовно-процессуальные документы, образцы протоколов, образцы постановлений, бланки документов, юридическая литература. » Меры пресечения в российском уголовном процессе » Основания предварительного заключения под стражу и обстоятельства, учитываемые при избрании данной меры пресечения
Основания предварительного заключения под стражу и обстоятельства, учитываемые при избрании данной меры пресечения
 (голосов: 0)
  Меры пресечения в российском уголовном процессе | Автор: admin | 19-06-2010, 07:15
"Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей, никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой проце¬дурой, которые установлены законом"*. В российском уголов¬ном процессе основания и процедура заключения под стражу установлены ст. 11, 89, 96, 97. 393 УПК РСФСР, Федеральным законом о содержании под стражей подозреваемых и обвиня-емых в совершении преступлений и рядом других законодатель¬ных актов, а в ряде случаев - и нормами международного права.
Заключение под стражу применяется к обвиняемым и в ис¬ключительных случаях - к подозреваемым в совершении пре¬ступлений. В последнем случае обвинение должно быть предъяв¬лено не позднее десяти суток с момента ареста. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, мера пресечения отменяется (ст. 90 УПК РСФСР)
Заключение под стражу применяется при наличии достаточ¬ных оснований полагать, что обвиняемый (подозреваемый) скроется от дознания, предварительного следствия, суда, или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, или будет заниматься преступной деятельностью, а также для обес¬печения исполнения приговора. Органы расследования решение об аресте принимают с санкции прокурора. Прокурор лично может арестовать обвиняемого (подозреваемого). Суд при за¬ключении подсудимого или осужденного под стражу решение об
* Международный пакт о гражданских и политических правах от I/ декабря 1966 г. Ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. и вступил в силу 23 марта 1976 г.//Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.

этом принимает в коллегиальном порядке, а в ряде случаев такое решение принимается единолично судьей.
При разрешении вопроса о необходимости заключить об¬виняемого под стражу органы расследования, прокурор, суд обя¬заны учесть помимо вышеуказанных обстоятельств также тя¬жесть предъявленного обвинения, личность обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение (ст. 91 УПК РСФСР). Подлежат учету и другие обстоятельства. Прежде всего заключение под стражу допускается по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года, а в ис¬ключительных случаях - и на срок не свыше одного года (ч. 1 ст. 96 УПК РСФСР).
К лицам, совершившим наиболее тяжкие преступления, пере¬чень которых устанавливается ч. 2 ст. 96 УПК РСФСР, заключе¬ние под стражу допустимо по мотивам одной лишь опасности преступления. При заключении под стражу несовершеннолетних подлежат учету обстоятельства, указанные в ст. 91, 96, 392, 393 УПК РСФСР. При заключении под стражу лиц, страдающих психическими недостатками, подлежат учету обстоятельства, предусмотренные ст. 403, 404, 188 УПК РСФСР.
Основания и обстоятельства, учитываемые при применении заключения под стражу, классифицируются нами натри группы:
общие, особенные и единичные (специальные).
Общие основания и обстоятельства, учитываемые при заклю¬чении под стражу, - это те. которые являются едиными для применения всех мер пресечения, они установлены ст. 89, 90, 91 УПК РСФСР.
Особенные основания и обстоятельства, учитываемые при при¬менении ареста, - это те, которые подлежат учету только при избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении обвиняемых и подозреваемых. Они установ¬лены ст. 90, 96 и 11 УПК РСФСР, а также ст. 22; ч. 2 ст. 6 разд. 2 Конституции РФ.
Единичные основания и обстоятельства, учитываемые при применении ареста, - это те, которые подлежат учету в отноше¬нии строго определенной категории обвиняемых либо подо¬зреваемых. Так, для несовершеннолетних такими основаниями и °бстоятельствами являются те, которые установлены в ст. 392, ^93 УПК РСФСР. Для лиц, страдающих психическими недостат¬ками, - те, которые установлены в ст. 403, 404 и 188 УПК

РСФСР. В ряде законодательных актов установлены основания и обстоятельства, подлежащие учету при избрании меры пресе¬чения (заключения под стражу) в отношении депутатов, судей народных и присяжных заседателей. В признанных Россией международных актах мы находим положения, которые следует учитывать в отношении женщин: беременных, кормяших гру¬дью. имеюших малолетних детей. С учетом положений междуна¬родных договоров о правовой помощи применяется заключение под стражу иностранных граждан и граждан, находящихся за рубежом. Установлены специальные правила, с учетом которых осуществляется арест работников прокуратуры- Все эти положе. ния. правила носят единичный, специальный характер.
Общие основания у обстоятельства, подлежащие учету при применении мер пресечения, уже достаточно подробно освещены. Однако имеется ряд особенностей, которые необходимо иметь в виду при решении вопроса об аресте обвиняемого с учетом этих общих оснований и обстоятельств. В качестве одного из общих оснований для заключения обвиняемого под стражу закон называет опасения, что обвиняемый скроется от дознания, след-ствия или суда. Вероятным или достоверным должно быть зна¬ние лииа. производящего дознание, следователя, прокурора, су¬дей о таком опасении? В теории и практике по этому вопросу имеется два противоположных суждения. Одни считают, что такие знания должны быть приблизительными, вероятными и в то же время достаточными для решения вопроса об аресте*. Другие полагают, что эти знания должны быть достоверными**. Первую точку зрения разделили в проведенном нами опросе 78% руководителей следственных аппаратов республик, краев, облас¬тей. 72% следователей и 86% работников дознания. Вторую точку зрения считают правильной 22% опрощенных руководителей. 28% следователей и 14% работников органов дознания***.
^Люблинский П.И. Свобода личности в уголовном процессе. - Спб., 1906. С. 427, 428: Ливший /0,4. Меры пресечения в советском уголовном процессе- - М.. 1964. С. 24, 25.
**Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т. 1. - М.,
1968. С, 280. 281.
"""'"Опрошено 185 руководителей следственных аппаратов. 296 работ-ников органов внутренних дел районного и городского звена, обучавшихся на факультете повышения квалификации Академии МВД СССР, и 312 следователей, обучавшихся на факультете повышения квалификации Выс¬шей следственной школы МВД СССР (1985-1990 гг.).

Мы разделяем вторую точку зрения. Профессор М.С. Строго-вич по этому поводу указывал: "Опасение, что обвиняемый скроется от следствия и суда, как основание для заключения под стражу, должно вытекать из обстоятельств данного дела. из пове¬дения обвиняемого, из его образа жизни и других характеризую¬щих его данных, а не из общих и абстрактных соображений, что всякий обвиняемый может скрыться"*.
О том, что обвиняемый может скрыться от следствия и суда, обычно свидетельствуют разнообразные обстоятельства, в том
числе:
- отсутствие постоянного места жительства у обвиняемого, семьи, прочных родственных связей, производственных, общес¬твенных связей и контактов, бродяжничество время от времени, и тем более когда оно стало потребностью, образом жизни об¬виняемого;
- привычка не работать, но жить не по средствам, удовлетво¬рять свои потребности неправомерными путями и средствами, в том числе преступными:
- наличие стойких установок на совершение Противоправ¬ных деяний, в том числе преступлений;
- профессионализм преступного поведения, постоянные конфликты обвиняемого с законом, конфронтация с обществом, государством и правоохранительными органами.
Чтобы выводы органов расследования, прокурора, суда о на¬личии оснований для заключения под стражу были достоверны¬ми, а не умозрительными, при планировании расследования, выдвижении версий и проверке их следственным и оперативно-розыскным путем следует также отработать и версии о возмож¬ных попытках или намерениях обвиняемого уклониться от уго¬ловного преследования, уйти от уголовной ответственности, в том числе скрыться от следствия и суда.
Подлежат обстоятельной проверке также версии противопо¬ложного характера, т.е. о нежелании, об отсутствии склонности обвиняемого к побегу или иному уклонению от следствия и суда. Об этом могут свидетельствовать разнообразные обстоятельства, в том числе:
- наличие у обвиняемого более или менее веских оснований полагать, что уголовное дело будет прекращено, либо суд вы¬несет оправдательный приговор, либо хотя и обвинительный
*Строгович М.С. Указ. раб. С. 280, 281.

приговор, но с освобождением подсудимого от уголовного наказания;
- в отношении обвиняемого отсутствуют отягчающие его ответственность обстоятельства и обстоятельства, отрицательно характеризующие его личность, поэтому сомнительно полагать, что, пытаясь скрыться или иным образом уклониться от уголов¬ного преследования, обвиняемый искусственно создает отрица¬тельные для себя обстоятельства, ухудшающие его положение;
- готовность обвиняемого психологически выдерживать дли¬тельные стрессовые перегрузки при возможном побеге или ином активном уклонении от уголовного преследования; не всякий обвиняемый с учетом мягкости его характера решится скрывать¬ся. иным образом активно уклоняться от органов расследования, суда и тем самым подвергать себя дополнительным психологи¬ческим перегрузкам;
- наличие сопутствующих преступлению ситуаций, свиде¬тельствующих не столько о закономерном, сколько о случайном для данного обвиняемого характере совершенных им преступ¬ных действий;
- проявление со стороны обвиняемого нетерпения к судеб¬ной развязке, свидетельствующего о стремлении обвиняемого найти успокоение и выйти из состояния ожидания результатов решения своей участи; подобные обстоятельства обычно свиде¬тельствуют о стойком нежелании обвиняемого не только скры¬ваться от уголовного преследования, но и вообще как-то от-рицательно проявлять себя по отношению к органам уголовного судопроизводства*.
Как показывают наши исследования, абсолютное большинст¬во следователей, работников дознания, а также взаимодействую¬щих со следователями сотрудников оперативно-розыскны^ служб органов внутренних дел не планируют и не проверяют специально версии по указанным вопросам, считая это пустой тратой времени, необходимого прежде всего для своевременного и полного раскрытия преступлений. Тем не менее нельзя со¬гласиться с нигилистическим отношением следователей, опер-уполномоченных и лиц, производящих дознание, к планирова-
*Квачевский А. Об уголовном преследовании, дознании и предвари¬тельном исследовании преступлений по судебным уставам 1864 г.: Тео¬ретическое и практическое руководство. Ч. III. О предварительном следст¬вии. Вып. 2. - Спб.. 1870. С. 412-414.

нию версий, следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий для достоверного установления намерений об¬виняемого в отношении уклонения от уголовного пресле¬дования.
Стереотипы мышления следует менять не только у следова¬телей. оперуполномоченных, лиц, производящих дознание, но и у руководителей, прокуроров, судей, ибо от безразличного отношения к данной проблеме меры пресечения, в том числе заключение под стражу, зачастую избираются не столько на основе собранных доказательств, сколько на основе волеизъяв-ления правоприменителей, не подкрепленного материалами уго¬ловного дела.
Предположения, что обвиняемый, находясь на свободе, про¬должит преступную деятельность, будет мешать в установлении по делу истины и в обеспечении исполнения приговора, также не должны быть беспочвенными, надуманными. Их следует про¬верять следственным и оперативно-розыскным путем, и только после того, как они найдут объективное подтверждение в ма-териалах уголовного дела. данные могут быть положены в основу решения об аресте обвиняемого.
Некоторые практические работники своеобразно понимают попытки обвиняемого помешать в установлении истины по уго¬ловному делу: когда обвиняемый не признает себя виновным в предъявленном обвинении, не дает угодных следователю пока¬заний, выдвигает разнообразные ходатайства по дополнительной проверке его возражений против предъявленного обвинения и т.п. Нередко в следственной практике и практике органов дознания подобное поведение обвиняемого расценивается как его стремление помешать ходу расследования, затянуть его сро¬ки, воспрепятствовать в установлении истины и тем самым укло¬ниться от уголовной ответственности. Как реакция на такие ситуации и принимается решение об аресте обвиняемого, для того чтобы оказать на обвиняемого своеобразное давление. Не¬редко такая тактика ареста действует безотказно: обвиняемые, даже невиновные, смиряются со своей участью, "ломаются", "ДУТ на вынужденное признание, оговаривают не только себя, но и других лиц. Но она ничего общего с пресечением попыток обвиняемого помешать ходу следствия и установлению по делу истины не имеет, а направлена на лишение обвиняемого права "а защиту, на использование заключения под стражу для получе¬ния показаний, угодных недобросовестным следователям, опер-
уполномоченным и работникам органов дознания. С подобной практикой следует бороться самым решительным образом.
При заключении обвиняемого под стражу должны учитывать¬ся обстоятельства, изложенные в ст. 91 УПК РСФСР, но они при всей их значимости не могут выступать в качестве самостоятель¬ных оснований для ареста. Их следует рассматривать как ус¬ловия, способствующие правильному выбору оптимальной меры пресечения. Эти обстоятельства - тяжесть обвинения, личность обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, се¬мейное положение - также должны быть объективно установле¬ны путем следственных и судебных действий (при расследова¬нии - с помощью оперативно-розыскных служб органов внут¬ренних дел). Даже при совершении тяжкого преступления при выборе меры пресечения могут быть приняты во внимание смяг¬чающие вину обвиняемого обстоятельства, его особые заслуги перед обществом и государством, несовершеннолетие, преклон¬ный возраст, тяжкое заболевание и другие обстоятельства.
Какому из указанных в ст. 91 УПК РСФСР обстоятельств следует отдавать предпочтение при избрании меры пресечения:
тяжести предъявленного обвинения или личности обвиняемого? В практике можно встретить такое суждение; первым и главным критерием при избрании меры пресечения следует считать тя¬жесть предъявленного обвинения, вторым - насколько обвиняе¬мый опасен для общества. Есть суждения противоположного свойства: первым и главным критерием при избрании меры пресечения следует считать личность обвиняемого, вторым кри¬терием - тяжесть совершенного им преступления. Полагаем, что законченных рецептов в данном вопросе быть не может. Преуве¬личение значения одного из указанных критериев и одновремен¬ное с этим преуменьшение другого могут повлечь ошибку при решении вопроса о мере пресечения. Поэтому одинаково следует учитывать оба критерия. При этом не лишне учитывать и такой важный фактор, как наличие основанной на материалах уголов¬ного дела твердой уверенности в том, что обвиняемый, не заклю¬ченный под стражу, не встанет на путь правонарушений и проти¬водействий уголовному судопроизводству.
В действующем уголовно-процессуальном законодательстве пре-дусмотрены следующие особенные основания и обстоятельства, подлежащие учету при избрании и применении ареста в качестве меры пресечения: данная мера пресечения применяется органами расследования с санкции прокурора, по постановлению прокурора или решению суда (в соответствии со ст. 22 Конституции РФ арест, заключение под стражу и содержание под стражей допуска¬ются только по судебному решению. Однако данная норма скорректирована ч. 2 ст. 6 разд. 2 Конституции РФ: до приведения уголовно-процессуального законодательства РСФСР в соответ¬ствие с положениями Конституции РФ сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей); заключение под стражу допускается по делам о преступлениях, за которые зако¬ном предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года, а в исключительных случаях - и на срок не свыше одного года: клицам, обвиняемым в совершении наиболее тяжких преступлений, перечисленных в ч. 2 ст. 96 УПК РСФСР, заключение под стражу может быть применено по мотивам одной лишь опасности преступления (ст. 11, 96 УПК РСФСР).
Данные основания и обстоятельства именуются нами особен¬ными потому, что они в соответствии с предписаниями законо¬дателя подлежат учету при избрании и применении не всякой меры пресечения, а лишь заключения под стражу.
В законодательстве отдельных государств устанавливаются и другие особенные основания и обстоятельства для заключения обвиняемых под стражу. Так, по Уставу уголовного судопроизвод¬ства 1864 г. в качестве самостоятельного основания для ареста обвиняемого устанавливался такой социальный фактор, как от¬сутствие оседлости, хотя бы обвиняемому вменялось преступле¬ние, за которое по закону с учетом его малой общественной опасности заключение под стражу и не предусматривалось (ст. 420). В определенной трансформации данное основание было заимствовано ч. 2 ст. 158 УПК РСФСР 1923 г., в соответствии с которой заключение под стражу допускалось в отношении лиц, не имеющих постоянного места жительства и занятий, когда им вменялось одно из преступлений, предусмотренных данной нор¬мой (недоносительство, хищение, повреждение, сокрытие или уничтожение официальных или частных документов и др.). В до¬революционной российской уголовно-процессуальной литера¬туре и уголовно-процессуальной практике лица, не имеющие оседлости, постоянных занятий, уклоняющиеся от следствия и суда и поддерживающие связи с преступной средой, именова¬лись неблагонадежными в исполнении требований правосудия*. Действующий УПК РСФСР заключения под стражу по признакам неблагонадежности обвиняемого не предусматривает, хотя в практике к числу неблагонадежных обычно относят помимо перечисленных выше также и обвиняемых, которые ранее су¬лимы, отрицательно характеризуются по месту жительства, рабо¬ты или учебы, наркоманов, алкоголиков, проституток.
Сами по себе отсутствие оседлости и постоянных занятий прежняя судимость, наркомания, алкоголизм, проституция, от¬рицательные характеристики по месту жительства, работы, уче¬бы и даже поддержание связей (не преступного характера) с пре- • ступной средой еще не свидетельствуют о негативном отноше¬нии обвиняемого к уголовному судопроизводству, его стремле¬нии скрыться от органов расследования и правосудия, занимать¬ся преступной деятельностью, препятствовать в установлении по делу истины и обеспечению исполнения приговора. Наличие указанных факторов социального порядка не должно влечь из¬брание мерой пресечения заключение обвиняемого под стражу. Признаки неблагонадежности обвиняемого, однако, должны по¬буждать органы расследования и суды проводить более тщатель-ную проверку версии о том, не повлечет ли внешне выраженная неблагонадежность обвиняемого нарушения закона о мерах пре¬сечения. И если в деле будут собраны достаточные доказательст¬ва, свидетельствующие о намерениях обвиняемого скрыться от органов расследования и правосудия, либо продолжить преступ-ную деятельность, либо препятствовать в установлении по делу истины или в обеспечении исполнения приговора, только в этих случаях правомерно решать вопрос о заключении обвиняемого под стражу.
Единичные основания и обстоятельства, подлежащие учету при избрании и применении меры пресечения - заключение под стражу, достаточно многообразны. Здесь следует указать на основания и обстоятельства для заключения под стражу несовершеннолет¬них, депутатов и судей, народных и присяжных заседателей, лий, страдающих психическими недостатками, иностранцев, не поль¬зующихся дипломатической неприкосновенностью, и т.п.
Заключение под стражу в качестве меры пресечения может применяться к несовершеннолетнему в исключительных случа¬ях, когда это вызывается тяжестью совершенного преступления, при наличии оснований, предусмотренных ст. 91 и 96 УПК РСФСР (ст. 393 УПК РСФСР). Арест возможен как в отношении обвиняемых, так и в отношении подозреваемых. Цели ареста несовершеннолетних те же, что и взрослых обвиняемых.
Что следует понимать под тяжестью совершенного преступле¬ния в качестве обстоятельства, подлежащего учету при решении вопроса об аресте несовершеннолетнего обвиняемого? Авторы комментариев уголовно-процессуальных кодексов предлагают практическим работникам следующие разъяснения: тяжесть соде¬янного следует понимать в том смысле, что "заключение под стражу возможно и в случае совершения несовершеннолетними преступлений, не упомянутых в ч. 2 ст. УЬ (например, злостное хулиганство, побег из места заключения). Существенное значение имеют, в частности, такие обстоятельства, как повторность пре¬ступления, направленность умысла, последствия, дерзость и аг¬рессивность преступныхдействий"*. "Решение вопроса о тяжес¬ти преступления как основания для избрания меры пресечения заключения под стражу" определяется ч. 2 ст. 96 УПК РСФСР**. При определении тяжести преступления следует учитывать такое обстоятельство, как совершение преступления повторно***.
Что можно сказать относительно данных разъяснений авторов комментариев УПК? В целом эти разъяснения верно отражают установку законодателя. Однако полными указанные разъясне¬ния мы признать не можем. Прежде всего, не все тяжкие пре¬ступления перечислены в ч. 2 ст. 96 УПК РСФСР. Понятие тяжкого преступления и перечень тяжких преступлений содер¬жатся в ст. 7' УК РСФСР. Тяжкими преступлениями признаются перечисленные в ч. 2 ст. 7' УК РСФСР умышленные деяния, представляющие повышенную общественную опасность. За со¬вершение неосторожных преступлений несовершеннолетних под стражу заключать нельзя, поскольку неосторожные преступле¬ния уголовным законом к категории тяжких не отнесены.
Перечень тяжких преступлений велик, он включает в общей сложности более 90 составов по УПК РСФСР. Однако не за каждый из них несовершеннолетний может быть привлечен к уголовной ответственности и поэтому не за каждый может быть и заключен под стражу. В частности, этого не может быть за воинские преступления (несовершеннолетние не являются субъ¬ектами воинских преступлений). Несовершеннолетние в возрас-
Комментарий к Уголовно- процессуальному кодексу РСФСР/Под ^Л.М. Рекункова и А.К. Орлова. - М.. 1985. С. 621. <эп,„ ^"мментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР
Й^ - л-1962-с-356.
-Уголовно-процессуальный кодекс Украинской ССР. Научно-прак-твческий комментарий/Отв. ред. П.Г. Цупренко. - Киев, 1984. С. 566.

те от четырнадцати до шестнадцати лет не являются субъектами государственных преступлений, некоторых других тяжких пре¬ступлений (например, должностных преступлений, преступле¬ний против правосудия). При решении вопроса о привлечении несовершеннолетних к уголовной ответственности и примене¬нии к ним меры пресечения в виде заключения под стражу следует руководствоваться также положениями ст. 10 УК РСФСР, устанавливающей перечень преступлений, за которые возможна уголовная ответственность несовершеннолетних.
Итак, тяжесть совершенного преступления как основание для избрания и применения к несовершеннолетнему меры пресече¬ния заключение под стражу определяется органом расследова¬ния, прокурором, судом с учетом положений и перечня, установ¬ленных ч. 2 ст. 96 УПК РСФСР, ст.ст. 7'. 10 УК РСФСР.
Повторность совершения преступлений по ряду составов яв¬ляется квалифицирующим обстоятельством, поэтому и данный критерий в отдельных случаях может характеризовать тяжесть преступления, вменяемого несовершеннолетнему, в связи с чем быть основанием для ареста несовершеннолетнего.
Направленность умысла, последствия, дерзость, агрессив¬ность преступных действий сами по себе основаниями для за¬ключения несовершеннолетнего под стражу не являются. Ука¬занные обстоятельства в соответствии со ст. 39 УК РСФСР являются отягчающими ответственность. Помимо перечислен¬ных выше таковыми могут быть также: совершение преступле¬ния организованной группой несовершеннолетних (или органи¬зованной группой взрослых и несовершеннолетних); совершение преступления из корыстных или иных низменных побуждений;
совершение преступления в отношении малолетнего, престаре¬лого или лица, находящегося в беспомощном состоянии, а также совершение преступления с особой жестокостью или издеватель¬ством над потерпевшим; совершение преступления с исполь¬зованием условий общественного бедствия, общеопасным спо¬собом и др. (ст. 39 УК РСФСР). Следует иметь в виду. что преступления совершаются несовершеннолетними зачастую именно при указанных отягчающих обстоятельствах, о чем опуб¬ликованы многочисленные материалы в печати*. Решая вопрос
^Никитинский -Д. Я приговорил//Комсомольская правда. 1989. 2У авг.; Игошев К.Е; Мыньковский Г.М. Семья, дети. школа. - М., 19с1'.
С. 260-315. 132
об аресте, органы расследования, прокурор, суд в обязательном порядке тяжесть совершенного преступления должны опреде¬лять и с учетом обстоятельств, отягчающих ответственность не¬совершеннолетнего.
Тяжесть совершенного преступления в той или иной мере может быть нейтрализована обстоятельствами, смягчающими от¬ветственность несовершеннолетнего обвиняемого. Поэтому в уго¬ловном деле в обязательном порядке следует проверить наличие таких обстоятельств, для того чтобы при их доказанности (одного или нескольких) принять в расчет при определении тяжести совершенного преступления и уже с учетом данного фактора решить вопрос о целесообразности ареста несовершеннолетнего.
Смягчающими ответственность и в той или иной мере ней¬трализующими тяжесть совершенного несовершеннолетним об¬виняемым преступления признаются следующие обстоятельства, если они доказаны материалами уголовного дела:
- предотвращение обвиняемым вредных последствий совер¬шенного им преступления, или добровольное возмещение нане¬сенного ущерба, или устранение причиненного вреда;
- совершение преступления вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- совершение преступления под влиянием угрозы или при¬нуждения либо в силу материальной или иной зависимости;
- совершение преступления под влиянием сильного душев¬ного волнения, вызванного неправомерными действиями потер¬певшего;
- совершение преступления при защите от общественно опасного посягательства, хотя и с превышением пределов необ¬ходимой обороны;
- совершение преступления несовершеннолетней в состоя¬нии беременности:
- чистосердечное раскаяние несовершеннолетнего или явка с повинной, а также активное способствование раскрытию пре¬ступления (ст. З? УК РСФСР).
В статье 393 УПК РСФСР общественная опасность личности несовершеннолетнего не указывается в качестве специального °снования или обстоятельства, определяющего необходимость его ареста. Однако в литературе настойчиво проводится мысль о том. что общественная опасность несовершеннолетнего и тя¬жесть совершенного им преступления являются теми обстоя¬тельствами, которые (не каждое в отдельности, а оба в совокупности) должны рассматриваться в качестве оснований для ареста несовершеннолетнего обвиняемого*. Здесь трудно что-либо воз¬разить. Однако следует иметь в виду. что личность несовершен¬нолетнего и степень его общественной опасности должны уста¬навливаться материалами уголовного дела с учетом программы сформулированной законодателем в ст. 392 У ПК РСФСР, т.е! с учетом возраста, условий жизни и воспитания, причин и усло¬вий. способствовавших совершению преступления несовершен-нолетним. наличия взрослых подстрекателей или иных соучаст¬ников. При наличии данных об умственной отсталости несовер¬шеннолетнего в обязательном порядке проверяется и значение этого фактора в общественной опасности обвиняемого.
На выбор в качестве меры пресечения ареста влияет также род занятий несовершеннолетнего, состояние его здоровья, семей¬ное положение (ст. 91 УПК РСФСР).
Статья 393 УПК РСФСР связывает возможность ареста не-совершеннолетнего с наличием исключительным случаев, не разъясняя, что пол такими исключительными случаями следует понимать. В литературе исключительными считают те обсто¬ятельства, которые могут свидетельствовать о повторности пре¬ступления, тесной связи несовершеннолетнего с преступной сре¬дой. невозможности иным путем обеспечить явку несовершен¬нолетнего в органы расследования и правосудия**.
По нашему мнению, ни повторность преступления, ни тесная связь несовершеннолетнего с преступной средой, ни невозмож¬ность иным путем, кроме как с помощью ареста, обеспечить явку несовершеннолетнего в органы расследования и правосудия са¬ми по себе исключительными случаями, обусловливающими не¬обходимость заключения несовершеннолетнего обвиняемого под стражу, не являются, ибо в подобных ситуациях могут находить¬ся не только несовершеннолетние, но и взрослые, однако приме¬нительно к ним такие обстоятельства в законе как исключитель-ные не квалифицируются.
Характеризуя исключительные случаи, когда заключение не-совершеннолетнего под стражу возможно, большинство авторов
""Комментарий к Уголовно -процессуальному кодексу РСФСР/Под ред. А.М. Рекуикова и А.К. Орлова. - М.. 1985. С. 621; Уголовно-процессуальный кодекс Украинской ССР: Научно-практический коммен-тарий/Отв. ред. П.Г. Цупренко. - Киев. 1984. С. 366.
^Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР 1960 г. - Л„ 1962. С. 356.

относят к ним следующие: "Заключать несовершеннолетнего под стражу можно лишь тогда, когда данные о его личности
тяжесть совершенного преступления свидетельствуют, что арест является единственно возможной в данных условиях мерой и применение другой меры пресечения не может гарантировать, что несовершеннолетний явится в органы расследования и суд, не предпримет попыток повторных преступлений или к тому, чтобы помешать установлению истины по делу*. Это касается также случаев, когда при применении другой меры пресечения не будет обеспечено исполнение приговора"**.
В русском языке слово "исключительный" понимается в трех значениях: представляющий собой исключение из общих пра¬вил обычных норм, являющийся исключением; особенный, не¬обыкновенный, редкий; единственный, только один***.
Изложенные выше комментарии понятия "исключительные случаи" ни одному из приведенных значений слова "исключи¬тельный" не соответствуют, ибо приводимые в комментариях ситуации исключения из общих правил заключения под стражу не характеризуют чего-то особенного, необыкновенного, редко¬го или единственного, не обозначают, а демонстрируют общую ситуацию и общие требования закона к выбору и приме¬нению ареста к любому обвиняемому. Эти общие требования состоят в том, что предварительное заключение только тогда допустимо, когда оно реально обеспечивает цели, поставленные законом перед мерами пресечения, в данном конкретном случае, иные же меры пресечения этих целей не обеспечивают.
Что же тогда следует понимать под исключительными случа¬ями, допускающими арест несовершеннолетнего? Прежде всего материалами уголовного дела должны быть установлены общие основания и обстоятельства, требующие избрания и применения ареста, и затем уже на этом общем фоне - доказанная по уголов¬ному делу необходимость заключения несовершеннолетнего под стражу, обусловленная тяжестью совершенного им преступления. Таким образом, исключительность случаев в том, что за¬ключение несовершеннолетнего под стражу допускается не за каждое преступление, за которое арест предусмотрен по общему
"'"Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР,
1924-1977. Ч, 2. - М„ 1978. С. 298.
Уголовно-процессуальный кодекс Украинской ССР. Научно-прак-"""еский комментарий/Отв. ред. П.Г. Цупренко. - Киев, 1984. С. 566. "'"'Словарь русского языка. Т. 1. - 2-е изд. - М.. 1981. С. 677.

правилу, установленному ст. 96 УПК РСФСР, а только, во-первых, за то, за которое по уголовному закону установлена ответственность несовершеннолетних* и, во-вторых, которое
к тому же является тяжким, т.е. находится в перечне, установлен¬ном ст. 96 УПК РСФСР, ст. 7' и 24' УК РСФСР.
Единичные основания и обстоятельства, подлежащие учету при аресте совершивших преступления представителей государственной власти
Государство устанавливает через систему законодательных ак¬тов определенные исключения из общих правил применения мер пресечения и других мер уголовно-проиессуального принужде¬ния к депутатам представительных (законодательных) органов, судьям, прокурорам, другим представителям органов государст¬венной власти, а также к отдельным категориям иностранцев. Эти исключения отражают признанную в России и во многих зарубежных странах необходимость законодательного установле-ния дополнительных гарантий от произвольных преследований лиц, занимающих в обществе и государстве исключительное положение. Но наряду с этим издано немало правовых актов, устанавливающих изъятия из общих правил производства по уголовным делам и в отношении лиц, которые столь особого положения в обществе и государстве не занимают. При этом наблюдается необычное явление: большинство этих изъятий Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР не предусмотрены, не предусмотрены они и в опубликованных проектах нового УПК России, что существенным образом затрудняет нормальное правоприменение в борьбе с преступностью.
В соответствии со ст. 91 Конституции Российской Феде¬рации Президент Российской Федерации обладает неприкос¬новенностью. Это означает недопустимость возбуждения уго¬ловного дела в отношении Президента при совершении им преступления и применения к нему мер пресечения, но при условии, пока он не будет отрешен от должности. В соответ¬ствии со ст. 93 Конституции РФ Президент Российской Феде¬рации может быть отрешен в установленном порядке от долж¬ности только на основании выдвинутого Государственной Ду¬мой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях
-Имеется в виду ст. 10 УК РСФСР.

Президента признаков преступления и заключением Консти¬туционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Достаточно подробную регламентацию данных вопросов устанавливают иные правовые акты*. Кан¬дидат на должность Президента Российской Федерации не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налага¬емым в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Российской Федерации. Давая такое согласие. Генеральный прокурор РФ немедленно обязан известить об этом Централь¬ную избирательную комиссию Российской Федерации**.
Члены <..овс'м Федерации и депутаты 1 осуда|х-гвеннои Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полно¬мочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а так¬же подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей (ч. 1 ст. 98 Конституции Российской Федерации). Вопрос о лишении неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания (ч. 2 ст. 98 Конституции Рос¬сийской Федерации). Более подробные положения о неприкос¬новенности данных представителей государственной власти и механизме лишения их неприкосновенности урегулированы в других законодательных актах***. Кандидаты в депутаты Госу¬дарственной Думы Федерального Собрания Российской Феде-
*Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Россий¬ской Федерации от 25 марта 1994 г. (ст. 163-1б7)//Ведомости Феде¬рального Собрания Российской Федерации. - 1994. - X" 3. - Ст, 160;
Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Феде-рации от 6 февраля 1996 г. (ст. 171-177)//Со6рание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 7- - Ст. 655; О Конституион-иом Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. (ст. 107-110)//Собрание законодательства Россий¬ской Федерации. - 1994. - № 13. - Ст. 1447.
**0 выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 17 мая 1995 г. (ст. 37)//Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 21. - Ст. 1924.
*0 статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государ¬ственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Феде¬ральный закон от 8 мая 1994 г. (ст. 98)//Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 2. - Ст. 74.

рации и кандидаты в депутаты других представительных органов не могут быть привлечены без согласия прокурора (соответ¬ственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арес¬тованы или подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить соответствующую избирательную комиссию. которая осуществляла регистрацию кандидата*.
Депутаты, члены выборных органов местного самоуправле¬ния, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задер¬жаны (за исключением случаев задержания на месте преступле¬ния), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без со¬гласия прокурора субъекта Российской Федерации**.
Член избирательной комиссии с правом решающего голоса по выборам Президента Российской Федерации на период про¬ведения выборов, член избирательной комиссии с правом реша¬ющего голоса по выборам депутата Государственной Думы Фе¬дерального Собрания Российской Федерации в период проведе¬ния выборов, член комиссии по проведению референдума Рос¬сийской Федерации с правом решающего голоса во время под¬готовки и проведения референдума Российской Федерации не могут быть привлечены без согласия соответствующего проку¬рора к уголовной ответственности или подвергнуты админист¬ративному взысканию, налагаемому в судебном порядке***. Из
*0 выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собра¬ния Российской Федерации: Федеральный закон от 21 нюня 1995 г. (ст. 44)//Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 26. - Ст. 2398; Об основных гарантиях прав граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 6 декабря 1994 г. (ст. 22)//Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 33. - Ст. 3406.
**0б общих принципах организации местного самоуправления Россий¬ской Федерации: Федеральный закон от 28 августа 1995 г.//Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 35. - Ст. 3506.
***0 выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 17 мая 1995 г. (ст. 19); О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Федеральный закон от 21 июня 1995 г. (ст. 22); О референдуме Российской Федерации: федераль¬ный конституционный закон от 10 октября 1995 г. № (ст. 20)//Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - .№ 21. - Ст. 1924; № 26. - Ст. 2398; № 42. - Ст. 3921.

приведенного положения следует, что и данная группа лиц ог¬раничена в возможности оказаться задержанной либо аресто¬ванной, а также подвергнутой другим мерам государственного принуждения за совершенные преступления, по сравнению с остальными лицами, совершившими преступления, пока это ограничение не будет снято прокурором, давшим согласие на возбуждение уголовных дел в отношении данных лиц.
Председатель Счетной палаты, его заместители, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации не могут быть задержа¬ны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального Собрания Российской Феде¬рации. которая их назначила на должность в Счетную палату. Уголовное дело в отношении Председателя Счетной палаты, его заместителей, аудиторов Счетной палаты может быть возбуж¬дено только Генеральным прокурором Российской Федерации. Инспектор Счетной палаты при выполнении им служебных обя¬занностей не может быть привлечен к уголовной ответственнос¬ти без согласия Счетной палаты*.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации не¬прикосновенен, его нельзя привлечь к уголовной ответственнос¬ти, налагаемой в судебном порядке, задержать, арестовать, под¬вергнуть обыску без согласия Конституционного Суда Россий¬ской Федерации, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуть личному досмотру, за ис¬ключением случаев, когда это предусмотрено федеральным зако¬ном для обеспечения безопасности других людей. Судья Консти¬туционного Суда Российской Федерации, личность которого не могла быть известна в момент задержания, по выяснении его личности должен быть немедленно освобожден. Должностное лицо, которое произвело задержание судьи Конституционного Суда РФ на месте преступления, обязано немедленно уведомить об этом Конституционный Суд РФ. В течение 24 часов Консти-туционный Суд РФ должен принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой меры процессуального принужде¬ния либо об отказе в даче согласия**.
*0 Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 11 января 1995 г. (ст. 29)//Собрание законодательства Российской Феде¬рации. - 1995. - № 3. - Ст. 167.
**0 Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. (ст. 15)//Собрание законода-тельства Российской Федерации. - 1994, - № 13. - Ст. 1447.

Судьи судов обшей юрисдикции и арбитражных судов непри¬косновенны. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ или лицом исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия квалификационной коллегии судей. Судья не может быть при¬влечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, под¬вергнут приводу без согласия соответствующей квалификацион¬ной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора Российской Феде¬рации или лица. исполняющего его обязанности, либо решением суда. Уголовное дело а отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом Российской Федерации*.
Приведенные положения в полной мере распространяются не только на постоянных судей, но также на народных и присяжных заседателей при выполнении ими функции правосудия в судах первой инстанции.
Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совер¬шенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случа¬ев. когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключи¬тельной компетенцией органов прокуратуры. На период рассле¬дования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности. Не допускают¬ся задержание, привод, личный досмотр прокурора и следова-теля, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления**. В данных положе¬ниях Федерального закона "О внесении изменений и дополне-
*0 статусе судей в Российской Федерации: -Закон Российской Феде¬рации от 26 июня 1992 г. (ст. 16)//Ведомости Съезда народных депута¬тов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Феде¬рации. - 1992. - № 30, - Ст. 1792; 1993. - № 17. - Ст. 606;
Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 26. - Ст. 2399.
**0 внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации"; Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. (ст. 42)//Собрание законодательства Российской Феде¬рации. - 1995. - № 47. - Ст. 4472.

иий в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" ничего не сказано об аресте прокурора и следователя и применения к ним других мер пресечения в связи с совершением ими преступлений. Однако смысл приведенных выше норм четко свидетельствует, что арестовать прокурора или следователя про¬куратуры не вправе никто, кроме органов прокуратуры, поскольку любая проверка сообщения о факте правонарушения прокурором (следователем), возбуждение уголовных дел и их расследование составляют исключительную компетенцию органов прокуратуры,
При исполнении сотрудником органов Федеральной службы безопасности служебных обязанностей не допускается его при¬вод, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей, а также досмотр личного и используемого им транспорта без официаль¬ного представителя органов Федеральной службы безопасности или решения суда*.
Исследование проблемы единичных оснований и обстоя¬тельств, подлежащих учету при применении мер уголовно-про-цессуального принуждения в отношении представителей госу¬дарственной власти, свидетельствует, что применение данных оснований и учет указанных обстоятельств: 1) призвано обес¬печивать неприкосновенность многочисленной группы долж¬ностных лиц и создание им тем самым условий для активного выполнения ответственных государственных функций; 2) не должно рассматриваться в качестве личной привилегии данных должностных лиц; 3) свидетельствует о достоинствах и недостат¬ках конституционной и законодательной регламентации инсти¬тута неприкосновенности представителей органов государствен¬ной власти. Важнейшим недостатком представляется создание в России своеобразного сословия (касты) особо привилегирован¬ных лиц, "выпадающих" из общей уголовной юрисдикции за счет абсолютизации института неприкосновенности многоты¬сячной армии должностных лиц, за счет трансформирования по этой причине института неприкосновенности в противоречащий принципу равенства всех перед законом и судом способ уклоне¬ния депутатов (кандидатов в депутаты), судей, прокурорских
'-'б органах Федеральной службы безопасности в Российской Феде-(^Ции: Федеральной закон от 3 апреля 1995 г. (ст. 17)//Собрание яаконодательства Российской Федерации. - 1995. - № 15. - °г.1269.

работников, должностных лиц органов местного самоуправле¬ния, членов избирательных комиссий, сотрудников Счетной палаты и службы безопасности от законной ответственности за преступления.
Конституционное и законодательное решение проблемы не-прикосновенности следует усматривать в следующем: институт неприкосновенности допустим как исключение, распространя¬ется на весьма О1раниченный круг представителей всех ветвей федеральной власти (Президента РФ, главу Правительства, депу¬татов Федерального Собрания РФ. судей и прокуроров). Непри¬косновенность не должна быть абсолютной и допустима лишь на период выполнения субъектами федеральной власти своих долж¬ностных функций. Задержание на месте преступления исключает неприкосновенность; запрет на возбуждение уголовных дел в от¬ношении субъектов неприкосновенности должен быть отменен. Пределы неприкосновенности обладающих полным либо час¬тичным иммунитетом субъектов федеральной власти определя¬ются Конституцией Российской Федерации, другими федеральными законами и специальным разделом УПК Российской Фе¬дерации: "Производство в отношении лиц, обладающих неприкосновенноестью''.
Пределы неприкосновенности и механизм ее обеспечения в уголовном судопроизводстве для различных групп должностных лиц не могут совпадать, поскольку различен уровень значимости соответствующих групп должностных лиц в общей иерархии органов государственной власти.
Коментариев: 0 | Просмотров: 93 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
  • МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ
  • Задержание несовершеннолетнего подозреваемого. Избрание меры пресечения
  • Избрание меры пресечения
  • Понятие, цели и основания отдачи несовершеннолетнего под присмотр
  • Постановление о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресеч ...

  • Напечатать Комментарии (0)
Добавление комментария
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]
{bbcode}
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]{wysiwyg}



ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: