Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Недропользование в системе природопользования
 (голосов: 0)
  Горное право | Автор: admin | Вчера, 12:41
В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благо-
приятную окружающую среду и при этом обязан сохранять природу
и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам,
которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельно-
сти народов РФ.
Одним из элементов, определяющих правовые основы государствен-
ной политики в области охраны окружающей среды, Закон РФ «Об
охране окружающей среды» [111] назвал «сохранение природных
ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и буду-
щих поколений». Этот конституционный принцип не случайно уста-
новлен и в данном законе, и в Законе РФ «О недрах».
Закон РФ «Об охране окружающей среды» определил недра в ка-
честве одного из компонентов природной среды, к которым отнесены
также земля, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный
воздух, растительный и животный мир. В случае, если какие-либо из
перечисленных компонентов природной среды используются или могут
использоваться при осуществлении хозяйственной и иной деятельно-
сти в качестве источников энергии или иных предметов потребления,
имеющих потребительскую ценность, они называются природными
ресурсами. Таким образом, недра являются одним из видов природ-
ных ресурсов. Именно так они определяются Конституцией РФ (ст. 72).
Применительно к недропользованию, хозяйственная деятельность
всех субъектов правоотношений в соответствии с законодательством
должна осуществляться на основе следующих принципов:
— охрана, воспроизводство и рациональное использование при-
родных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприят-
ной окружающей среды и экологической безопасности;
— платность природопользования и возмещение вреда окружаю-
щей среде;
— независимость контроля в области охраны окружающей среды;
— презумпция экологической опасности планируемой хозяйствен-
ной деятельности;
— обязательность оценки воздействия на окружающую среду при
принятии решений об осуществлении хозяйственной деятельности;
— обязательность проведения государственной экологической экс-
пертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйствен-
ную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на
окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу
граждан;
— учет природных и социально-экономических особенностей тер-
риторий при планировании и осуществлении хозяйственной деятель-
ности;
— допустимость воздействия хозяйственной деятельности на при-
родную среду исходя из требований в области охраны окружающей
среды;
— обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной
деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в
области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на
основе использования наилучших существующих технологий с уче-
том экономических и социальных факторов;
— обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к
установлению требований в области охраны окружающей среды к
субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим та-
кую деятельность или планирующим осуществление такой деятель-
ности;
— ответственность за нарушение законодательства в области охра-
ны окружающей среды;
— участие граждан, общественных и иных некоммерческих объе-
динений в решении задач охраны окружающей среды.
Законодательство отнесло недра к объектам охраны окружающей
среды наряду с другими ее компонентами. При этом особой охране
подлежат дно и недра континентального шельфа как объекта, вклю-
ченного в Список всемирного природного наследия.
В целях осуществления действенного государственного регулиро-
вания отношений, связанных с охраной окружающей среды, законода-
тельство четко разграничило полномочия органов государственной
власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления, определило
органы, осуществляющие государственное управление в этой облас-
ти, механизмы разграничения полномочий (договоры, соглашения).
Одним из наиболее действенных механизмов государственного ре-
гулирования является система методов экономического регулирова-
ния. Такими методами, в частности, являются:
— установление платы за негативное воздействие на окружающую
среду;
— установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих
веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов произ-
водства и потребления и другие виды негативного воздействия на
окружающую среду;
— проведение экономической оценки природных объектов;
— проведение экономической оценки воздействия хозяйственной
деятельности на окружающую среду;
— предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наи-
лучших существующих технологий, нетрадиционных видов энер-
гии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а
также при осуществлении иных эффективных мер по охране окру-
жающей среды;
— поддержка предпринимательской, инновационной и иной дея-
тельности (в том числе экологического страхования), направленной
на охрану окружающей среды;
— возмещение в установленном порядке вреда окружающей
среде.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду опре-
деляются федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относят-
ся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных
веществ; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; загрязне-
ние почв; размещение отходов производства и потребления; загрязне-
ние окружающей среды шумом, теплом и другими видами физичес-
ких воздействий, а также загрязнение недр; иные виды негативного
воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие
на окружающую среду устанавливается законодательством РФ. При
этом внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной дея-
тельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды
и возмещения вреда окружающей среде.
Специфическую роль играют нормативы допустимого изъятия ком-
понентов природной среды.
Применительно к недропользованию их перечень и порядок уста-
новления определяются законодательством о недрах. Их основная
задача — регулирование рационального использования и охраны недр.
Проблема эта напрямую связана с регулированием процесса истоще-
ния недр.
Поскольку полностью устранять отрицательное воздействие хозяй-
ственной деятельности на окружающую среду невозможно, закон [111]
устанавливает систему нормативов допустимого воздействия на окру-
жающую среду, включающую следующие виды нормативов:
— нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ;
— нормативы образования отходов производства и потребления и
лимиты на их размещение;
— нормативы допустимых физических воздействий (количество
тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряжен-
ности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
— нормативы допустимого изъятия компонентов природной сре-
ды;
— нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружаю-
щую среду;
— нормативы иного допустимого воздействия на окружающую
среду при осуществлении хозяйственной деятельности.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду дол-
жны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей сре-
ды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
Последние устанавливаются для оценки состояния окружающей
среды.
За превышение установленных нормативов допустимого воздей-
ствия на окружающую среду субъекты хозяйственной деятельности в
зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответ-
ственность в соответствии с законодательством.
Необходимо отметить, что разработка нормативов в области охра-
ны окружающей среды законом [111] определена как самостоятельная
организационно-правовая система, включающая в себя решение ши-
рокого круга задач:
— проведение научно-исследовательских работ по обоснованию
нормативов;
— проведение экспертизы, утверждение и опубликование норма-
тивов;
— установление оснований разработки или пересмотра нормати-
вов; осуществление контроля за применением и соблюдением норма-
тивов;
— формирование и ведение единой информационной базы данных
нормативов;
— оценку и прогнозирование экологических, социальных, эконо-
мических последствий применения нормативов.
Хозяйственная деятельность объективно приводит к негативному
воздействию на окружающую среду. Результатом могут быть загряз-
нение, порча, уничтожение и, в частности, истощение. Последнее при-
менительно к недропользованию имеет особое значение.
Основная цель пользования недг IMH — добыча полезных ископа-
емых. Она объективно приводит к истощению недр. Поэтому требо-
вание закона об охране недр от истощения следует понимать как тре-
бование их рационального использования, т.е. получения полезных
свойств недр с наименьшими потерями, которое возможно обеспечить
в условиях современной экономики и технологии. Эта проблема на-
столько важна, что обычно рассматривается самостоятельно как зако-
нодательное требование обеспечения рационального использования и
охраны недр, о чем уже говорилось в гл. 8.
Истощение является фактором, оказывающим влияние на внутрен-
нее состояние самих недр. Процесс же недропользования приводит и
к внешнему воздействию на окружающую природную среду. Проис-
ходит это главным образом в результате:
— нарушения почвенного слоя земли при производстве горных
работ, строительстве шахт, карьеров, разрезов, прокладке трубопрово-
дов, строительстве объектов инфраструктуры и т.п.;
— разлива нефти при аварийных выбросах и открытых фонтанах,
порывах трубопроводов, крушениях танкеров и т.п.;
— складирования отходов горного производства в форме отва-
лов и т.п.;
— производства сейсмических взрывов на суше и особенно на
море (в настоящее время запрещены);
— сброса в море выбуренной породы и др.
В принципе технология производства горных работ предусматри-
вает осуществление мероприятий либо устраняющих отрицательное
воздействие на окружающую среду, либо сводящее это отрицательное
воздействие к минимуму.
Вред окружающей среде следует рассматривать как негативные
изменения в состоянии окружающей среды, вызванные деятельнос-
тью человека в результате загрязнения, повреждения, разрушения
экологических систем природы, создающие реальную угрозу здоро-
вью человека, растительному и животному миру, материальным цен-
ностям.
Различают правомерный и неправомерный вред окружающей сре-
де. Правомерный вред допустим при наличии лицензии (разрешения)
на его причинение в результате хозяйственной деятельности. Непра-
вомерный вред окружающей среде возникает в результате правонару-
шения.
Возмещение вреда — институт гражданского права, представляю-
щий собой комплекс технологических, экономических и организаци-
онно-правовых мер, направленных на устранение имущественного
ущерба, возникшего в результате причиненного вреда. Применитель-
но к проблемам экологического воздействия недропользования он имеет
целый ряд специфических особенностей, регулируемых как ГК РФ,
так и законодательством об охране окружающей среды и недрополь-
зовании. Гражданское законодательство исходит из необходимости
полного возмещения вреда, оговаривая при этом ряд исключений. При
этом возмещение идет по двум направлениям, в зависимости от ха-
рактера нанесенного вреда: нанесен он непосредственно недрам или
окружающей среде. В каждом из этих случаев действуют самостоя-
тельные организационно-правовые и экономические механизмы.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей
среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, админист-
ративная и уголовная ответственность.
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей
среде, обязаны возместить его в полном объеме.
Законодательство предусматривает необходимость такого возмеще-
ния в результате загрязнения, порчи, уничтожения, деградации, разру-
шения естественных экологических систем, природных комплексов и
природных ландшафтов, иного нарушения законодательства, а также
истощения и нерационального использования природных ресурсов.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной
деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное
заключение государственной экологической экспертизы, включая де-
ятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит воз-
мещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной деятельности.
Вред возмещается в соответствии с утвержденными в установлен-
ном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окру-
жающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на
восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом
понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Компенсация вреда окружающей среде осуществляется доброволь-
но либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного
нарушением законодательства в области охраны окружающей среды,
осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление на-
рушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убыт-
ков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проек-
тами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их
отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления разме-
ра вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнитель-
ной власти, осуществляющими государственное управление в области
охраны окружающей среды.
Вред окружающей среде может быть возмещен посредством воз-
ложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного
состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с
проектом восстановительных работ. Иски о компенсации вреда окру-
жающей среде, причиненного нарушением законодательства в облас-
ти охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение
двадцати лет.
Реальная возможность возмещения вреда окружающей среде в
полном объеме, и особенно с учетом упущенной выгоды, — достаточ-
но сложная проблема. В частности, это касается вреда, наносимого,
например, в результате нерациональной разработки месторождений
полезных ископаемых.
В настоящее время разработан и действует пакет нормативных
актов, устанавливающих методику оценки вреда, исчисление размера
ущерба и возмещения вреда, нанесенного окружающей среде в ре-
зультате экономических правонарушений различного характера.
Необходимо иметь в виду, что карательные меры не могут обеспе-
чить в полном объеме решение рассматриваемой проблемы. Поэтому
законодательство особое место уделило вопросам формирования эко-
логической культуры, воспитания и так называемого экологического
просвещения.
Коментариев: 0 | Просмотров: 0 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
Добавление комментария
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]
{bbcode}
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]{wysiwyg}



ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: