Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Основные направления государственной инвестиционной политики
  Инвестиционное право | Автор: admin | 1-01-2011, 05:47
Одной из форм экономической политики государства является инвестиционная политика, которая включает регулирование всех сторон инвестиционного процесса, а именно: размеры, структуру, источники, эффективность инвестиций и др. Категория "инвестиции" выступает обобщающим макроэкономическим показателем. В самом общем виде инвестиции - все виды активов (средств), включаемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода. Инвестиции (капитальные вложения) - это совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Роль инвестиций в экономике страны состоит в том, что они создают условия для дальнейшего расширения производства. Инвестиции - то, что откладывают на завтрашний день, чтобы иметь возможность больше потреблять в будущем.
В рыночной экономике непосредственными факторами, определяющими инвестиции, являются ожидаемая норма чистой прибыли и реальная ставка процента. Предприниматели приобретают средства производства, чтобы обеспечить получение прибыли. Если ожидаемая норма чистой прибыли превышает ставку процента, то инвестирование будет прибыльным.
Длительные сроки службы основного капитала, нерегулярность крупных нововведений, изменчивая природа прибыли и непостоянство ожиданий определяют динамику расходов на инвестиции. Проблемы инвестиций в экономической теории и в российской практике во многом взаимосвязаны с таким макроэкономическим явлением, как инфляция.
Основные подходы правительства к оживлению инвестиционного процесса основаны на необходимости снижения инфляции. Низкие темпы инфляции могут существенно расширить границы выгодного инвестиционного кредитования и создать условия для более активных вложений в экономику. Например, при среднемесячных темпах инфляции в 5-6% и положительном значении реальной процентной ставки для банков и заемщиков выгодны кредиты по объектам со сроком окупаемости только до полугода. Более низкие темпы инфляции могут существенно расширить границы выгодного инвестиционного кредитования и создать условия для более активных вложений в экономику. На 2005 г. правительственный прогноз по темпам инфляции составляет около 10% годовых. Такая инфляция по-прежнему создает неустойчивую финансовую ситуацию для проектов со сроком реализации 4-5 лет и более. Именно поэтому Правительство РФ считает сдерживание инфляции своей важнейшей экономической задачей.
На инвестиционную активность негативное влияние оказывают неплатежи и монополизм.
При жесткой централизованной системе управления экономикой вложение средств в новые основные или оборотные фонды, на выполнение проектных работ, в научно-техническую продукцию имеет форму планируемых вложений. Развитие рыночной экономики придает новый характер инвестиционной деятельности. Появление многообразных форм собственности, равных условий хозяйствования создает новые условия для инвестирования и правового регулирования этого процесса.
О значении инвестиций для развития экономики страны можно судить по мультипликатору инвестиций Кейнса. Мультипликатор инвестиций - коэффициент, характеризующий связь между увеличением (уменьшением) инвестиций и изменением величины дохода (производства). Суть его состоит в том, что сокращение инвестиций уменьшает доход (производство) в бульшей мере, чем сокращаются инвестиции; увеличение инвестиций увеличивает доход (производство) в бульшей степени, чем увеличиваются инвестиции. Происходит это потому, что под влиянием первичных инвестиций возникает лавинообразный рост вторичного производства и потребления в сферах, смежных с той, в которой сделаны инвестиции.
Механизм государственного регулирования инвестиционными процессами представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.
Условно государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.
К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций, а именно - влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим (определяются всей бюджетно-налоговой политикой). К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты. Институциональные инструменты позволяют достичь координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы.
Государство должно выделять бюджетные средства на реализацию инвестиционных проектов, так как повышение инвестиционной ориентации бюджетной системы - важнейшая задача государства на современном этапе.
Прямое финансирование инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставление льготных инвестиционных кредитов государственным финансовым институтам - важнейший источник капитальных вложений во многих странах мира.
Коментариев: 0 | Просмотров: 7 |
Проблемы формирования благоприятного инвестиционного климата
  Инвестиционное право | Автор: admin | 1-01-2011, 05:44
Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется целым комплексом объективных и субъективных причин.
Российское правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Провозглашенная государственная политика предписывает оказывать поддержку прямым иностранным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают огромные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград. Складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых иностранных инвестиций.
Проблемы инвестиций в российской практике во многом взаимосвязаны с таким макроэкономическом явлением, как инфляция. Основные подходы правительства к оживлению инвестиционного процесса основаны на необходимости снижения инфляции. Низкие темпы инфляции могут существенно расширить границы выгодного инвестиционного кредитования и создать условия для более активных вложений в экономику.
Роль инвестиций в экономике страны состоит в том, что они создают условия для дальнейшего расширения производства. Часть инвестиций направляется на прирост непроизводственных основных фондов в сфере образования, здравоохранения и т.д. Немалое значение имеют для общества инвестиции в форме резервов страны на случай непредвиденных обстоятельств.
Неблагоприятный инвестиционный климат приводит к тому, что некоторые российские компании отказываются от уже выделенных иностранных средств, поскольку их использование, учитывая высокое налогообложение и таможенные сборы, невыгодно. Например, отказались от иностранных кредитов несколько российских нефтяных компаний.
Все эти сложности вынуждают иностранных инвесторов вкладывать деньги не напрямую, а через посредников (в основном банки), работающих на российском рынке. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий. Важными причинами такого положения являются неопределенность прав собственности, отсутствие оперативной процедуры банкротства, проблемы в законодательстве, коррупция и т.д.
Рассматривая внутренние инвестиции, приходящие из-за рубежа, необходимо сказать и о том, какие средства уходят нелегально за рубеж. Несмотря на сложные экономические условия, за последние годы в России сложился слой предприятий и предпринимателей, накопивших крупные капиталы. Бульшая часть этих средств переводится в конвертируемую валюту и оседает в западных банках. Это значительно противоречит тем ожиданиям, с которыми страна вступила в посткоммунистическую эпоху. Предполагалось, что произойдет обращение к зарубежным кредиторам для финансирования крупных инвестиций по мере перестройки под действием рыночных сил. Ожидалось, что в России возникнет дефицит текущего платежного баланса (когда уровень инвестиций превышает уровень сбережений). Тенденция к этому наметилась в 2001-2003 гг., однако с 2004 г. отток денежных ресурсов (потенциальных инвестиций) из страны вновь в несколько раз превышает их приток.
Многие представители российских деловых кругов исходят из того, что экономика РФ слишком нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций. Поэтому предприятия используют свои сбережения не на капиталовложения внутри страны, а на выдачу кредитов за рубеж. Компании-экспортеры, как правило, хранят свою прибыль на счетах в зарубежных банках. Этот процесс, известный как утечка капитала, очень часто носит противозаконный характер. И все же, несмотря на ее противозаконность, утечка капитала находит логичное экономическое оправдание: гораздо надежнее помещать капитал где-то далеко, например, в лондонский банк, чем в российскую экономику. Именно поэтому финансовые компании предпочитают кредитовать чужую экономику, а не отечественную.
Основные источники оттока капиталов могут быть как легитимными, так и нелегитимными. К числу легитимных источников относятся санкционированные инвестиции в экономику других стран в форме создания совместных предприятий или дочерних фирм. Общие масштабы оттока валюты не поддаются точному измерению, поскольку финансовая статистика, естественно, учитывает только их легальную часть. Отток в крупных масштабах иностранной валюты за пределы России побудил власть принять организационно-правовые меры по ужесточению контроля за возвращением валютной выручки на территорию страны. Для того чтобы российские фирмы не боялись инвестировать средства в экономику своей страны, необходимо создать условия для снижения инвестиционного риска. Степень риска может быть уменьшена за счет снижения инфляции, принятия четкого экономического законодательства, основанного на рыночных потенциалах, единообразного толкования и применения правовых норм. Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность шагов: наряду со стимулированием притока капитала сразу же принимаются меры, препятствующие его оттоку.
Недостаток инвестиций, в том числе иностранных, вызывает низкую конкурентоспособность российского производства, дальнейшее уменьшение доли российского рынка, занятой товарами российского производства. Можно утверждать, что привлечение иностранных инвестиций в Российскую Федерацию не соответствует потенциалу российского рынка и при нормальном развитии рыночной экономики следует ожидать на несколько порядков большего притока иностранных средств.
Коментариев: 0 | Просмотров: 4 |
Реформы в российской экономике и их отражение в инвестиционной сфере
  Инвестиционное право | Автор: admin | 1-01-2011, 05:43
Проведение рыночных реформ в России в 90-е гг. XX в. сопровождалось резким обострением кризисных процессов в экономике. Разгосударствление собственности, демонополизация экономики и конкуренция, либерализация внешнеэкономической деятельности, реформирование финансово-банковского сектора экономики, создание фондового рынка, свободные цены и другие шаги на пути создания рыночных отношений в РФ обошлись весьма дорого. Цена преобразования - инфляция и обесценение инвестиционного рубля, бюджетный дефицит, огромный внутренний и внешний государственный долг, безработица, двукратное падение объемов внутреннего валового продукта, сокращение производственной деятельности многих предприятий и целых отраслей народного хозяйства, ухудшение финансового положения большинства хозяйствующих субъектов, расстройство платежно-расчетных отношений, резкое снижение жизненного уровня населения и другие негативные явления - особенно ярко проявилась в 90-е гг. XX в.
Валовой внутренний продукт (ВВП) РФ ежегодно сокращался в сопоставимых ценах по отношению к предшествующему году в такой динамике (в процентах): 1992 г. - 85,5; 1993 г. - 91,3; 1994 г. - 87,3; 1995 г. - 95,9; 1996 г. - 96,5; 1997 г. - 100,8.
Происходило обвальное сокращение инвестиций. При этом инвестиции в объекты производственного назначения в 90-е гг. XX в. снижались значительно бульшими темпами, чем инвестиции в объекты непроизводственного назначения. Особенно драматично снизились инвестиции в производственные объекты*(30).
В эти годы ярко проявились многие негативные факторы: одномоментная либерализация всех цен в условиях монополизированного народного хозяйства, отсутствие реальной конкуренции на начальном этапе реформ, форсированная приватизация государственной собственности, рост внутреннего и внешнего государственного долга на основе масштабного выпуска государственных ценных бумаг (ГКО и ОФЗ), перекос в сторону финансовых методов реформирования экономики в ущерб развития ее реального сектора.
Как следствие, ухудшился инвестиционный климат, снизилась инвестиционная активность и обострились многие финансово-инвестиционные проблемы в экономике Российской Федерации.
Произошла быстрая и значительная переброска инвестиционных ресурсов из машиностроения в топливно-экономический комплекс страны, что и обусловило резкие изменения в структуре инвестиций. Это можно объяснить повышенным спросом на продукцию российского топливно-энергетического комплекса на мировом рынке и замороженностью спроса на продукцию машиностроения внутри страны, трудностью проникновения на внешние рынки машиностроительной продукции, а также переходом отраслей на самофинансирование. Наблюдаемое в первой половине 90-х гг. XX в. отставание темпов ввода в действие основных фондов от темпов роста инвестиций в основной капитал, равно как и опережающее падение ввода в действие основных фондов по отношению к инвестициям, свидетельствовало о снижении эффективности реального инвестиционного процесса (капитальных вложений).
Таким образом, отрицательные структурные изменения в народном хозяйстве РФ в 1990-2000 гг. выразились в следующем:
- в реальной экономике доминировали топливно-энергетический и сырьевой комплексы, образующие в своем единстве экспортный контур воспроизводства. Эти комплексы все сильнее подчиняли себе всю остальную российскую экономику;
- над реальной экономикой, в том числе и над экспортным контуром воспроизводства, явно доминировал финансово-кредитный сектор в лице крупных коммерческих банков, стоящих во главе мощных финансовых холдингов и финансово-промышленных групп. Свою активность они проявляли в операциях с ценными бумагами и приватизации госсобственности, почти не вкладывая средства в реальные инвестиции (даже по отношению к предприятиям, контрольными пакетами акций которых они владеют);
- в наибольшей степени сокращались производства в отраслях обрабатывающей промышленности, а среди них - в отраслях наукоемкой продукции;
- лишь отдельные предприятия и производства военно-промышленного комплекса РФ с большим трудом выживали за счет экспортных поставок или изготовления принципиально новой продукции на базе прошлых научно-технических разработок.
Коментариев: 0 | Просмотров: 4 |
Субъекты инвестиционного права
  Инвестиционное право | Автор: admin | 1-01-2011, 05:41
Определение круга лиц, которые признаются инвесторами, имеет существенное практическое значение.
Во-первых, от признания лица субъектом инвестиционного права зависит предоставление соответствующих прав и льгот, которые установлены в нормах инвестиционного права. Во-вторых, статус инвестора или другого субъекта инвестиционного права имеет значение при регистрации, допуске к осуществлению хозяйственной деятельности. В-третьих, если лицо признано инвестором, на него могут распространяться гарантии и другие условия, предусмотренные законодательством.
Круг инвесторов, которые являются субъектами инвестиционного права, можно определить, основываясь на законах об инвестиционной деятельности, т.е. актах, содержащих нормы, специально предназначенные для регулирования отношений, связанных с вложением капитала, прежде всего - отношений гражданско-правового характера. Субъекты инвестиционного права как собственники обладают наличием автономии воли сторон, однако в конечном счете их автономия воли подчинена воле государства как органа управления инвестиционными процессами. Это обусловлено тем, что никакой частный интерес в обществе не может быть правомерно реализован без заинтересованности в нем других частных лиц и общества в целом. Публично-правовое регулирование направлено на развитие общественно необходимых инвестиционных отношений в нужном направлении. Задача государства состоит в том, чтобы правильно определить общественный и государственный интерес, найти их оптимальное согласование и определить адекватные правовые условия и гарантии реализации*(24).
Понятие субъекта инвестиционного права непосредственно связано с оценкой предмета инвестиционного права. Общетеоретическое определение субъекта права сопряжено с констатацией субъективного права участия в отношениях, регулируемых правовыми нормами. Соответственно, носители прав и обязанностей, установленных правовыми нормами, характеризуются как субъекты права.
Основное свойство субъекта инвестиционного права - юридическая способность к самостоятельным правовым действиям, включая право заключать инвестиционные договоры, нести ответственность за свои поступки. Поскольку физические и юридические лица находятся под властью и юрисдикцией государства, то и их статус определяется органами государства. Однако при этом любой субъект инвестиционного права выступает как носитель установленных нормами инвестиционного права прав и обязанностей, следовательно, с понятием субъекта права связана характеристика его правосубъектности.
Инвестиционная правосубъектность как особое юридическое свойство есть качественная мера характеристики субъекта. Количественная мера - это совокупность прав и обязанностей. Иначе говоря, правосубъектность воплощается в совокупности прав и обязанностей. Права и обязанности субъектов инвестиционного права неоднородны.
Действительно, права иностранного инвестора не совпадают с объемом прав национального инвестора. Различен у них и объем правоспособности. Также неодинаковы и основания возникновения правоспособности. Для российских инвесторов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, необходимо обязательно пройти процедуру регистрации в органах налоговой службы, и только после этого они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, носящую инвестиционный характер. В то же время в соответствии с требованиями Закона об иностранных инвестициях установлены специфические правила для иностранных инвесторов.
К категории иностранных инвесторов относятся прежде всего иностранные юридические лица. При этом гражданская правоспособность определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено. Тот же критерий установлен и в отношении иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами. Помимо иностранных юридических лиц в качестве иностранных инвесторов могут выступать иностранные физические лица, при этом закон ограничивается отсылкой к праву страны постоянного местожительства для определения гражданской право- и дееспособности, в том числе и для наличия у них полномочий осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации. В то же время, в отличие от ранее действовавшего Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в РСФСР"*(25) (далее - Закон об иностранных инвестициях (1991)), в Законе об иностранных инвестициях прямо исключаются из круга инвесторов лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации. Дело в том, что по своему правовому положению эти лица приравниваются к российским гражданам, и поэтому рассматривать их как иностранных инвесторов нет оснований.
Закон об иностранных инвестициях позволяет выступать в роли иностранных инвесторов также иностранным государствам и международным организациям.
Таким образом, правосубъектность иностранных инвесторов определяется специальным правовым актом - Законом об иностранных инвестициях.
В то же время правовой статус национальных инвесторов определяется другими нормативно-правовыми актами: ГК РФ, Законом об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, Законом об инвестиционной деятельности.
Согласно ст. 1 частично действующего Закона об инвестиционной деятельности, инвестициями являются денежные средства, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли. Поэтому определение инвесторов, предложенное Е.Н. Мысловским (инвесторы - это "лица и организации, имеющие свободные средства и заинтересованные в их приумножении")*(26), представляется вполне логичным и соответствующим сложившемуся пониманию этого явления в обществе.
Коментариев: 0 | Просмотров: 4 |
Принципы инвестиционного права
  Инвестиционное право | Автор: admin | 1-01-2011, 05:39
Для характеристики инвестиционного права наряду с определением предмета и места правового регулирования немаловажное значение имеют его основные принципы, в соответствии с которыми регламентируются инвестиционные отношения.
При рассмотрении принципов инвестиционного права можно установить, какие принципиальные идеи лежат в основе регулирования инвестиционных отношений. Они заключают в себе сущность инвестиционного законодательства, определяют общие направления и наиболее существенные моменты содержания правового регулирования инвестиционных отношений.
С точки зрения общей теории права под принципами подразумеваются основные положения, определяющие общую направленность и наиболее существенные черты содержания правового регулирования общественных отношений. Другими словами, принципы права представляют собой основу его формирования, развития и функционирования, которые носят форму ius cogens, т.е. общеобязательный характер. Принципы права лежат в основе не только всей правовой системы, но и всей правовой реальности государства в целом. Они призваны гармонизировать органическое взаимодействие субъективного и объективного права, норм права и правовых отношений, единство действующих в стране правовых норм, институтов и отраслей права. Традиционно правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе сложных отраслей (межотраслевые).
Вместе с тем отдельные вопросы, связанные с определением сущности правовых принципов и критериев их классификации, остаются дискуссионными.
Инвестиционным законодательством РФ закреплены единые принципы осуществления инвестиционной деятельности в стране: равенство прав инвесторов на осуществление инвестиционной деятельности; свободы договоров и свободного выбора объекта инвестиций (кроме случаев, когда законодательством прямо запрещено инвестирование в какие-либо объекты); самостоятельное осуществление инвестиционной деятельности (определение объемов, направлений, размеров и эффективности инвестиций); защита прав и законных интересов инвесторов (в том числе владения, пользования, распоряжения объектами и результатами инвестиций), включая защиту инвестиций (от национализации и реквизиции, от изменения законодательства, от незаконных действий государственных органов) и полное возмещение инвестору всех убытков, причиненных отчуждением имущества и незаконными решениями государственных органов, а также принцип взаимовыгодности инвестиций.
Принцип равенства субъектов инвестиционного права является основополагающим, так как он определяет все содержание инвестиционного права. В отличие от гражданского права, в инвестиционном праве он проявляется своеобразно, потому что одни субъекты инвестиционного права обладают бульшим объемом прав, чем другие.
Другим гражданско-правовым принципом, характерным и для инвестиционного права, выступает принцип свободы договора. Как известно, принцип свободы договора пронизывает всю систему гражданского права и систему прав в целом. Если в условиях административно-командной системы данный важнейший принцип не получил должного развития и договоры носили, как правило, плановый характер, то в условиях рыночной экономики он проявляется наиболее полно.
Коментариев: 0 | Просмотров: 4 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: