НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
В переходных условиях развития государственности и реше¬ния задач построения правового государства особое значение при¬обретает продуманность и обоснованность преобразований во всех областях жизнедеятельности государства и, в первую очередь, в сфере правоохранительной деятельности, призванной обеспечить надежную правовую защиту всем членам нашего общества, чтобы жизнь и здоровье человека, его честь и достоинство, неприкосно¬венность и безопасность стали наивысшей социальной ценностью. Одной из гарантий этого выступает расширение эксперименталь¬ной проверки того, что предлагается для внедрения в жизнь, в том числе новых правовых актов.
За 1990-1995 гг. в Украине принято более 600 законодательных актов, что следует оценить как положительный момент, но в то же время в большую их часть уже неоднократно вносились изменения и дополнения (186,3-44). В этом плане заслуживает внимания пред¬ложение депутата В.Суслова, который при обсуждении в Верхов¬ной Раде вопроса о регулировании поступлений в бюджет в зависи¬мости от размеров налогообложения рекомендовал проверить это экспериментально - снизить на несколько месяцев налог на добав¬ленную стоимость, чтобы таким образом выяснить, к чему это при¬ведет: к увеличению или снижению поступлений и на основе этого /вместо споров/ принять решение (187).
Экспериментальный метод заключается в познании интересую¬щих фактов путем опытной проверки наблюдаемых явлений. В от¬личие от метода наблюдения эксперимент включает активное вме¬шательство в изучаемое явление, его выделение из обычного про¬цесса, искусственное воспроизведение в специально созданных ус¬ловиях. Эксперимент позволят исследовать сущность, природу и механизм интересующих явлений и фактов. Вместе с тем ему прису¬щи две специфические черты. Во-первых, он, являясь составным элементом практики, выполняет функции критерия истины, т.е. обеспечивает не только получение знаний, но и проверку их истинности. Во-вторых, для развития теории и практики весьма важна его прогностическая роль, обеспечивающая предварительную опытную проверку положений, предлагаемых для внедрения в практику (188,8).
В следственной деятельности эксперимент получил достаточ¬но широкое применение в качестве средства опытной проверки от¬дельных обстоятельств в рамках следственных действий, при про¬изводстве экспертиз. А в научных криминалистических исследова¬ниях экспериментальный метод используется сравнительно огра¬ниченно. Объясняется это, на наш взгляд, двумя основными обсто¬ятельствами. Во-первых, тем, что не раскрыты в полной мере воз¬можности этого метода применительно к криминалистическим ас¬пектам следственной деятельности, во-вторых, существенными ог¬раничениями и сложностями экспериментирования в сфере уголов¬ного судопроизводства (189,156).
Расследование преступлений - строго регламентированная уго¬ловно-процессуальным законом деятельность, применительно к ко¬торой достаточно четко и полно определены права и обязанности ее участников. Любое отступление от этих предписаний представ¬ляет собой нарушение закона. «В ситуациях, урегулированных уго¬ловно-процессуальной нормой, - отмечает В.Т.Томин, - рационали-зация невозможна никаким иным путем, кроме внесения изменений в закон» (108,115).
С учетом этого вся следственная деятельность применительно к возможностям экспериментирования, по нашему мнению, должна быть четко разграничена на две сферы: а) аспекты, связанные с из¬менением прав и обязанностей участников процесса; б) аспекты, изменение которых не связано с корректировкой прав и обязаннос¬тей субъектов уголовного судопроизводства. К первой группе от¬носятся все положения, которые определяют и отражают права и обязанности участников расследования, регламентируемые уголов¬но-процессуальным законодательством. Эксперимент в отношении этих положений в целях проверки предлагаемых мер по совершенс¬твованию процессуальной деятельности (повышению качества и
результативности расследования, расширению гарантий прав учас¬тников уголовного судопроизводства, обеспечению экономичнос¬ти следственной деятельности и т.п.) означает (влечет) изменение -расширение или ограничение установленных прав и обязанностей, т.е. отступление от закона, проявляющееся в ущемлении либо рас¬ширении прав лиц, попавших в сферу проводимого эксперимента, по сравнению со всеми иными участниками уголовно-процессуаль¬ной деятельности (190,132). Поэтому эксперимент такого рода мо-жет быть осуществлен только на основании решения законодателя.
Однако наш законодатель в сфере уголовного судопроизводс¬тва (да и применительно к иным областям жизнедеятельности) практически не используют такую возможность, а ученые не вносят предложений и не предлагают научно-обоснованных программ по проведению масштабных экспериментов, направленных на совер¬шенствование (в том числе принципиальное изменение) структур и положений уголовно-процессуальной деятельности.
Предложений по изменению уголовно- процессуального зако¬нодательства и организационных элементов следственной деятель¬ности с аргументацией в обоснование их осуществления в нашей литературе (и особенно в диссертациях) высказывается великое множество. Но способов экспериментальной проверки, которые бы подтвердили или опровергли приводимые аргументы и открыли те, которые не видны на уровне теоретического осмысления проблемы или игнорируются как несущественные, не предлагается ( 191,158-159).
Ставя вопрос о необходимости каких-либо преобразований, ученый, по нашему мнению, должен указывать не только причины и доводы в пользу этого, но и предлагать конкретные пути, спосо¬бы и масштабы проверки (в том числе экспериментальной) реаль¬ности предлагаемых мер, чтобы в практику внедрялось уже апро¬бированное, а не для выяснения, что из этого получится при реали¬зации.
В экспериментальной проверке нуждаются «те выводы и поло¬жения юридической науки, которые носят гипотетический характер, те проекты правовых актов, которые не дают полной уверен¬ности в целесообразности намеченного мероприятия». Следова¬тельно, эксперимент должен проводиться для того, «чтобы предот¬вратить возможную неудачу, риску которой разумнее подвергнуть более узкую область общественных отношений, чем более широ¬кую» (189,155).
В тех случаях, когда преобразования носят организационно-технический характер и, как правило, не затрагивают права и обя¬занности вовлекаемых в уголовно-процессуальную сферу лиц, воз¬можности проведения экспериментальных исследований достаточ¬но широки и значительно проще по процедуре. Это, например, экс¬перименты по проверке влияния критериев оценки на показатели деятельности по раскрытию преступлений (результативность, сро¬ки и т.п.), по установлению влияния организационных преобразо¬ваний ( введение специализации в работе следователей, органи¬зация их труда с участием технических помощников.
Давно, например, «ставится» и «снимается» вопрос о техничес¬ких помощниках следователей, издавались приказы о их введении (192), однако проблема эта до сих пор не решена ( 193,46). По дан¬ным нашего исследования 81,6% опрошенных следователей указы¬вают, что работают без технических помощников. А там, где эти должности предусмотрены, помощники следователей занимаются самостоятельным расследованием. Данный вопрос, как и многие другие организационные, мог быть давно решен на базе проведе¬ния эксперимента в ряде ГО РОВД страны, позволив определить, что именно может дать работа с настоящими техническими по-мощниками следователей в плане повышения качества расследова¬ния, сокращения его сроков и экономии используемых сил и средств. Поэтому представляется не учитывающим все особеннос¬ти экспериментирования заявление «о недопустимости эксперимен¬та в области борьбы с преступностью без издания правового акта, так как такой эксперимент неизбежно будет означать нарушение законности» (194,744).
При экспериментах этого вида опробываются организационно-структурные изменения, не затрагивающие содержание следствен¬ной деятельности, призванные совершенствовать в первую очередь результативность следствия и уровень организации труда следова¬телей. Разумеется, в конечном итоге эти изменения ( внешне коли¬чественного плана) будут иметь своим результатом и существенные качественные достижения. Так, улучшение организационно-техни¬ческих условий труда следователей может и должно привести не только к увеличению объема выполняемой ими работы (в частнос¬ти, количества расследуемых дел), но и к существенному улучше-нию ее качества, а следовательно, к повышению уровня защиты прав и интересов участников уголовного судопроизводства. Одна¬ко это - сопутствующий результат, возможный при определенных условиях, но не обязательно наступающий, поскольку достигнутая экономия сил, времени, средств может быть направлена на совер¬шенно иные цели как организаторами следственной деятельности, так и ее непосредственными исполнителями.
В приказе МВД Украины № 745 от 25 ноября 1992г. говорится: «Ввести в состав следственных подразделений численностью 5 че¬ловек штаты диктофономашинисток, в более крупных подразделе¬ниях их количество определять из расчета - одна машинистка на 8 следователей» и далее применительно к нормативам нагрузки на следователя - 35 дел в производстве за год, указано «исходя из на¬учно-обоснованных норм нагрузки». А кто и как определил эту «научную обоснованность», если реальная нагрузка следователей составляет около 100 дел в год? Подобные вопросы, если бы у ру¬ководителей было действительное желание обеспечить научную обоснованность принимаемых решений, могли бы быть изучены на базе проведения специальных экспериментов.
С учетом отмеченного для экспериментов второй группы необ¬ходимо решение ведомств (прокуратуры, Министерства юстиции, МВД, СБУ) или их структурных подразделений в пределах своей компетенции. В свое время в МВД принималась специальная инс¬трукция об организации и проведении экспериментов в органах внутренних дел, но широкого распространения в области следс¬твенной деятельности не получила. Более того, имели место случаи приказного прекращения незавершенных экспериментов (104,140-142).
Эксперимент как метод и средство проверки каких-либо поло¬жений в целях решения вопроса о целесообразности их внедрения в практику, необходимо четко отграничивать от осуществляемых преобразований, т.е. целенаправленных изменений социальных ус¬ловий, которые «имеют сходство с экспериментом по своим резуль¬татам, но отличаются по целям и задачам» (195,84).
Преобразование - это свершившийся факт и оно не может рас¬сматриваться в качестве эксперимента. В противном случае все ви¬ды и формы законодательной и исполнительной деятельности превратились бы из средства решения практических задач и нужд общества в способ поиска путей для этого. Другое дело, что наблю¬дение и анализ хода и результатов подобных преобразований дают возможность выявить их достоинства и недостатки, установить сте¬пень обоснованности тех положений, которые послужили основа¬нием для принятия решений и их внедрения в практику. Но это не придает им статус эксперимента, суть которого - проверить для внедрения, а не внедрить для проверки.
Анализ литературных источников, в которых отражены резуль¬таты проводившихся в научных целях экспериментов, показывает, что они затрагивают в основном вопросы организации расследова¬ния и разработку средств и методик обнаружения, фиксации и исс¬ледования доказательств. Различие возможностей эксперимента по отношению к различным разделам криминалистики отмечает Р.С.Белкин: «В таком разделе криминалистики, как криминалисти¬ческая техника, эксперимент играет особенно заметную роль для установления общих закономерностей тех или иных процессов, со¬вершенствования методов обнаружения, фиксации, изъятия и исс¬ледования доказательств. В значительной части криминалистичес¬кая техника в этом смысле носит экспериментальный, опытный ха¬рактер» (196,117). Обусловливается это тем, что, во-первых, как уже отмечалось, эксперименты такого плана не ущемляют прав и не увеличивают обязанностей вовлекаемых в уголовное судопроизводство граждан, а, во-вторых, могут осуществляться вне рамок ре¬ального процесса расследования . Так, при разработке средств и приемов выявления следов, методик их исследования, определении возможностей применения средств и методов других областей зна¬ния в криминалистических целях проводимые экспериментальные исследования направлены на выявление общих закономерностей изучаемых явлений, реальных возможностей обнаружения и иссле¬дования объектов в целях получения с их помощью определенных данных о фактах (наличия, состояния, контакта и т.п.). Если техни¬ческая сторона - выявление следов на новых материалах или новы¬ми средствами, установление отсутствия монтажа в фонозаписи, определение условий исполнения документа и т.д. - принципиаль¬но решена в процессе научных исследований (в том числе на базе эксперимента), то вопрос о внедрении новшества в процесс рассле¬дования решается на основе положений уголовно-процессуального закона, а правомерность и допустимость использования получен¬ных с помощью этих средств и методов данных в качестве доказа¬тельств определяется судом. Здесь имеется прямая взаимосвязь с положениями, на основе которых научно-технические средства, ис¬пользуемые в уголовном судопроизводстве, подразделяют на нуж¬дающиеся в правовой регламентации и не требующие таковой (197,119; 198,16-21). Таким образом, правовые аспекты реализации результатов и данных экспериментов в области криминалистичес¬кой техники, как правило, находятся за его пределами.
В области тактики следствия экспериментирование специфично как в силу того, что положения, реализуемые через тактику, чаще всего затрагивают права и обязанности тех лиц, в отношении кото¬рых осуществляется эксперимент, так и по той причине, что воз¬можности их проверки вне непосредственного процесса расследо¬вания весьма ограничены. Тактика следствия связана прежде всего с поведенческими мотивами и действиями участников расследова¬ния. В их основе лежат общие закономерности человеческого обще¬ния, восприятия, переработки, сохранения и воспроизведения ин¬формации. Поэтому общие закономерности, лежащие в основе пос¬тупков, на познание и разрешение которых направлены тактические приемы, могут изучаться вне рамок уголовного судопроизводс¬тва (например, исследование характера и причин различий в вос¬приятии многочисленной аудиторией разыгранной перед ней ка¬кой-либо сцены (эпизода), определение динамики процесса «зату¬хания памяти» и т.п.). Но при этом должна обязательно учитывать¬ся специфика проявления этих качеств и свойств личности в усло¬виях реальной обстановки преступления и его расследования. Поэ-тому коррекция полученных при проведении эксперимента данных должна осуществляться (дополняться) на основе изучения конкрет¬ных эпизодов расследования, в которых нашли отражение соот¬ветствующие закономерности.
Все отмеченное свидетельствует о возможности и необходимос¬ти более широкого использования экспериментального метода в изучении и совершенствовании следственной деятельности. В соот¬ветствии с этим ученые должны готовить и проводить эксперимен¬ты, которые не затрагивают процессуальных прав и обязанностей участников уголовного судопроизводства, а также разрабатывать программы и предлагать законодателю проведение тех экспери-ментов, которые без его решения невозможны. Л.М.Карнеева со¬вершенно правильно отмечает, что лучшим способом совершенс¬твования деятельности является указание «как нужно делать», до¬вести эти рекомендации до такого уровня, когда их может и должен принять законодатель» (180,13).
Необходимость в подготовке и проведении конкретного экспе¬римента возникает не по усмотрению ученых или законодателя, а в с связи с тем, что объективно созревают условия для нового поряд¬ка деятельности, новых отношений, т.е. она обусловлена потреб¬ностями практики. Разрешение этих потребностей возможно пос¬редством законодательной инициативы (в том числе с привлечени¬ем научных сил) и путем «местного правотворчества», т.е. рожде¬нием нового самой практикой. Однако «стихийно пробивающая се¬бе дорогу практика, - отмечает В.И.Каминская, - далеко не всегда окажется объективно полезной. Искать спасения в случаях отстава¬ния закона от жизни во всеобщем правотворчестве - это путь не только опасный, но и губительный для правопорядка... Поэтому решение о необходимости изменить действующий порядок или ввести какую-либо новую, ранее не применявшуюся форму или институт, а также выбор наиболее соответствующего поставлен¬ным задачам «оптимального» варианта решения, не могут быть произвольными, должны опираться на исследование практики» (194,39). Добавим от себя: с широким использованием эксперимен¬тального метода.
В период существования СССР своеобразной базой правового эксперимента являлось наличие различий (хотя и немногочислен¬ных) в уголовно-процессуальной регламентации расследования в союзных республиках (199,34-35). Например, разрешение произ¬водства следственных действий по приостановленным уголовным делам в одних и запрет в других республиках. Анализ фактическо¬го влияния таких различий на практику позволял выявить досто¬инства и недостатки каждого из установленных порядков для учета при совершенствовании законодательства. И в настоящее время следует широко использовать опыт других стран, но не путем ком¬ментирования имеющихся различий в положениях законов, а за счет изучения того, как это проявляется на практике, какие дает преимущества, как обеспечивает защиту прав и интересов личнос¬ти, какие имеет негативные моменты и т.д. При решении использо¬вать что-либо из зарубежного опыта, необходимо учитывать не только отмеченные аспекты планируемого новшества, но и соци¬ально-экономические и исторические особенности развития стра¬ны (200,454).
Таким образом, изменившиеся условия борьбы с преступностью требуют дальнейшего совершенствования деятельности по раскры¬тию и расследованию преступлений, которая, во-первых, должна соответствовать конституционным положениям и идеям о защите прав и интересов личности, во-вторых, осуществляться в соответс¬твии с теми возможностями, которые государство в состоянии пре¬доставить для решения задач уголовного судопроизводства.
За 1990-1995 гг. в Украине принято более 600 законодательных актов, что следует оценить как положительный момент, но в то же время в большую их часть уже неоднократно вносились изменения и дополнения (186,3-44). В этом плане заслуживает внимания пред¬ложение депутата В.Суслова, который при обсуждении в Верхов¬ной Раде вопроса о регулировании поступлений в бюджет в зависи¬мости от размеров налогообложения рекомендовал проверить это экспериментально - снизить на несколько месяцев налог на добав¬ленную стоимость, чтобы таким образом выяснить, к чему это при¬ведет: к увеличению или снижению поступлений и на основе этого /вместо споров/ принять решение (187).
Экспериментальный метод заключается в познании интересую¬щих фактов путем опытной проверки наблюдаемых явлений. В от¬личие от метода наблюдения эксперимент включает активное вме¬шательство в изучаемое явление, его выделение из обычного про¬цесса, искусственное воспроизведение в специально созданных ус¬ловиях. Эксперимент позволят исследовать сущность, природу и механизм интересующих явлений и фактов. Вместе с тем ему прису¬щи две специфические черты. Во-первых, он, являясь составным элементом практики, выполняет функции критерия истины, т.е. обеспечивает не только получение знаний, но и проверку их истинности. Во-вторых, для развития теории и практики весьма важна его прогностическая роль, обеспечивающая предварительную опытную проверку положений, предлагаемых для внедрения в практику (188,8).
В следственной деятельности эксперимент получил достаточ¬но широкое применение в качестве средства опытной проверки от¬дельных обстоятельств в рамках следственных действий, при про¬изводстве экспертиз. А в научных криминалистических исследова¬ниях экспериментальный метод используется сравнительно огра¬ниченно. Объясняется это, на наш взгляд, двумя основными обсто¬ятельствами. Во-первых, тем, что не раскрыты в полной мере воз¬можности этого метода применительно к криминалистическим ас¬пектам следственной деятельности, во-вторых, существенными ог¬раничениями и сложностями экспериментирования в сфере уголов¬ного судопроизводства (189,156).
Расследование преступлений - строго регламентированная уго¬ловно-процессуальным законом деятельность, применительно к ко¬торой достаточно четко и полно определены права и обязанности ее участников. Любое отступление от этих предписаний представ¬ляет собой нарушение закона. «В ситуациях, урегулированных уго¬ловно-процессуальной нормой, - отмечает В.Т.Томин, - рационали-зация невозможна никаким иным путем, кроме внесения изменений в закон» (108,115).
С учетом этого вся следственная деятельность применительно к возможностям экспериментирования, по нашему мнению, должна быть четко разграничена на две сферы: а) аспекты, связанные с из¬менением прав и обязанностей участников процесса; б) аспекты, изменение которых не связано с корректировкой прав и обязаннос¬тей субъектов уголовного судопроизводства. К первой группе от¬носятся все положения, которые определяют и отражают права и обязанности участников расследования, регламентируемые уголов¬но-процессуальным законодательством. Эксперимент в отношении этих положений в целях проверки предлагаемых мер по совершенс¬твованию процессуальной деятельности (повышению качества и
результативности расследования, расширению гарантий прав учас¬тников уголовного судопроизводства, обеспечению экономичнос¬ти следственной деятельности и т.п.) означает (влечет) изменение -расширение или ограничение установленных прав и обязанностей, т.е. отступление от закона, проявляющееся в ущемлении либо рас¬ширении прав лиц, попавших в сферу проводимого эксперимента, по сравнению со всеми иными участниками уголовно-процессуаль¬ной деятельности (190,132). Поэтому эксперимент такого рода мо-жет быть осуществлен только на основании решения законодателя.
Однако наш законодатель в сфере уголовного судопроизводс¬тва (да и применительно к иным областям жизнедеятельности) практически не используют такую возможность, а ученые не вносят предложений и не предлагают научно-обоснованных программ по проведению масштабных экспериментов, направленных на совер¬шенствование (в том числе принципиальное изменение) структур и положений уголовно-процессуальной деятельности.
Предложений по изменению уголовно- процессуального зако¬нодательства и организационных элементов следственной деятель¬ности с аргументацией в обоснование их осуществления в нашей литературе (и особенно в диссертациях) высказывается великое множество. Но способов экспериментальной проверки, которые бы подтвердили или опровергли приводимые аргументы и открыли те, которые не видны на уровне теоретического осмысления проблемы или игнорируются как несущественные, не предлагается ( 191,158-159).
Ставя вопрос о необходимости каких-либо преобразований, ученый, по нашему мнению, должен указывать не только причины и доводы в пользу этого, но и предлагать конкретные пути, спосо¬бы и масштабы проверки (в том числе экспериментальной) реаль¬ности предлагаемых мер, чтобы в практику внедрялось уже апро¬бированное, а не для выяснения, что из этого получится при реали¬зации.
В экспериментальной проверке нуждаются «те выводы и поло¬жения юридической науки, которые носят гипотетический характер, те проекты правовых актов, которые не дают полной уверен¬ности в целесообразности намеченного мероприятия». Следова¬тельно, эксперимент должен проводиться для того, «чтобы предот¬вратить возможную неудачу, риску которой разумнее подвергнуть более узкую область общественных отношений, чем более широ¬кую» (189,155).
В тех случаях, когда преобразования носят организационно-технический характер и, как правило, не затрагивают права и обя¬занности вовлекаемых в уголовно-процессуальную сферу лиц, воз¬можности проведения экспериментальных исследований достаточ¬но широки и значительно проще по процедуре. Это, например, экс¬перименты по проверке влияния критериев оценки на показатели деятельности по раскрытию преступлений (результативность, сро¬ки и т.п.), по установлению влияния организационных преобразо¬ваний ( введение специализации в работе следователей, органи¬зация их труда с участием технических помощников.
Давно, например, «ставится» и «снимается» вопрос о техничес¬ких помощниках следователей, издавались приказы о их введении (192), однако проблема эта до сих пор не решена ( 193,46). По дан¬ным нашего исследования 81,6% опрошенных следователей указы¬вают, что работают без технических помощников. А там, где эти должности предусмотрены, помощники следователей занимаются самостоятельным расследованием. Данный вопрос, как и многие другие организационные, мог быть давно решен на базе проведе¬ния эксперимента в ряде ГО РОВД страны, позволив определить, что именно может дать работа с настоящими техническими по-мощниками следователей в плане повышения качества расследова¬ния, сокращения его сроков и экономии используемых сил и средств. Поэтому представляется не учитывающим все особеннос¬ти экспериментирования заявление «о недопустимости эксперимен¬та в области борьбы с преступностью без издания правового акта, так как такой эксперимент неизбежно будет означать нарушение законности» (194,744).
При экспериментах этого вида опробываются организационно-структурные изменения, не затрагивающие содержание следствен¬ной деятельности, призванные совершенствовать в первую очередь результативность следствия и уровень организации труда следова¬телей. Разумеется, в конечном итоге эти изменения ( внешне коли¬чественного плана) будут иметь своим результатом и существенные качественные достижения. Так, улучшение организационно-техни¬ческих условий труда следователей может и должно привести не только к увеличению объема выполняемой ими работы (в частнос¬ти, количества расследуемых дел), но и к существенному улучше-нию ее качества, а следовательно, к повышению уровня защиты прав и интересов участников уголовного судопроизводства. Одна¬ко это - сопутствующий результат, возможный при определенных условиях, но не обязательно наступающий, поскольку достигнутая экономия сил, времени, средств может быть направлена на совер¬шенно иные цели как организаторами следственной деятельности, так и ее непосредственными исполнителями.
В приказе МВД Украины № 745 от 25 ноября 1992г. говорится: «Ввести в состав следственных подразделений численностью 5 че¬ловек штаты диктофономашинисток, в более крупных подразделе¬ниях их количество определять из расчета - одна машинистка на 8 следователей» и далее применительно к нормативам нагрузки на следователя - 35 дел в производстве за год, указано «исходя из на¬учно-обоснованных норм нагрузки». А кто и как определил эту «научную обоснованность», если реальная нагрузка следователей составляет около 100 дел в год? Подобные вопросы, если бы у ру¬ководителей было действительное желание обеспечить научную обоснованность принимаемых решений, могли бы быть изучены на базе проведения специальных экспериментов.
С учетом отмеченного для экспериментов второй группы необ¬ходимо решение ведомств (прокуратуры, Министерства юстиции, МВД, СБУ) или их структурных подразделений в пределах своей компетенции. В свое время в МВД принималась специальная инс¬трукция об организации и проведении экспериментов в органах внутренних дел, но широкого распространения в области следс¬твенной деятельности не получила. Более того, имели место случаи приказного прекращения незавершенных экспериментов (104,140-142).
Эксперимент как метод и средство проверки каких-либо поло¬жений в целях решения вопроса о целесообразности их внедрения в практику, необходимо четко отграничивать от осуществляемых преобразований, т.е. целенаправленных изменений социальных ус¬ловий, которые «имеют сходство с экспериментом по своим резуль¬татам, но отличаются по целям и задачам» (195,84).
Преобразование - это свершившийся факт и оно не может рас¬сматриваться в качестве эксперимента. В противном случае все ви¬ды и формы законодательной и исполнительной деятельности превратились бы из средства решения практических задач и нужд общества в способ поиска путей для этого. Другое дело, что наблю¬дение и анализ хода и результатов подобных преобразований дают возможность выявить их достоинства и недостатки, установить сте¬пень обоснованности тех положений, которые послужили основа¬нием для принятия решений и их внедрения в практику. Но это не придает им статус эксперимента, суть которого - проверить для внедрения, а не внедрить для проверки.
Анализ литературных источников, в которых отражены резуль¬таты проводившихся в научных целях экспериментов, показывает, что они затрагивают в основном вопросы организации расследова¬ния и разработку средств и методик обнаружения, фиксации и исс¬ледования доказательств. Различие возможностей эксперимента по отношению к различным разделам криминалистики отмечает Р.С.Белкин: «В таком разделе криминалистики, как криминалисти¬ческая техника, эксперимент играет особенно заметную роль для установления общих закономерностей тех или иных процессов, со¬вершенствования методов обнаружения, фиксации, изъятия и исс¬ледования доказательств. В значительной части криминалистичес¬кая техника в этом смысле носит экспериментальный, опытный ха¬рактер» (196,117). Обусловливается это тем, что, во-первых, как уже отмечалось, эксперименты такого плана не ущемляют прав и не увеличивают обязанностей вовлекаемых в уголовное судопроизводство граждан, а, во-вторых, могут осуществляться вне рамок ре¬ального процесса расследования . Так, при разработке средств и приемов выявления следов, методик их исследования, определении возможностей применения средств и методов других областей зна¬ния в криминалистических целях проводимые экспериментальные исследования направлены на выявление общих закономерностей изучаемых явлений, реальных возможностей обнаружения и иссле¬дования объектов в целях получения с их помощью определенных данных о фактах (наличия, состояния, контакта и т.п.). Если техни¬ческая сторона - выявление следов на новых материалах или новы¬ми средствами, установление отсутствия монтажа в фонозаписи, определение условий исполнения документа и т.д. - принципиаль¬но решена в процессе научных исследований (в том числе на базе эксперимента), то вопрос о внедрении новшества в процесс рассле¬дования решается на основе положений уголовно-процессуального закона, а правомерность и допустимость использования получен¬ных с помощью этих средств и методов данных в качестве доказа¬тельств определяется судом. Здесь имеется прямая взаимосвязь с положениями, на основе которых научно-технические средства, ис¬пользуемые в уголовном судопроизводстве, подразделяют на нуж¬дающиеся в правовой регламентации и не требующие таковой (197,119; 198,16-21). Таким образом, правовые аспекты реализации результатов и данных экспериментов в области криминалистичес¬кой техники, как правило, находятся за его пределами.
В области тактики следствия экспериментирование специфично как в силу того, что положения, реализуемые через тактику, чаще всего затрагивают права и обязанности тех лиц, в отношении кото¬рых осуществляется эксперимент, так и по той причине, что воз¬можности их проверки вне непосредственного процесса расследо¬вания весьма ограничены. Тактика следствия связана прежде всего с поведенческими мотивами и действиями участников расследова¬ния. В их основе лежат общие закономерности человеческого обще¬ния, восприятия, переработки, сохранения и воспроизведения ин¬формации. Поэтому общие закономерности, лежащие в основе пос¬тупков, на познание и разрешение которых направлены тактические приемы, могут изучаться вне рамок уголовного судопроизводс¬тва (например, исследование характера и причин различий в вос¬приятии многочисленной аудиторией разыгранной перед ней ка¬кой-либо сцены (эпизода), определение динамики процесса «зату¬хания памяти» и т.п.). Но при этом должна обязательно учитывать¬ся специфика проявления этих качеств и свойств личности в усло¬виях реальной обстановки преступления и его расследования. Поэ-тому коррекция полученных при проведении эксперимента данных должна осуществляться (дополняться) на основе изучения конкрет¬ных эпизодов расследования, в которых нашли отражение соот¬ветствующие закономерности.
Все отмеченное свидетельствует о возможности и необходимос¬ти более широкого использования экспериментального метода в изучении и совершенствовании следственной деятельности. В соот¬ветствии с этим ученые должны готовить и проводить эксперимен¬ты, которые не затрагивают процессуальных прав и обязанностей участников уголовного судопроизводства, а также разрабатывать программы и предлагать законодателю проведение тех экспери-ментов, которые без его решения невозможны. Л.М.Карнеева со¬вершенно правильно отмечает, что лучшим способом совершенс¬твования деятельности является указание «как нужно делать», до¬вести эти рекомендации до такого уровня, когда их может и должен принять законодатель» (180,13).
Необходимость в подготовке и проведении конкретного экспе¬римента возникает не по усмотрению ученых или законодателя, а в с связи с тем, что объективно созревают условия для нового поряд¬ка деятельности, новых отношений, т.е. она обусловлена потреб¬ностями практики. Разрешение этих потребностей возможно пос¬редством законодательной инициативы (в том числе с привлечени¬ем научных сил) и путем «местного правотворчества», т.е. рожде¬нием нового самой практикой. Однако «стихийно пробивающая се¬бе дорогу практика, - отмечает В.И.Каминская, - далеко не всегда окажется объективно полезной. Искать спасения в случаях отстава¬ния закона от жизни во всеобщем правотворчестве - это путь не только опасный, но и губительный для правопорядка... Поэтому решение о необходимости изменить действующий порядок или ввести какую-либо новую, ранее не применявшуюся форму или институт, а также выбор наиболее соответствующего поставлен¬ным задачам «оптимального» варианта решения, не могут быть произвольными, должны опираться на исследование практики» (194,39). Добавим от себя: с широким использованием эксперимен¬тального метода.
В период существования СССР своеобразной базой правового эксперимента являлось наличие различий (хотя и немногочислен¬ных) в уголовно-процессуальной регламентации расследования в союзных республиках (199,34-35). Например, разрешение произ¬водства следственных действий по приостановленным уголовным делам в одних и запрет в других республиках. Анализ фактическо¬го влияния таких различий на практику позволял выявить досто¬инства и недостатки каждого из установленных порядков для учета при совершенствовании законодательства. И в настоящее время следует широко использовать опыт других стран, но не путем ком¬ментирования имеющихся различий в положениях законов, а за счет изучения того, как это проявляется на практике, какие дает преимущества, как обеспечивает защиту прав и интересов личнос¬ти, какие имеет негативные моменты и т.д. При решении использо¬вать что-либо из зарубежного опыта, необходимо учитывать не только отмеченные аспекты планируемого новшества, но и соци¬ально-экономические и исторические особенности развития стра¬ны (200,454).
Таким образом, изменившиеся условия борьбы с преступностью требуют дальнейшего совершенствования деятельности по раскры¬тию и расследованию преступлений, которая, во-первых, должна соответствовать конституционным положениям и идеям о защите прав и интересов личности, во-вторых, осуществляться в соответс¬твии с теми возможностями, которые государство в состоянии пре¬доставить для решения задач уголовного судопроизводства.
Коментариев: 0 | Просмотров: 47 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
- ПОНЯТИЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
- Криминалистическая тактика и следственная практика
- Общие положения криминалистической тактики
- Тактика и правила следственной деятельности.
- ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
-
Напечатать Комментарии (0)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
ДРУЗЬЯ САЙТА:
Библиотека документов юриста
СЧЕТЧИКИ: