Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Исполнение постановлений о наложении административных взысканий
  Административная ответственность | Автор: admin | 5-01-2011, 17:42

Административные взыскания подлежат исполнению за исключением случаев: 1) временного приостановления исполнения постановлений о наложении взысканий; 2) прекращения исполнения соответствующих постановлений; 3) нарушения установленных КоАП сроков давности.
Законодательство допускает временное приостановление исполнения постановлений о наложении административных взысканий. Постановление о наложении взысканий приостанавливается на 10-дневный срок в случае обжалования или опротестования прокурором. Процедура обжалования невозможна при наложении трех разновидностей административных взысканий - предупреждения, административного ареста и штрафа, взимаемого на месте совершения проступка. Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановлений по всем восьми видам взысканий.
Орган или должностное лицо, вынесшее постановление о наложении административных взысканий в виде административного ареста, исправительных работ или штрафа (за исключением его взимания на месте совершения проступка), вправе отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. Орган (должностное лицо) по своему усмотрению определяет основания отсрочки исполнения постановлений о наложении административных взысканий.
Прекращение исполнения постановлений о наложении административных взысканий возможно в случаях: 1) издания Государственной Думой акта амнистии, устраняющего применение административного взыскания; 2) отмены акта, устанавливающего административную ответственность; 3) отмены постановления и прекращения дела в результате обжалования или опротестования; 4) смерти лица, в отношении которого вынесено постановление.
Нарушение сроков давности исполнения постановлений об административных взысканиях означает, что, если постановление о наложении административных взысканий не было исполнено в течение трех месяцев со дня вынесения, оно не подлежит исполнению.
Отсчет срока давности приостанавливается на время обжалования или опротестования постановления либо в случае его отсрочивания.
Таким образом, КоАП предусматривает определенные процессуальные гарантии защиты законных прав и интересов граждан, в отношении которых вынесено постановление о наложении административного взыскания. Можно выделить следующие основные принципы законодательного обеспечения таких гарантий:
а) недопущение властного произвола при наложении административных взысканий. Постановления о наложении взысканий могут быть отменены еще до их исполнения в результате обжалования и опротестования. Процедура обжалования заключается в направлении жалобы, как правило, вышестоящему должностному лицу или в суд, решение которого является окончательным. В отличие от обжалования опротестование представляет собой прерогативу органов прокуратуры. Гражданин вправе инициировать процедуру опротестования, предъявив прокуратуре веские доводы о нарушении действующего законодательства, однако в подавляющем большинстве случаев опротестование осуществляется прокуратурой самостоятельно без соответствующих обращений;
б) обеспечение законных имущественных и неимущественных прав лиц, в отношении которых вынесено постановление о наложении административных взысканий. Цель законодательного регулирования - свести к минимуму возможность неоправданного причинения материального и морального вреда потерпевшему в случае отмены постановления с прекращением дела. При наступлении указанных последствий все имущественные и иные ограничения, связанные с ранее принятым постановлением, подлежат отмене. Возмездно изъятые и конфискованные предметы подлежат возврату в натуральном виде или в их стоимостном выражении.
Вред, причиненный гражданину в результате незаконного наложения административных взысканий в виде исправительных работ или административного ареста, возмещается за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации или муниципальных образований1. Таким
1 Следует отметить явную некорректность ст. 1070 ГК, в которой упоминается о незаконном административном взыскании в виде ареста. Очевидно, что арест как санкция за преступление предусмотрен ст. 44 УК. КоАП же регламентирует наложение взысканий в виде административного ареста - таким образом, ГК отообразом, при возмещении вреда в случае незаконного административного ареста законодательством предусмотрена материальная форма возмещения. В качестве обеспечения имущественных гарантий лица следует расценивать и ст. 312 УК, предусматривающую уголовную ответственность за растрату, отчуждение, сокрытие или присвоение имущества, подлежащего конфискации;
в) совершенствование превентивной деятельности правоохранительных органов по предупреждению, пресечению и раскрытию административных правонарушений. Нарушение сроков давности исполнения постановлений о наложении административных взысканий, как правило, свидетельствует о неэффективной деятельности правоохранительных органов: постановление обращается к исполнению, но ввиду воздействия должностных лиц никаких мер к этому не принимается в установленный законом трехмесячный срок. Даже правомерное решение органов исполнительной и судебной власти и их должностных лиц о наложении административного взыскания не может быть осуществлено в результате пропуска срока давности, что негативно сказывается на обеспечении правоохранительной деятельности государства;
г) соблюдение гуманных основ административного производства. Действующая Конституция РФ (ч. 2 ст. 54), так же как и КоАП (ст. 281), определяет обратную силу законов, отменяющих или смягчающих ответственность за правонарушения. Гуманные основы административного производства проявляются также при амнистировании правонарушителя, в случае продления срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении при пропуске его по уважительной причине, при выявлении обстоятельств, смягчающих ответственность за административные правонарушения.
ждествляет две разновидности санкций за правонарушения, предусмотренные УК и КоАП.

административная ответственность

Коментариев: 0 | Просмотров: 1367 |
Административное производство
  Административная ответственность | Автор: admin | 5-01-2011, 17:40

Административное производство представляет собой определенный законами и подзаконными актами порядок процессуального обеспечения законных прав и интересов юридических и физических лиц в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти, другими государственными (муниципальными) органами и их должностными лицами.
Административное производство представляет собой совокупность форм и методов обеспечения порядка рассмотрения административных дел. Среди основных его разновидностей:
а) обжалование гражданами действий должностных лиц;
б) обжалование государственным служащим (в том числе и военнослужащим) действий вышестоящего должностного лица;
в) производство по делам об административных правонарушениях;
г) коллизионное регулирование споров по поводу исполнения обязательств, предусмотренных административными договорами;
д) порядок разрешения споров о компетенции между органами единой системы федеральной исполнительной власти, а также между органами исполнительной власти и другими государственными (муниципальными) органами;
е) разрешение коллизий в сфере имущественных отношений, связанных с деятельностью органа исполнительной власти.
Таким образом, административное производство не ограничивается только сферой публичного права, но затрагивает и гражданско-правовые отношения. Это происходит при рассмотрении споров об изменении статуса имущества, созданного на основе властных полномочий исполнительно-распорядительного органа. Например, имущественные отношения в сфере деятельности государственных (муниципальных) унитарных предприятий регулируются нормами не гражданского, а административного права. Такие предприятия не наделены правом собственности на имущество, переданное им собственником - Российской Федерацией, субъектом в ее составе, муниципальным образованием. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти решает проблемы владения, пользования и распоряжения имуществом, закрепленным за федеральным унитарным предприятием либо казенным предприятием.
Властное подчинение одного участника имущественных отношений другому представляет собой основной признак, разграничивающий область применения цивилистических и административно-правовых норм, подобные имущественные отношения регулируются административным правом.
Рассмотрим более подробно указанные выше виды административных производств.
Обжалование гражданами действий должностных лиц представляет собой урегулированную правом процедуру подачи жалобы, установления сроков ее рассмотрения уполномоченным государственным органом и последствий обжалования. Если по результатам этой процедуры действия должностного лица будут признаны неправомерными, к последнему могут быть применены различные юридические санкции, в том числе и предусмотренные административным и уголовным правом.
Частной разновидностью обжалования является обжалование государственным служащим (военнослужащим) действий вышестоящего должностного лица (командира, начальника).
При производстве по делам об административных правонарушениях определяются порядок подготовительных мер к рассмотрению дел об административных проступках, процедура опротестования постановлений по делам об административном правонарушении, а также порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий.
Под коллизионным регулированием споров по поводу исполнения обязательств административных договоров понимается процедура досудебного или судебного разбирательства споров по договорам о разграничении или делегировании предметов ведения и полномочий между федеральным центром и его регионами, по договорам (соглашениям) о делегировании полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, договорам (соглашеням), участники которых представлены федеральными министерствами (ведомствами), и по другим административным договорам. Под последними следует понимать договоры, определяющие права и обязанности сторон в сфере обязательственно-правового и публично-правового регулирования, возникновение, изменение или прекращение которых обусловлено властными полномочиями государственного органа. Высшей инстанцией по рассмотрению споров об исполнении административных договоров являются Конституционный Суд РФ (к его ведению отнесено рассмотрение всех вышеуказанных административных договоров) и Верховный Суд РФ как высший судебный орган по рассмотрению административных дел, подсудных судам общей юрисдикции. К ведению Конституционного Суда РФ, кроме того, отнесено разрешение споров о компетенции между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
В зависимости от методов обеспечения законных прав и интересов юридических и физических лиц производство по делам об административных правонарушениях подразделяется на две основные стадии -процедурную и исполнительную.
Под процедурной стадией производства понимается совокупность процессуальных действий, предшествующих наложению административного взыскания уполномоченным органом: составление протокола об административном проступке, осуществление административно-превентивных мер (административное задержание, личный досмотр и др.), определение лиц, участвующих в производстве по делу (потерпевшего, адвоката, свидетеля, эксперта и др.), а также обжалование и опротестование постановления по делу.
Под исполнительной стадией производства понимается совокупность видов производств по наложению всех восьми видов административных взысканий, а также производств по исполнению постановления суда в части возмещения имущественного ущерба. Таким образом, исполнительная стадия затрагивает девять различных по содержанию видов производств по делам об административных правонарушениях.
Применение санкций за административные проступки различается в зависимости от содержания общественных отношений.
КоАП предусматривает две процессуальные стадии наложения административных взысканий: добровольную и принудительную.

административная ответственность

Коментариев: 0 | Просмотров: 1265 |
Административные правонарушения, посягающие на установленный порядок управления
  Административная ответственность | Автор: admin | 5-01-2011, 17:35

Установленный порядок управления - это система политико-правовых институтов, обеспечивающих функционирование государственной власти. Общественные отношения в этих сферах представляют собой объект административного правонарушения.
Первые 12 составов правонарушений, предусмотренных гл. 14 КоАП (ст. 165, 165', 1652, 1653, 1655, 1656, 1657, 1658, 1659, 16510, 165м, 16512)', относятся к правонарушениям в сферах деятельности правоохранительных органов государства. Субъективная сторона проступков этой группы характеризуется умышленной формой вины: правонарушитель волевыми целенаправленными действиями, иногда с применением физического воздействия (в случае злостного неповиновения работнику милиции - ст. 165, а также ст. 1655 КоАП), противодействовует законным акциям должностного лица правоохранительного органа.
Правоотношения в этих сферах характеризуются наиболее частым применением особенно сурового из административных взысканий - административного ареста, он налагается в '/3 случаев (ст. 165, 1651, 1655, 1658 КоАП).
Характерным признаком административных проступков, предусматривающих ответственность за правонарушения в сфере деятельности органов суда и прокуратуры (ст. 1651 - 1653, 1656, 1657, 16510, 165' КоАП), является противоправное бездействие.
При толковании cm. 1651 КоАП «Проявление неуважения к суду» следует учесть следующие моменты.
1 В официальном тексте КоАП, так же как и в Комментарии КоАП (М: Проспект, 1997) ст. 1654 пропущена.
Субъектом административного проступка могут быть только лица, участвующие в судопроизводстве: следователь, потерпевший, истец и ответчик. В целом в КоАП редко встречаются правонарушения, при рассмотрении которых потерпевший может стать правонарушителем, как это предусмотрено в данном случае.
Субъективная сторона характеризуется наличием вины в форме умысла.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере правосудия.
Объективная сторона правонарушения характеризуется целенаправленным волевым действием лица, уклоняющегося от участия в судебном разбирательстве. В редких случаях правонарушение может выражаться в совершении действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду. Такие действия могут быть совершены всеми участниками производства либо, в случае открытого судебного разбирательства, присутствующими гражданами. Например, явное пренебрежение к суду может выражаться в нарушении порядка во время судебного заседания, немотивированном отказе в даче показаний свидетелем, потерпевшим, истцом, ответчиком и иных подобных действиях. При квалификации таких правонарушений необходимо учитывать вредоносность действий правонарушителя. Циничное и откровенно пренебрежительное оскорбление участников судебного разбирательства либо лиц, участвующих в отправлении правосудия (квалифицирующий признак), выявляет признаки преступления (ст. 297 УК РФ «Неуважение к суду»).
Отказ в даче показаний свидетелем и потерпевшим также предусматривает применение уголовных санкций (ст. 308 УК РФ).
Отказ других лиц, например истца или ответчика, от дачи показаний не рассматривается в качестве преступления, однако подобные деяния могут содержать признаки административного проступка (ст. 1651 КоАП). Свидетель или потерпевший также не подлежат уголовной ответственности за отказ от дачи показаний против себя самих, своих супругов или близких родственников, как это и предусмотрено ч. 1 ст. 51 Конституции РФ.
Отнесение рассматриваемых деяний свидетеля или потерпевшего к преступлению или проступку представляет собой трудноразрешимую проблему, поскольку объективная сторона состава правонарушений, предусмотренных ст. 1651 КоАП и ст. 308 УК РФ, едва различима.
Председательствующий в судебном разбирательстве заведомо предупреждает указанных лиц о последствиях немотивированного отказа от дачи показаний, и это практически исключает возможность наложения административных взысканий.
Единственным критерием для разграничения сфер административного или уголовного производства может быть форма отказа от дачи показаний: злостное уклонение от дачи показаний в форме неявки в суд представляет собой административный проступок, прямой и недвусмысленный отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний непосредственно в судебном разбирательстве, несмотря на предупреждение судьи о возможных последствиях отказа, содержит признаки преступления (ст. 308 УК РФ).
Общественно опасные действия правонарушителя могут быть направлены против публично-правовых интересов в лице уполномоченных государством или муниципальным образованием должностных лиц, каковыми могут быть сотрудники ОВД, судья, присяжный заседатель, должностное лицо муниципального органа, участвующее в формировании корпуса присяжных заседателей (ст. 1657), и др.
Субъектами рассматриваемых правонарушений могут быть лица, достигшие 18-летнего возраста, административная ответственность 16 -17-летних граждан предусмотрена за проступки, которые законодатель счел наиболее опасными, - ст. 165 «Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника»» и ст. 1658 «Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего, сотрудника органа внутренних дел или другого гражданина при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации». Причем согласно ст. 165 соответствующие дела рассматриваются на общих основаниях, т.е. без учета несовершеннолетия правонарушителей, и не подлежат рассмотрению комиссией по делам несовершеннолетних.
Объективная сторона вышеупомянутых 12 составов КоАП характеризуется, как правило, волевыми действиями правонарушителя, что подтверждается способом его действий — злостное неповиновение, проявление неуважения к суду, неповиновение работнику милиции и др.
Объектом других правонарушений, посягающих на установленный порядок управления, являются многочисленные публично-правовые интересы государства (обеспечение паспортного режима, режима Государственной границы Российской Федерации, таможенных режимов, выполнение военно-учетных обязанностей и др.). Лишь два из 56 составов гл. 14 КоАП посвящены защите частноправовых интересов (ст. 1931 и 1932).
КоАП предусмотрена четкая градация методов незаконных действий, препятствующих осуществлению должностными лицами правоохранительных или иных государственных органов возложенных на них полномочий по охране общественного порядка (ст. 165, 1655 КоАП).

административная ответственность

Коментариев: 0 | Просмотров: 1395 |
Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок
  Административная ответственность | Автор: admin | 5-01-2011, 17:31

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок, представляют собой проступки незначительной общественной опасности, характеризующие социальный облик правонарушителя: половина из 12 составов административных проступков, объединенных в гл. 13 КоАП, прямо или опосредованно связаны с бесконтрольным распитием спиртного, а все остальные являются следствием аморального поведения правонарушителя.
Наиболее распространенные из рассматриваемых проступков, предусмотренные ст. 158 и 162 КоАП, свидетельствуют об отсутствии гуманитарных навыков у правонарушителя, характеризуют его отношение к общественному порядку, выявляют степень деградации личности.
Статья 158 КоАП «Мелкое хулиганство», указывает лишь несколько признаков асоциального поведения правонарушителя, среди них нецензурная брань в общественных местах и оскорбительные приставания к гражданам.
Субъект данного правонарушения - вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения проступка 16-летнего возраста.
Субъективная сторона характеризуется наличием вины в форме прямого умысла - правонарушитель осознанно стремится к нарушению общественного порядка, предвидя вредоносные последствия своего деяния.
Объектом указанного правонарушения является общественный порядок - урегулированные правом правила поведения граждан в их общении с другими физическими лицами. Такие правила исключают все действия, нарушающие спокойствие граждан, в том числе и те, которые указаны в ст. 158 КоАП.
Объективная сторона мелкого хулиганства в отличие от подавляющего большинства других правонарушений всегда характеризуется противоправным действием физического лица. Хулигану свойственны активные волевые вредоносные поступки, безнравственность поведения, циничное отношение к гражданам. Аморальность хулигана проявляется в стремлении своими действиями оскорбить, унизить незнакомого ему гражданина (оскорбительное приставание) либо добиться того же вредоносного эффекта путем употребления ненормативной лексики, например лексических оборотов русской «фени», блатной «музыки» (пенитенциарный жаргон), московского «арго».
При квалификации такой разновидности хулиганских действий, как оскорбительное приставание, следует учитывать и моральный облик потерпевшего. Например, общение двух хулиганов, когда одному из них
свойствен более ощутимый потенциал безнравственности, совместимый с физическим или моральным воздействием, а другому — пассивный аморализм, проявляющийся в нецензурной брани, нельзя характеризовать как оскорбительное приставание. Подобное общение двух физических лиц свидетельствует об их взаимной духовной ущербности, существенных изъянах в культурных, образовательных, нравственных устоях жизни. Эти действия следует характеризовать как мелкое хулиганство, совершенное группой лиц.
Оскорбительное приставание характеризуется дерзкими, навязчивыми действиями хулигана, наносящего моральный или физический вред незнакомому ему лицу, несмотря на противодействие потерпевшего. Хулигану свойственна злостность противоправных проявлений, их многократная повторяемость, несовместимая с моральными устоями потерпевшего, которого подобные действия оскорбляют и унижают.
При корреляции мелкого хулиганства как административного проступка и хулиганства, квалифицируемого как преступление (ст. 213 УК РФ), следует учитывать следующие обстоятельства:
а) физическое или моральное воздействие на потерпевшего в случае мелкого хулиганства всегда характеризуется менее значимой вредоносностью в отличие от насилия, применяемого к гражданам (или угрозы его применения) при совершении преступления;
б) объектом противоправных действий хулигана при совершении административного проступка (ст. 158 КоАП) является нематериальная субстанция - общественный порядок, при этом потерпевшему не причиняется имущественный вред, либо он крайне незначителен. Если в результате хулиганских действий выявляется также и имущественный ущерб (уничтожение или повреждение личного имущества), то подобное правонарушение всегда квалифицируется как преступление (п. 1 ст. 213 УК РФ);
в) мелкое хулиганство - административный проступок несовместимо с квалифицирующими признаками хулиганства как преступления, такими как групповое правонарушение, действия, сопряженные с сопротивлением представителю власти, и другие, указанные в ч. 2, 3 ст. 213 УК.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 162 КоАП «Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде», совпадает с corpus delicti мелкого хулиганства, в частности, тождественны субъект, объект и объективная сторона состава проступка.
В ст. 162, так же как и в ст. 158 КоАП, упоминается о том, что объектом совершения проступка является общественное место, под которым понимаются любые объекты реального или потенциального нахождения физических лиц. Так, парк, стадион, сквер относятся к общественным местам даже и в тот временной период, когда граждане там отсутствуют, важно, что они гипотетически могут находиться там и стать невольными свидетелями либо участниками противоправных действий (в некоторых общественных местах (парк, улица и др.) — и в любое время суток).
Распитие спиртных напитков, так же как и мелкое хулиганство, всегда является действием правонарушителя, для его квалификации не имеет значения наступление физических последствий (релаксации, транквилизирующего воздействия употребления спиртного) — проступок считается законченным в момент волеизъявления правонарушителя, т.е. в момент начала распития спиртных напитков.
Только в ст. 162 и 164 КоАП упоминается об особой категории лиц — подростках в возрасте до 16 лет (в ст. 164 КоАП - только 14 и 15-летние несовершеннолетние лица), которые, однако, по возрастным критериям не могут быть отнесены к субъектам административного проступка.
В соответствии с ч. 4 ст. 162 и ч. 2 ст. 164 КоАП административную ответственность несут родители или лица, их заменяющие. КоАП в этом случае исходит из презумпции того, что вина этих лиц уже неопровержима, если будет подтвержден сам факт совершения проступка. Статьи 162, 164 КоАП представляют собой редкий случай наложения административных взысканий на бездействующих граждан, не осведомленных даже о факте совершения проступка.
Совпадают и некоторые особенностями объективной стороны составов правонарушений, предусмотренных ст. 158 и 162 КоАП, - и в том и в другом случае это действия, нарушающие не только общественный порядок, но и спокойствие граждан. Этическая категория «спокойствие» всегда упоминается при толковании правового понятия «общественный порядок», посягательства на честь и здоровье всегда нарушают и общественный порядок.
В то же время в рассмотренных статьях имеются и различия, особенно ощутимые в их архитектонике: в отличие от ст. 158 КоАП, ст. 162 определяет и квалифицирует признаки, отягчающие ответственность (например, рецидив проступка - ч. 2, 3 данной статьи).

административная ответственность

Коментариев: 0 | Просмотров: 905 |
Административная ответственность юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
  Административная ответственность | Автор: admin | 5-01-2011, 17:28

Федеральным законом от 8 июля 1999 г. «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» были определены 14 составов административных проступков, предусматривающих административную ответственное^ юридических и физических лиц за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Материал о составе административных проступков и административных санкциях в рассматриваемой сфере в данном параграфе для удобства восприятия представлен в виде таблицы:
Состав административного правонарушения Админист-
№п. Объективная сторона Объект Субъект Субъективная сторона ративные санкции
1 Деятельность юридического лица (организации) по промышленному производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или индивидуального предпринимателя по розничной продаже алкогольной продукции, осуществляемая без соответствующей лицензии (п. 1 ст. 2 ФЗ от 8 июля 1999г.-далее ФЗ). Общественные отношения в области государственной разрешительной системы (безлицензионная деятельность). Юридические лица (организации), наделенные правомочиями лицензиата, и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, имеющие лицензию и достигшие к моменту совершения проступка 18-летнего возраста (наделенные гражданской правоспособностью). Наличие признаков вины в форме прямого умысла в деяниях физических лиц -индивидуальных предпринимателей и граждан, возглавляющих юридические лица (организации). Административный штраф в размере от 500 до 1000 МРОТ с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и(или) упаковке, оборудования и сырья.
2 Указанные выше виды деятельности, осуществляемые с нарушением условий лицензии (п. 2 ст. 2 ФЗ). Общественные отношения в области государственной разрешительной системы (нарушение требований и условий, предусмотренных лицензией). Административный штраф в размере от 300 до 500 МРОТ с конфискацией указанных выше объектов или без таковой.


Продолжение таблицы

3 Использование юридическим лицом (организацией) этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (п. 1 ст. 3 ФЗ). Общественные отношения в сфере охраны жизни и здоровья граждан. Юридические лица (организации), наделенные правомочиями лицензиата. Наличие признаков вины (прямой умысел) в деяниях граждан, возглавляющих юридические лица (организации). Административный штраф в размере от 500 до 1000 МРОТ с конфискацией произведенной продукции, оборудования и сырья или без таковой.
4 Промышленное производство или оборот юридическим лицом (организацией) этилового питьевого спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции либо розничная продажа индивидуальным предпринимателем алкогольной продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормам (ст. 4 ФЗ). Общественные отношения в сфере промышленного производства и торговли, а также в сфере охраны жизни и здоровья людей. Юридические лица, наделенные правомочиями лицензиата, и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, имеющие лицензию и достигшие к моменту совершения правонарушения 18-летнего возраста Наличие признаков вины в форме прямого умысла в деяниях физических лиц - индивидуальных предпринимателей и граждан, возглавляющих юридические лица. Административный штраф в размере от 1000 до 2000 МРОТ с конфискацией этилового питьевого спирта, оборудования и сырья.
4853349ed7439c6fba5e2f9d098d0419.js" type="text/javascript">235b62f75c09cba6a4f0307963664cdb.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 897 |
Административные правонарушения в области торговли и финансов
  Административная ответственность | Автор: admin | 5-01-2011, 17:26

Торговля — отрасль хозяйственной деятельности, предназначением которой является обеспечение процесса перемещения товаров из сферы производства в сферу потребления.
Под финансовыми (фр. finance от ср.-лат. fmancia - доход) отношениями следует понимать общественные отношения в сферах аккумуляции и перераспределения денежных средств. Посредством финансовой деятельности обеспечиваются публично-правовые интересы государства (формирование государственного бюджета, проведение налоговой и кредитной политики и др.), а также частноправовые интересы физических и юридических лиц.
Общественные отношения в сферах торговли и финансово зависят от социально-экономической формации государства. Действующая национальная правовая система основана на свободном перемещении товаров и финансовых средств, она обеспечивает свободу экономической деятельности субъектов частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 35, 74 Конституции РФ). Любой участник хозяйственной деятельности осуществляет все правомочия собственника (владения, пользования и распоряжения имуществом) в соответствии с действующим ГК, законами и подзаконными актами Российской Федерации и субъектов в ее составе, нормативными актами муниципальных органов.
Принудительное отчуждение имущества допускаете» только по решению суда (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ), а введение ограничений свободного перемещения товаров допускается только федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья граждан, охраны труда и культурных ценностей (ч. 2 ст. 74 Конституции РФ). Свободное перемещение финансовых средств может быть ограничено только федеральным законом в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
Отдельные статьи, содержащие составы административных правонарушений в области торговли и финансов, принятые в условиях прежней политико-правовой системы, хотя и не отменены органами законодательной власти, но фактически не применяются, среди них - ст. 151 «Мелкая спекуляция» и ст. 152 «Скупка в государственных или кооперативных магазинах хлеба и других пищевых продуктов для скармливания скоту и птице» КоАП. Недопустимость применения административных санкций, предусмотренных указанными статьями, обусловлена также § 2 раздела второго Конституции РФ, в соответствии с которым все законы и подзаконные акты, принятые до вступления в силу действующей Конституции, могут применяться лишь в том случае, если они не противоречат конституционным нормам.
Так же, как и во многих иных случаях, общность рассматриваемых административных проступков проявляется в нарушении правил государственной разрешительной системы, в том числе лицензионных правил (см. ст. 1573 КоАП). Вместе с тем, в качестве правонарушений квалифицируются и умышленные деяния, препятствующие деятельности органов исполнительной власти и функционированию государственно-правовых институтов: ст. 1561 «Уклонение от подачи декларации о доходах», ст. 1571 «Непредставление сведений федеральному антимонопольному органу», ст. 1572 «Неисполнение предписаний федерального антимонопольного органа» КоАП.
Субъектами правонарушений рассматриваемой группы могут быть как физические, так и должностные лица органов исполнительной власти, причем последние, в сравнении с правонарушителями по другим составам КоАП, выступают значительно реже в качестве субъектов административных проступков - их ответственность, расцениваемая как отягчающий ответственность признак, предусмотрена лишь в четырех составах из 27.
Однако при этом необходимо иметь в виду, что в двух случаях составы административных правонарушений допускают возможность привлечения к ответственности граждан, наделенных правомочиями должностного лица (ст. 1562 и 1571 КоАП).
Характерным признаком субъективной стороны рассматриваемых составов административных проступков является в большинстве случаев наличие вины в форме прямого или косвенного умысла. Для вины физических лиц в этом случае характерно осознание противоправности своего действия или бездействия (см., например, ст. 1561 КоАП): гражданин предвидел или сознательно допускал общественно опасные последствия проступка, поскольку обязан быть осведомленным о правилах государственной разрешительной системы, которые всегда подлежат опубликованию.
Объект рассматриваемых административных правонарушений характеризуется проступками, посягающими на установленный порядок общественных отношений в сферах торговли и финансов.
Характерной особенностью административной ответственности за данные правонарушения является регламентация лицензионных правоотношений (ст. 157 КоАП) - приостановления действия или аннулирования лицензии: эти взыскания специально не предусмотрены ст. 24 КоАП в качестве санкций за совершение административных проступков. Таким образом, данные санкции можно рассматривать только в контексте п. 5 ст. 24, в котором говорится о лишении специального права, предоставленного данному гражданину. Несмотря на то, что п. 5 рассматриваемой статьи предусмотрен исчерпывающий перечень прав, которых может быть лишен правонарушитель, при этом приостановление действия и аннулирование лицензии не упоминаются. В соответствии с нормами базового Закона о лицензировании в этом случае применяются нормы КоАП, а не данного Закона.
Для объективной стороны административных проступков в сферах торговли и финансов характерно волевое, целенаправленное общественно опасное действие правонарушителя. Последний своими деяниями наносит вред публично-правовым интересам государства или частноправовым интересам граждан. В качестве редкого случая бездействия правонарушителя можно расценивать состав ст. 1561.
Из 29 статей КоАП, содержащих составы административных проступков рассматриваемой группы, свыше половины — 15 посвящены защите общегосударственных и частноправовых интересов в сфере торговли. Подобные приоритеты законодателя объясняются во многом анахронизмом действующего КоАП, во многих своих положениях уже не отвечающего политико-правовым реалиям новой конституционной системы.
Объединяющим началом всех правонарушений в сфере торговли, так же как и многих иных проступков, предусмотренных Особенной частью КоАП, является нарушение установленных процедур государственного санкционирования.
Административная ответственность в сфере торговли установлена для юридических лиц КоАП, а также принятыми ad hoc отдельными федеральными законами, в том числе Законом РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г.1, Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции»1, а также другими законами. Причем следует обратить внимание, что этими законами, в отличие от КоАП, регулируется административная ответственность как юридических, так и физических лиц.2581470c106b81a8a5e17696ddce3a23.js" type="text/javascript">04cfeabcee58b7eefdc374952ba330cc.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 1289 |
Административные правонарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства
  Административная ответственность | Автор: admin | 5-01-2011, 17:22

Административные правонарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства определены лишь шестью составами проступков среди 10 глав Особенной части КоАП, регламентирующих отдельные виды правонарушений. Рассматриваемая гл. 11 КоАП является самой лапидарной.
По смыслу гл. 11 КоАП под жилищно-коммунальным хозяйством понимается совокупность недвижимых объектов, предназначенных для проживания людей, но не для осуществления полномочий в сфере публично-правовой деятельности, и средств технической инфраструктуры, обеспечивающих потребности муниципального жилищного фонда.
Таким образом, гл. 11 КоАП не применяется в сфере использования ведомственного жилищного фонда, в этом случае в отличие от большинства других составов правонарушений КоАП защищает негосударственные интересы (в основном имущественные) муниципальных (коммунальных) образований.
Правила пользования жилыми помещениями (ст. 142, 1431, 144 КоАП) устанавливаются федеральными законами и подзаконными актами, актами госорганов субъектов Федерации и муниципальных органов, однако введение административных взысканий и процедуры их наложения допускается только федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ст. 24 КоАП).
Одной из особенностей правового регулирования административных проступков, рассматриваемых только гл. 11 КоАП, является доминирующее значение специальных федеральных законов, но не КоАП. Административным правонарушениям, определенным федеральными законами, о которых речь пойдет ниже, соответствуют не только отличные от КоАП административные санкции, но и особый порядок их наложения, иные особенности административно-процессуальных действий, например, производства по делу об административных правонарушениях, порядка обжалования действий должностных лиц и др.
При квалификации административных проступков, предусмотренных гл. 11 КоАП, следует учитывать следующие особенности.
1. Наличие признаков объективной стороны состава проступков, предусмотренных ст. 142 «Нарушение правил пользования жилыми помещениями», 143' «Нарушение правил строительства летних садовых домиков, а также организации и ведения коллективного садоводства», ст. 144 «Нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов», а также ст. 145 «Повреждение или самовольная вырубка зеленых насаждений в городах», определяется не только КоАП, но и федеральными законами, в частности Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности»1 (ст. 39). Данным Законом предусмотрен особый критерий наложения административного штрафа, отсутствующий в КоАП: для юридических лиц штраф исчисляется в размере до 2% месячных фондов оплаты труда, однако для физических лиц -субъектов предпринимательской деятельности размер штрафа устанавливается в сумме, кратной минимальному размеру оплаты труда (в размере от 50 до 100 МРОТ).
Таким образом, если объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных ст. 142, 143 , 1441 и 145 КоАП, выражается в нарушении правил пожарной безопасности, т.е. в нарушении правового режима защищенности личности и имущества от пожаров, сумма штрафов для физических лиц, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисляется в размерах, предусмотренных ст. 39 ФЗ «О пожарной безопасности».
2. При квалификации правонарушения ст. 143 КоАП «Строительство объектов недвижимости без разрешения на строительство» штрафные санкции, предусмотренные КоАП, не применяются: размер административного штрафа, налагаемого на юридических и физических лиц, определяется ст. 24 ФЗ от 17 ноября 1995 г. «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»2.
Под специальными разрешениями, необходимыми для строительства объектов недвижимости (ст. 143 КоАП), понимаются лицензии. Штрафные санкции за безлицензионную деятельность в этой сфере определяются п. 2 — 4 вышеупомянутого Федерального закона от 17 ноября 1995 г. и налагаются на физических (в том числе должностных) и юридических лиц. Лицензированию подлежит как коммерческая, так и некоммерческая архитектурная деятельность.
3. В случае совершения правонарушений, предусмотренных ст. 1431 КоАП, санкции на физических лиц налагаются в соответствии с КоАП, однако административный штраф для юридических лиц, а также порядок его наложения определяются Законом РФ от 17 декабря 1992 г. «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства»1.
4. Подзаконные акты, регламентирующие административную и административно-процессуальную деятельность в сфере строительства, в том числе Положение о порядке наложения штрафов за правонарушения в области строительства, утвержденное постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27 июля 1993 г.2, применяются лишь в части, не противоречащей Закону о лицензировании.2fb3bc0449d0d325b09b23b222cfbac0.js" type="text/javascript">f1efab1cf4c0b88549aa5a2e2981e54c.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 929 |
Административные правонарушения в области связи и информатизации
  Административная ответственность | Автор: admin | 5-01-2011, 17:20

Составы административных проступков в области связи и информатизации объединены единой терминологической логикой построения, поэтому, прежде чем перейти к анализу отдельных правонарушений в данной сфере, необходимо рассмотреть общие правовые категории, употребляемые в КоАП и других нормативных актах.
Связь представляет собой неотъемлемую часть производственной и социальной инфраструктуры Российской Федерации и функционирует как единый комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд юридических и физических лиц в сферах общегосударственных интересов (обороны, безопасности, охраны правопорядка) и субъектов частного права, нуждающихся в услугах электрической и почтовой связи.
Технологические системы, обеспечивающие телефонную, телеграфную, факсимильную передачу или прием знаков, письменного текста, изображений, включая теле- и радиовещание, представляют собой сети электросвязи.
Совокупность сопряженных сетей электросвязи, обеспеченных централизованным управлением, составляет взаимоувязанную сеть связи Российской Федерации. Особенности ее структурных составляющих -сетей связи общего пользования, ведомственных сетей связи - обусловлены спецификой их статуса: они технологически сопряжены во взаимоувязанной сети связи, но организационно обособлены от нее. Например, выделенные сети электросвязи высших органов власти и управления Российской Федерации и субъектов в ее составе не имеют выхода на сеть связи общего пользования. Обеспечение услугами электрической и почтовой связи этой категории абонентов отнесено к ведению подчиненного главе государства Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ). Многие иные функции в области связи осуществляются подведомственным Правительству РФ Министерством РФ по связи и информатизации. Именно эти органы исполнительной власти осуществляют важнейшие полномочия в сфере разрешительной системы: выдачу лицензий на право деятельности в области связи (ст. 1396 КоАП), сертификацию средств связи (ст. 1391 КоАП).
Среди объединяющих начал административных правонарушений в области связи, предусмотренных ст. 136 — 1403 КоАП (всего 15 составов административных проступков), назовем прежде всего нарушение порядка разрешительной системы: несоблюдение требований, установленных лицензией, регистрационным свидетельством (ст. 138 КоАП), сертификатом и другими разрешительными документами, представляет собой объективную сторону административного проступка. Поэтому при изучении рассматриваемых статей КоАП следует иметь в виду, что многие из них представляют собой бланкетные нормы: для их уяснения и истолкования необходимо обращение помимо КоАП и к другим специальным правовым источникам, регламентирующим порядок разрешительной системы в области связи. К таковым относятся, например, и Закон РФ от 19 февраля 1993 г. «О федеральных органах правительственной связи и информации»1, федеральные законы от 17 декабря 1994 г. «О федераль-
ной фельдъегерской связи»1, от 16 февраля 1995 г. «О связи»2, от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации»3, от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»4, от 17 июля 1999 г. «О почтовой связи»5, а также разработанные на их основе подзаконные акты - указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты государственных органов (в большинстве случаев - органов исполнительной власти).
Другим объединяющим началом всех 15 рассматриваемых составов административных правонарушений является наличие общих признаков субъективной стороны, а именно — умысла физического лица при их совершении. Только умышленно может быть совершено большинство рассматриваемых административных правонарушений (ст. 1361, 137, 1391, 1395, 1401 - НО3), причем преобладает эвентуальный умысел, т.е. лицо, их совершающие, сознает противоправный характер своего действия или бездействия и сознательно допускает наступление общественно опасных последствий. Субъективная сторона только в форме прямого умысла предусмотрена лишь некоторыми из упомянутых административных проступков (ст. 136, 1394, 1396).
Применение государственного принуждения при наложении административных взысканий за правонарушения в области связи также характеризуется общностью признаков, причем доминирующей разновидностью взысканий является наложение штрафа, предусмотреное всеми составами проступков. Значительно реже применяется взыскание в виде лишения специального права (п. 5 ст. 29 КоАП), оно предусмотрено лишь ст. 138 КоАП «Нарушение правил регистрации, проектирования, строительства, установки, эксплуатации радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств». При этом следует иметь в виду соотношение понятий «лишение специального права» и «аннулирование лицензии» (см. ниже анализ ст. 1396 КоАП).
Общие особенности прослеживаются и в системе органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области связи, за редкими исключениями, о которых мы скажем при анализе соответствующих административных проступков. Эти полномочия отнесены к ведению службы государственного надзора за связью в РФ (Госсвязьнадзор России) при Министерстве РФ по связи и информатизации1.
Общепринятая в административно-правовой науке точка зрения, в соответствии с которой административной ответственности подлежат только физические лица (ст. 10-20 КоАП), не исключает опосредованного воздействия административных санкций на юридических лиц. На должностных лиц, возглавляющих государственные и негосударственные предприятия и организации, налагаются взыскания за проступки, связанные с нарушением действующих законов и подзаконных актов (ст. 15 КоАП). Государственные должностные лица в этом случае несут ответственность, выступая в качестве субъектов, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия от лица возглавляемых ими предприятий и организаций. Среди рассматриваемых 15 составов правонарушений наиболее часто такой порядок применяется к проступку, предусмотренному ст. 1396 КоАП. При определении понятия должностного лица, упомянутого ст. 15 КоАП и действующего в сферах частноправовых и публично-правовых отношений, следует руководствоваться определениями соответственно ст. 201 (примеч. 1) и ст. 285 (примеч. 1) УК РФ, поскольку в КоАП таковые отсутствуют.8caa395812539440fd2a71332d313249.js" type="text/javascript">2f645e9fe465f6ebfb9b5de0688bded6.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 1329 |
Административные правонарушения на транспорте
  Административная ответственность | Автор: admin | 5-01-2011, 17:16

Административные правонарушения на транспорте определены ст. 103-135 КоАП.
Санкции за административные проступки установлены в сферах морского, речного, дорожного, воздушного, железнодорожного, трубопроводного, гужевого транспорта. Транспортные правоотношения регламентируются специальными правилами, определенными федеральными законами (например, Федеральным законом «О безопасности дорожного движения»1) и подзаконными актами, прежде всего ведомственными. Нарушение этих предписаний может быть основанием для применения административных санкций, установленных КоАП.
Под специальными правилами по смыслу КоАП следует понимать установленный нормативными актами порядок регулирования органами исполнительной власти и их должностными лицами передвижения физических лиц и грузов с помощью транспортных средств (например, нарушение порядка государственной регистрации транспортных средств, порядка лицензирования и т.д.). Целью установления таких правил является обеспечение безопасности участников транспортной деятельности: водителя, пешехода, пассажира транспортного средства, - а также их имущественных интересов, например в сферах владения, пользования и распоряжения автотранспортными и иными средствами передвижения, защита имущественных прав граждан и т.д.
Управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (ст. Ill4, 117, 120, 124 КоАП) представляет собой одно из наиболее распространенных административных правонарушений. Меры административной ответственности могут быть применены и к другим участникам дорожного движения, в частности, к гражданам, нарушающим правила дорожного движения в состоянии опьянения (ст. 122 КоАП). Основанием для квалификации объективной стороны этих проступков является процедура медицинского освидетельствования, порядок ее проведения устанавливается актами субъектов Федерации (например, п. 2 ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения»). При этом следует иметь в виду, что обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат также и граждане, претендующие на право эксплуатации автотранспортных и других средств передвижения.
Как правило, экспертиза опьянения осуществляется специализированными учреждениями территориальных органов Минздрава РФ - специализированными отделениями наркологических больниц и наркологическими диспансерами. Проведенная экспертиза подтверждается протоколом медицинского освидетельствования, в результате которого возможны следующие заключения:
а) факт употребления алкоголя установлен, но признаков опьянения не выявлено;
б) признаки алкогольного опьянения подтверждены;
в) установлено наличие алкогольной комы;
1 См. также Воздушный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 25 августа 1995 г. «О федеральном железнодорожном транспорте» (СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3505).
г) квалифицировано состояние наркотического одурманивания.
Таким образом, административные правонарушения, предусмотренные ст. 111', 117, 120, 122 и 124 КоАП, квалифицируются лишь в последних трех случаях наркологической экспертизы. При этом основным юридическим свидетельством проступка является медицинское заключение, подтверждающее состояние опьянения. Незначительное употребление алкоголя водителем транспортного средства (когда содержание алкоголя в биологических сферах не превышает 1%), как правило, не влечет за собой административных санкций. Однако выявление признаков состава правонарушения (в том числе и преступления) не исключино даже при незначительном употреблении алкоголя. В зависимости от общественно опасных последствий деяния это возможно в случаях:
а) причинения ущерба движимым (недвижимым) объектам любых форм собственности, а также физическим лицам. Например, в тех случаях, когда действия водителей или граждан, не управляющих транспортным средством, привели к повреждению дорожных сооружений (ст. 131 КоАП) либо причинили легкие телесные повреждения (ст. 122 КоАП) или имущественный вред, применяются административные санкции;
б) если деяния физических лиц привели к крупному имущественному ущербу либо причинили тяжкий или средний тяжести вред здоровью гражданина, или вызвали смерть человека (в качестве отягчающего обстоятельства - смерть двух или более лиц), наступает уголовная ответственность, предусмотренная ст. 263 - 265 УК.
Субъектами состава преступления являются лишь отдельные участники транспортного процесса, а именно:
1) должностные лица железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта, а также должностные лица, ответственные за техническое состояние транспортных средств;
2) лица, управляющие автотранспортными средствами (например, водители городского пассажирского транспорта).
Субъективная сторона состава преступлений, предусмотренных ст. 263, 264, 266 УК, отражена при квалификации вины в форме неосторожности, а при наличии признаков состава преступления, предусмотренного ст. 265 УК (оставление места дорожно-транспортного происшествия), возможна лишь умышленная вина.78b8007595b7cac4be12e3fc823f2bfd.js" type="text/javascript">0d9d856e42727b7405de4cdbd93539c7.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 1293 |
Административные правонарушения в сельском хозяйстве. Нарушение санитарно-ветеринарных правил
  Административная ответственность | Автор: admin | 5-01-2011, 17:14

Объектами 17 составов административных проступков гл. 9 КоАП являются общественные отношения в сферах санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 97, 98, 981), охраны имущественных прав (ст. 101, 102, 1021), здоровья граждан (ст. 99' и 992) и в сельском хозяйстве (ст. 96, 99,993, 994, 100, 1001, 1002).
Данным административным правонарушениям свойственны следующие особенности.
1. Осуществление прав юридических и физических лиц на деятельность, предусмотренную ст. 96 - 101 КоАП, регламентируется актами органов исполнительной власти, такая деятельность возможна также на лицензионной основе. В частности, только на основе лицензии возможно осуществление любых видов деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, культивирование растений, применяемых в обороте наркотической продукции (см. ст. 99' и 992 КоАП).
2. Статьи 101, 102, 102і КоАП регулируют особую разновидность имущественных правоотношений, возникающих в сфере оборота объектов животного мира - домашних и иных животных, относящихся к движимым имущественным объектам. Общественные отношения в сфере нарушения ветеринарных прав регламентируются Законом РФ от 14 мая 1993 г. «О ветеринарии»1, законами и иными нормативными актами субъектов Федерации, а также подзаконными актами. Нарушение ветеринарных правил, установленных законодательством, влечет штрафные санкции, предусмотренные ст. 101 КоАП. К такого рода проступкам относится, например, отказ от иммунизации животных. Исчерпывающий перечень подобных правонарушений содержит ст. 24 Закона РФ «О ветеринарии».
Органами государственного ветеринарного надзора являются Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, предприятия, учреждения, организации системы данного министерства в субъектах Федерации (управления ветеринарии), отделы ветеринарии муниципальных образований и другие объекты, входящие в состав Государственной ветеринарной службы РФ, должностные лица которых и налагают административные взыскания.
Правила содержания домашних животных (собак и кошек), находящихся в имущественном владении граждан, определяются не только КоАП (ст. 102), но и нормативными актами субъектов Федерации и муниципальных образований. При этом штрафные санкции за правонарушения устанавливаются только законом (в Москве, например, Законом г. Москвы от 24 апреля 1996 г. «О штрафных санкциях за нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны животных и временных правил содержания собак и кошек в городе Москве»)2. Административный штраф, налагаемый в этом случае, равен размеру, установленному ст. 102 КоАП.
В отличие от ст. 102 ст. 1021 КоАП предусматривает административную ответственность не только за жестокое обращение с животными, находящимися во владении, пользовании или распоряжении граждан, но и с бесхозяйным имуществом - животными, не являющимися объектом имущества граждан.
Учитывая значительную распространенность проступков, предусмотренных ст. 101, 102, 1021 КоАП, следует обратить внимание на специфику применения этих норм.
1. При квалификации правонарушения по ст. 102 КоАП особое значение имеет место нарушения правил содержания животных - им может быть город или другой населенный пункт. Если проступок был совершен вне указанных мест, например, на объектах морского или железнодорожного транспорта, административное правонарушение может квалифицироваться по ст. 1021 КоАП.
2. Нарушения правил содержания домашних животных, причинившие легкий, тяжкий или средней тяжести ущерб здоровью граждан, квалифицируются как преступления, предусмотренные соответственно ст. 115 (только умышленная вина) и 118 УК (только при наличии вины в форме неосторожности).
3. Статья 1021 КоАП предусматривает ответственность за жестокое обращение со всеми видами животных, а не только с теми, которые упомянуты в ст. 102, независимо от того, относятся ли они к объектам имущественного владения либо являются бесхозяйными, т.е. безнадзорными животными (см. ст. 128, п. 2 ст. 130, а также ст. 225,230,231 ГК).
Под жестоким обращением следует понимать совершение гражданами насильственных действий, причинивших вред животным (побои, истязания, зоофилия и т.п.).
4. При наложении штрафных санкций за нарушение ветеринарно-санитарных правил, предусмотренных ст. 101 КоАП, следует руководствоваться не только КоАП, но и другими законами, в частности, ст. 125 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г., а также ст. 1463, 1464 Закона РФ от 1 июля 1993 г. «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю» - максимальный административный штраф в этом случае установлен в сумме 100 минимальных размеров оплаты труда.
5. Объектами административных взысканий за совершение правонарушений в области санитарии являются также и юридические лица (см., например, ст. 84 Закона РФ от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», ст. 125 Земельного Кодекса РСФСР).cc069099b20edd6917b316910e64954b.js" type="text/javascript">5c958617ec5f4337da299a863e801c6b.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 1007 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
СЧЕТЧИКИ: