НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
-
Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
-
О cущности правосознания (И.А. Ильин)
-
Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
-
Типы господства (Макс Вебер)
-
Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
-
Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
-
Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
-
План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
-
Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
-
Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
-
История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
-
Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
-
Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
-
Французское административное право (Г.Брэбан)
-
Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
-
Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
-
Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
-
Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
-
Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
-
Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
-
Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
-
Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
-
Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Разрешительная система регулирования инвестиций представлена двумя инструментами государственного управления: концессия и лицензия. Концессия исторически является классической формой допуска иностранных инвестиций к экономической деятельности на территории государства. Она применяется и к российским инвесторам.
Под концессией следует понимать акт государства или уполномоченного государством органа, в котором предусматривается предоставление лицу субъективного права на осуществление предпринимательской деятельности в определенной области производства, торговле, сфере услуг в пределах ограниченной территории. Обязательной предпосылкой для применения концессии является формулировка в законодательстве в общей форме запрещения заниматься указанной деятельностью частным лицам вообще, включая иностранных лиц. Такое определение концессии следует из трудов как отечественных, так и зарубежных юристов.
Предоставление концессий как метод управления иностранными инвестициями в развивающихся странах широко применялось в сфере нефтедобычи. И именно в области добычи полезных ископаемых, особенно в нефтяной промышленности, были разработаны основы правового регулирования иностранных инвестиций, которые позволяют понять изменения в правовом регулировании более позднего времени. Приспособленность концессии к целям правового регулирования иностранных инвестиций объяснялась просто. Концессия всегда является основанием возникновения субъективного права концессионера на пользование имуществом, находящимся в государственной собственности.
В средние века, когда все, находящееся на территории средневекового государства, находилось во власти сюзерена, концессия была основной правовой формой отношений, устанавливаемых между верховной властью и его подданными.
Этот признак выделяет концессию в системе инструментов управления и сейчас. Однако в настоящее время применение концессии ограничивается областью отношений, составляющих монополию органов государственной и муниципальной власти, а также отношений, связанных с пользованием государственной собственностью. Благодаря этим отличительным чертам, концессия позволяет "заложить основы частно-хозяйственного использования государственной и муниципальной собственности, исключенной из программ приватизации". Вместе с тем особенностью концессии всегда была абсолютная зависимость ее действия от воли участвующего в договоре государства, решающего сохранить или прекратить действие концессии.
Концессия в форме акта государственной власти после Второй мировой войны была практически полностью вытеснена концессионным договором. Концессия предоставлялась, как правило, при условии выполнения концессионером работ, связанных с созданием инфраструктурных и социальных объектов, в которых было заинтересовано государство. Эти условия приобретали характер обязательств концессионера по договору.
Зависимость исполнения договора от односторонней воли государства - стороны в договоре - стала основанием для долгих споров о правовой природе концессионного договора. Существо спора в действительности сводилось к тому, следует ли признавать правомерными действия государства, волею которого было предоставлено конкретному лицу субъективное право, по отзыву такого права. Отзыв концессии может быть приравнен к акту национализации частной собственности, поскольку и в этом случае речь идет о прекращении частнохозяйственной деятельности. Признание бесспорного права государства на национализацию было подтверждено в международно-правовых документах. Не оспаривается также и право государства отозвать концессию. В связи с этим особенно большое внимание стали уделять различным способам обеспечения прав концессионера.
Первым шагом к пониманию концессионного договора как гражданско-правового стало включение в него условий, обеспечивающих защиту прав частного лица в таком договоре. Это были условия, касающиеся порядка разрешения споров между сторонами в договоре, а в случае если договор заключался с иностранным лицом - условие о выборе применимого права. Для обеспечения защиты прав частного лица в договоре, заключаемом с государством, важным обеспечительным эффектом обладало условие договора, предусматривающее применение норм международного права при разрешении споров, вытекающих из договора.
Включение в концессионные договоры условий о применении норм и принципов международного права при разрешении спора, возникающего между государством-концедентом и концессионером, рассматривалось как надежное средство обеспечения защиты прав концессионера. Обращение к такой обеспечительной мере поддерживалось не всеми юристами в российской доктрине международного права.
Особенность концессионного договора как гражданско-правовой сделки состоит в том, что содержание договора сводится к установлению порядка финансирования частным предпринимателем объектов, в которых заинтересовано государство - объектов инфраструктуры. В работе С.А. Сосны приводится подробный перечень таких объектов*(88).
Изменение содержания концессионного договора и придание ему характера договора на организацию хозяйственных связей по финансированию деятельности сторон кардинально меняет его правовую природу и делает его универсальным инструментом управления инвестициями в любой сфере деятельности. Практика использования концессионного договора в сфере массовых коммуникаций, почтово-экспедиционных служб, образования и здравоохранения, туризма, строительства, жилищно-коммунального хозяйства в различных странах свидетельствует о том, что в современных концессионных договорах отсутствует сама категория концессии как акта, разрешающего осуществление частно-хозяйственной деятельности концессионером. Однако остается его главная отличительная черта - отношения между субъектом частного права и органом власти.
Концессионный договор - это договор по организации деятельности, конкретно - на осуществление инвестиции частным лицом. Арендные отношения, отношения по доверительному управлению, подрядные отношения, если они и присутствуют в концессионном договоре, отступают на второй план и являются лишь особенностями концессионного договора в той или иной сфере деятельности. Существенное условие концессионного договора - гарантия прав концессионера осуществлять деятельность и получать прибыль от этой деятельности. Эта гарантия выражена в условиях договора, касающихся того, что можно считать существенным изменением условий договора. Договор определяет также, какие правовые последствия наступают в случае существенного изменения обстоятельств, создающих невозможность исполнения концессионного договора сторонами.
Введение в российскую практику концессионного договора как особого вида гражданско-правового договора означает появление нового инструмента управления инвестициями. В отличие от соглашений о разделе продукции, концессионный договор как договор о финансировании, осуществляемом частными лицами, не должен включать в себя условий, предусматривающих соотношение действия концессии и лицензии как акта, разрешающего частное финансирование деятельности, составляющей прерогативу государственной власти, как это делается в соглашениях о разделе продукции (см. ст. 2 п. 2 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"*(89) (далее - Закон о недрах), согласно которому "условия пользования недрами, установленные в соглашении, должны соответствовать законодательству Российской Федерации").
Концессионный договор является единственным правовым основанием возникновения субъективного права концессионера на осуществление финансирования указанной в договоре деятельности. Содержание договора и участие в нем государства позволяют относить его к категории гражданско-правовых способов управления инвестициями.
По нашему мнению, получение лицензии, носящей характер разрешения на осуществление частной предпринимательской деятельности, в случае заключения концессионного договора не требуется. Законодательство Казахстана, например, с 1999 г. использует только контрактную систему пользования недрами и отказалось от требования получения концессионером лицензии.
Договорные формы регулирования отношений могут меняться и применительно к портфельным инвестициям. Метод децентрализованного, т.е. гражданско-правового регулирования на финансовых рынках воплощен в генеральных соглашениях кредитными организациями, в типовых проформах договоров профессиональных участников финансового рынка, рынка инвестиционных услуг. Такие договоры, в которых могут "уторговываться" отдельные положения, отличаются высокой степенью стандартизации правил поведения сторон, поэтому могут рассматриваться как способ регулирования рыночных отношений. Он основан на разрешительной системе, применяемой к профессиональным участникам рынка финансовых услуг.
Разрешительная система в регулировании инвестиций помимо концессии включает в себя систему предоставления лицензий. При этом в само понятие "лицензия" может вкладываться различное содержание: лицензия как признание профессиональной пригодности частного лица для осуществления предпринимательской деятельности и лицензия как допуск к предпринимательской деятельности в связи с запретом заниматься этой деятельностью частными предпринимателями. В последнем случае понятие "лицензия", по существу, совпадает с понятием "концессия". В этом значении понятие "лицензия" применяется в Законе о недрах и связанном с ним Законе о СРП.
Лицензия, выдаваемая профессиональному участнику рынка на осуществление деятельности, связанной с его профессиональной подготовленностью, носит иной характер, чем лицензия, выдаваемая уполномоченным органом на добычу полезных ископаемых. Разрешительная система, связанная с лицензированием отдельных видов деятельности, имеет иные цели регулирования, чем лицензирование недропользования. Она направлена на организацию рыночных отношений и не связана с допуском частного капитала на рынок. Конечная цель лицензирования отдельных видов деятельности - это защита прав потребителей разного рода услуг, оказываемых профессиональными участниками рынка. При этом отношения между поставщиками и потребителями услуг являются отношениями между различными субъектами гражданского права. Государственные органы в данном случае выступают в качестве наблюдателей рыночных отношений, возникающих по воле участников рынка. Лицензия, выдаваемая профессиональным участникам рынка, служит своего рода способом организации рынка услуг определенного вида.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-Ф3 "О лицензировании отдельных видов деятельности"*(90) (далее - Закон о лицензировании) предусматривает порядок выдачи разрешений на осуществление предпринимательской деятельности юридическим и физическим лицам после проверки их профессиональной пригодности. Разрешительная система, предусмотренная этим федеральным законом, является еще одним способом регулирования государством хозяйственной деятельности, включая инвестиционную. Она вводится в целях защиты прав граждан, их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Принятый закон ограничивает сферу своего применения. Действие закона не распространяется на внешнеторговую деятельность, таможенную деятельность, деятельность по охране окружающей среды, деятельность, связанную с использованием природных ресурсов, и на отношения, возникающие в связи с использованием результатов интеллектуальной деятельности (п. 2 ст. 1 Закона о лицензировании). Этот закон касается лицензирования тех видов деятельности, которые требуют специальной профессиональной подготовки. Особенность российского Закона о лицензировании состоит в том, что он не регулирует деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, на котором осуществляют деятельность профессиональные инвесторы. Вопросы лицензирования их деятельности решены в Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"*(91) (далее - Закон о рынке ценных бумаг). Система лицензирования профессиональной деятельности распространяется в равной степени на национальных и иностранных участников рыночных отношений в силу действия национального режима, а также потому, что является способом организации национального рынка. При заключении концессионного договора от иностранного концессионера, участвующего в договоре, может быть потребована соответствующая лицензия, подтверждающая его профессиональность как необходимое условие деятельности на национальном рынке соответствующего вида услуг.
Формулировка национального режима и режима наибольшего благоприятствования, которая содержится в Генеральном соглашении о тарифах и торговле (ГАТТ) и в соглашениях, заключенных в рамках ГАТТ 94, включая Соглашение о создании Всемирной торговой организации, затрагивает отношения, связанные с применением разрешительной системы. С одной стороны, ГАТТ (ВТО) устанавливают требование недискриминации иностранных юридических и физических лиц при получении ими необходимой лицензии (принцип свободного доступа на рынок). С другой стороны, Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), предусматривающее правила торговли услугами, не рассматривает систему лицензирования профессиональных участников рынка как входящую в сферу действия национального режима.
Согласно принятым на себя Россией международно-правовым обязательствам по международному Соглашению о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Сообществом и государствами - их членами, подписанному на о. Корфу в 1994 г., правовой режим деятельности иностранных инвесторов должен исключать возможность дискриминации иностранных лиц как по отношению к национальным предпринимателям, так и по отношению к другим иностранным лицам. ГАТС содержит в себе некоторые исключения из общего правила в части предоставления национального режима, имея в виду применение системы лицензирования отдельных видов услуг. Это соглашение устанавливает требования к самой системе лицензирования, которые должны соблюдать страны, участвующие в ВТО. Среди этих требований подчеркивается простота процедуры получения лицензии, прозрачность и доступность информации о профессиональных участниках.
Коментариев: 0 | Просмотров: 5 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
- Регистрационная система регулирования инвестиций
- Франчайзинг
- Современное инвестиционное законодательство Российской Федерации
- Предоставление прав в сфере недропользования
- Особенности правового режима иностранных инвестиций в России Общие положени ...
-
Напечатать Комментарии (0)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
-
Уголовно-правовая
-
Гражданско-правовая
-
Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
-
Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
-
Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
-
Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
-
Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
-
Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
-
Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
-
Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
-
Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
-
Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
-
В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
-
Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
-
Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
-
100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
-
Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
-
Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
-
Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
-
Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
-
Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
-
Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
-
Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
-
Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
-
Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
-
Права человека (Е. А. Лукашева)
-
Справочник прокурора (Трикс А.В.)
-
Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
-
Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
-
Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
-
Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
-
Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
-
Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
-
Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
-
Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
-
Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
-
Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
-
Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
-
Теория доказательств (Владислав Лоер)
-
Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
-
Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
-
Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
-
Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
-
Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
-
Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
-
Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
-
Российское гражданство (Кутафин)
-
Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
-
Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
-
Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
-
Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
-
Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
-
Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
-
Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
-
Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
-
Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
-
Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
-
Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
ДРУЗЬЯ САЙТА:
Библиотека документов юриста
СЧЕТЧИКИ: