НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
РЕКЛАМА:
купить левитру дешево
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Несомненно, что способность осознавать фактическую сторону и общественную
опасность своего деяния и руководить им зависит от возрастного развития. В уголовном
законодательстве ряда зарубежных стран устанавливаются определенные возрастные
границы ответственности, которые исключают из сферы уголовно-правового воздействия
малолетних, а также несовершеннолетних, типичный уровень интеллектуально-волевого
развития которых указывает на то, что при совершении общественно опасных деяний они
не осознавали характера и значения своих действий или не могли руководить ими.
Историческая практика применения мер уголовной ответственности закономерно
привела к тому, что возраст лица, отражающий уровень интеллектуально-волевого
развития, стал необходимым признаком состава преступления.
В соответствии со ст. 20 УК уголовная ответственность лица наступает по общему
правилу по достижении им 16-летнего возраста. Установление этого возраста не является
произвольным, а определяется с учетом исторического опыта уголовно-правового
регулирования, данных педагогики, медицины, психологии и биологии об этапах
формирования человеческой психики.
В части 2 ст. 20 УК перечислены преступления, ответственность за которые
наступает с 14 лет. Законодатель выделил эти составы преступления, руководствуясь
следующими основаниями (причинами): 1) традиционность, так как именно обычный для
всех времен характер деяния позволяет считать, что общественно опасные последствия
ясны для лиц, достигших указанного возраста; 2) относительно высокая степень
общественной опасности ряда преступлений; 3) распространенность в среде
несовершеннолетних; 4) мера социальной терпимости к отклоняющемуся поведению этой
категории лиц. Устанавливая тот или иной возраст наступления уголовной
ответственности, законодатель также принимает в расчет способность осознания не
только самого факта нарушения закона (в таком случае ответственность за убийство или
кражу можно было бы установить и с более раннего возраста), но и социальной ценности
соблюдения соответствующих запретов.
За совершение отдельных преступлений уголовная ответственность наступает не с
16-летнего, а с более позднего возраста, который устанавливается непосредственно в
статьях Особенной части УК (например, ст. ст. 150, 151) либо вытекает из смысла закона
(например, ст. ст. 285, 286 УК).
Лицо считается достигшим возраста уголовной ответственности с ноля часов суток,
следующих за днем рождения. Если отсутствуют данные о дате рождения
несовершеннолетнего, то его возраст устанавливается с помощью судебно-медицинской
экспертизы, а днем рождения подсудимого считается последний день года, который
назван экспертами. При определении возраста максимальным и минимальным числом лет
суд исходит из предполагаемого минимального возраста несовершеннолетнего.
На основании изложенного можно сделать вывод, что возраст в уголовно-правовом
смысле - это не просто определенное количество прожитых лет, а еще и объективная
характеристика способности лица осознавать значение своих действий и руководить ими.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 УК, если лицо хотя и достигло указанного в законе
возраста, но не обладает необходимыми психофизическими свойствами, позволяющими
ему правильно оценивать свое поведение, он не подлежит уголовной ответственности. Эта
норма позволяет органам предварительного следствия и суда учитывать явно выраженное
отставание интеллектуального и волевого развития несовершеннолетнего. Таким образом,
не вменяется в ответственность деяние, совершенное лицом по достижении возраста,
указанного в ч. ч. 1 и 2 ст. 20 УК, если оно вследствие отставания в психическом
развитии, не связанном с психическим расстройством, не могло в полной мере осознавать
фактический характер и общественную опасность своего деяния либо руководить им.
В науке уголовного права несоответствие психического развития подростка его
фактическому возрасту именуется "возрастная невменяемость".
Необходимо отметить, что развитие психических функций ребенка происходит в
определенные возрастные периоды, и если он не получает в это время необходимой
информации, то его созревание замедляется. Отставания в психическом развитии
проявляются достаточно разнообразно: кроме интеллектуальной недостаточности и
незрелости психики встречаются также нарушения поведения и воли, эмоциональной
сферы. У таких лиц не сформированы критические способности и способности адекватно
прогнозировать последствия своих действий. Задержка психофизического развития на
уровне детского или подросткового возраста именуется инфантилизмом. В психиатрии
приводятся различные виды инфантилизма. По происхождению выделяют инфантилизм
конституциональный, органический, эндокринный, социально-культурный. Однако все
виды инфантилизма, кроме последнего, относятся к формам психической патологии и не
могут являться признаком "возрастной невменяемости". Соответственно, для
рассматриваемого понятия имеет значение только инфантилизм, обусловленный
социальной или педагогической запущенностью, поскольку он не связан с психическим
расстройством. "Этому условию в полной мере отвечают только социально-культурные
формы инфантилизма" . Социальный инфантилизм наблюдается при нормальном
физическом и психологическом развитии. Ему свойственны не соответствующие возрасту
черты детскости в поведении, в суждениях, а также повышенная внушаемость,
эмоциональная неустойчивость. Возникновение указанного выше состояния формируется
под воздействием следующих факторов:
--------------------------------
Судебная психиатрия / Под ред. Т.В. Морозова. М., 1986. С. 331.
1) педагогическая запущенность. Для нормального развития подростка большое
значение имеют условия воспитания. Дети, выросшие в детских домах, малокультурных
семьях, где никто не занимается их воспитанием и развитием, часто отстают в
интеллектуальном отношении от своих сверстников. Подобное наблюдается и при
недостатке внимания, любви и заботы. Также временная психическая задержка развития
может появиться из-за длительной разлуки с родителями и близкими, когда подросток
находится в больницах и санаториях ("госпитализм").
Отсутствие или недостаточность правильного педагогического воздействия
выступает одной из главных причин отставания в психическом развитии подростков с
полноценной психикой. Психические функции человека развиваются в процессе обучения
и воспитания, а не являются следствием созревания в определенное время тех или иных
мозговых структур. Соответственно, без надлежащего обучения и воспитания у
подростков со здоровой психикой возникает недоразвитие отдельных функций психики;
2) неправильное воспитание. В этом случае родители чрезмерно опекают ребенка, не
позволяют ему самому вырабатывать способы самозащиты, нормальные для его возраста.
Такие дети являются эгоцентричными, капризными, невыносимыми, беспомощными, они
стремятся к сочувствию и признанию, но при этом проявляют неоправданные амбиции и
претензии. Несмотря на то что для их возраста у них нормальный интеллект, подростки
плохо приспособлены к реальной жизни. Это состояние в судебной психиатрии именуется
"синдром единственного ребенка";
3) "сенсорная депривация" (слепота, глухота, глухонемота). Сами по себе указанные
дефекты не являются психическими расстройствами и не обязательно приводят к
отставанию в психическом развитии. Это происходит, если сенсорная депривация не была
своевременно выявлена, вследствие чего ребенок был лишен специального обучения и
воспитания. При слепоте инфантилизм связан с дефектом зрения. Задержка психического
развития при глухоте связана с непониманием речи других людей, что ведет к
ограниченности информации. Если слух снижается в раннем детском возрасте, то велика
вероятность, что это отразится на психическом развитии подростка. Соматические
заболевания, перенесенные в раннем детстве, также могут отразиться на психическом
развитии ребенка, если они протекали в длительной или тяжелой форме. При этом может
наблюдаться не только отставание в психическом развитии, но и олигофрения.
Таким образом, вышеперечисленные причины образуют понятие "отставание в
психическом развитии", если они: 1) носят временный характер, т.е. при правильном
воспитании и обучении (при социальном инфантилизме) и лечении (при соматических
заболеваниях) задержка развития является обратимой; 2) не связаны с психическими
расстройствами.
Необходимо отметить, что социальный инфантилизм или соматические заболевания
будут обязательными признаками возрастной невменяемости только в случае, если они
окажут влияние на способность подростка в полной мере осознавать фактический
характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.
Следовательно, "возрастная невменяемость" характеризуется еще и юридическим
критерием, который предполагает ослабление указанной способности из-за того, что она
не получила должного развития. При возрастной невменяемости лицо из-за психического
недоразвития лишено возможности в полной мере сознательно регулировать свое
поведение. Эта способность складывается постепенно в результате воспитания, обучения
и наблюдения. Родители и педагоги с детства разъясняют подростку опасность некоторых
поступков. К определенному возрасту у несовершеннолетних формируется жизненный
опыт, который позволяет им соотносить свои действия (бездействие) с общепринятыми
нормами. Если же несовершеннолетний был лишен надлежащего обучения и воспитания,
то ему значительно труднее, чем его сверстникам, ориентироваться в жизни.
Недостаточное осознание своих действий (бездействия), а также слабость волевого
процесса происходят из-за того, что психическое развитие таких подростков отстает от их
фактического возраста.
Кроме того, необходимо установить, что именно во время совершения общественно
опасного действия (бездействия) отставание в психическом развитии, не связанном с
психическим расстройством, оказывало влияние на интеллектуально-волевую сферу
психической деятельности подростка.
Возрастная невменяемость характеризуется следующими признаками (критериями):
1) медицинским - наличие отставания в психическом развитии, не связанном с
психическим расстройством; 2) юридическим, который означает, что лицо не могло в
полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий
(бездействия) либо руководить ими; 3) временным (темпоральным), указывающим на то,
что именно в момент совершения общественно опасного деяния два других признака
возрастной невменяемости влияли на поведение подростка.
Таким образом, "возрастная невменяемость" - это правовое понятие, которое
означает, что лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, в момент совершения
общественно опасного деяния вследствие отставания в психическом развитии, не
связанном с психическим расстройством, не могло в полной мере осознавать фактический
характер и общественную опасность своего поведения либо руководить им.
Значение "возрастной невменяемости" заключается в том, что такие лица не
подлежат уголовной ответственности. При этом медицинские меры принудительного
характера к ним применяться не могут, так как отставание в психическом развитии не
носит болезненного характера. К ним нельзя применить и принудительные меры
воспитательного воздействия (ст. 90 УК). Таким, образом, УК не предусматривает
никаких мер уголовно-правового характера для данной категории лиц. Следует учитывать,
что в соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
подростки, не подлежащие уголовной ответственности вследствие возрастной
невменяемости, могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения
закрытого типа. Однако эта мера не носит уголовно-правового характера.
--------------------------------
СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.
опасность своего деяния и руководить им зависит от возрастного развития. В уголовном
законодательстве ряда зарубежных стран устанавливаются определенные возрастные
границы ответственности, которые исключают из сферы уголовно-правового воздействия
малолетних, а также несовершеннолетних, типичный уровень интеллектуально-волевого
развития которых указывает на то, что при совершении общественно опасных деяний они
не осознавали характера и значения своих действий или не могли руководить ими.
Историческая практика применения мер уголовной ответственности закономерно
привела к тому, что возраст лица, отражающий уровень интеллектуально-волевого
развития, стал необходимым признаком состава преступления.
В соответствии со ст. 20 УК уголовная ответственность лица наступает по общему
правилу по достижении им 16-летнего возраста. Установление этого возраста не является
произвольным, а определяется с учетом исторического опыта уголовно-правового
регулирования, данных педагогики, медицины, психологии и биологии об этапах
формирования человеческой психики.
В части 2 ст. 20 УК перечислены преступления, ответственность за которые
наступает с 14 лет. Законодатель выделил эти составы преступления, руководствуясь
следующими основаниями (причинами): 1) традиционность, так как именно обычный для
всех времен характер деяния позволяет считать, что общественно опасные последствия
ясны для лиц, достигших указанного возраста; 2) относительно высокая степень
общественной опасности ряда преступлений; 3) распространенность в среде
несовершеннолетних; 4) мера социальной терпимости к отклоняющемуся поведению этой
категории лиц. Устанавливая тот или иной возраст наступления уголовной
ответственности, законодатель также принимает в расчет способность осознания не
только самого факта нарушения закона (в таком случае ответственность за убийство или
кражу можно было бы установить и с более раннего возраста), но и социальной ценности
соблюдения соответствующих запретов.
За совершение отдельных преступлений уголовная ответственность наступает не с
16-летнего, а с более позднего возраста, который устанавливается непосредственно в
статьях Особенной части УК (например, ст. ст. 150, 151) либо вытекает из смысла закона
(например, ст. ст. 285, 286 УК).
Лицо считается достигшим возраста уголовной ответственности с ноля часов суток,
следующих за днем рождения. Если отсутствуют данные о дате рождения
несовершеннолетнего, то его возраст устанавливается с помощью судебно-медицинской
экспертизы, а днем рождения подсудимого считается последний день года, который
назван экспертами. При определении возраста максимальным и минимальным числом лет
суд исходит из предполагаемого минимального возраста несовершеннолетнего.
На основании изложенного можно сделать вывод, что возраст в уголовно-правовом
смысле - это не просто определенное количество прожитых лет, а еще и объективная
характеристика способности лица осознавать значение своих действий и руководить ими.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 УК, если лицо хотя и достигло указанного в законе
возраста, но не обладает необходимыми психофизическими свойствами, позволяющими
ему правильно оценивать свое поведение, он не подлежит уголовной ответственности. Эта
норма позволяет органам предварительного следствия и суда учитывать явно выраженное
отставание интеллектуального и волевого развития несовершеннолетнего. Таким образом,
не вменяется в ответственность деяние, совершенное лицом по достижении возраста,
указанного в ч. ч. 1 и 2 ст. 20 УК, если оно вследствие отставания в психическом
развитии, не связанном с психическим расстройством, не могло в полной мере осознавать
фактический характер и общественную опасность своего деяния либо руководить им.
В науке уголовного права несоответствие психического развития подростка его
фактическому возрасту именуется "возрастная невменяемость".
Необходимо отметить, что развитие психических функций ребенка происходит в
определенные возрастные периоды, и если он не получает в это время необходимой
информации, то его созревание замедляется. Отставания в психическом развитии
проявляются достаточно разнообразно: кроме интеллектуальной недостаточности и
незрелости психики встречаются также нарушения поведения и воли, эмоциональной
сферы. У таких лиц не сформированы критические способности и способности адекватно
прогнозировать последствия своих действий. Задержка психофизического развития на
уровне детского или подросткового возраста именуется инфантилизмом. В психиатрии
приводятся различные виды инфантилизма. По происхождению выделяют инфантилизм
конституциональный, органический, эндокринный, социально-культурный. Однако все
виды инфантилизма, кроме последнего, относятся к формам психической патологии и не
могут являться признаком "возрастной невменяемости". Соответственно, для
рассматриваемого понятия имеет значение только инфантилизм, обусловленный
социальной или педагогической запущенностью, поскольку он не связан с психическим
расстройством. "Этому условию в полной мере отвечают только социально-культурные
формы инфантилизма" . Социальный инфантилизм наблюдается при нормальном
физическом и психологическом развитии. Ему свойственны не соответствующие возрасту
черты детскости в поведении, в суждениях, а также повышенная внушаемость,
эмоциональная неустойчивость. Возникновение указанного выше состояния формируется
под воздействием следующих факторов:
--------------------------------
Судебная психиатрия / Под ред. Т.В. Морозова. М., 1986. С. 331.
1) педагогическая запущенность. Для нормального развития подростка большое
значение имеют условия воспитания. Дети, выросшие в детских домах, малокультурных
семьях, где никто не занимается их воспитанием и развитием, часто отстают в
интеллектуальном отношении от своих сверстников. Подобное наблюдается и при
недостатке внимания, любви и заботы. Также временная психическая задержка развития
может появиться из-за длительной разлуки с родителями и близкими, когда подросток
находится в больницах и санаториях ("госпитализм").
Отсутствие или недостаточность правильного педагогического воздействия
выступает одной из главных причин отставания в психическом развитии подростков с
полноценной психикой. Психические функции человека развиваются в процессе обучения
и воспитания, а не являются следствием созревания в определенное время тех или иных
мозговых структур. Соответственно, без надлежащего обучения и воспитания у
подростков со здоровой психикой возникает недоразвитие отдельных функций психики;
2) неправильное воспитание. В этом случае родители чрезмерно опекают ребенка, не
позволяют ему самому вырабатывать способы самозащиты, нормальные для его возраста.
Такие дети являются эгоцентричными, капризными, невыносимыми, беспомощными, они
стремятся к сочувствию и признанию, но при этом проявляют неоправданные амбиции и
претензии. Несмотря на то что для их возраста у них нормальный интеллект, подростки
плохо приспособлены к реальной жизни. Это состояние в судебной психиатрии именуется
"синдром единственного ребенка";
3) "сенсорная депривация" (слепота, глухота, глухонемота). Сами по себе указанные
дефекты не являются психическими расстройствами и не обязательно приводят к
отставанию в психическом развитии. Это происходит, если сенсорная депривация не была
своевременно выявлена, вследствие чего ребенок был лишен специального обучения и
воспитания. При слепоте инфантилизм связан с дефектом зрения. Задержка психического
развития при глухоте связана с непониманием речи других людей, что ведет к
ограниченности информации. Если слух снижается в раннем детском возрасте, то велика
вероятность, что это отразится на психическом развитии подростка. Соматические
заболевания, перенесенные в раннем детстве, также могут отразиться на психическом
развитии ребенка, если они протекали в длительной или тяжелой форме. При этом может
наблюдаться не только отставание в психическом развитии, но и олигофрения.
Таким образом, вышеперечисленные причины образуют понятие "отставание в
психическом развитии", если они: 1) носят временный характер, т.е. при правильном
воспитании и обучении (при социальном инфантилизме) и лечении (при соматических
заболеваниях) задержка развития является обратимой; 2) не связаны с психическими
расстройствами.
Необходимо отметить, что социальный инфантилизм или соматические заболевания
будут обязательными признаками возрастной невменяемости только в случае, если они
окажут влияние на способность подростка в полной мере осознавать фактический
характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.
Следовательно, "возрастная невменяемость" характеризуется еще и юридическим
критерием, который предполагает ослабление указанной способности из-за того, что она
не получила должного развития. При возрастной невменяемости лицо из-за психического
недоразвития лишено возможности в полной мере сознательно регулировать свое
поведение. Эта способность складывается постепенно в результате воспитания, обучения
и наблюдения. Родители и педагоги с детства разъясняют подростку опасность некоторых
поступков. К определенному возрасту у несовершеннолетних формируется жизненный
опыт, который позволяет им соотносить свои действия (бездействие) с общепринятыми
нормами. Если же несовершеннолетний был лишен надлежащего обучения и воспитания,
то ему значительно труднее, чем его сверстникам, ориентироваться в жизни.
Недостаточное осознание своих действий (бездействия), а также слабость волевого
процесса происходят из-за того, что психическое развитие таких подростков отстает от их
фактического возраста.
Кроме того, необходимо установить, что именно во время совершения общественно
опасного действия (бездействия) отставание в психическом развитии, не связанном с
психическим расстройством, оказывало влияние на интеллектуально-волевую сферу
психической деятельности подростка.
Возрастная невменяемость характеризуется следующими признаками (критериями):
1) медицинским - наличие отставания в психическом развитии, не связанном с
психическим расстройством; 2) юридическим, который означает, что лицо не могло в
полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий
(бездействия) либо руководить ими; 3) временным (темпоральным), указывающим на то,
что именно в момент совершения общественно опасного деяния два других признака
возрастной невменяемости влияли на поведение подростка.
Таким образом, "возрастная невменяемость" - это правовое понятие, которое
означает, что лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, в момент совершения
общественно опасного деяния вследствие отставания в психическом развитии, не
связанном с психическим расстройством, не могло в полной мере осознавать фактический
характер и общественную опасность своего поведения либо руководить им.
Значение "возрастной невменяемости" заключается в том, что такие лица не
подлежат уголовной ответственности. При этом медицинские меры принудительного
характера к ним применяться не могут, так как отставание в психическом развитии не
носит болезненного характера. К ним нельзя применить и принудительные меры
воспитательного воздействия (ст. 90 УК). Таким, образом, УК не предусматривает
никаких мер уголовно-правового характера для данной категории лиц. Следует учитывать,
что в соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
подростки, не подлежащие уголовной ответственности вследствие возрастной
невменяемости, могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения
закрытого типа. Однако эта мера не носит уголовно-правового характера.
--------------------------------
СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.
Коментариев: 0 | Просмотров: 144 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
- Понятие психологической экспертизы несовершеннолетних
- Юридическое значение судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних
- Невменяемость
- Предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
- Вменяемость
-
Напечатать Комментарии (0)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
ДРУЗЬЯ САЙТА:
Библиотека документов юриста
СЧЕТЧИКИ: