НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Чрезвычайное положение может вводиться в соответствии с действующим законодательством на всей либо на части террито¬рии Российской Федерации и означает особый правовой режим деятельности уполномоченных государственных органов, допус¬кающий ограничение прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Целью введения чрезвычайного положения является скорейшая нормализация сложившейся опасной обстановки, восстановление законности в случае ее нарушения, устранение угрозы безопасно¬сти населения и оказание ему необходимой помощи.
В соответствии с Законом «О чрезвычайном положении» оно может вводиться лишь в условиях, когда обстоятельства, служа¬щие основанием для введения чрезвычайного положения, пред¬ставляют собой реальную и неизбежную угрозу безопасности гра¬ждан или конституционному строю страны, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.
Основаниями введения чрезвычайного положения могут быть условия или события, указанные в ст.4 указанного Закона:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, меж¬национальные конфликты, блокада отдельных местностей, угро¬жающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятель¬ности государственных институтов;
б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные ава¬рии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требую¬щие проведения аварийно-восстановительных работ.
До введения чрезвычайного положения по основаниям, ука¬занным в п. «а» Закона, Президент Российской Федерации или спикер Государственной Думы в установленном порядке обязан обратиться к группам лиц, организациям, учреждениям, являю¬щимся инициаторами или участниками действий, служащих ос¬нованием для введения чрезвычайного положения, с предупреж¬дением и требованием прекратить противоправные действия в течение установленного в обращении срока.
В случае неподчинения упомянутых лиц, организаций, и уч¬реждений обращенному к ним требованию и продолжения ими противоправных действий по истечении установленного срока может быть введено чрезвычайное положение.
Введение чрезвычайного положения по основаниям, указан¬ным в п. «б» Закона, допускается только с согласия органов госу¬дарственной власти пострадавшей территории, если они продол¬жают нормально функционировать. В обстоятельствах, требующих неотложных мер по спасению населения, чрезвычайное положе¬ние может быть введено немедленно без предупреждения.
Таким образом, регламентируется порядок введения чрезвы¬чайного положения. Основаниями введения чрезвычайного поло¬жения являются обстоятельства, перечисленные в Законе.
Чрезвычайное положение в соответствии со ст.88 Конститу¬ции РФ вводится на территории всей страны или в отдельных ее местностях по распоряжению Президента с немедленным уведом¬лением Государственной Думы и Совета Федерации.
По действующему законодательству чрезвычайное положение вводится лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие осно¬ванием для его введения, представляют собой реальную, чрезвы¬чайную и неизбежную угрозу безопасности граждан, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.
К общим мерам, вводимым при объявлении чрезвычайного положения, относятся следующие ограничения:
а) особый режим въезда и выезда, а также ограничение сво¬бод передвижения по территории, на которой введено чрезвычай¬ное положение;
б) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;
в) запрещение проведения митингов, собраний, уличных ше¬ствий, демонстраций, а также массовых мероприятий;
г) запрещение забастовок;
д) ограничение движения транспортных средств и их досмотр. В случае введения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в п.«б» ст.4 Закона «О чрезвычайном положении», в дополнение к перечисленным ограничениям могут применяться следующие меры:
а) временное выселение (эвакуация) населения из районов, опасных для проживания, с обязательным предоставлением граж¬данам стационарных или временных жилых помещений;
б) введение особого порядка распределения продуктов пита¬ния и предметов первой необходимости;
в) установление карантина и проведение других санитарно-противоэпидемических мероприятий;
г) мобилизация ресурсов государственных предприятий, уч¬реждений и организаций, изменение режима их работы, переори¬ентация на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции; иные изменения производственно-хозяйственной деятельности, необходимые для аварийно-спа¬сательных и восстановительных работ;
д) отстранение от работы на период чрезвычайного положе¬ния руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций, при ненадлежащем исполнении ими своих обязан¬ностей, и временное назначение других лиц, отвечающих указан¬ным требованиям;
е) в исключительных случаях, связанных с необходимостью неотложного проведения аварийно-восстановительных работ, до¬пустима мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств для проведения указанных работ.
Возникающие и складывающиеся ситуации могут дестабили¬зировать обстановку в стране или отдельных ее регионах, что тре¬бует принятия особых мер для их устранения и нейтрализации. Например, в ноябре 1992 г. Президент Российской Федерации, в связи с резко обострившейся ситуацией из-за межнациональных конфликтов, сопровождавшихся массовыми беспорядками, воо¬руженным насилием с использованием боевой техники, а также с угрозой безопасности и территориальной целостности Российской Федерации ввел чрезвычайное положение на территории Северо¬осетинской ССР и Ингушской Республики.
В соответствии с действующим законодательством режим чрезвычайного положения реализуется в реорганизации управ¬ляющей системы, перераспределении полномочий государствен¬ных органов, наделении их дополнительными правами и, соответ¬ственно, ограничении прав и свобод физических и юридических лиц, а также возложении на них дополнительных обязанностей.
Анализ действующего законодательства позволяет выделить несколько организационных форм создания управляющих систем:
1) при введении чрезвычайного положения существующие органы сохраняются, но ставятся в прямое подчинение Прези¬денту;
2) при введении чрезвычайного положения исполнительные органы сохраняются, но ставятся в прямое подчинение органу, назначенному Президентом;
3) для координации работ по ликвидации обстоятельств, вы¬звавших введение чрезвычайного положения, образуются специ¬альные временные органы;
4) при ненадлежащем осуществлении органами государст¬венной власти и управления своих функциональных обязанностей создаются специальные временные органы.
В первом случае органы управления не реорганизуются, а им придается большой авторитет за счет полномочий Президента, который осуществляет прямое руководство этими органами. К данной форме Президент обращается, когда орган исполнитель¬ной власти полностью лоялен и можно в короткий срок разре¬шить возникший конфликт, в частности, путем его силового по¬давления. Подобный путь разрешения парламентского кризиса был применен в нашей стране в октябре 1993 г.
При втором варианте в случае объявления чрезвычайного по¬ложения создается специальный орган управления, в подчинении которого находятся территориальные органы исполнительной власти. Обладая соответствующим аппаратом, такой орган может осуществлять руководящую деятельность в полном объеме — сюда входит правоохранительная, хозяйственно-восстановительная дея¬тельность, ведение переговоров и т.п. При этом, являясь незави¬симым от местных властей и свободным от предвзятости, он спо-собен объективно оценивать обстановку и принимать оптималь¬ные решения.
Относительно третьей организационной формы можно отме¬тить, что при наделении специальных временных органов власт¬ными полномочиями они будут аналогичны органу управления, указанному во второй форме. Если указанные полномочия не были данному органу делегированы, то он будет представлять собой просто координационный центр.
Наибольшую сложность вызывает на практике создание сис¬темы управления на территории действия режима чрезвычайного положения — при бойкотировании или ненадлежащем осуществ¬лении своих функций соответствующими властными органами на местах. В данном случае в соответствии со ст. 19 Закона «О чрез¬вычайном положении» полномочия территориальных представитель¬ных и исполнительных органов могут быть ограничены или приоста¬новлены. В этой связи возникает необходимость создания принципи-
ально новой системы управления с такими органами управления, как временная администрация и комендатуры.
Главой временной администрации, как правило, назначается заместитель Председателя Правительства России. Высший зако¬нодательный орган утверждает представленную кандидатуру либо отклоняет ее. Государственная Дума может также сформировать временную депутатскую комиссию для наблюдения за создавшим¬ся положением и содействия урегулированию конфликта либо
нейтрализации бедствия.
Глава временной администрации обладает широкими полно¬мочиями. Он имеет право:
— подбирать и назначать кадры в рамках своей компетенции;
— издавать приказы и распоряжения, обязательные для ис¬полнения всеми, находящимися на территории района чрезвы¬чайного положения;
— отстранять от должности нелояльных руководителей и представителей местной власти, если их деятельность идет вразрез
с законом;
—- отменять местные нормативные акты в случае, если они
носят противоправный или подстрекательный характер;
— осуществлять руководство приданными силами и средствами;
— организовывать взаимодействие с соседними областями и др. Временная администрация руководит комендатурами, образо¬ванными на подведомственной территории, а также координирует деятельность объединенных сил, находящихся в ее подчинении. Главой временной администрации утверждается Положение о комендатуре в районе чрезвычайного положения. Образованные на основании указанного акта комендатуры различных уровней подчиняются исключительно временной администрации. Глава временной администрации определяет границы комендантских районов и участков, дислокацию их расположения, их штатную численность и персональный состав. Все приданные коменданту силы, состоящие из органов внутренних дел, войсковых частей, пограничников, подразделений МЧС и других представителей силовых структур, находятся в его оперативном подчинении. Рас¬поряжения комендантов всех уровней по вопросам, связанным с режимом чрезвычайного положения, обязательны для всех граж¬дан, должностных лиц, органов местной власти, предприятий и организаций, расположенных на подведомственной территории, где введено чрезвычайное положение. Комендант издает приказы и распоряжения по вопросам поддержания режима чрезвычайного
положения, координирует деятельность правоохранительных ор¬ганов. В то же время на территории, где введено чрезвычайное положение, устанавливаются ограничения, направленные на из¬менение прав и свобод граждан, компетенцию организаций и учреждений (ст.ст. 22—24 Закона).
Основными задачами комендатуры являются:
— обеспечение в зоне своего действия общественного порядка и безопасности;
— защита прав и законных интересов граждан;
— борьба с преступностью и иными правонарушениями;
— изъятие у граждан оружия, боеприпасов, взрывчатых ве¬ществ, боевой техники и иных предметов и веществ, исключен¬ных из гражданского оборота;
— доведение до сведения населения распоряжений временной администрации;
— организация контрольно-пропускного режима;
— осуществление проверок и досмотра граждан и транспорт¬ных средств;
— задержание нарушителей и лиц, подозреваемых в соверше¬нии преступлений;
— пресечение проведения запрещенных массовых акций;
— планирование и проведение специальных операций;
— проведение профилактической и разъяснительной работы;
— отстранение от должности руководителей предприятий и организаций, а также представителей исполнительной власти, отказывающихся выполнять распоряжения временной админист¬рации или нарушающих режим чрезвычайного положения;
— поддержание режима установленного комендантского часа;
— оказание помощи населению.
Практика показывает, что, как правило, комендатуры в усло¬виях чрезвычайного положения создаются на базе действующих органов внутренних дел, поэтому назначение коменданта, а также замещение соответствующих должностей в комендатурах часто производится из числа сотрудников этих органов и приданных сил.
Важная роль по предотвращению, пресечению и ликвидации негативных последствий при возникновении чрезвычайных си¬туаций, приводящих к резкой дестабилизации общественного порядка и безопасности в том или ином регионе страны, принад¬лежит силовым структурам и иным государственным и общест¬венным организациям. Конкретные задачи, функции и полномо¬чия по объему и характеру этих субъектов зависят от специфики и
направленности их деятельности. Одни осуществляют аварийно-восстановительные и спасательные работы, другие связаны с ор¬ганизацией жизнеобеспечения, третьи обеспечивают охрану обще¬ственного порядка и безопасности в зоне чрезвычайного положе¬ния. Одним из главных субъектов обеспечения режима чрезвы¬чайного положения являются органы внутренних дел. Админист¬ративная деятельность органов внутренних дел в рассматриваемых условиях условно подразделяется на правовую и организационную формы, т.е. порождающую юридические последствия во внешней деятельности рассматриваемого субъекта и не влекущую таковых.
Деятельность в рамках первой формы является наиболее важ¬ной, так как при этом устанавливаются, изменяются или отменя¬ются правовые нормы, направленные на исполнение законов, осуществляется издание совместных с другими государственными органами актов, а в случаях, когда органам внутренних дел деле¬гируются соответствующие полномочия, они выступают в каче¬стве первичного регулятора общественных отношений (напри¬мер, издание норм, обеспечивающих их соблюдение участника¬ми дорожного движения в условиях режима чрезвычайного по¬ложения).
Другая правовая форма деятельности органов внутренних дел связана с правоприменением и характеризуется изданием индиви¬дуальных актов управления. Значительная их часть при чрезвы¬чайных происшествиях связана с обеспечением запретительных мер, направленных на поддержание установленного правового режима, а также с привлечением к административной ответствен¬ности за их нарушение.
Методами обеспечения органами внутренних дел правового режима чрезвычайного положения являются: осуществление об¬щего и специального административного надзора, который выра¬жается в систематическом наблюдении и проверке выполнения гражданами и должностными лицами соответствующих правовых установлений; проверка сообщений, жалоб и заявлений о нару¬шениях установленного режима, применение к правонарушителям принудительных мер и привлечение виновных к ответственности в строгом соответствии с законодательством.
К организационной деятельности органов внутренних дел в условиях режима чрезвычайного положения относятся действия, направленные на внутреннее обеспечение, создание необходимой инфраструктуры, организацию подготовки к выполнению постав¬ленных задач и достижению основных целей. Это информацион-
ное обеспечение внутриуправленческой деятельности, анализ ин¬формации, включая оперативные и статистические данные о складывающейся обстановке, использовании сил и средств, реак¬ции населения на принятие тех или иных мер, его настроении и намерениях, накоплении и обобщении опыта; издание внутриве¬домственных приказов и распоряжений, оказание организацион¬ной и методической помощи общественным формированиям, которым делегированы отдельные функции по охране обществен¬ного порядка; планирование.
Оперативное планирование имеет важное значение для ус¬пешного выполнения поставленных задач. В МВД, ГУВД, УВД, УВДТ и горрайлинорганах внутренних дел с целью готовности личного состава к действиям в чрезвычайных ситуациях, которые можно прогнозировать заблаговременно, разрабатываются специ¬альные планы, в том числе и на случай введения чрезвычайного положения.
В подобных планах предусматривается:
— характеристика возможной обстановки на обслуживаемой территории в период возникновения различных стихийных бедст¬вий и социальных конфликтов;
— перечень и последовательность неотложных действий де¬журного и начальника органа внутренних дел при получении ко¬манды о введении чрезвычайного положения;
— расчет привлекаемых сил и средств и порядок их сбора по тревоге;
— указание конкретных мест (горячих точек), где необходимо сосредоточить и развернуть силы в виде конкретных нарядов;
— меры по эвакуации и спасению людей, оказанию помощи населению;
— порядок оцепления опасных зон, развертывания загради¬тельных постов и заслонов, организация контрольно-пропускных пункто1Гдля обеспечения установленного пропускного режима, обеспечения безопасности дорожного движения;
— эвакуация из опасных зон задержанных и арестованных, а в отдельных случаях — оружия, спецтехники и документации в безопасные места;
— организация взаимодействия на всех уровнях;
— оказание помощи в организации спасательно-восстанови¬тельных работ;
— организация связи, материально-техническое, хозяйствен¬ное, медицинское, продовольственное и иное обеспечение.
В целях поддержания необходимой боеготовности органов внутренних дел к действиям в особых условиях, в частности, при объявлении чрезвычайного положения, в подразделениях осуще¬ствляется обучение личного состава в системе служебной подго¬товки и периодически проводятся командно-штабные учения.
В условиях чрезвычайного положения на органы внутренних дел, кроме перечисленных задач по обеспечению введенного пра¬вового режима, возлагаются функции по охране жизненно важных объектов. Повышенное внимание уделяется разработке специаль¬ных планов и проведению необходимой работы по защите объек¬тов органов внутренних дел, иных государственных органов, объ¬ектов системы жизнеобеспечения (водопровод, гидроузлы, дамбы, электростанции, газопроводы и т.п.). События в Буденновске, Кизляре, трагедия в Каспийске, где в результате преступных тер¬рористических действий погибли люди, показывают, что дерзость и цинизм криминальных элементов требуют пересмотра традици-онных подходов и решений. Органы внутренних дел вынуждены расширять круг охраняемых объектов, куда включаются больни¬цы, школы и жилые дома. Составляются планы обороны населен¬ных пунктов, эвакуации и размещения пострадавшего населения, а также задействованных приданных сил.
Эти планы разрабатываются и утверждаются заранее до вве¬дения режима чрезвычайного положения и привязываются к кон¬кретной местности с учетом специфики и складывающихся условий.
В условиях режима чрезвычайного положения устанавливает¬ся повышенная административная ответственность (увеличивается размер штрафа, срок административного ареста). Сокращаются сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях. Возрастает число должностных лиц, имеющих право привлекать виновных к административной ответственности и т.д.
В соответствии с Законом «О чрезвычайном положении» оно может вводиться лишь в условиях, когда обстоятельства, служа¬щие основанием для введения чрезвычайного положения, пред¬ставляют собой реальную и неизбежную угрозу безопасности гра¬ждан или конституционному строю страны, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.
Основаниями введения чрезвычайного положения могут быть условия или события, указанные в ст.4 указанного Закона:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, меж¬национальные конфликты, блокада отдельных местностей, угро¬жающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятель¬ности государственных институтов;
б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные ава¬рии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требую¬щие проведения аварийно-восстановительных работ.
До введения чрезвычайного положения по основаниям, ука¬занным в п. «а» Закона, Президент Российской Федерации или спикер Государственной Думы в установленном порядке обязан обратиться к группам лиц, организациям, учреждениям, являю¬щимся инициаторами или участниками действий, служащих ос¬нованием для введения чрезвычайного положения, с предупреж¬дением и требованием прекратить противоправные действия в течение установленного в обращении срока.
В случае неподчинения упомянутых лиц, организаций, и уч¬реждений обращенному к ним требованию и продолжения ими противоправных действий по истечении установленного срока может быть введено чрезвычайное положение.
Введение чрезвычайного положения по основаниям, указан¬ным в п. «б» Закона, допускается только с согласия органов госу¬дарственной власти пострадавшей территории, если они продол¬жают нормально функционировать. В обстоятельствах, требующих неотложных мер по спасению населения, чрезвычайное положе¬ние может быть введено немедленно без предупреждения.
Таким образом, регламентируется порядок введения чрезвы¬чайного положения. Основаниями введения чрезвычайного поло¬жения являются обстоятельства, перечисленные в Законе.
Чрезвычайное положение в соответствии со ст.88 Конститу¬ции РФ вводится на территории всей страны или в отдельных ее местностях по распоряжению Президента с немедленным уведом¬лением Государственной Думы и Совета Федерации.
По действующему законодательству чрезвычайное положение вводится лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие осно¬ванием для его введения, представляют собой реальную, чрезвы¬чайную и неизбежную угрозу безопасности граждан, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.
К общим мерам, вводимым при объявлении чрезвычайного положения, относятся следующие ограничения:
а) особый режим въезда и выезда, а также ограничение сво¬бод передвижения по территории, на которой введено чрезвычай¬ное положение;
б) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;
в) запрещение проведения митингов, собраний, уличных ше¬ствий, демонстраций, а также массовых мероприятий;
г) запрещение забастовок;
д) ограничение движения транспортных средств и их досмотр. В случае введения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в п.«б» ст.4 Закона «О чрезвычайном положении», в дополнение к перечисленным ограничениям могут применяться следующие меры:
а) временное выселение (эвакуация) населения из районов, опасных для проживания, с обязательным предоставлением граж¬данам стационарных или временных жилых помещений;
б) введение особого порядка распределения продуктов пита¬ния и предметов первой необходимости;
в) установление карантина и проведение других санитарно-противоэпидемических мероприятий;
г) мобилизация ресурсов государственных предприятий, уч¬реждений и организаций, изменение режима их работы, переори¬ентация на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции; иные изменения производственно-хозяйственной деятельности, необходимые для аварийно-спа¬сательных и восстановительных работ;
д) отстранение от работы на период чрезвычайного положе¬ния руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций, при ненадлежащем исполнении ими своих обязан¬ностей, и временное назначение других лиц, отвечающих указан¬ным требованиям;
е) в исключительных случаях, связанных с необходимостью неотложного проведения аварийно-восстановительных работ, до¬пустима мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств для проведения указанных работ.
Возникающие и складывающиеся ситуации могут дестабили¬зировать обстановку в стране или отдельных ее регионах, что тре¬бует принятия особых мер для их устранения и нейтрализации. Например, в ноябре 1992 г. Президент Российской Федерации, в связи с резко обострившейся ситуацией из-за межнациональных конфликтов, сопровождавшихся массовыми беспорядками, воо¬руженным насилием с использованием боевой техники, а также с угрозой безопасности и территориальной целостности Российской Федерации ввел чрезвычайное положение на территории Северо¬осетинской ССР и Ингушской Республики.
В соответствии с действующим законодательством режим чрезвычайного положения реализуется в реорганизации управ¬ляющей системы, перераспределении полномочий государствен¬ных органов, наделении их дополнительными правами и, соответ¬ственно, ограничении прав и свобод физических и юридических лиц, а также возложении на них дополнительных обязанностей.
Анализ действующего законодательства позволяет выделить несколько организационных форм создания управляющих систем:
1) при введении чрезвычайного положения существующие органы сохраняются, но ставятся в прямое подчинение Прези¬денту;
2) при введении чрезвычайного положения исполнительные органы сохраняются, но ставятся в прямое подчинение органу, назначенному Президентом;
3) для координации работ по ликвидации обстоятельств, вы¬звавших введение чрезвычайного положения, образуются специ¬альные временные органы;
4) при ненадлежащем осуществлении органами государст¬венной власти и управления своих функциональных обязанностей создаются специальные временные органы.
В первом случае органы управления не реорганизуются, а им придается большой авторитет за счет полномочий Президента, который осуществляет прямое руководство этими органами. К данной форме Президент обращается, когда орган исполнитель¬ной власти полностью лоялен и можно в короткий срок разре¬шить возникший конфликт, в частности, путем его силового по¬давления. Подобный путь разрешения парламентского кризиса был применен в нашей стране в октябре 1993 г.
При втором варианте в случае объявления чрезвычайного по¬ложения создается специальный орган управления, в подчинении которого находятся территориальные органы исполнительной власти. Обладая соответствующим аппаратом, такой орган может осуществлять руководящую деятельность в полном объеме — сюда входит правоохранительная, хозяйственно-восстановительная дея¬тельность, ведение переговоров и т.п. При этом, являясь незави¬симым от местных властей и свободным от предвзятости, он спо-собен объективно оценивать обстановку и принимать оптималь¬ные решения.
Относительно третьей организационной формы можно отме¬тить, что при наделении специальных временных органов власт¬ными полномочиями они будут аналогичны органу управления, указанному во второй форме. Если указанные полномочия не были данному органу делегированы, то он будет представлять собой просто координационный центр.
Наибольшую сложность вызывает на практике создание сис¬темы управления на территории действия режима чрезвычайного положения — при бойкотировании или ненадлежащем осуществ¬лении своих функций соответствующими властными органами на местах. В данном случае в соответствии со ст. 19 Закона «О чрез¬вычайном положении» полномочия территориальных представитель¬ных и исполнительных органов могут быть ограничены или приоста¬новлены. В этой связи возникает необходимость создания принципи-
ально новой системы управления с такими органами управления, как временная администрация и комендатуры.
Главой временной администрации, как правило, назначается заместитель Председателя Правительства России. Высший зако¬нодательный орган утверждает представленную кандидатуру либо отклоняет ее. Государственная Дума может также сформировать временную депутатскую комиссию для наблюдения за создавшим¬ся положением и содействия урегулированию конфликта либо
нейтрализации бедствия.
Глава временной администрации обладает широкими полно¬мочиями. Он имеет право:
— подбирать и назначать кадры в рамках своей компетенции;
— издавать приказы и распоряжения, обязательные для ис¬полнения всеми, находящимися на территории района чрезвы¬чайного положения;
— отстранять от должности нелояльных руководителей и представителей местной власти, если их деятельность идет вразрез
с законом;
—- отменять местные нормативные акты в случае, если они
носят противоправный или подстрекательный характер;
— осуществлять руководство приданными силами и средствами;
— организовывать взаимодействие с соседними областями и др. Временная администрация руководит комендатурами, образо¬ванными на подведомственной территории, а также координирует деятельность объединенных сил, находящихся в ее подчинении. Главой временной администрации утверждается Положение о комендатуре в районе чрезвычайного положения. Образованные на основании указанного акта комендатуры различных уровней подчиняются исключительно временной администрации. Глава временной администрации определяет границы комендантских районов и участков, дислокацию их расположения, их штатную численность и персональный состав. Все приданные коменданту силы, состоящие из органов внутренних дел, войсковых частей, пограничников, подразделений МЧС и других представителей силовых структур, находятся в его оперативном подчинении. Рас¬поряжения комендантов всех уровней по вопросам, связанным с режимом чрезвычайного положения, обязательны для всех граж¬дан, должностных лиц, органов местной власти, предприятий и организаций, расположенных на подведомственной территории, где введено чрезвычайное положение. Комендант издает приказы и распоряжения по вопросам поддержания режима чрезвычайного
положения, координирует деятельность правоохранительных ор¬ганов. В то же время на территории, где введено чрезвычайное положение, устанавливаются ограничения, направленные на из¬менение прав и свобод граждан, компетенцию организаций и учреждений (ст.ст. 22—24 Закона).
Основными задачами комендатуры являются:
— обеспечение в зоне своего действия общественного порядка и безопасности;
— защита прав и законных интересов граждан;
— борьба с преступностью и иными правонарушениями;
— изъятие у граждан оружия, боеприпасов, взрывчатых ве¬ществ, боевой техники и иных предметов и веществ, исключен¬ных из гражданского оборота;
— доведение до сведения населения распоряжений временной администрации;
— организация контрольно-пропускного режима;
— осуществление проверок и досмотра граждан и транспорт¬ных средств;
— задержание нарушителей и лиц, подозреваемых в соверше¬нии преступлений;
— пресечение проведения запрещенных массовых акций;
— планирование и проведение специальных операций;
— проведение профилактической и разъяснительной работы;
— отстранение от должности руководителей предприятий и организаций, а также представителей исполнительной власти, отказывающихся выполнять распоряжения временной админист¬рации или нарушающих режим чрезвычайного положения;
— поддержание режима установленного комендантского часа;
— оказание помощи населению.
Практика показывает, что, как правило, комендатуры в усло¬виях чрезвычайного положения создаются на базе действующих органов внутренних дел, поэтому назначение коменданта, а также замещение соответствующих должностей в комендатурах часто производится из числа сотрудников этих органов и приданных сил.
Важная роль по предотвращению, пресечению и ликвидации негативных последствий при возникновении чрезвычайных си¬туаций, приводящих к резкой дестабилизации общественного порядка и безопасности в том или ином регионе страны, принад¬лежит силовым структурам и иным государственным и общест¬венным организациям. Конкретные задачи, функции и полномо¬чия по объему и характеру этих субъектов зависят от специфики и
направленности их деятельности. Одни осуществляют аварийно-восстановительные и спасательные работы, другие связаны с ор¬ганизацией жизнеобеспечения, третьи обеспечивают охрану обще¬ственного порядка и безопасности в зоне чрезвычайного положе¬ния. Одним из главных субъектов обеспечения режима чрезвы¬чайного положения являются органы внутренних дел. Админист¬ративная деятельность органов внутренних дел в рассматриваемых условиях условно подразделяется на правовую и организационную формы, т.е. порождающую юридические последствия во внешней деятельности рассматриваемого субъекта и не влекущую таковых.
Деятельность в рамках первой формы является наиболее важ¬ной, так как при этом устанавливаются, изменяются или отменя¬ются правовые нормы, направленные на исполнение законов, осуществляется издание совместных с другими государственными органами актов, а в случаях, когда органам внутренних дел деле¬гируются соответствующие полномочия, они выступают в каче¬стве первичного регулятора общественных отношений (напри¬мер, издание норм, обеспечивающих их соблюдение участника¬ми дорожного движения в условиях режима чрезвычайного по¬ложения).
Другая правовая форма деятельности органов внутренних дел связана с правоприменением и характеризуется изданием индиви¬дуальных актов управления. Значительная их часть при чрезвы¬чайных происшествиях связана с обеспечением запретительных мер, направленных на поддержание установленного правового режима, а также с привлечением к административной ответствен¬ности за их нарушение.
Методами обеспечения органами внутренних дел правового режима чрезвычайного положения являются: осуществление об¬щего и специального административного надзора, который выра¬жается в систематическом наблюдении и проверке выполнения гражданами и должностными лицами соответствующих правовых установлений; проверка сообщений, жалоб и заявлений о нару¬шениях установленного режима, применение к правонарушителям принудительных мер и привлечение виновных к ответственности в строгом соответствии с законодательством.
К организационной деятельности органов внутренних дел в условиях режима чрезвычайного положения относятся действия, направленные на внутреннее обеспечение, создание необходимой инфраструктуры, организацию подготовки к выполнению постав¬ленных задач и достижению основных целей. Это информацион-
ное обеспечение внутриуправленческой деятельности, анализ ин¬формации, включая оперативные и статистические данные о складывающейся обстановке, использовании сил и средств, реак¬ции населения на принятие тех или иных мер, его настроении и намерениях, накоплении и обобщении опыта; издание внутриве¬домственных приказов и распоряжений, оказание организацион¬ной и методической помощи общественным формированиям, которым делегированы отдельные функции по охране обществен¬ного порядка; планирование.
Оперативное планирование имеет важное значение для ус¬пешного выполнения поставленных задач. В МВД, ГУВД, УВД, УВДТ и горрайлинорганах внутренних дел с целью готовности личного состава к действиям в чрезвычайных ситуациях, которые можно прогнозировать заблаговременно, разрабатываются специ¬альные планы, в том числе и на случай введения чрезвычайного положения.
В подобных планах предусматривается:
— характеристика возможной обстановки на обслуживаемой территории в период возникновения различных стихийных бедст¬вий и социальных конфликтов;
— перечень и последовательность неотложных действий де¬журного и начальника органа внутренних дел при получении ко¬манды о введении чрезвычайного положения;
— расчет привлекаемых сил и средств и порядок их сбора по тревоге;
— указание конкретных мест (горячих точек), где необходимо сосредоточить и развернуть силы в виде конкретных нарядов;
— меры по эвакуации и спасению людей, оказанию помощи населению;
— порядок оцепления опасных зон, развертывания загради¬тельных постов и заслонов, организация контрольно-пропускных пункто1Гдля обеспечения установленного пропускного режима, обеспечения безопасности дорожного движения;
— эвакуация из опасных зон задержанных и арестованных, а в отдельных случаях — оружия, спецтехники и документации в безопасные места;
— организация взаимодействия на всех уровнях;
— оказание помощи в организации спасательно-восстанови¬тельных работ;
— организация связи, материально-техническое, хозяйствен¬ное, медицинское, продовольственное и иное обеспечение.
В целях поддержания необходимой боеготовности органов внутренних дел к действиям в особых условиях, в частности, при объявлении чрезвычайного положения, в подразделениях осуще¬ствляется обучение личного состава в системе служебной подго¬товки и периодически проводятся командно-штабные учения.
В условиях чрезвычайного положения на органы внутренних дел, кроме перечисленных задач по обеспечению введенного пра¬вового режима, возлагаются функции по охране жизненно важных объектов. Повышенное внимание уделяется разработке специаль¬ных планов и проведению необходимой работы по защите объек¬тов органов внутренних дел, иных государственных органов, объ¬ектов системы жизнеобеспечения (водопровод, гидроузлы, дамбы, электростанции, газопроводы и т.п.). События в Буденновске, Кизляре, трагедия в Каспийске, где в результате преступных тер¬рористических действий погибли люди, показывают, что дерзость и цинизм криминальных элементов требуют пересмотра традици-онных подходов и решений. Органы внутренних дел вынуждены расширять круг охраняемых объектов, куда включаются больни¬цы, школы и жилые дома. Составляются планы обороны населен¬ных пунктов, эвакуации и размещения пострадавшего населения, а также задействованных приданных сил.
Эти планы разрабатываются и утверждаются заранее до вве¬дения режима чрезвычайного положения и привязываются к кон¬кретной местности с учетом специфики и складывающихся условий.
В условиях режима чрезвычайного положения устанавливает¬ся повышенная административная ответственность (увеличивается размер штрафа, срок административного ареста). Сокращаются сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях. Возрастает число должностных лиц, имеющих право привлекать виновных к административной ответственности и т.д.
Коментариев: 0 | Просмотров: 84 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
- Ограничения прав и свобод в условиях режима чрезвычайного положения
- Права и обязанности граждан в условиях чрезвычайного положения
- Особые правовые режимы осуществления власти
- Режим особых условий в исправительных учреждениях
- Действующее законодательство в области обороны
-
Напечатать Комментарии (0)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
ДРУЗЬЯ САЙТА:
Библиотека документов юриста
СЧЕТЧИКИ: