НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
-
Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
-
О cущности правосознания (И.А. Ильин)
-
Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
-
Типы господства (Макс Вебер)
-
Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
-
Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
-
Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
-
План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
-
Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
-
Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
-
История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
-
Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
-
Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
-
Французское административное право (Г.Брэбан)
-
Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
-
Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
-
Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
-
Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
-
Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
-
Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
-
Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
-
Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
-
Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Законом о статусе судей предусмотрено, что к осуществлению правосудия в качестве судьи, кроме исполнения обязанностей судьи Конституционного Суда РФ, может быть привлечен с его согласия судья, находящийся в отставке, на срок до одного года в случае наличия вакантной должности судьи, либо в случае временного значительного увеличения объема работы в суде, либо в случае отсутствия судьи или приостановления его полномочий. Привлечение судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей судьи производится председателем вышестоящего суда при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей. В системе арбитражных судов это не практикуется, и жесткость такого подхода непонятна - подчас есть и высококвалифицированные арбитражные судьи в отставке, и соответствующие вакансии, и острая потребность в заполнении этих вакансий, и конкретная готовность "отставника" эту вакансию сроком до года заполнить - при отсутствии какой-либо кандидатуры "на подходе", которая эту вакансию потенциально может заполнить...
Но ушедший в отставку судья может работать в сфере правосудия не только судьей. В соответствии с Законом о статусе судей (в ред. от 24 июня 1999 г.) судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя. При этом в период осуществления этой деятельности на судью не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные законом, а членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается. Еще раньше, 30 октября 1998 г., федеральный Совет судей своим Постановлением признал возможным привлечение судей, пребывающих в отставке, к работе в системе Судебного департамента при ВС РФ.
Чрезвычайно важным в деле становления независимой судебной власти в современной России являются гарантии независимости и неприкосновенности судьи как носителя этой власти. По сути дела, независимость судьи служит краеугольным камнем независимости судебной власти как самостоятельной и составной части государственной власти . В ст. 120 Конституции РФ провозглашено:
--------------------------------
См.: Терехин В.А. Самостоятельность судебной власти и независимость судей как гарантия прав граждан // Государство и право. 2001. N 8. С. 42 - 50.
"1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом".
В Законе о статусе судей закреплено, что независимость судьи обеспечивается предусмотренной законом процедурой отправления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. В Законе сказано, что судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства, а органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.
Законом предусмотрено, что гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, распространяются на всех судей в России и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов.
В Законе оговорено: всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону, а судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом. В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи никому не подотчетны, проявление неуважения к ним (или к суду) влечет установленную законом ответственность, а требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц, при этом информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно, а неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.
Принцип независимости судей имеет две стороны:
а) судья независим при осуществлении правосудия;
б) судья одновременно зависим от необходимости при осуществлении правосудия строго соблюдать действующее законодательство.
Сейчас это положение вещей представляется не только законным, но и прямо вытекающим из Конституции РФ 1993 г., провозгласившей принцип разделения властей. Однако сравнительно недавно - по историческим меркам, разумеется, - с 1928 по 1934 гг. в России не только не было и речи о таком принципе в распределении сфер государственных полномочий, наоборот, судебная власть по закону, точнее на основании Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 30 января 1928 г., подчинялась исполнительной власти. Выражалось это в том, что Председатель Верховного Суда России являлся по должности заместителем народного комиссара юстиции (наряду с прокурором Республики) и судебное управление осуществляли организационно-инструкторские управления Наркомюста.
Другой важнейшей составляющей самостоятельности и независимости судебной власти и судей, ее носителей, является закрепленный в законе принцип неприкосновенности судьи. Ст. 122 Конституции РФ прямо провозглашает:
"1. Судьи неприкосновенны.
2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определенном федеральным законом".
В Законе о статусе судей в настоящее время прямо сказано: судья неприкосновенен; неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений). Судья, в том числе по истечении срока его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.
С конца 2001 г. установлено, что решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи федерального арбитражного суда либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу, принимается Генеральным прокурором РФ на основании заключения Судебной коллегии в составе трех судей ВС РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.
Обеспечению независимости и самостоятельности судебной власти служит принцип несменяемости судьи - ее носителя. Статья 121 Конституции РФ провозгласила:
"1. Судьи несменяемы.
2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом".
Независимость и неприкосновенность судей не означает отсутствие законодательных возможностей привлечения их к ответственности. Раньше, до конца 2001 г., в Законе о статусе судей (п. 2 ст. 16) прямо и императивно указывалось: "Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности". Принятые в конце 2001 г. изменения в этот Закон положение дел изменили. Теперь за совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм Закона о статусе судей, а также положений Кодекса судейской этики) на судью (за исключением судей Конституционного Суда РФ) может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде: предупреждения; досрочного прекращения полномочий судьи. Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения. Установлено, что если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания судья не совершил нового дисциплинарного проступка, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности. Что касается административной ответственности, то теперь решение по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи федерального арбитражного суда принимается судебной коллегией в составе трех судей ВС РФ по представлению Генерального прокурора РФ в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора РФ.
Как видно из вышеизложенного, в вопросах, связанных с наделением профессионального юриста полномочиями арбитражного судьи, с реализацией арбитражным судьей своих правомочий, вытекающих из принадлежности его к судейскому корпусу России, в вопросах привлечения арбитражного судьи к ответственности - уголовной, административной и дисциплинарной - и в ряде иных важных для арбитражного судьи как носителя судебной власти вопросах, исключительно важна роль органов судейского сообщества.
Еще сравнительно недавно нормативно-правовая база организации, правомочий и деятельности органов судейского сообщества в России представляла собой неконсолидированную и довольно бессистемную совокупность актов разного ранга и уровня, включая акты самих органов судейского сообщества, причем эта совокупность на федеральном законе не основывалась. С принятием в 2002 г. Закона об органах судейского сообщества мало что изменилось. Ежегодно вносимые в него изменения свидетельствуют, с одной стороны, о том, что органам судейского сообщества России крайне необходима надежная - в форме именно федерального закона - стабильная основа организации и деятельности, позволяющая, к тому же, планомерно развиваться, а с другой - что эта стабильная основа пока не создана в полной мере и создается она без должной концептуальной проработки проблемы, практически вне каких-либо научных исследований (за редким исключением).
Судейское сообщество в Российской Федерации, как это прямо установил названный Закон, образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней и судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему страны. Уяснение - с научных позиций - правовой природы судейского сообщества и его органов еще ждет своих исследователей. Пока достаточно сказать, что общественной организацией (общественным объединением граждан) оно не является, поскольку - по закону - не имеет добровольного членства (в Законе прямо сказано, что судьи федеральных судов всех видов и уровней и судьи судов субъектов Федерации являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку), не имеет своего устава, не подлежит государственной регистрации и т.п. В юридической литературе, в частности, считают возможным отнести судейское сообщество, существующее в Российской Федерации, на основании некоторых выделенных признаков, к публично-правовым корпорациям . Зато судейское сообщество Законом наделено - в лице своих органов - серьезными государственными функциями, хотя - по закону - они формируются и действуют для выражения интересов судей как носителей судебной власти, а их основными задачами являются: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судебной этики.
--------------------------------
См.: Машкина Т.И., Морозова Н. Правовая природа квалификационных коллегий судей // Российская юстиция. 2003. N 12. С. 20 - 22.
В настоящее время органами судейского сообщества в нашей стране являются: Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов РФ; Совет судей РФ; советы судей субъектов РФ; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ; квалификационные коллегии судей субъектов Федерации - и, как видно, дифференциации в зависимости от вида судебной системы не подлежат, а это означает отсутствие у арбитражных судей - в рамках арбитражно-судебной системы - "своих" органов судейского сообщества по всей их вертикали. Хорошо это (как раньше было, хотя не без исключений) или плохо, также предстоит выяснять с течением более-менее продолжительного времени, "набора" практики и ее анализа.
Как бы то ни было, все поименованные "общие" органы судейского сообщества в нашей стране осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. Советы судей и квалификационные коллегии судей организуются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим, но при этом квалификационные коллегии судей не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения, что вполне естественно.
Совет председателей арбитражных судов страны, о котором говорилось выше, в числе органов судейского сообщества не назван, что вызывает удивление, поскольку названных органов судейского сообщества сегодня сотни.
Высшим органом судейского сообщества страны является Всероссийский съезд судей. Он правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей, а также правомочен утверждать Кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. Съезд представляет судей всех ветвей судебной власти и всех уровней, поскольку в силу закона делегаты на съезд избираются по достаточно подробно "расписанным" в законе нормам представительства.
В субъекте РФ высшим органом судейского сообщества является конференция судей субъекта РФ. В каждом из субъектов она представляет судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, арбитражного суда субъекта Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, а также мировых судей, судей районных судов и гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта РФ. Конференция судей правомочна принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества в субъекте РФ, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационной коллегии судей, а также правомочна утверждать акты, регулирующие деятельность органов судейского сообщества в субъекте Федерации.
В свою очередь Совет судей РФ формируется Всероссийским съездом судей из числа судей федеральных судов, а также судей судов субъектов Федерации с учетом следующих, так же подробно в законе "расписанных" норм представительства. Совет судей РФ избирает Президиум Совета судей РФ из числа своих членов с учетом необходимости представительства в нем судей федеральных судов и судей судов субъектов Федерации. Президиум является рабочим органом Совета судей РФ и создается для оперативного коллегиального решения вопросов, определяемых регламентом Совета судей страны, заседает обычно раз в два-три месяца.
Советы судей субъектов РФ избираются конференциями судей в количестве и порядке, которые определяются конференциями судей в соответствии с их регламентами с учетом необходимости представительства в них судей соответственно от верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также от мировых судей, судей районных судов и гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов РФ.
Совет судей РФ: созывает Всероссийский съезд судей; дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности генерального директора Судебного департамента при ВС РФ и заслушивает его годовые отчеты об организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; избирает судей в состав ВККС РФ вместо выбывших в период между съездами; изучает, обобщает и распространяет опыт работы органов судейского сообщества, разрабатывает рекомендации по совершенствованию их деятельности; определяет порядок участия судей гарнизонных военных судов, действующих за пределами Российской Федерации, в работе органов судейского сообщества субъектов РФ; осуществляет иные полномочия, отнесенные к его ведению федеральными законами. Его представители вправе участвовать в обсуждении проекта федерального закона о федеральном бюджете в Федеральном Собрании РФ.
В свою очередь такие органы судейского сообщества, как квалификационные коллегии судей, формируются из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов РФ, представителей общественности, представителей Президента РФ. Законом жестко закреплено, что ВККС РФ формируется в количестве 29 членов коллегии, при этом члены коллегии из числа судей избираются по следующим нормам представительства: от судей ВС РФ - два судьи; от судей ВАС РФ - два судьи; от судей федеральных арбитражных судов округов - три судьи; от судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов - четыре судьи; от судей арбитражных судов субъектов Федерации - четыре судьи; от судей окружных (флотских) военных судов - три судьи. Кроме того, десять членов коллегии - представители общественности назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ, а один член коллегии - представитель Президента РФ - назначается Президентом РФ.
Квалификационная коллегия судей субъекта РФ формируется по следующим нормам представительства: от судей суда общей юрисдикции субъекта Федерации - два судьи; от судей арбитражного суда субъекта Федерации - пять судей; от судей гарнизонных военных судов - один судья; от судей районных судов - один судья; от мировых судей - один судья; семь представителей общественности; один представитель Президента РФ. Следует при этом отметить, что законом для некоторых субъектов РФ в силу их специфики (например, в нескольких субъектах РФ нет арбитражных судов) определены иные нормы представительства.
Членами квалификационных коллегий судей не могут быть председатели судов и их заместители, судья не может быть избран одновременно в совет судей и квалификационную коллегию судей одного уровня, а также не может быть членом квалификационных коллегий судей разных уровней. Важно и то, что член квалификационной коллегии судей не может быть избран на должность председателя или заместителя председателя квалификационной коллегии судей более двух раз подряд. Полномочия члена квалификационной коллегии судей из числа судей могут быть досрочно прекращены по его инициативе, либо в случае совершения им дисциплинарного проступка, либо в случае его отсутствия на заседаниях квалификационной коллегии судей в течение четырех месяцев без уважительных причин. Решение о досрочном прекращении полномочий членов квалификационной коллегии судей из числа судей принимается съездом (конференцией) судей, а в период между съездами (конференциями) судей - соответствующим советом судей.
Что касается представителей общественности и представителей Президента РФ в квалификационных коллегиях судей, то по Закону ими могут быть граждане РФ, достигшие 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков, не замещающие государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, не являющиеся руководителями организаций и учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, адвокатами и нотариусами (это требование к представителям общественности), а представителями Президента РФ могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков. Законом также предусмотрено, что полномочия представителей общественности и Президента РФ в качестве членов соответствующих квалификационных коллегий судей могут быть досрочно прекращены:
а) представителя общественности - по решению, соответственно, Совета Федерации РФ, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ - в случаях совершения им порочащего поступка, а также систематического неисполнения им обязанностей члена квалификационных коллегий судей;
б) представителя Президента РФ - Президентом РФ, в принципе даже без указания мотивов и оснований.
Но важно, что и представители общественности, и представители Президента РФ в соответствии с Законом при осуществлении полномочий члена квалификационной коллегии судей, а также во внеслужебных отношениях должны избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти или вызвать сомнения в объективности, справедливости и беспристрастности указанных представителей.
В процедуре наделения полномочиями арбитражного судьи важно и следующее обстоятельство. Подпунктом "л" п. 1 ст. 72 Конституции РФ установлено, что кадры судебных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. До законодательного изменения порядка формирования квалификационных коллегий судей участие субъектов Федерации в комплектовании корпуса федеральных судей, которые работают в данном субъекте РФ, обеспечивалось согласованием с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта кандидатур конкретных судей, которые туда представлялись руководителями судебных органов. В практике имели место случаи, когда свое согласие по конкретной кандидатуре депутаты законодательного (представительного) органа субъекта РФ связывали с судьбой (точнее с результатами) того или иного судебного дела, находящегося в производстве того или иного федерального суда, дислоцирующегося на территории субъекта РФ. В результате по два-три года пополнения в судейский корпус арбитражного суда такого субъекта РФ не поступало, что, естественно, резко негативно сказывалось на качестве правосудия в данном регионе.
Теперь же названное конституционное положение субъекты РФ реализуют более опосредованно - через представителей общественности в составе квалификационных коллегий судей своего субъекта. И процесс делегирования этих представителей в квалификационную коллегию судей - не одномоментный. Например, в Тюменской области:
а) 3 июня 2001 г. областной Думой был дополнен Устав области новыми полномочиями Думы: назначение по представлению губернатора области представителей общественности в состав квалификационной коллегии судей;
б) 21 июня 2002 г. областной Думой был принят и 8 июля 2002 г. губернатором области подписан областной Закон "О выдвижении кандидатур и назначении представителей общественности в состав квалификационной коллегии судей Тюменской области";
в) 25 июля 2002 г. губернатор области издал Постановление "О сроках выдвижения кандидатур представителей общественности в состав квалификационной коллегии судей Тюменской области";
г) 31 июля 2002 г. губернатор области издал распоряжение "О комиссии по отбору кандидатур представителей общественности в состав квалификационной коллегии судей Тюменской области" (с двумя приложениями - о составе комиссии и о ее полномочиях);
д) 19 сентября 2002 г. областная Дума приняла Постановление "О назначении представителей общественности в состав квалификационной коллегии судей Тюменской области" (теперь, естественно, переизбранных).
По таким же сложным процедурам комплектуются сегменты представителей общественности в составе квалификационных коллегий и в других субъектах РФ, и в составе ВККС РФ.
Полномочия выборных органов судейского сообщества не бессрочны. Совет судей РФ и советы судей субъектов РФ избираются соответственно на четыре года и на два года. ВККС РФ и квалификационные коллегии судей субъектов РФ формируются соответственно на четыре года и на два года.
Наконец, для обсуждения вопросов, связанных с совершенствованием организации работы арбитражного суда, выражения законных интересов судей, а также для проведения выборов делегатов на съезд (конференцию) судей в каждом арбитражном суде не реже чем один раз в год могут созываться общие собрания судей, а по решению общего собрания может быть избран совет судей данного суда.
Сколь самостоятельна, значима и независима судебная власть сегодняшней России, видно из полномочий квалификационных коллегий судей. ВККС РФ рассматривает вопросы, отнесенные к ее компетенции федеральными конституционными законами, федеральными законами, и принимает мотивированные решения. Так, она: рассматривает заявления кандидатов на должности Председателя ВАС РФ, его заместителей и представляет Президенту РФ свои заключения; рассматривает заявления кандидатов на должности председателей, заместителей председателей других федеральных судов, а также судей ВАС РФ, федеральных арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов, представляет Председателю ВАС РФ свои заключения; объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей арбитражных судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов; приостанавливает, возобновляет либо прекращает полномочия, а также прекращает отставку председателей, заместителей председателей, судей ВАС РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, членов Совета судей РФ и ВККС РФ, председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов РФ; осуществляет квалификационную аттестацию председателей, заместителей председателей арбитражных судов (за исключением ВАС РФ), а также судей ВАС РФ, федеральных арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов; дает заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей ВАС РФ, федеральных арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов (чего пока не было); присваивает судьям первый и высший квалификационные классы; налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей арбитражных судов, а также на судей ВАС РФ, федеральных арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов за совершение ими дисциплинарного проступка; утверждает положение о порядке работы квалификационных коллегий судей; рассматривает вопросы, отнесенные к компетенции квалификационных коллегий судей субъектов РФ в случае невозможности их разрешения этими коллегиями; знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов РФ, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий; принимает решения о представлении судей к награждению государственными наградами РФ и присвоении им почетных званий РФ; осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами и федеральными законами. Президиум этой коллегии, состоящий из ее председателя и трех его заместителей, избираемых самой коллегией из числа своих членов, является ее рабочим органом, ей подотчетен и образуется для оперативного решения вопросов, связанных с организацией работы коллегии. С декабря 2002 г. стал выходить "Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации".
Соответственно, квалификационные коллегии судей субъектов РФ рассматривают вопросы, отнесенные к их компетенции федеральными конституционными законами, федеральными законами, и принимают мотивированные решения в отношении судей арбитражных судов субъектов РФ. Так, квалификационные коллегии судей субъектов РФ: рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность арбитражного судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации; утверждают состав экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должность судьи соответствующего суда; объявляют в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей судей соответствующего арбитражного суда субъекта РФ с указанием времени и места приема и рассмотрения документов; организуют проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности; приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия, а также прекращают отставку судей соответствующего арбитражного суда субъекта РФ, членов совета судей и квалификационной коллегии судей субъекта РФ; осуществляют квалификационную аттестацию судей арбитражного суда субъекта РФ, присваивают квалификационные классы (за исключением первого и высшего); дают заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей соответствующего арбитражного суда субъекта РФ (чего также пока не было), налагают дисциплинарные взыскания на судей арбитражного суда соответствующего субъекта РФ за совершение ими дисциплинарного проступка; осуществляют иные полномочия в пределах своей компетенции. Порядок деятельности квалификационных коллегий судей России регулируется Положением о квалификационных коллегиях судей, утвержденным ВККС РФ 15 июля 2002 г.
Следует также отметить факт передачи отдельных полномочий от законодательной и исполнительной ветвей федеральной государственной власти ветви единой судебной власти. Так, до принятия Закона об органах судейского сообщества высший квалификационный класс судье присваивался Президентом РФ (на основании ст. 119 Конституции России 1993 г.), теперь же это прерогатива ВККС РФ, закрепленная пп. 7 п. 2 ст. 17 Закона об органах судейского сообщества. Да и закрепление в конце 2001 г. в ст. 4.1 Закона о статусе судей за федеральным Советом судей правомочий по утверждению перечня заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, представленного федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, также свидетельствует о наличии отмеченной тенденции.
В вопросах, связанных с реализацией арбитражными судьями как носителями судебной власти своих функций, своеобразную роль - если рассматривать ситуацию под таким углом зрения - играет Совет при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия. Ныне действующее Положение об этом Совете утверждено Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 961, и в соответствии с данным Положением Совет является консультативным органом, созданным в целях подготовки предложений о приоритетных направлениях проводимой в стране судебной реформы, расширении взаимодействия федеральных органов судебной власти, органов судейского сообщества, организаций и учреждений, осуществляющих деятельность в области права. Его основными задачами являются: участие в законоподготовительном процессе, в том числе проведение экспертизы проектов законодательных актов по вопросам организации и деятельности судебной системы в Российской Федерации; изучение (мониторинг) эффективности кодексов и иных законодательных актов, принимаемых в ходе судебной реформы; подготовка предложений по совершенствованию организации работы судов, повышению профессионального уровня судей, укреплению гарантий их независимости; анализ материалов, публикуемых в средствах массовой информации, о деятельности органов правосудия, подготовка предложений в целях усиления прозрачности правосудия и повышения авторитета судебной власти; обобщение судебной практики по делам, связанным с рассмотрением споров, возникающих в ходе избирательных кампаний по выборам в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ; информирование о развитии судебных систем и судопроизводства за рубежом и деятельности международных судебных органов. Поскольку решения Совета носят исключительно рекомендательный характер, ясно, что рассматривать его в качестве надсудебного органа ни в какой части невозможно; а как эмбрион такого органа?
В судейском сообществе постоянно будируется вопрос о необходимости или, в крайнем случае, целесообразности создания надсудебного органа (это не объединение всех ветвей судебной власти в одну) и возможности, при положительном ответе на этот вопрос, развертывания названного Совета в такой орган.
Наряду с решением многих других важных вопросов это будет способствовать совершенствованию, в частности, законодательства о полномочиях арбитражных судей в качестве носителей судебной власти в соответствии с Конституцией РФ, а также с учетом высказанных в юридической литературе соображений.
--------------------------------
См.: Клеандров М.И. Статус российского судьи: Учеб. пособ. Тюмень, 1999; Клеандров М.И. Судья - центральное звено судебной системы: Учеб. пособ. Тюмень, 1999; Клеандров М.И. Статус судьи. Новосибирск, 2000.
Анализ законоположений об органах судейского сообщества России показывает, что законодатель довольно большое внимание уделяет порядку их формирования, и прежде всего это относится к порядку формирования, а соответственно, и составу ВККС РФ. Процесс этот продолжается - ряд СМИ опубликовал предложения законодательных инициатив Совета Федерации Федерального Собрания РФ по этому вопросу . На наш взгляд, при проведении законопроектной работы в указанном выше направлении необходимо учитывать, что органы судейского сообщества в России должны формироваться и действовать в интересах судей как носителей судебной власти при строгом соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. А поскольку квалификационные коллегии судей обоих уровней являются одним из органов судейского сообщества, естественно, что в их составе судей должно быть, как минимум, больше половины, в противном случае свое главное свойство - органа именно судейского сообщества - они утратят. К тому же Европейской хартией "О статусе судей", подписанной в Лиссабоне в 1998 г. и Россией, предусмотрено, что в подобных органах должно быть не менее половины судей, избранных такими же судьями.
--------------------------------
См.: РГ. 2004. 30 сент.; Известия. 2004. 24 сент.
Далее. Практика деятельности органов судейского сообщества и законодательное обеспечение их организации и функционирования нуждаются в совершенствовании. Например, в федеральном законе об этих органах, в полной мере распространяющихся на систему арбитражных судов, совсем не упомянуто такое названное выше образование, как Совет председателей арбитражных судов, о котором сказано в ст. 22 Закона об арбитражных судах и которое, не без колебаний и с оговорками, все-таки можно, видимо, отнести к органам судейского сообщества. Никак в Законе не представлены (а судя по редакции ст. ст. 1 и 2 Закона - и не предполагалось представлять) судьи в составе международных судов от Российской Федерации, а ведь эти судьи - отнюдь не общественники. С усилением интеграции России в международное экономическое пространство роль международных судов, а следовательно, и роль российских судей, туда делегированных, будет возрастать. Впрочем, относится это не только к экономическому правосудию. Могли бы быть задействованы, быть может - в форме ассоциированного членства в судейском сообществе, и судьи третейских постоянно действующих (не создаваемых, естественно, в режиме ad hoc) судов - как международных, так и внутрироссийских. И т.д.
Ненормальной является ситуация с полным отсутствием какого-либо аппарата у квалификационных коллегий судей, равно как и отсутствие собственного, целевого финансирования. Совокупный объем работы всех квалификационных коллегий судей страны колоссален, и все примерно полторы тысячи судей в их составе работают на общественных началах. Только количество поступивших в квалификационные коллегии судей жалоб на действия судей составило в 2003 г. 20 тыс., общее же число обращений граждан за последние семь лет возросло в семь раз.
С другой стороны, квалификационные коллегии судей сегодня выполняют одновременно триединую задачу: отдела кадров (по существу, это основное "сито" в процессе наделения граждан судейскими полномочиями, как и полномочиями руководителей судов), службы собственной безопасности (проверяют жалобы на судей), совмещенной с функциями аттестационной комиссии (присваивают квалификационные разряды, ходатайствуют о присвоении государственных наград и пр.), а также суда над судьями (прекращают полномочия судей по компрометирующим основаниям, дают санкции на привлечение к административной и уголовной ответственности, применяют меры дисциплинарного наказания). Такое обременение сразу столь обширным объемом функций представляется чрезмерным, об этом - в заключительном разделе данной работы.
Но ушедший в отставку судья может работать в сфере правосудия не только судьей. В соответствии с Законом о статусе судей (в ред. от 24 июня 1999 г.) судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя. При этом в период осуществления этой деятельности на судью не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные законом, а членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается. Еще раньше, 30 октября 1998 г., федеральный Совет судей своим Постановлением признал возможным привлечение судей, пребывающих в отставке, к работе в системе Судебного департамента при ВС РФ.
Чрезвычайно важным в деле становления независимой судебной власти в современной России являются гарантии независимости и неприкосновенности судьи как носителя этой власти. По сути дела, независимость судьи служит краеугольным камнем независимости судебной власти как самостоятельной и составной части государственной власти . В ст. 120 Конституции РФ провозглашено:
--------------------------------
См.: Терехин В.А. Самостоятельность судебной власти и независимость судей как гарантия прав граждан // Государство и право. 2001. N 8. С. 42 - 50.
"1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом".
В Законе о статусе судей закреплено, что независимость судьи обеспечивается предусмотренной законом процедурой отправления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. В Законе сказано, что судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства, а органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.
Законом предусмотрено, что гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, распространяются на всех судей в России и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов.
В Законе оговорено: всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону, а судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом. В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи никому не подотчетны, проявление неуважения к ним (или к суду) влечет установленную законом ответственность, а требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц, при этом информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно, а неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.
Принцип независимости судей имеет две стороны:
а) судья независим при осуществлении правосудия;
б) судья одновременно зависим от необходимости при осуществлении правосудия строго соблюдать действующее законодательство.
Сейчас это положение вещей представляется не только законным, но и прямо вытекающим из Конституции РФ 1993 г., провозгласившей принцип разделения властей. Однако сравнительно недавно - по историческим меркам, разумеется, - с 1928 по 1934 гг. в России не только не было и речи о таком принципе в распределении сфер государственных полномочий, наоборот, судебная власть по закону, точнее на основании Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 30 января 1928 г., подчинялась исполнительной власти. Выражалось это в том, что Председатель Верховного Суда России являлся по должности заместителем народного комиссара юстиции (наряду с прокурором Республики) и судебное управление осуществляли организационно-инструкторские управления Наркомюста.
Другой важнейшей составляющей самостоятельности и независимости судебной власти и судей, ее носителей, является закрепленный в законе принцип неприкосновенности судьи. Ст. 122 Конституции РФ прямо провозглашает:
"1. Судьи неприкосновенны.
2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определенном федеральным законом".
В Законе о статусе судей в настоящее время прямо сказано: судья неприкосновенен; неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений). Судья, в том числе по истечении срока его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.
С конца 2001 г. установлено, что решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи федерального арбитражного суда либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу, принимается Генеральным прокурором РФ на основании заключения Судебной коллегии в составе трех судей ВС РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.
Обеспечению независимости и самостоятельности судебной власти служит принцип несменяемости судьи - ее носителя. Статья 121 Конституции РФ провозгласила:
"1. Судьи несменяемы.
2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом".
Независимость и неприкосновенность судей не означает отсутствие законодательных возможностей привлечения их к ответственности. Раньше, до конца 2001 г., в Законе о статусе судей (п. 2 ст. 16) прямо и императивно указывалось: "Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности". Принятые в конце 2001 г. изменения в этот Закон положение дел изменили. Теперь за совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм Закона о статусе судей, а также положений Кодекса судейской этики) на судью (за исключением судей Конституционного Суда РФ) может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде: предупреждения; досрочного прекращения полномочий судьи. Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения. Установлено, что если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания судья не совершил нового дисциплинарного проступка, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности. Что касается административной ответственности, то теперь решение по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи федерального арбитражного суда принимается судебной коллегией в составе трех судей ВС РФ по представлению Генерального прокурора РФ в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора РФ.
Как видно из вышеизложенного, в вопросах, связанных с наделением профессионального юриста полномочиями арбитражного судьи, с реализацией арбитражным судьей своих правомочий, вытекающих из принадлежности его к судейскому корпусу России, в вопросах привлечения арбитражного судьи к ответственности - уголовной, административной и дисциплинарной - и в ряде иных важных для арбитражного судьи как носителя судебной власти вопросах, исключительно важна роль органов судейского сообщества.
Еще сравнительно недавно нормативно-правовая база организации, правомочий и деятельности органов судейского сообщества в России представляла собой неконсолидированную и довольно бессистемную совокупность актов разного ранга и уровня, включая акты самих органов судейского сообщества, причем эта совокупность на федеральном законе не основывалась. С принятием в 2002 г. Закона об органах судейского сообщества мало что изменилось. Ежегодно вносимые в него изменения свидетельствуют, с одной стороны, о том, что органам судейского сообщества России крайне необходима надежная - в форме именно федерального закона - стабильная основа организации и деятельности, позволяющая, к тому же, планомерно развиваться, а с другой - что эта стабильная основа пока не создана в полной мере и создается она без должной концептуальной проработки проблемы, практически вне каких-либо научных исследований (за редким исключением).
Судейское сообщество в Российской Федерации, как это прямо установил названный Закон, образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней и судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему страны. Уяснение - с научных позиций - правовой природы судейского сообщества и его органов еще ждет своих исследователей. Пока достаточно сказать, что общественной организацией (общественным объединением граждан) оно не является, поскольку - по закону - не имеет добровольного членства (в Законе прямо сказано, что судьи федеральных судов всех видов и уровней и судьи судов субъектов Федерации являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку), не имеет своего устава, не подлежит государственной регистрации и т.п. В юридической литературе, в частности, считают возможным отнести судейское сообщество, существующее в Российской Федерации, на основании некоторых выделенных признаков, к публично-правовым корпорациям . Зато судейское сообщество Законом наделено - в лице своих органов - серьезными государственными функциями, хотя - по закону - они формируются и действуют для выражения интересов судей как носителей судебной власти, а их основными задачами являются: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судебной этики.
--------------------------------
См.: Машкина Т.И., Морозова Н. Правовая природа квалификационных коллегий судей // Российская юстиция. 2003. N 12. С. 20 - 22.
В настоящее время органами судейского сообщества в нашей стране являются: Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов РФ; Совет судей РФ; советы судей субъектов РФ; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ; квалификационные коллегии судей субъектов Федерации - и, как видно, дифференциации в зависимости от вида судебной системы не подлежат, а это означает отсутствие у арбитражных судей - в рамках арбитражно-судебной системы - "своих" органов судейского сообщества по всей их вертикали. Хорошо это (как раньше было, хотя не без исключений) или плохо, также предстоит выяснять с течением более-менее продолжительного времени, "набора" практики и ее анализа.
Как бы то ни было, все поименованные "общие" органы судейского сообщества в нашей стране осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. Советы судей и квалификационные коллегии судей организуются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим, но при этом квалификационные коллегии судей не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения, что вполне естественно.
Совет председателей арбитражных судов страны, о котором говорилось выше, в числе органов судейского сообщества не назван, что вызывает удивление, поскольку названных органов судейского сообщества сегодня сотни.
Высшим органом судейского сообщества страны является Всероссийский съезд судей. Он правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей, а также правомочен утверждать Кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. Съезд представляет судей всех ветвей судебной власти и всех уровней, поскольку в силу закона делегаты на съезд избираются по достаточно подробно "расписанным" в законе нормам представительства.
В субъекте РФ высшим органом судейского сообщества является конференция судей субъекта РФ. В каждом из субъектов она представляет судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, арбитражного суда субъекта Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, а также мировых судей, судей районных судов и гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта РФ. Конференция судей правомочна принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества в субъекте РФ, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационной коллегии судей, а также правомочна утверждать акты, регулирующие деятельность органов судейского сообщества в субъекте Федерации.
В свою очередь Совет судей РФ формируется Всероссийским съездом судей из числа судей федеральных судов, а также судей судов субъектов Федерации с учетом следующих, так же подробно в законе "расписанных" норм представительства. Совет судей РФ избирает Президиум Совета судей РФ из числа своих членов с учетом необходимости представительства в нем судей федеральных судов и судей судов субъектов Федерации. Президиум является рабочим органом Совета судей РФ и создается для оперативного коллегиального решения вопросов, определяемых регламентом Совета судей страны, заседает обычно раз в два-три месяца.
Советы судей субъектов РФ избираются конференциями судей в количестве и порядке, которые определяются конференциями судей в соответствии с их регламентами с учетом необходимости представительства в них судей соответственно от верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также от мировых судей, судей районных судов и гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов РФ.
Совет судей РФ: созывает Всероссийский съезд судей; дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности генерального директора Судебного департамента при ВС РФ и заслушивает его годовые отчеты об организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; избирает судей в состав ВККС РФ вместо выбывших в период между съездами; изучает, обобщает и распространяет опыт работы органов судейского сообщества, разрабатывает рекомендации по совершенствованию их деятельности; определяет порядок участия судей гарнизонных военных судов, действующих за пределами Российской Федерации, в работе органов судейского сообщества субъектов РФ; осуществляет иные полномочия, отнесенные к его ведению федеральными законами. Его представители вправе участвовать в обсуждении проекта федерального закона о федеральном бюджете в Федеральном Собрании РФ.
В свою очередь такие органы судейского сообщества, как квалификационные коллегии судей, формируются из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов РФ, представителей общественности, представителей Президента РФ. Законом жестко закреплено, что ВККС РФ формируется в количестве 29 членов коллегии, при этом члены коллегии из числа судей избираются по следующим нормам представительства: от судей ВС РФ - два судьи; от судей ВАС РФ - два судьи; от судей федеральных арбитражных судов округов - три судьи; от судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов - четыре судьи; от судей арбитражных судов субъектов Федерации - четыре судьи; от судей окружных (флотских) военных судов - три судьи. Кроме того, десять членов коллегии - представители общественности назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ, а один член коллегии - представитель Президента РФ - назначается Президентом РФ.
Квалификационная коллегия судей субъекта РФ формируется по следующим нормам представительства: от судей суда общей юрисдикции субъекта Федерации - два судьи; от судей арбитражного суда субъекта Федерации - пять судей; от судей гарнизонных военных судов - один судья; от судей районных судов - один судья; от мировых судей - один судья; семь представителей общественности; один представитель Президента РФ. Следует при этом отметить, что законом для некоторых субъектов РФ в силу их специфики (например, в нескольких субъектах РФ нет арбитражных судов) определены иные нормы представительства.
Членами квалификационных коллегий судей не могут быть председатели судов и их заместители, судья не может быть избран одновременно в совет судей и квалификационную коллегию судей одного уровня, а также не может быть членом квалификационных коллегий судей разных уровней. Важно и то, что член квалификационной коллегии судей не может быть избран на должность председателя или заместителя председателя квалификационной коллегии судей более двух раз подряд. Полномочия члена квалификационной коллегии судей из числа судей могут быть досрочно прекращены по его инициативе, либо в случае совершения им дисциплинарного проступка, либо в случае его отсутствия на заседаниях квалификационной коллегии судей в течение четырех месяцев без уважительных причин. Решение о досрочном прекращении полномочий членов квалификационной коллегии судей из числа судей принимается съездом (конференцией) судей, а в период между съездами (конференциями) судей - соответствующим советом судей.
Что касается представителей общественности и представителей Президента РФ в квалификационных коллегиях судей, то по Закону ими могут быть граждане РФ, достигшие 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков, не замещающие государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, не являющиеся руководителями организаций и учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, адвокатами и нотариусами (это требование к представителям общественности), а представителями Президента РФ могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков. Законом также предусмотрено, что полномочия представителей общественности и Президента РФ в качестве членов соответствующих квалификационных коллегий судей могут быть досрочно прекращены:
а) представителя общественности - по решению, соответственно, Совета Федерации РФ, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ - в случаях совершения им порочащего поступка, а также систематического неисполнения им обязанностей члена квалификационных коллегий судей;
б) представителя Президента РФ - Президентом РФ, в принципе даже без указания мотивов и оснований.
Но важно, что и представители общественности, и представители Президента РФ в соответствии с Законом при осуществлении полномочий члена квалификационной коллегии судей, а также во внеслужебных отношениях должны избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти или вызвать сомнения в объективности, справедливости и беспристрастности указанных представителей.
В процедуре наделения полномочиями арбитражного судьи важно и следующее обстоятельство. Подпунктом "л" п. 1 ст. 72 Конституции РФ установлено, что кадры судебных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. До законодательного изменения порядка формирования квалификационных коллегий судей участие субъектов Федерации в комплектовании корпуса федеральных судей, которые работают в данном субъекте РФ, обеспечивалось согласованием с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта кандидатур конкретных судей, которые туда представлялись руководителями судебных органов. В практике имели место случаи, когда свое согласие по конкретной кандидатуре депутаты законодательного (представительного) органа субъекта РФ связывали с судьбой (точнее с результатами) того или иного судебного дела, находящегося в производстве того или иного федерального суда, дислоцирующегося на территории субъекта РФ. В результате по два-три года пополнения в судейский корпус арбитражного суда такого субъекта РФ не поступало, что, естественно, резко негативно сказывалось на качестве правосудия в данном регионе.
Теперь же названное конституционное положение субъекты РФ реализуют более опосредованно - через представителей общественности в составе квалификационных коллегий судей своего субъекта. И процесс делегирования этих представителей в квалификационную коллегию судей - не одномоментный. Например, в Тюменской области:
а) 3 июня 2001 г. областной Думой был дополнен Устав области новыми полномочиями Думы: назначение по представлению губернатора области представителей общественности в состав квалификационной коллегии судей;
б) 21 июня 2002 г. областной Думой был принят и 8 июля 2002 г. губернатором области подписан областной Закон "О выдвижении кандидатур и назначении представителей общественности в состав квалификационной коллегии судей Тюменской области";
в) 25 июля 2002 г. губернатор области издал Постановление "О сроках выдвижения кандидатур представителей общественности в состав квалификационной коллегии судей Тюменской области";
г) 31 июля 2002 г. губернатор области издал распоряжение "О комиссии по отбору кандидатур представителей общественности в состав квалификационной коллегии судей Тюменской области" (с двумя приложениями - о составе комиссии и о ее полномочиях);
д) 19 сентября 2002 г. областная Дума приняла Постановление "О назначении представителей общественности в состав квалификационной коллегии судей Тюменской области" (теперь, естественно, переизбранных).
По таким же сложным процедурам комплектуются сегменты представителей общественности в составе квалификационных коллегий и в других субъектах РФ, и в составе ВККС РФ.
Полномочия выборных органов судейского сообщества не бессрочны. Совет судей РФ и советы судей субъектов РФ избираются соответственно на четыре года и на два года. ВККС РФ и квалификационные коллегии судей субъектов РФ формируются соответственно на четыре года и на два года.
Наконец, для обсуждения вопросов, связанных с совершенствованием организации работы арбитражного суда, выражения законных интересов судей, а также для проведения выборов делегатов на съезд (конференцию) судей в каждом арбитражном суде не реже чем один раз в год могут созываться общие собрания судей, а по решению общего собрания может быть избран совет судей данного суда.
Сколь самостоятельна, значима и независима судебная власть сегодняшней России, видно из полномочий квалификационных коллегий судей. ВККС РФ рассматривает вопросы, отнесенные к ее компетенции федеральными конституционными законами, федеральными законами, и принимает мотивированные решения. Так, она: рассматривает заявления кандидатов на должности Председателя ВАС РФ, его заместителей и представляет Президенту РФ свои заключения; рассматривает заявления кандидатов на должности председателей, заместителей председателей других федеральных судов, а также судей ВАС РФ, федеральных арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов, представляет Председателю ВАС РФ свои заключения; объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей арбитражных судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов; приостанавливает, возобновляет либо прекращает полномочия, а также прекращает отставку председателей, заместителей председателей, судей ВАС РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, членов Совета судей РФ и ВККС РФ, председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов РФ; осуществляет квалификационную аттестацию председателей, заместителей председателей арбитражных судов (за исключением ВАС РФ), а также судей ВАС РФ, федеральных арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов; дает заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей ВАС РФ, федеральных арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов (чего пока не было); присваивает судьям первый и высший квалификационные классы; налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей арбитражных судов, а также на судей ВАС РФ, федеральных арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов за совершение ими дисциплинарного проступка; утверждает положение о порядке работы квалификационных коллегий судей; рассматривает вопросы, отнесенные к компетенции квалификационных коллегий судей субъектов РФ в случае невозможности их разрешения этими коллегиями; знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов РФ, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий; принимает решения о представлении судей к награждению государственными наградами РФ и присвоении им почетных званий РФ; осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами и федеральными законами. Президиум этой коллегии, состоящий из ее председателя и трех его заместителей, избираемых самой коллегией из числа своих членов, является ее рабочим органом, ей подотчетен и образуется для оперативного решения вопросов, связанных с организацией работы коллегии. С декабря 2002 г. стал выходить "Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации".
Соответственно, квалификационные коллегии судей субъектов РФ рассматривают вопросы, отнесенные к их компетенции федеральными конституционными законами, федеральными законами, и принимают мотивированные решения в отношении судей арбитражных судов субъектов РФ. Так, квалификационные коллегии судей субъектов РФ: рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность арбитражного судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации; утверждают состав экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должность судьи соответствующего суда; объявляют в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей судей соответствующего арбитражного суда субъекта РФ с указанием времени и места приема и рассмотрения документов; организуют проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности; приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия, а также прекращают отставку судей соответствующего арбитражного суда субъекта РФ, членов совета судей и квалификационной коллегии судей субъекта РФ; осуществляют квалификационную аттестацию судей арбитражного суда субъекта РФ, присваивают квалификационные классы (за исключением первого и высшего); дают заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей соответствующего арбитражного суда субъекта РФ (чего также пока не было), налагают дисциплинарные взыскания на судей арбитражного суда соответствующего субъекта РФ за совершение ими дисциплинарного проступка; осуществляют иные полномочия в пределах своей компетенции. Порядок деятельности квалификационных коллегий судей России регулируется Положением о квалификационных коллегиях судей, утвержденным ВККС РФ 15 июля 2002 г.
Следует также отметить факт передачи отдельных полномочий от законодательной и исполнительной ветвей федеральной государственной власти ветви единой судебной власти. Так, до принятия Закона об органах судейского сообщества высший квалификационный класс судье присваивался Президентом РФ (на основании ст. 119 Конституции России 1993 г.), теперь же это прерогатива ВККС РФ, закрепленная пп. 7 п. 2 ст. 17 Закона об органах судейского сообщества. Да и закрепление в конце 2001 г. в ст. 4.1 Закона о статусе судей за федеральным Советом судей правомочий по утверждению перечня заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, представленного федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, также свидетельствует о наличии отмеченной тенденции.
В вопросах, связанных с реализацией арбитражными судьями как носителями судебной власти своих функций, своеобразную роль - если рассматривать ситуацию под таким углом зрения - играет Совет при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия. Ныне действующее Положение об этом Совете утверждено Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 961, и в соответствии с данным Положением Совет является консультативным органом, созданным в целях подготовки предложений о приоритетных направлениях проводимой в стране судебной реформы, расширении взаимодействия федеральных органов судебной власти, органов судейского сообщества, организаций и учреждений, осуществляющих деятельность в области права. Его основными задачами являются: участие в законоподготовительном процессе, в том числе проведение экспертизы проектов законодательных актов по вопросам организации и деятельности судебной системы в Российской Федерации; изучение (мониторинг) эффективности кодексов и иных законодательных актов, принимаемых в ходе судебной реформы; подготовка предложений по совершенствованию организации работы судов, повышению профессионального уровня судей, укреплению гарантий их независимости; анализ материалов, публикуемых в средствах массовой информации, о деятельности органов правосудия, подготовка предложений в целях усиления прозрачности правосудия и повышения авторитета судебной власти; обобщение судебной практики по делам, связанным с рассмотрением споров, возникающих в ходе избирательных кампаний по выборам в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ; информирование о развитии судебных систем и судопроизводства за рубежом и деятельности международных судебных органов. Поскольку решения Совета носят исключительно рекомендательный характер, ясно, что рассматривать его в качестве надсудебного органа ни в какой части невозможно; а как эмбрион такого органа?
В судейском сообществе постоянно будируется вопрос о необходимости или, в крайнем случае, целесообразности создания надсудебного органа (это не объединение всех ветвей судебной власти в одну) и возможности, при положительном ответе на этот вопрос, развертывания названного Совета в такой орган.
Наряду с решением многих других важных вопросов это будет способствовать совершенствованию, в частности, законодательства о полномочиях арбитражных судей в качестве носителей судебной власти в соответствии с Конституцией РФ, а также с учетом высказанных в юридической литературе соображений.
--------------------------------
См.: Клеандров М.И. Статус российского судьи: Учеб. пособ. Тюмень, 1999; Клеандров М.И. Судья - центральное звено судебной системы: Учеб. пособ. Тюмень, 1999; Клеандров М.И. Статус судьи. Новосибирск, 2000.
Анализ законоположений об органах судейского сообщества России показывает, что законодатель довольно большое внимание уделяет порядку их формирования, и прежде всего это относится к порядку формирования, а соответственно, и составу ВККС РФ. Процесс этот продолжается - ряд СМИ опубликовал предложения законодательных инициатив Совета Федерации Федерального Собрания РФ по этому вопросу . На наш взгляд, при проведении законопроектной работы в указанном выше направлении необходимо учитывать, что органы судейского сообщества в России должны формироваться и действовать в интересах судей как носителей судебной власти при строгом соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. А поскольку квалификационные коллегии судей обоих уровней являются одним из органов судейского сообщества, естественно, что в их составе судей должно быть, как минимум, больше половины, в противном случае свое главное свойство - органа именно судейского сообщества - они утратят. К тому же Европейской хартией "О статусе судей", подписанной в Лиссабоне в 1998 г. и Россией, предусмотрено, что в подобных органах должно быть не менее половины судей, избранных такими же судьями.
--------------------------------
См.: РГ. 2004. 30 сент.; Известия. 2004. 24 сент.
Далее. Практика деятельности органов судейского сообщества и законодательное обеспечение их организации и функционирования нуждаются в совершенствовании. Например, в федеральном законе об этих органах, в полной мере распространяющихся на систему арбитражных судов, совсем не упомянуто такое названное выше образование, как Совет председателей арбитражных судов, о котором сказано в ст. 22 Закона об арбитражных судах и которое, не без колебаний и с оговорками, все-таки можно, видимо, отнести к органам судейского сообщества. Никак в Законе не представлены (а судя по редакции ст. ст. 1 и 2 Закона - и не предполагалось представлять) судьи в составе международных судов от Российской Федерации, а ведь эти судьи - отнюдь не общественники. С усилением интеграции России в международное экономическое пространство роль международных судов, а следовательно, и роль российских судей, туда делегированных, будет возрастать. Впрочем, относится это не только к экономическому правосудию. Могли бы быть задействованы, быть может - в форме ассоциированного членства в судейском сообществе, и судьи третейских постоянно действующих (не создаваемых, естественно, в режиме ad hoc) судов - как международных, так и внутрироссийских. И т.д.
Ненормальной является ситуация с полным отсутствием какого-либо аппарата у квалификационных коллегий судей, равно как и отсутствие собственного, целевого финансирования. Совокупный объем работы всех квалификационных коллегий судей страны колоссален, и все примерно полторы тысячи судей в их составе работают на общественных началах. Только количество поступивших в квалификационные коллегии судей жалоб на действия судей составило в 2003 г. 20 тыс., общее же число обращений граждан за последние семь лет возросло в семь раз.
С другой стороны, квалификационные коллегии судей сегодня выполняют одновременно триединую задачу: отдела кадров (по существу, это основное "сито" в процессе наделения граждан судейскими полномочиями, как и полномочиями руководителей судов), службы собственной безопасности (проверяют жалобы на судей), совмещенной с функциями аттестационной комиссии (присваивают квалификационные разряды, ходатайствуют о присвоении государственных наград и пр.), а также суда над судьями (прекращают полномочия судей по компрометирующим основаниям, дают санкции на привлечение к административной и уголовной ответственности, применяют меры дисциплинарного наказания). Такое обременение сразу столь обширным объемом функций представляется чрезмерным, об этом - в заключительном разделе данной работы.
Коментариев: 0 | Просмотров: 37 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
- Порядок формирования и полномочия квалификационных коллегий судей
- Судейское сообщество и его органы. Порядок их образования и полномочия
- Судейский корпус, его понятие и состав. Единство статуса судей Российской ...
- Квалификационная аттестация судей и присвоение классных чинов
- Порядок назначения на должность председателей военных судов
-
Напечатать Комментарии (0)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
-
Уголовно-правовая
-
Гражданско-правовая
-
Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
-
Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
-
Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
-
Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
-
Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
-
Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
-
Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
-
Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
-
Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
-
Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
-
В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
-
Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
-
Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
-
100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
-
Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
-
Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
-
Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
-
Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
-
Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
-
Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
-
Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
-
Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
-
Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
-
Права человека (Е. А. Лукашева)
-
Справочник прокурора (Трикс А.В.)
-
Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
-
Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
-
Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
-
Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
-
Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
-
Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
-
Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
-
Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
-
Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
-
Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
-
Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
-
Теория доказательств (Владислав Лоер)
-
Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
-
Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
-
Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
-
Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
-
Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
-
Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
-
Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
-
Российское гражданство (Кутафин)
-
Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
-
Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
-
Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
-
Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
-
Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
-
Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
-
Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
-
Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
-
Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
-
Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
-
Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
ДРУЗЬЯ САЙТА:
Библиотека документов юриста
СЧЕТЧИКИ: