НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Вообще же исковые требования, передаваемые на разрешение арбитражным судам, имеют иногда причудливую природу.
Например, в августе 1996 г. в арбитражный суд Тюменской области обратилась одна из структур администрации Тюменской области с иском о признании недействительным собственного приказа, изданного в декабре 1994 г.
Реалии жизни значительно шире любых теоретических конструкций.
И справедливости ради следует все-таки отметить, что действующий ныне АПК РФ, при всей его "продвинутости" по сравнению с АПК РФ 1995 г., тем более по сравнению с АПК РФ 1992 г., органичнее регламентирует процесс разрешения экономического спора именно имущественного типа - по сравнению с иными, названными здесь.
В целом до недавних пор этот - нынешний - механизм был достаточно эффективным и в основном, несмотря на отдельные сбои, справлялся с поставленной задачей - осуществлением экономического правосудия в полном объеме. Особых нареканий не было даже в части скорости прохождения дел в арбитражных судах: во-первых, без необходимости прохождения претензионной как обязательной (эта стадия как обязательная сохранилась лишь для споров с участием органов транспорта, связи) стадии до предъявления иска в арбитражный суд появилась возможность обращения в суд сразу по выявлении нарушения; во-вторых, сроки рассмотрения дел в наших судах выгодно отличаются от сроков рассмотрения дел в судах государств Западной Европы, что общеизвестно; а в-третьих, наш организационно-правовой механизм в части сроков - в отдельных моментах - стремительно адаптируется к насущным требованиям времени: ходатайства об обеспечении иска теперь рассматриваются не позднее следующего дня (!) после обращения с этим ходатайством в суд, а в отдельных случаях - и до предъявления самого иска.
Однако эти же реалии жизни, должным образом обобщенные и проанализированные, позволяют назвать и некоторые качественно новые способы нарушения прав и (или) законных интересов хозяйствующих субъектов, к защите которых не только АПК РФ 2002 г., но и весь в совокупности ныне действующий организационно-правовой механизм российского экономического правосудия либо приспосабливаться может лишь в малой мере, либо не готов проявить свою суть вообще. Речь в первом варианте идет о фиктивных банкротствах; манипуляциях с реестром акционеров вплоть до подделки записей в них; незаконных скупках акций руководителями предприятий (прямо или через подставных лиц) с последующей их перепродажей третьим лицам; силовом штурме предприятий с помощью десятков и сотен специально подготовленных людей и, естественно, с жертвами и разрушениями; превышении полномочий судебными приставами и других "серых" технологиях захвата, передела, перераспределения и т.п. собственности, и это в немалой степени возможно из-за несовершенства (наличия лазеек) действующего законодательства .
--------------------------------
См.: Известия. 2004. 12 мая; Независимая газета. 2004. 20 мая; Труд. 2004. 14 июля; Новая газета. 2004. 8 - 11 июля; Российские вести. 2004. 25 авг.; РГ. 2004. 22 янв., 2 сент.
Вообще же размах недружественных поглощений только в Москве чрезвычайно велик. О чем речь? Речь идет о стремительно набирающем обороты в самые последние годы переделе собственности неправедным путем, путем силового захвата, именуемым уклончиво и весьма толерантно "недружественным поглощением собственности".
Как отмечает В. Гурвич, за последнее время только в Москве было совершено более 300 попыток захвата и недружественных поглощений различных предприятий; практически в столице ежедневно происходит хотя бы одна подобная акция, а по стране таких случаев на порядок больше: в 2002 г. в России произошло 1870 поглощений, из них 76 процентов недружественных, в 2003 г. объем сделок по поглощению вырос на 45 процентов и достиг суммы в 12,9 млрд. долл. .
--------------------------------
См.: Политический журнал. 2004. 8 дек. С. 35.
В самих операциях (речь уже идет о целой индустрии) по недружественному поглощению собственности, т.е. в продуманных и осуществляемых в едином комплексе для каждой операции организационных и иных мероприятиях, обычно задействованы, прямо, косвенно, опосредовано, "втемную" или иначе, целый ряд лиц, в том числе должностных, различные предпринимательские структуры, контролирующие, правоохранительные и судебные органы и, не в последнюю очередь, криминалитет, и нередко эта скоординированная деятельность в рамках одной операции осуществляется на обширном географическом пространстве - от Владивостока до Калининграда.
Во втором же варианте речь идет о случаях прямого использования ресурса правоохранительных и судебных органов, когда, например, в рамках производства по уголовному делу (а то и на стадии дознания, даже подчас в рамках оперативной проверки поступившего сигнала) при проведении обыска в помещении предприятия изымаются, без должной "раскассировки" и детального протоколирования, материалы, документы, компьютеры с содержащейся в них, в том числе на жестких дисках, информацией, векселя и т.д., куда входят даже письменные и вещественные доказательства по находящимся в производстве арбитражным делам, судьбоносным для данного предприятия, в том числе те доказательства, которые арбитражный суд обязал предприятие представить в заседание к определенной - ближайшей - дате. Подобные коллизии, вне зависимости от преднамеренности действий сотрудников правоохранительных и (или) судебных органов или случайного совпадения, явно обусловлены несостыковкой механизмов экономического и уголовного правосудия.
Председатель ВАС РФ В.Ф. Яковлев отмечал факт участившихся случаев, когда "недобросовестная сторона выигрывает гражданское дело против добросовестной стороны, то есть суду приходится соучаствовать в криминальных или полукриминальных схемах - например, в преднамеренном банкротстве, в так называемом недружественном поглощении акционерных обществ" .
--------------------------------
Коммерсант. 2004. 29 июня.
Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин полагает, что суды оказались весьма уязвимы для коррупционной атаки со стороны бизнеса, и считает, что "взяточничество в судах породило один из самых мощных коррупционных рынков в России, оно встроено в различные коррупционные сети, действующие на разных уровнях власти, включая технологии по развалу уголовных дел и по перехвату чужого бизнеса" .
--------------------------------
РГ. 2004. 19 мая.
Многочисленные примеры, в том числе и приводимые в СМИ, позволяют говорить о сложившейся и набирающей обороты целой индустрии захвата собственности с использованием общесудебных и арбитражно-судебных технологий и, соответственно, индустрии обороны от таких захватов . Тенденции здесь самые неблагоприятные и статусу правового государства крайним образом не соответствуют: то московские заводы для защиты от "захватов" строят оборонительные сооружения ; то во Владивостоке морская пехота штурмом - в рамках "конфликта хозяйствующих субъектов" - взяла водную станцию (она же - элитный яхт-клуб), обнесла ее колючей проволокой, выставила у ворот бронетранспортеры и часовых с полным боевым снаряжением ; то во время стычки двух охранных фирм при "захвате" в центре Москвы обувного магазина во время перестрелки ранят охранника одной из фирм ; то в гастроном "Новоарбатский" (г. Москва) "ранним октябрьским утром 2004 г. явились более сотни неизвестных, вооруженных обрезками арматуры, бейсбольными битами и т.п., избили и выбросили на улицу охранников, несколько часов держали в заложниках посетителей магазина и продавцов, довершив "операцию" погромом торговых павильонов, а представителей ОВД "Арбат", начавших уголовное дело по статье "Самоуправство", у гастронома встретили холодным душем из брандспойтов и дымными шашками и пропустили (? - М.К.) лишь после вмешательства ОМОН " и т.д. И ведь все это часто рассматривается как экономические споры хозяйствующих субъектов с крайне своеобразными способами их разрешения.
--------------------------------
См.: РГ. 2004. 24 мая.
См.: Известия. 2004. 28 июня.
См.: Известия. 2004. 7 июля.
См.: РГ. 2004. 14 июля.
См.: РГ. 2004. 17 нояб.
Ситуация же, когда суды общей юрисдикции, в том числе мировые судьи, занимаются осуществлением именно экономического правосудия, что не входит в их компетенцию, и не важно, делают они это случайно, по незнанию, или преднамеренно (в СМИ это именуется теневой юстицией , что представляется неверным), объяснима несостыковкой механизмов экономического и общегражданского правосудия. Эти и иные ситуации несостыковок механизмов правосудия разного вида в принципе невозможно "развести" простым уточнением процессуальной составляющей механизмов, тем более уточнением судебной практики в форме совместных постановлений Пленумов ВАС и ВС РФ. Нужен принципиальный "развод" по всем трем составляющим данных механизмов.
--------------------------------
См.: РГ. 2003. 17 дек.
Но для начала в рамках проводимого научного исследования достаточно осознать наличие острой проблемы несостыковок организационно-правовых механизмов экономического и иных видов правосудия сегодня, и неготовность механизма именно экономического правосудия в целом, и его отдельных звеньев в особенности, быстро, гарантированно и эффективно обеспечить защиту нарушенных прав хозяйствующих субъектов - в описанных выше и ряде иных ситуаций. Предоставление в 2002 г. арбитражным судам права предельно оперативно, даже без получения искового заявления, определением обеспечивать будущий иск - шаг в верном направлении, но в силу разных причин эти возможности арбитражные суды используют исключительно редко, и уж конечно не в случаях, связанных с заведомо неправомерной деятельностью правоохранительных органов.
В периодической печати неоднократно писали о том, что российский рынок ожидает новая волна враждебных слияний и поглощений, только более изощренных по сути, что процесс недружественного поглощения становится все более доходным промыслом и у "профессионалов" недружественных поглощений есть четкие расценки по всем возможным процедурам захвата активов . Отмечалось также, что "корпоративный конфликт высвечивает такие грани действующих норм закона, о которых подчас и не догадываешься. Это объясняется главным образом тем, что участники конфликта стремятся привлечь на свою сторону лучших адвокатов, которых острота ситуации заставляет проявлять чудеса изобретательности" . Созданное в Правительстве Москвы Управление по экономической безопасности составило список недружественных поглотителей собственности (рейдеров) , действующих по принципу: дай палец - откушу руку, а еще лучше - съем целиком. В России рейдеры появились в середине 90-х гг. XX в., когда приватизация уже состоялась и "лакомых кусочков" бывшей госсобственности уже не осталось. А так хотелось, и тогда на вооружение были взяты западные схемы, которые после "модернизации" были опробованы на практике, и выяснилось, что схемы не просто работают, а приносят сверхдоходы .
--------------------------------
См.: Ивлиев Д. Корпоративные захваты и поглощения // ЭЖ-Юрист. 2004. 18 мая; Чоракаев К. Лжедимитрий в арбитражном процессе // ЭЖ-Юрист. 2004. N 36.
Чернышов Г. Операция "захват" - уверенность в результате // ЭЖ-Юрист. 2004. N 33.
См.: Московские новости. 2004. 17 - 23 сент.
См.: Седов А. Их зовут рейдерами: О теории и практике "недружественных захватов" // Деловой вторник. 2004. 24 авг.
Те же реалии жизни вынуждают и побуждают обратить внимание на фактическое существование в сегодняшней российской экономике обширного теневого сектора и в определенной мере связанного с ним криминального механизма разрешения экономических споров.
Практически нет сомнений в том, что к организации каждого из этих, без преувеличения, многомерных (в любых исчислениях) криминальных мероприятий привлекаются недюжинные умы, не исключено - из научных правовых кругов. Иначе трудно объяснить тщательность, глубину и широкий охват операции применяемыми на практике схемами и комбинациями.
О чем речь? Только на основе анализа открытых источников, прежде всего СМИ (в авторском убеждении - тех из них, которые не относятся к "желтой" прессе), можно сделать вывод о том, что в проведении операций, сулящих многотысячепроцентные доходы, применяются различные формы воздействия:
а) уголовно-правовые: с помощью "оборотней в погонах" возбуждаются уголовные дела; арестовываются и "прессуются" соответствующие люди; изымаются необходимые документы, с которыми проводится соответствующая "работа"; арестовывается имущество, передаваемое на ответственное хранение "нужным" людям и т.д.; имела место и попытка срыва - прямо в зале заседания - арбитражного процесса под предлогом осуществления неких оперативно-следственных мероприятий в отношении участников процесса . Адвокат О. Михалкина, например, описывала случай: в Краснодарском крае группа мошенников задалась целью захватить мощный завод. Люди, скупившие 10 процентов акций, созвали внеочередное собрание, о чем уведомили гендиректора, а когда он прибыл на место, к нему подошли сотрудники милиции и сказали: "Просим вас проследовать с нами для опознания вашей личности, вы очень похожи на человека, объявленного в розыск". В милиции его продержали всего два часа, но этого времени вполне хватило, чтобы назначить нового директора ;
--------------------------------
См.: Труд. 2002. 18 сент.; РГ. 2004. 17 сент.
См.: Юридический мир. 2004. N 5. С. 45 - 46.
б) административно-милицейские: в органы МВД официально поступают в большом количестве различного рода сигналы, заявления, обращения и т.п. о готовящихся на предприятии преступлении, хранении оружия, взрывчатки, наркотиков, изготовлении контрафактной продукции, "паленой" водки и пр., практически весь транспорт предприятия и личный транспорт "необходимых" руководителей предприятия в результате "пристальной" проверки сотрудниками ГАИ-ГИБДД, а иногда таможенных органов помещается на длительный срок на штрафные стоянки с целью дезорганизации нормальной работы предприятия и избирательного психологического давления;
в) налоговые: организация с помощью "своих" людей в налоговых органах либо в структурах, способных оказать нужное давление на налоговые органы, бесчисленных налоговых проверок с изъятием документов, подключением структур федерального казначейства, экспертных учреждений и пр. и постоянными угрозами "выявления" и предъявления к оплате огромных налоговых задолженностей с гигантскими штрафами, таможенных выплат и пр. Авторы публикаций в СМИ, на основе анализа подобных действий, приходят к выводу: проверка хозяйствующего субъекта может быть проведена таким образом, что он просто не доживет до оглашения ее результатов ;
--------------------------------
См.: РГ. 2003. 21 янв.
г) информационные: организация в различных СМИ целенаправленных негативных публикаций с привлечением к этому как "телекиллеров", так и широких масс протестующей общественности с обвинениями в нарушениях предприятием экологических норм, норм трудового права, вплоть до обвинений в эксплуатации детского труда, сексуальных приставаниях и т.п.;
д) судебные: предъявление как в суды общей юрисдикции серии исков по недоначисленной зарплате, исков о возмещении причиненного вреда, в том числе морального, часто за прошлые годы, о взыскании недоперечисленных платежей в соответствующие социальные фонды и т.д., так и в арбитражные суды по всей России взаимосвязанных исков с ходатайствами о применении широчайшего спектра обеспечительных мер, парализующих нормальную жизнедеятельность предприятия (Иван Богданов цитирует Георгия Саттарова, президента фонда "ИНДЕМ": "Арбитражные суды стали частью таких технологий. Для отъема собственности выстраиваются цепочки из последовательных определений разных арбитражных судов, находящихся в разных концах страны. Схемы напоминают конструкцию из костяшек домино, которые валят друг друга. И наше правосудие не справляется с этими схемами" ), а также посредством бесконечной череды перерегистрации объектов недвижимости, ценных бумаг, техники и другого регистрируемого имущества и купли-продажи нерегистрируемого имущества на основе судебных актов, многие из которых потом отменяются, но свою разрушительную роль уже сыгравших; а также в международные суды - с целью "блокирования" нормального судопроизводства в судах отечественных.
--------------------------------
Известия. 2004. 20 авг.
И одновременно, также продуманно, приводятся в действие контрмеры, направленные на блокаду мер защитительного характера, применяемых хозяйствующими субъектами, в отношении которых проводится атака по "перехвату" их собственности: в органы прокуратуры поступают системно взаимосвязанные, идущие от различных источников сигналы, заявления и обращения с просьбами и требованиями не допустить "необоснованного" вмешательства правоохранительных, контролирующих, судебных и иных органов, а также других СМИ в "спор хозяйствующих субъектов"; в адрес Президента РФ, его Администрации, руководителей федеральных и региональных органов государственной власти, правоохранительных органов и пр. направляются соответствующие "открытые письма" от трудовых коллективов, от руководителей разного уровня, в том числе и в форме депутатских запросов, от мэров городов и глав муниципальных образований и т.д.; осуществляется и массированное контрнаступление в информационной сфере как через "дружественные" СМИ, так и посредством публикаций "на правах рекламы" в СМИ "нейтральных".
Если такое происходит в г. Москве, где сконцентрированы все руководящие органы правоохранительных, контролирующих и иных федерально развернутых систем, центральные СМИ, где создана межведомственная рабочая группа для координации работы и оперативного реагирования на каждый факт силового захвата предприятий и организаций, где в Правительстве Москвы действует Управление по экономической безопасности и т.д., то можно только представить, что сегодня происходит на периферии с непосредственно ведущими производственную деятельность хозяйствующими субъектами, где такого защитного блока нет.
Видимо, можно с печалью констатировать: ни нынешнее арбитражное судопроизводство, ни весь современный российский организационно-правовой механизм экономического правосудия с названными проявлениями вызова времени справиться без серьезной, по ряду направлений радикальной модернизации не в силах. А эта модернизация, в свою очередь, невозможна без очень серьезного научного обеспечения.
Еще в середине 70-х гг. прошлого века, почти 30 лет назад среди госарбитров низового звена системы Госарбитража СССР обсуждалась, правда, в кулуарах, так и не получившая какого-либо оформления мысль о привлечении к процедуре разрешения отдельных хозяйственных споров работников прокуратуры и (или) народного контроля. Причиной таких неформальных обсуждений служила изредка, при рассмотрении отдельных хозяйственных споров возникающая ситуация, когда непосредственно в процессе, а иногда и еще на стадии назначения дела к слушанию госарбитр обнаруживал со стороны отдельных должностных лиц признаки состава преступления либо хозяйственного правонарушения, подпадающего под юрисдикцию комитета народного контроля области или союзной республики без областного деления. Регулирующие тогда деятельность госарбитров правила разрешения хозяйственных споров госарбитражами не содержали регламента реагирования в данных обстоятельствах, а естественная реакция госарбитра направить в названные органы сообщение по завершению им процесса разрешения спора и вынесения решения изначально могла оказаться запоздалой и чреватой сокрытием следов преступления (правонарушения). Напротив, приглашение к неформальному (а еще лучше - к официальному) соучастию в арбитражном процессе соответствующих прокурора и (или) инспектора комитета народного контроля при подтверждении в процессе опасений госарбитра явно обеспечивало бы в тех условиях своевременную предметную правоприменительную реакцию со стороны этих приглашенных - со всеми вытекающими последствиями и без сколь-нибудь отрицательных последствий для нормального хода арбитражного процесса по данному делу и вынесения соответствующего обстоятельствам и материалам дела решения госарбитра.
По ряду причин эти разговоры госарбитров (и отдельные устные предложения прокуратуре и комитетам народного контроля) остались только разговорами, прежде всего в силу громоздкости механизма принятия решения даже о проведении регионального эксперимента, как и в силу косности мышления ряда руководящих работников, поскольку отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы проведению корректно выверенного локального эксперимента не препятствовало. Оглядываясь назад, можно также сделать вывод: кричащей необходимости в подобном реформировании арбитражного процесса тогда не было, хотя определенный эффект в борьбе с хозяйственными правонарушениями (в понимании их сути того исторического периода) был бы достигнут. И можно сделать другой вывод: в ряде названных выше случаев существовавший тогда организационно-правовой механизм разрешения хозяйственных споров буксовал и был заведомо неэффективен.
С тех пор положение дел в этом плане мало в чем изменилось. Создание развернутой четырехзвенной арбитражно-судебной системы страны, наличие четырехинстанционного арбитражного процесса, широкая компетенция арбитражных судей (намного более широкая, чем у госарбитров) и т.д. также оказались - в ряде описанных и иных случаев - бессильны перед вызовом времени, и точно так же арбитражное судопроизводство (больше того - все трехсегментное экономическое правосудие) требует, разумеется, не во всех содержательных аспектах, реформирования, причем в том числе, что характерно, как и 30 лет назад, путем привлечения к участию в арбитражном процессе иных сил, прежде всего правоохранительных органов.
Сегодня же арбитражные суды, сталкиваясь в ходе арбитражного заседания с фактами, которые можно расценить как правонарушение, подчас на грани (или за гранью) преступления, даже частного определения вынести не могут: этот институт, как известно, ликвидирован. Между тем еще недавно в циркулярном письме Председателя ВАС РФ В.Ф. Яковлева от 25 марта 1999 г. N С1-7-04-296 "О предупреждении правонарушений в сфере экономики" отмечалось, что в 1998 г. арбитражные суды страны вынесли 1480 частных определений (0,4 процента от общего числа рассмотренных дел), что свидетельствует "о наличии в судах больших резервов для активизации работы по реагированию на факты нарушения законов", и предлагалось их выявлять, обобщать и анализировать, информацию по наиболее актуальным вопросам направлять руководству регионов, а при установлении признаков состава преступления сообщать об этом соответствующим прокурорам.
К сожалению, данное указание арбитражными судами страны выполнялось крайне редко и неэффективно. Но сейчас и этого нет, и это неверный шаг.
К каким предварительным выводам можно прийти на основе анализа изложенных материалов? Главный: проблема не осознана. У общества, у правоохранительных и судебных органов, у законодателя, в предпринимательских кругах (за определенными исключениями) не созрело осознание чрезвычайной социальной и политической опасности подобных комплексных преступлений (или правонарушений); похоже, все подобные факты оцениваются пока как корпоративный конфликт хозяйствующих субъектов. Далее, фактически особую опасность здесь представляют не многоэпизодность каждой операции, не задействованность в ней большого числа исполнителей по единому плану и даже не включение в схему, подчас на ключевых ролях, высокопоставленных сотрудников правоохранительных, контролирующих и иных органов, а то, что операции основываются в значительной части на легальных правовых технологиях. И ликвидацией отдельных "белых пятен" в действующем законодательстве, как и "накачкой" тех или иных должностных лиц и целых подразделений государственных органов проблему не решить, хотя и эти меры необходимы. Комплексная проблема требует комплексного ее решения; поскольку корень проблемы - использование с криминальными целями легальных правовых технологий, то и решить проблему можно только комплексным применением встречных легальных правовых технологий.
В связи с этим следует сказать о подготовленном Минэкономразвития России пакете документов, вносящих изменение в процессуальное законодательство в сфере урегулирования корпоративных конфликтов. В частности, предполагается внесение изменений в АПК РФ, в Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", в Федеральные законы "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "Об акционерных обществах" и "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" .
--------------------------------
РГ. 2004. 15 дек.
Шаг в целом верный, однако проблему недружественных поглощений собственности он не решит, непреодолимым и быстрообразуемым барьером на пути силового захвата предприятий не станет, и - не исключено - способен породить новые проблемы. Например, такое уже произошло с передачей всех акционерных споров в ведение арбитражных судов. Как известно, далеко не все миноритарные акционеры сутяги либо наемники конкурентов тех предприятий, одной-двумя акциями которых и владеют эти акционеры. В масштабе страны - как раз наоборот, основная масса миноритарных акционеров - добропорядочные и добросовестные люди, получившие свои акции в ходе приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, в большинстве случаев тех именно предприятий, где они отработали долгие годы, нередко - всю жизнь. В огромном большинстве некрупных городов и иных населенных пунктах дело обстоит именно так.
И часто, иногда под влиянием даже субъективных факторов, недовольство данных акционеров вызывают действия генерального директора, совета директоров либо даже общего собрания акционеров в прошлом родного предприятия, которые проявляются в форме принятия решения о невыделении в отчетном году части доходов для выплаты дивидендов по акциям либо об их низкой ставке. Право на дивиденд, как известно, может быть корпоративным (членским) и кредиторским (обязательственным) и представляет собой установленную законом возможность владельца акции получить часть прибыли от деятельности акционерного общества. В некоторых нефтегазодобывающих компаниях севера Тюменской области, к примеру, иногда размер дивиденда, даже приходящийся на одну - единственную акцию, может составлять приличную сумму, особенно в сравнении с размером пенсии владельца этой акции. Таким образом, желание защитить свои права и законные интересы, вызванные действиями руководящих органов предприятия, у миноритарного акционера могут иметь естественное и даже благородное происхождение. А с учетом очень большого числа миноритарных акционеров (десятков миллионов) эта проблема способна стать политически значимой для России.
Представим себе средний город севера Тюменской области, где достаточно часто градообразующим предприятием является прибыльно действующая нефте(газо)добывающая структура, а множество миноритарных акционеров этого предприятия - жители этого города, уже не работающие на данном предприятии. Уже само принятие руководящими органами акционерного общества решения о проведении общего собрания акционеров с включением в повестку дня вопроса об отказе в выплате дивидендов, о низком их размере и т.п. может быть расценено этими миноритарными акционерами как нарушение их имущественных прав и законных интересов. Раньше они могли обращаться за защитой своих прав и интересов в суд по месту своего жительства - в районный (городской) суд системы судов общей юрисдикции. С передачей корпоративных дел в ведение арбитражных судов им приходится обращаться в арбитражные суды, а низовым звеном в этой системе является арбитражный суд субъекта Федерации, и это совсем другие трудности.
По проблеме недружественного поглощения собственности проводились и парламентские слушания с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей Правительства и судебных органов, руководителей крупных компаний, и там проблему усмотрели в "белых пятнах" на стыке действия целого ряда основных законодательных актов, большинство высказалось за разработку специальных нормативных актов, направленных на совершенствование корпоративного законодательства . Но очевидно, что ликвидацией "белых пятен" в корпоративном законодательстве нельзя искоренить ни "оборотней в погонах", ни их стремления участвовать в операциях по силовому захвату как части операции недружественного поглощения чужой собственности. Одними лишь мерами экономического правосудия - в экономическом смысле - невозможно оздоровить предприятие, в отношении которого арбитражным судом окончено производством дело о его несостоятельности (банкротстве). Следует согласиться с высказанным в юридической литературе утверждением, что финансовое оздоровление хозяйствующего субъекта (составляющее - по определению - часть экономического оздоровления) возможно лишь путем применения комплекса "форм, моделей и методов приведения финансовых обязательств и требований данного юридического лица в состояние, которое позволяет своевременно и в полном объеме исполнять денежные обязательства и платежи, обеспечивать надлежащий оборот потоков финансовых ресурсов, исключающий их дисбаланс и проявление признаков неплатежеспособности, ключом для достижения положительного результата финансового оздоровления - восстановления платежеспособности - является своевременное начало и системный характер соответствующих мероприятий" .
--------------------------------
См.: Парламентская газета. 2004. 18 нояб.
Гончаров А.И., Терентьев М.В. Досудебное восстановление платежеспособности хозяйствующего субъекта: Правовые и финансовые аспекты. С. 25 - 26.
Вполне вероятно, что роль совершенствования арбитражного процесса в решении обозначенной проблемы должна быть доминирующей, но все равно проблема в целом требует комплексного решения на основе федеральной целевой программы, к разработке которой в экстренном порядке должна быть привлечена юридическая наука. И уж конечно, за исключением тех ее представителей, которые сами участвуют в разработке операций по недружественному поглощению собственности.
Составной частью организационно-правового механизма экономического правосудия является альтернативное экономическое правосудие, защищающее российские хозяйствующие субъекты, - международное и зарубежное.
И здесь уместно указать на чуть ли не абсолютное (за редким исключением) отсутствие в российской правовой науке исследований о таком важном в условиях глобализма сегменте механизма экономического правосудия, как дипломатическое воздействие на арбитражно-судебные процедуры.
Все особенности поэтапного развития разных групп, категорий и видов экономических споров имеют общую процессуально-правовую основу своего урегулирования, а именно арбитражное судопроизводство, которое приводится в движение организационно-материальной силой, охватываемой понятием "арбитражное судоустройство", в центре которого находится лицо либо коллегия лиц, непосредственно осуществляющих экономическое правосудие.
От стадий (этапов) развития экономического спора следует отличать стадии (этапы) разрешения этого спора. Их, в принципе, два:
а) урегулирование спора на досудебной стадии или во внесудебном порядке;
б) разрешение спора арбитражным или третейским судом.
В принципе, арбитражный процесс как судопроизводственный сегмент механизма правосудия можно рассматривать - при системном подходе - с четырех разных позиций: как отрасль процессуального законодательства, как отрасль юридической науки, как самостоятельную отрасль процессуального права и как учебную дисциплину. И при рассмотрении с каждой из четырех позиций арбитражный процесс будет иметь свою индивидуальную систему; при этом взгляды на него у различных научных школ и отдельных ученых различаются, иногда значительно. Вплоть до того, что арбитражно-процессуальные нормы относили к административному праву .
--------------------------------
См.: Арбитраж в СССР / Под ред. М.С. Шакарян. М., 1981. С. 24.
По мнению автора, арбитражный процесс сегодня есть:
а) самостоятельная процессуальная отрасль права;
б) самостоятельная отрасль процессуального законодательства (включая институты как арбитражного судопроизводства, так и - частично - арбитражного судоустройства);
в) самостоятельная отрасль правовой науки;
г) самостоятельная учебная дисциплина.
В настоящей работе арбитражный процесс рассматривается, при необходимости, в каждой из этих четырех "ипостасей", с учетом того что он - один из трех сегментов организационно-правового механизма экономического правосудия и вне органической связи с двумя другими сегментами, изолированно от них не только действовать не может - без них он есть голая абстракция.
Таким образом, выделять и рассматривать изолированно отдельные институты одного лишь сегмента, пусть и важного, сегодняшнего механизма российского экономического правосудия не стоит. Такой взгляд на него не сможет быть объективным. Чтобы он стал по-настоящему стереоскопичен, его нужно рассматривать, образно выражаясь, во времени и в пространстве. Во времени - это в историческом развитии российского организационно-правового механизма экономического правосудия, что уже сделано в разделе I настоящей работы, а в пространстве - это соответствующий зарубежный механизм экономического правосудия.
С другой стороны, не все проблемные вопросы организационно-правового механизма современного российского экономического правосудия стоит (и возможно) рассматривать в комплексе, в его неразрывном единстве. Наоборот, предпочтительнее их исследовать в рамках каждого отдельного сегмента названного механизма.
Например, в августе 1996 г. в арбитражный суд Тюменской области обратилась одна из структур администрации Тюменской области с иском о признании недействительным собственного приказа, изданного в декабре 1994 г.
Реалии жизни значительно шире любых теоретических конструкций.
И справедливости ради следует все-таки отметить, что действующий ныне АПК РФ, при всей его "продвинутости" по сравнению с АПК РФ 1995 г., тем более по сравнению с АПК РФ 1992 г., органичнее регламентирует процесс разрешения экономического спора именно имущественного типа - по сравнению с иными, названными здесь.
В целом до недавних пор этот - нынешний - механизм был достаточно эффективным и в основном, несмотря на отдельные сбои, справлялся с поставленной задачей - осуществлением экономического правосудия в полном объеме. Особых нареканий не было даже в части скорости прохождения дел в арбитражных судах: во-первых, без необходимости прохождения претензионной как обязательной (эта стадия как обязательная сохранилась лишь для споров с участием органов транспорта, связи) стадии до предъявления иска в арбитражный суд появилась возможность обращения в суд сразу по выявлении нарушения; во-вторых, сроки рассмотрения дел в наших судах выгодно отличаются от сроков рассмотрения дел в судах государств Западной Европы, что общеизвестно; а в-третьих, наш организационно-правовой механизм в части сроков - в отдельных моментах - стремительно адаптируется к насущным требованиям времени: ходатайства об обеспечении иска теперь рассматриваются не позднее следующего дня (!) после обращения с этим ходатайством в суд, а в отдельных случаях - и до предъявления самого иска.
Однако эти же реалии жизни, должным образом обобщенные и проанализированные, позволяют назвать и некоторые качественно новые способы нарушения прав и (или) законных интересов хозяйствующих субъектов, к защите которых не только АПК РФ 2002 г., но и весь в совокупности ныне действующий организационно-правовой механизм российского экономического правосудия либо приспосабливаться может лишь в малой мере, либо не готов проявить свою суть вообще. Речь в первом варианте идет о фиктивных банкротствах; манипуляциях с реестром акционеров вплоть до подделки записей в них; незаконных скупках акций руководителями предприятий (прямо или через подставных лиц) с последующей их перепродажей третьим лицам; силовом штурме предприятий с помощью десятков и сотен специально подготовленных людей и, естественно, с жертвами и разрушениями; превышении полномочий судебными приставами и других "серых" технологиях захвата, передела, перераспределения и т.п. собственности, и это в немалой степени возможно из-за несовершенства (наличия лазеек) действующего законодательства .
--------------------------------
См.: Известия. 2004. 12 мая; Независимая газета. 2004. 20 мая; Труд. 2004. 14 июля; Новая газета. 2004. 8 - 11 июля; Российские вести. 2004. 25 авг.; РГ. 2004. 22 янв., 2 сент.
Вообще же размах недружественных поглощений только в Москве чрезвычайно велик. О чем речь? Речь идет о стремительно набирающем обороты в самые последние годы переделе собственности неправедным путем, путем силового захвата, именуемым уклончиво и весьма толерантно "недружественным поглощением собственности".
Как отмечает В. Гурвич, за последнее время только в Москве было совершено более 300 попыток захвата и недружественных поглощений различных предприятий; практически в столице ежедневно происходит хотя бы одна подобная акция, а по стране таких случаев на порядок больше: в 2002 г. в России произошло 1870 поглощений, из них 76 процентов недружественных, в 2003 г. объем сделок по поглощению вырос на 45 процентов и достиг суммы в 12,9 млрд. долл. .
--------------------------------
См.: Политический журнал. 2004. 8 дек. С. 35.
В самих операциях (речь уже идет о целой индустрии) по недружественному поглощению собственности, т.е. в продуманных и осуществляемых в едином комплексе для каждой операции организационных и иных мероприятиях, обычно задействованы, прямо, косвенно, опосредовано, "втемную" или иначе, целый ряд лиц, в том числе должностных, различные предпринимательские структуры, контролирующие, правоохранительные и судебные органы и, не в последнюю очередь, криминалитет, и нередко эта скоординированная деятельность в рамках одной операции осуществляется на обширном географическом пространстве - от Владивостока до Калининграда.
Во втором же варианте речь идет о случаях прямого использования ресурса правоохранительных и судебных органов, когда, например, в рамках производства по уголовному делу (а то и на стадии дознания, даже подчас в рамках оперативной проверки поступившего сигнала) при проведении обыска в помещении предприятия изымаются, без должной "раскассировки" и детального протоколирования, материалы, документы, компьютеры с содержащейся в них, в том числе на жестких дисках, информацией, векселя и т.д., куда входят даже письменные и вещественные доказательства по находящимся в производстве арбитражным делам, судьбоносным для данного предприятия, в том числе те доказательства, которые арбитражный суд обязал предприятие представить в заседание к определенной - ближайшей - дате. Подобные коллизии, вне зависимости от преднамеренности действий сотрудников правоохранительных и (или) судебных органов или случайного совпадения, явно обусловлены несостыковкой механизмов экономического и уголовного правосудия.
Председатель ВАС РФ В.Ф. Яковлев отмечал факт участившихся случаев, когда "недобросовестная сторона выигрывает гражданское дело против добросовестной стороны, то есть суду приходится соучаствовать в криминальных или полукриминальных схемах - например, в преднамеренном банкротстве, в так называемом недружественном поглощении акционерных обществ" .
--------------------------------
Коммерсант. 2004. 29 июня.
Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин полагает, что суды оказались весьма уязвимы для коррупционной атаки со стороны бизнеса, и считает, что "взяточничество в судах породило один из самых мощных коррупционных рынков в России, оно встроено в различные коррупционные сети, действующие на разных уровнях власти, включая технологии по развалу уголовных дел и по перехвату чужого бизнеса" .
--------------------------------
РГ. 2004. 19 мая.
Многочисленные примеры, в том числе и приводимые в СМИ, позволяют говорить о сложившейся и набирающей обороты целой индустрии захвата собственности с использованием общесудебных и арбитражно-судебных технологий и, соответственно, индустрии обороны от таких захватов . Тенденции здесь самые неблагоприятные и статусу правового государства крайним образом не соответствуют: то московские заводы для защиты от "захватов" строят оборонительные сооружения ; то во Владивостоке морская пехота штурмом - в рамках "конфликта хозяйствующих субъектов" - взяла водную станцию (она же - элитный яхт-клуб), обнесла ее колючей проволокой, выставила у ворот бронетранспортеры и часовых с полным боевым снаряжением ; то во время стычки двух охранных фирм при "захвате" в центре Москвы обувного магазина во время перестрелки ранят охранника одной из фирм ; то в гастроном "Новоарбатский" (г. Москва) "ранним октябрьским утром 2004 г. явились более сотни неизвестных, вооруженных обрезками арматуры, бейсбольными битами и т.п., избили и выбросили на улицу охранников, несколько часов держали в заложниках посетителей магазина и продавцов, довершив "операцию" погромом торговых павильонов, а представителей ОВД "Арбат", начавших уголовное дело по статье "Самоуправство", у гастронома встретили холодным душем из брандспойтов и дымными шашками и пропустили (? - М.К.) лишь после вмешательства ОМОН " и т.д. И ведь все это часто рассматривается как экономические споры хозяйствующих субъектов с крайне своеобразными способами их разрешения.
--------------------------------
См.: РГ. 2004. 24 мая.
См.: Известия. 2004. 28 июня.
См.: Известия. 2004. 7 июля.
См.: РГ. 2004. 14 июля.
См.: РГ. 2004. 17 нояб.
Ситуация же, когда суды общей юрисдикции, в том числе мировые судьи, занимаются осуществлением именно экономического правосудия, что не входит в их компетенцию, и не важно, делают они это случайно, по незнанию, или преднамеренно (в СМИ это именуется теневой юстицией , что представляется неверным), объяснима несостыковкой механизмов экономического и общегражданского правосудия. Эти и иные ситуации несостыковок механизмов правосудия разного вида в принципе невозможно "развести" простым уточнением процессуальной составляющей механизмов, тем более уточнением судебной практики в форме совместных постановлений Пленумов ВАС и ВС РФ. Нужен принципиальный "развод" по всем трем составляющим данных механизмов.
--------------------------------
См.: РГ. 2003. 17 дек.
Но для начала в рамках проводимого научного исследования достаточно осознать наличие острой проблемы несостыковок организационно-правовых механизмов экономического и иных видов правосудия сегодня, и неготовность механизма именно экономического правосудия в целом, и его отдельных звеньев в особенности, быстро, гарантированно и эффективно обеспечить защиту нарушенных прав хозяйствующих субъектов - в описанных выше и ряде иных ситуаций. Предоставление в 2002 г. арбитражным судам права предельно оперативно, даже без получения искового заявления, определением обеспечивать будущий иск - шаг в верном направлении, но в силу разных причин эти возможности арбитражные суды используют исключительно редко, и уж конечно не в случаях, связанных с заведомо неправомерной деятельностью правоохранительных органов.
В периодической печати неоднократно писали о том, что российский рынок ожидает новая волна враждебных слияний и поглощений, только более изощренных по сути, что процесс недружественного поглощения становится все более доходным промыслом и у "профессионалов" недружественных поглощений есть четкие расценки по всем возможным процедурам захвата активов . Отмечалось также, что "корпоративный конфликт высвечивает такие грани действующих норм закона, о которых подчас и не догадываешься. Это объясняется главным образом тем, что участники конфликта стремятся привлечь на свою сторону лучших адвокатов, которых острота ситуации заставляет проявлять чудеса изобретательности" . Созданное в Правительстве Москвы Управление по экономической безопасности составило список недружественных поглотителей собственности (рейдеров) , действующих по принципу: дай палец - откушу руку, а еще лучше - съем целиком. В России рейдеры появились в середине 90-х гг. XX в., когда приватизация уже состоялась и "лакомых кусочков" бывшей госсобственности уже не осталось. А так хотелось, и тогда на вооружение были взяты западные схемы, которые после "модернизации" были опробованы на практике, и выяснилось, что схемы не просто работают, а приносят сверхдоходы .
--------------------------------
См.: Ивлиев Д. Корпоративные захваты и поглощения // ЭЖ-Юрист. 2004. 18 мая; Чоракаев К. Лжедимитрий в арбитражном процессе // ЭЖ-Юрист. 2004. N 36.
Чернышов Г. Операция "захват" - уверенность в результате // ЭЖ-Юрист. 2004. N 33.
См.: Московские новости. 2004. 17 - 23 сент.
См.: Седов А. Их зовут рейдерами: О теории и практике "недружественных захватов" // Деловой вторник. 2004. 24 авг.
Те же реалии жизни вынуждают и побуждают обратить внимание на фактическое существование в сегодняшней российской экономике обширного теневого сектора и в определенной мере связанного с ним криминального механизма разрешения экономических споров.
Практически нет сомнений в том, что к организации каждого из этих, без преувеличения, многомерных (в любых исчислениях) криминальных мероприятий привлекаются недюжинные умы, не исключено - из научных правовых кругов. Иначе трудно объяснить тщательность, глубину и широкий охват операции применяемыми на практике схемами и комбинациями.
О чем речь? Только на основе анализа открытых источников, прежде всего СМИ (в авторском убеждении - тех из них, которые не относятся к "желтой" прессе), можно сделать вывод о том, что в проведении операций, сулящих многотысячепроцентные доходы, применяются различные формы воздействия:
а) уголовно-правовые: с помощью "оборотней в погонах" возбуждаются уголовные дела; арестовываются и "прессуются" соответствующие люди; изымаются необходимые документы, с которыми проводится соответствующая "работа"; арестовывается имущество, передаваемое на ответственное хранение "нужным" людям и т.д.; имела место и попытка срыва - прямо в зале заседания - арбитражного процесса под предлогом осуществления неких оперативно-следственных мероприятий в отношении участников процесса . Адвокат О. Михалкина, например, описывала случай: в Краснодарском крае группа мошенников задалась целью захватить мощный завод. Люди, скупившие 10 процентов акций, созвали внеочередное собрание, о чем уведомили гендиректора, а когда он прибыл на место, к нему подошли сотрудники милиции и сказали: "Просим вас проследовать с нами для опознания вашей личности, вы очень похожи на человека, объявленного в розыск". В милиции его продержали всего два часа, но этого времени вполне хватило, чтобы назначить нового директора ;
--------------------------------
См.: Труд. 2002. 18 сент.; РГ. 2004. 17 сент.
См.: Юридический мир. 2004. N 5. С. 45 - 46.
б) административно-милицейские: в органы МВД официально поступают в большом количестве различного рода сигналы, заявления, обращения и т.п. о готовящихся на предприятии преступлении, хранении оружия, взрывчатки, наркотиков, изготовлении контрафактной продукции, "паленой" водки и пр., практически весь транспорт предприятия и личный транспорт "необходимых" руководителей предприятия в результате "пристальной" проверки сотрудниками ГАИ-ГИБДД, а иногда таможенных органов помещается на длительный срок на штрафные стоянки с целью дезорганизации нормальной работы предприятия и избирательного психологического давления;
в) налоговые: организация с помощью "своих" людей в налоговых органах либо в структурах, способных оказать нужное давление на налоговые органы, бесчисленных налоговых проверок с изъятием документов, подключением структур федерального казначейства, экспертных учреждений и пр. и постоянными угрозами "выявления" и предъявления к оплате огромных налоговых задолженностей с гигантскими штрафами, таможенных выплат и пр. Авторы публикаций в СМИ, на основе анализа подобных действий, приходят к выводу: проверка хозяйствующего субъекта может быть проведена таким образом, что он просто не доживет до оглашения ее результатов ;
--------------------------------
См.: РГ. 2003. 21 янв.
г) информационные: организация в различных СМИ целенаправленных негативных публикаций с привлечением к этому как "телекиллеров", так и широких масс протестующей общественности с обвинениями в нарушениях предприятием экологических норм, норм трудового права, вплоть до обвинений в эксплуатации детского труда, сексуальных приставаниях и т.п.;
д) судебные: предъявление как в суды общей юрисдикции серии исков по недоначисленной зарплате, исков о возмещении причиненного вреда, в том числе морального, часто за прошлые годы, о взыскании недоперечисленных платежей в соответствующие социальные фонды и т.д., так и в арбитражные суды по всей России взаимосвязанных исков с ходатайствами о применении широчайшего спектра обеспечительных мер, парализующих нормальную жизнедеятельность предприятия (Иван Богданов цитирует Георгия Саттарова, президента фонда "ИНДЕМ": "Арбитражные суды стали частью таких технологий. Для отъема собственности выстраиваются цепочки из последовательных определений разных арбитражных судов, находящихся в разных концах страны. Схемы напоминают конструкцию из костяшек домино, которые валят друг друга. И наше правосудие не справляется с этими схемами" ), а также посредством бесконечной череды перерегистрации объектов недвижимости, ценных бумаг, техники и другого регистрируемого имущества и купли-продажи нерегистрируемого имущества на основе судебных актов, многие из которых потом отменяются, но свою разрушительную роль уже сыгравших; а также в международные суды - с целью "блокирования" нормального судопроизводства в судах отечественных.
--------------------------------
Известия. 2004. 20 авг.
И одновременно, также продуманно, приводятся в действие контрмеры, направленные на блокаду мер защитительного характера, применяемых хозяйствующими субъектами, в отношении которых проводится атака по "перехвату" их собственности: в органы прокуратуры поступают системно взаимосвязанные, идущие от различных источников сигналы, заявления и обращения с просьбами и требованиями не допустить "необоснованного" вмешательства правоохранительных, контролирующих, судебных и иных органов, а также других СМИ в "спор хозяйствующих субъектов"; в адрес Президента РФ, его Администрации, руководителей федеральных и региональных органов государственной власти, правоохранительных органов и пр. направляются соответствующие "открытые письма" от трудовых коллективов, от руководителей разного уровня, в том числе и в форме депутатских запросов, от мэров городов и глав муниципальных образований и т.д.; осуществляется и массированное контрнаступление в информационной сфере как через "дружественные" СМИ, так и посредством публикаций "на правах рекламы" в СМИ "нейтральных".
Если такое происходит в г. Москве, где сконцентрированы все руководящие органы правоохранительных, контролирующих и иных федерально развернутых систем, центральные СМИ, где создана межведомственная рабочая группа для координации работы и оперативного реагирования на каждый факт силового захвата предприятий и организаций, где в Правительстве Москвы действует Управление по экономической безопасности и т.д., то можно только представить, что сегодня происходит на периферии с непосредственно ведущими производственную деятельность хозяйствующими субъектами, где такого защитного блока нет.
Видимо, можно с печалью констатировать: ни нынешнее арбитражное судопроизводство, ни весь современный российский организационно-правовой механизм экономического правосудия с названными проявлениями вызова времени справиться без серьезной, по ряду направлений радикальной модернизации не в силах. А эта модернизация, в свою очередь, невозможна без очень серьезного научного обеспечения.
Еще в середине 70-х гг. прошлого века, почти 30 лет назад среди госарбитров низового звена системы Госарбитража СССР обсуждалась, правда, в кулуарах, так и не получившая какого-либо оформления мысль о привлечении к процедуре разрешения отдельных хозяйственных споров работников прокуратуры и (или) народного контроля. Причиной таких неформальных обсуждений служила изредка, при рассмотрении отдельных хозяйственных споров возникающая ситуация, когда непосредственно в процессе, а иногда и еще на стадии назначения дела к слушанию госарбитр обнаруживал со стороны отдельных должностных лиц признаки состава преступления либо хозяйственного правонарушения, подпадающего под юрисдикцию комитета народного контроля области или союзной республики без областного деления. Регулирующие тогда деятельность госарбитров правила разрешения хозяйственных споров госарбитражами не содержали регламента реагирования в данных обстоятельствах, а естественная реакция госарбитра направить в названные органы сообщение по завершению им процесса разрешения спора и вынесения решения изначально могла оказаться запоздалой и чреватой сокрытием следов преступления (правонарушения). Напротив, приглашение к неформальному (а еще лучше - к официальному) соучастию в арбитражном процессе соответствующих прокурора и (или) инспектора комитета народного контроля при подтверждении в процессе опасений госарбитра явно обеспечивало бы в тех условиях своевременную предметную правоприменительную реакцию со стороны этих приглашенных - со всеми вытекающими последствиями и без сколь-нибудь отрицательных последствий для нормального хода арбитражного процесса по данному делу и вынесения соответствующего обстоятельствам и материалам дела решения госарбитра.
По ряду причин эти разговоры госарбитров (и отдельные устные предложения прокуратуре и комитетам народного контроля) остались только разговорами, прежде всего в силу громоздкости механизма принятия решения даже о проведении регионального эксперимента, как и в силу косности мышления ряда руководящих работников, поскольку отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы проведению корректно выверенного локального эксперимента не препятствовало. Оглядываясь назад, можно также сделать вывод: кричащей необходимости в подобном реформировании арбитражного процесса тогда не было, хотя определенный эффект в борьбе с хозяйственными правонарушениями (в понимании их сути того исторического периода) был бы достигнут. И можно сделать другой вывод: в ряде названных выше случаев существовавший тогда организационно-правовой механизм разрешения хозяйственных споров буксовал и был заведомо неэффективен.
С тех пор положение дел в этом плане мало в чем изменилось. Создание развернутой четырехзвенной арбитражно-судебной системы страны, наличие четырехинстанционного арбитражного процесса, широкая компетенция арбитражных судей (намного более широкая, чем у госарбитров) и т.д. также оказались - в ряде описанных и иных случаев - бессильны перед вызовом времени, и точно так же арбитражное судопроизводство (больше того - все трехсегментное экономическое правосудие) требует, разумеется, не во всех содержательных аспектах, реформирования, причем в том числе, что характерно, как и 30 лет назад, путем привлечения к участию в арбитражном процессе иных сил, прежде всего правоохранительных органов.
Сегодня же арбитражные суды, сталкиваясь в ходе арбитражного заседания с фактами, которые можно расценить как правонарушение, подчас на грани (или за гранью) преступления, даже частного определения вынести не могут: этот институт, как известно, ликвидирован. Между тем еще недавно в циркулярном письме Председателя ВАС РФ В.Ф. Яковлева от 25 марта 1999 г. N С1-7-04-296 "О предупреждении правонарушений в сфере экономики" отмечалось, что в 1998 г. арбитражные суды страны вынесли 1480 частных определений (0,4 процента от общего числа рассмотренных дел), что свидетельствует "о наличии в судах больших резервов для активизации работы по реагированию на факты нарушения законов", и предлагалось их выявлять, обобщать и анализировать, информацию по наиболее актуальным вопросам направлять руководству регионов, а при установлении признаков состава преступления сообщать об этом соответствующим прокурорам.
К сожалению, данное указание арбитражными судами страны выполнялось крайне редко и неэффективно. Но сейчас и этого нет, и это неверный шаг.
К каким предварительным выводам можно прийти на основе анализа изложенных материалов? Главный: проблема не осознана. У общества, у правоохранительных и судебных органов, у законодателя, в предпринимательских кругах (за определенными исключениями) не созрело осознание чрезвычайной социальной и политической опасности подобных комплексных преступлений (или правонарушений); похоже, все подобные факты оцениваются пока как корпоративный конфликт хозяйствующих субъектов. Далее, фактически особую опасность здесь представляют не многоэпизодность каждой операции, не задействованность в ней большого числа исполнителей по единому плану и даже не включение в схему, подчас на ключевых ролях, высокопоставленных сотрудников правоохранительных, контролирующих и иных органов, а то, что операции основываются в значительной части на легальных правовых технологиях. И ликвидацией отдельных "белых пятен" в действующем законодательстве, как и "накачкой" тех или иных должностных лиц и целых подразделений государственных органов проблему не решить, хотя и эти меры необходимы. Комплексная проблема требует комплексного ее решения; поскольку корень проблемы - использование с криминальными целями легальных правовых технологий, то и решить проблему можно только комплексным применением встречных легальных правовых технологий.
В связи с этим следует сказать о подготовленном Минэкономразвития России пакете документов, вносящих изменение в процессуальное законодательство в сфере урегулирования корпоративных конфликтов. В частности, предполагается внесение изменений в АПК РФ, в Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", в Федеральные законы "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "Об акционерных обществах" и "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" .
--------------------------------
РГ. 2004. 15 дек.
Шаг в целом верный, однако проблему недружественных поглощений собственности он не решит, непреодолимым и быстрообразуемым барьером на пути силового захвата предприятий не станет, и - не исключено - способен породить новые проблемы. Например, такое уже произошло с передачей всех акционерных споров в ведение арбитражных судов. Как известно, далеко не все миноритарные акционеры сутяги либо наемники конкурентов тех предприятий, одной-двумя акциями которых и владеют эти акционеры. В масштабе страны - как раз наоборот, основная масса миноритарных акционеров - добропорядочные и добросовестные люди, получившие свои акции в ходе приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, в большинстве случаев тех именно предприятий, где они отработали долгие годы, нередко - всю жизнь. В огромном большинстве некрупных городов и иных населенных пунктах дело обстоит именно так.
И часто, иногда под влиянием даже субъективных факторов, недовольство данных акционеров вызывают действия генерального директора, совета директоров либо даже общего собрания акционеров в прошлом родного предприятия, которые проявляются в форме принятия решения о невыделении в отчетном году части доходов для выплаты дивидендов по акциям либо об их низкой ставке. Право на дивиденд, как известно, может быть корпоративным (членским) и кредиторским (обязательственным) и представляет собой установленную законом возможность владельца акции получить часть прибыли от деятельности акционерного общества. В некоторых нефтегазодобывающих компаниях севера Тюменской области, к примеру, иногда размер дивиденда, даже приходящийся на одну - единственную акцию, может составлять приличную сумму, особенно в сравнении с размером пенсии владельца этой акции. Таким образом, желание защитить свои права и законные интересы, вызванные действиями руководящих органов предприятия, у миноритарного акционера могут иметь естественное и даже благородное происхождение. А с учетом очень большого числа миноритарных акционеров (десятков миллионов) эта проблема способна стать политически значимой для России.
Представим себе средний город севера Тюменской области, где достаточно часто градообразующим предприятием является прибыльно действующая нефте(газо)добывающая структура, а множество миноритарных акционеров этого предприятия - жители этого города, уже не работающие на данном предприятии. Уже само принятие руководящими органами акционерного общества решения о проведении общего собрания акционеров с включением в повестку дня вопроса об отказе в выплате дивидендов, о низком их размере и т.п. может быть расценено этими миноритарными акционерами как нарушение их имущественных прав и законных интересов. Раньше они могли обращаться за защитой своих прав и интересов в суд по месту своего жительства - в районный (городской) суд системы судов общей юрисдикции. С передачей корпоративных дел в ведение арбитражных судов им приходится обращаться в арбитражные суды, а низовым звеном в этой системе является арбитражный суд субъекта Федерации, и это совсем другие трудности.
По проблеме недружественного поглощения собственности проводились и парламентские слушания с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей Правительства и судебных органов, руководителей крупных компаний, и там проблему усмотрели в "белых пятнах" на стыке действия целого ряда основных законодательных актов, большинство высказалось за разработку специальных нормативных актов, направленных на совершенствование корпоративного законодательства . Но очевидно, что ликвидацией "белых пятен" в корпоративном законодательстве нельзя искоренить ни "оборотней в погонах", ни их стремления участвовать в операциях по силовому захвату как части операции недружественного поглощения чужой собственности. Одними лишь мерами экономического правосудия - в экономическом смысле - невозможно оздоровить предприятие, в отношении которого арбитражным судом окончено производством дело о его несостоятельности (банкротстве). Следует согласиться с высказанным в юридической литературе утверждением, что финансовое оздоровление хозяйствующего субъекта (составляющее - по определению - часть экономического оздоровления) возможно лишь путем применения комплекса "форм, моделей и методов приведения финансовых обязательств и требований данного юридического лица в состояние, которое позволяет своевременно и в полном объеме исполнять денежные обязательства и платежи, обеспечивать надлежащий оборот потоков финансовых ресурсов, исключающий их дисбаланс и проявление признаков неплатежеспособности, ключом для достижения положительного результата финансового оздоровления - восстановления платежеспособности - является своевременное начало и системный характер соответствующих мероприятий" .
--------------------------------
См.: Парламентская газета. 2004. 18 нояб.
Гончаров А.И., Терентьев М.В. Досудебное восстановление платежеспособности хозяйствующего субъекта: Правовые и финансовые аспекты. С. 25 - 26.
Вполне вероятно, что роль совершенствования арбитражного процесса в решении обозначенной проблемы должна быть доминирующей, но все равно проблема в целом требует комплексного решения на основе федеральной целевой программы, к разработке которой в экстренном порядке должна быть привлечена юридическая наука. И уж конечно, за исключением тех ее представителей, которые сами участвуют в разработке операций по недружественному поглощению собственности.
Составной частью организационно-правового механизма экономического правосудия является альтернативное экономическое правосудие, защищающее российские хозяйствующие субъекты, - международное и зарубежное.
И здесь уместно указать на чуть ли не абсолютное (за редким исключением) отсутствие в российской правовой науке исследований о таком важном в условиях глобализма сегменте механизма экономического правосудия, как дипломатическое воздействие на арбитражно-судебные процедуры.
Все особенности поэтапного развития разных групп, категорий и видов экономических споров имеют общую процессуально-правовую основу своего урегулирования, а именно арбитражное судопроизводство, которое приводится в движение организационно-материальной силой, охватываемой понятием "арбитражное судоустройство", в центре которого находится лицо либо коллегия лиц, непосредственно осуществляющих экономическое правосудие.
От стадий (этапов) развития экономического спора следует отличать стадии (этапы) разрешения этого спора. Их, в принципе, два:
а) урегулирование спора на досудебной стадии или во внесудебном порядке;
б) разрешение спора арбитражным или третейским судом.
В принципе, арбитражный процесс как судопроизводственный сегмент механизма правосудия можно рассматривать - при системном подходе - с четырех разных позиций: как отрасль процессуального законодательства, как отрасль юридической науки, как самостоятельную отрасль процессуального права и как учебную дисциплину. И при рассмотрении с каждой из четырех позиций арбитражный процесс будет иметь свою индивидуальную систему; при этом взгляды на него у различных научных школ и отдельных ученых различаются, иногда значительно. Вплоть до того, что арбитражно-процессуальные нормы относили к административному праву .
--------------------------------
См.: Арбитраж в СССР / Под ред. М.С. Шакарян. М., 1981. С. 24.
По мнению автора, арбитражный процесс сегодня есть:
а) самостоятельная процессуальная отрасль права;
б) самостоятельная отрасль процессуального законодательства (включая институты как арбитражного судопроизводства, так и - частично - арбитражного судоустройства);
в) самостоятельная отрасль правовой науки;
г) самостоятельная учебная дисциплина.
В настоящей работе арбитражный процесс рассматривается, при необходимости, в каждой из этих четырех "ипостасей", с учетом того что он - один из трех сегментов организационно-правового механизма экономического правосудия и вне органической связи с двумя другими сегментами, изолированно от них не только действовать не может - без них он есть голая абстракция.
Таким образом, выделять и рассматривать изолированно отдельные институты одного лишь сегмента, пусть и важного, сегодняшнего механизма российского экономического правосудия не стоит. Такой взгляд на него не сможет быть объективным. Чтобы он стал по-настоящему стереоскопичен, его нужно рассматривать, образно выражаясь, во времени и в пространстве. Во времени - это в историческом развитии российского организационно-правового механизма экономического правосудия, что уже сделано в разделе I настоящей работы, а в пространстве - это соответствующий зарубежный механизм экономического правосудия.
С другой стороны, не все проблемные вопросы организационно-правового механизма современного российского экономического правосудия стоит (и возможно) рассматривать в комплексе, в его неразрывном единстве. Наоборот, предпочтительнее их исследовать в рамках каждого отдельного сегмента названного механизма.
Коментариев: 0 | Просмотров: 27 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
- Альтернативное экономическое правосудие в России
- Исковая форма защиты права в арбитражном процессе
- Арбитражный процесс как наука и учебная дисциплина
- Функции арбитражных судов. Задачи судопроизводства в арбитражных судах
- Понятие, состав и значение принципов процессуального права
-
Напечатать Комментарии (0)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
ДРУЗЬЯ САЙТА:
Библиотека документов юриста
СЧЕТЧИКИ: