Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Порядок издания законов. Их виды.
 (голосов: 0)
  Общая теория права | Автор: admin | 29-05-2010, 04:59
I. В порядке издания законов принято различать несколько моментов; в первой половине этой процедуры устанавливается самое содержание будущей юридической нормы. а во второй этой норме придается обязательная сила. Первая половина содержит в себе два момента: 1) инициативу закона и 2) обсуждение его; вторая половина распадается на 1) санкцию закона и 2) его публикацию. Весь процесс издания законов протекает различно в разных государствах в зависимости от формы правления и организации государственной власти.
1) Инициатива закона. Под этим именем разумеется тот акт, который имеет свои последствием обсуждение вопроса о новой норме в законодательном порядке. В конституционных государствах инициатива закона поставлена различно. В монархиях она принадлежит только королю, а иногда предоставляется и королю и палатам. При этом король может быть наделен правом абсолютного veto, но может его и не иметь. Наконец, в Англии право инициативы принадлежит только палатам; если министры вносят сюда свои законопроекты, то лишь в качестве членов парламента. В республиках право инициативы предоставляется иногда только палатам (С.-Американские штаты), а иногда его имеет также президент и министерства (Франция).
В России право инициативы, согласно ст. 8 Осн. закон., принадлежит прежде всего Императору; только он может дать предписание о пересмотре Основных законов. Но инициатива пересмотра обыкновенных законов предоставлена также Государственной Думе и Государственному Совету (см. Осн. зак. ст. 107).
2) Обсуждение закона. Это право в конституционных государствах есть существенная функция органов народного представительства. При этом обыкновенно палаты имеют право делать дополнения и изменении в проекте закона, предлагаемом правительством (если оно наделено правом инициативы) на их рассмотрение. – В России обсуждение законов принадлежит Государственной Думе и Государственному Совету, причем законопроекты, не принятые хотя бы одним из этих учреждений, считаются отклоненными и не получают дальнейшего движения (Осн. зак. 111).
3) Санкция или утверждение закона обыкновенно принадлежит главе правительства. В конституционных монархиях обыкновенно монарх наделен абсолютным veto, т.е. может безусловно отвергнуть принятый палатами законопроект. В республиках президент может иметь только суспенсивное veto: в таком случае отказ его в санкции имеет свои последствием вторичное обсуждение законопроекта, который, в случае его повторного принятия палатами, получает силу помимо воли президента[1]. – В России санкция принадлежит монарху, который имеет право абсолютного veto, т.е. может отказать в утверждении законопроекту, принятому Государственной Думой и Государственным Советом (Ост. зак. ст. 9).
4) Обнародование. Утвержденный закон должен быть объявлен во всеобщее сведение и вступает в силу по истечении известного срока по его опубликовании (в Германской Империи, напр., через 14 дней). В России опубликование совершается 1 департаментом Сената, который печатает новый закон в «Собрании узаконений и распоряжений правительства» и рассылает его текст в присутственные места. Важные законы обнародываются также путем чтения их в церквах, на площадях и мирских сходах. Вступает в силу новый закон со дня получения его текста в «Собрании узаконений и распоряжении правительства» в данном присутственном месте (Учр. Прав. Сен. ст. 19, п. 1 пр. 1. Осн. зак. ст. 90-93).
II. Что касается форм и видов законов, то, согласно ст. 53 Осн. Зак., в их прежней редакции, законы издавались «в виде уложений, уставов, учреждений, грамот, положений, наказов (инструкций), манифестов, указов, мнений Государственного Совета и докладов, удостоенных Высочайшего утверждения. Примечание. Высочайшие повеления в порядке управления изъявляются сверх того рескриптами и приказами». Из этих форм законов уложения, уставы, грамоты и наказы представляли собою целые отделы законодательства, обнимали целые системы юридических норм. Таковы, напр., Уложение о наказаниях, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, Учреждения Министерств, Жалованная грамота дворянству и городам 1785 г., Положение о крестьянах, вышедших от крепостной зависимости, Наказ губернаторам и генерал-губернаторам. Точного содержания с каждым из этих наименований в отдельности, по правильному замечанию проф. Алексеева, не связывалось. Под одним и тем же термином встречались законы совершенно различного содержания[2]. Остальные термины прилагались к отдельным законам и повелениям, не сведенным в общую систему. Манифестом назвалось и называется торжественное обращение монарха к народу, которое обыкновенно не содержит в себе юридической нормы, хотя может иметь и такое содержание. Рескрипт есть обращение Государя к отдельному лицу или учреждению; здесь также может содержаться юридическая норма. Мнение Государственного Совета публиковалось в случае утверждения Государем мнения большинства Совета. В форме указов издавались законы, не прошедшие государственного совета, или же приводились в действие положения, не получившие большинства голосов Государственного Совета. – Согласно новой редакции основных законов (23 апр. 1906 г.) закон есть постановление, одобренное Государственной Думой и Государственным Советом и утвержденное Императором (ст 86). Особым порядком, без участия думы и Государственного Совета, издаются постановления, относящиеся исключительно к военной и военно-морской части (ст. 96, 97). От законов отличаются Высочайшие указы в порядке верховного управления, которые должны издаваться в соответствии с законами 9ст. 11; выше § 19, I).
III. Сверх того, следует различать еще следующие виды законов по их содержанию.
1) Законы основные или конституционные и законы обыкновенные. Разница состоит в том, что основные законы определяют главные черты государственного строя, отличающие его от строя других стран, а законы обыкновенные регулируют жизнь государства в пределах, установленных основными законами. В конституционных государствах обыкновенно есть и формальная разница между этими видами законов, так как для издания и изменения основных законов устанавливает более сложная форма, нежели для законов обыкновенных; иногда здесь действуют даже особые органы; напр., издание обыкновенных законов может быть вверено палате представителей, а издание законов основных производится всенародным голосованием. В России до 23 апр. 1906 г. этой формальной разницы не было. В составе основных законов в нашем своде Законов прежде включены были: 1) постановления о существе Верховной Самодержавной власти, 2) о порядке наследия престола, 3) о совершеннолетии Императора, о правительстве и опеке, 4) о вступлении на престол и о присяге подданства, 5) о священном короновании и миропомазании, 6) о титуле Императорского Величества и о государственном гербе, 7) о вере, 8) о законах, 9) о власти верховного управления. Изданные 23 апр. 1906 г. основные законы вводят участие народного представительства в осуществлении законодательной власти (ст. 7, 85, 111). Они отличаются от обыкновенных тем, сто пересмотр их может быть начат только по инициативе Императора. Основные законы в новой редакции состоят из 82 статей и распадаются на пять глав: 1) о существе Верховной Самодержавной власти; 2) о правах и обязанностях российских подданных; 3) о законах; 4) о Государств. Совете и Государств. Думе и образ их действия; 5) о совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями. Весною 1906 г. основные законы в новой редакции включены были в 1-ю часть тома Свода Законов (см. § 21, II), причем порядок и нумерация статей несколько изменились, благодаря внесению некоторых отделов основных законов старой редакции (о порядке наследия престола, о совершеннолетии Императора, о правительстве и опеке, о вступлении на престол и присяге подданства, о титуле и гербе, о вере). Второй раздел 1 . т I составляет учреждение Императорской Фамилии. Во 2-ю часть I т. Св. Зак. внесены учреждения Государственного Совета и Государственной Думы и положение о выборах в Думу; впрочем, последнее положение изменено 3 июня 1907 г.
2) Законы общие и особенные. Общими законами называются те, которые действуют на всем пространстве государства и применяются ко всему населению. Особенные законы касаются известной местности – местные законы – или же известной части населения – сословные законы. Привилегиями называются такие законы, которые содержат изъятия из общих или особенных законов в пользу какого-либо лица, или вещи, или отношения.
Сепаратным указом называется указ, состоявшийся по частному делу, если в нем не означено, что он должен иметь силу общей нормы закона.
Сепаратный указ по данному делу, конечно, отменяет действие общих законов. Издание нового общего закона не отменяет действие прежде изданных по тому же предмету особенных законов, если в нем именно таковой отмены не поставлено. (Осн. зак. ст. 88).


________________________________________
[1] Некоторые данные о фактическом применении права «veto» см. у Еллинека, Конституции, их изменения и преобразования, стр. 41 слл.
[2] Алексеев, Русс. госуд право (1897 г.), стр. 267.
Коментариев: 0 | Просмотров: 48 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
Добавление комментария
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]
{bbcode}
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]{wysiwyg}



ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: