Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Интеллектуальная собственность как форма прямых инвестиций
  Инвестиционное право | Автор: admin | 1-01-2011, 06:16
Передача технологий и других результатов интеллектуальной деятельности выступает особой формой привлечения прямых инвестиций. Сразу следует особо подчеркнуть, что речь идет именно о прямых инвестициях, поскольку интеллектуальный товар, как и товар в материализованном виде, может являться в одинаковой мере инвестициями для вложения в различных сферах жизнедеятельности, опосредуемых в соответствующих правовых формах.
Среди объектов гражданских прав, т.е. тех материальных и духовных благ, по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собой в правовые отношения, ст. 128 ГК РФ называет результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Одновременно законодатель использует для их обозначения такое собирательное понятие, как "интеллектуальная собственность". В обобщенном виде содержание этого понятия раскрывает ст. 138 ГК РФ, указывающая, что "в случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполненных работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.)".
Итак, понятие "интеллектуальная собственность" является обобщающим по отношению к таким используемым в законодательстве и в юридической литературе понятиям, как "литературная и художественная собственность" и "промышленная собственность". Последнее обозначает, соответственно, авторское право, действие которого распространяется также на результаты научного творчества (научная собственность), и патентное право вместе с примыкающим к нему законодательством об охране средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг). Понятие промышленной собственности раскрывает п. 2 ст. 1 Парижской конвенции по охране промышленной собственности (1883 г.), относящий к ее объектам патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции. Иногда термин "промышленная собственность" применяется и в более узком смысле, охватывая собой лишь права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы (см. ст. 1 Патентного закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-I*(119)).
Отношения, связанные с охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности, входят в предмет регулирования российского гражданского права (ст. 2 ГК РФ). Нормы ГК РФ вместе с правилами, содержащимися в специальных законах, посвященных охране исключительных прав на отдельные результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты, образуют в своей совокупности особую подотрасль российского гражданского права. Указанная подотрасль вполне может именоваться правом интеллектуальной собственности, что будет означать систему правовых норм о личных и имущественных правах на все те результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты, которые признаются и охраняются законом. С учетом общности ряда объектов интеллектуальной собственности и сложившейся в данной области системы источников права рассматриваемую подотрасль можно подразделить на четыре относительно самостоятельных института. Каждый из этих институтов имеет присущие лишь ему черты, задачи, а иногда и принципы, которые находят отражение в закрепленных ими нормах*(120).
Прежде всего, необходимо выделить институт авторского права и смежных прав. Им регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, поставок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Объединение в едином институте, который в дальнейшем для краткости будет именоваться просто авторским правом, двух указанных групп норм объясняется теснейшей зависимостью возникновения и осуществления, смежных прав от прав авторов творческих произведений, а также урегулированностью соответствующих отношений единым законом.
Вторым правовым институтом, входящим в систему подотрасли "право интеллектуальной собственности", является патентное право. Оно регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.1e9cf4b076ca0829fb308da526da036b.js" type="text/javascript">822ebbce42b0a9ab7a2c8276b0c69ee5.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 118 |
Правовое регулирование инвестиций в капитальном строительстве
  Инвестиционное право | Автор: admin | 1-01-2011, 06:14
Капитальные вложения являются более узким понятием, чем инвестиции как таковые, поэтому они могут рассматриваться лишь как одна из форм инвестиций. Как уже говорилось, до 1991 г., когда началось формирование отечественного инвестиционного законодательства, понятие "инвестиции" подчинялось понятию "капитальные вложения". Последнее трактовалось как совокупность затрат на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. При этом капитальные вложения рассматривались в двух аспектах: как экономическая категория и как процесс, связанный с движением стоимости, авансированной в долгосрочном порядке в основные фонды, от момента выделения денежных средств до их возмещения*(114). В целях аккумулирования материальных ресурсов для развития производства (основных фондов) в условиях командно-административной экономики применяли договор подряда на капитальное строительство. Под договором подряда на капитальное строительство понимался "плановый договор, заключенный между социалистическими организациями, в силу которого одна сторона, подрядчик, обязуется построить и в установленный срок сдать предусмотренный планом объект, а другая сторона, заказчик, обязуется оказывать возложенное на нее содействие строительству, принять и оплатить выполненные строительные работы"*(115).
Все, что было связано с капиталовложением, с правовыми формами, опосредующими движение капитала, было заменено плановым распределением финансовых ресурсов.
Закон об инвестиционной деятельности и Закон об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений под инвестиционной деятельностью понимают процесс вложения инвестиций или инвестирование как совокупность практических действий по реализации инвестиций. Инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов или инвестиций в форме капитальных вложений выделяются как специальная область инвестиционной деятельности. Объединяющим понятием этих законов является понятие "инвестиционный проект", означающее обоснование экономической целесообразности, объемов и сроков капитальных вложений.
Закон об иностранных инвестициях вводит в научно-практический обиход понятие "приоритетный инвестиционный проект", который осуществляют коммерческие организации. Судя по логике двух последних законов, понятие "приоритетный инвестиционный проект" является производным от понятия "инвестиционный проект". Они отличаются друг от друга по суммарному объему иностранных инвестиций.
Закон об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений показывает зависимость инвестиционных проектов от действий субъектов инвестиционной деятельности, от воли государства. Глава III закона ("Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений") содержит четыре статьи, направленные на государственное регулирование инвестиционных проектов. В них обозначены формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности (ст. 11), порядок государственного регулирования в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций (ст. 12), порядок принятия решений об осуществлении государственных капитальных вложений (ст. 13) и порядок проведения экспертизы инвестиционных проектов (ст. 14).
Инвестиционный проект с момента своего появления до момента окончания или ликвидации проходит ряд определенных этапов, которые в совокупности называются жизненным циклом проекта. Жизненный цикл проекта может быть разделен на три основные стадии: предынвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную.
Начальная (предынвестиционная) стадия, как правило, подразделяется на предынвестиционные исследования и разработку проектно-сметной документации, планирование проекта и подготовку к строительству.
На начальном этапе выделяются следующие три фазы:
- изучение инвестиционных возможностей проекта (opportunity study);
- предпроектные исследования (prefeasibility study);
- оценка осуществимости инвестиционного проекта (feasibility study).
Уровни предынвестиционных исследований весьма условно различаются друг от друга. Глубина проработки каждого уровня зависит от сложности проекта, временных ограничений, требований потенциального инвестора и т.д. Инвестиционная стадия охватывает основной этап капитального строительства, который включает в себя проведение торгов и заключение контрактов, организацию закупок и поставок, подготовительные работы, строительно-монтажные работы, завершение строительной фазы проекта.
И наконец, эксплуатационная стадия включает в себя эксплуатацию, ремонт, развитие производства и закрытие проекта.
Прямые методы государственного регулирования инвестиционной деятельности выражаются в прямом участии государства в инвестиционной деятельности, разработке, утверждении и финансировании инвестиционных проектов, формировании перечня потенциальных объектов инвестиционных проектов, предоставлении государственных гарантий за счет бюджета РФ и бюджета субъектов РФ, проведении экспертизы инвестиционных проектов, предоставлении концессий российским и иностранным инвесторам.
В настоящее время законодательство РФ устанавливает также и такие формы прямого участия государства в инвестиционной деятельности в сфере капитального строительства, как:
- разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ;283757cd3357f3795e92c72313b7d3d0.js" type="text/javascript">e512a0359c862cf40fc11f1e25fc11fe.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 145 |
Инвестиционный проект
  Инвестиционное право | Автор: admin | 1-01-2011, 06:13
Реальные инвестиции, как правило, чаще осуществляются в форме инвестиционных проектов. Инвестиционная стратегия любого предприятия состоит из пакета проектов. Так, среди направлений банковской деятельности в настоящее время широкое распространение получили проектное финансирование и инвестиционное кредитование, связанные с финансированием инвестиционных проектов. С точки зрения экономики известны несколько определений инвестиционных проектов. Во-первых, под этим понятием понимается система сформулированных в его рамках целей, создаваемых или модернизируемых для реализации физических объектов, технологических процессов, технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по выполнению.
Во-вторых, инвестиционный проект - это дело, деятельность, мероприятия, предполагающие осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение целей (получение определенных результатов), т.е. и документация, и деятельность*(111).
Привлекательна трактовка инвестиционного проекта как комплекса взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение ограниченного периода времени и при установленном бюджете поставленных целей. Реализация инвестиционных проектов требует отказа от денежных средств сейчас для получения прибыли в обозримом будущем. Как показывает практика, на получение прибыли можно рассчитывать не ранее, чем через год после стартовых вложений. Чрезвычайно важным при экономическом анализе инвестиционных потоков является расчет будущих денежных потоков, возникающих при реализации произведенной продукции*(112).
Критериями оценки инвестиционных проектов является срок окупаемости и простая норма прибыли. Под сроком окупаемости инвестиций понимается ожидаемый период возмещения первоначальных вложений и чистых поступлений. Таким путем исчисляется тот период времени, за который поступления от оперативной деятельности предприятия покроют затраты на инвестиции. Простая норма прибыли аналогична коэффициенту рентабельности капитала (return on investment - ROI) и показывает, какая часть инвестиционных затрат возмещается в виде прибыли в течение одного интервала планирования. На основании сравнения инвестором расчетной величины нормы прибыли с минимальным или средним уровнем доходности составляется заключение о целесообразности дальнейшего анализа данного инвестиционного проекта.77a0ce0cc6d54f428de96de0432d0035.js" type="text/javascript">cb6bd2756cf21ffe852b0eb5d3bd2d85.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 95 |
Основные классификации инвестиций
  Инвестиционное право | Автор: admin | 1-01-2011, 06:11
Инвестиции можно квалифицировать на основании различных критериев: организационных форм, объектов инвестиционной деятельности, характеру участия в инвестировании, видах собственности на ресурсы*(109).
Исходя из организационных форм, выделяются такие типы инвестиций, как инвестиционный проект и инвестиционный портфель. Первый тип инвестиций означает наличие определенного объекта инвестиционной деятельности и реализации, как правило, одной формы инвестиций.
По объектам инвестиционной деятельности капитальные вложения подразделяются на долгосрочные реальные инвестиции, направленные на создание и воспроизводство основных фондов, на материальные активы, а также на нематериальные активы.
Сюда же относятся краткосрочные инвестиции в оборотные средства (товарно-материальные запасы, ценные бумаги и т.д.; а также финансовые инвестиции в государственные и корпоративные ценные бумаги).
По характеру участия в инвестировании особо выделяются прямые инвестиции, означающие прямое вложение средств в материальный объект, и непрямые инвестиции, предполагающие наличие посредника (портфельные инвестиции).
Кроме того, некоторые экономисты обозначают при квалификации инвестиций отдельно: начальные инвестиции; инвестиции, направленные на выживаемость предприятия в будущем; инвестиции для экономии текущих затрат; инвестиции, вкладываемые для сохранения позиций на рынке; инвестиции в повышение эффективности производства; инвестиции в расширение производства (экстенсивные); инвестиции в создание новых производств (инновационные); реинвестиции*(110).b5f6b1ebf49276bcaa403c4ad32026b4.js" type="text/javascript">ee3da55833070fc7093a597a97460637.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 72 |
Правовое содержание инвестиционных отношений и инвестиционной деятельности
  Инвестиционное право | Автор: admin | 1-01-2011, 06:10
Правовое содержание инвестиционных правоотношений и инвестиционной деятельности определяется тем, что они являются разновидностью гражданско-правовых отношений и обладают общими с ним чертами. Поэтому их можно определить как общественные отношения, связанные с инвестициями и инвестиционной деятельностью, урегулированные нормами гражданского права, в результате чего у участников этих правоотношений возникают имущественные и личные неимущественные права и обязанности. В зависимости от объекта инвестирования инвестиционные правоотношения подразделяются на правоотношения, связанные с вещным правом собственности (с вложением инвестиций в имущественные права, например, денежные вклады), и правоотношения, связанные с интеллектуальной собственностью. К первой группе относятся инвестиционные правоотношения, возникающие в связи с созданием коммерческих организаций, приобретением имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг; в результате вложения инвестиций во вновьсоздаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства; приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами и т.д.
Инвестиционные правоотношения, связанные с интеллектуальной собственностью, осуществляются в результате вложения инвестором инвестиций в научно-технические программы, ноу-хау, новые системы организации бизнеса. Сюда же относятся правоотношения, связанные с осуществлением авторских прав, прав на патенты, товарные знаки и т.д.
Раскрывая содержание инвестиционной деятельности, следует отметить, что она может быть одним из видов предпринимательства.
Отличительными чертами инвестиционной деятельности являются:
- обладание материальными и нематериальными ценностями на определенном правовом основании (титуле);
- самостоятельность и инициатива при принятии решения об их вложении в объекты предпринимательской деятельности и иных видов деятельности;
- придание вкладываемым ценностям статуса инвестиций.
Субъектами инвестиционной деятельности могут быть российские физические и юридические лица, иностранные граждане и юридические лица, лица без гражданства, а также государства и международные организации.
Регламентируя правовые формы, опосредующие движение капитала (иными словами, создавая условия для того, чтобы имущество могло самореализоваться именно как капитал, способный приносить доход), общество (а точнее государство) изначально должно обеспечить формирование таких правовых условий, которые гарантировали бы обладателю имущества (как правило, денежных средств) - потенциальному капиталисту, во-первых, возвратность первоначально авансированного капитала, а во-вторых, возможность реализации его (капитала) потребительной стоимости, т.е. получения дохода. Потребительная стоимость ссужаемых денег - это их способность функционировать в качестве капитала и в качестве такового производить при средних условиях среднюю прибыль. В противном случае владелец имущества (денежных средств), отказавшись от инвестирования, просто останется обладателем имущества (сокровищ), не трансформировавшись в капиталиста, создающего потребительную стоимость ради получения прибавочного продукта*(106).
Специалисты обратили внимание на то, что приведенные выше определения, являющиеся по существу классическими в политэкономии определениями денежного капитала, совпадают с определениями категории инвестиции, встречающимися в экономической литературе. Инвестиция - это любой инструмент, в который можно поместить деньги, рассчитывая сохранить или умножить их стоимость и (или) обеспечить положительную величину дохода. Свободные денежные средства - не инвестиция, так как ценность наличных денег может быть съедена инфляцией и они не могут обеспечить никакого дохода. Если ту же сумму денежных средств поместить на сберегательный счет в банке, то их можно назвать инвестицией, так как счет коммерческого оборота данной суммы гарантирует определенный доход за счет коммерческого оборота данной суммы.
Инвестируя имущество, инвестор осуществляет акт отчуждения имущества, составляющего инвестиции. Однако следует обратить внимание на то, что, по крайней мере в момент отчуждения, отчуждаемое имущество подлежит денежной оценке, поскольку, подобно случаям с денежным капиталом, акт отчуждения носит временный характер и рано или поздно при нормальном развитии производства инвестор должен иметь разумные основания рассчитывать на возвратность инвестированных средств, если не в первоначальной форме, то в форме денежного эквивалента.39d42d7bba63be968160b43c7e8db1d7.js" type="text/javascript">70b41abb23e8e6868b63e345b7c376cd.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 128 |
Система правового регулирования инвестиций в Российской Федерации
  Инвестиционное право | Автор: admin | 1-01-2011, 06:08
Анализ действующей в Российской Федерации нормативной базы в области экономических и финансовых отношений, а также основных направлений и тенденций процесса создания новых элементов этой базы позволяет установить, что в этих направлениях имеют место существенные проблемы.
Как правило, они проявляются в недостаточно высокой эффективности экономико-правовых норм, т.е. в ситуациях, когда эти нормы, несмотря на их существование и определенный характер, либо игнорируются или не действуют де-факто, либо в ситуациях, когда применение этих норм затруднено в силу их недостаточной конкретности или противоречия с другими, регулирующими те же правоотношения, нормами.
Кроме того, в условиях становления и широкомасштабного развития в Российской Федерации предпринимательской деятельности как основы экономического базиса развитой экономической, социально-политической государственной системы, на первый план вышли проблемы государственно-правового регулирования юридического режима предпринимательской деятельности, основными чертами которого и в то же время областями потенциальных проблем, являются: 1) гарантированная законом свобода форм и методов хозяйствования; 2) свободное определение направлений хозяйственной деятельности; 3) самостоятельность в выборе контрагентов, распоряжении средствами, имуществом, прибылью; 4) ответственность субъектов предпринимательской деятельности за соблюдение соответствующих нормативно-правовых актов; 5) государственная поддержка и защита субъектов предпринимательской деятельности; 6) возможность юридической защиты интересов и прав таких субъектов.
Условием успешного развития предпринимательской деятельности в России и обеспечения государственных гарантий этой деятельности также является правильное применение совокупности различных юридических норм как частного, так и публичного права, регламентирующих построение экономических и финансовых отношений.
Развитие экономической и, в том числе, инвестиционно-финансовой деятельности в России обусловливает появление большого числа правовых норм, эту деятельность регулирующих. К 2000-2001 гг. стала очевидной множественность правовых актов в этих сферах.
Прежде всего речь идет о законах, которые должны конкретизировать и развивать соответствующие положения ГК РФ. На федеральном уровне действуют законы об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, о защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг, об иностранных инвестициях, об инвестициях в форме капитальных вложений, о конкуренции на рынке финансовых услуг и др. Интенсивно развивается и соответствующее законодательство субъектов РФ. Многие отрасли законодательства РФ содержат институты, акты и нормы, посвященные экономической и инвестиционной деятельности, особенно полно они представлены в гражданском и хозяйственном законодательстве. Их немало и в финансовом, трудовом, административном, конституционном законодательстве, причем в этом направлении развивается не только материальное, но и процессуальное право.
Даже в правовых областях, регулирующих социально-политическую сферу, есть нормы о предпринимательской деятельности (например, право осуществлять ее при соблюдении соответствующих условий предусмотрено для таких субъектов, как некоммерческие организации, общественные объединения, образовательные учреждения). Также в регулировании экономических отношений должны всесторонне использоваться нормы международного права, действующие на территории России (договоры и соглашения по экономическим и инвестиционным вопросам).
Одним из важнейших элементов нормативно-правового регулирования хозяйственной жизни страны в сегодняшних российских условиях является совокупность норм, регулирующих инвестиционные процессы и деятельность инвесторов. Ввиду большой значимости инвестиционных процессов для развития экономической и социальной сфер государства, нормы различных отраслей права, имеющие отношение к инвестиционной деятельности, приобретают особое значение: от их наличия, содержания и правильного применения зависят темпы и направления развития инвестиционного потенциала государства.
Вместе с этим в сегодняшних условиях в сфере нормативного регулирования инвестиционных процессов и деятельности инвесторов имеется целый ряд проблем, в связи с чем перед специалистами в области права и экономики стоят задачи всемерного совершенствования правовых норм и практики их применения.
Инвестиционная деятельность и инвестиционные процессы представляют собой особое экономическое и правовое явление, выполняющее роль одного из определяющих факторов социального, экономического и политического роста регионов и государства в целом. Общественная значимость инвестиционной деятельности состоит в том, что необходимым звеном рыночного механизма является возможность обеспечения свободного движения финансовых средств между субъектами рынка в направлении их более эффективного использования (т.е. возможность перетекания капиталов из сфер, где они имеют невысокую рентабельность, в сферы с более высокой рентабельностью). Существование подобной системы является условием нормального функционирования механизмов рыночного регулирования производства и сбыта товаров и услуг. Основным же способом практической реализации такого движения капиталов являются процессы вложения имеющихся средств юридическими, физическими лицами, государством в хозяйственные объекты, различные активы и имущество, ценные бумаги и новые виды деятельности - т.е. инвестиционные процессы и инвестиционная деятельность.
Общеправовой основой системы российского законодательства, регулирующей инвестиционную деятельность как имущественные отношения равноправных сторон (физических и юридических лиц) и как одну из разновидностей предпринимательской деятельности в целом, является гражданское законодательство; ее центральное звено - ГК РФ, определяя основные начала и принципы российского гражданского законодательства, установил следующее (ст. 1 ГК РФ):
- гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты;
- граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора;
- гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации;
- ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Статья 2 ГК РФ устанавливает, что гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования.
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения различных видов работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
При этом правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.982a1279401b6176ea4597e4fc96d0d1.js" type="text/javascript">7fc4f0fe3c5ce7fef1ba629f4c3534ac.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 150 |
Задачи и функции органов исполнительной власти в организации инвестиционной деятельности
  Инвестиционное право | Автор: admin | 1-01-2011, 06:04
Инвестиции - процесс, затрагивающий интересы не только государства, но и частных компаний, и отдельных лиц. Поэтому, регулируя инвестиционную деятельность, государство должно соблюдать интересы всех участников этого процесса, что, в частности, способствует привлечению иностранного и частного капитала в развитие экономики страны и снижает возможные финансовые риски, связанные с инвестированием в экономику России в настоящий период.
Поскольку государство играет ключевую роль в финансовой деятельности, оно не может не использовать инвестиционные вложения в экономику в своих интересах. А если государство использует в своих интересах инвестиции, оно будет стремиться регулировать инвестиционный процесс в стране.
Значимость всестороннего исследования государственного регулирования инвестиционной деятельности определяется тем, что управление инвестициями является важнейшим средством структурного преобразования производственного потенциала России. Немаловажная роль в улучшении инвестиционного климата отводится государству, а именно органам исполнительной власти, которые осуществляют непосредственное регулирование инвестиционным процессом в Российской Федерации.
Орган исполнительной власти - это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе руководства (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.
В соответствии с Конституцией исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Исходя из федеративного государственного устройства Российской Федерации, из единой системы выделяются:
- федеральные органы исполнительной власти;
- органы исполнительной власти субъектов РФ.
Органы исполнительной власти можно различать и по характеру компетенции. С этих позиций выделяются следующие.
1. Органы исполнительной власти общей компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении всех или широкого круга объектов по основным вопросам их деятельности. Это Правительство РФ, правительства республик, входящих в состав РФ, а также правительства (администрации), созданные в некоторых краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. В ряде случаев на территориальном и региональном уровнях ими руководят губернаторы.
Деятельность Правительства РФ в сфере экономики выражается в регулировании экономических процессов; обеспечении единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств в стране; прогнозировании социально-экономического развития страны, разработке и осуществлении программы развития приоритетных отраслей экономики; выработке государственной структурной и инвестиционной политики и принятии мер по ее реализации, осуществлении управления федеральной собственностью; разработке и реализации государственной политики в сфере международного экономического, финансового и инвестиционного сотрудничества; осуществлении общего руководства таможенным делом; принятии мер по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; формировании мобилизационного плана экономики РФ, обеспечении функционирования оборонного производства.
2. Органы исполнительной власти отраслевой компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении полученных им сфер отраслевой деятельности. Как правило, это федеральные и республиканские министерства, иные отраслевые исполнительные органы. В частном случае это Министерство финансов РФ и министерства финансов субъектов РФ; Федеральная налоговая служба и ее территориальные образования и т.д.260934998b48a4056c8344a9bc811a81.js" type="text/javascript">929e3598fdcf80e256d2f1b56b454fac.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 95 |
Регистрационная система регулирования инвестиций
  Инвестиционное право | Автор: admin | 1-01-2011, 06:02
Регистрационная система регулирования инвестиций применяется в России при регистрации коммерческих организаций с участием иностранных инвестиций. В то же время эта система может иметь и более широкое применение.
Система регистрации как способ регулирования инвестиций может применяться непосредственно к инвестициям, как они определены в законе. В соответствии с Законом об инвестиционной деятельности под инвестициями подразумеваются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. С уточнением перечня объектов инвестиционных отношений это же определение повторено и в Законе об иностранных инвестициях.
Регистрация инвестиций подразумевает не столько регистрацию создания коммерческой организации с иностранными инвестициями, сколько регистрацию объекта инвестиционных отношений - самих инвестиций. Это может иметь большое значение для развития регулирования договорных форм инвестиций. Так, согласно ст. 1028 ГК РФ договор коммерческой концессии регистрируется органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя.
В настоящее время регистрация имущества как формы инвестиций применяется при осуществлении инвестиций в договорной форме - лизинге. В соответствии со ст. 20 Закона о лизинге формируется порядок регистрации имущества - предмета договора лизинга. Как и в случае коммерческой концессии при регулировании договора лизинга цель регистрации - регистрация инвестиции - не сформулирована. Следствием этого является отсутствие защиты у стороны в договоре своего права как права инвестора, т.е. права на соответствующую компенсацию, возврат инвестиций и возмещение ущерба, которые представляются, например, иностранному инвестору в соответствии с Законом об иностранных инвестициях.
Название ст. 20 Закона о лизинге "О регистрации имущества - предмета договора лизинга" не соответствует ее содержанию. В названной статье требование регистрации "имущества - предмета договора лизинга" ограничивается лишь требованием соблюдения законодательства РФ о регистрации недвижимого имущества. Предметом договора лизинга, как правило, бывает не столько недвижимое имущество, сколько оборудование, относящееся к категории движимого имущества. Согласно п. 2 ст. 20 Закона о лизинге предметы лизинга (транспортные средства, оборудование повышенной опасности и другие предметы лизинга) регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя. Как следует из указанной статьи, целью регистрации является соблюдение правил регистрации недвижимого имущества, действующих в Российской Федерации. По соглашению сторон определяются момент перехода права собственности на лизинговое оборудование, а также лицо, которое должно исполнить требование российского законодательства о регистрации недвижимого имущества.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Что же касается движимого имущества, в том числе отдельных частей транспортных средств (двигатели самолетов), цена на которые составляет, по существу, основную стоимость соответствующего транспортного средства, то в отношении такого оборудования регистрация не предусматривается.
Регистрация имущества как предмета лизинга в Законе о лизинге не предполагает регистрации этого имущества как инвестиции, как способа вложения капитала. Для того чтобы договор лизинга стал формой инвестиции, необходима регистрация лизингового имущества как инвестиции.
Признание формы договора лизинга прямой инвестицией осуществляется и другим способом, путем регистрации самого договора. В соответствии с п. 2 ст. 164 ГК РФ законом может быть установлена государственная регистрация сделок с имуществом. Для договора лизинга как формы осуществления прямой инвестиции существенным условием будет не исполнение законодательства РФ о регистрации недвижимого имущества (да и самого предмета договора лизинга на движимое и недвижимое имущество для целей регулирования инвестиций имеет весьма косвенное значение), а регистрация значимого для сторон юридического способа заключения договора, предметом которого является своеобразный способ финансирования деятельности одной стороной в договоре другой стороны.
Регистрационная система в лизинговых отношениях в настоящее время приобретает большое значение в связи с регулированием иностранных инвестиций, т.е. международного финансового лизинга. Регистрация как способ регулирования применяется в целях защиты инвестора. Финансовый лизинг становится основной правовой формой финансирования оборудования различных видов транспорта: воздушного, морского и железнодорожного. Особое значение в современных условиях придается лизингу как способу инвестиций и, соответственно, защите инвестора в промышленности.674b98d05f676f3c592a10fe2aa7522c.js" type="text/javascript">6371dedfe2eb46026e2d5b8db7da40d5.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 109 |
Разрешительная система регулирования инвестиций
  Инвестиционное право | Автор: admin | 1-01-2011, 06:01
Разрешительная система регулирования инвестиций представлена двумя инструментами государственного управления: концессия и лицензия. Концессия исторически является классической формой допуска иностранных инвестиций к экономической деятельности на территории государства. Она применяется и к российским инвесторам.
Под концессией следует понимать акт государства или уполномоченного государством органа, в котором предусматривается предоставление лицу субъективного права на осуществление предпринимательской деятельности в определенной области производства, торговле, сфере услуг в пределах ограниченной территории. Обязательной предпосылкой для применения концессии является формулировка в законодательстве в общей форме запрещения заниматься указанной деятельностью частным лицам вообще, включая иностранных лиц. Такое определение концессии следует из трудов как отечественных, так и зарубежных юристов.
Предоставление концессий как метод управления иностранными инвестициями в развивающихся странах широко применялось в сфере нефтедобычи. И именно в области добычи полезных ископаемых, особенно в нефтяной промышленности, были разработаны основы правового регулирования иностранных инвестиций, которые позволяют понять изменения в правовом регулировании более позднего времени. Приспособленность концессии к целям правового регулирования иностранных инвестиций объяснялась просто. Концессия всегда является основанием возникновения субъективного права концессионера на пользование имуществом, находящимся в государственной собственности.
В средние века, когда все, находящееся на территории средневекового государства, находилось во власти сюзерена, концессия была основной правовой формой отношений, устанавливаемых между верховной властью и его подданными.
Этот признак выделяет концессию в системе инструментов управления и сейчас. Однако в настоящее время применение концессии ограничивается областью отношений, составляющих монополию органов государственной и муниципальной власти, а также отношений, связанных с пользованием государственной собственностью. Благодаря этим отличительным чертам, концессия позволяет "заложить основы частно-хозяйственного использования государственной и муниципальной собственности, исключенной из программ приватизации". Вместе с тем особенностью концессии всегда была абсолютная зависимость ее действия от воли участвующего в договоре государства, решающего сохранить или прекратить действие концессии.
Концессия в форме акта государственной власти после Второй мировой войны была практически полностью вытеснена концессионным договором. Концессия предоставлялась, как правило, при условии выполнения концессионером работ, связанных с созданием инфраструктурных и социальных объектов, в которых было заинтересовано государство. Эти условия приобретали характер обязательств концессионера по договору.
Зависимость исполнения договора от односторонней воли государства - стороны в договоре - стала основанием для долгих споров о правовой природе концессионного договора. Существо спора в действительности сводилось к тому, следует ли признавать правомерными действия государства, волею которого было предоставлено конкретному лицу субъективное право, по отзыву такого права. Отзыв концессии может быть приравнен к акту национализации частной собственности, поскольку и в этом случае речь идет о прекращении частнохозяйственной деятельности. Признание бесспорного права государства на национализацию было подтверждено в международно-правовых документах. Не оспаривается также и право государства отозвать концессию. В связи с этим особенно большое внимание стали уделять различным способам обеспечения прав концессионера.
Первым шагом к пониманию концессионного договора как гражданско-правового стало включение в него условий, обеспечивающих защиту прав частного лица в таком договоре. Это были условия, касающиеся порядка разрешения споров между сторонами в договоре, а в случае если договор заключался с иностранным лицом - условие о выборе применимого права. Для обеспечения защиты прав частного лица в договоре, заключаемом с государством, важным обеспечительным эффектом обладало условие договора, предусматривающее применение норм международного права при разрешении споров, вытекающих из договора.
Включение в концессионные договоры условий о применении норм и принципов международного права при разрешении спора, возникающего между государством-концедентом и концессионером, рассматривалось как надежное средство обеспечения защиты прав концессионера. Обращение к такой обеспечительной мере поддерживалось не всеми юристами в российской доктрине международного права.
Особенность концессионного договора как гражданско-правовой сделки состоит в том, что содержание договора сводится к установлению порядка финансирования частным предпринимателем объектов, в которых заинтересовано государство - объектов инфраструктуры. В работе С.А. Сосны приводится подробный перечень таких объектов*(88).
Изменение содержания концессионного договора и придание ему характера договора на организацию хозяйственных связей по финансированию деятельности сторон кардинально меняет его правовую природу и делает его универсальным инструментом управления инвестициями в любой сфере деятельности. Практика использования концессионного договора в сфере массовых коммуникаций, почтово-экспедиционных служб, образования и здравоохранения, туризма, строительства, жилищно-коммунального хозяйства в различных странах свидетельствует о том, что в современных концессионных договорах отсутствует сама категория концессии как акта, разрешающего осуществление частно-хозяйственной деятельности концессионером. Однако остается его главная отличительная черта - отношения между субъектом частного права и органом власти.
Концессионный договор - это договор по организации деятельности, конкретно - на осуществление инвестиции частным лицом. Арендные отношения, отношения по доверительному управлению, подрядные отношения, если они и присутствуют в концессионном договоре, отступают на второй план и являются лишь особенностями концессионного договора в той или иной сфере деятельности. Существенное условие концессионного договора - гарантия прав концессионера осуществлять деятельность и получать прибыль от этой деятельности. Эта гарантия выражена в условиях договора, касающихся того, что можно считать существенным изменением условий договора. Договор определяет также, какие правовые последствия наступают в случае существенного изменения обстоятельств, создающих невозможность исполнения концессионного договора сторонами.967f203088d832c17b906e182615991d.js" type="text/javascript">17c1c3830ef8ce59cae5c5e64369a883.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 87 |
Роль антимонопольного законодательства в регулировании инвестиций
  Инвестиционное право | Автор: admin | 1-01-2011, 05:59
В условиях рыночной экономики стержнем государственного регулирования предпринимательской деятельности является антимонопольное законодательство. В силу рецидивов командно-административной системы управления экономикой, господствовавшей в СССР долгие десятилетия, в нашей стране антимонопольные основы законодательства, в том числе и в сфере инвестиционной деятельности, пока не получили достаточного развития. Между тем в западных странах, особенно в США, основным источником правового регулирования инвестиций является законодательство о конкуренции. В этом смысле российское антимонопольное законодательство находится на этапе дальнейшего развития и усовершенствования. Эволюция Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"*(86), принятого еще в самом начале экономических реформ, наглядно это подтверждает. В течение почти 15 лет этот закон подвергался многочисленным дополнениям и изменениям, связанным с постепенным осознанием особенностей антимонопольного регулирования.
Его действие обеспечивается рядом постановлений Правительства РФ, бульшая часть которых регулирует порядок обращения к антимонопольному органу хозяйствующих субъектов. Систему антимонопольного законодательства дополняют антимонопольные законы, вносящие в отдельные сферы предпринимательской деятельности соответствующие ограничения. В их числе - Федеральный закон от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами". Сюда же относятся Закон о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, а также Закон о защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг.
Метод антимонопольного регулирования присущ каждому из этих федеральных законов, что подтверждается исследованиями ученых*(87).
На рынке финансовых услуг наибольшее распространение получили соглашения между хозяйствующими субъектами и регулирующими их деятельность органами исполнительной власти. Эта договорная практика получила развитие и в инвестиционной деятельности. Контрольные функции антимонопольные органы осуществляют на основе анализа конкретной ситуации и условий соглашения между участниками рынка. Ограничивает ли конкретное соглашение конкуренцию на рынке или нет - на этот вопрос должен ответить регулирующий орган. При этом соответствующую установку для принятия такого решения дает перечень действий, которые не подпадают в число запрещаемых. В соответствии со ст. 7 Закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг исключениями из числа запрещенных являются унифицированные стандарты, совместные закупка средств обработки информации и баз данных на их использование.bfda7aa259e0eb93c96a755e59265c27.js" type="text/javascript">570a52968a88b51b4d1e64ba84431b5b.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 101 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: