Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Право собственности на имущество недропользователя
 (голосов: 0)
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:33
Имущество и активы недропользователя, которыми он владел до
начала работ на лицензионном участке, являются его собственностью,
и в отношении их действуют общие правила. В отношении имуще-
ства, приобретенного или созданного недропользователем, так же, как
и в отношении геологической информации, следует придерживаться
принципа: имущество является собственностью того, кто оплатил его
создание или приобретение.
В недропользовании источником покрытия затрат является до-
бытая продукция. В этой связи определяющим условием установ-
ления правомочий собственности на имущество является атрибу-
ция права собственности на добытую продукцию. В соответствии
с Законом РФ «О недрах» право собственности на «добытые из
недр полезные ископаемые и иные ресурсы» определяется лицен-
зией [ст. 1.2, часть 3].
В настоящее время действует два режима. В условиях лицензион-
ного соглашения, регулируемого Законом РФ «О недрах», указывает-
ся, что добытая продукция является собственностью недропользова-
теля, т.е. переход права собственности от государства, владельца недр,
к недропользователю происходит в момент извлечения полезного ис-
копаемого: для твердых — в забое, для жидких и газообразных — на
устье скважины. Исходя из этого все имущество, вновь созданное или
приобретенное недропользователем за счет выручки от реализации
добытой продукции, является его собственностью. Несколько иначе
обстоит дело в случае освоения недр на условиях СРП. В соответ-
ствии с законодательством вся добытая продукция является собствен-
ностью государства до так называемой «точки раздела». Такой «точ-
кой» является пункт, где происходит раздел продукции перед ее реа-
лизацией. Для нефтяных и газовых месторождений это обычно точка
на выходе с промысла или на входе в магистральный трубопровод. В
этой точке государство передает часть своей продукции недропользо-
вателю для покрытия его затрат по поискам, разведке и добыче. Ины-
ми словами, государство предоставляет недропользователю средства
для приобретения имущества. Недропользователь выступает в данном
случае в качестве исполнителя воли государства — заказчика, т.е. по
сути дела — в роли его подрядчика. Если имущество приобретено до
начала добычи и реализации продукции, оно является собственно-
стью недропользователя. Однако и здесь возможна иная трактовка.
Недропользователь для приобретения имущества берет кредит в бан-
ке, предъявляя в качестве гарантий подписанное с государством СРП,
в котором указано, что государство обязуется передать недропользо-
вателю часть продукции. Дело банка уточнить — хватит этой продук-
ции для возврата кредита или нет. Если банк считает, что достаточно,
он предоставляет кредит. По сути дела, кредит предоставляется госу-
дарству через посредничество недропользователя, а средства для по-
крытия кредита предоставляет государство. Отсюда все приобретен-
ное имущество по существу является собственностью государства.
При этом недропользователь пользуется этим имуществом безвозмез-
дно и несет бремя содержания и риск случайной гибели или повреж-
дения имущества, что в соответствии со статьями 210 и 211 ГК РФ
должно быть зафиксировано в СРП. Подобная трактовка прав соб-
ственности на имущество является типичной для режима СРП в мире
[127]. Подтверждение такой практики приводится в обобщении пра-
вовых норм на владение имуществом в нефтяной промышленности,
содержащееся в работе «Основные формы деловых взаимоотношений
в мировой нефтедобывающей промышленности», опубликованной в
1992 г. американской консалтинговой фирмой «Барроус компани инк»,
имеющей крупнейшее в мире собрание нефтяных законов и контрак-
тов на разведку и добычу нефти и газа.
Согласно законодательству и контрактным взаимоотношениям не-
которых стран, право на владение имуществом, ввозимым добываю-
щей компанией для выполнения работ по добыче, переходит в соб-
ственность государства либо с момента его ввоза, либо по мере по-
крытия его стоимости за счет добытой продукции. Это не относится
к имуществу, сдаваемому в аренду, как, например, буровым установ-
кам, используемым в рамках контракта. В данном случае компании
предоставляется право на владение таким имуществом до истечения
срока аренды.
В тех случаях, когда компания владеет промысловыми сооружени-
ями, законодательство или соглашение часто предусматривают пере-
ход права собственности на него к государству после истечения срока
действия соглашения. Если к тому времени добыча еще продолжает-
ся, такая оговорка может оказаться полезной для государства. С дру-
гой стороны, если месторождение полностью разработано, может
возникнуть необходимость убрать промысловые сооружения по эко-
логическим или другим соображениям, что может оказаться довольно
дорогостоящим мероприятием. Поэтому целесообразно, чтобы зако-
нодательством была предоставлена государству возможность выбора:
либо завладеть промысловыми сооружениями, либо предписать ком-
пании осуществить их ликвидацию на определенных условиях.
Российское законодательство об СРП установило, что имущество,
вновь созданное или приобретенное инвестором и используемое им
для выполнения работ по соглашению, является собственностью ин-
вестора, если иное не предусмотрено соглашением.
Право собственности на указанное имущество может перейти от
инвестора к государству со дня, когда стоимость указанного имуще-
ства полностью возмещена, или со дня прекращения соглашения, или
с иного согласованного сторонами дня на условиях и в порядке, кото-
рые предусмотрены соглашением. При этом в течение срока действия
соглашения инвестору предоставляется исключительное право на
пользование таким имуществом на безвозмездной основе для прове-
дения работ по соглашению, и инвестор несет бремя содержания
находящегося в его пользовании имущества и риск его случайной
гибели или случайного повреждения (ст. 11 ФЗ «О СРП»). Российское
законодательство, в отличие от законодательства большинства госу-
дарств, где недропользование осуществляется на условиях раздела
продукции, устанавливает возможность, а не обязательство перехода
права собственности на имущество от недропользователя к государ-
ству. В ряде ситуаций обе стороны могут быть заинтересованы в от-
казе от обязательного перехода права собственности на имущество к
государству. Это происходит, в частности, когда недропользователь
предполагает выпуск акций и котировку их на бирже. Стоимость ак-
ций определяется стоимостью активов. Если недропользователь не
будет иметь титула на право собственности на промысловое имуще-
ство, его акции ничего не будут стоить, со всеми последствиями от
этого. В проектах и заключенных СРП в последние годы в России, как
правило, указывается, что имущество принадлежит недропользовате-
лю, и он вправе по окончании работ передать его государству. В слу-
чае перехода к государству права собственности на указанное имуще-
ство, порядок его отнесения к федеральной собственности и (или) к
собственности субъекта РФ, а также порядок дальнейшего использо-
вания этого имущества, определяются на основе договора, заключае-
мого между Правительством РФ и органом исполнительной власти
соответствующего субъекта РФ (ст. 11 ФЗ «О СРП»).
Коментариев: 0 | Просмотров: 3 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
  • Право собственности на геологическую информацию
  • Предмет соглашения
  • Право собственности на ресурсы недр
  • Порядок определения и приобретения долей в праве общей собственности на общ ...
  • Право собственности в сфере недропользования

  • Напечатать Комментарии (0)
Добавление комментария
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]
{bbcode}
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]{wysiwyg}



ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: