НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
В соответствии со статьей 21 Закона «Об оперативно-розыскной дея¬тельности» на органы прокуратуры возложена обязанность надзора за ис¬полнением законов при проведении опера-тивно-розыскных мероприя¬тий и законностью принимаемых при этом решений, а также в целях ох¬раны прав и свобод граждан.
«Надзор за исполнением законов Российской Федерации органами, осуществля¬ющими оперативно-розыскную деятельность, осуществляют Генеральный проку¬рор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.
По запросу уполномоченного прокурора в связи с поступившими в проку¬ратуру мате-риалами, информацией и обращениями граждан о нарушении законов при проведении опе-ративно-розыскных мероприятий, а также при проверке установленного порядка проведе-ния оперативно-розыскных мероп¬риятий и законности принимаемых при этом решений руководители органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, представ-ляют ука¬занному прокурору оперативно-служебные документы, послужившие осно¬ванием для проведения этих мероприятий.
Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, и о штатных не-гласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывав¬ших содействие этим органам на конфиденци-альной основе, представля¬ются прокурору только с письменного согласия указанных лиц, за исключе¬нием случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят.
Руководители органов прокуратуры создают условия, обеспечивающие защиту сведе-ний, содержащихся в представляемых прокурору оперативно-служебных документах».
(Статья 21 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»)
Необходимость в такого рода деятельности со стороны прокуратуры сомнений вызывать не может. Однако во избежание конфликтов, как пра¬вового, так и личного характера, между оперативными работниками и над¬зирающим прокурором она должна основываться на принци-пах конст¬руктивного взаимодействия, разумности, доброжелательности.
Обязанность по осуществлению прокурорского надзора за исполнением за¬конов органа-ми, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность воз¬ложена, на прокуратуру также Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Феде¬рации» от 17 ноября 1995г., в котором (ч. 2 ст. 1) подчеркива-ется: в целях обеспе¬чения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов обще¬ства и госу-дарства прокуратура Российской Федерации, наряду с другими функциями осуществляет над-зор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предва¬рительное следствие (п. 3 ч. 2 ст. 1), а также координацию деятельности правоох¬ранительных органов по борьбе с преступностью (п. 6 ч. 2 ст. 1).
Эффективность прокурорского надзора определяется правильной его орга¬низацией. Необходимо, чтобы надзирающие прокуроры, не заходя за рамки правовой дозволенности, способствовали действенному выполнению задач оперативно-розыскной деятельности по выявлению, пресечению и раскры¬тию преступлений, изобличению виновных, розыску лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших граждан, своевремен-ному пресечению нарушений закона и конституционных гарантий личности. За¬кон «О прокуратуре Российской Федерации» четко определил в ст. 29 пред¬мет надзора, к которо-му отнесено:
соблюдение прав и свобод человека и гражданина; установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершен¬ных и готовящихся преступлениях;
выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведение расследо¬вания;
законность решений, принимаемых органами, осуществляющими опера¬тивно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществле¬ния оператив-но-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят.
Цели прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью являются исчерпы-вающими и расширительному толкованию не подлежат. Это объясняется главным образом тем обстоятельством, что оперативно-ро¬зыскная деятельность основывается на принципах конспи-рации, сочетании гласных и негласных начал, а организация и тактика проведения оператив-ных мероприятий составляют государственную тайну. Вот почему следую¬щим главным условием организации прокурорского надзора является опре¬деление круга лиц, на которых персонально возлагается надзор за исполне¬нием закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Перечень таких лиц, а также работников, на которых в управлениях и отделах городских, районных, транспортных, военных и специализиро¬ванных прокуратур возложено ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, утверждается приказом. В установ¬ленном порядке работникам оформляется допуск к материалам, состав¬ляющим государственную тайну, они предупреждаются об уголовной от¬ветственности за разглашение их содержания или утрату. При утечке ин¬формации проводится служебное расследование.
Копия приказа с перечнем лиц, на которых возложен надзор и ведение делопроизводства, или выписка из него направляется для сведения руко¬водителям республиканских министерств, краевых, областных управле¬ний внутренних дел, других органов, осуществляющих оперативно-розыс¬кную деятельность в обязательном порядке (Указание Генерального про-курора Российской Федерации от 29 июля 1996 г. № 44/15 и министра внутренних дел Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 1/12812 «О порядке представления органами внутренних дел материалов для осуще¬ствления прокурорского надзора за исполнением закона «Об оператив¬но-розыскной деятельности»).
Отсутствие копии приказа или выписки из него может служить фор¬мальным отказом в предоставлении тех или иных материалов, получен¬ных при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Прокуроры, на которых имеются соответствующие документы (о них ска¬зано выше), проверяют установленный порядок проведения оперативно-розыск¬ных мероприятий и закон-ности принимаемых при этом решений. Причем целе¬сообразность, количество и периодич-ность таких проверок никакими норматив¬ными и законодательными актами не оговаривает-ся.
В приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 6 августа 1996 г. № 48 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной дея-тельности» говорится, что такие проверки осу¬ществляются:
а) по мере необходимости по материалам в связи с отсутствием положи¬тельных ре-зультатов при розыске обвиняемых или подозреваемых по уголов¬ным делам, лиц, совершивших преступления; без вести пропавших;
б) по информации о ненадлежащем реагировании — на поручения следова¬теля, органа дознания и суда по уголовным делам, находящимся в их произ¬водстве, на указания прокурора;
в) в других случаях с учетом состояния законности в этой сфере деятель¬ности.
Иными словами, прокурорский надзор за законностью при осуществле¬нии оперативно-розыскной деятельности может осуществляться при нали¬чии обоснованных жалоб со стороны лиц, в отношении которых проводи¬лись оперативно-розыскные мероприятия , и при осложне-нии оперативной обстановки на обслуживаемом участке. Количество же проверок зависит от цели осуществления мер прокурорского надзора и уровня проверяющих.
Следует подчеркнуть, что проверяющим прокурорам дано право «требо¬вать у руководи-телей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, подлинные оперативно-служебные документы, послужившие основанием для заведения дел оперативного учета, а так-же проведения опе¬ративно-розыскных мероприятий и их учета» (п. 4 приказа Генерального про¬курора Российской Федерации от 6 августа 1996 г. №48 «Об организации над¬зора за испол-нением Федерального закона «Об оперативно-розыскной дея¬тельности»), на руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность возложена обязанность по их предос¬тавлению (Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 29 июля 1996 г. № 44/15 и министра внутренних дел Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 1/12812 «О порядке представления органами внутренних дел материалов для осуществления прокурорско-го надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» п. 1).
В противном случае отказ в предоставлении необходимых документов может рассматри-ваться как невыполнение требований прокурора или вос¬препятствование его законной деятельности, а виновные в этом должност¬ные лица могут привлекаться к установлен ной законом ответственности.
При проведении проверок в связи с нарушением прав и свобод граждан, включая консти-туционные, уполномоченные прокуроры могут использовать только следующие методы про-курорского надзора:
знакомиться с документами, содержащими сведения обоснованиях и по¬рядке осуществ-ления оперативно-розыскных мероприятиях и принятых по их результатам, решениях;
давать письменные указания о проведении по уголовным делам дополни¬тельных опера-тивно-розыскных мероприятии либо требовать их прекраще¬ния;
требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляю¬щих или осущест-влявших конкретные оперативно-розыскные мероприятия и допустивших при этом нарушение закона;
опротестовывать противоречащие закону приказы и указания руководите¬лей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
вносить представления по поводу выявленных нарушений закона должност¬ными лицами этих органов и требовать от их руководителей отстранения таких сотрудников от дальней-шего ведения оперативных разработок.
Оперативные работники должны исходить из того, что надзирающим прокурорам пред-писывается главное внимание обращать исключительно на следующие вопросы:
законность принимаемых решений о производстве или прекращении опе¬ративной провер-ки и использовании результатов оперативно-розыскной де¬ятельности;
соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам опе¬ративно-розыскной деятельности, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окру-жающей среде;
наличие предусмотренных законодательством полномочий у лиц, осуще¬ствляющих опе-ративно-розыскную деятельность, и оснований для проведе¬ния оперативно-розыскных меро-приятий, в том числе тех, на проведение которых получено разрешение суда;
соблюдение установленных законодательством условий и порядка прове¬дения оператив-но-розыскных мероприятий, а также привлечения граждан к их осуществлению на конфиден-циальной основе или на основе доверительных отношений.
Исследование иных вопросов, связанных с проверкой правомерности осу¬ществления опе-ративно-розыскной деятельности в компетенцию прокура¬туры не входит.
Следует, конечно, сказать, что при проверке выполнения розыскных действий по поруче-нию или указанию следователя, данному в порядке ст. 127 УПК РСФСР (Полномочия следова-теля), надзирающий прокурор не должен ограничиваться изучением обоснованности их прове-дения.
Прокуроры, которые осуществляют непосредственный надзор за рас¬следованием у голов-ного дела, каждый раз должны рассматривать необхо¬димость проведения дополнительных опе-ративных мероприятий, направ¬ленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц, вместе со следователем определять степень и пределы использования ре¬зультатов оперативно-розыскной деятельности.
В рамках надзора за законностью осуществления оперативно-розыск¬ных мероприятий на надзирающего прокурора возлагается обязанность проводить всестороннюю проверку жалоб и заявлений на действия орга¬нов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Сред-ствами прокурорского надзора пресекать нарушение прав и законных интересов •граждан, ор-ганизаций и учреждений. Принимать меры к привлечению виновных к ответственности и взы-сканию причиненного вреда.
В случаях рассмотрения таких жалоб в судебных заседаниях прокурор имеет право участ-вовать в них при условии, что этого требуют интересы защиты прав и свобод личности, безо-пасности общества, государства и необходимость его участия признана судом.
Контрольно-надзорная деятельность государственных органов явля¬ется одним из спосо-бов обеспечения законности. В случае же ее наруше¬ния статья 22 Закона определяет, что руко-водители органов, осуществля¬ющих оперативно-розыскную деятельность, несут персональную ответ¬ственность за законность при организации и проведении оперативно-розыскных меро-приятий.
Наиболее типичной формой контроля в МВД-УВД является внутри¬ведомственный. Одна-ко до настоящего времени функция контроля осу¬ществляется односторонне и, как правило, сводится к обнаружению ка¬ких-либо недостатков в оперативно-служебной деятельности, их устра¬нению. Но этого явно недостаточно как в целом при контроле за всей деятельностью органов внутренних дел, так и при осуществлении ими оперативно-розыскной деятельности. Необходимость расширения фун¬кции внутриведомственного контроля вытекает из многих факторов.
Во-первых, это вызвано тем, что за последнее время произошло резкое обновление лично-го состава органов внутренних дел, что значительно ска¬залось на конечных результатах работы оперативных аппаратов. Поэтому, осуществляя контроль за деятельностью этой категории со-трудников, прежде всего их надо научить - как делать, а не только спрашивать с них за допу-щенные ошибки. Во-вторых, у многих молодых оперативных со¬трудников нет необходимых практических, организационных и тактичес¬ких навыков для проведения этой сложной и кро-потливой работы.
При контроле за деятельностью сотрудников оперативных аппаратов по осуществле-нию ими оперативно-розыскной деятельности первостепенное внимание должно уделяться:
обоснованности и своевременности постановки лица на оперативно-ро¬зыскной учет;
правильности выбора и соразмерности мер оперативного воздействия антиобществен-ным установкам проверяемого;
правильному подбору конфиденциальных сотрудников, имеющих по своим деловым и мо-ральным качествам возможность активно содействовать орга¬нам внутренних дел в борьбе с преступностью;
своевременности устранения причин, порождающих преступления, и ус¬ловий, способст-вующих их совершению.
Осуществляя контроль за деятельностью подчиненных органов и со¬трудников, выше-стоящие подразделения должны психологически гото¬вить их к осуществлению планомерной работы по борьбе с преступнос¬тью с помощью оперативных возможностей. Необходимость, важность этой работы должна быть ими осознана в полной мере.
Таким образом, совершенствование внутриведомственного контроля будет способство-вать успешному выполнению задач, возложенных на орга¬ны, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, совершен¬ствованию форм их деятельности в борьбе с преступностью и обеспече¬нию строгого соблюдения законности.
«Надзор за исполнением законов Российской Федерации органами, осуществля¬ющими оперативно-розыскную деятельность, осуществляют Генеральный проку¬рор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.
По запросу уполномоченного прокурора в связи с поступившими в проку¬ратуру мате-риалами, информацией и обращениями граждан о нарушении законов при проведении опе-ративно-розыскных мероприятий, а также при проверке установленного порядка проведе-ния оперативно-розыскных мероп¬риятий и законности принимаемых при этом решений руководители органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, представ-ляют ука¬занному прокурору оперативно-служебные документы, послужившие осно¬ванием для проведения этих мероприятий.
Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, и о штатных не-гласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывав¬ших содействие этим органам на конфиденци-альной основе, представля¬ются прокурору только с письменного согласия указанных лиц, за исключе¬нием случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят.
Руководители органов прокуратуры создают условия, обеспечивающие защиту сведе-ний, содержащихся в представляемых прокурору оперативно-служебных документах».
(Статья 21 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»)
Необходимость в такого рода деятельности со стороны прокуратуры сомнений вызывать не может. Однако во избежание конфликтов, как пра¬вового, так и личного характера, между оперативными работниками и над¬зирающим прокурором она должна основываться на принци-пах конст¬руктивного взаимодействия, разумности, доброжелательности.
Обязанность по осуществлению прокурорского надзора за исполнением за¬конов органа-ми, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность воз¬ложена, на прокуратуру также Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Феде¬рации» от 17 ноября 1995г., в котором (ч. 2 ст. 1) подчеркива-ется: в целях обеспе¬чения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов обще¬ства и госу-дарства прокуратура Российской Федерации, наряду с другими функциями осуществляет над-зор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предва¬рительное следствие (п. 3 ч. 2 ст. 1), а также координацию деятельности правоох¬ранительных органов по борьбе с преступностью (п. 6 ч. 2 ст. 1).
Эффективность прокурорского надзора определяется правильной его орга¬низацией. Необходимо, чтобы надзирающие прокуроры, не заходя за рамки правовой дозволенности, способствовали действенному выполнению задач оперативно-розыскной деятельности по выявлению, пресечению и раскры¬тию преступлений, изобличению виновных, розыску лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших граждан, своевремен-ному пресечению нарушений закона и конституционных гарантий личности. За¬кон «О прокуратуре Российской Федерации» четко определил в ст. 29 пред¬мет надзора, к которо-му отнесено:
соблюдение прав и свобод человека и гражданина; установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершен¬ных и готовящихся преступлениях;
выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведение расследо¬вания;
законность решений, принимаемых органами, осуществляющими опера¬тивно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществле¬ния оператив-но-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят.
Цели прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью являются исчерпы-вающими и расширительному толкованию не подлежат. Это объясняется главным образом тем обстоятельством, что оперативно-ро¬зыскная деятельность основывается на принципах конспи-рации, сочетании гласных и негласных начал, а организация и тактика проведения оператив-ных мероприятий составляют государственную тайну. Вот почему следую¬щим главным условием организации прокурорского надзора является опре¬деление круга лиц, на которых персонально возлагается надзор за исполне¬нием закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Перечень таких лиц, а также работников, на которых в управлениях и отделах городских, районных, транспортных, военных и специализиро¬ванных прокуратур возложено ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, утверждается приказом. В установ¬ленном порядке работникам оформляется допуск к материалам, состав¬ляющим государственную тайну, они предупреждаются об уголовной от¬ветственности за разглашение их содержания или утрату. При утечке ин¬формации проводится служебное расследование.
Копия приказа с перечнем лиц, на которых возложен надзор и ведение делопроизводства, или выписка из него направляется для сведения руко¬водителям республиканских министерств, краевых, областных управле¬ний внутренних дел, других органов, осуществляющих оперативно-розыс¬кную деятельность в обязательном порядке (Указание Генерального про-курора Российской Федерации от 29 июля 1996 г. № 44/15 и министра внутренних дел Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 1/12812 «О порядке представления органами внутренних дел материалов для осуще¬ствления прокурорского надзора за исполнением закона «Об оператив¬но-розыскной деятельности»).
Отсутствие копии приказа или выписки из него может служить фор¬мальным отказом в предоставлении тех или иных материалов, получен¬ных при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Прокуроры, на которых имеются соответствующие документы (о них ска¬зано выше), проверяют установленный порядок проведения оперативно-розыск¬ных мероприятий и закон-ности принимаемых при этом решений. Причем целе¬сообразность, количество и периодич-ность таких проверок никакими норматив¬ными и законодательными актами не оговаривает-ся.
В приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 6 августа 1996 г. № 48 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной дея-тельности» говорится, что такие проверки осу¬ществляются:
а) по мере необходимости по материалам в связи с отсутствием положи¬тельных ре-зультатов при розыске обвиняемых или подозреваемых по уголов¬ным делам, лиц, совершивших преступления; без вести пропавших;
б) по информации о ненадлежащем реагировании — на поручения следова¬теля, органа дознания и суда по уголовным делам, находящимся в их произ¬водстве, на указания прокурора;
в) в других случаях с учетом состояния законности в этой сфере деятель¬ности.
Иными словами, прокурорский надзор за законностью при осуществле¬нии оперативно-розыскной деятельности может осуществляться при нали¬чии обоснованных жалоб со стороны лиц, в отношении которых проводи¬лись оперативно-розыскные мероприятия , и при осложне-нии оперативной обстановки на обслуживаемом участке. Количество же проверок зависит от цели осуществления мер прокурорского надзора и уровня проверяющих.
Следует подчеркнуть, что проверяющим прокурорам дано право «требо¬вать у руководи-телей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, подлинные оперативно-служебные документы, послужившие основанием для заведения дел оперативного учета, а так-же проведения опе¬ративно-розыскных мероприятий и их учета» (п. 4 приказа Генерального про¬курора Российской Федерации от 6 августа 1996 г. №48 «Об организации над¬зора за испол-нением Федерального закона «Об оперативно-розыскной дея¬тельности»), на руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность возложена обязанность по их предос¬тавлению (Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 29 июля 1996 г. № 44/15 и министра внутренних дел Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 1/12812 «О порядке представления органами внутренних дел материалов для осуществления прокурорско-го надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» п. 1).
В противном случае отказ в предоставлении необходимых документов может рассматри-ваться как невыполнение требований прокурора или вос¬препятствование его законной деятельности, а виновные в этом должност¬ные лица могут привлекаться к установлен ной законом ответственности.
При проведении проверок в связи с нарушением прав и свобод граждан, включая консти-туционные, уполномоченные прокуроры могут использовать только следующие методы про-курорского надзора:
знакомиться с документами, содержащими сведения обоснованиях и по¬рядке осуществ-ления оперативно-розыскных мероприятиях и принятых по их результатам, решениях;
давать письменные указания о проведении по уголовным делам дополни¬тельных опера-тивно-розыскных мероприятии либо требовать их прекраще¬ния;
требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляю¬щих или осущест-влявших конкретные оперативно-розыскные мероприятия и допустивших при этом нарушение закона;
опротестовывать противоречащие закону приказы и указания руководите¬лей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
вносить представления по поводу выявленных нарушений закона должност¬ными лицами этих органов и требовать от их руководителей отстранения таких сотрудников от дальней-шего ведения оперативных разработок.
Оперативные работники должны исходить из того, что надзирающим прокурорам пред-писывается главное внимание обращать исключительно на следующие вопросы:
законность принимаемых решений о производстве или прекращении опе¬ративной провер-ки и использовании результатов оперативно-розыскной де¬ятельности;
соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам опе¬ративно-розыскной деятельности, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окру-жающей среде;
наличие предусмотренных законодательством полномочий у лиц, осуще¬ствляющих опе-ративно-розыскную деятельность, и оснований для проведе¬ния оперативно-розыскных меро-приятий, в том числе тех, на проведение которых получено разрешение суда;
соблюдение установленных законодательством условий и порядка прове¬дения оператив-но-розыскных мероприятий, а также привлечения граждан к их осуществлению на конфиден-циальной основе или на основе доверительных отношений.
Исследование иных вопросов, связанных с проверкой правомерности осу¬ществления опе-ративно-розыскной деятельности в компетенцию прокура¬туры не входит.
Следует, конечно, сказать, что при проверке выполнения розыскных действий по поруче-нию или указанию следователя, данному в порядке ст. 127 УПК РСФСР (Полномочия следова-теля), надзирающий прокурор не должен ограничиваться изучением обоснованности их прове-дения.
Прокуроры, которые осуществляют непосредственный надзор за рас¬следованием у голов-ного дела, каждый раз должны рассматривать необхо¬димость проведения дополнительных опе-ративных мероприятий, направ¬ленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц, вместе со следователем определять степень и пределы использования ре¬зультатов оперативно-розыскной деятельности.
В рамках надзора за законностью осуществления оперативно-розыск¬ных мероприятий на надзирающего прокурора возлагается обязанность проводить всестороннюю проверку жалоб и заявлений на действия орга¬нов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Сред-ствами прокурорского надзора пресекать нарушение прав и законных интересов •граждан, ор-ганизаций и учреждений. Принимать меры к привлечению виновных к ответственности и взы-сканию причиненного вреда.
В случаях рассмотрения таких жалоб в судебных заседаниях прокурор имеет право участ-вовать в них при условии, что этого требуют интересы защиты прав и свобод личности, безо-пасности общества, государства и необходимость его участия признана судом.
Контрольно-надзорная деятельность государственных органов явля¬ется одним из спосо-бов обеспечения законности. В случае же ее наруше¬ния статья 22 Закона определяет, что руко-водители органов, осуществля¬ющих оперативно-розыскную деятельность, несут персональную ответ¬ственность за законность при организации и проведении оперативно-розыскных меро-приятий.
Наиболее типичной формой контроля в МВД-УВД является внутри¬ведомственный. Одна-ко до настоящего времени функция контроля осу¬ществляется односторонне и, как правило, сводится к обнаружению ка¬ких-либо недостатков в оперативно-служебной деятельности, их устра¬нению. Но этого явно недостаточно как в целом при контроле за всей деятельностью органов внутренних дел, так и при осуществлении ими оперативно-розыскной деятельности. Необходимость расширения фун¬кции внутриведомственного контроля вытекает из многих факторов.
Во-первых, это вызвано тем, что за последнее время произошло резкое обновление лично-го состава органов внутренних дел, что значительно ска¬залось на конечных результатах работы оперативных аппаратов. Поэтому, осуществляя контроль за деятельностью этой категории со-трудников, прежде всего их надо научить - как делать, а не только спрашивать с них за допу-щенные ошибки. Во-вторых, у многих молодых оперативных со¬трудников нет необходимых практических, организационных и тактичес¬ких навыков для проведения этой сложной и кро-потливой работы.
При контроле за деятельностью сотрудников оперативных аппаратов по осуществле-нию ими оперативно-розыскной деятельности первостепенное внимание должно уделяться:
обоснованности и своевременности постановки лица на оперативно-ро¬зыскной учет;
правильности выбора и соразмерности мер оперативного воздействия антиобществен-ным установкам проверяемого;
правильному подбору конфиденциальных сотрудников, имеющих по своим деловым и мо-ральным качествам возможность активно содействовать орга¬нам внутренних дел в борьбе с преступностью;
своевременности устранения причин, порождающих преступления, и ус¬ловий, способст-вующих их совершению.
Осуществляя контроль за деятельностью подчиненных органов и со¬трудников, выше-стоящие подразделения должны психологически гото¬вить их к осуществлению планомерной работы по борьбе с преступнос¬тью с помощью оперативных возможностей. Необходимость, важность этой работы должна быть ими осознана в полной мере.
Таким образом, совершенствование внутриведомственного контроля будет способство-вать успешному выполнению задач, возложенных на орга¬ны, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, совершен¬ствованию форм их деятельности в борьбе с преступностью и обеспече¬нию строгого соблюдения законности.
Коментариев: 0 | Просмотров: 169 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
- Учет работы прокуроров
- Компетенция прокурора
- Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскну ...
- Задачи органов дознания
- Особенности делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельност ...
-
Напечатать Комментарии (0)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
ДРУЗЬЯ САЙТА:
Библиотека документов юриста
СЧЕТЧИКИ: