Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР И ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
 (голосов: 0)
  Практика уголовного сыска | Автор: admin | 22-11-2010, 09:39
В соответствии со статьей 21 Закона «Об оперативно-розыскной дея¬тельности» на органы прокуратуры возложена обязанность надзора за ис¬полнением законов при проведении опера-тивно-розыскных мероприя¬тий и законностью принимаемых при этом решений, а также в целях ох¬раны прав и свобод граждан.
«Надзор за исполнением законов Российской Федерации органами, осуществля¬ющими оперативно-розыскную деятельность, осуществляют Генеральный проку¬рор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.
По запросу уполномоченного прокурора в связи с поступившими в проку¬ратуру мате-риалами, информацией и обращениями граждан о нарушении законов при проведении опе-ративно-розыскных мероприятий, а также при проверке установленного порядка проведе-ния оперативно-розыскных мероп¬риятий и законности принимаемых при этом решений руководители органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, представ-ляют ука¬занному прокурору оперативно-служебные документы, послужившие осно¬ванием для проведения этих мероприятий.
Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, и о штатных не-гласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывав¬ших содействие этим органам на конфиденци-альной основе, представля¬ются прокурору только с письменного согласия указанных лиц, за исключе¬нием случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят.
Руководители органов прокуратуры создают условия, обеспечивающие защиту сведе-ний, содержащихся в представляемых прокурору оперативно-служебных документах».
(Статья 21 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»)
Необходимость в такого рода деятельности со стороны прокуратуры сомнений вызывать не может. Однако во избежание конфликтов, как пра¬вового, так и личного характера, между оперативными работниками и над¬зирающим прокурором она должна основываться на принци-пах конст¬руктивного взаимодействия, разумности, доброжелательности.
Обязанность по осуществлению прокурорского надзора за исполнением за¬конов органа-ми, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность воз¬ложена, на прокуратуру также Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Феде¬рации» от 17 ноября 1995г., в котором (ч. 2 ст. 1) подчеркива-ется: в целях обеспе¬чения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов обще¬ства и госу-дарства прокуратура Российской Федерации, наряду с другими функциями осуществляет над-зор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предва¬рительное следствие (п. 3 ч. 2 ст. 1), а также координацию деятельности правоох¬ранительных органов по борьбе с преступностью (п. 6 ч. 2 ст. 1).
Эффективность прокурорского надзора определяется правильной его орга¬низацией. Необходимо, чтобы надзирающие прокуроры, не заходя за рамки правовой дозволенности, способствовали действенному выполнению задач оперативно-розыскной деятельности по выявлению, пресечению и раскры¬тию преступлений, изобличению виновных, розыску лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших граждан, своевремен-ному пресечению нарушений закона и конституционных гарантий личности. За¬кон «О прокуратуре Российской Федерации» четко определил в ст. 29 пред¬мет надзора, к которо-му отнесено:
соблюдение прав и свобод человека и гражданина; установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершен¬ных и готовящихся преступлениях;
выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведение расследо¬вания;
законность решений, принимаемых органами, осуществляющими опера¬тивно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществле¬ния оператив-но-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят.
Цели прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью являются исчерпы-вающими и расширительному толкованию не подлежат. Это объясняется главным образом тем обстоятельством, что оперативно-ро¬зыскная деятельность основывается на принципах конспи-рации, сочетании гласных и негласных начал, а организация и тактика проведения оператив-ных мероприятий составляют государственную тайну. Вот почему следую¬щим главным условием организации прокурорского надзора является опре¬деление круга лиц, на которых персонально возлагается надзор за исполне¬нием закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Перечень таких лиц, а также работников, на которых в управлениях и отделах городских, районных, транспортных, военных и специализиро¬ванных прокуратур возложено ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, утверждается приказом. В установ¬ленном порядке работникам оформляется допуск к материалам, состав¬ляющим государственную тайну, они предупреждаются об уголовной от¬ветственности за разглашение их содержания или утрату. При утечке ин¬формации проводится служебное расследование.
Копия приказа с перечнем лиц, на которых возложен надзор и ведение делопроизводства, или выписка из него направляется для сведения руко¬водителям республиканских министерств, краевых, областных управле¬ний внутренних дел, других органов, осуществляющих оперативно-розыс¬кную деятельность в обязательном порядке (Указание Генерального про-курора Российской Федерации от 29 июля 1996 г. № 44/15 и министра внутренних дел Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 1/12812 «О порядке представления органами внутренних дел материалов для осуще¬ствления прокурорского надзора за исполнением закона «Об оператив¬но-розыскной деятельности»).
Отсутствие копии приказа или выписки из него может служить фор¬мальным отказом в предоставлении тех или иных материалов, получен¬ных при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Прокуроры, на которых имеются соответствующие документы (о них ска¬зано выше), проверяют установленный порядок проведения оперативно-розыск¬ных мероприятий и закон-ности принимаемых при этом решений. Причем целе¬сообразность, количество и периодич-ность таких проверок никакими норматив¬ными и законодательными актами не оговаривает-ся.
В приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 6 августа 1996 г. № 48 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной дея-тельности» говорится, что такие проверки осу¬ществляются:
а) по мере необходимости по материалам в связи с отсутствием положи¬тельных ре-зультатов при розыске обвиняемых или подозреваемых по уголов¬ным делам, лиц, совершивших преступления; без вести пропавших;
б) по информации о ненадлежащем реагировании — на поручения следова¬теля, органа дознания и суда по уголовным делам, находящимся в их произ¬водстве, на указания прокурора;
в) в других случаях с учетом состояния законности в этой сфере деятель¬ности.
Иными словами, прокурорский надзор за законностью при осуществле¬нии оперативно-розыскной деятельности может осуществляться при нали¬чии обоснованных жалоб со стороны лиц, в отношении которых проводи¬лись оперативно-розыскные мероприятия , и при осложне-нии оперативной обстановки на обслуживаемом участке. Количество же проверок зависит от цели осуществления мер прокурорского надзора и уровня проверяющих.
Следует подчеркнуть, что проверяющим прокурорам дано право «требо¬вать у руководи-телей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, подлинные оперативно-служебные документы, послужившие основанием для заведения дел оперативного учета, а так-же проведения опе¬ративно-розыскных мероприятий и их учета» (п. 4 приказа Генерального про¬курора Российской Федерации от 6 августа 1996 г. №48 «Об организации над¬зора за испол-нением Федерального закона «Об оперативно-розыскной дея¬тельности»), на руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность возложена обязанность по их предос¬тавлению (Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 29 июля 1996 г. № 44/15 и министра внутренних дел Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 1/12812 «О порядке представления органами внутренних дел материалов для осуществления прокурорско-го надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» п. 1).
В противном случае отказ в предоставлении необходимых документов может рассматри-ваться как невыполнение требований прокурора или вос¬препятствование его законной деятельности, а виновные в этом должност¬ные лица могут привлекаться к установлен ной законом ответственности.
При проведении проверок в связи с нарушением прав и свобод граждан, включая консти-туционные, уполномоченные прокуроры могут использовать только следующие методы про-курорского надзора:
знакомиться с документами, содержащими сведения обоснованиях и по¬рядке осуществ-ления оперативно-розыскных мероприятиях и принятых по их результатам, решениях;
давать письменные указания о проведении по уголовным делам дополни¬тельных опера-тивно-розыскных мероприятии либо требовать их прекраще¬ния;
требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляю¬щих или осущест-влявших конкретные оперативно-розыскные мероприятия и допустивших при этом нарушение закона;
опротестовывать противоречащие закону приказы и указания руководите¬лей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
вносить представления по поводу выявленных нарушений закона должност¬ными лицами этих органов и требовать от их руководителей отстранения таких сотрудников от дальней-шего ведения оперативных разработок.
Оперативные работники должны исходить из того, что надзирающим прокурорам пред-писывается главное внимание обращать исключительно на следующие вопросы:
законность принимаемых решений о производстве или прекращении опе¬ративной провер-ки и использовании результатов оперативно-розыскной де¬ятельности;
соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам опе¬ративно-розыскной деятельности, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окру-жающей среде;
наличие предусмотренных законодательством полномочий у лиц, осуще¬ствляющих опе-ративно-розыскную деятельность, и оснований для проведе¬ния оперативно-розыскных меро-приятий, в том числе тех, на проведение которых получено разрешение суда;
соблюдение установленных законодательством условий и порядка прове¬дения оператив-но-розыскных мероприятий, а также привлечения граждан к их осуществлению на конфиден-циальной основе или на основе доверительных отношений.
Исследование иных вопросов, связанных с проверкой правомерности осу¬ществления опе-ративно-розыскной деятельности в компетенцию прокура¬туры не входит.
Следует, конечно, сказать, что при проверке выполнения розыскных действий по поруче-нию или указанию следователя, данному в порядке ст. 127 УПК РСФСР (Полномочия следова-теля), надзирающий прокурор не должен ограничиваться изучением обоснованности их прове-дения.
Прокуроры, которые осуществляют непосредственный надзор за рас¬следованием у голов-ного дела, каждый раз должны рассматривать необхо¬димость проведения дополнительных опе-ративных мероприятий, направ¬ленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц, вместе со следователем определять степень и пределы использования ре¬зультатов оперативно-розыскной деятельности.
В рамках надзора за законностью осуществления оперативно-розыск¬ных мероприятий на надзирающего прокурора возлагается обязанность проводить всестороннюю проверку жалоб и заявлений на действия орга¬нов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Сред-ствами прокурорского надзора пресекать нарушение прав и законных интересов •граждан, ор-ганизаций и учреждений. Принимать меры к привлечению виновных к ответственности и взы-сканию причиненного вреда.
В случаях рассмотрения таких жалоб в судебных заседаниях прокурор имеет право участ-вовать в них при условии, что этого требуют интересы защиты прав и свобод личности, безо-пасности общества, государства и необходимость его участия признана судом.
Контрольно-надзорная деятельность государственных органов явля¬ется одним из спосо-бов обеспечения законности. В случае же ее наруше¬ния статья 22 Закона определяет, что руко-водители органов, осуществля¬ющих оперативно-розыскную деятельность, несут персональную ответ¬ственность за законность при организации и проведении оперативно-розыскных меро-приятий.
Наиболее типичной формой контроля в МВД-УВД является внутри¬ведомственный. Одна-ко до настоящего времени функция контроля осу¬ществляется односторонне и, как правило, сводится к обнаружению ка¬ких-либо недостатков в оперативно-служебной деятельности, их устра¬нению. Но этого явно недостаточно как в целом при контроле за всей деятельностью органов внутренних дел, так и при осуществлении ими оперативно-розыскной деятельности. Необходимость расширения фун¬кции внутриведомственного контроля вытекает из многих факторов.
Во-первых, это вызвано тем, что за последнее время произошло резкое обновление лично-го состава органов внутренних дел, что значительно ска¬залось на конечных результатах работы оперативных аппаратов. Поэтому, осуществляя контроль за деятельностью этой категории со-трудников, прежде всего их надо научить - как делать, а не только спрашивать с них за допу-щенные ошибки. Во-вторых, у многих молодых оперативных со¬трудников нет необходимых практических, организационных и тактичес¬ких навыков для проведения этой сложной и кро-потливой работы.
При контроле за деятельностью сотрудников оперативных аппаратов по осуществле-нию ими оперативно-розыскной деятельности первостепенное внимание должно уделяться:
обоснованности и своевременности постановки лица на оперативно-ро¬зыскной учет;
правильности выбора и соразмерности мер оперативного воздействия антиобществен-ным установкам проверяемого;
правильному подбору конфиденциальных сотрудников, имеющих по своим деловым и мо-ральным качествам возможность активно содействовать орга¬нам внутренних дел в борьбе с преступностью;
своевременности устранения причин, порождающих преступления, и ус¬ловий, способст-вующих их совершению.
Осуществляя контроль за деятельностью подчиненных органов и со¬трудников, выше-стоящие подразделения должны психологически гото¬вить их к осуществлению планомерной работы по борьбе с преступнос¬тью с помощью оперативных возможностей. Необходимость, важность этой работы должна быть ими осознана в полной мере.
Таким образом, совершенствование внутриведомственного контроля будет способство-вать успешному выполнению задач, возложенных на орга¬ны, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, совершен¬ствованию форм их деятельности в борьбе с преступностью и обеспече¬нию строгого соблюдения законности.
Коментариев: 0 | Просмотров: 169 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
  • Учет работы прокуроров
  • Компетенция прокурора
  • Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскну ...
  • Задачи органов дознания
  • Особенности делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельност ...

  • Напечатать Комментарии (0)
Добавление комментария
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]
{bbcode}
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]{wysiwyg}



ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: