Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Структура правового положения (статуса) личности -1
 (голосов: 0)
  Юридический статус личности в России | Автор: admin | 22-06-2010, 17:19
Правовое положение личности, или, иначе говоря, юридический статус человека и гражданина в обществе и государстве, представляет собой сложный и многосторонний конституционно-правовой институт. Прежде всего он закрепляется не только конституциями РФ и ее субъектов, но и законами, а также в ряде
27
случаев и другими нормативными актами^) Каждый человек является субъектом правового общения как в целом, так и во всех его отдельных отраслях. Поэтому его статус в той или иной области регулируется нормами соответствующей отрасли. Например, юридический статус человека, гражданина как собственника во всех деталях определяется и регулируется нормами гражданского права. В конституциях, как это легко установить, содержатся лишь исходные положения.
Бели в юридическом статусе человека видеть его место в правовом общении, то содержание этого статуса закрепляется всеми теми нормами и институтами, которые в большей или меньшей степени призваны обозначить положение и роль человека в обществе, т.е. в производстве, в управлении делами государства, в области духовной жизни. Вследствие очевидного разнообразия этих отношений столь же численно велики и правовые средства, способные выразить его. Отсюда содержание, объем, а также границы правового статуса трудно очертить.
Поэтому под правовым положением человека понимаются его основы, говоря другими словами, "конституционный статус", "конституционное положение". Все они покрываются понятием "основы правового положения (статуса) личности".
"Основы правового положения личности" (далее для краткости будем именовать "основы") выделяются из всей совокупности отношений, образующих в целом правовое общение человека и гражданина в государстве, потому что их содержание определяется Основным законом.
Хотя нормы Конституции имеют прямое, непосредственное действие, тем не менее они далеко не исчерпываются регулирующим воздействием отношений, составляющих содержание основных, конституционных прав и свобод личности. По нормам Конституции нельзя в полной мере судить о социальном статусе членов общества, отражением которого и являются основы. Записанные в Конституции нормы нуждаются в конкретизации" и развитии в законах, прежде всего на уровне федерального законодательства, а также в отдельных случаях и в законах субъектов федерации. В этом смысле термин "конституционный статус" хотя и близок к понятию "основы правового положения личности", однако он не исчерпывает содержание последнего. На эти мысли наводит сам упомянутый термин. Хотя, впрочем, работы, выходившие под этим названием, по общему правилу не ограничиваются анализом норм Конституции и
22
Надо различать понятия "статус" и "статут" Если статус – это состоя-ние (в юридическом смысле), правовое положение, то статут – зто устав (правовой акт), положение о правах и обязанностях каких-либо лиц или органов.
28
также обращаются к текущему законодательству23. Это связано с тем, что в ряде случаев Конституция сама предусматривает принятие развивающего ее федерального закона. Например, в ч. 1 ст. 6 сказано, что "гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом...". Конституция РФ, закрепляя исходные положения института гражданства, предписывает, что порядок приобретения и прекращения гражданства регулируется соответствующим федеральным законом.
Подобным же образом обстоит дело и в других случаях. Можно определенно утверждать, что каждое записанное в Конституции право и свобода человека и гражданина должно подкрепляться законом: одним или рядом законов либо указами Президента, правительственными постановлениями. Только тогда можно рассчитывать на их осуществление. Хотя необходимость подкреплений соответствующим законом конституционных прав и свобод не вызывает сомнений, тем не менее этот факт сам по себе не разрушает конституционных основ статуса, не превращает их в правовое положение личности в целом, охватывающее юридическое состояние человека и гражданина во всевозможных подробностях. Системообразующим элементом, их специфическим стержнем, как бы ни было обширно сопутствующее им законодательство, всегда остаются конституционные предписания.
/Основы, как и правовое положение в целом, носят объективный характер. Их содержание не зависит от воли и сознания отдельной личности и даже сколько-нибудь обширной группы людей. Социальный статус человека, юридическим выражением которого являются основы, складывается под воздействием всей совокупности общественно-экономических, политических и даже психологических факторов, сформировавшихся в обществе. Решающее значение здесь имеют, как-уже отмеч-алось; труд и собственность. В соответствии с этим устанавливается юридическое состояние личности. Кроме объективной, так сказать, внешней стороны есть еще внутренняя, субъективная сторона. Последняя заключается в том, что индивид в рамках общего юридического статуса действует свободно, т.е. по своей воле, сознательно избирая вид и меру своего поведения, сообразуясь с логикой развития реальной действительности в целях достижения поставленных задач.
Таким образом, основы правового положения человека и гражданина должны быть сконструированы государством с таким расчетом, чтобы обеспечить простор для жизни и деятельности каждому находящемуся в стране человеку. \
в
Конституционный статус личности в СССР.
29
^/^Исторически структура правового статуса личности складывалась на протяжении длительного времени. Еще в Древнем Риме свободные от рабства люди обладали статусом либо гражданина, либо простого человека (плебея). Первый был по тогдашним условиям "полноправным" субъектом общественно-политической жизни; вторые таким правом не обладали24.
Одним словом, гражданство (или лоддэнство> с древности стало определяющим элементом положения индивида в государстве.^ результате длительного исторического развития в общественно-политической мысли утверждалась идея о необходимости признания не только права политического субъекта – подданного, гражданина, но и права человека как такового, независимо от его государственно-правовой принадлежности к той или иной стране (государству). Долгое время это было лишь в идеале. Только Великая французская революция записала эту идею в знаменитой Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г. Таким образом, было положено историческое начало признанию прав человека в качестве более широкой категории, чем права и свободы гражданина. К числу первых были отнесены такие права и свободы, как право частной собственности, свобода и безопасность личности, свобода выражения мнений и свобода передвижения.
Основополагающие международные документы – Всеобщая деклара-ция прав и свобод человека 1948 г., а также международные пакты о правах и свободах человека, принятые ООН в 1966 г., – свободны от принципа политической принадлежности индивида к какому-либо государству. Они не употребляют термин "гражданин", а говорят о "человеке", о его правах и свободах как всеобщей высшей ценности. Их неуклонное соблюдение поставлено под всеобщий контроль, а их нарушение определяет основания отношений мировой общественности к политике того или иного государства. Вот почему наша Конституция в заголовке второй главы и в тексте наряду с термином "гражданин" употребляет термин "человек", чего прежде, как известно, не было в советских конституциях.
Юридический термин "человек" несет в Конституции двоякую нагрузку. Во-первых, он приводит в соответствие Основной закон с текстом упомянутых международных документов; во-вторых, обеспечивает признание за каждым находящимся на территории России лицом, независимо от его политико-правовой принадлежности, декларируемые международным сообществом права и свободы человека. Однако в государстве эти права и свободы являются вместе с тем и в первую очередь правами и свободами гражданина.
24
Подробнее об этом см'Бережнов ЛГ Права личности некоторые вопросы
теории М , 1991
30
Политико-правовая связь между государством и личностью возникает по двум главным и решающим основаниям. Во-первых, индивид, находящийся на территории Российской Федерации, подпадает под действие ее суверенитета, на него распространяется юрисдикция нашего государства. Это предопределяет его правовой статус. Общим основанием такого пребывания в стране, за исключением дипломатических представителей иностранных государств, служит право убежища, а также соглашение России с каким-либо иностранным государством, дающим право его гражданам въезжать в РФ и находиться на ее территории. Кроме того, основанием для этого является миграция из бывших советских республик русскоязычного населения. Во-вторых, и это главное, наличие российского гражданства.
/Гражданство – исходное начало формирования как в целом правового положения человека, так и в особенности конституционных основ его статуса.
Институт гражданства устанавливает первичную политико-пра-
вовую связь государства, с одной стороны, и конкретного индиви-
да – с другой. Принадлежность к гражданству РФ обеспечивает
обладание и пользование целым рядом специфических прав и сво-
бод. Например, правом граждан рассчитывать на охрану и защиту |t
как внутри страны, так и на покровительство за рубежом. Исключи- И
тельно граждане РФ обладают правом на участие в управлении
делами общества и государства. Это особенно важно подчеркнуть,
поскольку еще в недавнем прошлом отечественные конституции не
делали различия между правами человека и правами гражданина.,,.
Все записанные в Конституции права и свободы объявлялись при-
надлежащими лишь советским гражданам. Хотя в самом тексте та-
кие различия имели место.
Насколько важен институт гражданства в структуре правового положения в целом и его основ, в частности, убедительно свидетельствуют дискриминационное законодательство о нем и еще более негативная практика его применения в некоторых бывших советских республиках, ставших ныне независимыми государствами. Печальную известность приобрело положение с правами человека, к примеру, в Эстонии и Латвии. Начало правовой дискриминации положили противоречащие общепринятым международным стандартам их законы о гражданстве.
Другим составным элементом правового статуса, непосредствен-
но вытекающим из гражданства, является правосубъектность, т.е. ^, 2
праводееспособвость. Она заключается в способности лица иметь ^ ••*
права и нести обязанности. В принципе общая правоспособность
принадлежит каждому, находящемуся в пределах РФ, человеку.
Однако в полном о&ьеме ею обладают только российские граждане.
2ЛД Еоеводин 31
Общая правоспособность непосредственно вытекает из гражданства и им определяется. По общему правилу, конституция не дает определения обшей правоспособности, это дело отраслевого законодательства. Однако ч. 2 ст. 6 Конституции РФ содержит положение, которое можно интерпретировать как фиксацию общей правоспособности: "Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации^) (см. также ст. П)25. Конституция Венгрии гласит: "В Венгерской Республике каждый человек правоспособен" (§ 56).
Чаще всего юридическое положение личности в обществе и государстве изображается как правовое образование, состоящее либо из одних прав и свобод вообще, либо, реже, преимущественно из основных прав и обязанностей, а также их гарантий, В научной литературе есть и другие варианты структуры правового положения личности26. Они или неоправданно сужают число входящих в структуру элементов, или, напротив, без видимой нужды увеличивают их. Все это можно объяснить лишь одним: авторы не выработали тот критерий, который мог бы помочь с определенной степенью научной точности установить действительную структуру правового статуса личности. По нашему мнению, таким критерием является закрепленное правом место индивида в обществе и государстве, т.е. в производстве, в управлении государственными и общественными делами и сфере духовной жизни27. Все институты, непосредственно раскрывающие место индивида в обществе и государстве, можно смело включить в основы правового положения личности. Это в полной мере относится к институту общей правоспособности.
Конституция в целом, а значит, отдельные ее предписания носят учредительный характер. Однако в их иерархии степень учредв-тельности неодинакова – у одних большая, у других меньшая. Говоря иначе, некоторые из них выполняют роль принципов. Самым обшим образом принципы можно охарактеризовать как закрепленные конституцией определяющие, руководящие идеи и установки, концентрированно выражающие содержание конституции, ее учредительную природу. Обычно в конституции принципы выделяются в целом. В научной же литературе в их перечне и классификации нет единства. Одни авторы склонны объявлять большее число
См . также, например, ч I ci 2 ГК РФ, LT. б Всеобщей декларации прав
человека
Воевод и нЛД Конституция 1977 тода и проблемы правового положения
личности//Проблемы rot у дарственного права развитого социализма М , 1986
См по .этому вопросу. Юридические гарантии конституционных прап и свобод
личности в социалистическом обшесгве. М , 1987 С. 5–60
32
конституционных положений принципами, другие – меньшее. В дан-ном случае весьма трудно оспаривать ту или иную авторскую интерпрета-цию, поскольку большинство конституционных предписаний носят учредительный, а следовательно, принципиальный характер. Наряду с общими принципами каждый закрепленный в конституции комплексный институт опирается на свой относительно самостоятельный круг руководящих идей и установок, которые признаются его принципами. Они либо совпадают с общими принципами, либо, отражая некоторое своеобразие того или иного института, носят по отношению к общим принципам подчиненный характер.
;?)сновы правового положения личности включают в свою структуру как общеправовые идеи, так и некоторые специфические, характерные только для них исходные положения. В качестве общего принципа можно, в частности, назвать равноправие, т.е. равенство прав и обязанностей. Конституция, например, декларирует наряду с равноправием граждан и равноправие других участников различного рода правоотношений, хотя бы субъектов федерации по отношению к федерации в целом. Одним словом, равноправие относится к универсальным идеям и руководящим принципам всей правовой системы.
Естественно, принцип равноправия – одна из главных установок основ правового статуса личности. Ее своеобразие в обсуждаемом случае состоит в том, что здесь речь идет о равенстве в правах и обязанностях граждан, а не других субъектов права*. ',
Коментариев: 0 | Просмотров: 111 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
Добавление комментария
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]
{bbcode}
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]{wysiwyg}



ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: