Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Основные направления деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения
 (голосов: 0)
  Административная деятельность ОВД | Автор: admin | 12-05-2010, 19:41
1. Надзор за дорожным движением. Реализация данного на¬правления деятельности возложена на дорожно-патрульную служ¬бу (далее — ДПС), являющуюся головным структурным подразде¬лением Государственной инспекции.
Основным нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность ДПС является Наставление по работе ДПС ГИБДЦ МВД России, утвержденное приказом МВД России от 31 декабря
1998 г. № 860.
Целевое назначение ДПС заключается в осуществлении опе¬ративно-профилактических, контрольных, надзорных и разреши¬тельных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также участии в охране общественного порядка и
борьбе с преступностью.
К основным задачам службы отнесены: охрана жизни, здоро¬вья и имущества участников дорожного движения, защита их прав и интересов, а также интересов общества и государства; обеспече¬ние безопасного и бесперебойного движения транспортных средств; предупреждение и пресечение преступлений и админист¬ративных правонарушений в сфере дорожного движения.
В состав ДПС входят строевые подразделения (в том числе специализированные): полки, батальоны, роты, взводы, мобиль¬ные строевые подразделения, а также группы.
Несение службы осуществляется нарядами ДПС на постах, стационарных постах, контрольных постах милиции, контрольно-пропускных пунктах, а также маршрутах патрулирования.
Расстановка сил и средств ДПС осуществляется на основании дислокации постов и маршрутов патрулирования в соответствии с обязательными нормами ежесуточного выставления нарядов, ко¬торые ежегодно определяются путем деления штатной численно¬сти на коэффициент потребности инспекторского состава ДПС, составляющий 2,39 для смены продолжительностью 8 часов. При продолжительности смены более 8 часов коэффициент увеличива¬ется на 0,29 единицы на каждый дополнительный час.
Основньми формами несения службы являются пешее патру¬лирование, патрулирование на автомобилях, мотоциклах, вертоле¬тах, несение службы на постах, сопровождение транспортных
средств.

Пешее патрулирование применяется для контроля за движе¬нием на небольших по протяженности, напряженных по интен¬сивности движения и опасных в аварийном отношении участках дорог.
Такой вид патрулирования, как вертолетное, осуществляется, как правило, на дорогах федерального и республиканского значе¬ния. При этом решаются задачи по контролю за дорожным дви¬жением, оказанию экстренной медицинской помощи пострадав¬шим в ДТП, обеспечению безопасности массовых мероприятий, розыску угнанных и похищенных транспортных средств, транс¬портных средств, скрывшихся с мест дорожно-транспортных про-исшествий и др. Наряды ДПС, задействованные в вертолетном патрулировании, несут службу в тесном взаимодействии с наря¬дами, осуществляющими контроль на конкретных участках таких дорог.
Применение того или иного вида патрулирования и методов действий нарядами ДПС определяется поставленной на инструк¬таже задачей, а также складывающейся на маршруте патрулирова¬ния оперативной обстановкой.
Основными способами несения службы являются: контроль за поведением участников дорожного движения, предостережение их от совершения противоправных действий, пресечение правонару¬шений, осуществление распорядительно-регулировочных дейст¬вий.
Под контролем при несении службы понимается визуальное, либо осуществляемое с помощью специальных технических средств наблюдение за соблюдением участниками дорожного движения Правил дорожного движения и иных норм, действую¬щих в области обеспечения безопасности дорожного движения.
При осуществлении контроля за дорожным движением с ис¬пользованием транспортных средств могут применяться:
— открытый контроль — на автомобилях или мотоциклах, имеющих специальную окраску;
— скрытый контроль — на автомобилях без специальной окра¬ски и опознавательных знаков (решение о его проведении при¬нимается руководителем соответствующего подразделения);
— смешанный контроль — одновременно на двух автомобилях, один из которых имеет обычную окраску, а второй — специаль¬ную.
При осуществлении открытого контроля за дорожным движе¬нием используются следующие методы: движение в потоке транспортных средств для предупреждения и выявления нарушений правил дорожного движения; движение впереди транспортного потока для предупреждения превышения установленной скорости движения; остановка у опасных в аварийном отношении мест для предупреждения совершения дорожно-транспортных происшест¬вий; остановка в местах наиболее интенсивного движения транс¬портных средств и пешеходов для предупреждения нарушений
правил дорожного движения.
Предостережение участников дорожного движения состоит в воздействии на их поведение путем присутствия сотрудника на определенном маршруте или участке движения.
Пресечение нарушения заключается в применение инспекто¬ром ДПС мер административного пресечения к нарушителю пра¬вил дорожного движения либо требований иных нормативных
правовых актов в области ОБДД.
К распорядительно-регулировочным действиям относится ре¬гулирование движения жестами, которое осуществляется в местах временных заторов в движении, при проведении массовых и спе¬циальных мероприятий, при неисправной сфетофорной сигнали¬зации, при обеспечении перехода дорог пешеходами и в других
случаях осложнения дорожной обстановки.
При несении службы нарядами ДПС основное внимание должно быть уделено выявлению и пресечению нарушений пра¬вил дорожного движения, которые являются основными причи-нами ДТП.
Для решения возложенных на ДПС задач, ее сотрудники на¬деляются государственно-властными полномочиями к которым, в частности, относятся полномочия по: предупреждению и пресече¬нию преступлений и административных правонарушений; приме¬нению мер административного воздействия к нарушителям пра¬вил дорожного движения; регулированию дорожного движения;
производству неотложных действий на месте ДТП; оказанию по¬мощи участникам дорожного движения; контролю за содержани¬ем в исправном и безопасном для движения состоянии улиц и дорог, дорожных сооружений и др.
Взаимоотношения сотрудников ДПС с участниками дорож¬ного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупрежде¬нии и пресечении правонарушений с внимательным, доброжела¬тельным и уважительным отношением к гражданам.

Сотрудники ДПС обязаны оказывать содействие гражданам в следующих случаях: в защите от противоправных посягательств на их жизнь и здоровье, а также в охране их собственности; в разъ¬яснении специфики поведения и проезда по территории обслужи-ваемого маршрута; в организации оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП, доставлении их в лечебные учреж¬дения; в транспортировке поврежденных транспортных средств.
Контроль за работой сотрудников ДПС на постах и маршру¬тах патрулирования осуществляется путем проведения гласных и негласных (скрытых) проверок руководством строевого подразде¬ления, уполномоченными на то сотрудниками подразделений Государственной инспекции, сотрудниками других служб (по спе¬циальному указанию руководства соответствующего органа внут¬ренних дел).
Оперативное управление нарядами ДПС осуществляется дежур¬ными частями строевых подразделений, в задачи которых входят:
— управление силами и средствами подразделений в целях решения возложенных на службу задач;
— сбор и анализ информации по вопросам обеспечения безо¬пасности дорожного движения на обслуживаемой территории;
— организация мероприятий по розыску угнанных и похи¬щенных транспортных средств «по горячим следам», а также вы¬езду на места ДТП;
— организация взаимодействия нарядов ДПС с другими служ¬бами органов внутренних дел;
— осуществление информационно-справочной работы и др. Деятельность строевого подразделения ДПС оценивается по следующим основным показателям: состоянию аварийности на обслуживаемой территории; участию в борьбе с преступностью и охране общественного порядка; направленности административ¬ной практики на предупреждение ДТП; состоянию дисциплины и законности в деятельности сотрудников подразделения; отноше¬нию населения к деятельности строевого подразделения.
2. Регистрация и учет автотранспортных средств • прицепов к ним. Основным ведомственным нормативным актом, регламенти¬рующим, порядок регистрации автомототранспортных средств на территории Российской Федерации, являются «Правила регистра¬ции автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государ¬ственной инспекции безопасности дорожного движения», утвер¬жденные приказом МВД России от 26 ноября 1996 г. № 624.

К объектам регистрации отнесены автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см. и макси¬мальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащие организациям независимо от организационно-правовых форм, гражданам Российской Феде¬рации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства, включая транспортные средства, зарегистрирован¬ные в других государствах и временно ввезенные в Российскую Федерацию на срок более б месяцеь.
Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников пользующиеся и (или) распоряжающиеся транс¬портными средствами на основании доверенности, обязаны за-регистрировать их или изменить регистрационные данные в тече¬ние срока действия регистрационного знака «Транзит» или в те¬чение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоя¬тельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
В этих целях в регистрационные подразделения Государст¬венной инспекции предоставляются:
а) заявление;
б) документ, удостоверяющий личность гражданина, обра¬тившегося за совершением регистрационных действий;
в) документ, удостоверяющий полномочия гражданина пред¬ставлять интересы собственника при совершении регистрацион¬ных действий;
г) документы об уплате установленных налогов и сборов;
д) регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средства, если паспорт выдавался в установленном порядке;
е) транспортное средство, за исключением случаев его утили¬зации. При наличии обстоятельств, препятствующих представле¬нию транспортных средств, допускается представление актов их осмотра, выданных с соблюдением установленного порядка;
ж) справка-счет, выданная организацией-изготовителем, тор¬говой организацией, предпринимателем, или иной документ, удо¬стоверяющий право собственности на транспортное средство,
номерной агрегат;
з) регистрационные знаки транспортных средств или регист¬рационные знаки «ТРАНЗИТ» и (или) регистрационные докумен¬ты и регистрационные номера государств регистрации транспорт¬ных средств, ввезенных в Российскую Федерацию.

В процессе рассмотрения соответствующих заявлений сотруд¬никами регистрационных подразделений осуществляются прове¬рочные действия. В частности, устанавливается личность собст¬венников транспортных средств либо их представителей. В необ¬ходимых случаях такая проверка может проводиться по учетным данным подразделений паспортно-визовой службы органов внут¬ренних дел.
Проверке подлежат документы, удостоверяющие право собст¬венности на транспортное средство, паспорт транспортного сред¬ства и иные представленные документы. Указанная проверка осуществляется с применением технических средств на соответст¬вие подлинности документов (выявление поддельных или изме¬ненных каким-либо иным способом).
В установленном порядке проводится проверка документов по федеральному учету утраченных, похищенных документов АИПС «Документ», а также транспортных средств и номерных агрегатов по учетам угнанного и похищенного транспорта.
Производится осмотр транспортного средства, в процессе ко¬торого осуществляется:
а) контроль за безопасностью конструкции регистрируемого транспортного средства путем определения соответствия указан¬ной конструкции требованиям нормативных документов, устанав¬ливающих необходимые параметры транспортных средств;
б) контроль за подлинностью номеров агрегатов и регистра¬ционных знаков (выявление скрытых, поддельных или изменен¬ных каким-либо иным способом) и их соответствием данным, указанным в документах, удостоверяющих право собственности на транспортное средство, номерной агрегат, регистрационных доку¬ментах и (или) паспорте транспортного средства.
В случае обнаружения признаков подделки представленных документов, государственных регистрационных знаков, измене¬ния, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, несоответствия номе¬ров агрегатов представленным документам или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспорт¬ных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) такие документы, регистрационные знаки задерживаются, а в орган внутренних дел направляется соответствующая информация для принятия реше¬ния.

Осуществляется контроль за соблюдением собственниками либо их представителями сроков для регистрации транспортных средств. В случае нарушения установленных сроков к заявителям принимаются меры административного принуждения в порядке, установленном законодательством об административных правона¬рушениях.
По окончании соответствующих процедур регистрационные подразделения Государственной инспекции в зависимости от ха¬рактера обращения собственника транспортного средства либо его представителя совершают следующие действия:
— регистрируют транспортные средства;
— производят изменение регистрационных данных;
— снимают с учета транспортные средства;
— производят временную регистрацию места пребывания за¬регистрированных в Государственной инспекции транспортных средств.
На зарегистрированное транспортное средство выдаются сви¬детельство о регистрации транспортного средства, регистрацион¬ные знаки и в установленных случаях — паспорт транспортного средства. В других случаях выдаются иные документы, предусмот¬ренные нормативными правовыми актами.
На каждое зарегистрированное транспортное средство запол¬няется карточка учета автомототранспорта.
Транспортные средства подлежат снятию с учета в случаях:
— заключения договора о прекращении (отчуждении) права собственности на транспортные средства;
—- изменения места жительства физического лица или юриди¬ческого адреса организации, за которым они зарегистрированы, если новое место жительства (юридический адрес) находится за пределами территории, на которую распространяется деятель¬ность подразделения ГИБДД, зарегистрировавшего транспортное средство, а также возникновения иных оснований для изменения места регистрации;
~ утилизации (списания) транспортных средств;
— вывоза транспортных средств за пределы Российской Феде¬рации, за исключением случаев временного вывоза.
На снятые с учета транспортные средства (за исключением случаев об их утилизации) заполняются и выдаются паспорта транспортных средств и регистрационные знаки «ТРАНЗИТ», о чем в графе «ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ» паспорта транспортного средства делается запись «ТРАНЗИТ» с указанием серии, номера,

даты выдачи и срока действия знаков, которая заверяется подпи¬сью должностного лица и печатью регистрационного подразделе¬ния.
3. Надзор за техническим состоянием автотранспортных средств.
Поддержание надлежащего технического состояния транспортных средств является одним из необходимых условий обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Важная роль в решении этой задачи принадлежит Государст¬венной инспекции, осуществляющей соответствующие контроль¬ные и надзорные полномочия в процессе надзора за дорожным движением, производстве регистрационных действий с автотранс¬портными средствами, проведении государственного технического осмотра. Последнее направление деятельности ГИБДД является основным в области надзора за техническим состоянием автомо-тотранспортных средств.
Порядок проведения государственного технического осмотра определен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 880 «О порядке проведения государствен¬ного технического осмотра транспортных средств, зарегистриро¬ванных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации».
ГИБДД организует и проводит государственный технический осмотр в соответствии с Правилами проведения государственного технического осмотра транспортных средств, утвержденными приказом МВД России от 5 ноября 1993 г. № 482 (далее — Прави¬ла).
Правилами предусмотрено, что государственному техниче¬скому осмотру подвергаются зарегистрированные в установлен¬ном порядке автомототранспортные средства и прицепы к ним, принадлежащие:
- предприятиям — легковые, грузовые и специальные автомо¬били, мотоциклы (включая мотороллеры), прицепы — 1 раз в год. Пассажирские транспортные средства (автобусы, легковые авто¬мобили — такси и грузовые автомобили, оборудованные для сис¬тематической перевозки людей, специализированные транспорт¬ные средства и прицепы к ним для перевозки опасных грузов — 2 раза в год;
— гражданам Российской Федерации, иностранным гражда¬нам и лицам без гражданства автомобили, мотоциклы (включая мотороллеры), прицепы — 1 раз в 2 года. Эти же транспортные средства, находящиеся в эксплуатации свыше 5 лет, используемые

гражданами для предпринимательской деятельности, а также транспортные средства, год выпуска которых не установлен, — 1 раз в год. Пассажирские транспортные средства и специализи¬рованные транспортные средства для перевозки опасных грузов и прицепы к ним — 2 раза в год;
— иностранным юридическим лицам, представительствам ав¬томобили, автобусы, мотоциклы (включая мотороллеры), прице¬пы (кроме транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств, пользующихся привилегиями и иммуни-тетами в соответствии с нормами международного права, а также сотрудников этих представительств и членов их семей) — 1 раз в год.
Государственный технический осмотр транспортных средств проводится по месту регистрации (временной регистрации) транспортных средств.
На Государственную инспекцию возлагается обязанность за¬благовременно информировать владельцев о порядке представле¬ния транспортных средств на государственный технический ос¬мотр.
Собственник (представитель собственника) обязан предста¬вить в Государственную инспекцию транспортное средство и сле¬дующие документы:
а) документ, удостоверяющий личность;
б) водительское удостоверение с разрешающими отметками в нем на право управления транспортным средством, предъявлен¬ным на осмотр;
в) документ, подтверждающий право владения или пользова¬ния и (или) распоряжения транспортным средством;
г) свидетельство о регистрации транспортного средства или технический паспорт и (или) технический талон;
д) квитанции (платежные поручения) об уплате установлен¬ных налога с владельцев транспортных средств и платы за прове¬дение государственного технического осмотра, в том числе с ис¬пользованием средств технического диагностирования.
При осуществлении государственного технического осмотра решается ряд задач, основной из которых является проверка тех¬нического состояния (в том числе с использованием средств ин-струментального контроля) и оборудования транспортных средств на соответствие требованиям Правил дорожного движения, стан¬дартов, правил технической эксплуатации, инструкций предпри¬ятий-изготовителей, регистрационных документов и других нормативно-технических документов. Транспортные средства, не от¬вечающие соответствующим требованиям, считаются неисправ¬ными, и их эксплуатация запрещается в установленном законода¬тельством порядке.
В рамках этой задачи проверяется наличие разрешений на ус¬тановку на транспортных средствах радиостанций, радиотелефонов и других радиоэлектронных устройств аналогичного назначения.
При осмотре транспортных средств специальных и оператив¬ных служб проверяются наличие, исправность и правомерность установки специальных световых и звуковых сигналов, а также соответствие цветографических схем окраски транспортных средств требованиям ГОСТ Р 50574-93.
Актуальной задачей при проведении государственного техни¬ческого осмотра является выявление похищенных транспортных средств. Для ее решения:
— проводится проверка соответствия типа, модели, номерных знаков, идентификационных номеров шасси (рамы), кузова и двигателя данным, записанным в свидетельстве о регистрации (техническом паспорте, талоне), паспорте транспортного средства;
— осуществляется проверка учетных данных автомототранс-портных средств по федеральной базе транспортных средств, на¬ходящихся в розыске, с использованием АИПС «Розыск» или «Автопоиск»;
— применяются приборы для выявления признаков подделки идентификационных номеров кузовов и агрегатов транспортных средств, регистрационных и водительских документов.
При обнаружении признаков подделки регистрационных до¬кументов или документов на право владения, пользования или управления транспортным средством, расхождении номеров аг¬регатов с записями в паспорте транспортного средства и иных регистрационных документах, признаков спиливания или несанк¬ционированного нанесения номеров на агрегатах и узлах доку¬менты изымаются, транспортное средство в установленном по¬рядке задерживается. В целях фиксации выявленного факта в присутствии понятых составляется акт, от водителя (владельца) транспортного средства (документа) отбирается объяснение. Соб¬ранные первичные материалы направляются на рассмотрение начальника горрайоргана внутренних дел.
В процессе осмотра транспортных средств решаются и иные задачи, в частности, выявляются транспортные средства, скрыв¬шиеся с мест дорожно-транспортных происшествий; предупреж-

даются и пресекаются преступления и административные право¬нарушения, связанные с эксплуатацией транспортных средств;
уточняются численность транспортных средств, их принадлеж¬ность и иные регистрационные данные; производится проверка наличия квитанций или платежных поручений об уплате налога, взимаемого с владельцев транспортных средств, и сборов в связи с проведением государственного технического осмотра.
Следует отметить, что к решению основной задачи — оценке технического состояния транспортных средств — ГИБДД вправе при наличии определенных условий привлекать соответствующие предприятия, выдавая им разрешение на проведение государст¬венного технического осмотра транспортных средств. В этих слу¬чаях Государственный технический осмотр транспортных средств проводят комиссии предприятия. Работники Государственной инспекции при необходимости могут оказывать комиссии мето¬дическую и практическую помощь.
Кроме того. Государственная инспекция вправе выдавать (при наличии определенных условий) разрешения на проверку техни¬ческого состояния транспортных средств на станциях техниче¬ского обслуживания (СТО) перед государственным техническим осмотром. При этом проверка технического состояния транспорта на СТО перед государственным техническим осмотром проводит¬ся по желанию владельцев. СТО (при положительных результатах) оформляет и выдает владельцу заключение (справку) о техниче¬ском состоянии, которая служит основанием для оформления результатов государственного технического осмотра транспортных средств в Государственной инспекции, без проверки их техниче¬ского состояния.
В то же время Государственная инспекция осуществляет над¬зор за проведением или подготовкой к проведению государствен¬ного технического осмотра. Так, в случае несоблюдения сроков или порядка проведения государственного технического осмотра транспортных средств действие вьщанного разрешения на прове¬дение государственного технического осмотра (а равно на подго¬товку транспортных средств к государственному техническому осмотру на СТО) приостанавливается либо разрешение аннулиру¬ется. В случае приостановки действия разрешения составляется акт и дается обязательное предписание об устранении выявлен¬ных нарушений.
На все транспортные средства, прошедшие государственный технический осмотр. Государственной инспекцией выдается владельцам талон о прохождении государственного технического осмотра установленного образца.
4. Служба организации дорожного движения и дорожной ин¬спекции. Дорожные условия относятся к числу наиболее значимых факторов влияющих на безопасное и бесперебойное движение автотранспортных средств и пешеходов.
В соответствии с Положением о ГИБДД Государственная ин¬спекция осуществляет контроль за соблюдением требований к проектированию, строительству, реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта, их эксплуатационному состоянию и ремонту, а также установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
Выполнение данной функции возложено на службу организа¬ции движения и дорожной инспекции, которая в своей деятель¬ности руководствуется Наставлением по службе организации дви¬жения и дорожной инспекции ГИБДД МВД России, утвержден¬ным приказом МВД России от 30 ноября 1993 г. № 514.
Целью службы является совершенствование организации до¬рожного движения и исключение дорожного фактора как условия дорожно-транспортного происшествия. В этой связи на нее воз¬лагается решение двух основных задач:
а) предупреждение проектирования и строительства новых ав¬томобильных дорог, улиц и дорожных сооружений, которые не соответствуют требованиям правил, нормативов и стандартов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
б) принятие мер к доведению технического состояния и со¬держания улично-дорожной сети до требований соответствующих нормативных актов.
В рамках своей компетенции подразделения дорожной ин¬спекции выдают заключения на представленные для согласования проекты на строительство, реконструкцию и ремонт дорог, же¬лезнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта, других объектов на дороге, а также согласовывают проекты организации дорожного движения в городах и на авто¬мобильных дорогах.
Входящие в состав градостроительных и технических советов, комиссий по приемке в эксплуатацию поднадзорных объектов сотрудники инспекции принимают участие в их работе с правом решающего голоса.

Важное значение в деятельности службы отводится контролю за содержанием улично-дорожной сети в безопасном для движе¬ния состоянии, а также контролю за выполнением нормативных требований при проведении всех видов работ на поднадзорных объектах.
В случае выявления отклонений от установленных нормати¬вов сотрудники дорожной инспекции имеют право: давать пред¬писания должностным лицам об устранении выявленных наруше¬ний и контролировать их исполнение; налагать в пределах своей компетенции административные взыскания; временно ограничи¬вать или запрещать дорожное движение на отдельных участках дорог; запрещать или приостанавливать проведение ремонтных работ и других видов работ на проезжей части.
Дорожная инспекция наделяется и другими полномочиями, необходимыми для решения возложенных на нее задач. В частно¬сти, изучая условия дорожного движения, выявляя участки дорог и улиц с повышенной опасностью и недостаточной пропускной способностью, сотрудники службы в установленном порядке гото¬вят предложения, направленные на снижение уровня аварийности на конкретных участках дорог и представляют их в соответствую¬щие органы.
5. Контроль за подготовкой водительских кадров. Одним из важных факторов, влияющих на безопасность дорожного движе¬ния, является недостаточный уровень подготовки водителей к участию в дорожном движении. Достаточно сказать, что по вине водителей транспортных средств совершается до 80 процентов дорожно-транспортных происшествий. Кроме того, как показыва¬ет практика, каждый третий кандидат в водители не сдает квали¬фикационные экзамены с первого раза. В этой связи важным на¬правлением в деятельности Государственной инспекции представ¬ляется контроль за подготовкой водительских кадров.
Реализация данной функции возложена на регистрационно-экзаменационные подразделения Государственной инспекции, которые осуществляют ее в следующих формах:
— регистрация образовательных учреждений, осуществляющих подготовку водителей, а также контроль за процессом обучения;
— прием экзаменов по Правилам дорожного движения и на¬выкам практического вождения транспортных средств и выдача водительских удостоверений лицам, успешно их выдержавшим.
Основным ведомственным нормативным правовым актом, регулирующим указанную деятельность, является Инструкция по

применению правил сдачи квалификационных экзаменов и выда¬чи водительских удостоверений, утвержденная приказом МВД России от 30.12.1997 г. № 860.
Первое направление деятельности Государственной инспек¬ции заключается в организации взаимодействия с образователь¬ными учреждениями, осуществляющими подготовку водителей транспортных средств, а также выполнении отдельных контроль¬ных функций в отношении последних.
Все образовательные учреждения, осуществляющие подготов¬ку и переподготовку водителей транспортных средств, согласно Федеральному закону «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» должны иметь лицензию на право ведения такой деятельности, копия которой хранится в подразделении ГИБДД, обслуживающем данную тер¬риторию.
Организация процесса обучения водителей регламентируется учебным планом, календарным учебным графиком и расписания¬ми занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образователь¬ным учреждением на основе примерных учебных планов и про-грамм.
Государственная инспекция ведет учет таких учреждений и организаций, на обслуживаемой территории.
По заявке органа, выдающего лицензии, либо самих образо¬вательных учреждений Государственная инспекция принимает участие в обследовании образовательных учреждений на соответ¬ствие материально-технической базы требованиям нормативных правовых актов, регламентирующих организацию подготовки и переподготовки водителей.
С целью упорядочения приема экзаменов и предварительной проверки кандидатов в водители по базам данных, содержащих сведения о водителях, лишенных права на управление транспорт¬ными средствами, образовательные учреждения не менее, чем за 30 дней до окончания обучения направляют в Государственную инспекцию списки обучающихся каждой учебной группы и заявку о приеме экзаменов с указанием даты окончания обучения.
Кроме того, образовательные учреждения перед сдачей экза¬менов в ГИБДД представляют копии приказов о допуске граждан к сдаче внутренних экзаменов экстерном.
Итоги экзаменов учебной группы анализируются отдельно по Уровню теоретических знаний и по навыкам практического вождения транспортных средств с целью выявления причин слабой теоретической или практической подготовки обучающихся.
Формой контроля за деятельностью образовательных учреж¬дений по подготовке водителей является выдача предписаний их руководителям в случае выявления несоблюдения нормативных актов, устанавливающих требования к соответствующей подго¬товке.
Если образовательное учреждение не реагирует на предписа¬ния Государственной инспекции, информация об этом направля¬ется в вышестоящую организацию образовательного учреждения, а также в орган, выдавший лицензию на право ведения соответст¬вующей образовательной деятельности.
Вторым и основным направлением деятельности регистраци-онно-экзаменационных подразделений является прием квалифи¬кационных экзаменов на получение права на управление транс¬портными средствами, оформление и выдача водительских удо¬стоверений, заполнение учетных форм и производство иных дей¬ствий.
Право на управление транспортными средствами предостав¬ляется гражданам, сдавшим теоретический и (или) практический экзамены в установленном порядке. Следует иметь в виду, что транспортные средства делятся на следующие категории:
<эА» — мотоциклы;
«В» — автомобили, за исключением относящихся к категории «А», разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не пре¬вышает восьми;
«С» — автомобили, за исключением относящихся к категории
«Д», разрешающая масса которых превышает 3500 кг;
«Д» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажи¬ров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья во¬дителя;
«Е» — составы транспортных средств с тягачом, относящиеся к категориям «В», «С» или «Д», которыми водитель имеет право управлять, но которые сами не входят в одну из категорий или в
эти категории.
К экзаменам на получение права на управление транспорт¬ными средствами категории «А» допускаются лица, достигшие 16 лет, категорий «В», <эС» — 18 лет, категории «О», а права на управление трамваями и троллейбусами — 20 лет.

Прием экзаменов, выдача и замена водительских удостовере¬ний осуществляются по зарегистрированному месту жительства граждан (месту пребывания).
К сдаче квалификационных экзаменов в Государственной ин¬спекции на получение права на управление транспортными сред¬ствами допускаются лица, не имеющие ограничений к водитель¬ской деятельности и получившие подготовку (переподготовку) в образовательных учреждениях (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), имеющих лицензию на право ведения данного вида деятельности.
К сдаче экзаменов допускаются также лица, освоившие про¬граммы подготовки (переподготовки) водителей в форме экстер¬ната и сдавшие внутренние экзамены в образовательных учрежде¬ниях за полный курс обучения.
Прием экзаменов осуществляется экзаменатором — сотрудни¬ком Государственной инспекции, имеющим специальное звание. На экзамене могут присутствовать представители образовательных учреждений, занимающихся подготовкой водителей, автотранс¬портных и иных организаций.
Лица, желающие сдать квалификационные экзамены на полу¬чение права на управление транспортными средствами представ¬ляют:
заявление;
водительскую карточку;
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, с от¬меткой органа внутренних дел о регистрации по месту жительства (пребывания), а при отсутствии указанной отметки — документ о регистрации по месту жительства (пребывания);
медицинскую справку установленного образца о годности к управлению соответствующими категориями транспортных средств;
документ о прохождении обучения;
фотокарточки установленного размера (за исключением слу¬чаев автоматизированного изготовления водительских удостовере¬ний в Государственной инспекции);
документы об уплате установленных сборов (квитанции сбе¬регательного банка или копии платежного поручения образова¬тельного учреждения, которое осуществило оплату в установлен¬ном порядке).
Размеры и порядок оплаты за прием экзаменов, выдачу и за¬мену водительских удостоверений и временных разрешений устанавливаются постановлением Правительства Российской Федера¬ции. После рассмотрения и проверки представленных документов кандидату в водители назначаются место, дата и время сдачи ква¬лификационных экзаменов. Экзамены сдаются в следующей после¬довательности: сначала — теоретический экзамен, затем — практи¬ческий.
При проведении теоретического экзамена проверяются зна¬ния Правил дорожного движения Российской Федерации, зако¬нодательства Российской Федерации, других дисциплин, касаю¬щихся безопасности дорожного движения и предусмотренных программами обучения, по экзаменационным билетам, утвер¬ждаемым ГУГИБДД МВД России.
При проведении практического экзамена проверяются навы¬ки вождения транспортных средств соответствующих категорий в различных дорожных условиях. Методика проведения квалифика¬ционных экзаменов на получение права на управление транс¬портными средствами утверждается ГУГИБДД МВД России.
Лицам, успешно сдавшим квалификационные экзамены, вы¬даются водительские удостоверения с отметкой на право управле¬ния транспортным средством соответствующей категории.
Серии и номера водительских удостоверений и временных разрешений записываются в реестр выдачи водительских удосто¬верений и временных разрешений на право управления транс¬портными средствами.
Водительское удостоверение выдается сроком на 10 лет. По истечении указанного в нем срока оно считается недействитель¬ным и подлежит замене в установленном порядке.
Водительское удостоверение, выданное на территории Рос¬сийской Федерации до 1 января 1998 г., действительно в течение указанного в нем срока. Если срок действия не указан, оно дейст¬вительно до 1 января 2000 г. В соответствии с указанием началь¬ника Главного управления ГИБДД МВД России от 9 февраля 1999 г. № 13/7-430 водительские удостоверения с символикой «1Ш8», выданные в период с 1993 по 1997 гг. без указания срока их действия, считаются действительными в течение 10 лет с мо¬мента выдачи.
Основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение установленного срока действия водительского удостоверения; ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению Транспорт-220

ными средствами, подтвержденное медицинским заключением;
лишение права на управление транспортным средством.
б. Участие в пропаганде правил дорожного движения. Важное значение в деятельности Государственной инспекции по преду¬преждению дорожно-транспортных происшествий отводится ме¬роприятиям, направленным на привитие участникам дорожного движения знаний, умений и навыков, необходимых для безопас¬ного поведения на улицах и дорогах.
В частности. Положение о ГИБДД возлагает на Государст¬венную инспекцию задачи, связанные с разъяснением законода¬тельства Российской Федерации о безопасности дорожного дви¬жения, оказанием содействия органам исполнительной власти в организации обучения граждан правилам дорожного движения, в пропаганде правил дорожного движения.
Проведение этой работы регламентируется Инструкцией по организации работы отделов, отделений, групп пропаганды ГИБДД МВД России, утвержденной приказом МВД России от 13 января 1999 г. № 20. Данный документ определяет цели, зада¬чи и основные направления социально-профилактической и вос¬питательно-пропагандистской деятельности указанных подразде¬лений по укреплению дисциплины участников дорожного движе¬ния, в том числе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
К целям пропагандистской деятельности, наряду с разъясне¬нием законодательства по БДД, отнесено информирование насе¬ления о целях и задачах Государственной инспекции и содействие в установлении взаимопонимания между ее сотрудниками и уча¬стниками дорожного движения.
К наиболее важным задачам, решаемым подразделениями пропаганды, относятся:
— профилактика аварийности и правонарушений в области дорожного движения, предупреждение дорожно-транспортных происшествий;
— создание системы дифференцированного информирова¬ния разных социальных и возрастных категорий участников дорожного движения о действующем законодательстве, норма¬тивных правовых актах, о работе Государственной инспекции и в целом по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;
— взаимодействие со средствами массовой информации и об¬щественными объединениями;

— систематическое изучение общественного мнения о дея¬тельности Государственной инспекции и разработка на его основе предложений для принятия соответствующих управленческих ре¬шений.
В процессе своей деятельности указанные подразделения ана¬лизируют различную информацию по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, планируют, организуют про¬ведение пропагандистских мероприятий и осуществляют их мето¬дическое обеспечение, ведут учет результатов работы, реализуют иные функции, возложенные на них ведомственными норматив¬ными правовыми актами.
7. Учет дорожно-траиспортвых происшествий. В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средст¬ва и с его участием, при котором погибли или ранены люди, по¬вреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо при¬чинен иной материальный ущерб.
Все ДТП принято делить на следующие виды: столкновение транспортных средств; опрокидывание транспортных средств;
наезд на стоящее транспортное средство; наезд на препятствие;
наезд на пешехода; наезд на велосипедиста; наезд на гужевой транспорт; падение пассажира; иной вид ДТП.
Одним из основных субъектов учета ДТП является Государст¬венная инспекции, деятельность которой в этом направлении регламентируется Инструкцией по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел, утвержденной приказом МВД России от 18.06.1996 г. № 328.
Учет ведется в управлениях, отделах, отделениях (группах) Государственной инспекции, а также в строевых подразделениях дорожно-патрульной службы.
Учет осуществляется для постоянного и последовательного накопления сведений о ДТП, оценки состояния аварийности, изучения причин и условий возникновения ДТП и принятия мер по их устранению.
Учету подлежат все ДТП, однако в государственную статисти¬ческую отчетность включаются сведения только о тех ДТП, в ко¬торых погиб или получил ранение (телесные повреждения) хотя бы один человек.
На каждое ДТП с пострадавшими заполняется Карточка учета дорожно-транспортного происшествия, в которой отражаются

сведения, характеризующие происшествие по различным пара¬метрам. В частности, в Карточку вносятся сведения о дате, време¬ни, месте, виде ДТП, его участниках, транспортных средствах, степени тяжести последствий, нарушениях Правил дорожного движения, послуживших причиной ДТП, и др.
Ответственность за полноту и правильность учета сведений о ДТП несут главные государственные инспектора инспекции безо¬пасности дорожного движения муниципальных образований.
На региональном уровне сбор и обобщение Карточек учета дорожно-транспортных происшествий осуществляется аппаратами ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на федеральном уровне - Главным информационным центром МВД России.
Коментариев: 0 | Просмотров: 116 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
Добавление комментария
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]
{bbcode}
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]{wysiwyg}



ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: