Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Структура арбитражно-судебной системы современной России -2
 (голосов: 0)
  Экономическое правосудие в России | Автор: admin | 8-07-2010, 04:35
Арбитражные апелляционные суды. В соответствии с Законом об арбитражных судах 2003 г. арбитражный апелляционный суд считается образованным с момента назначения не менее трех судей этого суда, а решение о начале его деятельности принимает Пленум ВАС РФ, о чем извещает официально. Поскольку создание всех 20 арбитражных апелляционных судов страны должно быть завершено до 1 января 2006 г. (что в полном объеме вряд ли произойдет), понятно, что в вопросе о том, какая структура системы арбитражных судов России должна рассматривать апелляционные жалобы, возможна путаница. Известно, что переходные периоды во многих случаях создают правоприменителям массу проблем.
Законодатель в данном случае постарался избежать этого и предусмотрел, что арбитражные суды субъектов РФ рассматривают в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этих судах в первой инстанции, впредь до начала деятельности арбитражных апелляционных судов, которые будут осуществлять проверку судебных актов, принятых соответствующими арбитражными судами субъектов РФ. Апелляционные жалобы, принятые к производству арбитражного суда субъекта РФ и не рассмотренные им до начала деятельности соответствующего арбитражного апелляционного суда, рассматриваются в апелляционной инстанции арбитражного суда субъекта РФ.
Поскольку, как было сказано выше, арбитражных судов субъектов РФ 82 и в каждом есть или был состав (или несколько специально выделенных судей), разрешающий дела в апелляционной инстанции, при решении вопроса о создании самостоятельных арбитражных судов возникла проблема: из каждого ли арбитражного суда субъекта РФ выделять апелляционную структуру и превращать ее в самостоятельный арбитражный апелляционный суд? Ясно, что для некоторых, наиболее крупных, это было бы благом, а для мелких и даже средних - попросту нереально. Законодатель пошел по смешанному пути, больше того, арбитражные апелляционные суды он не поименовал по месту их дислокации, а попросту пронумеровал.
Лишь из двух арбитражных судов субъектов РФ - г. Москвы и Московской области - были выделены апелляционные инстанции, как из наиболее крупных и по числу судей, и по количеству дел, ими рассматриваемых. Поэтому было предусмотрено, что именно эти арбитражные апелляционные суды, а также такой же крупный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Калининградской и Мурманской областей, Республики Карелия, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, будут образованы до 1 января 2004 г. (и они уже начали действовать, хотя и существенно позже этой даты). Для этих трех арбитражных апелляционных судов Пленум ВАС РФ Постановлением N 13 от 21 июля 2003 г. определил места постоянного пребывания: для первых двух - г. Москва; для третьего - г. Санкт-Петербург.
Заметим, что, как и в случае с отдельными арбитражными судами субъектов РФ, в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными апелляционными судами в отдельных местностях, по решению Пленума ВАС РФ в составе арбитражных апелляционных судов могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов. И также постоянное судебное присутствие арбитражного апелляционного суда является обособленным подразделением соответствующего арбитражного апелляционного суда вне места постоянного пребывания этого суда и осуществляет его полномочия.
В принципе так же, как в арбитражных судах субъектов РФ, в арбитражных апелляционных судах (в каждом из них) действуют: президиум; судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Кроме того, в составе арбитражного апелляционного суда по решению Пленума ВАС РФ могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.
У арбитражного апелляционного суда есть следующие полномочия. Он: проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции; изучает и обобщает судебную практику; подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализирует судебную статистику.
Для апелляционных арбитражных судов характерно, что ими проверяется законность и обоснованность судебного акта в полном объеме, если участвующими в деле лицами не заявлено об ином, и полномочия этого суда не ограничиваются - в силу закона - доводами участвующих в деле лиц. Больше того - опять же, в законе не говорится об ином - арбитражный суд апелляционной инстанции не должен исходить из доводов апеллирующего лица, просящего проверить лишь часть судебного акта, он и в этом случае может проверить акт целиком - такова у арбитражного суда этого уровня звенности системы собственная дискреция, и в этом его суть.
Так же как в арбитражном суде субъекта РФ, президиум арбитражного апелляционного суда состоит из председателя, его заместителей, председателей судебных составов и судей, при этом судьи арбитражного апелляционного суда, входящие в состав президиума, утверждаются Пленумом ВАС РФ по представлению председателя арбитражного апелляционного суда сроком на два года, но один и тот же судья может быть введен в состав президиума арбитражного апелляционного суда неоднократно. Президиум утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда; рассматривает другие вопросы организации работы суда, а также вопросы судебной практики; его экономическое правосудие посредством разрешения дел он не вершит. Президиум созывается председателем этого суда по мере необходимости, он правомочен решать вопросы при наличии большинства членов президиума, а его постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов президиума и подписываются председателем арбитражного апелляционного суда, при этом члены президиума не вправе воздерживаться от голосования. Здесь, в этом новом звене арбитражно-судебной системы президиум также не обладает (изначально не наделен) какими-либо процессуальными функциями. Что целесообразно в этом плане предпринять - в заключительном разделе настоящей работы.
В арбитражном апелляционном суде могут создаваться судебные коллегии, которые утверждаются президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя суда, их возглавляют председатели - заместители председателя суда. Председатель суда в случае необходимости вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии. Судебные коллегии проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дела, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.
Так же как в арбитражном суде субъекта РФ, в арбитражном апелляционном суде образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, а при отсутствии судебных коллегий - из числа судей этого суда. Судебный состав формирует председатель арбитражного апелляционного суда, возглавляет его председатель состава, утверждаемый президиумом арбитражного апелляционного суда сроком на три года; один и тот же судья может быть утвержден на должность председателя судебного состава неоднократно.
Председатель арбитражного апелляционного суда также является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные АПК РФ. Кроме того, он: организует деятельность суда; распределяет обязанности между своими заместителями; формирует из числа судей судебные составы; созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные к ведению президиума; осуществляет общее руководство аппаратом суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда; представляет суд в отношениях с государственными, общественными и иными органами; осуществляет другие полномочия, установленные законом, для чего издает приказы и распоряжения.
Его заместители также являются судьями и осуществляют процессуальные полномочия, установленные АПК РФ. Они, в соответствии с распределением обязанностей, возглавляют судебные коллегии, постоянные судебные присутствия вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда, организуют деятельность структурных подразделений аппарата арбитражного апелляционного суда. В случае отсутствия председателя суда его полномочия осуществляет первый заместитель председателя, при отсутствии первого заместителя - один из заместителей председателя.
Нужно особо подчеркнуть, что арбитражные апелляционные суды являются (в смысле являются по закону, а по факту - будут являться по мере их создания) вышестоящими по отношению к арбитражным судам субъектов РФ лишь в процессуальном значении. Ни в организационном смысле, ни в кадровом, ни с точки зрения материально-технического, информационного, финансового и т.д. обеспечения арбитражный апелляционный суд не стоит под арбитражным судом субъекта РФ, не является в этом смысле его вышестоящим, "начальствующим" органом. Таким органом для всех арбитражных судов страны является исключительно ВАС РФ. Так же как и в арбитражных судах субъектов РФ, в арбитражных апелляционных судах в силу ст. 33.11 Закона об арбитражных судах могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов, осуществляющих их полномочия.
Федеральные арбитражные суды округов. Содержащееся в названии суда этого звена системы арбитражных судов России слово "федеральный" смысловой нагрузки в контексте именно этого слова не несет - все арбитражные суды России без исключения являются федеральными. Слово "федеральный" законодатель, по-видимому, употребил здесь с целью отграничить суды данного звена системы от арбитражных судов низшего звена, где в названии суда содержится слово "округ", - от арбитражного суда какого-либо автономного округа либо от арбитражного суда автономной - единственной в России - области. Вместе с тем по ряду причин, прежде всего из-за того, что на бытовом уровне у россиян слово "округ" ассоциируется с понятиями "автономный округ" и "федеральный округ", да и по названной выше причине целесообразнее было бы, по-видимому, прибегнуть к иной терминологии - говорить, например, о федеральных судебных округах либо о федеральных арбитражно-судебных округах, об арбитражных судах федеральных судебных либо федеральных арбитражно-судебных округов. Правда, и само слово "федеральный" здесь в названии округа никакой смысловой нагрузки не несет. В АПК РФ 2002 г. применяется термин "арбитражный суд кассационной инстанции". Поэтому есть основания полагать, что в более-менее близком будущем каждый из 10 нынешних федеральных арбитражных судов округов получит свое - не по номеру - название и в нем будет указание на то, что он суд кассационной инстанции, и будет содержаться привязка к региону, охватываемому его юрисдикцией, к примеру: арбитражный кассационный суд Западно-Сибирского округа. Но справедливости ради следует отметить: при изменении Закона об арбитражных судах, произведенном 4 июля 2003 г., законодатель не воспользовался возможностью исправить существующее положение и наименование арбитражных судов третьей инстанции оставил прежним. Как бы то ни было, изначально и на сегодня их функция - проверять в кассационной инстанции законность решений, принятых арбитражными судами субъектов РФ в первой и (пока) в апелляционной инстанциях, а в будущем, после создания арбитражных апелляционных судов, - принятых ими постановлений, при условии что все они - и судебные акты, принятые в первой инстанции, и судебные акты, принятые в апелляционной инстанции, - вступили в законную силу.
Впрочем, в упомянутом Законе об арбитражных судах дается четкое определение арбитражного кассационного суда: федеральный арбитражный суд округа является судом по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.
Здесь также нужно обратить внимание на следующее обстоятельство. Понятие "кассационная инстанция" сегодня в арбитражных судах не то же, что в судах общей юрисдикции. В судах общей юрисдикции и сегодня (видимо, до принятия ГПК РФ), а в арбитражных судах - до 1 июля 1995 г. кассационная инстанция проверяет (и проверяла) решения, не вступившие в законную силу. С 1 июля 1995 г. в арбитражных судах эту роль взяла на себя апелляционная инстанция, а кассационная теперь проверяет судебные акты, уже вступившие в законную силу. Таким образом, единый термин "кассационная инстанция" в разных системах судебных органов России имеет различное содержание, что нормальным явлением назвать нельзя. Ведь за разным прочтением одного термина следует шлейф различного понимания и других сопутствующих терминов: кассационная жалоба, например, теперь, с 1995 г., в арбитражных судах совсем не то, что кассационная жалоба в судах общей юрисдикции, и для многих россиян с недостаточно высокой правовой культурой это создает путаницу.
В отличие от полномочий арбитражного апелляционного суда, полномочия арбитражного суда кассационной инстанции изначально, в силу прямого указания закона, ограничены теми доводами, которые указывают участвующие в деле лица, что означает: объем проверки обжалованного судебного акта в кассационной инстанции ограничен доводами кассационной жалобы. Налицо и изменение полномочий кассационной инстанции в АПК РФ 2002 г. по сравнению с АПК РФ 1995 г., когда суд кассационной инстанции проверял правильность применения норм нижестоящими арбитражно-судебными инстанциями, не ограничиваясь доводами кассационной жалобы .
--------------------------------
См.: Майкова Л.Н. Комментарий к АПК РФ / Под ред. В.Ф. Яковлева, М.К. Юкова. М., 2003. С. 741; Нагорная Э.Н. Производство в кассационной инстанции арбитражного суда: Сравнительный комментарий Арбитражного процессуального кодекса. М., 2003. С. 97.

В соответствии с Законом об арбитражных судах 2003 г. в России сегодня действуют 10 федеральных арбитражных судов округов, место дислокации которых определил, как это и предусмотрено п. 6 ст. 13 Закона об арбитражных судах, Пленум ВАС РФ.
Как известно, Президент РФ своим Указом от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" разделил территорию России на семь федеральных округов. При этом территории округов не совпали с территориями, охватываемыми юрисдикцией федеральных арбитражных судов округов. Например, юрисдикция федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа распространялась на территории части двух федеральных округов - Уральского (где действуют арбитражные суды таких субъектов РФ, как Курганская и Тюменская области и Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) и Сибирского (где действуют арбитражные суды Республики Алтай, Алтайского края, а также Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей) федеральных округов.
В соответствии с этим Указом и на основании Постановления Правительства РФ от 12 августа 2000 г. N 592 "О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" уже фактически завершена работа по формированию структур федеральных органов исполнительной власти страны и в соответствии с границами федеральных округов. Делалось это в разных формах, например, в системе Министерства юстиции Российской Федерации, как отмечает министр Ю. Чайка, "...нет больше министерств, управлений юстиции при администрациях республик, краев и областей. Есть управление Министерства юстиции в субъектах Федерации и есть федеральные управления Минюста по округам" . Впрочем, сейчас и управлений юстиции во многих субъектах РФ уже нет.
--------------------------------
Труд. 2002. 27 февр.

Означает ли это, что и третий уровень звенности арбитражно-судебной системы страны - кассационную инстанцию - следует перекроить, привести в соответствие с границами федеральных округов, установленных Указом Президента России от 13 мая 2000 г.? Нет, ответ здесь должен быть отрицательным. Главный довод "против" состоит в том, что сами федеральные арбитражные суды округов создавались с целью оторвать их от существующих органов государственной власти в регионах. Несовпадение границ федеральных округов и территории юрисдикции федеральных арбитражных судов округов - достоинство, а не недостаток. При этом следует также учесть и то, что федеральные арбитражные суды округов по отношению к охватываемым ими арбитражным судам субъектов РФ и апелляционным арбитражным судам являются вышестоящими судами лишь в процессуальном значении, а в организационном, кадровом и некоторых иных значениях вышестоящим для всех арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов является исключительно ВАС РФ. Правильно ли это либо следует отдельные организационные полномочия ВАС РФ передать федеральным арбитражным судам округов - вопрос открытый.
К полномочиям арбитражного суда федерального округа относятся:
а) проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой и арбитражными апелляционными судами в апелляционной инстанциях;
б) пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов;
в) обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;
г) изучение и обобщение судебной практики;
д) подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
е) анализ судебной статистики.
Со своими задачами это звено системы справляется эффективно, свидетельством чему является то, что число обращений в кассационную инстанцию арбитражно-судебной системы страны неуклонно растет, чего без роста доверия предпринимательских кругов к механизму экономического правосудия России не могло быть в принципе.
Структурно федеральный арбитражный суд округа состоит и действует в составе:
а) президиума;
б) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
в) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений и специализированных судебных составов.
Президиум федерального арбитражного суда округа состоит из председателя суда, его заместителей и председателей составов суда, а также тех судей суда, которые в качестве членов президиума суда округа были утверждены Пленумом ВАС РФ, при этом следует подчеркнуть, что и в арбитражных судах этого уровня теперь судьи в состав президиума суда утверждаются Пленумом ВАС РФ сроком на два года, один и тот же судья может быть введен в состав президиума неоднократно. Президиум рассматривает вопросы судебной практики, утверждает членов судебных коллегий и председателей судебных составов суда и решает иные вопросы организации работы суда. Но - это важно - непосредственно арбитражное правосудие не осуществляет, дела не рассматривает, решения по ним не выносит и, таким образом, никаких процессуальных функций не выполняет.
Судебные коллегии федерального арбитражного суда округа, возглавляемые председателями коллегий - заместителями председателя суда, проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов, вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой и арбитражными апелляционными судами в апелляционной инстанциях, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом суда. В судебных коллегиях судов округов предусмотрена возможность создания судебных составов из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, формируемых председателем суда округа и возглавляемых председателями составов, утверждаемых президиумом суда округа. В этих судах полномочия и судебных коллегий, и судебных составов более детально определяются так же, как и в низшем звене системы, локальными актами суда. Вообще же функции и полномочия судебных коллегий и судебных составов федеральных арбитражных судов округов весьма сходны с функциями и полномочиями судебных коллегий и судебных составов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов, описанными выше.
Весьма широки полномочия председателя федерального арбитражного суда округа. Он является судьей и в то же время - как председатель суда - процессуальной фигурой: осуществляет процессуальные полномочия, установленные АПК РФ. Как руководитель суда округа, председатель: организует деятельность суда; распределяет обязанности между своими заместителями; формирует из числа судей суда судебные составы; созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные к ведению президиума; осуществляет общее руководство аппаратом суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда; представляет суд в отношениях с государственными, общественными и иными органами и т.д. Фактически по набору полномочий, закрепленных федеральным законодательством об арбитражных судах и о статусе судей, председатель федерального арбитражного суда округа мало чем отличается сегодня от председателя арбитражного суда субъекта РФ и от председателя арбитражного апелляционного суда. Правда, на него возлагается организация аналитической работы результатов деятельности арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов, входящих в округ.
Заместители председателя суда этого звена арбитражно-судебной системы также являются судьями и осуществляют процессуальные полномочия, установленные АПК РФ. В соответствии с распределением обязанностей они возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений суда. В случае отсутствия председателя суда его полномочия осуществляет первый заместитель председателя, а при отсутствии первого заместителя - один из заместителей председателя.
Во всех федеральных арбитражных судах округов страны действуют научно-консультативные советы, издаются вестники, альманахи, журналы и т.п. научно-практические периодические издания. Названный совет является совещательно-консультативным органом, в его задачу входят подготовка научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики, а также разработка предложений по совершенствованию законодательства, применяемого арбитражными судами, действующими на территории юрисдикции округа. Совет разрабатывает рекомендации и заключения: по проектам постановлений президиума федерального арбитражного суда округа; по материалам анализа и обобщения практики применения арбитражными судами округа законов и иных нормативных правовых актов; по предложениям о совершенствовании законов и иных нормативных правовых актов; по иным вопросам правового характера, возникающим в деятельности суда, при этом рекомендации и заключения совета не имеют обязательного характера.
Состав совета утверждается председателем федерального арбитражного суда округа, в него входят: председатель, заместители председателя, руководители секций, ответственный секретарь и члены совета, могут входить судьи федерального арбитражного суда округа, арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов, входящих в округ, представители юридической науки, общественности, другие лица; члены совета утверждаются в этом качестве исключительно по согласованию с председателем. По положению о совете его председатель организует и направляет работу совета; определяет круг вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях, дает поручения заместителю председателя, руководителям секций, ответственному секретарю и членам совета; доводит до сведения арбитражных судов, входящих в округ, рекомендации и заключения совета, координирует работу совета с Научно-консультативным советом при ВАС РФ. Секции, количество и состав которых определяет председатель суда, являются постоянными органами совета, в рамках которых проводится подготовительная работа по их профилю с последующим вынесением подготовительных вопросов на заседание совета. Количество и состав секций определяется председателем совета. Ответственный секретарь совета решает организационные вопросы работы совета, обеспечивает членов совета необходимыми документами, готовит при необходимости материалы для опубликования. А члены совета участвуют в изучении и обобщении материалов судебной практики, в работе по повышению квалификации работников суда, в разработке проектов рекомендаций и заключений, выполняют другие поручения в пределах функций совета по поручению председателя совета, его заместителя и руководителей секций. Заседания совета проводятся по мере необходимости, причем перед заседанием совета ответственный секретарь направляет членам совета повестку дня с материалами секций, подлежащими обсуждению. Рекомендации и заключения по вынесенным на рассмотрение вопросам принимаются большинством голосов присутствующих членов совета. Вместе с тем для участия в заседаниях совета могут приглашаться лица, не являющиеся членами совета. Важно, что техническое и организационное обеспечение работы совета осуществляет аппарат федерального арбитражного суда округа.
Высший Арбитражный Суд РФ. В отличие от других звеньев арбитражно-судебной системы страны, ВАС РФ получил конституционное оформление. В ст. 127 Конституции РФ 1993 г. сказано, что он является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Более детально полномочия ВАС РФ закреплены в Законе об арбитражных судах. При этом нужно учесть следующее. В арбитражно-судебной системе России нет такого важного органа, как судебный департамент при Верховном Суде РФ, его функции для арбитражных судов всей страны выполняет непосредственно ВАС РФ. Поэтому ВАС РФ является также организационным центром системы арбитражных судов России.
Функции, компетенцию и полномочия ВАС РФ можно разделить на несколько групп.
Прежде всего, это судебный орган первой инстанции. Он рассматривает в соответствии со ст. 10 Закона об арбитражных судах в первой инстанции:
а) дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;
б) дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;
в) экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ. Кроме того, он рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.
Далее, это судебный орган надзорной инстанции, единственный в системе арбитражных судов страны. Он рассматривает заявления в порядке надзора на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов России. Кроме того, в соответствии с названным Законом ВАС РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ законов, иных нормативных актов и договоров, а также с запросами о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции.
ВАС РФ принадлежит также право законодательной инициативы по вопросам его ведения.
Кроме того, это аналитический центр системы: он изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Наконец, это организационный центр системы: ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров России (прежде всего, в части отношений с высшими хозяйственными, экономическими и арбитражными судами государств СНГ); осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их правовому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения, среди которых финансирование судов - своевременное и в полном объеме - занимает сегодня далеко не последнее место. Кроме того, теперь ВАС РФ решает и вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов - как судов субъектов РФ, так и апелляционных.
В Законе прямо сказано: организационное обеспечение деятельности арбитражных судов в Российской Федерации осуществляется ВАС РФ, который также производит подбор и подготовку кандидатов в судьи, организует работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, осуществляет финансирование арбитражных судов, обеспечивает контроль за расходованием финансовых средств, выделяемых арбитражным судам. А федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации обязаны оказывать содействие ВАС РФ в организационном обеспечении деятельности арбитражных судов в Российской Федерации. По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в России и взаимоотношений между ними ВАС РФ принимает регламент, обязательный для всех арбитражных судов страны.
Структурно ВАС РФ в настоящее время состоит из:
а) Пленума;
б) Президиума;
в) Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
г) Судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из административных правоотношений.
Кроме того, в настоящее время в составе ВАС РФ по решению его Пленума могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел. Каждая из названных структур ВАС РФ действует на базе четко очерченных федеральным конституционным законом правомочий.
Так, Пленум ВАС РФ ныне решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов, действует в составе Председателя ВАС РФ, его заместителей и судей ВАС РФ. В настоящее время, точнее с 1 июля 1995 г., в его состав председатели арбитражных судов субъектов РФ не входят, да и сам Пленум ВАС РФ арбитражные дела не рассматривает - ни по первой инстанции, ни в порядке надзора. В заседаниях Пленума ВАС РФ, в соответствии с Законом, вправе принимать участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов, а по приглашению Председателя ВАС РФ в заседаниях Пленума могут принимать участие также судьи арбитражных судов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, научных учреждений, других организаций и граждане.
Пленум ВАС РФ, в частности:
а) рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;
б) решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой;
в) решает вопросы об обращении в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;
г) утверждает по представлению Председателя ВАС РФ членов судебных коллегий и председателей судебных составов ВАС РФ сроком на три года, при этом один и тот же судья может быть избран секретарем Пленума ВАС РФ неоднократно;
д) утверждает место постоянного пребывания арбитражных апелляционных судов и федеральных арбитражных судов округов;
е) утверждает по представлению Председателя ВАС РФ членов судебных коллегий и председателей судебных составов ВАС РФ, а также судей, входящих в состав Президиума ВАС РФ;
ж) решает вопросы создания в структуре арбитражных судов судебных коллегий по рассмотрению отдельных категорий дел;
з) решает вопросы образования постоянных судебных присутствий в составе арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов РФ, определяет место их пребывания и назначает их руководителей из числа заместителей председателей соответствующих судов;
и) утверждает по представлению председателя федерального арбитражного суда округа судей федерального арбитражного суда округа, входящих в состав президиума федерального арбитражного суда округа;
к) утверждает по представлению председателя арбитражного суда субъекта РФ судей арбитражного суда субъекта РФ, входящих в состав президиума арбитражного суда субъекта РФ;
л) утверждает по представлению председателя арбитражного апелляционного суда судей арбитражного апелляционного суда, входящих в состав президиума арбитражного апелляционного суда;
м) утверждает по представлению Председателя ВАС РФ регламент арбитражных судов и т.д., и при этом по вопросам своего ведения Пленум ВАС РФ принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в России.
Созывается Пленум ВАС РФ Председателем ВАС РФ по мере необходимости, но не реже двух раз в год; при этом Пленум ВАС РФ правомочен решать вопросы при наличии не менее двух третей его состава. Его постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Пленума и подписываются Председателем ВАС РФ и секретарем Пленума.
Президиум ВАС РФ действует в составе Председателя ВАС РФ, его заместителей и председателей судебных составов ВАС РФ, а по решению Пленума в состав Президиума могут быть введены и судьи ВАС РФ сроком на два года, при этом, как и в арбитражных судах всех других уровней звенности системы, один и тот же судья может быть введен в состав Президиума ВАС РФ неоднократно. Кроме того, в заседаниях Президиума ВАС РФ вправе принимать участие Генеральный прокурор России, а по приглашению Председателя ВАС РФ в заседаниях могут принимать участие Председатель КС РФ, Председатель ВС РФ, министр юстиции РФ, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и иные лица.
Президиум ВАС РФ:
а) рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов страны;
б) рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды системы.
Если Пленум ВАС РФ проводит свои заседания не реже двух раз в год, то Президиум фактически заседает раз в неделю, хотя в Законе сказано (п. 1 ст. 17), что он созывается Председателем ВАС РФ по мере необходимости. Президиум правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума, а постановления Президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Президиума, причем члены Президиума не вправе воздерживаться от голосования. Постановления Президиума подписываются Председателем ВАС РФ. Порядок работы Президиума ВАС РФ по рассмотрению в порядке надзора дел по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации определяется АПК РФ.
Судебные коллегии ВАС РФ создаются из числа судей ВАС РФ, утверждаются Пленумом ВАС РФ по представлению Председателя ВАС РФ, возглавляются председателями коллегий, которые по должности являются заместителями Председателя ВАС РФ. Председатель ВАС РФ в случае необходимости вправе своим распоряжением привлечь судей одной судебной коллегии для рассмотрения дела в состав другой судебной коллегии. В функции судебной коллегии ВАС РФ входит: рассмотрение дел по первой инстанции, изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных и правовых актов, анализ судебной статистики и т.д.
В судебных коллегиях ВАС РФ образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию, специализирующиеся на арбитражных делах определенных категорий. Эти составы формируются Председателем ВАС РФ и возглавляются председателями составов, которых утверждает Пленум ВАС РФ сроком на три года, но при этом один и тот же судья может быть утвержден на должность председателя судебного состава неоднократно.
Четко определены полномочия Председателя ВАС РФ и его заместителей. Так, Председатель ВАС РФ, являясь судьей, осуществляет процессуальные полномочия, установленные АПК РФ, и организует деятельность ВАС РФ и системы арбитражных судов по всей стране; созывает Пленум и Президиум ВАС РФ и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума вопросы, отнесенные законом к их ведению; осуществляет общее руководство аппаратом ВАС РФ, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата ВАС РФ; распределяет обязанности между своими заместителями; формирует из числа судей ВАС РФ судебные составы ВАС РФ; выносит на обсуждение Совета председателей арбитражных судов страны вопросы, отнесенные законом к его ведению; представляет ВАС РФ в отношениях с государственными, общественными и иными органами; вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, федерального Правительства; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законом. Председатель ВАС РФ издает приказы и распоряжения.
Заместители Председателя ВАС РФ, являясь также судьями, осуществляют процессуальные полномочия, установленные АПК РФ, и в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений аппарата ВАС РФ и системы арбитражных судов в России. В случае отсутствия Председателя ВАС РФ его полномочия осуществляет первый заместитель Председателя, а в отсутствие первого заместителя - один из заместителей Председателя. Кроме того, заместители Председателя ВАС РФ вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, федерального Правительства.
Действующим с 1995 г. органом в системе является Совет председателей арбитражных судов, функционирующий при ВАС РФ. Это совещательный орган, он призван рассматривать вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов России. Для реализации принятых им решений Председатель ВАС РФ издает приказы и распоряжения.
Одновременно при ВАС РФ действует Научно-консультативный совет, задачей которого является подготовка научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения законов и иных нормативных правовых актов, и разработка предложений по их совершенствованию. Положение об этом Совете, как и его состав, утверждается Председателем ВАС РФ.
Аппарат арбитражного суда. Базовые основы деятельности аппарата арбитражного суда в России закреплены в Законе об арбитражных судах. В его ст. 45 сказано, что деятельность арбитражного суда обеспечивается аппаратом арбитражного суда, а работники аппарата находятся на федеральной государственной службе - права, обязанности, ответственность работников всех арбитражных судов России и условия прохождения ими государственной службы устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе.
Аппарат арбитражного суда в соответствии с закрепленными Законом функциями:
а) организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле;
б) принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату госпошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет суда, а также арбитражных штрафов;
в) содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;
г) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде, осуществляет хранение дел и документов;
д) изучает и обобщает судебную практику;
е) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, проводит информационно-справочную работу;
ж) ведет статистический учет в сфере деятельности суда;
з) осуществляет материально-техническое обеспечение суда, социально-бытовое обслуживание судей и работников аппарата суда.
Как государственный служащий, аттестованный работник аппарата арбитражного суда обязан: осуществлять полномочия в пределах предоставленных ему прав и в соответствии с должностными обязанностями; исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, изданные в пределах их должностных полномочий, за исключением явно незаконных; поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных полномочий; соблюдать нормы служебной этики и установленный в суде служебный распорядок; не совершать действий, затрудняющих работу суда, а также приводящих к подрыву авторитета суда.
Абсолютно одинаковых арбитражных судов в России нет, различаются они в том числе и структурой своих аппаратов. Но в то же время нужно отчетливо осознавать: аппарат арбитражного суда носит вспомогательный характер, он создан для обеспечения выполнения основной функции суда - осуществления экономического правосудия. Поэтому работники аппарата арбитражного суда, хотя и являются федеральными государственными служащими категории "В", призваны обеспечивать выполнение судом его основной задачи.
В приложении N 15 к Указу Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 981 (в ред. Указа Президента РФ от 16 января 2004 г. N 56) приведен Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", учреждаемых для обеспечения деятельности арбитражных судов. В этом Перечне, в частности, указано, что в арбитражном суде субъекта РФ главную должность занимает руководитель аппарата - администратор суда; ведущую должность занимают: заместитель руководителя аппарата, управляющий делами, начальник отдела, заместитель управляющего делами, заместитель начальника отдела; старшую должность занимают: консультант, главный специалист, секретарь судебного заседания, ведущий специалист; а младшую должность занимают: специалист I категории, специалист II категории, специалист. Но все эти должности, несмотря на различие их функций, обязанностей и ответственности, имеют общее: это должности не судьи, а работника аппарата арбитражного суда.
Центральную должность в аппаратах всех арбитражных судов страны занимают администраторы судов, можно даже говорить о вертикали этой должности, что в определенной мере размывает принцип единоначалия в суде. Утвержденное Приказом Председателя ВАС РФ от 10 февраля 2004 г. N 12 Положение о руководителе аппарата - администраторе арбитражного суда предусматривает, что администратор ВАС РФ и его заместитель назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем ВАС РФ, а администраторы иных арбитражных судов назначаются на должность и освобождаются от должности председателем соответствующего арбитражного суда по согласованию с ВАС РФ. По Положению администратор призван способствовать созданию организационных, информационных, материально-технических и иных условий для осуществления правосудия, укрепления самостоятельности арбитражного суда, независимости судей, и ему подчиняются структурные подразделения аппарата суда или работники, выполняющие функции по организационному, финансово-экономическому, документационному, информационному, хозяйственному обеспечению деятельности суда, за исключением тех структурных подразделений или работников, статус которых определен федеральным законом или руководство которыми отнесено к исключительной компетенции председателя соответствующего суда.
Но определенная вертикаль администраторов в арбитражно-судебной системе - исключение, а правило - единоначалие председателя арбитражного суда в отношении аппарата суда. Есть и общие правила.
В частности, работник аппарата (подразделения) арбитражного суда, как государственный служащий, не вправе: занимать другую должность в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях (кроме случаев, предусмотренных законом); заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы; быть представителем по делам третьих лиц в суде; использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения его служебной деятельности, другое государственное имущество и служебную информацию; получать гонорары за публикации и выступления в порядке осуществления служебной деятельности в качестве государственного служащего; получать в связи с исполнением должностных полномочий подарки, денежное и иное вознаграждение от юридических лиц и граждан; выезжать в командировку за границу за счет юридических лиц и граждан (за исключением служебных поездок); принимать участие в забастовках, а также в иных действиях, нарушающих функционирование государственных органов; использовать должностные полномочия государственного служащего для пропаганды отношения к религии и выступать в качестве государственного служащего участником религиозных церемоний.
Работник суда, как государственный служащий, обязан сохранять государственную, служебную и иную охраняемую законом Российской Федерации тайну, в том числе и после прекращения государственной службы в суде, он также обязан сохранять в тайне ставшие ему известными в связи с исполнением должностных полномочий сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан. Он имеет право давать показания или делать заявления в отношении информации, содержащей государственную, служебную или иную охраняемую законом Российской Федерации тайну, только в связи с возбужденным уголовным делом и в иных прямо предусмотренных законом случаях, письменно предупредив об этом руководителя. При этом работник, получивший в указанном порядке информацию, содержащую государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, несет ответственность за ее сохранность.
Работник аппарата арбитражного суда, как государственный служащий, не может использовать после прекращения государственной службы информацию, которая стала ему известна в связи с исполнением должностных полномочий и составляет государственную, служебную или иную охраняемую законом Российской Федерации тайну. Кроме того, он при прекращении государственной службы обязан возвратить все документы, содержащие служебную информацию. За неисполнение и ненадлежащее исполнение работником суда, как государственным служащим, возложенных на него обязанностей, превышение должностных полномочий, а равно за несоблюдение установленных ограничений, связанных с государственной службой, на него могут налагаться дисциплинарные взыскания. При этом дисциплинарное взыскание на него не может быть наложено за деяние, за совершение которого законом предусмотрена иная ответственность.
Дисциплинарное взыскание налагается лицом или органом, назначившим государственного служащего на должность, и предусматривает следующие виды взысканий: замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, увольнение с государственной службы.
Поскольку аппарат арбитражного суда создан и функционирует для обеспечения деятельности арбитражных судей, сам этот аппарат структурируется по своим функциям и предназначениям и его общие размеры и структура различаются в арбитражных судах по двум критериям:
а) в зависимости от уровня звенности суда в системе: разумеется, функции аппарата арбитражного суда субъекта РФ отличаются от функций аппарата арбитражного апелляционного суда и от аппарата федерального арбитражного суда округа, тем более ВАС РФ, поскольку у этих судов и у судей этих судов все-таки различные функции и задачи;
б) в зависимости от численности судов: чем меньше судей в конкретном арбитражном суде, тем проще там аппарат, в смысле он менее структурирован, и тем меньше там численность работников-специалистов аппарата суда.
В то же время различия здесь не принципиальные, поскольку цель у аппаратов различных арбитражных судов едина.
В настоящее время в системе арбитражных судов действует Приказ Председателя ВАС РФ от 26 марта 2002 г. N 8, которым были утверждены - на основе решения Совета председателей арбитражных судов страны от 18 февраля 2002 г. и с учетом Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 гг. - примерные структуры арбитражных судов.
В самом ВАС РФ созданы и действуют свои подразделения. Приказом Председателя ВАС РФ от 3 июля 2003 г. N 42 утверждены Положения: о Приемной ВАС РФ, о Секретариате Пленума и Президиума ВАС РФ, о Секторе международного частного права, об Управлении анализа и обобщения судебной практики, об Управлении законодательства, об Организационно-контрольном управлении, о Финансово-экономическом управлении, об Управлении делопроизводства, о Международно-правовом отделе, об Отделе информатизации, об Управлении капитального строительства; при этом известно, что ряд подразделений ВАС РФ действует на основе положений, утвержденных ранее, например Управление кадров и государственной службы, в редакции журнала "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и др. Принципиальное отличие структуры аппарата ВАС РФ от структуры аппарата Верховного Суда РФ состоит, повторимся, в том, что в ВАС РФ нет Судебного департамента, который создан при ВС РФ, поэтому ВАС РФ вынужден создавать те подразделения, которые для "обслуживания" служб своей системы созданы в системе судов общей юрисдикции, но сконцентрированы в специальном ведомстве - Судебном департаменте - федеральном и региональных.
Вообще же компетенция, задачи, функции и другие параметры организации и деятельности подразделений аппарата арбитражных судов и отдельных специалистов закрепляются в локальных актах самих судов - в положениях об этих подразделениях, в должностных характеристиках (инструкциях) руководителей и специалистов подразделений и т.д., а сами эти локальные акты утверждаются председателем суда, иногда с предварительным обсуждением и одобрением президиумом суда. В таком акте закрепляются: общие положения, задачи, структура, функции, права, взаимоотношения с другими подразделениями суда, ответственность и т.д.
Разумеется, структура аппаратов арбитражных судов всех звеньев системы не является чем-то навечно застывшим. Она развивается в зависимости от общих задач, встающих перед системой арбитражных судов страны, обусловленных состоянием экономики и развивающимся экономическим законодательством, и от конкретных задач, встающих перед каждым в отдельности арбитражным судом. Естественно, возможности совершенствования аппаратов арбитражных судов ограничены объемами финансирования и штатной численностью сотрудников судов.
Коментариев: 0 | Просмотров: 38 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
Добавление комментария
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]
{bbcode}
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]{wysiwyg}



ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: