Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Сущность и функции финансов
 (голосов: 0)
  Финансовое право | Автор: admin | 1-01-2011, 17:33
Итак, финансы представляют собой экономические отноше¬ния, связанные аккумулированием, распределением и использо¬ванием централизованных и децентрализованных фондов денеж¬ных средств в целях выполнения государством своих функций и задачи обеспечения условий для расширенного воспроизводства.
Следовательно, финансовая деятельность государства пред¬ставляет собой деятельность государства по формированию, распределению и использованию централизованных и децентра¬лизованных фондов денежных средств, обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие.
Под централизованными финансами понимают экономические отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственной бюджет¬ной системе и правительственных внебюджетных фондах.
Иными словами, к централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся те денеж¬ные средства государства, которые поступают в его распоряже¬ние как властвующего субъекта. К таким фондам относятся: во-первых, денежные средства, аккумулируемые в государствен¬ной бюджетной системе; во-вторых, внебюджетные централизо¬ванные фонды государства; в-третьих, государственное страхо¬вание; в-четвертых, государственный, в том числе банковский, кредит.
Под децентрализованными финансами понимают денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов пред¬приятий. То есть к децентрализованным финансам относятся финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и бюджетны¬ми ассигнованиями, а также отраслевые и межотраслевые вне¬бюджетные фонды.
Финансы являются неотъемлемой частью денежных отноше¬ний, поэтому роль и значение финансов зависят прежде всего от того, какое место занимают денежные отношения в экономиче¬ских отношениях.
Финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и на¬ционального дохода, это орудие контроля за образованием и ис¬пользованием фондов денежных средств.
Главное предназначение финансов — путем образования де¬нежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.
Финансы выражают денежные отношения, возникающие между следующими субъектами:
а) предприятиями в процессе приобретения товарно-мате¬риальных ценностей, реализации продукции и услуг;
б) предприятиями и вышестоящими организациями при соз¬дании централизованных фондов денежных средств и их рас¬пределении;
в) государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;
г) предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
д) отдельными звеньями бюджетной системы;
е) страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба.
Финансы также выражают денежные отношения, опосре¬дующие кругообращение фондов предприятий.
Роль государства в аккумуляции, регулировании, распреде¬лении и использовании централизованных и децентрализован¬ных денежных средств особенно возрастает в переходный пери¬од к рыночной системе хозяйствования. Что касается централи¬зованных фондов, то в отношении них государство выступает как властвующий субъект и может обеспечить свои доходы через принудительную систему — налогов, пошлин, различных сбо¬ров, эмиссии денег и т.д.
Другое дело — децентрализованные фонды. В отношении них государственное регулирование выражается совсем по-иному. И уж совсем иное отношение должно быть к финансам частных предпринимателей, поскольку частные финансы — их состояния и динамика — подчиняются законам рыночной экономики.
Любая финансовая деятельность государства связана с рас¬ходами и доходами. В случае, когда расходы превышают доходы, государство для покрытия необходимых расходов вынуждено искать дополнительные источники денежных средств — банковский или государственный кредит, выпуск в обращение ценных бумаг и проч. Поэтому именно состояние финансов отражает процессы, происходящие в государстве, причем не только в об¬ласти экономики и социальных процессов, но в сферах полити¬ки, демографии, экологии и т.д.
Без перераспределения финансовых средств невозможно провести практически ни одного мероприятие в государстве. Иными словами, проведение любых мероприятий в государстве связано с его финансовой деятельностью. И именно поэтому необходимы те правовые основы, которые бы регулировали про¬ведение финансовой деятельности государства, поскольку осу¬ществляется она, естественно, в правовой форме.
Без участия финансов не может быть распределен нацио¬нальный доход, являющийся главным материальным источни¬ком денежных доходов и фондов. С учетом объемов националь¬ного дохода и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления — определяются пропорции развития эконо¬мики и ее структура. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер.
Как уже говорилось, состояние финансов отражает, опреде¬ляет состояние экономики страны.
Основное условие роста финансовых ресурсов — увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы — по¬нятия не тождественные. Сами по себе финансовые ресурсы не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансы во многом зависят от финансовой политики государства. Сущность же фи¬нансов проявляется в их функциях. Назовем четыре функции финансов: распределительная, контрольная, регулирующая и ста¬билизационная и характеризуем каждую из них в отдельности.
Основные функции финансов две: распределительная и кон¬трольная, которые осуществляются финансами одновременно. И это естественно, поскольку каждая финансовая операция озна¬чает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.
Распределительная функция финансов означает их участие в распределении национального дохода, заключающееся в созда¬нии так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы образуют¬ся при распределении национального дохода среди участников материального производства и делятся на две группы: 1) зарплата рабочих и служащих, доходы фермеров, крестьян; и 2) доходы предприятий сферы материального производства.
Дальнейшее перераспределение национального дохода свя¬зано: а) с межотраслевым и территориальным перераспределе¬нием средств в интересах эффективного и рационального ис¬пользования доходов и накоплений предприятий и организаций; б) с наличием не только производственной, но и непроизводст¬венной сферы, в которой национальный доход не создается (здравоохранение, просвещение, социальное страхование и со¬циальное обеспечение, управление); в) с перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В итоге формируются вторичные, или производные доходы, доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, на¬логи.
Следовательно, перераспределение национального дохода происходит между:
• производственной и непроизводственной сферами народ¬ного хозяйства;
• отраслями материального производства;
• отдельными регионами страны;
• формами собственности;
• социальными группами населения.
Конечная цель распределения и перераспределения нацио¬нально дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, — развитие производительных сил, создание рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечение высокого уров¬ня жизни широких слоев населения. Роль финансов при этом подчинена задачам повышения материальной заинтересованно¬сти коллективов предприятий и организаций, а также работни¬ков в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, дос¬тижении высоких результатов при наименьших затратах.
Контрольная функция. Финансы, являясь инструментом ак¬кумуляции и использования денежных доходов и фондов, объ¬ективно отражают процесс распределения и перераспределения национального дохода и ВВП по соответствующим фондам, контролируют их расходование по целевому назначению.
Финансовый контроль в условиях перехода на рыночные отношения направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех отраслях народного хозяйства. Финансовый контроль охватывает как производственную, так и непроизводственную сферы. Он охватывает весь комплекс тех хозяйственных отно¬шений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования.
Финансовый контроль — важное средство обеспечения за¬конности финансовой и хозяйственной деятельности. Призванный предупреждать финансовые и экономические преступления, он стоит на страже товарно-материальных ценностей и денежных средств государства. Особое значение финансовый контроль при¬обретает в настоящее время, когда очень четко проявляется тен¬денция роста «беловоротничковой» экономической преступности.
Таким образом, финансовый контроль — это регламентиро¬ванная нормами права деятельность государственных, муници¬пальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирова¬ния, обоснованности и полноты поступления доходов в соответ¬ствующие фонды денежных средств, правильности и эффектив¬ности их использования.
Другими словами, важнейшая задача финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и органи¬заций по расчетам и платежам (Подробнее см. главу «Финансо¬вый контроль, его сущность и виды»).
Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами, в частности, органами государственной власти, местного самоуправления, ау¬диторами, аудиторскими фирмами, в большой степени зависит от их взаимодействия, координации совместной деятельности, а также от сотрудничества с правоохранительными органами.
Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы — государственные расходы, налоги, государственный кредит — в процесс воспроизводства. Государ¬ство воздействует на воспроизводственный процесс через фи-нансирование отдельных предприятий и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики.
Стабилизационная функция финансов заключается в обеспе¬чении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями. Эту функцию фи¬нансы должны выполнять в условиях перехода и развития ры-ночных отношений.
Функции финансов реализуются через финансовый меха¬низм, который включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок форми¬рования и использования централизованных и децентрализо¬ванных фондов денежных средств, методы финансового плани¬рования, формы управления финансами и финансовой систе¬мой, финансовое законодательство. Особое значение имеет при этом фактор стабильности финансового законодательства, по¬скольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики.
Один из важных элементов финансового механизма — фи¬нансовое планирование, которое в первую очередь относится к бюджетному планированию.
В Российской Федерации разрабатывается перспективный финансовый план на базе бюджета на текущий год. Его целями являются следующие:
а) информирование законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;
б) комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;
в) выявление необходимости и возможности осуществления перспективных мер в области финансовой политики;
г) отслеживание долгосрочных негативных тенденций для своевременного принятия соответствующих мер.
Перспективный финансовый план разрабатывается на три года:
1-й год — год, на который составляется бюджет;
2-й и 3-й годы — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты данной экономической политики.
Коментариев: 0 | Просмотров: 4 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
Добавление комментария
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]
{bbcode}
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]{wysiwyg}



ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: