Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ИНФРАСТРУКТУРЫ ТОВАРНОГО РЫНКА
 (голосов: 0)
  Коммерческое право России | Автор: admin | 27-11-2010, 14:41
1. Пути создания структуры рынка.
2. Развитие специальных субъектов рынка.
3. Формирование рыночной инфраструктуры.
Становление рыночных отношений в России требует формирования структуры товарного рынка и обслужи¬вающей его инфраструктуры.
Структура товарного рынка представляет собой совокупность звеньев, участвующих в продвижении то¬варной массы от изготовителей к потребителям. Такие звенья подразделяются на три основные группы: 1) из¬готовители товара; 2) оптовые торговые и иные посред¬нические организации; 3) организации-потребители и розничные торговые организации.
Процесс перехода к рыночным отношениям повлек за собой изменения в целях деятельности, во внутреннем построении каждого из названных видов субъектов рын¬ка для эффективного осуществления торгового оборота. Происходит возникновение принципиально новых фор-мирований, способных успешно выполнять торговые опе¬рации. Такие звенья осуществляют разные функции, но их совместными усилиями обеспечивается продвижение товарных потоков.
Формирование структуры товарного рынка осуще¬ствляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с различными федеральными законами, ука¬зами Президента РФ и постановлениями Правитель¬ства РФ по вопросам построения в России системы ры¬ночных экономических отношений.
Так, постановлением Правительства РФ от 31.03.97 №360* утверждена программа «Структурная перестрой¬ка и экономический рост в 1997-2000 годах». В качестве одного из основных направлений программа предусмат¬ривает проведение реструктуризации предприятий, необ¬ходимой для успешной работы в условиях рыночной эко¬номики, стимулирование их деятельности по повышению эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции. Комплекс соответствующих мер предусмотрен также постановлением Правительства РФ от 30.10 97 № 1373 «О реформе предприятий и иных коммерческих организаций»**.
* Собрание законодательства РФ. 1997. №19. Ст. 2230.
** Собрание законодательства РФ. 1997. № 44; Ст. 5078.

Для производственных организаций основной целью деятельности сейчас стало не просто изготовление това¬ров, но успешная их реализация и получение прибыли от продаж. Налаживание сбыта, максимизация дохода от реализации товаров — это новая задача для многих рос¬сийских предприятий. В советский период почти вся производимая продукция распределялась плановыми органами и проблемы сбыта фактически не существо¬вало. Теперь же каждое предприятие обязано совмещать функции изготовителя и продавца. Многие производи¬тели пока не могут успешно справиться с этой задачей.
Необходимость налаживания продажи своего товара потребовала изменений во внутреннем построении производственных организаций. Такое реформирование состояло прежде всего в расширении и укреплении из¬готовителями своих сбытовых служб, в создании ком¬мерческих (торговых), маркетинговых и рекламных от¬делов, выставочных павильонов и демонстрационных залов.
Отечественным предпринимателям важно учитывать позитивный западный опыт в этих вопросах. В развитых странах распространена практика переложения произ¬водителями функции сбыта товара на посреднические организации. В России пока отсутствуют мощные по¬среднические фирмы, способные целиком принять от из¬готовителей работу по реализации производимого това¬ра. В большинстве случаев оптовые торговые и посреднические организации закупают у изготовителей лишь часть созданного товара, реализация всего осталь¬ного осуществляется силами изготовителей.
Производственные организации предусматривают различные решения для осуществления сбыта без учас¬тия независимых посредников. Подобная практика назы¬вается созданием горизонтальных маркетинговых сис¬тем. Так, несколько изготовителей могут объединять свои усилия в совместном освоении определенных участков рынка. Возможно образование несколькими изготовите¬лями дочерней (зависимой) организации, на которую учредители возлагают сбыт своих товаров.
Развивая сбытовую сеть, производственные фирмы нередко идут на создание собственной системы баз и ма¬газинов. В результате они становятся производственно-сбытовыми фирмами. Примеры таких решений все чаще встречаются в различных регионах страны.
Совершенствование структуры сбыта имеет огромное значение. Например, корпорация «Ксерокс» создала в России более 1500 дилерских фирм и агентств. Четко отлаженные организационные формы позволяют «Ксе¬роксу» господствовать на российском рынке.
Из понимания этих моментов мы можем вывести важ¬ный принцип коммерческого права, пригодный для вся¬кого предпринимательства: прежде чем начинать про¬изводство товара, надо организовать его сбыт. Сегодня в России проблема продажи производимого товара упи¬рается в необходимость создания работоспособных се¬тей сбыта.
Значительные изменения происходят в построении и деятельности оптовых торговых и иных посредничес¬ких организаций, участвующих различными способами в товарном обращении. Одним из аспектов формирова¬ния структуры товарного рынка стала специализация этих организаций на соответствующих видах деятельно¬сти и закрепление определенных функциональных ви¬дов организаций.
Так, среди оптовых торговых и посреднических орга¬низаций различают такие, которые: 1) осуществляют сдел¬ки с товаром от своего имени и за свой счет; 2) совер¬шают сделки по покупке и последующей перепродаже товаров в качестве представителей, действуя за счет прин¬ципала; 3) содействуют продвижению товара, не совершая непосредственно торговых сделок. Внутри каждой из на¬званных групп имеется достаточно значительное число функциональных видов организаций, специализированных на выполнении определенного круга задач.
Наряду с процессами количественного роста и фун¬кциональной специализации оптовых торговых и по¬среднических организаций наблюдаются иные структур¬ные изменения. Так, отмечается стремление крупных торговых фирм иметь собственные промышленные пред¬приятия в целях диверсификации бизнеса, повышения экономической устойчивости и, кроме того, для быстрей¬шего запуска в производство товаров, на которые непред¬виденно повысился спрос.
На Западе оптовики обычно имеют свои базы, мощ¬ное складское хозяйство, транспортные терминалы и парки. Имеют они и собственные магазины — от не¬скольких точек до целых торговых сетей. Такие магази¬ны проводят наряду с торговлей рекламные мероприя¬тия, осуществляют сервисное обслуживание покупателей, обеспечивают анализ колебаний спроса на товар.
В нашей стране развитие оптовых организаций резко отстает от Запада. Большинство их незначительно по раз¬мерам оборотов. Удельный вес участия этих организаций в общем объеме отгружаемых изготовителями товаров составляет около 25%, тогда как в развитых странах эта доля достигает 75%. Однако основная их слабость — в нехватке складских площадей и холодильников, а также в отсутствии сбытовых сетей на местах. Здесь дело упи¬рается в необходимость создания в регионах множества точек, обеспечивающих продвижение товара по стране.
Опыт показывает, что требуется организационная и финансовая зависимость периферийных звеньев от головной фирмы. Многочисленные попытки наших пред¬принимателей наладить сбытовые сети на основе торго¬вых договоров с местными фирмами в регионах закан¬чивались провалом. Эти фирмы обычно исчезали с полученным товаром и деньгами. Попытки что-либо взыскать с них через арбитражные суды были малоус¬пешны. На этом деле пострадало немало начинающих бизнесменов.
Поэтому целесообразно создавать сбытовые звенья в качестве филиалов головной организации либо — что несколько сложнее — в виде дочерних фирм. Так, к при¬меру, строят свои торговые сети западные фирмы, тор¬гующие у нас спортивными товарами и молодежной одеждой. Большинство их организаций являются аффилированными структурами либо филиалами, где права руководителя ограничены доверенностью. Кроме того, с руководителем, как и с другими работниками, заключа-ется договор о полной материальной ответственности. Следует учитывать и достигаемое при этом сокращение трансакционных издержек, поскольку операции между центром и подразделениями фирмы не облагаются на¬логом.
Для усиления финансовой зависимости можно огра¬ничить права руководителей филиалов по распоряже¬нию денежными средствами на банковском счете, указав в доверенности руководителя филиала, что договор с банком филиал заключает по согласованию с руковод¬ством головной фирмы. В договоре можно предусмот¬реть, что поступающие средства свыше определенной суммы зачисляются не на счет филиала, а перечисляются транзитом на указываемый в договоре счет фирмы. Воз¬можны ограничения в размерах денежных сумм, снимае¬мых со счета филиала.
На Западе широко распространено создание произво¬дителями и оптовиками сети торговых агентств. Торго¬вые агентства и агенты — это особый вид посредников. Они подыскивают покупателей товара, проводят с ним переговоры и сообщают информацию фирме-продавцу. Агент получает вознаграждение в виде процента от сде¬лок, заключенных при его содействии.
Создание сбытовых сетей требует немалых средств и усилий. Приходится на местах подбирать деловых парт¬неров, подыскивать помещения, оборудовать их. Однако этот метод оправдывает себя на практике, так что идти придется этим путем.
Еще одна важная группа субъектов — потребители товара. Любая организация вынуждена постоянно закупать различные ресурсы, ибо это служит условием жиз¬недеятельности. Ликвидация существовавшей системы централизованного обеспечения ресурсами потребовала перестройки снабжения буквально в каждой организа¬ции. Здесь также требуются структурные изменения. Прежде всего это укрепление собственных служб снаб¬жения, налаживание устойчивых связей с изготовителя¬ми необходимых ресурсов и снабженческими органи¬зациями.
Для крупных и средних потребителей выгодно созда¬ние дочерних снабженческих фирм, так как такие орга¬низации в отличие от собственных отделов снабжения способны оказывать потребителю комплекс услуг. Как по¬казала практика, целесообразно создавать снабженческие фирмы, обслуживающие сразу нескольких производите¬лей. В этом случае расширяются возможности маневра ресурсами путем взаимного обмена или займа из имею¬щихся излишков. Кроме того, в перечень товаров, кото¬рые приходится предлагать для встречных продаж или мены, включается ассортимент товаров, изготавливаемых не одной, а всеми фирмами-учредителями.
В стране сохраняется немало союзов и ассоциаций, трансформировавшихся из бывших главков и всесоюз¬ных объединений. Следует подчинять их деятельность целям формирования рынка. ГК РФ объявляет такие объединения некоммерческими организациями. Поэтому их задачи должны носить особый характер: изучение возможностей сбыта товаров участниками объединения; сбор информации о контрагентах; организация ярма¬рок и выставок; помощь в проведении рекламных кам¬паний и другие действия в интересах участников объе¬динения. Аппарат объединения живет за счет взносов участников и отчислять взносы следует в зависимости от реальной пользы, которую приносит объединение.
Совершенствованию организации товародвижения, со¬зданию оптимальных структур доведения товаров до ко¬нечных потребителей содействует вступление субъектов рынка в различные «неформальные» сообщества. Речь идет об образовании договорных, или, как их чаще назы¬вают, контрактных, объединений. Такие формирования в зарубежной литературе имеют различные названия: свя¬занные предприятия, система компаний, товарищества второй группы, интегрированные структуры и др. Зада¬чей их деятельности является рационализация процесса торговли путем создания эффективной цепи беспере¬бойного доведения товара от производителя до потреби¬теля. На Западе они получили огромное распростране¬ние и оказывают мощное влияние на торговый оборот.
Одним из известных видов контрактных объединений являются простые товарищества, создаваемые догово¬рами о совместной деятельности. Заключение договора о совместной деятельности в силу ст. 1041 ГК РФ ведет к образованию простого товарищества. Такое товарище¬ство не является юридическим лицом, не имеет собствен¬ного наименования.
Необходимыми признаками простого товарищества выступают заключение участниками договора о созда¬нии такого товарищества либо просто договора о совме¬стной деятельности; объединение имущества, средств, профессиональных знаний, деловых связей и обособле¬ние этого имущества в качестве общей долевой собствен¬ности; учет общего имущества на отдельном балансе од¬ним из участников; выдача участниками доверенности лицу, на которое возложено ведение общих дел.
Договоры о совместной деятельности способны да¬вать значительный экономический эффект. Они позволяют участникам использовать объединенные средства, что предпочтительнее получения кредита от банков. По¬является возможность использовать в общих целях складское хозяйство, транспортные средства и иное иму¬щество отдельных партнеров. Каналы сбыта и возмож¬ности снабжения, имеющиеся у одного из участников, могут использоваться в интересах других участников.
Видом контрактных объединений являются консорциумы. Они образуются предпринимательскими организа¬циями для решения общих хозяйственных задач: рекон¬струкции зданий; прокладки инженерных сетей; строительства дорог, систем связи и др. ГК РФ не упо¬минает о таких формированиях, и их приходится созда¬вать в качестве простых товариществ.
Получают развитие такие образования, как финансо¬во-промышленные группы. Только в 1998 г. их было за¬регистрировано более 50; некоторые достаточно извест¬ны. В Федеральном законе от 30.11.95 №190-ФЗ «О финансово-промышленных группах»* группам при¬дан самостоятельный правовой статус. Такое не вполне соответствует экономической природе этих конгломера¬тов, которые должны признаваться контрактными объе¬динениями.
* Собрание законодательства РФ. 1995. № 49. Ст. 4697.

Статьи 105 и 106 ГК РФ, регулирующие дочерние и зависимые общества, предусматривают возможность создания неформальных сообществ, построенных на уча¬стии капиталов в уставных фондах друг друга. Такое участие дает мощный консолидирующий эффект. Подоб¬ные интегрированные образования, называемые холдин¬гами, также являются видом контрактных объединений. Статья 6 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. Федеральных законов от 13.06.96 № 65-ФЗ; от 24.05.99 № 101-ФЗ)* предус¬матривает заключение договоров между основными хо¬зяйственными обществами (товариществами) и дочер-ними обществами, в силу которых основное общество имеет право давать дочернему обязательные указания.
* Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 1; № 25. Ст. 2956; 1999. .№ 22. Ст. 2672.

Не меньшее распространение получили контрактные оптово-розничные объединения. Во главе их обычно сто¬ит крупная оптовая фирма, которая закупает товары у производителя по льготной цене, а затем распределяет их по розничным магазинам, входящим в объединение. Для укрепления связей оптовик оказывает розничным организациям различные услуги в виде предоставления займов и товарных кредитов, организации рекламы. Розничная фирма, получая долю выгоды за счет крупных сделок оптовика, покупает и продает в первую очередь его товары.
За рубежом распространены другие виды контракт¬ных объединений. Заключаемые их участниками дого¬воры ведут к появлению «неформальных субъектов». Договоры заключают производственные, торговые, транс¬портные и иные фирмы. Такие договоры обычно оформ¬ляются на несколько лет. Хотя создаваемые сообщества и не обладают формальным единством, поскольку не являются юридическими лицами, обязательность дого¬воров и риск ответственности сплачивают их участни-ков ничуть не слабее, чем слияние в единое юридическое лицо.
Особого внимания требуют виды организаций, действу¬ющих в сфере торгового оборота и являющихся его спе¬циальными субъектами. Развитие таких организаций — обязательное условие формирования структуры рынка.
К числу таких организаций относятся прежде всего оптовые ярмарки. Они широко действовали в России в дореволюционный период. Наши крупнейшие ярмарки — Ирбитская, Нижегородская и др. — по объемам продаж превосходили годовые обороты западных бирж, влияли на определение цен во всей Европе. В советский период ярмарки стали возрождаться в 70-е годы. Однако ярма¬рочная торговля оставалась подчиненной системе плано¬вого распределения, и функции ее были ограниченны.
В настоящее время в стране проводится ежегодно до 1500 ярмарок на различном уровне — от всероссийских до районных. Однако нормативная база их деятельности отсутствует. Имеются устаревшие Временные положения об организации и проведении ярмарок по оптовой прода¬же, утвержденные Минторгом СССР и Госснабом СССР в марте 1989 г.
Как строилась их работа? Для проведения ярмарок министерства, а в областях — облисполкомы создавали ярмарочные комитеты из представителей органов управ¬ления промышленности и торговли. Комитет выполнял учредительные функции; образовывал руководящие и рабочие органы ярмарки: дирекцию, арбитраж, различ¬ные отделы. Дирекция определяла сроки, устанавливала для участников сумму взносов, решала вопросы разме¬щения участников, разрабатывала графики встреч про¬давцов и покупателей.
Сейчас административный порядок установления до¬говорных связей стал неприемлемым. Однако сама орга¬низационная форма ярмарок, существовавшие рыночные элементы в их работе должны осваиваться и развивать¬ся. Достоинство ярмарок — заключение на них в сжатые сроки большого числа договоров, возможность выбора товаров по выставленным образцам, налаживание встреч¬ных продаж, одновременное решение вопросов сбыта и снабжения. Ярмарки обеспечивают установление как прямых связей, так и отношений с участием посредни¬ков. Ярмарки являются пунктами, узлами, где концент¬рируется установление множества договорно-хозяйственных связей, причем в сжатые сроки.
Вместе с тем надо учитывать слабые места ярмароч¬ной торговли. Во-первых, ограниченность во времени работы ярмарок. Во-вторых, отраслевой характер ярма¬рок, продажа на них товаров лишь отдельных отраслей хозяйства. В-третьих, региональная ограниченность, уча¬стие в них предприятий определенных регионов. Нако¬нец, необходимость личного присутствия при заключе¬нии договоров.
Развитие ярмарочной торговли является необходи¬мым моментом формирования товарного рынка. Миро¬вой опыт свидетельствует о жизненности этой формы. Так, в ФРГ ежегодно проводится более 100 крупных яр¬марок, в том числе международных, основная их масса проходит в январе—марте. Нам тоже требуется налажи¬вание сезонных и постоянно действующих ярмарок на всех уровнях, но главное — следует правильно опреде¬лить правовую форму ярмарки, установить общий поря¬док их организации и проведения, построения взаимо¬отношений между центром (руководящими органами) ярмарки и участниками, посещающими ярмарки для совершения сделок.
Серьезнейшие проблемы имеются с такими важны¬ми организациями, как товарные биржи. Их деятель-ность регулируется Законом РФ от 20.02.92 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» (в ред. За¬конов РФ от 24.06.92 № 3119-1, от 30.04.93 № 4919-1; Федерального закона от 19.06.95 № 89-ФЗ)* и рядом других актов. Согласно ст. 2 Закона под биржей понима¬ется организация, формирующая оптовый рынок в виде гласных и публичных торгов, проводимых в определен¬ном месте и по установленным правилам. Закон деталь¬но регламентирует биржевые торги, копируя зарубеж¬ные правила. Однако из-за серьезных просчетов в правовом регулировании построения и деятельности наши товарные биржи оказались прямой противопо¬ложностью западным биржам, их антиподами.
* Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 18. Ст. 961; № 34. Ст. 1966; 1993. № 22. Ст. 790; Собрание законодательства РФ. 1995. № 26. Ст. 2397.

Достаточно сравнить их основные характеристики.

Российская биржа Западная биржа
1. Обычно создается как предпринимательская органи¬зация, т.е. имеет целью система¬тическое извлечение прибыли 1. Является некоммерческой, хотя и самоокупаемой органи¬зацией, предназначенной обес¬печить условия для проведения торгов.
2. Торгует любым товаром. На РТСБ лишь за один из квар¬талов проданы товары 47 тыс. наименовании, включая обувь, электроутюги и др. 2. Торгует одноименным взаимозаменяемым товаром. Это всегда массовый сырьевой то¬вар Всего в мире насчитывает¬ся около 70 биржевых товаров.
3. Продажа с целью реальной поставки составляет 100% случаев. Итак, на биржах — торгуют. 3. Условные продажи составляют 97%, реальные — 2-3% (на отдельных — до 10%). На бирже — торгуются, поку¬пают, но реально не берут.
4. Реальное значение — предприятие мелкопартийной торговли разнообразными то-варами. 4. Реальное значение — механизм выявления соотноше¬ния спроса и предложения, оп¬ределения общественно необходимых цен на основные сырьевые продукты.

Российские биржи в принципе не способны перейти на обязательную для них работу по стандартным кон¬трактам, поскольку каждый продаваемый товар невзаи¬мозаменяем другим и требует иных условий контракта. По причине разнородности поступающих на торги то¬варов они не могут выйти на фьючерскую и опционную торговлю. Продав партию электролампочек или обуви, брокер не может совершить встречную покупку такого же товара, поскольку его никто не предлагает. Полностью исключено страхование контрактов и ликвидация их через расчетную палату биржи.
Выявление сущности нынешних российских бирж ставит стратегическую задачу создания нескольких под¬линных бирж, организующих движение массовых сырье¬вых потоков: леса, металла, зерна, угля и др.
Биржи призваны обеспечить рыночное формирова¬ние обоснованных цен на главные виды сырья, чтобы упорядочить образование цен на все производные това¬ры. Для бирж характерны высокие скорости, огромные объемы операций, когда продажи на бирже порой пре¬вышают реально существующее количество товара. Тон¬кое реагирование на различные факторы обусловливает высокую точность биржевых цен. Биржевыми котиров¬ками руководствуются все остальные предприниматели даже в других странах.
Крах российских товарных бирж в немалой степени обусловлен недостатками в их правовом регулировании, отсутствием государственного внимания и поддержки. В процессе лицензирования не была проведена жесткая спе¬циализация бирж на торговле определенными видами сырьевых ресурсов, не оказано помощи в создании развет¬вленных сетей брокерских организаций, не обеспечено вов¬лечение в биржевые торги массы производителей и потре¬бителей соответствующих товаров. Вследствие этого в стране отсутствуют биржи как инструменты рыночного формирования цен на основные товары. Цены по-прежне¬му определяются в результате диктата и сговоров монопо-листов в производстве и торговле.
Серьезные просчеты допущены при создании и ре¬гулировании деятельности таких элементов рыночной структуры, как местные оптовые продовольственные рынки. На федеральном уровне документом, регламенти¬рующим их деятельность, является совместный приказ Минсельхозпрода РФ и Роскомторга от 01.12.94 № 292/95, которым утверждены Примерные правила торговли на оптовом продовольственном рынке*.
* Документ опубликован не был.

Оптовая торговля предназначена обеспечивать напол¬нение товарами розничных торговых организаций. Меж¬ду тем, как показывают исследования, покупателями на продовольственных рынках являются преимущественно граждане, население. В результате оптовые продоволь¬ственные рынки по сути мало чем отличаются от кол¬хозных рынков советского периода.
С учетом принципиальных отличий оптовой торгов¬ли от розничных сделок важно обеспечить преобразова¬ние наиболее пригодных для этого рынков именно в пун¬кты оптовой торговли. Администрацией таких рынков должны быть созданы условия для закупки на них това¬ров розничными торговыми организациями и иными предпринимательскими структурами. Существующая практика продажи товаров на рынках любым субъектам (в том числе гражданам) отрицательно сказывается как на развитии оптовой торговли, так и на уровне обслу¬живания граждан.
Важной частью структуры рынка должна стать систе¬ма контрактных закупок для государственных нужд. Порядок контрактных закупок регулируется ст. 525-534 ГК РФ и рядом других нормативных актов. Таковы прежде всего Федеральный закон от 02.12.94 № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продук¬ции, сырья и продовольствия для государственных нужд»* и Федеральный закон от 13.12.94 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (в ред. Федеральных законов от 19.06.95 № 89-ФЗ; от 17.03.97 № 58-ФЗ; от 06.05.99 № 97-ФЗ)**.
* Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3303.
** Собрание законодательства РФ. 1994. № 34. Ст. 3540; 1995. № 26. Ст. 2397; 1997. № 12. Ст. 1381; 1999. № 19. Ст. 2302.

Кодексом и названными законами предусмотрено заключение контрактов на приобретение ресурсов для выполнения государственных программ. Программы раз¬личаются по уровням: федеральные и региональные. Они разнообразны по направлениям: удовлетворение нужд обороны, закладка в госрезерв, обеспечение здраво¬охранения, просвещения и иные цели.
Закупка продукции для выполнения государствен¬ных программ возлагается на организации-заказчики. За¬казчиков для выполнения федеральных программ опре¬деляет Правительство РФ. На региональном уровне заказчиков определяют краевые и областные исполни¬тельные органы. Заказчиками могут быть федеральные министерства и ведомства, государственные учреждения, казенные предприятия. Для приобретения ресурсов за¬казчикам выделяются средства из федерального или регионального бюджетов.
Указом Президента РФ от 07.08.92 № 826 «О мерах по формированию федеральной контрактной системы» (в ред. указов Президента РФ от 22.09.92 № 1114, от 24.12.93 № 2280, от 21.06.94 № 1307)* предусмотрено создание федеральной контрактной системы. Однако она пока не сформировалась как целостное образование. Ее главное звено — федеральная корпорация «Росконтракт» — не занимается налаживанием работы по ресурс¬ному обеспечению государственных программ.
* Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 6. Ст. 321; № 13. Ст. 1008; Российская газета. 1994. 15 янв.; Собрание законодательства РФ. 1994. № 9. Ст. 932.

Постановлением Правительства РФ от 03.10.94 № 1121 «О создании Федеральной продовольственной корпора¬ции и системы оптовых продовольственных рынков»* была образована Федеральная продовольственная кор¬порация. На нее возлагались функции координации го¬сударственных закупок сельхозсырья и продовольствия. Затем постановлением Правительства РФ от 26.09.97 № 1224** при Министерстве сельского хозяйства и продо¬вольствия РФ вместо нее было создано Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка, которое действует как государственное унитарное пред¬приятие.
* Собрание законодательства РФ. 1994. № 24. Ст. 2643.
** Собрание законодательства РФ. 1997. № 40. Ст. 4593.

К сожалению, названные органы пока не обеспечили решение главной задачи — формирование в стране кон¬трактной системы закупок. Целостная, координирование работающая система закупок для госнужд в стране от¬сутствует.
Наряду со структурными мерами необходимо созда¬ние инфраструктуры товарного рынка. Инфраструктура переводится как то, что находится ниже, под структурой. Применительно к коммерческой сфере инфраструктура — это совокупность организаций, обеспечивающих нормаль-ную деятельность изготовителей, торговых посредников и потребителей в процессе товарообращения.
Внутри инфраструктуры выделяют несколько под¬систем. Одна из них — подсистема складского хозяйства — в России пока неразвита: отсутствуют в необходимом количестве специализированные склады, оборудованные для хранения продовольственных и промышленных то¬варов. Важная роль отводится транспортной подсистеме, обслуживающей продвижение товара от производителей до потребителей. В качестве самостоятельной выделяет¬ся подсистема тароупаковочной индустрии, значительно влияющая на конкурентоспособность товаров.
Одна из первоочередных задач — создание подсисте¬мы информационного обеспечения об изготовителях то¬варов, их производственных возможностях, о наличии запасов товаров, об имеющихся запросах покупателей. Следует учитывать масштабность этой работы, ведь ин¬формация должна касаться 25-30 млн наименований из¬делий и быть доступной нескольким миллионам пользо-вателей.
Перед российским бизнесом стоит задача создать во всех регионах звенья, занимающиеся сбором, обработкой и передачей данных о ресурсах и спросе. По всей террито¬рии страны должны быть созданы бюро, конторы, агентст¬ва, ведущие такую работу, налажен обмен информацией, связи между ними и с клиентами.
Службы коммерческой информации могли бы созда¬ваться при торгово-промышленных палатах, которые сей¬час имеются в каждом регионе. Наряду с телекоммуника¬ционной сетью важно развивать информационные печатные издания. В издаваемых бюллетенях должна даваться конк¬ретная информация для изготовителей, оптовиков и потре¬бителей, причем рассылаться она должна адресно. Подоб¬ные издания должны опираться на помощь государственных органов, торговых представительств за рубежом.
На Западе такая работа ведется очень давно. Там, на¬пример, действуют транснациональные дилерско-дистрибьюторские сети. Сети образуют на местах свои агент¬ства; согласно публикациям, в них работает до 200 тыс. человек. Агентства заключают с организациями догово¬ры на информационное, консультационное обслуживание, предоставление сведений о спросе на товар или о нали¬чии товара, о финансовой надежности контрагента. В них действует порядок, когда за привлечение каждого клиен¬та агент получает проценты с вносимого клиентом всту¬пительного взноса. Сети демонстрируют высокий эффект своей работы. По некоторым данным, лишь за счет полу¬чения доступа к информации мелкие и средние фирмы в течение полугода оказываются в состоянии в 10-15 раз увеличить объемы торговых операций.
Анализ законодательства о структуре рынка свиде¬тельствует о серьезных просчетах в её правовом регули¬ровании. Многие вопросы пока не получают решения. От¬ставание законодательной базы, недостаточность государственной поддержки сдерживает развитие товар¬ного рынка в России.
Коментариев: 0 | Просмотров: 34 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
Добавление комментария
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]
{bbcode}
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]{wysiwyg}



ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: