Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Современный статус российского арбитражного судьи -1
 (голосов: 0)
  Экономическое правосудие в России | Автор: admin | 8-07-2010, 05:15

С принятием в 1993 г. Конституции РФ можно говорить о базовых, закрепленных в действующей общероссийской Конституции требованиях к статусу судьи в Российской Федерации. Они закреплены в ст. 119 Конституции РФ, где сказано: "Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации".
Закон о статусе судей (с последующими изменениями) детализировал эти конституционные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи и - в разрезе уровней звенности судебной системы - к судье, а также определил процедуру отбора кандидатов на должность судьи. Кстати, термин "статус" - лат. status - состояние, положение; а под правовым статусом судей, соответственно, в литературе понимается совокупность их прав и обязанностей по осуществлению правосудия, а также их прав и обязанностей, вытекающих из их высокого положения .
--------------------------------
См.: Маршунов М.Н. Комментарий к Закону "О статусе судей в Российской Федерации". М.; СПб., 1998. С. 129.

По мнению В.Ф. Яковлева, статус судьи - понятие чрезвычайно емкое, содержательное и многоаспектное; он формируется, во-первых, под влиянием общественной потребности иметь таких судей, которые в состоянии отправлять правосудие на высоком качественном уровне, при этом статус формируется и складывается не одномоментно, это категория историческая; во-вторых, высокий статус судьи есть только в тех государствах, где пройден определенный исторический путь, сложились традиции формирования судейского корпуса и отправления правосудия; в-третьих, это всегда отражение реальной действительности состояния общества и условий, которые существуют в нем для формирования независимого суда и подлинного правосудия .
--------------------------------
См.: Яковлев В.Ф. Статус судьи есть статус власти // Государство и право. 2004. N 11. С. 5.

Арбитражный судья, как и судья иной ветви судебной власти, в соответствии с федеральным (а иное здесь не применяется в принципе) законодательством, - лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе. Как и судьи иных ветвей судебной власти (иных сегментов судебной системы России), арбитражный судья должен быть гражданином РФ, имеющим высшее юридическое образование и соответствующим требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи Конституцией РФ и соответствующими федеральными конституционными и федеральными законами.
Таким образом, в соответствии с действующим (в том числе с учетом изменений, внесенных в конце 2001 г.) федеральным законодательством он должен соответствовать следующим требованиям к кандидатам на должность арбитражного судьи:
а) быть гражданином РФ;
б) достигнуть определенного возраста: 25 лет - для судьи арбитражного суда субъекта Федерации (до конца 2001 г. - по факту - требовалось достижение 30-летнего возраста); 30 лет - для судьи арбитражного апелляционного суда и судьи федерального арбитражного суда округа; 35 лет - для судьи ВАС РФ;
в) иметь высшее юридическое образование;
г) иметь стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет - для судьи арбитражного суда субъекта РФ, не менее семи лет - для судьи арбитражного апелляционного суда и судьи федерального арбитражного суда округа и не менее 10 лет - для судьи ВАС РФ.
Здесь нужно принять во внимание, что в соответствии с рекомендациями, одобренными комиссией при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов на заседании 5 апреля 2002 г. (официальные разъяснения на эти темы дает также ВККС РФ), допускается включать в стаж работы на должностях, требующих юридического образования, периоды трудовой деятельности лиц, имеющих среднее юридическое образование, и лиц, получивших неполное высшее юридическое образование после успешного окончания второго курса вуза.
Но жизнь всегда шире законодательных формулировок, а в России - тем более. В нашей стране и раньше, и сейчас многие должности государственных и муниципальных служащих, требующие юридического образования, в реалии занимают люди, такового вообще не имеющие, либо закончившие юридический колледж и получившие, таким образом, среднее юридическое образование, либо обучающиеся сейчас в вузе по юридической специальности (притом что немало лиц с высшим юридическим образованием по специальности не работает). ВККС РФ дала официальное разъяснение (изложено в ее разъяснении от 18 июля 2002 г.), несколько отличающееся от одобренных комиссией 5 апреля 2002 г., в соответствии с которыми допускается включать в стаж работы на должностях, требующих юридического образования, периоды трудовой деятельности лиц, имеющих среднее юридическое образование, и лиц, получивших высшее юридическое образование, а также неполное высшее юридическое образование - при наличии об этом документа установленного образца. А для совмещающих учебу в юридическом вузе с работой на требующих юридического образования должностях, указанных в Законе о статусе судей, стаж, согласно разъяснениям ВККС РФ, начинает исчисляться после успешного окончания того курса, после которого вузом в соответствии с его уставом выдается документ установленного образца о неполном высшем юридическом образовании, и при этом учитывается только образование, полученное претендентом в учебном заведении, имеющем государственную аттестацию. И это не обязательно после второго курса, например, в Институте государства и права Тюменского госуниверситета документ установленного образца о неполном высшем образовании по специальности "юриспруденция" выдается студентам: дневной и заочной формы обучения - после второго курса; сокращенной формы обучения - после первого курса на базе высшего и среднего специального образования.
Для арбитражных судей предпочтительным является, естественно, не вообще работа по юридической специальности, а связанная с применением именно экономического законодательства. Подтверждением трудовой деятельности могут служить трудовая книжка, должностные инструкции и должностные обязанности кандидата по периодам работы, зачисляемым в стаж по юридической специальности, и т.д.;
д) не быть замеченным в совершении порочащих его поступков;
е) сдать квалификационный экзамен;
ж) получить рекомендацию соответствующей квалификационной коллегии судей;
з) пройти соответствующее медицинское освидетельствование.
В целом закрепленная в законе процедура отбора кандидатов на должность арбитражного судьи и наделения его полномочиями судьи арбитражного суда выглядит следующим образом. Установлено, что отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе, при этом любой гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование и достигший определенного - указанного выше - возраста, имеет право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи. Порядок организации и деятельности экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи арбитражного суда в настоящее время определяется Положением об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утвержденным ВККС РФ 15 мая 2002 г. Это означает, что для приема экзаменов у кандидатов в судьи в субъекте РФ создается единая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи федерального суда общей юрисдикции и арбитражного суда (а в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Федерации, также на должность судьи субъекта Федерации, т.е. на должность мирового судьи и (или) судьи конституционного (уставного) суда). Но цель этого квалификационного экзамена одна - установить наличие у претендента профессиональных знаний, необходимых для работы в суде определенного вида и уровня. Да и содержание экзаменационных билетов и письменного задания, как это закреплено в п. 3.1 Положения, предопределяется тем, на должность судьи какого вида суда и уровня звенности системы претендует кандидат. Следовательно, квалификационный экзамен на должность судьи арбитражного суда сдаст тот претендент, который проявит свои знания и способности к осуществлению:
а) именно экономического правосудия;
б) именно в арбитражном суде определенного уровня звенности.
Это означает, что экзамены кандидаты на должность судьи арбитражного апелляционного суда, судьи федерального арбитражного суда и судьи ВАС РФ сдают экзаменационной комиссии, сформированной ВККС РФ.
Экзамен должны сдавать лица, которые претендуют на должность судьи арбитражного суда с 21 июня 1995 г., а состоящие к этому времени (с того времени) в данной должности, как и в должности руководителя (председателя и заместителя председателя) суда и т.д., экзамен не сдают. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи, при этом трехлетний срок действия квалификационного экзамена определяется на момент представления материалов Президенту России.
После сдачи квалификационного экзамена у претендента наступает второй этап. Председатель арбитражного суда, в котором открылась вакансия судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии. В свою очередь, квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения этого сообщения объявляет об открытии вакансии в СМИ (для судей ВАС РФ, федеральных арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов - в "Российской газете", а судей арбитражных судов субъектов Федерации - в официальных изданиях соответствующих субъектов РФ, но часто - тоже в "Российской газете") с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. Таким образом, претендент обращается в квалификационную коллегию судей непосредственно с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи арбитражного суда. Квалификационная коллегия рассматривает - в пределах своих полномочий - заявление лица, претендующего на должность судьи арбитражного суда, и предоставленные им документы по жестко определенному законом перечню, организует проверку этих документов (по закону квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности предоставленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования; эта проверка необходима прежде всего потому, что судьи на период исполнения своих полномочий допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, и квалификационные коллегии судей поручают органам ФСБ России (как и иным органам) проведение проверочных мероприятий в отношении всех кандидатов в судьи с их письменного согласия и в соответствии с Федеральными законами "Об оперативно-розыскной деятельности" и "О государственной тайне") и с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации данного лица либо об отказе в этой рекомендации. При этом установлено, что повторное обращение в квалификационную коллегию судей допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения. На этом этапе практика серьезно пробуксовывает, и механизм проверки кандидатов в арбитражные судьи остро нуждается в улучшении, о чем - ниже.
Далее квалификационная коллегия судей - как ВККС РФ, так и субъекта РФ - по результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на конкретную вакантную должность арбитражного судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений и с учетом результатов квалификационного экзамена принимает решение о рекомендации одного (или - с апреля 2005 г. - нескольких) из претендентов на вакантную должность судьи. Естественно, если в процессе проверки указанных документов и сведений установлена недостоверность какого-либо документа, его раздела, пункта и т.п., то гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность арбитражного судьи. В случае если ни один из граждан, претендующих на должность арбитражного судьи, не соответствует требованиям к претендентам на эту должность, предъявляемым законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность арбитражного судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на эту же должность арбитражного судьи. Установлено, что решение квалификационной коллегии судей о рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Более того, решение об отказе в рекомендации на должность арбитражного судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.
При рассмотрении кандидатуры учитываются требования, предъявляемые к арбитражному судье законом. Они состоят в том, что судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы; при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности; при этом судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Важно отметить и введенное в конце 2001 г. в Закон о статусе судей положение о поддержании уровня квалификации, необходимого для осуществления полномочий судьи. Установлено, что судья имеет право на повышение квалификации один раз в три года в учреждениях высшего профессионального и послевузовского профессионального образования с сохранением денежного содержания на период обучения. Повышение квалификации организует ВАС РФ, осуществляется оно для арбитражных судей за счет средств федерального бюджета. Таким образом, еще одним квалификационным требованием, предъявляемым теперь Законом к арбитражному судье, является постоянное повышение собственной профессиональной квалификации.
Кроме закона, есть еще один документ, являющийся актом органа судейского сообщества и в силу этого закрепляющий определенные требования к судье. Долгие годы им был Кодекс чести судьи РФ, одобренный II Всероссийским съездом судей и принятый Советом судей 21 октября 1993 г. В настоящее время это Кодекс судейской этики, утвержденный VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г. Наряду с общими морально-нравственными требованиями, предъявляемыми к судье, и правилами осуществления им профессиональной деятельности, в Кодексе закреплены более конкретные запреты относительно внеслужебной деятельности судьи - установлено, в частности, что: внеслужебная деятельность судьи не должна вызывать сомнений в его порядочности и честности; судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер, или в других политических акциях; судья должен избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство; судья должен воздерживаться от финансовых и деловых связей, которые могут поставить под сомнение его беспристрастность или повлиять на исполнение им профессиональных обязанностей, и т.д. Опосредованно эти требования относятся и к кандидату на должность судьи, они учитываются при решении вопроса о кандидатуре в судьи.
Наконец, следует указать и на введение в конце 2001 г. требования к здоровью кандидата в судьи. Законом о статусе судей установлено, что для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей РФ на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения. А форма документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Но поскольку утвержденный Советом судей РФ Постановлением от 26 декабря 2002 г. N 78 по представлению Минздрава России Перечень заболеваний страдает, по мнению автора данной работы, серьезным недостатком - в нем нет таких болезней, как СПИД, проказа, сифилис (в том числе даже мозга 4 - 1 стадии) и туберкулез (в том числе открытой формы и последней стадии), налицо серьезная проблема, о чем - ниже.
При положительном решении вопроса квалификационная коллегия представляет председателю соответствующего арбитражного суда заключение на рекомендованного ею кандидата. В случае несогласия председателя суда с заключением оно возвращается в ту же квалификационную коллегию судей для повторного рассмотрения (это можно квалифицировать как вето, налагаемое председателем суда). При повторном положительном - двумя третями голосов - заключении председатель суда вносит кандидатуру для дальнейшего рассмотрения (это можно квалифицировать как преодоление вето председателя суда). Далее наступает этап окончательных проверок на федеральном и региональном уровнях. Лишь положительное решение вопроса в отношении кандидата в арбитражные судьи данного арбитражного суда позволяет перейти к следующему этапу.
Закон теперь не требует, чтобы кандидатура претендента на должность судьи арбитражного суда субъекта Федерации представлялась Председателем ВАС РФ Президенту РФ "с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации", но раньше это было обязательным. Форма выражения этого мнения законодательного (представительного) органа субъекта РФ не определялась. На практике в разных регионах России имело место весьма большое разнообразие форм - от визирования представления председателем комиссии (комитета) по законности областной (краевой) думы до специального рассмотрения вопроса депутатами на очередном заседании областной (краевой) думы с предварительным рассмотрением кандидатуры профильной комиссией думы - этот вопрос определялся регламентом законодательного (представительного) органа субъекта Федерации.
В Тюменской области, например, кандидатура судьи обсуждалась на профильной комиссии, после чего представлялась на утверждение сессии Тюменской областной Думы. Принятыми в конце 2001 г. изменениями в Закон о статусе судей необходимость указанного учета мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Федерации исключена.
В связи с созданием в Российской Федерации федеральных округов обязательным является согласование кандидатур арбитражных судей с полномочным представителем Президента РФ в данном округе. В п. 6 Положения о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе, утвержденного Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849, установлено, что этот полномочный представитель согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом РФ. Поскольку арбитражные судьи субъектов РФ отвечают этому критерию, их назначение на должность также должно быть согласовано с полномочным представителем Президента РФ в данном федеральном округе.
В Уральском федеральном округе, например, это делается на основании Временного порядка согласования назначений на должности судей арбитражных судов субъектов РФ, судей федеральных судов общей юрисдикции, утвержденного полномочным представителем Президента РФ в Уральском федеральном округе от 6 февраля 2001 г. Кроме того, принято кандидатуру претендента на должность судьи арбитражного суда субъекта РФ согласовывать с главой исполнительной власти субъекта РФ. Кандидаты на должность судьи арбитражных апелляционных судов, федеральных арбитражных судов округов и ВАС РФ этот барьер, естественно, не проходят.
На следующем этапе материалы Председателем ВАС РФ передаются в Комиссию при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов, Положение о которой утверждено Указом Президента РФ от 4 октября 2001 г. N 1185.
На заключительном этапе:
а) судьи арбитражных судов субъектов РФ, судьи арбитражных апелляционных судов и судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВАС РФ;
б) судьи ВАС РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения Председателя ВАС РФ.
Срок полномочий председателей и заместителей председателей федеральных судов России (за исключением Конституционного Суда РФ), следовательно, в том числе арбитражных судов, раньше не имел ограничений. Конституция РФ, определяя статус судьи, не регламентирует статус должностных лиц, работающих в суде, в том числе являющихся его руководителями; устанавливая и гарантируя принцип несменяемости судей, не говорит того же о праве судьи на бессрочное пребывание в должности руководителя суда. Поэтому теперь, с конца 2001 г., срок пребывания судьи в должности руководителя суда составляет, как сказано выше, шесть лет. При этом одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.
Вместе с тем законодательное установление в конце 2001 г. шестилетнего срока пребывания в должности председателя и заместителя председателя арбитражного суда не означает, что сегодня (либо к моменту вступления в силу этого законодательного установления) все руководители этих судов, проработавшие на руководящих должностях свыше шести лет, должны свой пост покинуть. Законом от 15 декабря 2001 г., внесшим изменения и дополнения в Закон о статусе судей, установлено, что начало срока пребывания в должности председателя, заместителя председателя арбитражного суда, назначенных на должность до вступления в силу Закона от 15 декабря 2001 г., определяется в следующем порядке: срок пребывания в должности председателя, заместителя председателя, назначенных на должность до 31 декабря 1999 г. включительно, исчисляется начиная с 2001 г., с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу их назначения на должность; срок пребывания в должности председателя, заместителя председателя, назначенных на должность с 1 января 2000 г. до 31 декабря 2000 г., исчисляется начиная с 2002 г., с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу их назначения на должность; срок пребывания в должности председателя, заместителя председателя, назначенных на должность с 1 января 2001 г., но до вступления в силу названного Закона, исчисляется начиная с 2003 г., с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу их назначения на должность. При этом названный срок пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда считается первым сроком пребывания в должности.
Установление определенного срока означает, что полномочия председателей и заместителей председателей арбитражных судов прекращаются по истечении срока, на который они были назначены. Вместе с тем указанные полномочия могут быть также досрочно прекращены решением соответствующей квалификационной коллегии судей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением председателями, заместителями председателей судов своих должностных обязанностей, предусмотренных федеральными конституционными законами и Законом о статусе судей. Но по прекращении полномочий председателя, заместителя председателя суда за ними сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя, заместителя председателя суда. Обратного соотношения нет - полномочия председателей и заместителей председателей судов приостанавливаются либо прекращаются в случае приостановления либо прекращения полномочий указанных лиц в качестве судей соответствующих судов. То есть можно быть судьей, но не председателем (заместителем председателя суда), но быть председателем (заместителем председателя) суда и не быть при этом судьей нельзя по определению и ни при каких обстоятельствах. Вместе с тем в случае, если на должность председателя или заместителя председателя суда назначается лицо, не являющееся судьей соответствующего суда, и в данном суде отсутствует вакантная должность судьи, штатная численность судей этого суда увеличивается на основании заявления председателя или заместителя председателя соответствующего суда, полномочия которого прекращены.
Если на должность председателя, заместителя председателя арбитражного суда назначается лицо, не замещавшее ранее должности судьи, то его первое назначение на должность председателя, заместителя председателя суда производится на три года, при этом кандидат должен сдать квалификационный экзамен на должность судьи (то же относится и к рядовому арбитражному судье). А по истечении трехлетнего срока указанное лицо может быть переназначено на ту же должность в тот же суд на шесть лет. Учитывая, что одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд, общая продолжительность замещения должности председателя (заместителя председателя) одного и того же суда лицом, назначенным на судейскую должность впервые, составит, таким образом, девять лет.
Судьям арбитражных судов могут присваиваться высший, первый, второй и третий (но не четвертый и пятый) квалификационные классы. При этом сроки пребывания в третьем квалификационном классе установлены в четыре года, во втором классе - пять лет, а срок пребывания в первом классе, как и в высшем, вообще не установлен. Принимая во внимание, что повышение классности - серьезный стимул для самосовершенствования арбитражного судьи (в частности, от класса зависит уровень доплаты к окладу), учитывается не только продолжительность пребывания судьи в очередном классе, но и определение реальной квалификации судьи, его правовая грамотность, повышение им собственного профессионализма, уровень отменяемости вынесенных им решений и другие параметры работы конкретного судьи.
Получил с конца 2001 г. законодательное закрепление и такой важный вопрос, как полномочия председателей и заместителей председателей арбитражных судов. Так, теперь установлено, что председатель арбитражного суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:
а) организует работу суда;
б) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;
в) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном законом, - между судьями;
г) организует работу по повышению квалификации судей;
д) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
е) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;
ж) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.
В свою очередь, заместитель председателя суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для заместителя председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда. В случае временного отсутствия председателя суда (болезнь, отпуск, командировка) его полномочия осуществляет первый заместитель председателя суда, при отсутствии первого заместителя - по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей - по поручению председателя суда один из судей суда. В случае же приостановления либо прекращения полномочий председателя суда его полномочия осуществляет его первый заместитель, при отсутствии же первого заместителя - по решению Председателя ВАС РФ один из заместителей председателя соответствующего суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей - по решению Председателя ВАС РФ один из судей этого суда. В случае приостановления либо прекращения полномочий заместителя председателя суда полномочия заместителя осуществляет по поручению председателя суда другой заместитель, а при отсутствии другого заместителя - по поручению председателя суда один из судей этого суда.
Ранее в законодательстве (за одним исключением - судья Конституционного Суда РФ) не говорилось о моменте, с какого судья считается наделенным судейскими полномочиями. В принципе, могли быть три варианта:
а) с даты подписания Президентом РФ указа о его назначении судьей;
б) с даты подписания председателем суда приказа о приеме на работу судьей на основе указа Президента РФ о назначении судьей;
в) с даты принесения судьей присяги.
Законом было предусмотрено, что судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу установленного законом содержания. Эту присягу судьи ВАС РФ приносили и приносят на собраниях судей этого суда. Судьи же других арбитражных судов приносили и приносят присягу также на собраниях судей, причем присяга приносится судьей перед Государственным флагом РФ. Как бы то ни было, единообразного, закрепленного законом детального порядка приведения судей федеральных судов России к присяге не было, несмотря на то что в совокупности этих судей было уже больше 20 тыс., тогда как для 19 судей Конституционного Суда РФ такой порядок уже был установлен Советом Федерации 25 октября 1994 г. специальным Постановлением "Порядок приведения к присяге судей Конституционного Суда Российской Федерации" N 227-1 СФ.
В конце 2001 г. вопрос о времени вступления арбитражного судьи в должность нашел законодательное закрепление - теперь судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, - со дня его назначения (избрания) на должность судьи.
Законодательно закреплены теперь и сроки полномочий арбитражного судьи. Так, установлено, что полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и Законом о статусе судей. Но предельный возраст пребывания в должности арбитражного судьи теперь (с апреля 2005 г.) установлен - 70 лет. Вместе с тем Законом установлено, что судья федерального суда, за исключением судей ВАС РФ, в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.
Коментариев: 0 | Просмотров: 65 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
Добавление комментария
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]
{bbcode}
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]{wysiwyg}



ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: