Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Инвестиционные фонды: понятие, виды, классификация, правовое регулирование
  Инвестиционное право | Автор: admin | 1-01-2011, 06:41
По оценкам некоторых экспертов, на руках у населения в Российской Федерации находится от 30 до 40 млрд. долл. свободных средств. Кроме того, при отсутствии возможности безопасного размещения внутри страны капитал в размере 10-50 млрд. долл. в год вывозится за границу*(152).
При скудности ресурсов нашей экономики кажется неразумным не использовать все возможные законные средства, чтобы заставить эти деньги работать как для развития экономики, так и для подъема благосостояния самого населения, тем самым снимая социальное напряжение в обществе.
Представляется очевидным, что все основные элементы рынка коллективных инвестиций, главным из которых является коллективный инвестор, на сегодняшний день уже сложились.
Под коллективными инвесторами понимают финансовые институты, привлекающие средства большого числа инвесторов для объединения их в единый денежный пул с последующим размещением на рынке ценных бумаг и (или) инвестированием в объекты недвижимости*(153).
Финансовый рынок РФ в настоящее время включает следующих коллективных инвесторов:
- страховые компании;
- негосударственные пенсионные фонды;
- инвестиционные фонды (паевые и акционерные);
- кредитные союзы;
- общества взаимного страхования.
Каждый из указанных видов коллективных инвесторов характеризуется спецификой жизнеобеспечивающей инфраструктуры, методов и способов работы с привлеченными средствами клиентов, используемой технологией продаж, а также составом потенциальных клиентов. Инфраструктура коллективного инвестора подчинена цели эффективного управления аккумулированными ресурсами и, как правило, состоит из:
- управляющей компании;
- депозитария;
- регистратора;
- независимого оценщика;
- аудитора.
Как отмечают Н.Г. Доронина и Н.Г. Семилютина, предоставлением услуг в сфере портфельных инвестиций занимаются две категории участников. Первая категория включает в себя так называемых институциональных инвесторов, т.е. лиц, которые в силу специфики своей деятельности осуществляют аккумулирование денежных средств. К числу таких институциональных инвесторов, в частности, следует отнести: паевые и иные инвестиционные фонды; пенсионные фонды. Особое место в этом ряду занимают банки. Их особенное положение заключается в том, что, помимо функций трансформации денежных средств в денежный капитал, банки выполняют функции по предоставлению услуг инфрастуктуры рынка (например, депозитарного учета, клиринговых центров). Вторая категория включает в себя прежде всего значительное число брокерских и иных посреднических фирм.
Наличие инфрастуктуры рынка, т.е. системы специализированных организаций, уполномоченных на основании лицензий предоставлять определенные виды профессиональных услуг, обеспечивающих осуществление эмиссии, размещение и обращение эмиссионных ценных бумаг, является необходимым условием осуществления портфельных инвестиций*(154).
Потребность в эффективном размещении ценных бумаг делает необходимым появление на рынке предпринимателей, деятельность которых направлена прежде всего на обслуживание потребностей портфельных инвесторов.
В сфере портфельного инвестирования складываются правоотношения, возникающие между частным лицом-инвестором и реципиентом инвестиций, в принципе заинтересованном в создании условий для привлечения эмитентами средств индивидуальных инвесторов. С правовой точки зрения влияние государства на инвестиционный процесс в данном случае означает создание определенных правовых условий (гарантий) участникам инвестиционных отношений, которые, независимо от субъективных причин, всегда стимулировали бы инвестирование в ценные бумаги. Это обусловлено тем, что инвестиционные отношения - это прежде всего отношения собственников*(155). Создаваемые государством условия должны, с одной стороны, не мешать эмитентам привлекать инвесторов. С другой стороны, государство должно создать условия для того, чтобы инвестор имел возможность сделать разумный обоснованный выбор при принятии решения об осуществлении инвестирования.
Портфельные инвестиции, являющиеся одним из способов осуществления инвестирования, характеризуются тем, что инвестор размещает свои свободные денежные средства не непосредственно в производство, а путем приобретения пакета ценных бумаг.
При этом портфельного инвестора интересуют не столько перспективы развития производства, сколько доход, получаемый им либо в качестве выплачиваемых дивидендов, либо купонного дохода по облигации, либо в результате разницы между ценой покупки и продажи ценных бумаг.
На сегодняшний день можно сказать, что в РФ уже сформирована система нормативных актов, регулирующих формы коллективного инвестирования, в рамках которой функционируют инвестиционные фонды. Именно данная форма является основной организационно-правовой формой аккумуляции денежных средств мелких инвесторов.
В основе этой системы регулирования в начале 90-х гг. прошлого века лежали не законы, а указы Президента РФ, а основной массив составляли ведомственные правовые акты ФКЦБ России, некоторые из которых продолжают действовать до сих пор.
Развитие форм коллективного инвестирования изначально увязывалось с приватизацией государственной собственности. Однако наиболее примечательным было то, что одной из конечных задач приватизации являлось построение фондового рынка.
Поспешность подготовки государственных предприятий к приватизации не позволила осуществить адекватную оценку стоимости приватизируемого имущества. В соответствии с Указом Президента РФ от 29 января 1992 г. N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" были утверждены Временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизации. Согласно временным указаниям "оценка имущества осуществляется предприятием на основе данных его полной инвентаризации, проводимой в соответствии с Основными положениями по инвентаризации основных средств товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов (утвержденными письмом Министерства финансов от 30 декабря 1982 г.) с последующими изменениями и дополнениями".
Согласно п. 3.1 временных указаний определение стоимости основных средств осуществлялось по остаточной стоимости, рассчитанной путем уменьшения величины их первоначальной стоимости на величину износа. Иными словами, оценка приватизируемого имущества осуществлялась не на основании рыночной стоимости имущества и не независимым оценщиком, а на основании балансовой стоимости предприятия. Такой подход, очевидно, приводил к существенной недооценке приватизируемых предприятий, отмеченной как западными, так и отечественными экспертами.
Одной из особенностей приватизации в РФ было противопоставление на начальном этапе двух ветвей власти: законодательной - Верховного Совета и исполнительной - Президента. Итогом такого противостояния стало возникновение ситуации, когда, с одной стороны, в стране был принят и введен в действие Закон РФ от 3 июля 1991 г. "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации"*(156), с другой стороны, практическая реализация приватизации была осуществлена на основании указов Президента РФ. Объяснением такому подходу служили ссылки на консервативность Верховного Совета и медленные темпы его работы. В итоге в качестве базового механизма для осуществления приватизации был избран механизм так называемой ваучерной приватизации.
"Ваучерная модель" приватизации была введена в действие Указом Президента РФ от 14 августа 1992 г. N 914 "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации*(157). Помимо введения института приватизационных чеков, п. 3 указа предусматривал, что "приватизационный чек является государственной ценной бумагой целевого назначения и имеет номинальную стоимость в рублях. Приватизационный чек является ценной бумагой на предъявителя". При этом согласно п. 2 указа "приватизационные чеки могут покупаться и продаваться без ограничений". Приватизационный чек использовался в качестве платежного средства при приобретении объектов приватизации, а также акций специализированных инвестиционных фондов. Право на получение чека имели все граждане РФ, проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу указа, т.е. по состоянию на 24 августа 1992 г.6dd95ec41b0a7ffd9907abe94d2cf5e0.js" type="text/javascript">21338b445d5d682b09ce91d9a2da7f6b.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 185 |
Правовой механизм государственного регулирования на рынке ценных бумаг
  Инвестиционное право | Автор: admin | 1-01-2011, 06:39
В соответствии с давно сложившейся мировой практикой рынок ценных бумаг регулируется государством. Для России в новых условиях процесс формирования такой системы правовых регуляторов и организационных механизмов начался, как отмечалось выше, недавно и практически с чистого листа.
Инвестиционная деятельность на рынке ценных бумаг регулируется Законом о защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг. Целями настоящего закона являются обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам - физическим лицам - причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг.
Этот федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с привлечением денежных средств во вклады банками и иными кредитными организациями, страховыми компаниями и негосударственными пенсионными фондами, обращением депозитных и сберегательных сертификатов кредитных организаций, чеков, векселей и иных ценных бумаг, не являющихся в соответствии с законодательством РФ эмиссионными ценными бумагами, а также с обращением государственных ценных бумаг РФ, государственных ценных бумаг субъектов РФ и ценных бумаг муниципальных образований.
В законе установлен ряд ограничений, связанных с эмиссией и с обращением ценных бумаг. На рынке ценных бумаг запрещаются публичное размещение, реклама и предложение в любой иной форме неограниченному кругу лиц ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, публичное размещение которых запрещено или не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, но при этом не являющихся ценными бумагами в соответствии с законодательством РФ. Запрещается совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с принадлежащими ему ценными бумагами до их полной оплаты и регистрации отчета об итогах их выпуска.
Эмиссия облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг некоммерческими организациями допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, при наличии обеспечения, определенного указанными нормативными актами.
Решение о размещении посредством закрытой подписки акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, принимается только общим собранием акционеров двумя третями голосов, если необходимость бульшего числа голосов для принятия этого решения предусмотрена уставом акционерного общества. Акционерное общество по требованию акционеров, голосовавших против или не принимавших участия в голосовании при решении указанного вопроса, обязано выкупить у них акции в соответствии с Законом о акционерных обществах.
Решение о размещении посредством открытой подписки акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, предусматривающее их оплату неденежными средствами, должно предусматривать возможность их оплаты по усмотрению инвесторов также и денежными средствами.
Лица, подписавшие проспект эмиссии ценных бумаг, несут солидарно субсидиарную ответственность за ущерб, причиненный эмитентом инвестору вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации.
Независимый оценщик и аудитор, подписавшие проспект эмиссии ценных бумаг, несут солидарно с иными лицами, подписавшими проспект эмиссии ценных бумаг, субсидиарную с эмитентом ответственность за ущерб, причиненный инвестору эмитентом вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации и подтвержденной ими.
Также государство на основании данного закона осуществляет защиту прав инвесторов. При рассмотрении в суде споров по искам или заявлениям о защите прав и законных интересов инвесторов федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на него обязанностей и для защиты прав инвесторов - физических лиц - и интересов государства. В целях защиты прав и законных интересов инвесторов федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе обращаться в суд с исками и заявлениями: в защиту государственных и общественных интересов и охраняемых законом интересов инвесторов; о ликвидации юридических лиц или прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии, об аннулировании выпуска ценных бумаг, о признании сделок с ценными бумагами недействительными, а также в иных случаях, установленных законодательством РФ о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.
В Законе о рынке ценных бумаг предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.
Для начала следует выделить систему регулирования рынка ценных бумаг - так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя:
- государственные органы регулирования;
- саморегулирующиеся организации;
- законодательные нормы рынка ценных бумаг;
- этику, традиции и обычаи рынка.
Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:
- разработку программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработку законодательных актов для реализации стратегии;
- установление требований к участникам рыночного процесса, установку различных стандартов;
- контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;
- обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;
- формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;
- контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги.
На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг. Первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой - роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира выбирают некий средний путь между этими двумя крайними моделями.cc2efcf5100b4e411db5fb69f9e40854.js" type="text/javascript">15eebeab7a8b5a66ac071605f85d6b21.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 109 |
Участники рынка ценных бумаг: эмитенты, инвесторы, посредники
  Инвестиционное право | Автор: admin | 1-01-2011, 06:37
Предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг в Российской Федерации, в том числе предоставление услуг по размещению, купле и продаже ценных бумаг, осуществляется исключительно профессиональными участниками на основании лицензий, выдаваемых в порядке, определяемом действующим законодательством РФ. Профессиональные участники рынка ценных бумаг - это юридические лица, в том числе кредитные организации, а также граждане (физические лица), зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют брокерскую и дилерскую деятельность, а также деятельность по управлению ценными бумагами, клиринговую и депозитарную деятельность.
Брокерской деятельностью признается совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, занимающийся брокерской деятельностью, именуется брокером.
В случае если брокер действует в качестве комиссионера, договор комиссии может предусматривать обязательство хранить денежные средства, предназначенные для инвестирования в ценные бумаги или полученные в результате продажи ценных бумаг, у брокера на балансовых счетах и право их использования брокером до момента возврата этих денежных средств клиенту в соответствии с условиями договора.
Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по ценам, объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность.
Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность, именуется дилером. Дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией.
Кроме цены дилер имеет право объявить иные существенные условия договора купли-продажи ценных бумаг: минимальное и максимальное количество покупаемых и (или) продаваемых ценных бумаг, а также срок, в течение которого действуют объявленные цены.
В соответствии с Законом о рынке ценных бумаг под деятельностью по управлению ценными бумагами признается осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц: ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.
Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, именуется управляющим. Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, права и обязанности управляющего определяются законодательством РФ и договорами. Управляющий при осуществлении своей деятельности обязан указывать, что он действует в качестве управляющего.
Клиринговая деятельность - деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету, по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним. Организации, осуществляющие клиринг по ценным бумагам в связи с расчетами по операциям с ценными бумагами, принимают к исполнению подготовленные при определении взаимных обязательств бухгалтерские документы на основании их договоров с участниками рынка ценных бумаг, для которых производятся расчеты. Клиринговая организация, осуществляющая расчеты по сделкам с ценными бумагами, обязана формировать специальные фонды для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами. Минимальный размер специальных фондов клиринговых организаций устанавливается ФКЦБ России и по согласованию с Банком России.
Депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием. Депозитарием может быть только юридическое лицо. Лицо, пользующееся услугами депозитария по хранению ценных бумаг и (или) учету прав на ценные бумаги, именуется депонентом.
Коммерческий банк совершает сделки с ценными бумагами других эмитентов в качестве инвестора и инвестиционного института (финансового брокера, инвестиционного консультанта, инвестиционной компании).
Деятельность посредника (финансового брокера) на рынке ценных бумаг заключается в выполнении им посреднических функций при купле-продаже ценных бумаг за счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения.
Деятельность инвестиционного консультанта заключается в оказании консультационных услуг по вопросам выпуска и обращения ценных бумаг.db1227013f4eefd04af033954dbfb892.js" type="text/javascript">f83734167c031200295d38ea92665ef9.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 139 |
Вложение в ценные бумаги как одна из форм инвестиционного процесса
  Инвестиционное право | Автор: admin | 1-01-2011, 06:27
а) виды ценных бумаг и операции с ними коммерческих банков
В первой части ГК РФ (ст. 142) дается юридическое определение ценной бумаги как документа установленной формы и реквизитов, удостоверяющего имущественные права, осуществление или передача которых возложены только при его предъявлении. Статьей 149 ГК РФ разрешается бездокументарная форма фиксации прав, удостоверяемых ценной бумагой, а поэтому юридической сутью ее понимания остаются сами эти права. Ценная бумага - это просто титул, т.е. юридическое основание прав ее владельца на что-то, на какое-либо имущество (деньги, товары, недвижимость и т.п.).
Инвестиционные операции банков сводятся в основном к операциям с ценными бумагами. Под ценными бумагами понимаются специальным образом оформленные финансовые документы, предъявление которых необходимо для реализации выраженного в них права. Специфика и закономерности процессов первичного и вторичного обращения ценных бумаг определяются в зависимости от их типа. Однако к инвестиционным можно отнести операции далеко не со всеми видами ценных бумаг, да и не все виды возможных с ними операций*(148).
В самом общем виде классификацию основных инструментов рынка ценных бумаг можно представить следующим образом. В зависимости от характера сделок, лежащих в основе выпуска ценных бумаг, а также целей их выпуска, они подразделяются на фондовые (акции, облигации) и коммерческие (векселя, чеки, складские, залоговые свидетельства) бумаги.
Общий подход ко всем разновидностям ценных бумаг как к имуществу использован в Законе о рынке ценных бумаг. О ценных бумагах в нем говорится следующее.
Эмиссионная ценная бумага - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками: закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удовлетворению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных Законом о рынке ценных бумаг формы и порядка; размещается выпусками; имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска не зависимо от времени приобретения ценной бумаги.
Акция - это ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом, удостоверяющая внесение имущества в уставный капитал банка и закрепляющая за акционером комплекс имущественных прав: право собственности на долю в уставном капитале; право на получение дивиденда; право на получение части имущества при ликвидации АО; право на участие в собрании акционеров; право контроля за деятельностью АО; право избирать и быть избранным в органы управления АО.
Акции бывают обыкновенными и привилегированными. Обыкновенные акции дают право на получение дивиденда в размере, определяемом собранием акционеров, а также на часть имущества акционерного общества при его ликвидации и право голоса на собрании акционеров по принципу одна акция - один голос. Привилегированные акции дают право на первоочередное получение дивиденда по акции в размере, определяемом при покупке акции и на получение части имущества при ликвидации АО.
Облигацией является эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигации бывают именными, на предъявителя, процентными, беспроцентными, свободно обращающимися и с ограниченным кругом обращения, конвертируемыми и неконвертируемыми.
Фондовые ценные бумаги, как правило, отличаются массовым характером эмиссии. Они выпускаются в определенных (весьма значительных) объемах, причем каждая из них тождественна другой и представляет определенную долю в акционерном или облигационном фонде.
В отношении фондовых ценных бумаг также имеет значение их деление на основные, в которых выражено основное имущественное право или требование (акции, облигации), и вспомогательные, являющиеся носителями дополнительного права или требования. К вспомогательным относятся бумаги, предоставляющие право на периодическое получение дохода (процента или дивиденда) - так называемые купоны, либо право на покупку (продажу) ценных бумаг. Вспомогательные ценные бумаги, отделенные от акций и облигаций, становятся самостоятельными ценными бумагами и могут также обращаться на рынке. Еще одним видом вспомогательных ценных бумаг является талон, предоставляющий право на получение купонов.
С учетом различий в порядке оформления передачи ценных бумаг выделяются оборотные ценные бумаги, передача прав по которым производится без оформления соответствующих документов, простым вручением, либо акт вручения которых дополняется передаточной надписью. К оборотным ценным бумагам относятся казначейские и коммерческие векселя, акции и облигации на предъявителя, чеки, депозитные сертификаты и т.д.

б) банковские операции с фондовыми ценными бумагами
Операции с ценными бумагами, осуществляемые коммерческими банками, концентрируются в рамках фондового (инвестиционного) отдела каждого банка, покупающего и продающего их как за счет средств банка, так и по поручениям клиентов.
Инвестиционными операциями банков считаются операции с ценными бумагами третьих лиц по их купле-продаже, причем покупка банком собственных акций может рассматриваться как квазиинвестиции, поскольку присутствует только один из характерных признаков - факт сложения средств, так как обычно дивиденды по акциям, находящимся в собственности акционерного общества, не начисляются. Все инвестиционные банковские операции также классифицируются как собственные, проводимые за счет банка, и клиентские (доверительные), осуществляемые за счет средств и по поручению клиентов.
Для стратегического и тактического управления всеми указанными видами инвестиционных операций банков фондовым (инвестиционным) отделом разрабатываются основные направления инвестиционной политики, выносимые на рассмотрение и утверждение правления банка.36e0fe843045ba19670df36480c5ff6c.js" type="text/javascript">f46bdc9d1d76a88ecf4b7690f6ba441e.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 116 |
История российского рынка ценных бумаг
  Инвестиционное право | Автор: admin | 1-01-2011, 06:26
отя Российская Федерация в последние 10-15 лет практически с нуля создает собственный рынок ценных бумаг, наша страна имеет весьма любопытную историю в этой сфере, которая была прервана искусственным путем в 1917 г.
Рынок ценных бумаг начал формироваться по указам Петра I, затем он развивался в течение 200 лет, постоянно наращивая оборот капитала. Наиболее яркий этап его развития связан с реформами Столыпина-Витте в конце XIX - начале XX вв.
К началу Первой мировой войны Россия занимала пятое место в мире по объему биржевого оборота. Так, к концу 1912 г. в различных государствах мира находились в обращении ценные бумаги на общую сумму 850 млрд. фр. франков. Первое место занимала Англия с оборотом 150 млрд. фр. франков. На долю США приходилось 140, Франции - 115, Германии - 110, России - 35, Австро-Венгрии - 26, Италии - 18, Японии - 16 млрд. фр. франков.
За период с 1 января 1893 г., когда общая сумма эмитированных, гарантированных государством обязательств оценивалась в 2272 млрд. руб., до 1 января 1912 г., когда она достигла 5782 млрд. руб., обороты ценных бумаг увеличились на 154%. Эти данные не учитывают облигации, выпущенные банками и торгово-промышленными предприятиями, которые не имели правительственной гарантии. Российские коммерческие банки активно использовали бессрочное кредитование акционерных обществ под обеспечение ценными бумагами. Для этого банки открывали так называемые онкольные счета, которыми могли пользоваться предприятия в зависимости от суммы капитализации заложенных в банке бумаг. За неполные 15 лет XX в. (с 1901 по 1913 г.) сумма остатков увеличилась в 4 раза (с 206,3 до 849 млн. руб.). Доля негарантированных ценных бумаг неуклонно увеличивалась, вытесняя гарантированные.
Увеличение оборотов с ценными бумагами происходило в первую очередь за счет покупки ценных бумаг населением. Биржи были во многих городах России. Крупные промышленные предприятия распространяли свои акции среди населения городов, в которых они находились, и котировали эти акции на крупных рынках.
Основой рынка ценных бумаг в России были государственные долговые обязательства. Так, роль индикатора, определявшего общее направление ценообразования на рынке, играла 4%-ная государственная рента. Ею определялась минимальная величина заемного процента. Однако, в силу недоступности последнего для широкой публики, минимальный уровень заемного процента в России был несколько выше, чем фактическая доходность 4%-ной государственной ренты, более или менее приближаясь к доходности 4,5% по закладным листам земельных банков.
Обращавшиеся на российском рынке акции и облигации делились на именные ценные бумаги и ценные бумаги на предъявителя. Первые появились на российском рынке гораздо раньше. Предъявительскими были купоны, дававшие право на получение дивидендов. До 1895 г. Министерство финансов не принимало никаких заявлений об утрате купонов, считая, что купон дает право на получение денег тому, в чьих руках он находится. По правилам, принятым в 1895 г., если владелец утраченной бумаги на предъявителя мог доказать время приобретения бумаги, время утраты и обстоятельства, при которых совершена утрата, то министерство могло выдать капитал и проценты по нему. Со временем биржевой оборот рос и вместе с ним рос спрос на предъявительские бумаги. Правительство и промышленные компании были заинтересованы в выпуске именных бумаг, которые находились бы в "твердых" руках. Финансовые и банковские круги на фондовом рынке были заинтересованы в росте оборотов.
Государственные бумаги выпускались правительством в обеих формах. Так, первый заем 1820 г. был выпущен исключительно в именных билетах, лишенных даже купонов. С 1906 г. владелец предъявительских облигаций государственных займов мог заменить их на именные облигации или так называемые удостоверения именной записи. Они давали наивысшую гарантию прочности владения ценной бумагой, так как проценты по именной бумаге выплачивались предъявителю купона, проценты же по удостоверению именной записи выплачивались только тому лицу, на имя которого было выписано удостоверение, или его поверенному при условии предъявления удостоверения и всегда только из той кассы, которая была указана в удостоверении. Таким образом, удостоверение выводило из категории предъявительских бумаг купоны именных. В свидетельства именной записи могли быть записаны несколько бумаг одного займа. Превращение именных документов в предъявительские производила Государственная комиссия погашения долгов. Для поощрения развития именных бумаг при превращении предъявительских в именные все расходы относились на казенный счет, а при обратном превращении - на счет владельца бумаг.f1fa37961d9060f83b761d7df97da8a3.js" type="text/javascript">6df31622ecde5936047a6336bc694423.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 121 |
Франчайзинг как современная контрактная форма осуществления инвестиций
  Инвестиционное право | Автор: admin | 1-01-2011, 06:25
Среди контрактных форм в сфере инвестиций особый интерес представляет договор франчайзинга, используемый в последние годы и в РФ.
Корни франчайзинга усматривают в эпохе Средневековья, когда король предоставлял своим баронам какие-то привилегии (например, право собирать налоги на отдельных территориях) в обмен на определенные услуги с их стороны. Однако бурное развитие и распространение франчайзинга как способа ведения бизнеса относится ко второй половине XX в. и связано с переходом большинства промышленно развитых стран от эпохи индустриальной к постиндустриальной, открывшей новые схемы организации бизнеса. Но только в начале 90-х гг. прошлого века новые тенденции в экономическом развитии России привели к использованию франчайзинга в деятельности российских предпринимателей.
Под франчайзингом понимаются отношения, в силу которых одно лицо (франчайзер) предоставляет второму лицу (франчайзи) "деловой комплекс", состоящий из охраноспособных (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и др.) и неохраноспособных (деловой опыт и др.) имущественных прав и других объектов имущественных прав (коммерческая информация и др.) для осуществления франчайзи предпринимательской деятельности, аналогичной деятельности франчайзера. В свою очередь, франчайзи обязуется выплачивать франчайзеру вознаграждение и выполнять иные обязательства, установленные договором.
Исходя из общего определения договора франчайзинга и практики его применения в международной торговле, договор франчайзинга характеризуется следующими основными признаками:
- представляет собой вид предпринимательской сделки, вследствие чего его сторонами могут быть лишь коммерсанты (предприниматели);
- является взаимообязывающим договором, т.е. права и обязанности по данному договору возникают как у франчайзера, так и у франчайзи;
- рассматривается как комплексный договор, совмещающий в себе элементы пользования правами на интеллектуальную собственность, оказания услуг, купли-продажи, отношений товарищества (партнерства);
- вследствие своего предпринимательского характера является возмездным;
- представляет собой, как правило, срочную сделку;
- характеризуется только ему присущим предметом сделки, которым является "деловой комплекс" - система осуществления предпринимательской деятельности, включающая в себя права на интеллектуальную собственность - фирменное наименование, товарный знак, ноу-хау, коммерческую тайну и иные промышленные права, а также авторские права и информацию, позволяющую определенным способом производить или продавать товары или оказывать услуги потребителям;
- не является в чистом виде меновой сделкой, т.е. хотя интересы его сторон и противоположны, однако присутствует общая заинтересованность франчайзера и франчайзи в успешном осуществлении договора (особенно в случае выплаты вознаграждения в виде процента от полученной франчайзи прибыли)*(138).
С принятием части второй ГК РФ договор коммерческой концессии был выделен в самостоятельный вид, поскольку ему присущи черты, отличные от других гражданско-правовых договоров. Его регулированию посвящена гл. 54.
Предметом договора коммерческой концессии является передача (предоставление) правообладателем для использования в предпринимательской деятельности пользователем комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Однако по данному договору могут быть переданы только те права на использование объектов промышленной собственности, на которые получены охранные документы, подтверждающие право правообладателя на данные объекты.
По договору коммерческой концессии исключительные права передаются в комплексе, их не может быть менее двух. Так, в комплексе передаваемых пользователю по договору прав обязательно присутствуют фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение (иначе согласно ст. 1027 ГК РФ договор признается недействительным), а также коммерческая информация, в том числе ноу-хау.
Договор франчайзинга как разновидность договора коммерческой концессии, по мнению М.И. Кулагина, используется в основном с целью создания системы распределения товаров*(139).
В рамках франчайзинговой сети происходит постоянное усовершенствование технологий и способов ведения предпринимательской деятельности. В.Д. Рудашевский и М.А. Фурщик выделили этапы развития, которые проходят большинство франчайзинговых систем*(140).
Как правило, в начале франчайзер обладает технологической уникальностью, которая уменьшается с развитием конкуренции. Затем создается система организации бизнеса, маркетинговая и административная системы, играющие в дальнейшем ключевую роль в преуспевании данной франшизной сети. Происходит постепенное признание деятельности системы по мере возрастания узнаваемости торгового знака. Вместе с тем случайные скачки технологии дают лишь временный эффект и в долгосрочном плане имеют намного меньшее значение, чем организационные достижения.
Договор коммерческой концессии подлежит обязательной государственной регистрации (ст. 1028 ГК РФ), а в случаях когда по договору передаются объекты промышленной собственности, он, как и лицензионный договор, регистрируется в Патентном ведомстве РФ.
Договор коммерческой концессии предполагает передачу правообладателем принадлежащих ему прав на объекты исключительной собственности пользователю на определенный срок (т.е. в пользование или в аренду), и в этом договоре используются отдельные элементы, присущие арендным правоотношениям. Однако по договору коммерческой концессии передача имущества контрагенту не производится. Речь идет лишь о предоставлении права на использование этих прав. Кроме того, в силу специфики результатов интеллектуальной собственности возможность фактического использования этих объектов не обусловлена их передачей другому лицу. Такая возможность, по мнению В.В. Витрянского, имеется для каждого*(141).0ff1792a2d9720c9e970295951c57d09.js" type="text/javascript">c027ad7db8947afee6b4f6f610341880.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 118 |
Правовые основы лизинга как вида инвестиционной деятельности
  Инвестиционное право | Автор: admin | 1-01-2011, 06:23
При активном внедрении лизинг, в силу присущих ему возможностей, может быть мощным импульсом технического перевооружения производства, структурной перестройки российской экономики, насыщения рынка высококачественными товарами.
На сегодняшний день лизинговый бизнес - один из сложнейших видов инвестиционной деятельности, в котором задействованы арендные отношения, элементы кредитного финансирования под залог, расчеты по долговым обязательствам и другие финансовые механизмы. Лизинговую компанию отличает большое количество аналитических служб, сильное маркетинговое и юридическое обеспечение. Существенно постоянное взаимодействие с банковскими учреждениями, страховыми компаниями и региональными властными структурами.
Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлена, прежде всего, необходимым состоянием парка оборудования: в стране значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т.д.
В настоящее время большинство российских предприятий испытывает недостаток оборотных средств. Они не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса и вынуждены брать кредиты. Однако предприятию при необходимости обновления своих основных средств выгоднее брать оборудование в лизинг. При этом экономия средств предприятия по сравнению с обычным кредитом на приобретение основных средств доходит до 10% от стоимости оборудования за весь срок лизинга, который составляет, как правило, от одного года до пяти лет. Нынешняя экономическая ситуация в Российской Федерации, по мнению экспертов, благоприятствует лизингу. Форма лизинга примиряет противоречия между предприятием, у которого нет средств на модернизацию, и банком, который неохотно предоставит этому предприятию кредит, так как не имеет достаточных гарантий возврата инвестиционных средств.
В английском юридическом языке словом leasing обозначаются как традиционная сдача имущества в аренду, так и собственно лизинг как разновидность аренды. Такое противоречие в праве не приветствуется. Мировое распространение получило второе значение термина "лизинг", которое используется для обозначения строго определенного вида договора имущественного найма. Стоит отметить также синонимичность понятий "аренда" и "имущественный найм" и вытекающих из них "арендодатель" - "наймодатель" и "арендатор" - "наниматель".
Правовая природа лизинга, его место в системе гражданско-правовых обязательств являются одними из самых спорных вопросов в юридической литературе. В соответствии с мнением одних авторов, договор лизинга представляет собой отдельный вид договора аренды, отличающийся определенными квалифицирующими признаками. Другие авторы считают, что договор лизинга представляет собой не двустороннюю (в отличие от договора аренды), а трех- или многостороннюю сделку. Существует и точка зрения, согласно которой договор лизинга представляет собой самостоятельный тип договорных обязательств, отличный от иных типов гражданско-правовых договоров, в том числе и от договора аренды*(133).
Согласно ст. 3 Закона о лизинге, предметом лизинга могут быть любые, не потребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности; предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения.
Необходимо отметить, что имущественные права ни при каких условиях не могут быть самостоятельным объектом лизинга, как это ранее предусматривалось в Указе Президента РФ от 17 сентября 1994 г. N 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности"*(134), так как они не относятся к категории вещей. При этом если осуществляется лизинг предприятий, имущественные права лизингодателя, связанные с этим предприятием, передаются лизингодателю в составе соответствующего имущественного комплекса*(135).
Необходимо обратить внимание на то, что по договору лизинга предприятиям могут также передаваться сырье, топливо, материалы, т.е. оборотные средства, которые не будут являться предметом лизинга. Соответственно, в состав лизинговых платежей не будет включаться плата за пользование переданными вместе с предприятием оборотными средствами, так как предметом лизинга могут быть только непотребляемые вещи.
Руководствуясь ст. 660 ГК РФ, арендатор вправе без согласия арендодателя использовать данное ему гражданским законодательством право отчуждать или передавать в пользование другим лицам материальные средства, входящие в состав имущества предприятия (оборотные средства). Для того чтобы в дальнейшем по этому вопросу не возникло разногласий, сторонам лизинговой сделки желательно оговорить данный пункт в договоре заранее.
В соответствии с требованиями п. 3 ст. 15 Закона о лизинге, в договоре лизинга должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга. При отсутствии этих данных в договоре условие о предмете, подлежащем передаче в лизинг, считается несогласованным, а договор считается незаключенным.
Что касается права собственности на предмет лизинга, то ст. 11 Закона о лизинге гласит, что предмет лизинга, переданный во временное владение и в пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя. Право владения и пользования предметом лизинга переходит к лизингополучателю в полном объеме, если договором лизинга не установленно иное. Право лизингодателя на распоряжение предметом лизинга включает право изъять предмет лизинга из владения и пользования в случаях, предусмотренных Законом о лизинге и договором.
Условие о том, что предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору, должен быть учтен на балансе лизингодателя или лизингополучателя, в настоящее время исключено.f0606116058a1093928a45c440790958.js" type="text/javascript">8012d28252d851606923aedf62dfcb1a.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 101 |
Соглашения о разделе продукции как механизм привлечения инвестиций
  Инвестиционное право | Автор: admin | 1-01-2011, 06:21
11 января 1996 г. вступил в силу Закон о СРП. Впервые в России гражданско-правовые отношения были распространены на минерально-сырьевую сферу, где введено параллельное существование двух режимов - публично-правового и гражданско-правового - и положен конец монополии разрешительной системы недропользования, господствовавшей в стране. Благодаря Закону о СРП положение ст. 124 ГК РФ о возможности для государства выступать на равных началах с иными участниками отношений, регулируемых гражданским законодательством, переведено в практическую плоскость, поскольку появился конкретный тип договоров со своим специфическим механизмом. Предусмотрен арбитраж, в частности международный, при договорах государства с негосударственным инвестором.
Инвестиционные проекты, реализуемые в сфере недропользования, обладают особыми рисками потери капитала. Повышенные геологические, технические риски связаны с особенностями деятельности в энергосырьевых отраслях. Однако самым значительным риском для инвестора в России является ее экономическая и политическая система. Многие крупные корпорации, обладающие необходимыми финансовыми средствами, избегают вкладывать их в российскую экономику. Это вызвано многими причинами. В частности, множественность налогов и других обязательных платежей, высокие налоговые ставки, отсутствие четкого разделения полномочий между центром, региональными и местными властями, неопределенность и нестабильность режима внешнеторговых операций, валютного регулирования, отсутствие строгой платежной дисциплины и др.
Соглашения о разделе продукции позволяют решить бульшую часть подобных проблем. Статьи 17 и 18 Закона о СРП содержат стабилизационную оговорку, позволяющую сохранить коммерческие результаты реализации соглашения в течение всего срока действия независимо от изменений законодательства. Основной законодательный принцип, на котором основана стабилизационная оговорка, имеется в ст. 422 ГК РФ: если обязательные для сторон правила, содержащиеся в договоре, соответствовали действующим в момент его заключения законодательным и иным правовым актам, то они сохраняют силу и после их последующего законодательного изменения. В законе, принятом после подписания соглашения, может содержаться указание на то, что он распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Тогда правила, регулирующие такие отношения в соглашении, должны быть изменены, и в соответствии с п. 2 ст. 17 Закона о СРП эти изменения не должны нарушить коммерческие интересы инвестора при подписании соглашения. В любом случае принцип обратного действия закона должен быть определен в самом законе. Иначе он по общему законодательному принципу не будет применяться к ранее заключенным соглашениям, которые соответствовали действующему на момент их заключения законодательству.
Следует обратить особое внимание на то, что в п. 2 ст. 422 ГК РФ речь идет только об одном виде нормативных актов, которые могут иметь обратную силу - это закон в буквальном смысле этого слова. Следовательно, нормативные акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления, не могут влиять на условия соглашений, даже если включают в себя императивные нормы, регламентирующие отношения сторон, и содержат указания об обязательном применении к правоотношениям, возникшим до издания соответствующих правовых актов. Стороны вправе не применять указанные нормы, а руководствоваться условиями ранее заключенного соглашения. Принцип приоритета условий соглашения над нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления закреплен в п. 2 ст. 18 Закона о СРП. Действие этих актов не распространяется на инвестора в случае, если они устанавливают ограничения его прав, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением, в том числе ухудшающих коммерческие результаты его деятельности. В случае ущемления прав, закрепленных в соглашении, но относящихся к административно-правовым, действует положение п. 2 ст. 17 Закона о СРП, предусматривающее сохранение коммерческих результатов в интересах инвестора.
Согласно п. 2 ст. 17 Закона о СРП, если законодательством Российской Федерации, субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления будут установлены нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашения, то в соглашение вносятся изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, которые могли быть им получены при применении действовавших на момент заключения соглашения нормативных актов. Из вышесказанного можно сделать вывод, что эта норма относится только к нормативным актам, регулирующим административные правоотношения, и не распространяется на положения соглашения, регулируемые ГК РФ.
Таким образом, в случае внесения изменений в налоговое, валютное, таможенное, экспортное и другое законодательство, ухудшающих коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашений, в соглашение должны быть внесены изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, на которые он рассчитывал при заключении СРП. Порядок внесения таких изменений определяется соглашением.
Однако законодатель не указал, распространяется ли на порядок принятия таких изменений абз. 2 п. 1 ст. 17 Закона о СРП, в соответствии с которым все изменения в условия соглашений, внесенные по согласованию сторон, вводятся в действие в том же порядке, что и само соглашение. Скорее всего, ответ будет положительным. Тогда плюсы стабилизационной оговорки будут перекрыты сложностью процедуры ее реализации, особенно в случае утверждения условий соглашения федеральным законом*(130).
Таким образом, важнейшим преимуществом этой формы инвестиций является установление правовой стабильности заключаемых договоров, причем не на ограниченный стартовый период контракта (как при стабилизационных или так называемых дедушкиных оговорках при публично-правовых сделках), а на весь срок соглашения.
Закон о СРП является основополагающим правовым актом, регулирующим отношения, возникающие при заключении, исполнении и прекращении соглашений о разделе продукции, и в нем специально указано: "В случае если законодательными актами Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, в сфере регулирования отношений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, применяются правила настоящего Федерального закона" (п. 4 ст. 1).
Закон о СРП предусматривает необходимость принятия других законов, в частности, о перечне участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Для эффективного действия закона предусмотрено скоординировать все относящееся к данному вопросу законодательство, включая правовые акты субъектов РФ, которые "осуществляют законодательное регулирование своего участия в соглашениях о разделе продукции" в пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.
Соглашения о разделе продукции являются особой договорной формой недропользования в Российской Федерации. Суть их сводится к следующему: по условиям соглашений государство предоставляет инвестору исключительные права на пользование недрами на определенном участке, а инвестор осуществляет разработку предоставленных недр за свой счет и на свой риск. С начала промышленной добычи минерального сырья инвестор получает право на компенсацию своих затрат на разработку месторождения. Оставшаяся после возмещения этих затрат продукция является прибыльной и подлежит разделу между сторонами (государством и инвестором) по условиям СРП. Инвестор обязан платить налог на прибыль со своей доли прибыльной продукции*(131).
Соглашение о разделе продукции устанавливает юридические рамки, содержит условия (разработанные достаточно конкретно и подробно), определяющие права и обязанности инвестора - отечественного или иностранного, а также права и обязанности государства.
В Законе о СРП указывается, что он регулирует отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, а также отношения, возникающие в процессе поиска, разведки и добычи минерального сырья, его транспортировки, обработки, хранения, переработки, использования, реализации или распоряжения иным образом, т.е. весь комплекс проблем, связанных с поиском, производством и реализацией минерального сырья.7f5508a9da7f4b5663bf5e08d31ceeca.js" type="text/javascript">b2e40b045dd1d078d06443975542ae1e.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 135 |
Правовые основы концессионных форм инвестиционной деятельности
  Инвестиционное право | Автор: admin | 1-01-2011, 06:20
Определений концессии, закрепленных в правовых регламентирующих документах, множество. Даже в странах Европейского союза со схожими моделями хозяйственного управления государственным сектором и более чем вековой историей концессионного законодательства имеются различия в толковании концессий. Это, в частности, отмечается в Новых правилах единого рынка, принятых Европейской комиссией в декабре 1999 г. В этом документе концессия определена как система отношений, при которой общественная власть поручает третьей стороне (частной или смешанной компании) управление объемами инфраструктуры или другими общественными службами при условии принятия этой стороной на себя предпринимательского риска и обязанностей по эксплуатации оборудования. Другими словами, государство передает принадлежащую ему собственность частной (смешанной) компании-концессионеру на определенных условиях, закрепленных в форме договора, на ограниченный срок за плату. При этом концессионный объект остается в государственной собственности, а концессионер обладает правами пользования и владения.
Одной стороной концессионного соглашения выступает государство - Российская Федерация и (или) ее субъект либо муниципальное образование, эта сторона называется концедентом. Другой стороной является отечественный или иностранный инвестор - концессионер.
Иногда концессионеру передается и право распоряжения государственным имуществом. Но для этого он каждый раз должен получать письменное разрешение от уполномоченного государственного органа. Такая практика, в частности, использовалась советским правительством во времена нэпа. Государство обязуется при этом не вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность, но осуществляет строгий контроль за выполнением концессионером договорных обязательств. По истечении срока концессии объект, включая и созданные концессионером производственные мощности, передается государству.
С точки зрения политической экономии, в концессиях происходит как бы объединение ресурсов двух экономических агентов: государства в форме его собственности и частного сектора в форме инвестиций, управления, ноу-хау.
Существуют различные мнения о сущности концессии: лицензионный и концессионный режим - одно и то же (налог плюс роялти - плата за право разработки и добычи природных ресурсов); концессия - одна из разновидностей соглашения о разделе продукции (СРП).
Концессия в ее современном понимании могла бы выступить в качестве инструмента уменьшения инвестиционных рисков при сохранении действующей налоговой нагрузки на осуществляемые компаниями инвестиционные проекты за счет повышения стабильности экономико-правовой среды в тех временных рамках, в которых компании реализуют проекты. То есть концессии (концессионные договоры) могли бы создавать своего рода анклавы стабильности в условиях нестабильной среды. Как и соглашение о разделе продукции, договор концессии осуществлялся бы преимущественно в рамках гражданско-правовых отношений государства и инвестора, но, в отличие от СРП, не с переговорным (индивидуализированным), а с общим режимом налогообложения.
В результате многолетней хозяйственной практики за рубежом выработаны различные формы взаимодействия государства и частного капитала при реализации крупных общественно значимых инвестиционных программ и проектов в сфере природопользования, жилищно-коммунального хозяйства, общественного транспорта, сельского и лесного хозяйства, электроэнергетики и в других областях. К ним относятся концессионные соглашения, разные формы приватизации, франчайзинг, лизинг и т.п.
Итак, концессионные соглашения относятся к категории государственных контрактов, т.е. соглашений, в которых одной из сторон выступает государство. Такие контракты привлекательны для него тем, что они не ведут к сокращению государственной собственности.

а) история и современность концессионных отношений
История концессий исчисляется столетиями. Юридическая и экономическая практика концессионных форм партнерства государства и частного сектора складывалась еще в средние века. В Великобритании концессионное законодательство появилось в XVII в. На Североамериканском континенте первые концессии были выданы еще в 1691 г. Во Франции первым концессионным объектом стал Южный канал, построенный в ХVII в. и соединивший побережье Атлантики со Средиземным морем. Закон о концессиях в сфере общественных услуг существует со времен Наполеона. В России десятки тысяч километров железных дорог во второй половине ХIХ - начале ХХ вв., включая Китайскую Восточную железную дорогу (КВЖД), были построены на концессионной основе.
После Октябрьской революции в период нэпа концессии сыграли положительную роль как инструмент стабилизации экономики в восстановительный период, дали солидный доход казне в виде долевых отчислений от оборота концессионных предприятий, уплаты концессионного вознаграждения, налогов, арендной платы, пошлин, сборов и т.п. Концессии способствовали модернизации оборудования предприятий, увеличению квалифицированной рабочей силы, а в социальном плане - уменьшению безработицы. По количеству концессий и по вложенному капиталу первое место занимала обрабатывающая промышленность (24 концессии), сельское хозяйство (7 концессий), торговля (7 концессий).
Концессии в этот период получили развитие и в сфере городского хозяйства России. В отдельных отраслях концессионное производство давало значительную долю продукции. Так, к концу 1927 г. концессионные предприятия производили марганца 40%, золота - 35%, меди - 12%, готового платья - 22%. По источникам происхождения капитала 40 концессий были немецкими, 20 - британскими, 15 - американскими (США), 6 - норвежскими, 5 - польскими, 5 - японскими, 4 - австрийскими, 4 - шведскими, 4 - итальянскими, 3 - французскими, 3 - финляндскими, 3 - датскими, 2 - голландскими, 17 инвестировались из других стран.
За последние 10-15 лет в мире реализованы тысячи больших и малых, успешных и неудачных концессионных проектов. Концессионное законодательство существует сейчас более чем в 120 странах мира с различным общественным и государственным устройством.
Спектр объектов, построенных в рамках концессионных соглашений, чрезвычайно широк: от грандиозного проекта века "Евротуннель" стоимостью 15 млрд. долл. до контрактов муниципальных органов власти в области досуга и отдыха стоимостью в несколько тысяч долларов. Больше всего концессий выдается в сферах водоснабжения и канализации, газового и электроэнергетического хозяйства, авто- и железнодорожных магистралей, городского строительства, лесного хозяйства, недропользования.
В современной практике концессий имеются две принципиально отличные друг от друга как по методике, так и по глубине происходящих изменений схемы институциональных преобразований в сфере отношений государства и бизнеса. Первая представляет собой структурную адаптацию имеющейся институциональной среды к изменившимся концепциям развития, приоритетам и условиям хозяйственной деятельности государства. Разработка и эволюционное врастание новых принципов, норм и правил в действующие институты происходят либо в контексте декларированной новой экономической политики государственного регулирования (так было в Великобритании, Новой Зеландии, Аргентине, других странах Латинской Америки), либо через видоизменение и дополнение существующей системы государственного управления (США, Канада, Япония, страны ЕС). По последнему пути идут также Республика Корея, Тайвань и др., а также некоторые из развивающихся стран с достаточным для установления партнерских связей "государство - бизнес" уровнем развития рыночных отношений. Вторая схема связана с формированием соответствующих рыночной экономике и новому месту государства в хозяйственной жизни институтов, по существу, с "нуля". Эта схема реализуется в бывших социалистических странах, на постсоветском пространстве, в некоторых развивающихся странах.
Продолжительный исторический опыт, развитая и сравнительно легко адаптируемая институциональная среда позволили странам - членам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) достаточно безболезненно и эффективно начать 10-15 лет назад отработку новых механизмов партнерства в области концессионной деятельности. Наиболее глубокие институциональные преобразования произошли в Великобритании. В 1992 г. правительство Дж. Мейджора объявило о новой концепции управления государственной собственностью - Инициативе частного финансирования (Private Finance Initiative - PFI). Суть ее заключалась в том, чтобы передать в рамках соглашений о партнерстве функции финансирования строительства, а также эксплуатации, реконструкции и управления государственными объектами производственной и социальной инфраструктуры частному бизнесу. За 1992-2001 гг. правительство Великобритании осуществило более 400 партнерских проектов и, в первую очередь, концессий в рамках PFI на общую сумму более 19 млрд. фунтов стерлингов. Были подписаны государственные контракты во многих секторах хозяйства, включая общественный транспорт и транспортную инфраструктуру, информационные технологии и НИОКР, защиту окружающей среды, градостроительство, правительственные здания и сооружения и т.д.
Переход к масштабному применению партнерских форм управления государственной собственностью в Великобритании вызвал существенные изменения в институциональной среде как государственного аппарата, так и бизнеса. Появившаяся новая отрасль экономики под условным названием "государственные гражданские контракты и концессии" заставляет чиновников становиться бизнесменами, опытными покупателями услуг частного сектора, вырабатывать правила и нормы поведения в условиях рыночного развития подведомственных им учреждений*(124).
После объявления "инициативы частного финансирования" государственным казначейством Великобритании была создана группа из высококвалифицированных государственных служащих и представителей деловых кругов для оказания разносторонней помощи министерствам и департаментам в коммерциализации их хозяйства. Новый вид партнерства привел к появлению новых консультационных и иных компаний, а также контролирующих организаций.
По оценке ОЭСР, партнерские формы отношений государства и частного бизнеса в сфере управления государственной собственностью позволяют Великобритании экономить 15-20% государственных расходов. Основываясь на успешном опыте реализации проектов партнерств и концессий, британское правительство в середине 2000 г. существенно расширило масштабы реализации концессионных и контрактных проектов с участием частного бизнеса. Вместо приватизации - полноценное сотрудничество - такова сейчас главная политическая линия в сфере управления государственной собственностью в Великобритании.
Другие страны ОЭСР придерживаются сходных принципов в вопросах инвестиционной политики.

б) объекты концессионных договоров
Возможно возражение, что гражданская правосубъектность государства и других публично-правовых образований, в частности по российскому гражданскому законодательству, вполне реализуема посредством существующих гражданско-правовых договоров и что поэтому нет необходимости изобретать какие-то новые договорные формы, предусматривающие "дарование прав" или иные действия сторон, сомнительные с позиций гражданско-договорного права или не свойственные ему.
Это возражение справедливо, но только в отношении тех объектов договорных отношений, которые универсально оборотоспособны, или тех видов предпринимательской деятельности, которые не находятся в исключительном ведении государства или других публично-правовых образований. Для них законодательство РФ предусматривает несколько видов гражданских договоров: государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд, государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд, договор о закупках и поставках сельхозпродуктов, сырья и продуктов для государственных нужд.
Но что касается объектов прав, полностью или частично ограниченных в обороте, то их договорный статус в российском законодательстве четко не прописан. В частности, п. 2 ст. 129 ГК РФ говорит лишь, что объекты, изъятые из оборота, должны быть прямо указаны в законе. В отношении видов объектов, которые могут принадлежать только определенным участникам оборота (иными словами, только публично-правовым образованиям) либо нахождение которых допускается по специальному разрешению, то такие объекты определяются в порядке, установленном законом. Из приведенных положений следует, что передача прав (в том числе на хозяйственное использование) объектов, не участвующих или ограниченно участвующих в обороте, частично или полностью регулируется не гражданско-правовыми, а какими-то иными нормами*(125).ba99e0ec010bca7833cba5235ae18905.js" type="text/javascript">4dd295d4dea36952ce9ce44d40183154.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 261 |
Инновационный проект: правовой механизм разработки и реализации
  Инвестиционное право | Автор: admin | 1-01-2011, 06:18
Сразу отметим, что в российском законодательстве еще нет самого термина "инновация". Кроме того, нет широкого технологического "коридора", который ведет от знаний к рынку. Причем даже не к производству, не к промышленности, а именно к рынку. Построение этого "коридора", т.е. инновационных институтов, которые обеспечивали бы передачу технологий, разработку законодательных и других нормативных актов, системы правил - это и есть формирование национальной инновационной системы.
Здесь содержится интересная деталь, заслуживающая не только внимания, но и специального научного анализа. Это функционирование будущей национальной инновационной системы. Дело в том, что готовые инновационные решения должны иметь конкретную форму, требования к которой необходимо четко установить. Например, в какой форме может быть инновационный проект. И если к такому проекту, точнее, к его форме и содержанию, установлены конкретные требования, то можно будет судить о качестве его разработки и о готовности к внедрению. Большое значение для практического внедрения инновационных идей и решений участниками рынка будет иметь создание соответствующих экономических, правовых и организационных механизмов, позволяющих реализовывать инновационные проекты в условиях рынка. Подобные проекты должны соответствовать требованиям рынка.
В официально утвержденных в России методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов дано следующее определение: "Инвестиционный проект (ИП) - обоснование экономической целесообразности, объема, сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описанием практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-планом)"*(123). Кроме того, сущность таких ключевых понятий, как "инвестиции" и "инвестиционная деятельность", была установлена в российском законодательстве ранее.
В российской практике под инновациями обычно принято понимать разработку и внедрение самых различных новшеств. Это могут быть научные, конструкторские или технологические идеи, принципы, механизмы, организационные решения, усовершенствования или рационализация применяемых технологий, технологии с элементами новизны, технологии с существенной новизной, и наконец, принципиально новые технологии. Разумеется, представленный перечень инноваций не претендует на исчерпывающую полноту, а дает лишь общее представление о том, что может на практике ими являться, однако даже в нем содержится большое разнообразие конкретных их видов.
В этом смысле инновационный проект попадает в двойственное положение. С одной стороны, инновационные решения, например, связанные с созданием новой технологии переработки сырья, могут быть документально оформлены в виде проекта и кем-то утверждены. С другой же, инновационный проект не обязан содержать всю ту информацию, которая должна содержаться в инвестиционном проекте и которая фактически является результатом принятия совокупности различных решений.
Главная цель инновационного проекта, по нашему мнению, состоит в том, чтобы показать практическую возможность реализации новшества. Иначе говоря, доказать, что новая идея, технология или система могут быть реализованы, т.е. для этого есть необходимые условия. Но это вовсе не означает, что появление любого новшества обязательно оборачивается для его инициаторов материальной выгодой. Вполне возможно, что созданная новая технология переработки сырья будет значительно превосходить старую по качеству. Но также возможно, что ее внедрение принесет инициаторам убытки, например, если количества перерабатываемого сырья недостаточно для достижения себестоимости, окупающей затраты на реализацию проекта. Однако необходимо заметить, что представление инновационного проекта в виде инвестиционного гарантирует автоматическое получение на его реализацию банковского кредита. Для этого есть серьезная причина, которая известна коммерческим банкам, но часто недооценивается представителями компаний.
Изучение научной литературы позволяет заключить, что риски реализации инновационных проектов коммерческими банками в ней не рассматриваются. Банки анализируют инвестиционные проекты, представляемые компаниями, при этом в проектах могут содержаться различные инновации, а могут и не содержаться. Естественно, что банки, исходя из своих интересов, концентрируются не столько на технологической новизне решений, принятых в проекте и реализуемых в бизнес-плане, сколько на финансовой состоятельности предлагаемого проекта и возможности участников обеспечить его эффективность.833e565998fb9fcc49dd756baae31ee0.js" type="text/javascript">cf5a6f5d99eb2cf18c76449a787504d9.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 96 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: