Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Уголовно-процессуальные документы, образцы протоколов, образцы постановлений, бланки документов, юридическая литература. » Правоохранительные органы » Самостоятельность судов, независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей, подчинение их только закону
Самостоятельность судов, независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей, подчинение их только закону
 (голосов: 0)
  Правоохранительные органы | Автор: admin | 12-05-2010, 21:06
Согласно требованиям ст. 120 Конституции РФ судьи незави-
симы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному зако-
ну. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта госу-
дарственного или иного органа закону, принимает решение в соот-
ветствии с законом. Суды осуществляют судебную власть самостоя-
тельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только
Конституции РФ и закону (п. 1 ст. 5 Федерального конституционно-
го закона “О судебной системе Российской Федерации”). Необходи-
мо строго соблюдать требования установленного Конституцией и
законами РФ демократического принципа правосудия — самостоя-

Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам.— 
1997. С.283.  
 
тельности судов, независимости судей (присяжных и арбитражных
заседателей) и подчинения их только закону. Несоблюдение этого
принципа является существенным нарушением процессуального за-
кона, влекущим отмену судебного решения51.  
Установленный Конституцией РФ принцип самостоятельности
судов, независимости судей (присяжных и арбитражных заседате-
лей) и подчинение их только закону обязывает суды пресекать лю-
бые попытки вмешательства в разрешение конкретных дел. Судам
надлежит ставить перед соответствующими органами вопрос о при-
влечении к ответственности таких должностных лиц52.  
Несмотря на то, что присяжные и арбитражные заседатели
разрешают дела в условиях, исключающих постороннее воздействие
на них, в целях формирования у арбитражных заседателей юридиче-
ского правосознания, повышения их активности в рассмотрении су-
дебных дел и ответственности за выполнение своего гражданского
долга перед первым вступление в процесс присяжным и арбитраж-
ным заседателям необходимо разъяснить цели и задачи правосудия, 
его демократические принципы, специфику исполнения заседателя-
ми своих обязанностей, требования, предъявляемых к судьям. Иначе
затруднительно обеспечить разрешение дела на основе закона.  
Независимость судей и подчинение их только закону — это не
лозунг, это положение, обеспеченное существованием определен-
ных, закрепленных в ст. ст. 9-16 Закона РФ «О статусе судей в Рос-
сийской Федерации» гарантий того, что этот процессуальный прин-
цип возможно реализовать. Таковыми являются следующие:  
— требования к судье, кандидату в судьи и порядок его назна-
чения;  
— присяга судей;  
— предусмотренная законом процедура осуществления право-
судия;  
— запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было
вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;  
— установленный порядок приостановления и прекращения
полномочий судьи;  
— право судьи на отставку;  
— неприкосновенность судьи;  

51 См.: О соблюдении законодательства, регламентирующего участие арбитражных за-
седателей в осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 
апреля 1987 г. № 1// Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Рос-
сийской Федерации) по уголовным делам. - 1997. С. 293.  
52 См.: О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия: Поста-
новление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 г. № 15// Сборник постановлений
Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам.- 
1997. С.282.  
 
— система органов судейского сообщества;  
— предоставление судье за счет государства материального и
социального обеспечения53, соответствующего его высокому стату-
су.  
— Обязанность органов внутренних дел принять необходимые
меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохран-
ности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соот-
ветствующее заявление.  
— Право судьи на хранение и ношение служебного огне-
стрельного оружия.  
Одной из основных гарантий обеспечения независимости су-
дей при осуществлении правосудия является закрепленный Консти-
туцией РФ принцип разделения властей, в соответствии с которым
судебная власть самостоятельна и действует независимо от законо-
дательной и исполнительной властей54.  
Требования к судье, кандидату в судьи и порядок назначения
кандидата на должность судьи следующие. Согласно ст. ст. 4 и 5 За-
кона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» судьей может
быть:  
а) гражданин РФ;  
б) достигший предусмотренного законом возраста;  
в) имеющий высшее юридическое образование;  
г) имеющий необходимый стаж работы по юридической про-
фессии;  
д) не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на
должность судьи;  
е) сдавший квалификационный экзамен и
ж) получивший рекомендацию квалификационной коллегии
судей.  
Так, судьей Конституционного Суда РФ может быть гражда-
нин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юриди-
ческой профессии не менее 15 лет; судьей Верховного Суда РФ, 
Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин, достиг-
ший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической про-
фессии не менее 10 лет; судьей верховного суда республики, крае-
вого, областного суда, суда города федерального значения, суда ав-


53 См. об этом подробнее раздел «12.4 Материальное и социальное обеспечение судей» 
настоящей работы.  
54 См.: О некоторых вопросах организации налоговыми органами проверок уплаты го-
сударственной пошлины в арбитражных судах: Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 
ноября 1997 г. № С5-7/ОУ- 805, Государственной налоговой службы РФ от 1 декабря 1997 г. №
ВК-6-08/835// Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету.- 
1998. № 1.  
 

тономной области, суда автономного округа, окружного (флотско-
го) военного суда, федерального арбитражного суда округа может
быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж рабо-
ты по юридической профессии не менее семи лет; судьей арбит-
ражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного
(уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, 
гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть
гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по
юридической профессии не менее пяти лет.  
По общему правилу полномочия судьи в РФ не ограничены
определенным сроком. Исключение из этого правила лишь мировые
судьи и впервые назначенные судьи судов первого звена судебной
системы. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность
законодательным (представительным) органом государственной
власти субъекта Российской Федерации либо избираются на долж-
ность населением соответствующего судебного участка сроком не
более чем на пять лет. Судьи федеральных судов, за исключением
судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего
Арбитражного Суда РФ впервые назначаются на должность сроком
на три года, по истечении которого они могут быть назначены без
ограничения срока их полномочий до достижения им предельного
возраста пребывания в должности судьи.  
Председатели судов общей юрисдикции и арбитражных судов
в случаях установления фактов нарушения принципа независимости
и неприкосновенности судей, угроз физического воздействия на них
и членов их семей, посягательства на их имущество должны принять
меры, предусмотренные Федеральным законом «О государственной
защите судей, должностных лиц правоохранительных и контроли-
рующих органов», незамедлительно информировать соответствую-
щие органы, а также Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный
Суд РФ об этих обстоятельствах.  
Никто не вправе вмешиваться в деятельность суда по осущест-
влению правосудия. Однако это правило не распространяется на
случаи осуществления некоторыми государственными органами
проверок тех видов осуществляемых судом видов деятельности, ко-
торые не затрагивают существа принимаемых арбитражными суда-
ми решений. К примеру, государственные налоговые инспекции мо-
гут проверять правильность исчисления судами размера государст-
венной пошлины и полноты поступления ее в бюджет в целях пре-
дупреждения ошибок по указанным вопросам55.  

55 См.: О некоторых вопросах организации налоговыми органами проверок уплаты го-
сударственной пошлины в арбитражных судах: Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 
 
Законом строго определен перечень оснований приостановле-
ния и прекращения полномочий судьи.  
Полномочия судьи приостанавливаются решением квалифи-
кационной коллегии судей при наличии одного из следующих осно-
ваний:  
1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, 
вступившим в законную силу;  
2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо
привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному
делу;  
3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве канди-
дата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ
или органа законодательной (представительной) власти субъекта
РФ;  
4) избрание судьи в состав органа законодательной (предста-
вительной) власти РФ или органа законодательной (представитель-
ной) власти субъекта РФ.  
Полномочия судьи прекращаются по следующим основани-
ям:  
1) письменное заявление судьи об отставке;  
2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважи-
тельным причинам осуществлять полномочия судьи;  
3) письменное заявление судьи о прекращении его полномо-
чий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;  
4) истечение срока полномочий судьи, если они были ограни-
чены определенным сроком;  
5) увольнение судьи военного суда с военной службы по дос-
тижении предельного возраста пребывания на военной службе;  
6) прекращение гражданства РФ;  
7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью су-
дьи;  
8) вступление в законную силу обвинительного приговора су-
да в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему
принудительных мер медицинского характера;  
9) вступление в законную силу решения суда об ограничении
дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;  
10) смерть судьи или вступление в законную силу решения су-
да об объявлении его умершим;  

ноября 1997 г. № С5-7/ОУ- 805, Государственной налоговой службы РФ от 1 декабря 1997 г. №
ВК-6-08/835// Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету.- 
1998. № 1.  
 

11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднени-
ем или реорганизацией суда;  
12) достижение предельного возраста пребывания в должно-
сти судьи.  
Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включа-
ет в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность зани-
маемых им жилых и служебных помещений, используемых им лич-
ных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему доку-
ментов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной коррес-
понденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, дру-
гих электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей со-
общений).  
Неприкосновенность судьи гарантируется следующими право-
выми положениями.  
1. Судья, в том числе по истечении срока его полномочий, не
может быть привлечен к какой-либо ответственности за выражен-
ное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом
решение, если только вступившим в законную силу приговором су-
да не будет установлена виновность судьи в преступном злоупот-
реблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, ре-
шения или иного судебного акта.  
2. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в от-
ношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по
другому уголовному делу принимается:  
— в отношении судьи Конституционного Суда РФ — Гене-
ральным прокурором РФ на основании заключения судебной кол-
легии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в дейст-
виях судьи признаков преступления и с согласия Конституционного
Суда РФ;  
— в отношении судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбит-
ражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или обла-
стного суда, суда города федерального значения, суда автономной
области и суда автономного округа, федерального арбитражного
суда, окружного (флотского) военного суда — Генеральным проку-
рором РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех
судей Верховного Суда РФ, о наличии в действиях судьи признаков
преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии
судей РФ;  
— в отношении иных судей — Генеральным прокурором РФ
на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей вер-
ховного суда республики, краевого или областного суда, суда горо-
да федерального значения, суда автономной области и суда авто-
номного округа, военного суда соответствующего уровня, о нали-
чии в действиях судьи признаков преступления и с согласия соот-
ветствующей квалификационной коллегии судей. 
3. Решение по вопросу о привлечении судьи к администра-
тивной ответственности принимается:  
— в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верхов-
ного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда
республики, краевого, областного суда, суда города федерального
значения, суда автономной области, суда автономного округа, ок-
ружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного
суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда
РФ по представлению Генерального прокурора РФ;  
— в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в
составе трех судей соответственно верховного суда республики, 
краевого, областного суда, суда города федерального значения, су-
да автономной области, суда автономного округа по представлению
Генерального прокурора РФ.  
4. Судья, задержанный по подозрению в совершении престу-
пления или по иному основанию либо принудительно доставлен-
ный в любой государственный орган, если личность этого судьи не
могла быть известна в момент задержания, после установления его
личности подлежит немедленному освобождению. 
Личный досмотр судьи не допускается, за исключением слу-
чаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения
безопасности других людей.  
5. Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры
пресечения заключения под стражу принимается:  
— в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верхов-
ного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда
республики, краевого, областного суда, суда города федерального
значения, суда автономной области, суда автономного округа, ок-
ружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного
суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда
РФ по ходатайству Генерального прокурора РФ;  
— в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в со-
ставе трех судей соответственно верховного суда республики, крае-
вого, областного суда, суда города федерального значения, суда ав-
тономной области, суда автономного округа по ходатайству Гене-
рального прокурора РФ.  
Судебное решение об избрании в отношении судьи Консти-
туционного Суда РФ, судей иных судов в качестве меры пресечения
заключения под стражу исполняется с согласия соответственно
Конституционного Суда РФ или квалификационной коллегии су-
дей.  
6. Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, за-
явленному до начала судебного разбирательства, рассматривается
Верховным Судом РФ.  
Существуют и иные гарантии независимости (неприкосновен-
ности) судей и подчинения их только закону. Правила, касающиеся
неприкосновенности судьи, в полной мере касаются и присяжных
(арбитражных) заседателей, исполняющих обязанности в суде.  


Коментариев: 0 | Просмотров: 70 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
Добавление комментария
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]
{bbcode}
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]{wysiwyg}



ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: