НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
При расследовании дел о сексуальном насилии краеуголь¬ным камнем является оценка состояния жертвы, а именно уста¬новление факта нахождения потерпевшей (потерпевшего) в бес¬помощном состоянии, поскольку изнасилованием является поло¬вое сношение, совершенное с использованием беспомощного состояния потерпевшей (в дальнейшем будет упоминаться только о потерпевшей). Законодатель указывает, что беспомощное со¬стояние предполагает неспособность понимать характер и зна¬чение действий сексуального характера и невозможность оказа¬ния сопротивления в силу физического или психического со¬стояния жертвы.
Согласно Комментариям к новому УК РФ перед СПЭ может ставиться задача определения психического состояния потер¬певшей в период совершения в отношении ее сексуального на¬силия в случаях, когда робкие, неопытные девушки могут не оказать сопротивления решительным действиям насильника, подчиниться его воле, находясь в состоянии психологического ступора. Использованное толкователем понятие «психологиче¬ский ступор» не совсем точно: здесь следует говорить о состоя¬ниях фрустрации (безвыходности), растерянности либо стресса, которые могут обусловливать существенную дезорганизацию психической деятельности (о чем было подробно сказано в пре¬дыдущей теме). Вместе с тем это не меняет важности подобного толкования, поскольку в этих случаях с учетом заключения пси¬хологической экспертизы состояние потерпевшей может быть признано беспомощным.
Здесь следует остановиться на таких категориях, как пони¬мание характера сексуальных действий и понимание их значе¬ния. Понимание характера действий посягателя предполагает, что потерпевшая в состоянии правильно отразить их содержа¬тельную сторону на основе своей информированности в вопро¬сах пола (в частности, о существе половых взаимоотношений, формах их проявления, физиологических аспектах сексуальных отношений, деторождении, а также о социально одобряемом возрасте вступления в сексуальные контакты). Что касается по¬нимания значения действий, то оно обусловливает их смысло¬вую оценку и предполагает осознание:
а) отношения своих мотивов и целей в сложившейся ситуа¬ции с мотивами и целями посягателя;
б) отношения последствий действий посягателя с дальней¬шими жизненными перспективами потерпевшей;
в) отношения этих действий к существующим морально-нравственным и правовым нормам.
М.М. Коченов определяет способность несовершеннолетних потерпевших правильно понимать характер и значение совер¬шаемых с ними действий как совокупность психологических осо¬бенностей, обеспечивающих понимание сексуальной направленности действий посягателя, возможных биологических и социальных по¬следствий этих действий, принятых в обществе нравственно-этических оценок посягательств на половую неприкосновенность, проявляющаяся в конкретной ситуации конфликтного взаимодей¬ствия с посягателем [24].
Указанная способность обусловливается как внешними, так и внутренними факторами. К внешним факторам относятся осо¬бенности криминальной ситуации, ее сложность и динамика. Например, сексуальное посягательство совершено группой лиц, позднее время суток, в незнакомом для потерпевшей и, как Правило, уединенном месте. Нередко обстоятельства, действия посягателей меняются очень быстро, и потерпевшая просто не успевает воспринимать и оценивать их. Внутренние факторы включают уровень психического развития потерпевшей, ее психиическое состояние в исследуемой ситуации, личностные осо¬бенности, специфический жизненный опыт (осведомленность в йфере сексуальных взаимоотношений, интерес к этой сторонежизни). Так, частными объектами СПЭ в данном случае являют¬ся психические процессы (восприятие, мышление), типологиче¬ские свойства нервной системы, акцентуации (заостренные чер¬ты) характера, а также уровень сформированности морального сознания.
Исследования, проведенные С.С. Шипшиным, показали, что значительная часть потерпевших выявляла так называемый тормозной тип нервной системы. В экстремальных ситуациях для них характерны быстрое истощение процессов возбужде¬ния, нарастание торможения, что на поведенческом уровне может выражаться в нерешительности, заторможенности, рас¬терянности, трудностях в принятии решений. Кроме того, жертвам сексуального насилия, как правило, присущи: высокая эмоциональная чувствительность к широкому спектру внешних воздействий (в особенности к грубости, несправедливости, уг¬розам, неприятностям с близкими людьми, динамичным си¬туациям, требующим принятия ответственного решения); под¬верженность колебаниям настроения (от приподнятого до по¬давленного, причем в подавленном состоянии нарастают пас¬сивность, растерянность, пессимистическая оценка ситуации и собственных возможностей в решении проблем, трудности в принятии решений); повышенная внушаемость, а также неко¬торая легкомысленность, морально-нравственная незрелость, склонность к приключениям и риску.
Что касается такого фактора, как уровень интеллектуального развития, то, по нашим данным, он не является решающим в определении вероятности потерпевшей стать жертвой сексуаль¬ного насилия (более 80% потерпевших выявляет средний уро¬вень интеллектуального развития и только 7% — низкий). Это подтверждает тезис о том, что в значительной степени способ¬ность потерпевшей понимать характер и значение действий по¬сягателя связана с развитием морального сознания. Когнитивная составляющая морального сознания связана со знанием и пони¬манием существующих морально-нравственных норм, а также со способностью полноценно анализировать и адекватно соотно¬сить сложившуюся ситуацию с этими нормами. Личностная со¬ставляющая морального сознания включает в себя отношение личности к действующим моральным нормам и субъективное принятие таких норм. При этом психологическим критерием неспособности потерпевшей понимать характер и значение со¬вершавшихся с нею действий является неразвитость когнитив¬ной составляющей морального сознания.
В.Ф. Енгалычев и С.С. Шипшин рассматривают признаки, которые могут указывать на то, что потерпевшая не была спо¬собна понимать характер и значение совершавшихся с нею дей¬ствий и оказывать сопротивление, а потому являющиеся осно¬ванием для назначения СПЭ.
Во-первых, данные о пассивном поведении потерпевшей в криминальной ситуации. Это обстоятельство нередко дезориен¬тирует следственных и судебных работников, позволяя им пред-полагать, что потерпевшая была согласна на половой контакт (при этом, как правило, обвиняемый настаивает на его добро¬вольности). Вместе с тем экспертная практика показывает, что едва ли не в 90% случаев пассивное поведение потерпевшей свидетельствует о полной либо в значительной степени ослаб¬ленной ее способности понимать характер и значение действий посягателя и оказывать сопротивление.
Во-вторых, отсутствие у потерпевшей глубоких эмоцио¬нальных реакций на случившееся. С одной стороны, это могло бы свидетельствовать о том, что у нее отмечается недостаточ¬ное развитие личностной составляющей морального сознания, т.е. несформированность отношения к существующим мораль¬но-нравственным нормам либо неприятие этих норм. Как от¬мечалось выше, это не может служить критерием неспособно¬сти понимать характер и значение сексуальных действий и оказывать сопротивление. Однако чаще всего это является сви¬детельством несформированности когнитивной составляющей морального сознания. В таком случае потерпевшая не в со¬стоянии полностью либо в определенной степени осознавать характер и значение действий посягателя вследствие недоста¬точной информированности о сексуальных взаимоотношениях и о принятых в обществе моральных нормах, регулирующих эти отношения.
В-третьих, в ходе следствия в процессе общения с потер¬певшей, ее родителями, близкими, педагогами может возникнуть предположение относительно ее отставания в психическом развитии, не связанного с психическим заболеванием. Например, следствие не располагает медицинской документацией от¬носительно психического здоровья потерпевшей или, наоборот, Имеет информацию о том, что девушка не состоит на учете в психиатрических медицинских учреждениях. Вместе с тем она обнаруживает легковесность суждений, не соответствующих ее возрасту и уровню образования, неадекватную реакцию на случившееся и т.д.
В-четвертых, известно, что в момент сексуального насилия или в период, предшествовавший ему, потерпевшая обнаружи¬вала признаки соматического заболевания, которое могло суще¬ственно повлиять на ее способность оценивать ситуацию и ока¬зывать активное сопротивление. Это могут быть пневмония, острый процесс в одной из систем организма, хроническое забо¬левание, анемия и т.п.
В-пятых, сведения о некоторых характерологических осо¬бенностях потерпевшей, таких, как вялость, инертность, пони¬женная уверенность в себе, застенчивость, замкнутость, низкая устойчивость к стрессовым ситуациям и т.д. Как правило, по¬добные личностные особенности обусловливают легкость воз¬никновения в экстремальных ситуациях состояний фрустрации (безвыходности), растерянности, тревоги, а также пассивные формы реагирования.
В-шестых, информация о неблагоприятных условиях воспи¬тания потерпевшей. Например, если в семье практикуется авто¬ритарный тип отношения родителей к ребенку, то систематиче¬ское подавление самостоятельности последнего обычно приво¬дит к нерешительности, неумению принимать решения в новых, необычных ситуациях и т.д. Подобные качества могут формиро¬ваться и в условиях гиперопеки со стороны родителей.
Говоря о жертвах сексуального насилия, следует остановить¬ся еще на одной проблеме, нередко встречающейся в следствен¬ной практике, — виктимном поведении потерпевшей. При этом следует различать поведение личности, ставшей жертвой наси¬лия, и собственно виктимное поведение, т.е. провоцирующее преступление против себя или создающее объективно способст¬вующую ему ситуацию. Например, девушка легко идет на зна¬комство со случайными людьми, нередко значительно старше ее по возрасту; охотно принимает от них приглашения пойти в бар, ресторан либо домой к кому-либо из новых знакомых; ведет се¬бя свободно, порой развязно, демонстрирует свою «взрослость» в манерах поведения, одежде, тематике разговоров; курит и употребляет алкогольные напитки со своими случайными зна¬комыми; прямо или косвенно авансирует возможную близость. Вместе с тем, как показывает экспертная практика, чаще всего мотивами такого поведения потерпевшей являлись привлечение к себе внимания, социальное одобрение, самоутверждение, но отнюдь не вступление в интимные отношения. Более того, при изменении ситуации, когда становятся очевидными намерения нового знакомого или знакомых, девушка выявляет явное нежелание к сексуальным контактам, что влечет за собой психиче¬ское давление или физическое насилие со стороны посягателя вызывает у потерпевшей состояние фрустрации.
Нельзя не остановиться и на проблеме соотношения способ¬ности потерпевшей понимать характер и значение сексуальных действий и ее возраста. Исследования М.М. Коченова и Л.П. Конышевой [24, 19] показали, что нет однозначного соответствия между этой способностью и возрастом жертвы сексуального на¬силия. Так, девочка-подросток может дать согласие на сексуаль¬ные отношения с взрослым человеком (что могло бы свидетель¬ствовать о ее способности понимать их характер и значение), однако не потому, что действительно понимает это, а вследствие того, что под воздействием взрослого подобные действия могут осознаваться неправильно, искаженно. Вместе с тем, если жерт¬ва сексуального посягательства не достигла восьмилетнего воз¬раста, то совершенно однозначно, что в силу своего психиче¬ского развития она не в состоянии понимать характер и значе¬ние сексуальных взаимоотношений, несмотря на то что может иметь о них определенную информацию. Непонимание характе¬ра и значения действий посягателя полностью исключает спо¬собность оказания сопротивления. Даже когда имеются сведения о том, что девочка отталкивала насильника, царапала его и т.п., это означает, что она оказывала сопротивление насилию (на что способен в силу своих возможностей и совсем маленький ребе¬нок), но не сексуальному насилию со всеми вытекающими по¬следствиями.
В.Ф. Енгалычев и С.С. Шипшин предлагают поставить на разрешение СПЭ при расследовании дел о сексуальном насилии следующие вопросы.
1. Имеются ли у испытуемой индивидуально-психологичес¬кие особенности (не связанное с психическим заболеванием от¬ставание в психическом развитии, характерологические черты, свойства эмоционально-волевой сферы), которые могли сущест¬венно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации?
2. Каково было психическое состояние потерпевшей в си¬туации, составляющей содержание уголовного дела?
3. Учитывая индивидуально-психологические особенности Испытуемой и содержание исследуемой ситуации, была ли ис¬пытуемая в состоянии понимать характер и значение совершав¬шихся с нею действий?
4. Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемой и содержание исследуемой ситуации, была ли ис¬пытуемая в состоянии оказывать сопротивление?
Указанные авторы полагают, что в случаях, когда эксперти¬за проводится в отношении испытуемых, не достигших вось¬милетнего возраста, нет смысла ставить вопросы о понимании характера и значения действий посягателя и способности по¬терпевшей оказывать сопротивление (по причинам, указанным выше). В таких случаях следует ставить вопросы, касающиеся способности потерпевшей адекватно воспринимать обстоятель¬ства дела, запоминать их, давать о них правильные показания. При этом нецелесообразны и вопросы относительно повышен¬ной склонности к фантазированию и повышенной внушаемо¬сти испытуемой.
Когда мы говорим о виктимном поведении потерпевшей, возникает еще одна достаточно сложная проблема, связанная с процессом взаимодействия посягателя и потерпевшей. Дело в том, что несовершеннолетний посягатель в силу недостаточного социального опыта, уровня психического развития, личностных особенностей не всегда в состоянии правильно оценить возраст, психическое состояние потерпевшей, мотивы ее поведения. В таких случаях поведение потерпевшей не может быть истолко¬вано как стремление к сексуальным отношениям. Если учесть тот факт, что и потерпевшая, не имея мотива вступления в по¬ловую связь, до определенной степени может испытывать за¬блуждения относительно истинных намерений посягателя, вполне вероятна ситуация, когда оба участника взаимодействия неадекватно воспринимают и оценивают мотивы поведения, психическое состояние друг друга, стремятся реализовать собст¬венные планы поведения. Рано или поздно это приводит к от-крытому конфликту, воспринимаемому ими как совершенно не¬ожиданному. В таких случаях можно рекомендовать назначать «двустороннюю» судебно-психологическую экспертизу в отно¬шении и потерпевшей, и обвиняемого [24].
Судебная психологическая экспертиза обычно проводится комиссионно, что обеспечивает ее качество, так как к участию в ее проведении привлекаются специалисты в различных областях психологических знаний. Однако присутствие во время беседы нескольких людей, когда затрагиваются вопросы, имеющие ин¬тимный характер, может вызвать серьезные затруднения у по-терпевшей, особенно если ею является несовершеннолетняя. В подобных случаях рекомендуется беседа в виде свободного раз¬говора, при котором внимание уделяется особенностям поведе¬ния, эмоциональным реакциям, формам их проявления. Общий план содержит следующие действия.
1. Изучение условий психического развития в дошкольном и школьном возрасте.
2. Изучение основных интересов, привычек, развлечений в период исследуемых событий, отношений со сверстниками про¬тивоположного пола, планов на будущее.
3. Воссоздание вместе с потерпевшей картины случившегося.
4. Изучение отношения испытуемой к случившемуся, ее спо¬собности оценить происшедшее с социальной, биологической и морально-этической сторон.
Согласно Комментариям к новому УК РФ перед СПЭ может ставиться задача определения психического состояния потер¬певшей в период совершения в отношении ее сексуального на¬силия в случаях, когда робкие, неопытные девушки могут не оказать сопротивления решительным действиям насильника, подчиниться его воле, находясь в состоянии психологического ступора. Использованное толкователем понятие «психологиче¬ский ступор» не совсем точно: здесь следует говорить о состоя¬ниях фрустрации (безвыходности), растерянности либо стресса, которые могут обусловливать существенную дезорганизацию психической деятельности (о чем было подробно сказано в пре¬дыдущей теме). Вместе с тем это не меняет важности подобного толкования, поскольку в этих случаях с учетом заключения пси¬хологической экспертизы состояние потерпевшей может быть признано беспомощным.
Здесь следует остановиться на таких категориях, как пони¬мание характера сексуальных действий и понимание их значе¬ния. Понимание характера действий посягателя предполагает, что потерпевшая в состоянии правильно отразить их содержа¬тельную сторону на основе своей информированности в вопро¬сах пола (в частности, о существе половых взаимоотношений, формах их проявления, физиологических аспектах сексуальных отношений, деторождении, а также о социально одобряемом возрасте вступления в сексуальные контакты). Что касается по¬нимания значения действий, то оно обусловливает их смысло¬вую оценку и предполагает осознание:
а) отношения своих мотивов и целей в сложившейся ситуа¬ции с мотивами и целями посягателя;
б) отношения последствий действий посягателя с дальней¬шими жизненными перспективами потерпевшей;
в) отношения этих действий к существующим морально-нравственным и правовым нормам.
М.М. Коченов определяет способность несовершеннолетних потерпевших правильно понимать характер и значение совер¬шаемых с ними действий как совокупность психологических осо¬бенностей, обеспечивающих понимание сексуальной направленности действий посягателя, возможных биологических и социальных по¬следствий этих действий, принятых в обществе нравственно-этических оценок посягательств на половую неприкосновенность, проявляющаяся в конкретной ситуации конфликтного взаимодей¬ствия с посягателем [24].
Указанная способность обусловливается как внешними, так и внутренними факторами. К внешним факторам относятся осо¬бенности криминальной ситуации, ее сложность и динамика. Например, сексуальное посягательство совершено группой лиц, позднее время суток, в незнакомом для потерпевшей и, как Правило, уединенном месте. Нередко обстоятельства, действия посягателей меняются очень быстро, и потерпевшая просто не успевает воспринимать и оценивать их. Внутренние факторы включают уровень психического развития потерпевшей, ее психиическое состояние в исследуемой ситуации, личностные осо¬бенности, специфический жизненный опыт (осведомленность в йфере сексуальных взаимоотношений, интерес к этой сторонежизни). Так, частными объектами СПЭ в данном случае являют¬ся психические процессы (восприятие, мышление), типологиче¬ские свойства нервной системы, акцентуации (заостренные чер¬ты) характера, а также уровень сформированности морального сознания.
Исследования, проведенные С.С. Шипшиным, показали, что значительная часть потерпевших выявляла так называемый тормозной тип нервной системы. В экстремальных ситуациях для них характерны быстрое истощение процессов возбужде¬ния, нарастание торможения, что на поведенческом уровне может выражаться в нерешительности, заторможенности, рас¬терянности, трудностях в принятии решений. Кроме того, жертвам сексуального насилия, как правило, присущи: высокая эмоциональная чувствительность к широкому спектру внешних воздействий (в особенности к грубости, несправедливости, уг¬розам, неприятностям с близкими людьми, динамичным си¬туациям, требующим принятия ответственного решения); под¬верженность колебаниям настроения (от приподнятого до по¬давленного, причем в подавленном состоянии нарастают пас¬сивность, растерянность, пессимистическая оценка ситуации и собственных возможностей в решении проблем, трудности в принятии решений); повышенная внушаемость, а также неко¬торая легкомысленность, морально-нравственная незрелость, склонность к приключениям и риску.
Что касается такого фактора, как уровень интеллектуального развития, то, по нашим данным, он не является решающим в определении вероятности потерпевшей стать жертвой сексуаль¬ного насилия (более 80% потерпевших выявляет средний уро¬вень интеллектуального развития и только 7% — низкий). Это подтверждает тезис о том, что в значительной степени способ¬ность потерпевшей понимать характер и значение действий по¬сягателя связана с развитием морального сознания. Когнитивная составляющая морального сознания связана со знанием и пони¬манием существующих морально-нравственных норм, а также со способностью полноценно анализировать и адекватно соотно¬сить сложившуюся ситуацию с этими нормами. Личностная со¬ставляющая морального сознания включает в себя отношение личности к действующим моральным нормам и субъективное принятие таких норм. При этом психологическим критерием неспособности потерпевшей понимать характер и значение со¬вершавшихся с нею действий является неразвитость когнитив¬ной составляющей морального сознания.
В.Ф. Енгалычев и С.С. Шипшин рассматривают признаки, которые могут указывать на то, что потерпевшая не была спо¬собна понимать характер и значение совершавшихся с нею дей¬ствий и оказывать сопротивление, а потому являющиеся осно¬ванием для назначения СПЭ.
Во-первых, данные о пассивном поведении потерпевшей в криминальной ситуации. Это обстоятельство нередко дезориен¬тирует следственных и судебных работников, позволяя им пред-полагать, что потерпевшая была согласна на половой контакт (при этом, как правило, обвиняемый настаивает на его добро¬вольности). Вместе с тем экспертная практика показывает, что едва ли не в 90% случаев пассивное поведение потерпевшей свидетельствует о полной либо в значительной степени ослаб¬ленной ее способности понимать характер и значение действий посягателя и оказывать сопротивление.
Во-вторых, отсутствие у потерпевшей глубоких эмоцио¬нальных реакций на случившееся. С одной стороны, это могло бы свидетельствовать о том, что у нее отмечается недостаточ¬ное развитие личностной составляющей морального сознания, т.е. несформированность отношения к существующим мораль¬но-нравственным нормам либо неприятие этих норм. Как от¬мечалось выше, это не может служить критерием неспособно¬сти понимать характер и значение сексуальных действий и оказывать сопротивление. Однако чаще всего это является сви¬детельством несформированности когнитивной составляющей морального сознания. В таком случае потерпевшая не в со¬стоянии полностью либо в определенной степени осознавать характер и значение действий посягателя вследствие недоста¬точной информированности о сексуальных взаимоотношениях и о принятых в обществе моральных нормах, регулирующих эти отношения.
В-третьих, в ходе следствия в процессе общения с потер¬певшей, ее родителями, близкими, педагогами может возникнуть предположение относительно ее отставания в психическом развитии, не связанного с психическим заболеванием. Например, следствие не располагает медицинской документацией от¬носительно психического здоровья потерпевшей или, наоборот, Имеет информацию о том, что девушка не состоит на учете в психиатрических медицинских учреждениях. Вместе с тем она обнаруживает легковесность суждений, не соответствующих ее возрасту и уровню образования, неадекватную реакцию на случившееся и т.д.
В-четвертых, известно, что в момент сексуального насилия или в период, предшествовавший ему, потерпевшая обнаружи¬вала признаки соматического заболевания, которое могло суще¬ственно повлиять на ее способность оценивать ситуацию и ока¬зывать активное сопротивление. Это могут быть пневмония, острый процесс в одной из систем организма, хроническое забо¬левание, анемия и т.п.
В-пятых, сведения о некоторых характерологических осо¬бенностях потерпевшей, таких, как вялость, инертность, пони¬женная уверенность в себе, застенчивость, замкнутость, низкая устойчивость к стрессовым ситуациям и т.д. Как правило, по¬добные личностные особенности обусловливают легкость воз¬никновения в экстремальных ситуациях состояний фрустрации (безвыходности), растерянности, тревоги, а также пассивные формы реагирования.
В-шестых, информация о неблагоприятных условиях воспи¬тания потерпевшей. Например, если в семье практикуется авто¬ритарный тип отношения родителей к ребенку, то систематиче¬ское подавление самостоятельности последнего обычно приво¬дит к нерешительности, неумению принимать решения в новых, необычных ситуациях и т.д. Подобные качества могут формиро¬ваться и в условиях гиперопеки со стороны родителей.
Говоря о жертвах сексуального насилия, следует остановить¬ся еще на одной проблеме, нередко встречающейся в следствен¬ной практике, — виктимном поведении потерпевшей. При этом следует различать поведение личности, ставшей жертвой наси¬лия, и собственно виктимное поведение, т.е. провоцирующее преступление против себя или создающее объективно способст¬вующую ему ситуацию. Например, девушка легко идет на зна¬комство со случайными людьми, нередко значительно старше ее по возрасту; охотно принимает от них приглашения пойти в бар, ресторан либо домой к кому-либо из новых знакомых; ведет се¬бя свободно, порой развязно, демонстрирует свою «взрослость» в манерах поведения, одежде, тематике разговоров; курит и употребляет алкогольные напитки со своими случайными зна¬комыми; прямо или косвенно авансирует возможную близость. Вместе с тем, как показывает экспертная практика, чаще всего мотивами такого поведения потерпевшей являлись привлечение к себе внимания, социальное одобрение, самоутверждение, но отнюдь не вступление в интимные отношения. Более того, при изменении ситуации, когда становятся очевидными намерения нового знакомого или знакомых, девушка выявляет явное нежелание к сексуальным контактам, что влечет за собой психиче¬ское давление или физическое насилие со стороны посягателя вызывает у потерпевшей состояние фрустрации.
Нельзя не остановиться и на проблеме соотношения способ¬ности потерпевшей понимать характер и значение сексуальных действий и ее возраста. Исследования М.М. Коченова и Л.П. Конышевой [24, 19] показали, что нет однозначного соответствия между этой способностью и возрастом жертвы сексуального на¬силия. Так, девочка-подросток может дать согласие на сексуаль¬ные отношения с взрослым человеком (что могло бы свидетель¬ствовать о ее способности понимать их характер и значение), однако не потому, что действительно понимает это, а вследствие того, что под воздействием взрослого подобные действия могут осознаваться неправильно, искаженно. Вместе с тем, если жерт¬ва сексуального посягательства не достигла восьмилетнего воз¬раста, то совершенно однозначно, что в силу своего психиче¬ского развития она не в состоянии понимать характер и значе¬ние сексуальных взаимоотношений, несмотря на то что может иметь о них определенную информацию. Непонимание характе¬ра и значения действий посягателя полностью исключает спо¬собность оказания сопротивления. Даже когда имеются сведения о том, что девочка отталкивала насильника, царапала его и т.п., это означает, что она оказывала сопротивление насилию (на что способен в силу своих возможностей и совсем маленький ребе¬нок), но не сексуальному насилию со всеми вытекающими по¬следствиями.
В.Ф. Енгалычев и С.С. Шипшин предлагают поставить на разрешение СПЭ при расследовании дел о сексуальном насилии следующие вопросы.
1. Имеются ли у испытуемой индивидуально-психологичес¬кие особенности (не связанное с психическим заболеванием от¬ставание в психическом развитии, характерологические черты, свойства эмоционально-волевой сферы), которые могли сущест¬венно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации?
2. Каково было психическое состояние потерпевшей в си¬туации, составляющей содержание уголовного дела?
3. Учитывая индивидуально-психологические особенности Испытуемой и содержание исследуемой ситуации, была ли ис¬пытуемая в состоянии понимать характер и значение совершав¬шихся с нею действий?
4. Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемой и содержание исследуемой ситуации, была ли ис¬пытуемая в состоянии оказывать сопротивление?
Указанные авторы полагают, что в случаях, когда эксперти¬за проводится в отношении испытуемых, не достигших вось¬милетнего возраста, нет смысла ставить вопросы о понимании характера и значения действий посягателя и способности по¬терпевшей оказывать сопротивление (по причинам, указанным выше). В таких случаях следует ставить вопросы, касающиеся способности потерпевшей адекватно воспринимать обстоятель¬ства дела, запоминать их, давать о них правильные показания. При этом нецелесообразны и вопросы относительно повышен¬ной склонности к фантазированию и повышенной внушаемо¬сти испытуемой.
Когда мы говорим о виктимном поведении потерпевшей, возникает еще одна достаточно сложная проблема, связанная с процессом взаимодействия посягателя и потерпевшей. Дело в том, что несовершеннолетний посягатель в силу недостаточного социального опыта, уровня психического развития, личностных особенностей не всегда в состоянии правильно оценить возраст, психическое состояние потерпевшей, мотивы ее поведения. В таких случаях поведение потерпевшей не может быть истолко¬вано как стремление к сексуальным отношениям. Если учесть тот факт, что и потерпевшая, не имея мотива вступления в по¬ловую связь, до определенной степени может испытывать за¬блуждения относительно истинных намерений посягателя, вполне вероятна ситуация, когда оба участника взаимодействия неадекватно воспринимают и оценивают мотивы поведения, психическое состояние друг друга, стремятся реализовать собст¬венные планы поведения. Рано или поздно это приводит к от-крытому конфликту, воспринимаемому ими как совершенно не¬ожиданному. В таких случаях можно рекомендовать назначать «двустороннюю» судебно-психологическую экспертизу в отно¬шении и потерпевшей, и обвиняемого [24].
Судебная психологическая экспертиза обычно проводится комиссионно, что обеспечивает ее качество, так как к участию в ее проведении привлекаются специалисты в различных областях психологических знаний. Однако присутствие во время беседы нескольких людей, когда затрагиваются вопросы, имеющие ин¬тимный характер, может вызвать серьезные затруднения у по-терпевшей, особенно если ею является несовершеннолетняя. В подобных случаях рекомендуется беседа в виде свободного раз¬говора, при котором внимание уделяется особенностям поведе¬ния, эмоциональным реакциям, формам их проявления. Общий план содержит следующие действия.
1. Изучение условий психического развития в дошкольном и школьном возрасте.
2. Изучение основных интересов, привычек, развлечений в период исследуемых событий, отношений со сверстниками про¬тивоположного пола, планов на будущее.
3. Воссоздание вместе с потерпевшей картины случившегося.
4. Изучение отношения испытуемой к случившемуся, ее спо¬собности оценить происшедшее с социальной, биологической и морально-этической сторон.
Коментариев: 0 | Просмотров: 53 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
- Психологические особенности понимания потерпевшей характера и значения сове ...
- Судебно-психологическая экспертиза
- Криминалистическая характеристика изнасилований и иных насильственных дейст ...
- Посягательства на половую свободу, неприкосновенность, нравственное и физич ...
- Особенности тактики отдельных следственных действий
-
Напечатать Комментарии (0)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
ДРУЗЬЯ САЙТА:
Библиотека документов юриста
СЧЕТЧИКИ: